Ребенок, песок и фантазия: тихие игры с песком

Содержание

10 новых нескучных игр с песком для ребенка 4-7 лет

Ребенок, песок и фантазия: тихие игры с песком

10 новых нескучных игр с песком для ребенка 4-7 лет

Песок – один из лучших инструментов для антистрессовой терапии. Причем, и для детей, и для взрослых.

И, если вторые со своими стрессами еще как-то справляются, то малышей лишать возможности зарыться в песочек хотя бы ладошками – нельзя категорически.

Неважно, куличики лепит ребенок или строит замки – играть с песком можно и нужно! Даже — дома, если на улице дождик или зима. Благо, вариантов домашних песочниц сегодня все больше и больше.

статьи:

  1. Чем полезны игры с песком?
  2. 10 новых игр с песком для ребенка 4-7 лет

Чем полезны игры с песком?

В первую очередь, это психотерапия, которой можно заниматься с года — и непременно в игровой форме.

Песочная терапия снимает стресс и напряженность, расслабляет и успокаивает, а также развивает…

  • Память, восприятие, мышление и воображение.
  • Интеллектуальные способности в целом.
  • Концентрацию внимания и усидчивость.
  • Речь, глазомер, мелкую моторику.
  • Творческий потенциал.
  • Коммуникативные навыки.
  • Социальные навыки (при коллективных играх) и др.

Главное – выбирать правильные игры!

Ребенку 4-7 лет игры с формочками и куличиками, конечно, уже не интересны. А замки уже, вроде, все построены. А те, что не построены, уже вовсю возводятся увлеченными папами и мамами, которых хлебом не корми – дай что-нибудь построить из песка.

Да и вообще — хочется что-нибудь новенького. Чего еще ни разу не делали.

Казалось бы, ну что еще можно сделать с песком, кроме куличей, замков и следов? А все-таки варианты еще есть!

Включаем фантазию, запасаемся правильным и чистым песком, и — вперед!

Домашняя песочница

Такая антистрессовая игрушка всегда выручит маму, когда на улице не подходящие для прогулки погодные условия, когда в песочнице во дворе не протолкнуться, когда у малыша плохое настроение или нужно просто занять его на некоторое время.

Что нужно для игры?

  • Песочница средних размеров (около 50-70 см х 70-100 см х 10-20 см). Размеры выбираем в соответствии с домашними условиями. Кто-то может позволить себе и двухметровую песочницу посреди большой квартиры, а для кого-то – и крохотную впихнуть достаточно проблематично. Изнутри рекомендуется красить песочницу в нежный и спокойный голубой цвет, который символизирует воду и успокаивающе действует на детскую нервную систему.
  • Выбирая ящик под песочницу (или сооружая его своими руками), помните, что песочница должна быть безопасной! Никаких острых углов, заусенцев, шершавых неошкуренных поверхностей, торчащих гвоздиков и проч. Идеальный вариант – надувная песочница, в которой можно безбоязненно мешать песок с водой, не переживая за ковер. Кроме того, такую песочницу легко убирать – достаточно просто высыпать песок в контейнер и сдуть саму «песочницу». Или же в качестве песочницы можно подыскать большой пластиковый контейнер.
  • Выбираем песок! Например, обычный морской песок — или прокаленный кварцевый. Конечно, можно при желании играться и с кинетическим или космическим песком в песочнице, но, если ребенок забирается в нее целиком, то стряхивать с одежды кинетический песок потом будет весьма затруднительно.
  • Что еще? А все, что может пригодиться ребенку в песочнице – формочки и лопатки, вода и лейка, игрушки и проч.

Песочница, в которую можно забраться с ногами, чтобы до умопомрачения зарываться в песок пальцами ног и рук – это фантастический антистресс для ребенка. Пропылесосить после игры – дело 10-ти минут, поэтому не стоит отказывать чаду в таком удовольствии.

Безусловно, оставлять ее в комнате постоянно не следует – доставайте «игрушку» по мере необходимости.

Татуировки из песка

Веселая и оригинальная игра для летнего выезда на природу.

Рисуем песком

Художественная творческая игра, которая подойдет для любой песочницы или пляжного отдыха.

Литье в песчаные формы

Одно из интереснейших занятий для песочницы. В принципе, им легко можно заниматься и на пляже, но в домашних условиях будет более комфортно.

Песочная анимация

Одна из самых интересных песочных игр, в которую с удовольствием играют не только дети, но и взрослые – причем, некоторые весьма профессионально.

Наверное, уже не осталось людей, которые бы не слышали о песочной мультипликации: все чаще можно увидеть в Сети подобные мультфильмы, созданные руками больших и маленьких мультипликаторов. Занятие фантастически интересное, творческое, развивающее уже раскрытые таланты и открывающее новые.

Что касается затрат на эту песочную игру – не такие уж они и большие.

Плюсы данной игры (техники):

  • Не нужны навыки и дорогие расходные материалы.
  • Нет возрастных ограничений.
  • Занятие интересно в любом возрасте.
  • Ролики с песочной анимацией действительно бьют рекорды по просмотрам на определенных сайтах.

Песочная анимация обладает 100% антидепрессивным эффектом, раскрепощает, развивает сенсорные ощущения.

Радуга в бутылках

Это творческое занятие не только приносит удовольствие в процессе, но и долго потом радует результатом.

Оригинальная поделка, простая в исполнении, внесет немного разнообразия в ваши привычные игры с ребенком и станет украшением для его комнаты.

Что нужно для поделки?

  • Мелкий просеянный песок. В крайнем случае – соль мелкого помола.
  • Цветные мелки.
  • Стеклянные небольшие бутылочки/баночки с крышками. Хотя пластиковые, безусловно, предпочтительнее, учитывая, что дети – основные участники процесса, но в стекле радуга смотрится более интересно, да и мелки к стеклу меньше прилипают.

Насыпаем на бумагу 1/6 часть песка, необходимого для одной бутылочки.

Далее берем цветной мелок — например, красный — и растираем им песок. Окрашенный песочек пересыпаем в сосуд. Теперь берем новый лист — и повторяем процедуру уже с другим мелком.

Емкость постепенно должна наполниться несколькими слоями песка, окрашенного в разные цвета.

На заметку: гораздо интереснее будет смотреться радуга, если песок засыпать в сосуд под углом или по спирали. Но важно сыпать его максимально аккуратно, чтобы разноцветные слои не смешивались. Теперь закручиваем крышку и можно использовать в интерьере!

Готовимся к школе!

Для этой игры достаточно периодически выезжать на берег моря или реки (если вы живете поблизости) — или соорудить небольшую песочницу, в которой можно использовать воду. Для таких целей подойдет даже ненужный противень.

Смысл упражнения – в обучении чтению и математике на песке.

Плюсы игры:

  • Ребенок снимает напряжение, связанное с различными страхами перед школой.
  • Ошибки можно легко стереть рукой.
  • Скованность уходит, остается умиротворение.
  • Осваивать азы чтения и математики гораздо легче через игру.

Заодно, в процессе игры, изучаем геометрические фигуры, следы птиц и животных, и др.

Идеальный вариант – найти формочки для песка в виде алфавита и цифр.

Создай свой мир

Эту игру психологи рекомендуют для детишек от 5-ти лет. Именно через создание собственного мира ребенок открывает вам тайны своих страхов и мечтаний.

Будьте внимательны и ничего не пропускайте – возможно, именно через эту игру вы вдруг поймете, чего так сильно не хватает вашему чаду.

Конечно, играть в нее рекомендуется дома, где ребенок максимально открыт и спокоен.

Сад камней

Игра для детишек постарше, которым не хватает способов снимать напряжение.

Сад камней – это домашняя мини-версия песочницы с эффектом антистресс. Такие нередко можно увидеть в офисах в качестве бизнес-версии.

Обычно к такой песочнице прилагается песок, камушки и мини-грабли, чтобы рисовать на песке узоры. Ребенок может разместить камушки – как душа пожелает, а узоры на песке помогут снять стресс и пробудить творческое начало.

Если бюджет ограничен, то на бизнес-версию лучше не тратиться, а купить красивую керамическую или пластиковую емкость, чистый мелкий песок (в строительном или зоомагазине), мешок камушков (ориентир – на магазин с живыми рыбками) и мини-грабли (покупаем в игрушечном отделе).

Угадай наощупь

Игра подойдет и для домашней песочницы, и для уличной.

Песочная терапия для детей: занятия, программа, игры с кинетическим материалом в детском саду

Ребенок, песок и фантазия: тихие игры с песком

Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых.

Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.

В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.

Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно.

Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений.

Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик

Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:

  • сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
  • проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;Сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры в песочнице способствуют развитию личности воспитанников
  • песочная анимация на специальных столах с подсветкой;Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает детей своей необычностью
  • создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;Создание композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка требует аккуратности и точности движений
  • лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.Кинетический песок хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести

Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Задачи

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:

  • Игровое:
    • театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
    • сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
    • дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
  • Эмоционально-психологическое:
    • стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
    • приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
    • формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
  • Сенсомоторное:
    • знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
    • развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
    • формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
    • развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.В процессе игр с песком происходит знакомство со свойствами песка и воды посредством экспериментально-исследовательской деятельности
  • ФЭМП:
    • формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
    • овладение первичными навыками счёта и измерения.
  • Речевое развитие:
    • обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
    • развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
    • формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
    • совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
  • Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
    • рисования на песке;
    • технического и художественного конструирования из кинетического песка.Рисование песком раскрывает внутренний потенциал ребёнка, развивает фантазию и творческое мышление

Противопоказания к использованию метода песочной терапии:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
  • нарушения кожного покрова (травмы и порезы).

Занятие с песком в детском саду

Занятие с песком может проводиться воспитателем в образовательных и развивающих целях, а также педагогом-психологом, специалистом-логопедом с целью диагностики эмоционального состояния малыша или в рамках коррекционной программы.

Младшая группа:

  • «В гостях у Песочной Феи» — формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами.
  • «День рождения Машеньки» — знакомство со свойствами мокрого песка, используя приёмы лепки.
  • «В стране песка» — обогащение тактильного опыта и экспериментальные игры с песком.
  • «Путешествие малыша-осьминога» — развитие образного мышления, стимулирование проявления чувства эмпатии.

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка

Средняя группа:

  • «Знакомство с песочным человечком» — воспитание уважительного отношения детей друг к другу.
  • «Чувствительные ладошки» — создание комфортной эмоциональной атмосферы с целью стабилизации психологического состояния.
  • «Две песочные страны» — формирование социальной компетенции детей, укрепление психического здоровья, развитие творческих, познавательных способностей и речи.
  • «Озеро исполнения желаний» — формирование навыков оценки и самооценки, доброго отношения друг к другу, желания эмоционально поддержать и помочь товарищу.
  • «Путешествие солнечного лучика» — развитие навыков составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с песком.

Игры с песком способствуют созданию комфортной эмоциональной атмосферы и стабилизации психологического состояния детей

Старший дошкольный возраст:

  • «Волшебный песок» — формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с песком.
  • «Морское путешествие» — снятие психоэмоционального напряжения методами песочной терапии (рисование и лепка), обучение приёмам релаксации, закрепление знаний на морскую тематику.
  • «Ладошки на песке» — развитие эмоционально-волевой сферы посредством коммуникационных игровых упражнений.
  • «Путешествие песочного колобка» — коррекция звукопроизношения посредством снятия эмоционального напряжения методами песочной терапии.

План занятия

  • Организационная часть, мотивация и ритуал «входа». Ритуал «входа» включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, встать вокруг песочницы, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, прочитать волшебное заклинание, передать по кругу «волшебный» колокольчик, игрушку или красивый стеклянный шар и т. д.Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой
  • Основная часть — непосредственная работа с песком, игры, символическое путешествие, задания и упражнения по релаксации или с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
  • Итоговая часть (рефлексия, ритуал «выхода») — дети символически забирают с собой всё важное, с чем они познакомились во время сказочного путешествия в песочную страну. Занятие может закончиться каким-либо традиционным символическим жестом или действием, например, прикладыванием раскрытой ладошки к сердцу, построением башенки из кулачков — метафоры дружбы и взаимопонимания. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением воспитанников по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
    • Расскажите, где мы сегодня побывали?
    • Что вы там делали?
    • Каким был песок?
    • В чём отличие влажного песка от сухого?
    • Какое у вас настроение после путешествия, что нового вы узнали?

Мотивационное начало занятия

Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания маленьких воспитанников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа (игрушка или видеообращение), любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну.
  • стихотворения и загадки;
  • игры;
  • познавательные беседы;
  • проблемные ситуации;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Идеи для сюрпризного момента могут быть разнообразными.

«Снеговичок и лето»

Под музыку холодного ветра прилетает Снеговичок из Королевства Снежной королевы (воспитатель в костюме) на белом и пушистом снежном облаке (воздушный шарик белого цвета). «Доброе утро, малыши, зимний ветер домчал меня к вам.

В своём ледяном королевстве я слышал о странном солнечном и тёплом лете, но так и не понял, почему все с таким нетерпением ждут его и восторженно встречают предвестницу лета, весну.

Вот и отправился в далёкое путешествие к вам в гости, чтобы вы рассказали мне о лете».

«В поисках Золотой Рыбки»

Педагог рассказывает детям, что утром случайно обнаружил морскую ракушку, а внутри — записку. Письмо прислал Дельфин, который просит помочь найти Золотую Рыбку. Ребята надевают символические волшебные костюмы водолазов-подводников и отправляются в путешествие.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса малышам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание (астма, заикание, энурез и т. д.

) либо девиантное поведение (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса.

Анализируя детские фантазии, наблюдая за поведением ребёнка в условиях игры, взрослые учатся расшифровывать тайные сигналы детской психики и адекватно на них реагировать.

Такие игры получили название проективных и занимают важнейшее место в работе практикующих психологов и педагогов, желающих помочь своим воспитанникам.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/pesochnaya-terapiya-dlya-detey-zanyatiya-programma.html

Песочная терапия и развивающие игры с песком

Ребенок, песок и фантазия: тихие игры с песком

Песочная терапия, в чем польза игр с песком для детей, как и в какие игры можно играть с песком.

Польза игр с песком для детей

Песок – самый близкий для ребенка игровой материал. Мало кто из детей ни разу не играл в песочнице, не пытался оставлять следы или рисунки на мокром песке, не строил замков, куличиков и т.д., попав на песчаный пляж. Поэтому игры с песком можно использовать для развивающих и обучающих занятий.

Песок – это природный материал, он дает ребенку энергию природы, при этом забирает негативную психологическую энергию и преобразует ее в положительную. Поэтому его с давних пор используют для медитации и расслабления.

Есть даже такая форма арт-терапии, как «песочная терапия»,  не очень известная у нас и популярная за рубежом. Подходит она и детям, и взрослым.

Арт-терапия – это терапия творческим самовыражением.

Часто человеку трудно осознать свои проблемы, разобраться в них самостоятельно, выразить их словами, рассказать об этом кому-то. Тем более это трудно детям. В том, что не получается понять сознательно, помогает разобраться психолог с помощью творческой детской игры.

Что такое песочная терапия?

Бывает, что традиционные способы арт-терапии не подходят. Т.к. рисовать, лепить или танцевать умеют не все, или умеют, но стесняются, или получается не так, как хотелось или не так, как у других. В этих случаях включается полный контроль своих действий, желание сделать все правильно, идеально, если это не удается, настроение портится, и нужного эффекта достичь не получается.

Совсем другое дело – песок. В песочнице детям обычно предоставляется больше свободы, чем, например, при рисовании («ты неправильно держишь карандаш, его надо держать вот так», «облака не бывают такого цвета». и т.д. и т.п.).

Вряд ли кто-то будет придирчиво проверять, насколько хорошо у ребенка получается создавать что-то из песка 😉 Здесь нет страха и комплексов, что что-то может не получиться, нет понятий «правильно» и «неправильно».

Это активизирует ресурсы самоисцеления и даёт возможность улучшить психологическое здоровье.

В профессиональной песочной терапии психолог предоставляет большие подносы, один с сухим, другой – с влажным песком. Дно подносов голубое, чтобы можно было изобразить небо или воду, сдвинув песок. А еще насыщенный голубой цвет оказывает успокаивающее и умиротворяющее воздействие.

С песком можно делать все, что хочется. Также по желанию можно использовать миниатюрные фигурки людей, животных, растений, зданий и т.д. для того, чтобы создать в песочнице свой собственный мир.

Психолог помогает разобраться с внутренним состоянием, о котором ему бессознательно рассказывает человек в своем творчестве, помогает увидеть существующую проблему, подсказать решение.

Но даже если такого специалиста нет поблизости, игра с песком приносит детям огромную пользу!

          В чем польза игр с песком для детей? Такая игра:

  • развивает тактильные ощущения,
  • является массажем для детских ручек,
  • не имеет ограничений по возрасту,
  • не требует специальных умений и навыков,
  • развивает творческое мышление,
  • дает почувствовать себя творцом, создателем,
  • помогает повысить самооценку и веру в свои возможности,
  • является интересным способом творческого самовыражения,
  • оказывает успокаивающее действие.

Где взять песок для детских игр?

Речной песок – более мелкий, более «нежный», если использовать его в сухом виде. Но он хуже держит форму, особенно в маленьких формочках. Морской – более крупный, но из него легче лепить, он лучше отделяется от формочек.

Где взять песок? На пляже или в строительных магазинах.

Перед использованием его надо обязательно просеять и промыть. Сохнет песок долго, поэтому сушить его лучше не в помещении, а на открытом воздухе, под лучами жаркого летнего солнышка, разложив тонким слоем. Для большей безопасности его желательно прокварцевать или прокалить в духовке.

Развивающие игры с песком

Как и в какие игры можно играть с песком? В зависимости от возраста и интересов ребенка на песке можно:

  • делать очень полезный песочный массаж: пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.д.);
  • делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т.д.;
  • рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой;
  • создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т.д.;
  • проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму);
  • проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр – мышечная память у детей очень сильная);
  • находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти;
  • создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.);
  • создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).

Такие игры-упражнения с песком развивают моторику, память, мышление, фантазию.

Предлагаю посмотреть другие статьи с меткой “Песок” (необычный песок для лепки своими руками, домашняя песочница с ним и т.д.).

Приятного Вам творчества! Специально для читателей блога “MORE творческих идей для детей” (https://moreidey.ru), с искренним уважением, Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Источник: https://moreidey.ru/tvorcheskie-igryi/pesochnaya-terapiya-i-igryi-s-peskom.htm

Цели и задачи песочной терапии

Ребенок, песок и фантазия: тихие игры с песком

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно  и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка.

Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка.

Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает “песочная игра”.

Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять.

В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук.

Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Игры на песке

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать – писать буквы, цифры…Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как “дорисовывание”.

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях.

При этом дети могут начать самостоятельно  творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

https://www.youtube.com/watch?v=K9TRaGNnjEU

Сказки на песке – это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет  хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • “идут ведмеди” – ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • “прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • “ползут змеи” – ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • “бегут жучки, паучки” – ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются – “жучки здороваются”)
  • “крокозябла” – ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры – прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д..

После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого.

Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов – камешков, ракушек, монеток и прочее.

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например :”А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ – красивых морских ракушек и камешков.

К ним в гости часто приходят друзья – зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками.

Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем – вниз, затем – одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть.

Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой – вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации.

Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками 

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками.

Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. .

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф – в прямоугольном, зайчанок – в круглом и так далее.

Теперь взрослый говорит:”Помоги мне расселить жителей по их домам.

Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа”

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Дальше Вы можете посмотреть несколько видео о том в какие еще игры можно поиграть с ребенком на пляже, чтобы летний отдых был полезным и интересным как для Вас, так и для Вашего малыша.) 

про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей “горячо-холодно”

Если статья понравилась и была полезна – подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка. 

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.     

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/114-igry-na-peske-pesochnaya-terapiya

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!

Ребенок, песок и фантазия: тихие игры с песком

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

История метода песочной терапии

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века. Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира». В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства.

Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения.

Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

Проводить песочную терапию не рекомендуется в следующих случаях:

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку.

Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы.

Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина . Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Можете скачать книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Чудеса на песке. Песочная игротерапия

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков.

Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Вам понравилась статья? оставьте ваши комментарии, поделитесь с друзьями в соцсетях.

Статью прочитали: 6 423

Расскажите друзьям:

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть