Ребенок боится темноты, врачей, Бабы-Яги: что делать? Страхи у детей

Содержание

Детские страхи – консультация для родителей. Почему дети боятся уколов, темноты, засыпать одни,

Ребенок боится темноты, врачей, Бабы-Яги: что делать? Страхи у детей

Я психолог и одной из самых частых причин обращения ко мне как к специалисту является проблема детских страхов. И еще чаще проблема решается тогда, когда родители осознают механизмы проблемы и начинают понимать свою роль в них.

В статье хочу поделиться накопленным опытом понимания проблемы детских страхов, их развития в разном возрасте.

Что такое страх?

Начнём с того, что страх основывается на инстинкте самосохранения – это полезная защитная реакция. По сути, если бы у нас не было страхов, то человек как вид закончил бы своё существование при встрече первым же обрывом, упав с него совершенно бесстрашно. Но, с другой стороны, переживание чрезмерно сильного страха не позволило бы выбраться человеку из какой-нибудь пещеры, например.

Важно понять: задача страха одновременно защитная и тренировочная.

Это как закалка для организма. Испытывая определенные страхи, мы учимся их контролировать, делать выводы из ситуаций, оптимизировать свою жизнь лучшим образом, взрослеем, наконец.

Откуда берутся страхи у детей?

За годы практики, наблюдения за семьями и изучения научной литературы (ибо психологии без науки не существует) я смогла определить основные причины возникновения страхов:

  1. Страхи есть у всех “по умолчанию”. В целом есть врожденные страхи (высоты, темноты, хищных животных). Они достались нам от предков, ибо выживал лишь тот, кто был осторожнее всех. Именно он уворачивался от укуса гадюки, не наступал на скорпиона и ловко перебирался через ущелье.
  2. От слишком беспокойных родителей или ближайших родственников. Через разговоры о болезнях, несчастьях, катастрофах и постоянных неконтролируемых проблемах. И чаще всего страхами дети «заражаются» от матери, так как она эмоционально и биологически ближе к ребёнку.
  3. Страхи возникают у детей как реакция на проблему в семье. Каждый раз, распутывая клубок семейных отношений, я удивляюсь, но это факт.
  4. Просто такой возраст. Существуют возрастные периоды особой «чувствительности» к определенным страхам. Эти периоды сменяют друг друга и говорят о том, что развитие идёт правильно, что психика взрослеет.
  5. Подмена роли в семье. Страхи, беспокойства, возникают у детей чаще, если в семье подменены роли родителей: мать берёт на себя главенствующую роль, вместо отца. Например. Женщина, вечно не успевающая, нервная, пытающаяся усидеть на двух, а то и на пяти стульях сразу и, как следствие, вечно находящаяся в стрессе и тревоге, даёт под копирку пример ребёнку. Ребёнок начинает чувствовать и вести себя так же. Особенно это касается девочек. Так как в определенном возрасте (об этом ниже) очень важна идентификация ребёнка с родителем своего пола.

Наибольший «пик страхов» приходится на возраст 6-8 лет и в этом же возрасте страх максимально пластичен и его можно легко трансформировать в интерес. Главное, брать его «тёпленьким»!

Приведу практический пример.

Если ребёнок испугался жука, нужно обратить внимание малыша на то, что в этом жуке есть что-то интересное! Нужно только разглядеть. Крылышки, спинку, чудной окрас и смешные усики. И вот уже жук нестрашный вовсе и про него можно уже сочинить стишок или сказку!

А придя домой, вместе нарисовать его домик, друзей, семью. А может быть, потом посмотреть увлекательный фильм о жуках в природе. Вот так трансформируется страх в интерес. Помня об этом, родителю придется пожертвовать собственными страхами насекомых. Всё для блага любимого ребёнка!

Как развиваются страхи?

Впервые со страхом ребёнок встречается ещё до появления на свет, в утробе матери.

Тревога матери – это первый опыт тревоги ребёнка, поскольку страх – это реакция не только психологическая, но и физиологическая.

Первый год жизни

Через плаценту и пуповину ребёнок получает выброс определенных гормонов, если мать тревожится или напугана.

Если мать испытывает постоянные психологические проблемы, то не может должным образом обеспечивать психологический комфорт при общении с ребёнком.

Мать отстраняется, провоцируя самый главный страх – потери жизненно необходимого, главного объекта. Это, к сожалению, может наносить непоправимые для психики последствия.

Очень часто вижу в своем кабинете детей и даже взрослых именно с таким страхом. Самым главным и базовым, который проходит через всю жизнь и влияет на всё.

Если вашему ребенку около года, как психолог рекомендую:

  1. Стараться, чтобы мама себя чувствовала эмоционально комфортно и была близка к ребёнку, испытывала позитивные чувства при взаимодействии с ним.
  2. Чтобы у ребенка была возможность самостоятельно перебираться через организованные препятствия. Можно соорудить такое препятствие из мягких подушек, игрушек.
  3. Если ребёнок делает что-то явно опасное, отвлекать его мягким и спокойным голосом. Ни в коем случае не кричите и не пугайтесь сами. Ваши эмоции на лице не должны быть противоречивыми.

С двух до четырёх

Этот период называют «возрастом упрямства». Вместе с упрямством у вашего ребенка развиваются и волевые качества. Воля даст ему или ей силы и способность преодолевать не только трудности, но и страхи.

Важно:

  1. Позволить активно исследовать окружающую обстановку. Разумеется, убрав всё острое, электрическое и опасное.
  2. Подбадривать и в меру хвалить за самостоятельность.
  3. Родители должны быть образцом спокойствия, гарантом безопасности. Это касается, повторюсь, и мимики.

В этом возрасте у детей часто во снах начинают появляться различные сказочные пугающие образы: чудища, волки, Баба Яга.

Появление серого зубастого волка в детских рисунках, рассказах может быть как страхом физической боли, так и страхом перед фигурой отца.

Бояться боли, уколов – нормально для такого возраста. Происходит первое столкновение с пониманием, что что-то может повредить физическому здоровью и это опасно.

Баба Яга, злая колдунья и иные женские страшащие образы могут говорить о страхе перед матерью.

Если ребенка мучают кошмары, он просыпается от того, что за ним кто-то страшный гонится, нужно его успокоить, убаюкать, создать эмоциональный комфорт. Сделать это нужно с максимальной любовью. Это кажется, что «вроде успокаиваем». Если тенденция сохраняется, значит, нужно определенно менять тактику.

От трех до пяти лет

Ваш ребёнок становится самостоятельнее. Начинает игру уже без подачи взрослого, так как у него активно развивается фантазия. Именно она дает базу для формирования и страшилок.

Особенно важно, чтобы родитель того же пола, что и ребёнок, был к нему в этот период эмоционально отзывчив. К мальчикам – отец, к девочкам – мама.

Родителям может казаться, что ребёнок сам себя специально запугивает. На самом деле это не так. Его эмоции переживаются наяву, но страх возникает как бессознательный способ привлечь родительское внимание к проблеме нехватки любви.

Очень часто именно в это время дети боятся засыпать одни. Это также нормальный период взросления, ведь впервые они прикасаются к пониманию, что такое «одиночество».

Разумеется, дети не строят философских предположений, но они проживают это понятие изнутри. Часто травмы, возникающие в этот чуткий период, остаются и во взрослой жизни.
Уважаемые читатели, оставляйте комментарии под статьей, делитесь ей в социальных сетях, а если есть вопросы к автору, то обязательно задайте. Нам важна обратная связь.

Родителю важно:

  1. Успокоить ребенка. Не пытаться его разубедить или ругаться, считая, что его страхи выдумка. Нужно просто быть рядом.
  2. В течение дня также очень важно быть рядом с ребенком. Играть, заниматься общими делами. Показывая, что он не один, рядом с ним любящие и заботливые люди.

От пяти до семи лет

Ребёнок начинает осознавать себя в мире. Поэтому не прекращается у него и поток вопросов о том, как всё устроено и зачем.

В этом возрасте формируются основные ценности, связанные с ощущением дома, принадлежности к семье.

Детки активно «женятся» и «выходят замуж», как бы проигрывая модель будущей семьи. Также возрастает ценность дружбы, и очень важно для детей общение со сверстниками своего пола.

Из наблюдений: любимая игра в этом возрасте – “Вызвать дух Чарли”. Многие родители не одобряют этого, а я говорю: пусть вызывают. А лучше под присмотром. Включитесь в игру и тогда вы сможете ее направить в нужное направление.

Вызвать дух – это как будто его себе подчинить, стать сильнее его, начать контролировать, а проще говоря, победить его. Если рядом еще будет взрослый и удачно пошутит, например:” Ну вот, Чарли какой-то у вас слабенький оказался! Не пришел! Наверное, вас испугался! Вы ему конфет предложите”.

Дети точно будут смеяться! А там, где смех, там уже нет страха.

От 7 до 11

В 7 лет ребенок идёт в школу. Первоклашка начинает соотносить себя уже не только с семьей, но и с социумом. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка умение оценивать свои поступки. При этом не «перегнуть палку», чтобы не запустить панический страх сделать что-то не так, допустить ошибку.

Родители частенько грешат тем, что драматизируют начало обучения в школе больше, чем сам первоклассник. Контролируют каждое домашнее задание, каждую написанную букву. Оказывая тем самым медвежью услугу.

Так, к третьему классу дитя либо потеряет всякий интерес к учёбе, либо будет сомневаться в каждом действии. Очень жаль бывает смотреть на отличников, которые к третьему классу уже находятся в глубоком неврозе.

Окружите ребенка любовью и заботой, поселите в нем уверенность в том, что вы его хорошо понимаете, создайте доверительные отношения с ним – все это поможет ребенку справиться со страхами.

От 11 до 16 лет

В подростковом возрасте бытовые страхи отступают, поскольку они уже “прожиты” каждый в свой возрастной период. Если же страх не прожит или произошло какие-то травматическое его переживание, речь может идти уже о фобии или неврозе. На арену в норме должна выйти тревога о принятии сверстниками, соответствии значимой для подростка группе.

Подведем итоги

Возникновение, смена страхов в разном возрасте говорит о правильном развитии психики. Поэтому не нужно бояться, что в рисунках вашего ребёнка появляются страшные чудища.

Или он вдруг резко начинает бояться засыпать один. Через столкновение со страхами и их переживание он отвечает себе на какой-то важный для его возраста вопрос.

Не пугайтесь, а будьте рядом с ним и его чудищами, пытаясь разглядеть в них изюминку!

(2 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://frauwow.com/life-style/materinstvo/detskie-strahi.html

Что делать, если ребенок боится темноты, врачей и собак?

Ребенок боится темноты, врачей, Бабы-Яги: что делать? Страхи у детей

Как написал более века тому назад польский писатель Ежи Скипски, страх – это один из способов застраховать себя от многих бед. И он, конечно же, был прав.

Ведь страх – это особое проявление инстинкта самосохранения. Но главное, не позволить своему страху принять патологические формы, мешающие жить.

И потому родителям важно знать, как обращаться с «боязливыми» малышами и помогать им избавляться от своих страхов.

Почему ребенок боится?

Страхи бывают возрастными и приобретенными (т.н. невротическими). К первой группе относятся страхи 7–8-месячных младенцев потерять свою мать и страх собственной смерти у малышей 5–7 лет. А дети 3–5 лет могут бояться персонажей из сказок (Бармалея, Бабу Ягу, Кощея…). Из приобретенных часты страх темноты, одиночества и животных. Вот основные причины появления страхов у ребенка:

  1. Негативный опыт ребенка. Боится людей в белых халатах после пребывания в больнице и неприятных процедур; боится замкнутого пространства после того, как застрял в лифте и т.д. Любое неприятное событие может стать причиной.
  2. Предрасположенность. Далеко не у каждого человека, пережившего сильный стресс, возникнут и закрепятся страхи. Это случится только у тех детей, которые имеют к этому склонность. Неуверенный в себе, мнительный малыш скорее станет испытывать болезненные страхи, чем его уравновешенные сверстники. 
  3. «Погода в доме». Большое значение имеет не только характер малыша, но и атмосфера его семьи. Постоянная и заметная тревога за ребенка передается ему и прочно закрепляется в его сознании. Также расшатывают нервы детей родительские ссоры.
  4. Информационный мусор. Кроме того, дети «заражаются» страхами, если видят криминальную хронику, фильмы ужасов или программы про экстрасенсов.

Ребенок боится: как ему помочь?

Дети нередко растут вместе со своими страхами, которые с годами могут становиться навязчивыми. Чтобы не было подобных «превращений», взрослым стоит следовать следующим рекомендациям:

1. Сохраняйте спокойствие

Не надо испуганно бросаться к упавшему, ударившемуся обо что-то ребенку, дополнительно пугая его своими громкими криками, «охами» и «ахами».

И если не случилось ничего, требующего вызова скорой помощи, то успокойте малыша словами: «Это все ерунда, пустяки – дело житейское», а также: «Тебе, наверное, немного больно? Ничего, сейчас пройдет».

Подуйте на ушибленное место, поцелуйте свое чадо, отвлеките его внимание от произошедшего игрушкой.

Совет психолога
Давно замечено, что маленький ребенок чаще всего испытывает страх перед собаками, если их сильно боится его мама. Вот почему она должна сдерживать в присутствии малыша свои негативные эмоции, возникающие при одном лишь виде собаки.

А потом, уже возвратившись домой, спокойно и ласково обнять малыша и объяснить ему, что собак пугаться не нужно, что если даже они лают, то таким вот образом общаются либо защищают свою территорию, или же они просто голодны и потому не очень-то расположены к общению.

Но, конечно же, стоит сказать, что с бродячими или чужими собаками надо быть осторожным.

2. Подавайте пример правильной реакции

Если ваш малыш впервые (например, придя в дом, где есть собака, или на детской площадке) пугается подбежавшего к нему «друга человека», не пугайтесь вместе с ним, не начинайте «всей компанией» его успокаивать. Лучше погладьте собаку сами, но не требуйте сделать то же самое сразу и от своего малыша. Посмотрев на вас (и на окружающих в этот момент вас людей), ребенок достаточно быстро успокоится и освоится. 

3. Не пугайте детей сами

Одним из самых распространенных страхов является боязнь темноты. Нередко дети боятся не только спать в темноте, но и заходить в темные комнаты.

Основательно «прикладывают руку» к развитию у детей ночных страхов взрослые, пугающие малышей тем, что ночью (если те будут непослушными) к ним придет и заберет с собой Баба Яга, призрак или пр.

Вообще-то страх темноты существует практически у каждого, но он становится фобией (приобретая навязчивый характер) не у всех. И главное, начать правильно бороться с этим детским страхом уже с начала его возникновения. Будьте всегда на стороне малыша, не стыдите его. 

Полезные советы

Вот некоторые способы, помогающие не только взять под контроль страхи у ребенка, но и начать избавляться от них:

  • необходимо приучать малышей соблюдать режим дня;
  • нужно чаще гулять на свежем воздухе (начиная своеобразные «функциональные тренировки» с прогулок в сумерки и тем самым приучая малыша к темноте);
  • для детей, которые боятся оставаться одни в детской, неплохо оставлять включенным на ночь приглушенный свет (детские ночники);
  • можно поставить малышу для прослушивания аудиокнигу оптимистичного содержания. Еще лучше прослушивать с ним перед сном записи спокойных детских песенок;
  • если вы видите, что ребенок позвал вас без какой-либо причины, ласково погладьте его, пожелайте ему еще раз спокойной ночи и приятных сновидений и объясните, что у вас еще есть много домашних дел, поэтому вы не можете сидеть с ним постоянно;
  • ни в коем случае не кричите на своего малыша, а тем более не наказывайте его за капризы перед сном. И, конечно же, не рассказывайте малышу «на сон грядущий» никаких страшных сказок. 

Относитесь к своему ребенку спокойно, доброжелательно, внимательно выслушивайте и реагируйте на его просьбы. И вы увидите, что страхов у малыша станет гораздо меньше. Ведь здоровая атмосфера в семье – залог душевного здоровья ребенка.

ТЕСТ: узнайте индекс тревожности вашего ребенка

Источник фото: depositphotos.com

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2625/chto-delat-esli-rebenok-boitsya-temnoty-vrachey-i-sobak

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Ребенок боится темноты, врачей, Бабы-Яги: что делать? Страхи у детей

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства.

Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря – рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности – вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху – рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных).

Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п.

Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание.

Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально.

Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно.

Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того – зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.

Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия. А иногда – и серьезной помощи психолога.

Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи

К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:

  • Страх темноты
  • Страх оставаться в одиночестве (или просто “без мамы”)
  • Боязнь собак
  • Боязнь выдуманных существ
  • Боязнь насекомых и мелких грызунов

Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует.

Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!

В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.

Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д. 

В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок – монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.

Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п.

У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете.

Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…

Как помочь ребенку «победить» его детский страх

Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком.

Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли.

Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.

Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…».

Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно.

Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?

На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:

  • 1 Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
  • 2 Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.

Вы удивитесь, как быстро будет “уменьшаться” детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные “ноты” и максимальное душевное участие…

  • 3 Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
  • 4 Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком  в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!

Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.

  • 5 В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам…. 

Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п.

Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых.

Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи – ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла… 

Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать – мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции – никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/80911/

Ребенок боится темноты: советы психолога

Ребенок боится темноты, врачей, Бабы-Яги: что делать? Страхи у детей

Во мраке ночи оживают страхи даже у взрослых людей. Что уж говорить о детворе!  Ребёнок ориентируется в окружающем мире, опираясь на основные сенсорные системы: зрительную, слуховую, осязательную. И наибольший процент информации получает с помощью зрения. Темнота — фактор, лишающий этой возможности.

Едва успевает стемнеть за окном, детский мозг стремится компенсировать недостаток зрительной  информации и включает на полную мощность другие чувства. Тогда-то и появляются страшащие малышей тени, звуки и тактильные ощущения. Конечно, все это не только мешает спокойно поспать, но и порой травмирует психику малыша.

Неудержимая фантазия дорисовывает множество деталей и обстоятельств, которые и становятся ночным страхом. И родителям нужно сначала понять, почему ребёнок боится темноты, а затем бороться с испугом.

Откуда берется боязнь темноты

Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.

Нет дыма без огня. Причина детского страха не всегда очевидна, но она всегда есть и сокрыта в возрастных психологических переменах, окружающей обстановке, социальном опыте и даже особенностях  мышления.

Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.

Особенности детской психики

Богатое воображение и образное мышление;  эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:

  • просмотр «недетских» телепередач и кино;
  • пересказывание остросюжетных, пугающих историй;
  • страшилки, придуманные взрослыми в качестве воспитательных и сдерживающих нежелательное поведение ребёнка;
  • незнакомые люди, пробуждающие пугающие ассоциации;
  • стрессы и конфликты в значимом для малыша социуме (окружении);
  • многочисленные и строгие запреты.

Немного статистики

8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.

Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т. д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;
  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение — не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, — главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

Игры для избавления от страхов

Игра в той или иной мере присутствует на любом возрастном этапе человеческой жизни. Для детей это и вовсе самый доступный и простой путь познания. Поэтому игровой метод можно применять и в работе с трехлеткой, и с младшим школьником; и с мальчишками, и с юными принцессами. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни.

Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днем, сравнивайте образы теней с формой облаков. Словом, учите ребенка отличать реальность от плода фантазии. Вспомните собственное детство и сыграйте в цветные пятна (нужно найти смысл в красочном пятне на бумаге), а потом точно так же поступите с черной краской.

Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.

В поисках клада

В квартире организуют подсветку различной интенсивности (от полной освещённости до полного мрака). Раскладывают подсказки, по которым играющие ищут «клад».

Когда ребенок заинтересуется игрой и перестанет опасаться темноты в рамках игры, можно использовать элементы усложнения или превратить игру из квеста в полосу препятствий:

  • завязывание глаз;
  • имитация паутины;
  • влажные элементы;
  • разнообразные звуки и т. д.

День в семье

Если ребенок боится спать один, обыгрывается ситуация обычной семейной жизни, где члены семьи —  игрушки. День и ночь регулируются освещением. Когда по сюжету наступает ночь, ребенок укладывает игрушки в темной комнате, поет колыбельные, рассказывает сказки и т. д.

Помогая избавлять от страха любимую игрушку, малыш переступает через собственные опасения и не замечает, как совершает этот важный для психики шаг. Через несколько минут снова наступает день, и кукольная семья живет по привычному распорядку.

Вариации любимых игр

С куклами и игрушками можно использовать игры в прятки и жмурки в различных вариантах: прячутся то люди, то игрушки. Дайте ребенку почувствовать азарт и радость от совместной с вами игры. Он станет увереннее, и страх постепенно отступит. Партнерство с родителями в игровой обстановке – это еще и замечательная проработка коммуникативных затруднений и проблем самооценки.

Кукольный театр

Обычные игрушки и куклы для кукольного театра (перчаточные или марионетки) всегда были хорошим подспорьем для эффективного варианта борьбы со страхами — сочинения  сказок и смешных историй.

Когда малыш сам придумывает сказку о своем герое и его страхах, он переносит собственную тревогу из внутреннего плана во внешний. И происходит маленькое психологическое чудо – безопасная эмоциональная и чувственная проработка всех детских тревог. После игры, в которой герой спокойно улегся спать, малыш и сам сможет заснуть без тревоги.

Еще одна форма существования волшебной истории – терапевтические сказки. Их можно придумывать самостоятельно или читать из специализированного сборника.

Театр теней

Сам по себе этот вид театра невозможен без контраста света и тени. Научите малыша создавать фигуры, изменять их размер, оживлять. Только не допускайте даже шуток со страшными образами (этим часто грешны папы).

Изображаете зайчиков, мышек и осликов до тех пор, пока ребенок не будет готов к встрече с тенью волка или медведя.

У страха глаза велики

С детворой  3-7 лет можно поиграть в эту игру. Мама или папа обязательно присутствуют вечером в комнате. Когда малыш пытается разглядеть в темноте образ очередного монстра, включите свет и покажите, что это всего лишь тень от стопки одежды или разбросанных игрушек. «А чтобы это тебя больше не пугало, давай наведем порядок в комнате?» – чем не мотив для развития чистоплотности.

Рисуйте страхи

Проективные техники, которыми пользуются психологи, доступны и родителям. Например, методика «Несуществующее животное» и его вариации – «Страшное животное», «Злое животное», рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Звезды и волны», «Лес (три дерева)».

Попросите ребенка изобразить все то, что страшит его по ночам. Днем все это перестает «работать», днем оно не пугает. А уж сделать его смешным проще простого. Домовой или Бабайка вдруг становятся рыжими неграмотными балбесами, а Баба-Яга не может взлететь в своей дряхлой ступе. Дорисуйте столько деталей, сколько потребуется, чтобы персонаж стал смешным и нестрашным.

Пути преодоления боязни темноты

Итак, чтобы научить малыша справляться с опасностями темных комнат, в любом возрасте  вплоть до младшего подросткового (10-12 лет) можно использовать универсальные средства:

  • Игра;
  • Сказка;
  • Рисунок;
  • Беседа;
  • Спутник.

Об играх, сказках и рисунках уже много сказано выше. А вот такие средства, как беседа и спутник, можно использовать как дополнение, чтобы побороть ночные тревоги.

Беседа о тьме

Интересное наблюдение: многие дети боятся темноты, но лишь единицы из них опасаются темы космоса. Почти всех детей от 3 до 10 лет манят иные миры, планеты и звезды. Поговорите с ребенком об этом.

Возможно космическая тьма и проектор звездного неба помогут превратить страшную ночную детскую комнату в величественный межзвездный крейсер. Купите тематические наклейки для стен или коврик для пола.

Лучший друг — игрушка

Спутником может стать любая игрушка, не обязательно мягкая. Некоторым детям нравится укладывать рядом с собой нескольких маленьких зверушек. Причем, это могут делать и мальчики, и девочки вплоть до окончания младшей школы.

Насыщенный день

И еще одно важное замечание для мам и пап. Чтобы ребенок быстро и легко засыпал, он должен быть спокоен эмоционально и достаточно утомлен дневными занятиями. Организуйте режим дня и следуйте ему, сажайте малыша ужинать не позднее, чем за 2 часа до сна, чередуйте физическую и интеллектуальную активность, а перед сном не играйте в возбуждающие игры.

Что можно, а что нельзя

Дайте волю детской фантазии. Пусть малыш играет, как ему хочется. Ваша задача мотивировать и направлять.  Пусть один из героев попадёт в ситуацию, аналогичную реальной. С этого момента действовать нужно очень тонко. Следует учесть ряд правил:

  1. Нельзя полностью и безоговорочно соглашаться со всеми фантазиями малыша, в какой-то момент следует перенаправить или даже приостановить поток детских сочинений. Юмор – лучший способ для этого.
  2. Опасна и другая крайность — полное неверие рассказам ребенка. Для вас — это плод воображения, а для него — страшная реальность. Ваши доводы о том, что этих страхов нет и не может быть, не помогут и даже усугубят проблему.
  3. Аккуратно донесите до детского понимания мысль о том, что бояться не стыдно. Страх охраняет человека от необдуманных поступков, нужно только научиться им управлять.
  4. Ругать за боязнь темноты тоже совершенно бесполезно: кроме страха перед темнотой появится страх быть наказанным родителями. Помните: не получится отучить малыша от страхов. Зато научить жить без них – нужно и важно.
  5. Прекратите запугивать: фразами «придет Бабай», «отдам Лешему». Нельзя также допускать просмотр страшного кино и мультфильмов. Избегайте стрессов. Соблюдайте режим дня и питания, исключите поздние ужины.
  6. Используйте ночники, которые не создают теней. Лучше, если свет будет мягким и теплым. Хороший вариант – солевой светильник в виде луны или планеты.
  7. Будьте терпеливы. Помните о возрастных особенностях. В 5 лет страх темноты – норма, его нужно преодолевать вместе с ребенком без раздражения и спешки, и желательно с улыбкой.

Когда нужна профессиональная помощь

Посмотрите передачу с подробными советами психолога о том, как отучить ребенка боятся темноты:

Коррекция страхов с помощью профессионала (детского психолога или психотерапевта) может потребоваться, если вечерняя паника выходит за рамки нормы. Консультация специалиста нужна, если:

  • Ребенок старше 10 лет боится любых темных пространств, испытывает при этом истинные негативные эмоции и испуг.
  • К окончанию младшей школы продолжает фантазировать о монстрах под кроватью или имеет страшного воображаемого «друга», рисует мрачные рисунки, не соответствующие возрастной норме.
  • Категорически отказывается засыпать без света. Не принимает никаких ритуалов. Отказывается от игр. Кричит и плачет в темноте.
  • Показывает другие в т.ч. неврологические симптомы: тревогу, прерывистый и тревожный сон, панические атаки, тремор рук, дрожание подбородка, тики, снижение концентрации внимания, ухудшение успеваемости в школе и т.д.

Страх – естественный спутник детского возраста. Малыш нуждается в разнообразии инструментов, широте жизненного опыта. Тогда он легко справится с любыми тревожащими его событиями и явлениями.

Нельзя фиксироваться только на сказках или любимой игрушке. Научите ребенка использовать разные средства для обретения душевного покоя. И никогда не оставляйте маленького человечка один-на-один со страхом.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_boitsya_temnoti.html

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_boitsya_temnoti.html

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Ребенок боится темноты, врачей, Бабы-Яги: что делать? Страхи у детей

Дети часто боятся темноты. Когда мы были маленькими, то и сами чувствовали неясную тревогу после щелчка выключателя. Психолог Светлана Ройз рассказывает, откуда берется этот страх, почему нельзя обесценивать или высмеивать его и что делать, чтобы он безболезненно прошел.

Светлана Ройз

Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.

Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться).

Это возраст активного развития фантазийной сферы.

Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.

– может быть возрастным,

– может быть последствием родового стресса,

– может быть приобретенным, если в темноте ребенка испугал громкий звук или какой-то предмет, либо кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком или наказал, оставив в темной комнате,

– страх бывает наследственным.

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются.

Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем.

А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Чего нельзя делать, когда ребенок отказывается спать без ночника и жалуется, что в темноте «кто-то есть»?

Нам важно помнить, что ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире.

Работа со страхом может вестись на «территории» страха, а именно – на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.

Как помочь ребенку победить страх и «превратить темноту в друга»?

Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте. Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).

Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:

  1. Теневой театр.
  2. Игра в темноте с фонариком (спрятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать).
  3. Светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно «звездное небо»).
  4. Ангел-хранитель день-ночь (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи).
  5. Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) и пульверизатор с картинками. Можно поставить на тумбочке ребенка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры, убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей.
  6. Сделать «Портрет монстра». Когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ». Моя книжка-практикум «Путешествие Страшилки» во многом на этом построена.
  7. Рисование на черной бумаге. Черная бумага – темнота. Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками – уже само рисование на черной бумаге – чудесная терапия, можно наклеить глазки, «пугающие» в темноте, а потом представить, чьи они – ежика, зайчика, белки, котика.
  8. Сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (сплести мандалу из ниток, нарисовать).
  9. Из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от «страшил».
  10. Сделать мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы). Но важно их делать не из черной, а из цветной бумаги или фольги.
  11. Сделать фонарики из бумаги и лед-свечей.
  12. Играть в прятки.
  13. С 3,5 лет дети часто играют в супергероев. Можно «превратить» ребенка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте. Например, нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует суперспособности – видения в темноте, в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» с очками ночного видения.
  14. В мультсериале «Тигренок Даниэль и его соседи» есть хорошая серия для трансформации страхов.

Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют, иногда боятся и вредничают.

Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, а также его опыту уважения и поддержки, некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста.

Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха для его трансформации.

Добрых взрослений!

Источник: Светланы Ройз

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/puteshestvie-na-territoriyu-straha-chto-delat-esli-rebenok-boitsya-temnoty/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.