Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

Содержание

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет: теория, занятия и упражнения

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

9 Сентября 2017

Как развивать речь и научить ребёнка говорить от 1 до 2 лет и старше, какие выполнять упражнения. Подробный план занятий, основанный на личном опыте.

Существует множество теорий о том, как мы обретаем речь. Знаменитый лингвист Ноам Хомски убежден, что мы рождаемся с заранее загруженным программным обеспечением для речи. Этот “пакет программ” он называет универсальной грамматикой.

Как только речь появилась, она, как правило развивается быстро. Если рассчитать с рождения, у нас получится, что новые слова усваиваются со скоростью три слова в день. Этот “проект” требует длительного времени для своего завершения.

Детям, помимо лексики, необходимо овладеть звуками языка (фонемы) и научиться понимать социальное значение слов (экспрессивное намерение). Младенцы отслеживают эти параметры языка в удивительно раннем возрасте.

Человеческое обучение в его наиболее естественном состоянии – это прежде всего опыт взаимодействий. Интеллект развивается не в капсулах машин, а в теплых объятиях любящих людей. Джон Медина

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше – это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования.

В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми.

Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

  • Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов. Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 
  • Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи. К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Что говорить и как говорить 

Хотя многим может показаться, что 2100  слов в час это слишком много, но такова средняя скорость беседы. Чрезмерная стимуляция может быть настолько же вредна для развития мозга, как и недостаточная, важно следить за признаками усталости у ребенка.

И никакие даже самые элементарные высказывания не стоит считать чересчур глупыми. “Сейчас пойдем кушать вкусную кашу”. “Посмотри какие зеленые листочки распустились на деревьях”. “Сейчас мы тебе будем менять памперс”.

Просто возьмите в привычку комментировать происходящее.

Парентез – это специфицеская форма речи, в которой родители по всему миру говорят с детьми. Она привлекательна для уха ребенка.

Для парентеза характерны высокая тональность голоса и напевность с растянутыми гласными. И хотя родители, когда говорят в такой манере, не всегда осознают это, но такая речь помогает мозгу ребенку учиться.

Почему? Потому что гораздо легче понять человека, замедляющего речь. 

Родители при этом делают звук каждой гласной более различимым. Такое акцентирование позволяет ребенку слышать слова как отдельные единицы речи и лучше их различать. Напевный голос помогает младенцам разделять звуки на контрастные категории. 

Дети, с которыми разговаривают с рождения в такой манере произносят первые слова в 7-9 месяцев, предложения в возрасте около 10-16 месяцев.

Младенцы совершенно точно способны начать взаимодействие со взрослыми через 42 минуты после рождения. И еще бессловестные крохи обрабатывают огромное количество вербальной информации, хотя в это сложно поверить.

Из личного опыта Марины Ницуленко. “…С сыном я начала заниматься практически с рождения: мини-развивайки по 2-3 минуты несколько раз в день, эмоционально читала книжки с 1,5 месяцев каждый день, ежедневно на качельках пропевала алфавит на мотив детских песенок, носила в кенгуру и всё комментировала. Муж в шутку называл меня навигатором.

Говорить Максим начал предложениями в 1 год и 7 месясев. Причем сложными с “потому что и поэтому”. 

Что конкретно мы делали для развития речи (упражнения):

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Утром и вечером во время умывания. Висела у меня шпаргалка, мы делали пока ему хотелось. Например,”Села муха на варенье, вот и всё стихотворение. Покажи как ты язычком варенье слизываешь с губок, а как муха жужжит.” Или язычок идет в гости к носику, тянем язык к носу, как можем. Я взяла те, что можно обыграть и меняла периодически.

  2. Звукоподражание. Игра типа “Угадай,кто я “. Показываем и звучим, как выбранное животное, ребёнок угадывает и повторяет. Шипим как змея, жужжим, как пчела, звеним, как комар, мычим, как корова, лаем, как собака, гогочем, как гусь, кулдычем, как индюк, рычим, как лев.

  3. Дуем мыльные пузыри много и часто!!!! Дуем на свечку, на перышки, на бумажный кораблик на воде и т. д.

  4. Делаем бурю в стакане. Дуем в трубочку, чтоб вода расплескивалась.Так мы выучили шторм, цунами, буря.

  5. Ловим рыбу. Рисуем из тетрадной бумажки рыбку и ловим ее трубочкой для коктейля. Вдыхаем воздух, рыбка держится и переносим улов в игрушечное ведерко. Это сложно, нужна тренировка.

  6. Гонки карандашами. Ставим карандаш на стол, дуем, чтоб он скатился со стола. Поддавайтесь ребёнку, чтоб не расстраивался.

  7. Поём песенки Железновой. Альбом “гав, мяу”. Там часто повторяющиеся слоги, учат ребенка постепенно говорить.

  8. Надуваем щеками воображаемый шарик, потом лопаем. Бах.

  9. Много лепим, так массируется центр речи на ладошке. Тестом, восковым, пластилином.

  10. Массаж ладошек шишкой, грецким орехом, массажным мячиком с иголками. У Железновой есть подпевка на эту тему “Катится колючий ежик, нет не головы не ножек….”

  11. Пальчиковые игры. Чем проворнее пальчики, тем лучше речь. Сначала показываем на своих пальчиках, потом своими руками ребенку, затем малыш повторяет сам. Например катим кулак “Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду.

    Буль” или “На двери висел замок , кто его открыть бы смог. Мы немного покрутили. Мы немного постучали. Мы немного потянули и открыли “Пальцы сцеплены в замок, дальше по сюжету. Хорошие игры у Лены Даниловой. Есть в свободном доступе.

  12. Развиваем мелкую моторику. Перекладываем щипцами грецкие орехи в лоток для яиц, пипеткой воду из емкость в емкость, ложкой мячики в тазик, пинцетами подкрашенные ватные шарики в тарелочки по цветам и т. д. Такие движения сложно даются ребенку, тренируется пинцетный захват. (Большим и указательным пальчиками). Колоссально полезно для речи и письма.

  13. Часто признаемся друг другу в любви, как влюбленные рыбки. Это наша семейная традиция. Всасываем обе щеки внутрь, чтоб губы получились, как у рыбки и целуемся.

И в завершении хочу сказать ,что у моего сына не было проблем ни с единым звуком. Он сразу начал выговаривать все звуки правильно, но ошибался по началу в склонении и окончаниях. Мы делали с 8 месяцев только то, что я описала выше. Когда речевой аппарат подготовлен,ребёнок быстро заговорит…”

Одна важная вещь! Всему свое время, ваш ребенок уникален и прекрасен. Многие родители считают, что дети не стараются заговорить, потому что их и так понимают без слов.

В этом есть доля правды, если имеет место гиперопека и родители каждый раз предвосхищают желания ребенка, в остальных случиях – нет.

Малышам не сладко от осознания того, что они уже многое понимают, но выразить словами не могут, часто они злятся и раздражаются если родители не могут их понять. 

Наша задача не создавать ребенку психологических барьеров (“Говори, говори словами, я тебя не понимаю, мама уже говорила в твоем возрасте” – любимые фразы раздраженных родителей неговорящих двухлеток), а стимулировать речевые навыки и поддерживать именно вашего ребенка в его стараниях. Занимайтесь вместе и в удовольствие!

Подбор книжек по развитию речи.

Научные факты и исследования из книги Джона Медина “Правила развития мозга вашего ребенка”.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/samye-effektivnye-sposoby-nauchit-rebyenka-govorit.html

Курс на совершенствование речевых навыков, или как научить ребенка говорить в 1, 2 и 3 года

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

После появления на свет, малыш активно растет и развивается: каждый месяц родители замечают определенные изменения. В полгода происходит активное становление психоэмоциональных, слуховых и речевых навыков.

Для оценки развития ребенка используют специальный календарь, в котором приведено, когда и чему должен научиться малыш.

К сожалению, не у всех детей становление проходит успешно и соответствует возрастным нормативам. Одной из распространенных проблем является задержка речевого развития. Главной задачей родителей в этом случае является помочь малышу избавиться от молчаливости. Для этого нужно знать, как научить ребенка говорить.

Когда дети начинают говорить?

После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.

Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.

Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.

Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.

Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.

Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.

Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.

Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.

Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.

“Мама”, “папа” и другие слова

В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.

В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.

После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.

Осознанными предложениями

При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов.

Учиться общаться малыши могут по-разному.Одни хорошо выговаривают сложные звуки, но не могут составлять фразы из слов.

Другие дети, наоборот, произносят предложения, но их речь невнятная, ее способны понять только родители и близкие родственники.

Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.

Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.

Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.

Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года?

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь. Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия.

Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:

  • чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
  • рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
  • во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.

Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.

Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:

  • играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
  • при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
  • несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
  • включать познавательные мультики, детские песни.

Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Упражнения для развития речи в 3-5 лет

Если трехлетний малыш молчит, то нужно обратиться к специалисту. Задержка речевого развития в более позднем возрасте может осложниться проблемами в психологической сфере. Существуют различные методики, способствующие становлению речи у 3-5-летних детей. Как правило, все занятия проводятся в игровой форме.

Название игры Атрибуты Цель Суть
Сказка про язычок зеркало развитие и укрепление мышц языка Надо рассказать малышу сказку про язычок: «Он живет во рту, очень любознателен. Язычок высовывается наружу и смотрит в разные стороны». После этого стоит высунуть язык и начать двигать им вверх, вниз, по кругу, вправо-влево. Далее нужно сказать, что язычок любит прятаться и дразниться, делаться широким и узким. При этом следует убрать язык за зубы, а затем высунуть его наружу. Ребенок должен повторять движения за взрослым. Нужно вместе с ним покривляться, построить разные рожицы перед зеркалом
Объединяй карточки с изображениями одежды, посуды, фруктов или овощей развивает наглядно-образное мышление Надо разложить перед ребенком карточки одной тематики (например, фрукты). Попросить малыша назвать, что изображено на каждой из картинок, а затем объединить их одним словом
Лошадка улучшает артикуляцию, помогает в дальнейшем избежать трудностей с произношением сложных звуков Нужно показать малышу, какие звуки издает лошадка при ходьбе. Попросить его повторить цоканье.
Предлоги игрушка, книга или любой другой предмет правильное употребление предлогов и слов Следует располагать предмет на, под, над столом и просить малыша сказать, где он находится. Если ребенок не справляется, то ему нужно подсказывать

Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику

Также надо совершенствовать мелкую моторику, для этого полезны такие занятия:

  • лепка из кинетического песка, пластилина;
  • рисование;
  • рукоделие.

Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата.

Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.Артикуляцию способы нарушить также аномалии строения челюсти и зубов.

Но чаще всего плохое произношение отдельных букв связано с неправильным педагогическим подходом.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.
Название упражнения Цель Суть
Расслабим язычок расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх укрепление мышц языка Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами. Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка произношение буквы Ф Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку. Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж выговаривание Ш и Ж Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч Произношение Ч Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус произношение буквы Р Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки произношение буквы К  На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Домашние занятия с ребенком помогают улучшить произношение букв, стимулируют развитие осознанной речи. Но не всегда у родителей выходит помочь малышу начать нормально разговаривать. В этом случае нужно обращаться к логопеду.

Записаться на консультацию к специалисту необходимо когда ребенок:

  • молчит при нормальном слухе и психическом развитии;
  • плохо произносит сложные буквы;
  • нечетко выговаривает слова;
  • не умеет строить связные предложения.

Некоторые родители думают, что к логопеду нужно обращаться с 5-6-летнего возраста.

Но, как показывает практика, лучших и более скорых результатов можно добиться, если начать занятия со специалистом в раннем возрасте. Логопед в своей практике использует специальный массаж, упражнения, которые улучшают артикуляцию и произношение слов.

по теме

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка разговаривать:

Таким образом, не у всех детей становление речи проходит в соответствии с календарем развития. Тому есть ряд причин: социальные, педагогические, физиологические и т.п.

Родителям важно больше разговаривать с малышом, проводить с ним обучающие занятия в виде игры. Если это не помогает, то требуется обращаться к специалисту. Нельзя пускать проблему на самотек.

Это может привести к задержке психо-речевого развития.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit.html

Ребёнок в 3 года не говорит: что делать, как научить его разговаривать

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

Детский логопед Буйнова Надежда Валерьевна

31 января 2019 г.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого.

Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению.

Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты — логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка.

И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/ne-razgovarivaet-3-goda/

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

Речевое развитие детей 2-3 лет происходит особенно интенсивно. Каждый месяц малыш осваивает новые слова и фразы, родители уже могут вести с ним осмысленный диалог. В данном возрасте важно контролировать соответствие детской речи возрастной норме и предотвращать нарушения.

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста происходит поэтапно. Каждому этапу соответствуют определенные активный (проговариваемый) и пассивный (понимаемый) словари, звукопроизношение.

Ребенок 2-3 лет

Раннее речевое развитие ребенка

К 3-м годам у малыша формируется некая «база» речи, на основе которой строится все дальнейшее ее развитие. Поэтому с самого рождения нужно обращать особенное внимание на развитие речевых навыков ребенка.

Среднестатистические нормы

Если с первых месяцев жизни с ребенком активно занимались в домашних условиях, общались и комментировали свои и его действия, то к возрасту 2-3-х лет у него происходит формирование достаточно большого пассивного словаря. Говорить при этом он может невнятно, непонятно, отрывистыми словами и короткими фразами.

Обратите внимание. В данный период понимание речи развито сильнее, чем ее произношение.

Основные нормы развития речи малыша к третьему году жизни:

  • Большая часть употребительных слов – существительные и глаголы. Начинает использовать прилагательные, предлоги и союзы, местоимения и наречия.
  • Используются простые фразы из 2-3 слов. Способен поддержать простой диалог.
  • Знает характеристики предмета (большой, маленький), основные цвета и формы.
  • Понимает обращение к нему взрослого.
  • Форма активного познания языка – изобретение новых слов. Например, лопатке может дать название – копатка.
  • Звукопроизношение к 3-м годам далеко от идеала. Трудности возникают при произнесении свистящих и шипящих звуков, «Л» и «Р». Часто происходит замена твердых на мягкие. Это считается нормой для данного возраста, развивается чистое звукопроизношение к 5-и годам.

Основные причины задержки развития речи у детей

Иногда процесс речевой деятельности развивается не по общепринятому сценарию. По возрасту малышу давно пора заговорить, но он упорно молчит, общается посредством мимики и жестов или крайне неразборчиво. Причины задержки речевого развития (ЗРР) могут быть следующими:

  • Болезни матери во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни и травмы головы ребенка до трех лет;
  • Нарушение слуха;
  • Отсутствие интенсивного общения со взрослым.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения выполняются при нескольких условиях: ребенок сидит с прямой спиной, глядит прямо перед собой, при выдохе не надувает щеки. Заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой можно и дома, а материалы для упражнений выполнить в процессе совместного с ребенком творчества.

Обратите внимание. Артикуляционная гимнастика в этом возрасте происходит по подражанию взрослому, по большей части перед зеркалом.

В чем может крыться причина молчания малыша?

Причинами молчания малыша могут быть:

  • малое внимание со стороны взрослых;
  • травмы в перинатальный период и в раннем детстве;
  • нарушения слуха.

Многие родители ссылаются на то, что «родственник заговорил в 4, и все с ним хорошо». Однако стоит помнить, что развивать речь малыша стоит с малых лет, т.к. наследственность не играет главенствующей роли в ее становлении, а последствия могут быть очень плачевными. Моторная и сенсорная алалия, ЗРР и другие нарушения речи требуют постоянной логопедической коррекции.

  Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.

Что влияет на развитие речи у двухлетки

В первую очередь влияет наследственность и наличие травм во время беременности, родов и в период раннего развития малыша.

Вторая причина – это окружение. Важно, чтобы с ребенком общались часто и правильно (без сюсюканий). Детские слова и фразы в этом возрасте – точное отражение речи взрослых. Поэтому, чтобы правильно развить и обогатить словарь малыша, нужно тщательно следить за тем, в какой речевой среде он находится.

Домашнее занятие с ребенком

Важно помнить: речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте 2-3 лет

Речевая деятельность ребенка в 2-3 года претерпевает наибольшие изменения. Именно в это время происходит ее становление, нарабатывается база, на основе которой впоследствии будет происходить развитие.

Речевое развитие детей раннего возраста

Развитие идет комплексно и затрагивает многие направления. Это и расширение словаря, и работа над звукопроизношением, и процесс выстраивания связной речи (монолог и диалог). Все этапы должны происходить под родительским наблюдением и с непосредственным участием взрослых.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Проводить занятия по развитию фонематического слуха нужно в знакомой ребенку обстановке и обязательно в игровой форме. Малыш должен понимать, что от него требуется, поэтому важно грамотное введение в игру – задать верные вопросы (короткие и максимально простые).

  • Покажи, откуда идет звук? Ребенок закрывает глаза и затем жестом руки показывает, откуда доносился звук.
  • Хлопни, как я. Повторяет количество хлопков за взрослым.
  • Хлопни, когда услышишь песенку водички (с-с-с). Малыш из набора звуков должен выбрать необходимый.

Развитие речи у детей раннего возраста

Наибольший толчок к возникновению речи происходит при социализации ребенка. В детском саду часто встречаются уже говорящие детки, за которыми, так или иначе, тянутся остальные.

Обратите внимание. Процесс речевого становления в группе идет гораздо быстрее, нежели в индивидуальном порядке.

Грамматические особенности речи

В два-три года у малыша практически не сформирован грамматический строй речи. Возможны, и даже приветствуются, новые словоформы – эта особенность означает, что ребенок анализирует речь и на основе своего небольшого жизненного опыта старается подобрать подходящую форму. Ошибки в склонениях и употреблении предлогов также соответствуют возрастной норме.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи

Одна из технологий развития речи заключается в употреблении многочисленных упражнений на мелкую моторику рук. Для построения предложения требуется овладеть моторным планированием – четко знать, что говорить и в какой последовательности.

Задания, в которых требуется участие мелкой моторики рук, направлены в первую очередь на развитие моторного планирования.

Таким образом, приобщение этих упражнений к общему комплексу речевого развития будет способствовать скорейшему появлению речи у малыша.

Развитие мелкой моторики

Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет

Уроки должны быть короткими, театрализованными и насыщенными играми. Поначалу, чтобы четко следовать плану и не идти у ребенка на поводу, лучше подготовить подробный конспект.

  Особенности речевого развития у дошкольников

На занятиях огромную помощь оказывают разнообразные логопедические книжки, раскраски и другие дидактические материалы. На просторах всемирной сети есть пособия, которые можно распечатать и применять в домашних играх.

Дополнительная информация. Конспекты занятий можно подсмотреть в книге О.Э. Литвиновой «Речевое развитие детей раннего возраста». Составленные четко по программе ФГОС на основе многолетнего опыта автора, все упражнения в книге направлены на становление произношения и грамматического строя речи малыша.

Учим правильно подражать речи взрослых

Для правильного подражания устной речи важно, чтобы произносимые взрослым слова звучали правильно и четко. Малыш может не сразу сказать фразу целиком и правильно.

Главное – даже в нечетко звучащем произношении сохранность количество слогов.

Если из нескольких слогов слова ребенок выбирает и произносит один, наиболее ему удобный, – это нарушение речи, которое в данном возрасте уже необходимо лечить.

Как тренировать ой аппарат и развивать речь ребенка

Голосовой аппарат в раннем возрасте формируется на основе фольклорных песен и сказок. Частушки, прибаутки и другие формы песенного творчества содержат большое количество удобно произносимых гласных. Народные песни помогают увеличить количество проговариваемых на одном выдохе слов, улучшить плавность выдоха, а также познакомить малыша с русским фольклором.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Чтобы разговорить ребенка нужно:

  • Не давать все вещи по первому его указательному жесту, а спрашивать: «Ты хочешь яблоко? Или апельсин?». И только после перебора нескольких вариантов, давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи.
  • Ежедневно читать с малышом короткие стихотворения и стараться их повторить.
  • Устраивать некие «собрания» животных в игре и спрашивать: «Как говорит корова? А собака? А кошка?»

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения:

  • Надуть щеки;
  • Улыбка;
  • Трубочка (вытянуть губы вперед);
  • Лопатка (широкий язык на нижней губе);
  • Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык).

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей

В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:

  • звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
  • речевое сопровождение всех действий ребенка;
  • знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

К трем годам моторика рук у малыша развита слабо.

Пальчиковые игры с ребенком

Основные пальчиковые упражнения:

  • коза (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные в кулаке);
  • стол (одна рука в кулаке, вторая прямой ладонью кладется на кулак);
  • стул (одна рука в кулаке, прямая ладонь второй ставится сбоку от первой);
  • колечко (большой и указательный палец соединяются, образуя кольцо).

Развитие речи с детьми раннего возраста предотвращает появление дальнейших серьезных проблем, требующих консультаций со специалистами, и расширяет кругозор малыша. Главное правило занятий – игровая форма проведения и правильная речь взрослого, на которую равняется ребенок.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/uprazhneniya-dlya-razvitiya-u-detej-2-3-let

Развитие речи у детей — почему ребенок не говорит?

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

Ни для кого не секрет, что развитие речи у детей — один из главных признаков формирования личности. Развитие речевых навыков происходит в несколько этапов, зависит от возраста и индивидуальных особенностей каждого малыша. Первые слоги ребенок осваивает в ранний период — примерно в 8–12 месяцев от рождения.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих. Четырехлетний малыш уже может поделиться впечатлениями от происходящих с ним событий, пересказать сказку, прокомментировать бытовые ситуации.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих

Для многих родителей недостаточное развитие речи детей 2 лет становится причиной для беспокойства. Они ищут выход из ситуации в литературе, у специалистов, обращаются к психологам и логопедам.

При этом забывают, что у разных детей стартовые возможности отличаются. Другие же родители, напротив, уверены в том, что их чадо обязательно заговорит, просто еще не время. Действительно, многие малыши начинают овладевать речью немного позже, однако, если развитие речи детей 3 лет все еще оставляет желать лучшего, это может служить признаком имеющихся отклонений в развитии.

Достаточно вспомнить другие успехи малыша и сравнить их с достижениями сверстников, чтобы понять, что освоение навыков не может происходить одновременно у всех детей одного возраста.

Пока один малыш опасливо передвигается по стенке, другой уже может уверенно ходить и бегать без посторонней помощи. Аналогичное объяснение, порой, имеют и «проблемы» с речью.

Родители могут облегчить ребенку задачу, занимаясь с ним и следуя рекомендациям специалистов.

Стоит отметить, что границы нормы относительно возраста, когда ребенок должен начать разговаривать, все же имеются. Так, по достижении трех лет ребенок уже должен уметь изъясняться.

Пусть его произношение еще далеко от совершенства, однако родственники уже могут понять, чего он хочет и о чем говорит.

Если же до трех лет малыш так и не научился разговаривать, то в дальнейшем ему будет еще труднее, ведь влияние речи распространяется и на другие способности.

Почему отсутствует речь раннего возраста?

Существуют несколько наиболее распространенных причин:

1. Наследственность. Если оба родителя (или хотя бы один из них) начали разговаривать относительно поздно, то не стоит удивляться, что ребенок — «молчун». Во всем виноваты гены! Однако, такое объяснение отсутствия речи применимо лишь к детям, возраст которых не достиг трех лет.

2. Проблемы с органами слуха. Если ребенок плохо слышит, то и не может распознавать речь окружающих в полной мере. Соответственно, процесс овладения речью может существенно затянуться, а также развиться патология речи. Причинами дефектов слуха могут быть врожденные или приобретенные заболевания, особенности строения ушного канала.

3. Последствия тяжелых заболеваний. Результатом серьезных болезней или недоношенности плода в период беременности может стать общее состояние ослабленности детского организма. В случае, если было нарушено развитие нервной системы, то следствием этого может стать и задержка в освоении речевых навыков.

4. Гипоксия плода в период беременности. Внутриутробное кислородное голодание или родовая травма тоже могут служить причинами задержки развития речи.

5. Общая отсталость в развитии. Если ребенок по многим признакам показывает худшие результаты, чем сверстники, не стоит удивляться, что и заговорит он позже других.

При этом давно замечено, что в большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше мальчиков, осваивая это умение постепенно.

Мальчики же, очень часто, долго сохраняют молчание, а затем неожиданно начинают «выдавать» целые предложения.

Патология речи — как определить?

Первое, что следует сделать заботливым родителям, чей ребенок долго не может освоить речь раннего возраста — установить причину этого явления. Помогут в этом квалифицированные специалисты — педиатр, ЛОР, логопед, невролог.

 Для определения уровня развития речи логопед обычно проводит простые тесты. По итогам исследования, специалист сможет выявить несоответствия развития речи возрасту малыша, если таковые имеются. Для установки точного диагноза, возможно, потребуется и консультация невролога.

Этот врач сделает соответствующие выводы о здоровье нервной системы крохи, опросив мать о протекании беременности, особенностях родового процесса, поведении младенца. ЛОР поможет выявить проблемы со слухом, артикуляционным аппаратом. Возможно, причина проблемы — короткая подъязычная уздечка.

Для определения причин ЛОР проведет исследования ротовой полости, слуховых органов, а также сделает аудиограмму.

Когда же следует провести данные исследования? Как известно, чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней будет справиться, поэтому рекомендуется получить консультацию вышеперечисленных специалистов уже в годовалом возрасте малыша. Также следует повторить визиты к докторам в два и три года. 

Методы развития речи

Многих родителей волнует вопрос о том, как развить речь. Чтобы ускорить процесс развития речи, стоит как можно раньше начать несложные занятия с малышом, направленные на общее интеллектуальное развитие и освоение речевых навыков в том числе.

Основные методы развития речи доступны каждому родителю. Следует разговаривать с ребенком, просить его повторять несложные звуки, слоги, слова уже на первом году жизни. Нужно произносить слова четко, спокойным тоном.

Когда ребенок уже понимает значение элементарных реплик взрослого, нужно задавать ему простые вопросы, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно перейти на более сложные вопросы, ответ на которые должен быть уже более развернутым, и содержать несколько слов.

Также можно научить ребенка давать характеристики предметам по цвету, размеру, форме. С самого раннего возраста малышу нужно читать короткие, но запоминающиеся стишки.

Родителям важно понять, что не стоит заставлять ребенка выполнять упражнения против его воли, или когда он не в духе. Доброжелательность и терпимость со стороны родителей — первый шаг на пути к успеху и взаимопониманию с крохой.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/article/post/prazvitie-rechi-unbspdetejjnbspmdash-pochemu-rebenok-nenbspgovoritp

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.