Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?

Содержание

Почему ребенок кусается и как его отучить: что можно и нельзя делать

Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?

Вам приходилось испытывать на себе остроту маленьких зубиков любимого чада? Если да, то поверьте – вы не одиноки, с этой проблемой сталкиваются многие родители. И решать ее следует безотлагательно.

Кусающийся младенец выглядит забавно и умилительно, но если его вовремя не отучить его от этой привычки, разборок на детской площадке и в садике не миновать. Поговорим о том, как отучить ребенка кусаться – что советуют специалисты.

Почему ребенок кусается

Дети могут причинять боль окружающим, в том числе, и кусаясь. Важно понять, осознанно это происходит или нет, и определить, почему дети кусаются. Психологи выделяют два типа причин – психологические и физиологические. Большое значение имеет возраст ребенка.

До года

В этом возрасте речь идет только о физиологии. Младенцы начинают кусаться при прорезывании зубов. Набухшие десны зудят и болят, и малыш пытается избавиться от боли, прикусывая все подряд.

В этот период очень эффективны специальные «пупырчатые» игрушки из силикона, наполненные гелем. Их можно давать малышу слегка охлажденными. Упругая прохладная игрушка смягчает неприятные ощущения. Если это не помогает, педиатр может посоветовать специальные препараты, снимающие зуд и боль.

Очень важно отучать ребенка кусаться во время кормления. Педиатры советуют прекратить кормление сразу после укуса, строго сказав малышу, что так делать нельзя. Подросший ребенок прекрасно уловит интонацию.

Снова дать грудь можно через 2-3 минуты, а если укус повторится, то увеличить перерыв. Ребенок должен усвоить, что он лишает себя молока, кусая маму.

Иногда на форумах встречается совет немного ущипнуть ребенка в ответ на укус. Но психологи не рекомендуют этот способ.

1-2 года

Физиологической причиной непроизвольных укусов может стать слабость жевательных мышц.

Их нужно тренировать – пусть малыш надувает воздушные шарики, грызет морковку, пускает мыльные пузыри. В этом возрасте проявляются и психологические причины.

Укусы «на эмоциях»

Укус может быть способом выражения эмоций. Малыш просто еще не умеет адекватно выражать их, его словарный запас ограничен.

Ребенок бьет маму или кусается, пытаясь привлечь к себе внимание, снять напряжение, выплеснуть накопившиеся чувства – как плохие, так и хорошие. При этом он может не понимать, что причиняет боль.

Малыша нужно учить выражать эмоции – попрыгать и похлопать в ладошки, обнять, поцеловать.

В этом возрасте, играя с ребенком, не нужно шутливо его кусать. Малыш повторяет действия взрослых, но вот силенки может не рассчитать, и его укус будет болезненным.

Причем он не поймет, за что его ругают – ведь он сделал то же, что и взрослые.

Агрессивные укусы

Важно уделять малышу достаточно внимания. Если мама слишком занята, укус может стать средством напомнить о себе. Пусть мама и ругается, но она сразу отвлеклась от своих дел, то есть способ сработал.

Агрессию могут спровоцировать семейные неурядицы. Если ребенок становится свидетелем разборок на повышенных тонах, он может укусить того, кого считает виновником конфликта.

Негативные эмоции очень вредны для формирующейся психики малыша, поэтому все конфликты следует решать в его отсутствие.

Что делать, если ребенок кусается

В этом возрасте ребенок лучше понимает действия, а не слова. Если он укусил вас, строго скажите, что так нельзя делать, и отодвиньте его от себя. Игнорируйте его 2-3 минуты. Если рядом есть кто-то из взрослых, то пусть пожалеет вас, показывая малышу, что вам больно.

Если ребенок кусается в детской компании, нужно его увести оттуда, показав, что с ним никто не будет играть, пока он так себя ведет.

Категорически нельзя позволять ребенку таким способом добиваться своего.

Если он, кусаясь, пытается получить игрушку или добиться чего-либо еще, ему нужно четко дать понять, что этот способ никогда не сработает.

2-3 года

С возрастом осознанность действий у ребенка возрастает. Ребенок понимает, что причиняет боль своим укусом. Как правило, есть какая-то психологическая причина – ссоры в семье, конфликт с детьми в садике или другой стресс.

Словарного запаса малыша еще не хватает, чтобы он мог подробно описать свое состояние. Поэтому следует понаблюдать за ним, проанализировать окружающую его обстановку.

Агрессию, проявляющуюся, в том числе, и через укусы, может вызвать рождение младшего братика или сестрички. Для маленького ребенка может стать тяжелым испытанием переключение внимания родителей на младенца.

Что делать

Ребенок, растущий в атмосфере психологического комфорта, гораздо меньше склонен к агрессии. Поэтому очень важна спокойная, доброжелательная атмосфера в семье.

Для выплеска негативных эмоций психологи рекомендуют вводить действия-замещения. Если вы видите, что чадо расстроено, предложите ему от души попинать мячик, побегать (можно наперегонки), покататься на качелях. Хорошо помогает регулярная утренняя зарядка.

Если в семье ожидается рождение младенца, старшего ребенка нужно готовить заранее. Можно объяснить ему, что его любят не меньше, но новорожденный требует больше заботы, так как он совсем маленький.

Нужно привлекать старшего ребенка к уходу, он вполне может принести пеленку или поднять соску. И необходимо сделать все, чтобы он не чувствовал себя забытым.

3-4 года

Начинает проявляться кризис трехлетнего возраста. Для ребенка важно отстаивать свое мнение, чувствовать себя лидером, и если это не удается, в ход могут пойти агрессивные методы – швыряние игрушек, удары, укусы.

В этом возрасте многие дети идут в детский сад, а это серьезная нагрузка для неустойчивой детской психики. Укусы могут служить средством защиты, ответом на обиду или средством снять стресс.

Другие причины агрессии

Если ребенок старше трех лет не может избавиться от агрессивной привычки кусаться, причина такого поведения может быть гораздо серьезней, чем временный стресс. Возможно, ребенок растет в неблагоприятной обстановке, отсюда педагогическая запущенность, отставание развития, неумение контролировать эмоции, низкие коммуникативные и речевые  навыки.

Причина может быть физиологической, если есть проблемы с неврологией: последствия мозговых травм, головные боли, страхи, неуравновешенность.

В таких случаях необходима помощь педиатра и детского психолога.

4-5 лет

Если привычка кусаться сохраняется в этом возрасте, причина, скорее всего, в психических отклонениях. Ребенок прекрасно понимает, что он причиняет боль другим.

Надеяться на то, что он перерастет эту привычку, не стоит, лучше сразу обратиться к специалистам. Возможно, у ребенка есть и другие патологии развития, позже его поведение может стать неконтролируемым.

Одной из причин подобного поведения может быть гиперактивность или синдром дефицита внимания, но точно определить это сможет только специалист. Поэтому родителям нужно как можно  раньше обратиться за консультацией к педиатру, детскому психологу, неврологу.

Подготовка к садику

Прежде всего, нужно сделать все, чтобы необходимость посещать детский сад не стала для ребенка стрессом. Готовьте его к садику заранее, рассказывайте, как он будет весело играть с другими детками, сколько там будет новых игрушек.

Учите малыша играть с другими детьми, приводя его на детские площадки. При этом необходимо внимательно следить за своим чадом и пресекать любую попытку укуса.

Психологи советуют поставить физическую преграду перед открытым для укуса ртом, например, открытую ладонь, и строго запретить кусаться.

Если это не помогает, ребенка нужно увести с площадки, объяснив, что это наказание. Таким образом, ребенок поймет, что попытки укусить лишают его возможности играть с другими детьми.

Нужно объяснять, что он может сделать другому больно. Напомните, например, как ему самому было больно, когда он упал, как он после этого плакал.

Что делать, если ребенок кусается в садике

Если воспитатель сообщил о том, что ваш малыш кусается, выясните ситуацию как можно подробнее: кусает ли он всех подряд, или кого-то одного, что предшествовало укусу и так далее. Если ребенок раньше не проявлял агрессию, то, возможно, это его реакция на новую обстановку, или так он ответил на попытку его обидеть.

Дома подробно обсудите ситуацию с малышом, объясните, что нужно было поступить иначе. Можно обыграть это – например, мишка играется с мячиком, а зайка тоже хочет играть. Но он не будет отбирать мяч и кусаться, а просто подождет, пока мишка наиграется.

В этих случаях необходима помощь воспитателей. Возможно, крохе нужно уделять больше внимания во время адаптации. Иногда воспитатели отсаживают задир отдельно, но это не всегда помогает, у некоторых детей это может вызвать истерику и только ухудшить ситуацию.

Заранее договоритесь с воспитателями о том, как реагировать, если ребенок кусается в детском саду. Возможно, понадобятся советы психолога, который работает в садике и наверняка сталкивался с подобными ситуациями.

Чего нельзя делать

Психологи категорически не одобряют шлепки по губам, ответные укусы и щипки, и вообще любые телесные наказания со стороны родителей. Это не поможет решить проблему, но может закрепить агрессивный тип поведения.

Строгий осуждающий тон сам по себе суровое наказание для ребенка. Но и ругать ребенка нужно дома, при посторонних людях лучше этого не делать.

Маленький бунтарь может воспринять это как унижение, и протестовать доступными способами.

Итог

Через этап «кусаки» проходят почти все дети, не стоит этого пугаться. Но и игнорировать проблему тоже нельзя. Если не откорректировать поведение ребенка вовремя, то неизбежно возникнут серьезные проблемы в садике и любом детском коллективе.

Уважаемые читатели, а что думаете вы по этому поводу? Возможно, у вас есть полезные советы, которые помогут менее опытным родителям.

Источник: https://its-kids.ru/pochemu-rebenok-kusaetsya-i-kak-ego-otuchit.html

Ребенок кусается – что делать

Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?

Почему ребенок кусается, щипается, дерётся – что делать?

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание и щипание. Обычно период кусания начинается, когда ребёнку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.

Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 года до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная. Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире.

От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!». Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности.

Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей.

Таким образом кусание в возрасте младше 3 лет – это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное “Нет” и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться. Более подробно о том, что делать, если ребёнок кусается читайте советы психолога ниже.

Если дети продолжают кусаться после 3 лет – это может указывать на некие проблемы либо в эмоционально-психической сфере ребенка, либо указывать на проблемы в семье и неправильно избранном стиле семейного воспитания.

Итак, дети кусаются по разным причинам в зависимости от возраста.

Почему дети кусаются

В возрасте 5 – 7 месяцев: если чувствуют дискомфорт в области рта, либо из-за боли в деснах во время прорезания зубов. Для того, чтобы отучить ребенка кусаться в этом возрасте покажите свое недовольство.

Чтобы снизить частоту кусания маленьким детям даётся специальное колечко для прорезания зубов или корочка черствого хлеба, необходимо следить, чтобы ребенок не поперхнулся. При кусании специального кольца детьми, у них снимается напряжение, уменьшается дискомфорт в дёснах.

В возрасте 8 – 11 месяцев дети кусаются обычно во время того, как у них режутся зубы, либо в момент, когда испытывают сильное возбуждение. Твердо сказанное “Нет”, “Нельзя”, “Не кусайся”, “Мне больно” и серьезное выражение лица помогут отучить ребенка кусаться.

В возрасте 12 – 14 месяцев ребенок кусается, когда у него режутся зубки. Кусая ребёнок пытается понизить нагрузку на десны, либо избавиться от неприятных ощущений возникающих во рту. Так же потребность укусить у годовалого ребёнка возникает, когда он злиться или устал.

Это может происходить как в шутку, так и со зла. Годовалый ребёнок может укусить или щипнуть, когда его переполняют эмоции.

Детям в силу возраста еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить нахлынувшие чувства и эмоции словами, например такие чувства как: раздражение, страх, беспомощность.

В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего чувства раздражения.

Для того, чтобы отучить ребенка 2 лет кусаться, ему необходимо дать понять, что такое поведение недопустимо. Двухлетним детям также сложно выразить свои чувства словами, Из-за нехватки языковых навыков, кусанием дети выражают свои чувства, дают выход накопившемся эмоциям.

Необходимо учить ребенка выражать свои мысли, чувства, желания. Будьте внимательны к ребенку.

Действия ребенка можно предугадать и вовремя пресечь, не допустив агрессивных действий по отношению к другим детям. Как только вам стало понятно, что ребенок вот-вот может укусить, отвлеките его, поручите какое-нибудь дело. Не стоит долго поучать и объяснять ребёнку, что так делать нельзя.

В возрасте 3 лет дети начинают кусаться, когда чувствуют свою слабость, беспомощность либо, когда просто напуганы. Ребёнок может укусить другого ребенка в драке, либо в момент, когда думают, что их кто-то может обидеть.

В возрасте 4 лет кусаются дети, у которых имеются те или иные проблемы.

Причину кусания следует искать, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях в семье, в стиле семейного воспитания, для этого необходимо обратиться к психологу и чем раньше, тем лучше для вас и вашего ребёнка.

Может оказаться, что ребёнок при помощью кусания самовыражается, имеет проблемы с самоконтролем. Также кусание и агрессивное поведение в возрасте 4 лет и старше может указывать на наличие проблем в эмоционально-психической сфере ребенка. В любом случае, ребёнку необходима помощь специалиста.

Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребёнка жестко подавляются взрослыми. В адрес ребенка можно услышать массу угроз. Да, так гораздо проще, намного проще, чем попытаться понять, почему ребенок кусается и щипается.

Ребёнок кусается в детском саду

  • Если ранее, дети могли требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Часто ребёнок кусается в детском саду, чтобы получить то, что он хочет. Некоторые дети для получения желаемого используют крик, кто-то плачет, кто-то может и ударить, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.
  • Если ваш ребёнок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как с проявлением его амбиций, так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию.
  • Если ребёнок кусается в детском саду – это может служить сигналом его перевозбуждения и усталости от долгого прибывания в большом и шумном детском коллективе.

Когда кусание свидетельствует о серьезных проблемах в эмоционально-поведенческой сфере ребенка?

  • Если ребёнок кусается часто не смотря на попытки взрослых пресечь недопустимое поведение.
  • Если дети кусаются после 3 лет.
  • Если ребенок кусается сильно, ранит при этом других детей и взрослых.
  • Если ребёнок кусается не из-за желания отнять игрушку или защитить себя в драке, а из-за проявления агрессии и злости.
  • Если у ребёнка в поведении присутствуют агрессивные действия, направленные на животных.

Ребенок кусается что делать?

  • Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
  • Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», “Кусать можно только яблоки”. Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
  • Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
  • Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
  • Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
  • Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
  • Научите ребенка договариваться, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение и желания словами. При случае говорите ребенку: «Мне нравится, что ты ведешь себя сдержанно».
  • Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
  • Если вас укусил ребенок – не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
  • Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
  • Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
  • Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться – в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно – нельзя, хорошо – плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
  • При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
  • Если вам трудно самостоятельно отучить ребёнка кусаться, не медлите, обратитесь к детскому психологу за консультацией.
  • Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Вам также может понравиться

Источник: https://smartmam.ru/rebenok-kusaetsya-chto-delat-2/

3-летний ребенок кусается и дерется дома или в саду – в чем причины и как усмирить драчуна?

Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?

Трехлетний ребенок всех бьет и кусает – что делать родителям, и откуда растет эта проблема?

3 года – это возраст, в котором активность карапуза начинает стремительно усиливаться.

Нередко малыши начинают «странно» себя вести, и многие мамы с папами жалуются на внезапно проявляющуюся  агрессивность детей, которые так и норовят кого-нибудь укусить, толкнуть или ударить.

Учитывая, что 3 года — это еще и возраст, когда малышей впервые ведут в детский сад, «головной боли» у родителей существенно прибавляется.

Почему маленькие забияки становятся кусачими, и как от этой «кусачести» избавиться?

Разбираемся вместе!

статьи:

Почему ребенок 3 лет всех бьет и кусает дома или в садике – все причины агрессии трехлетки

Негативные эмоции знакомы каждому человеку. И общепринято считать, что они являются проявлением «зла» и отрицательного начала в человеке.

Однако, стоит вспомнить, что эмоции – это ответ на действия/слова окружающих людей.

К сожалению, эмоции способны управлять нами, а уж маленьким человечком они завладевают полностью. Отсюда и «растут ноги» странного детского поведения.

Откуда берется кусачесть у малышей – основные причины:

  • Неадекватная реакция родителей на кусачесть и драчливость. Пожалуй, можно назвать эту причину самой популярной (причем, не только относительно агрессивности). Когда карапуз впервые кусается или предпринимает попытку подраться, родители воспринимают данный факт, как «этап взросления», и ограничиваются хохотом, шутками или «он еще маленький, не страшно». Но ребенок, не встретив негативной оценки своим действиям, начинает считать такое поведение нормой. Ведь мама с папой улыбаются – значит, можно! Со временем это входит в привычку, и ребенок начинает кусаться и драться уже осознанно.
  • Эффект «мейнстрима». Когда в детском саду те или иные детки позволяют себе кусачесть и драчливость и не встречают отпора воспитателя, «зараза» переходит и к другим детям. Спустя время, выяснение отношений между детьми таким способом становится «нормой», потому что другому их просто не научили.
  • Ответ на обиду. Толкнули, отобрали игрушку, обидели грубостью и проч. Не в силах совладать с чувствами, кроха пускает в ход зубы и кулаки.
  • Малыш не понимает, что причиняет другому человеку боль (не объяснили).
  • Обстановка в доме неблагоприятная (конфликты, ссоры, неблагополучные семьи и проч.) для душевного равновесия карапуза.
  • Дефицит активности (не хватает возможностей для выплескивания своих эмоций).
  • Дефицит внимания. Его может не хватать дома или в детском саду. «Брошенное» дитя обращает на себя внимание любыми способами — и, как правило, способы ребенок выбирает самые негативные.

Конечно, бить тревогу и паниковать не следует, если карапуз пару раз тихонько «прикусил» папу или ребенка в группе детского сада — но, если это входит в привычку, и малыш начинает причинять реальную боль детям или родителям, то пора кардинально что-то менять и обращаться к психологу.

Что делать, если ребенок кусает, бьет других детей или дерется с родителями – инструкция, как успокоить драчуна

Пассивность родителей в борьбе с детской кусачестью со временем может аукнуться полноценной болезнью, лечить которую придется не терпением и родительской смекалкой, а с помощью психиатра. Поэтому важно своевременно отреагировать и пресечь кусачесть на корню.

Если вы впервые столкнулись (ощутили на себе) с кусачестью чада, реагируйте правильно: спокойно и строго (но без криков, шлепков и ругани) объясните малышу, что так делать нельзя. Почему на ребенка нельзя кричать, и чем заменить родительские окрики в воспитании?

Обязательно поясните – почему нельзя. Ребенок должен понять и почувствовать, что вам такое поведение совершенно не понравилось, и впредь его лучше не повторять.

Что делать дальше?

Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:

  • Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
  • Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
  • Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
  • Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
  • Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
  • Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
  • Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
  • Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
  • Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
  • Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
  • Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
  • Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
  • Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний

Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов.

Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.

Когда обращаться за помощью?

Большинство родителей стараются справляться с детской кусачестью самостоятельно — и это правильно! Но есть ситуации, в которых без помощи детского психолога не обойтись.

Можно считать, что такой момент настал, если…

  1. Вы не справляетесь с малышом, а кусачесть уже входит в привычку.
  2. Если в семье сложная атмосфера (развод, конфликты и проч.), при наличии фактора тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Если кусачему малышу уже более 3-х лет.

Ошибки, которые недопустимы, или что не нужно делать, когда ребенок кусается или дерется

Прежде чем отучать карапуза от вредной привычки, внимательно приглядитесь к себе – все ли вы делаете правильно, нет ли у малыша по вашей вине дискомфорта.

Помните, что дитя в первые несколько лет жизни активно впитывает в себя все, что видят вокруг. Поэтому важно более критично относиться к своим действиям и словам.

Чего нельзя делать категорически при «лечении» кусачести?

  • Наказывать за укусы, повышать голос, бить ребенка, запирать кусаку в комнате и проч. Любое наказание будет воспринято в штыки, и чадо назло всем только повысит интенсивность своей кусачести.
  • Смеяться над подобными выходками малыша, умиляться хулиганству и шалостям и потакать его вредной привычке (а также любым другим видам агрессии и жестокости). Помните: пресекаем вредные привычки сразу!
  • Поддаваться на шантаж (иногда дети используют кусачесть и буйство, чтобы вынудить маму что-то купить, остаться подольше в гостях и проч.). Никаких криков и шлепков – просто берете кроху подмышку и молча уходите из магазина (гостей).
  • Отвечать тем же. Даже, если вам больно от укуса, категорически запрещено ответно кусать или шлепать чадо. Агрессия только умножит агрессию. А для ребенка, который не понимает, что кусачесть – это плохо, такой ваш поступок будет еще и обидным.
  • Игнорировать вредные агрессивные привычки малыша. Это приведет к их укреплению.
  • Обижаться на малыша. Даже не все взрослые способны себя контролировать, что уж говорить о трехлетних карапузах.
  • Читать серьезные лекции о нравственности. В этом возрасте ребенку они ни к чему. Объяснять разницу между «хорошо и плохо» нужно, но доступным языком и, желательно, с примерами.

Выбранная вами тактика поведения должна быть неизменной. Независимо ни от чего.

Наберитесь терпения, и при правильном вашем поведении этот кризис быстро минует вас!

Источник: https://www.colady.ru/trexletnij-rebenok-vsex-bet-i-kusaet-chto-delat-roditelyam-i-otkuda-rastet-eta-problema.html

Ребенок кидается песком в детском садике. Что делать

Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?
≡  6 Сентябрь 2015   ·  Рубрика: Психология воспитания детей   

Проблемы в детском саду поджидают многих из нас. Мне поступило очередное письмо. Я ответила на него, но потом решила опубликовать переписку здесь, уважаемые читатели моего блога.

Всегда ли есть возможность разрешить споры по месту пребывания ребенка? Возможно, проще перейти к другим воспитателям или найти другое заведение?

«Добрый день!

Очень познавательный сайт! За что и спасибо.

Садик, ребенок бросает песок в детей

У меня к вам вопрос, хотелось бы услышать ваше мнение, если вам не трудно?!
Моему сыну 2.11, через пару недель 3 года.

На неделе пошел в муниципальный детский сад, до — ходил только в частные.
Садик вроде, как и приятный, но как-то много вопросов и неуверенность в самой главной воспитательнице.

Итак, несколько дней назад ребенок сделал первые шаги в муниципальный садик.

На родительском собрании я узнал, что главной воспитательнице только 28 лет и у нее первый маленький ребенок 4-5 мес. (без опыта). Замечу, она ведет этот садик уже 3-ий год. Что также немаловажно, у нее хорошие помощницы — опытные няни!

Изначально заметил, что все не организовано. Решили собирать с родителей деньги на полдник и перекус (ребенок до 14.00 в садике). Попросили не приносить свою еду вообще. Еще не собрали деньги, полдника нет, а дети голодные.

Сегодня прихожу в садик забирать малыша. воспитательница заявляет в присутствии некоторых родителей: «Ваш сын бросается песком. Объясните ему, что так нельзя!!»

Осмотрел ребенка. У него в носу песок, в ушах песок, не говоря об остальном теле.

Я, конечно, могу научить ребенка «летать» и «изобретать». Зачем тогда садик? (Если в момент не смогли решить такое в социуме). Скорее всего, повторял и копировал.

Мне сложно объективно принять ситуацию, так как, заметив проблему — сразу реагирую и объясняю. А здесь садик возлагает на родителей (что не совсем профессионально).

Не спорю, надо поставить в известность родителей, но не при всех!, не обвиняя ребенка в его личном присутствии (он все понимает!), тем более не решив это на месте (ребенок не робот — требуется тренировка и упорство).

Вопросы:

  1. Считаете ли вы, что нам стоит задуматься о переходе в другой детский сад?
  2. Как донести взрослому человеку, что ребенок не библиотека, и надо воспитывать и редактировать поведение по факту и немедленно?
  3. Ваши замечания?

Сомневаюсь, что будущее в этом садике будет успешным. Так как заметил, что и воспитательницы молчат, никто не хочет потерять работу, а эта молодая заведующая детсада, только-только окончила педучилище.

Заранее благодарен, и спасибо!»

Ответы:

  1. Другой детсад. Да! — Если найдете грамотных, спокойных, полезных специалистов. Нет! — Если таковых не найдете.
  2. Редактировать поведение по факту и немедленно — этому обучают в учебных заведениях. Это должны знать все педагоги и психологи.

    Разве дело родителей — обучать взрослых людей тому, чему их уже учили. Или они работают, не имея образования?

  3. Выбрать садик или школу всегда сложно. Всю информацию нужно собирать заранее. Знакомиться с руководством и теми людьми, которые будут контактировать с ребенком, полезно раньше, чем мы отведем свое чадо к ним.

    Разные ситуации будут возникать всегда. Важно, как они будут решаться.

По поводу питания

Если знали о количестве детей, которых надо будет накормить, то и питание должно было присутствовать, — свежее и для всех! Потом, на собрании, можно корректировать сумму. Или же назвать ее заранее.

Если бы я была заведующей, я бы не допустила, чтобы в садике каждый ребенок ел свою еду. Это опасно (сколько и как хранилось?)! Но и голодать дети не должны. Большой перерыв в питании детей недопустим.

 Налицо — неорганизованность.

По поводу возраста и опыта заведующей

Мое мнение таково. Есть люди — психологи от рождения или получившие прекрасную подготовку. А есть вообще не психологи. Непсихологам и психологам корыстным отдавать детей опасно.

Еще есть те, кому нравится их работа или не нравится.

Если Ваша заведующая на своем месте, если это ее призвание, то возраст и наличие своих детей особой роли не играют. Опыт — дело наживное. Для этого у нее и есть опытные няни. Она ведь лично не контактирует с малышами! Ее дело — все хорошо организовать. Но! — 3 года — срок немалый… (тут у Вас вопросы возникают резонно).

«…воспитывать и редактировать поведение по факту и немедленно…» — это бесспорный момент.
«Замечания при всех» — нет слов!
«При ребенке» — смотря в какой форме и когда.

Осуждающе — нельзя! По прошествии какого-то времени — нельзя! Думаю, данный человек или не на своем месте или не обучен, как правильно поступать в разных ситуациях!

Для тех, кто работает с малыми детьми, но мало практики, включу в статью ролик Ларисы Свиридовой о том, как выходить из ситуаций, когда детки дерутся, не могут подружиться, обижаются, замыкаются.

А теперь, о песке

Бросается песком малыш. Всегда? Часто? Это доставляет ему удовольствие? Или он нервничает?
Может, его не научили правильно им пользоваться родители и воспитатели в предыдущих садиках, когда он только начинал с ним знакомиться, потом пользовался увереннее? — Тогда это промах родителей и/или воспитателей. Часто воспитатели и родители этому не учат.

С другой стороны, если ребенок умеет играть в песочнице и раньше не бросался песком, камнями, палками, а тут на тебе! — В таком случае, надо разобраться, почему так случилось.

Может, малыш нервничал в новом коллективе. Может, ему было жарко, хотел пить или в туалет. Может, его обидел другой ребенок, а он таким образом ответил. Может, с ним никто не играл.

Причины нам неизвестны. Их должны были выяснить на месте те, кто были рядом, или не были?

Воспитатели просто обязаны применять весь комплекс своих знаний, занимая детей и в здании, и на улице, особенно в песке. Кроме того, им необходимо учиться всю жизнь. В первую очередь, глубоко изучать детскую психологию.

Сами себе ребятишки могут быть предоставлены только тогда, когда они на чем-то сосредоточены нужном и важном (бабочка, жук, растение, игра с куклой, машинкой и т.п.).
За ними также надо следить, но отрывать от важного дела не следует.

Я могу ошибаться. Я ведь не выслушала другую сторону… /Не совсем поняла — главная воспитательница и заведующая — одно лицо или это два разных человека?/

Решила поместить в блог нашу переписку и попросить советов у вас, мои читатели. Автор письма разрешил это сделать:

«Конечно, можете опубликовать (очень интересно мнение других)! воспитательница – это и есть заведующая детсадом.»

Что делать, если ребенок «несадиковский»

Доктора Е. О. Комаровского

Уважаемые читатели, свои мнения и новые вопросы можете оставлять под статьей. Если есть похожие проблемы в детском саду, давайте решать их вместе!

Источник: https://babushkababunya.com/psihologiya-vospitaniya-detej/rebenok-kidaetsya-peskom-chto-delat.html

Ребёнок кусается, дерётся и ломает всё вокруг. Что делать и как правильно реагировать?

Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?

От обиды, что его игрушки дали поиграть соседу по песочнице, ребёнок «заряжает» маме. Мама, недолго думая, щиплет его в ответ, чтобы знал «как это». А потом воспитатели жалуются, что «ваш сын/дочь всех кусает и щиплет». Психолог Катерина Дёмина — о том, как взрослым надо реагировать на детскую агрессию. И почему отвечать на силу силой ни в коем случае нельзя.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Давайте сначала определимся с терминами и задачами. Агрессивным мы будем называть такое поведение, когда один человек пытается причинить другому реальный вред или ущерб: ударить, отнять предмет, толкнуть, укусить.

Агрессия может быть вербальной — это когда обзываются, насмехаются, кричат «Убью тебя!», угрожают расправой или наказанием (это со стороны воспитателей).

Есть пассивный вариант — игнорирование, разные формы манипуляций, тихий саботаж.

Единственное назначение любого сознательного агрессивного поведения — обозначить и установить границы, а ещё увеличить дистанцию между участниками коммуникации. Я специально подчёркиваю слово «сознательного», чтобы исключить из описания малышей до 2-2,5 лет. И вот почему.

Как ни удивительно, бОльшая часть жалоб на агрессивное поведение поступает от родителей совсем крошечных детей: от 6-7 месяцев (когда прорезаются первые зубы) и до 2 лет приблизительно.

10 месяцев: «Он кусается, надо ли его кусать/щипать/бить в ответ?»

18 месяцев: «Детка бьёт всех лопаткой, другая мама ударила её в ответ, как мне быть?»

2 года: «Моя дочка отталкивает очень грубо тех, кто пытается погладить её по голове, может бить меня ногами или кусаться, это аутизм?»

До появления развитой речи (то есть обычно лет до трёх) ваш ребёнок скорее детёныш человека, чем сознательный участник общения. Эмоции он переживает телом, реагирует на всё тоже телом. Больно — рыдает, устал — капризничает и падает на пол в истерике, хочет что-то взять — немедленно предпринимает попытку достать.

У него напрочь отсутствуют структуры, осуществляющие контроль и волю. Точнее, воля есть, а контроля нет. Хочу и буду. И взывать к его добродетелям («Есть у тебя совесть или нет?! Ты зачем маму ударил?») бессмысленно, за отсутствием таковых. Нет у него совести, смиритесь. Появится ближе к семи годам, если повезёт.

Малыш кусается, потому что у него чешутся зубы, бьёт соседку лопатой, потому что ему тесно или игрушку не поделили, бьёт маму ногой, потому что не хочет, чтобы посторонние дядьки трогали его за голову или лицо.

Одна моя любимая девочка регулярно устраивала скандал на улице, если посторонние пытались потрепать её за щечку. Орала, как пожарная сирена. Да, она прекрасная голубоглазая блондинка. Это не повод трогать её руками, особенно немытыми, особенно когда она только проснулась и не понимает, как она сюда попала и зачем это всё вообще.

Оглушённые окружающие, конечно, очень недовольны и начинают бормотать что-то вроде «Какая агрессивная девочка, я же ничего плохого не хотел!» и быстро удаляются. Чего, собственно, и добивался ребёнок. Увеличения дистанции до субъективно безопасной. Вот через стол, да ещё сидя на руках у папы или мамы, я вам с удовольствием поулыбаюсь всеми своими ямочками. Руками не надо трогать, ок?

Очень часто от детей требуют совсем уж невыполнимого: отдай свои любимые игрушки незнакомому мальчику. Веди себя хорошо за столом в ресторане (ему два года, напоминаю). Успевай за мамой, когда она тащит тяжёлые сумки и уже очень устала. Немедленно прекрати играть и иди обедать/мыться/спать.

Родители удивляются и гневаются, когда обнаруживают, что ребёнок не соответствует их ожиданиям, более того, имеет наглость как-то противодействовать

Отталкивает ложку с супом, например. Брыкается и выворачивается, когда его несут в ванну. Бьёт других детей.

Между тем все эти проявления якобы «агрессии» — по сути, не больше, чем самооборона. От сложных чувств, от неприятных ощущений и людей и от невыносимого напряжения.

Как быть родителям, когда ребёнок кусается, щипается, лягается и всё ломает

Во-первых, ни в коем случае не отвечаем силой на силу. Никаких там око за око. А то я слышу иногда от вполне на вид вменяемых людей «да врежь ему, чтобы знал!». С ума вы сошли, дорогие сограждане, как можно вообще бить того, кто в десять раз слабее и полностью от вас зависит?! Начальнику своему врежьте, чтоб знал, как давать срочное задание в 17.45 пятницы.

Ребёнок кусается или пинается потому, что его раздирают эмоции, а выражать их, кроме как телом, он ещё не умеет. Да что ребёнок, у нас 86% населения не различают понятия «чувства/мысли/действия».

Поэтому ваша задача — научить его выражать свой гнев словами. Понимаете разницу? Не пинать маму ногой, а громко кричать «плохая мама, не люблю тебя!».

А годам к пяти хорошо бы уже уметь и этого не говорить, а произносить что-то вроде: «АААА! Я ужасно разозлился!».

Во-вторых, детство на то нам и дано, чтобы обучаться. Культуре поведения в том числе. Но, похоже, очень многие родители полагают, что в ребёнка социальные программы предустановлены по умолчанию, заводская комплектация. Так вот, по умолчанию — это как раз бить с ноги, когда что-то не по нему. У некоторых взрослых этот навык сохраняется как атавизм.

Мы обязаны научить своих детей правильно вести себя в обществе, причём здесь важны все компоненты: в современной городской культуре принято быть вежливым, аккуратным, уступчивым.

А, вполне возможно, в какой-нибудь специфической субкультуре маленькой первобытной общины принято ровно обратное: мальчику предписано быть агрессивным, нападающим, «мой меч — твоя голова с плеч».

Когда ваш малыш впервые попробует высыпать полное ведерко песка на золотые кудри соседки по площадке, всё, что от вас требуется, — ввести (немедленно) нормы и правила поведения. «Данила, Насте очень неприятно, что ты высыпал на неё песок, она плачет. Надо сказать «Извини меня, Настя, я больше так не буду.

Никто не должен пачкать других людей, это нельзя. Давай поможем Насте убрать песок с головы». Стыдить, орать, тащить, упрекать, как вы понимаете, абсолютно бесполезно. У него ещё не наросли те структуры, которыми чувствуют вину, только страх.

Возможно, вам придётся повторять процедуру раз за разом, пока алгоритм не укоренится в его голове.

Что родителям читать по теме:

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку!»
  • Элейн Мазлиш, Адель Фарбер «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили» (читайте конспект книги)
  • Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство: счастливая жизнь с трудным ребёнком» (читайте отрывок из книги)
  • Мэри Шиди Курчинка «Ребёнок с характером»

С другой стороны, постарайтесь внимательно посмотреть, возможно, агрессивные действия повторяются каждый раз в одной и той же ситуации.

Например, ребёнок обнаружил, что, когда он толкает кого-то, мама немедленно вскакивает со скамейки и мчится к нему во весь опор. Ну вы поняли.

Или, если на кого-то замахнуться, его подхватят на руки и уведут с площадки или вообще домой. Он уже устал гулять, но сказать не может, поэтому просто повторяет успешно найденную схему.

https://www.youtube.com/watch?v=Lmq3Angq3Xc

Моя старшая дочь в какой-то момент поняла, что, если затеять драку в группе в детсаду, её закроют в спальне «в наказание». И стала этим пользоваться — потому что интроверт и устаёт от гомона и суеты вокруг. Так продолжалось, пока мы не проследили всю логическую цепочку и не научили её подходить к воспитательнице и проситься «в карцер», чтобы отдохнуть. Три года.

Что делать с агрессией детей постарше — 4-6 лет

Что я вижу в своей практике: мальчики в 4-5 лет обладают уровнем развития речевых и социальных навыков на уровне 2-3 лет. То ли сказать «спасибо» гаджетам с грудного возраста, то ли мультики смотрят не те. Может быть, лишены постоянного общения со значимыми взрослыми, не видят их в реальных жизненных ситуациях.

Спрашиваю мальчишку 5 лет (запрос — немотивированная агрессия, ругается, нападает на всех): «А что папа делает, когда его на дороге кто-то подрезает?». Папа ругается матом, может догнать и специально подрезать, выскочить на светофоре и пойти разбираться.

Во время обсуждения каких-то проблем рассказывает подробно (опять же — матом), как и кого он изобьёт, уроет, замочит. Да, он не ходит пьяным биться стенка на стенку. Но пример подаёт однозначный.

При этом всё сопровождает стандартным: «Мы же постоянно ему (ребёнку) объясняем, что такое хорошо и что такое плохо!».

Плохие новости, господа: дети усваивают поведение, а не нравоучения.

Самый караул, это когда родители рассказывают, как именно они отлупили ребёнка за плохое поведение. «Мы уж и ругали его, и били, и лишали всего, а он всё равно дерётся». А что ему ещё остаётся? Вы не научили его никакому другому способу решения проблем.

Shutterstock (Cresta Johnson, AlohaHawaii, Collin Quinn Lomax)

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/8367904-bite_and_fight

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.