Развиваем речь детей от одного года

Содержание

Развитие речи у ребёнка

Развиваем речь детей от одного года

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы». Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение. 

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов. 

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет. 

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов. 

У 1,5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента. 

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их — так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно. 

Ваша задача — обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих. 

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко. 

Расширять пользование речью — это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции. 

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи — это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка ого аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков). 

Очень важна тренировка ого аппарата и обучение правильному произношению.

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев. 

Таких игр — с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)Внизу живёт семейство ежей,На втором этаже — семейство зайчат;На третьем — семейка умных бельчат.

На четвёртом устроилась птица-синица,

На пятом — сова, очень важная птица.Ну вот и пора нам обратно спуститься:

На 5-ом — сова, на 4-ом — синица,

Бельчатки на 3-ем, зайчатки — 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики — рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой — главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно. 

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы! 

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша — это важно в любом случае.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr20/prazvitie-rechi-unbsprebjonkap

Развитие речи детей в 1-2 года

Развиваем речь детей от одного года

Ранний возраст является важнейшим жизненным этапом для каждого человека. Происходят наиболее значимые и активные изменения в его жизни. Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет происходит очень стремительно.

За относительно короткий временной отрезок ребенок учится разговаривать на родном языке, осваивает использование жестов и прочих способов коммуникации.

Речь является главным способом организации успешного взаимодействия между человеком и окружающей действительностью.

До трех лет необходимо постоянно развивать речевой потенциала малыша, так как именно этот возраст самый благоприятный для правильного формирования детской речи. Правильная речь – главнейшее условие благополучного психического развития. Родителям необходимо понимать, что путь по преодолению речевых нарушений ребенок способен преодолеть только совместно с ними.

Начальный детский лексикон

Первые слова всеми детьми произносятся к одному году. Они примерно одинаковые для всех малышей. Их слоговая структура больше похожа на лепет и обычно основана на звукоподражаниях. Слова, применяемые малышом при общении, составляют его активный словарь.

Но уже годовалому крохе понятно гораздо большее количество слов, чем он способен сказать. Понимаемые слова называются пассивным словарем.

С первых слов, имеющихся в активном и пассивном словаре, начинает свое становление начальный детский лексикон − истинный словарный запас, принадлежащий ребенку на начальной стадии овладения родным языком.

Приблизительный набор слов, составляющих начальный детский лексикон, строится на таких индивидуальных особенностях ребенка, как его возраст, пол, доступные ему бытовые и игровые манипуляции, а еще зависит от ближайшего окружения и информации, полученной от взрослых.

Невзирая на многочисленность аспектов, воздействующих на развитие речи у детей от 1 до 2 лет, количество слов, составляющих начальный детский лексикон, ограничивается из-за специфики развития познавательных процессов и обычно составляет не более 500 к двум годам (общее количество понимаемых и произносимых слов).

Существует период, длящийся приблизительно полгода с момента появления первых слов.

В это время происходит постепенное освоение произношения небольшого числа слов, имеющих наиболее важное для ребенка значение.

Такие слова могут обозначать одновременно несколько предметов или явлений, поэтому суть детского высказывания можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение.

К полутора годам большинство малышей используют порядка тридцати слов, произносимых довольно понятно. Это обусловлено тем, что после восемнадцати месяцев детьми с легкостью осваиваются произвольные артикуляционные упражнения.

Это провоцирует дальнейшее развитие их речевых способностей, что позволяет воспроизвести необходимую артикуляцию, подражая старшим.

Слова, численность которых с полутора лет стремительно увеличивается, начинают приобретать постоянные четкие значения, их можно отнести к определенным морфологическим категориям.

К двухлетнему возрасту происходит преобразование пассивного словаря в активный, ребенок начинает употреблять много слов, которые до этого момента знал, но не мог сказать. Этот процесс протекает очень стремительно. Специалисты называют это явление «лексическим взрывом».

Постоянно подражая старшим, малыш стремительно осваивает новые слова, пытается повторить целые высказывания. Приблизительно к двум годам в речи ребенка возникают первые словосочетания, построенные из используемых слов. Первыми в речи малыша появляются предложения в «телеграфном стиле» − без грамматического оформления.

Однако ребенок уже умеет различать довольно специфические тонкости словоупотребления и пытается применять их в своей речи.

Разнообразные глаголы, употребляемые при коммуникации, скопированы из разговоров взрослых, по этой причине ребенок верно применяет их только в конкретной ситуации. Эти формы носят название «замороженные» из-за невозможности их самостоятельного изменения.

Их возникновение является значимым этапом в речевом развитии ребенка. Он самостоятельно старается расширить свою фразу для сообщения информации своему собеседнику в доступной форме.

Нормы речевого развития у детей раннего возраста

Оценивая речь ребенка в 1 год и на протяжении второго года жизни, следует опираться на существующие критерии правильно протекающего речевого развития.

  • 1 год. Возникновение первых слов.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:
    • Плавное наращивание количества употребляемых слов донескольких десятков.
    • Соединение слов в одну несогласованную фразу.
    • Проговаривание небольших слов, общая смягченность речи.
    • Ребенок называет себя в 3 лице.
    • Появление вопроса при помощи интонационного подъема в окончании слова или фразы.
    • Лепет во время игровой деятельности.
    • Договаривание знакомой фразы.
    • Внимательное прослушивание любимой книги.
  • 1 год 9 месяцев − 2 года:
    • «Лексический взрыв».
    • Появление первой фразы.
    • Активное увеличение словаря.
    • Попытки повторения за старшими новых слов.
    • Плавное вытеснение из речи лепетных слов.
    • Использование коротких словосочетаний с выраженным интонированием.
    • Замена стечения согласных одним звучанием.
    • Озвучивание предметов по просьбе.
    • Регулярное использование уменьшительных суффиксов.
    • Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа.
    • Оповещение о своих действиях.
    • Правильное использование отдельных форм глаголов.
    • Определение известных предметов и выполняемых действий.

Таким образом, при ненарушенном развитии речи дети за второй год жизни преодолевают тяжелый путь − от появления первого слова до построения полноценного предложения.

Выявление речевых нарушений у детей раннего возраста

Индивидуальная скорость овладения речью может значительно отличаться у каждого конкретного ребенка. Некоторые дети говорят свои первые слова к одному году, а потом развитие их речи надолго останавливается.

Диапазон возраста, когда детская речь становится доступной для окружающих, скорость овладения навыками речевого общения, динамика увеличения словарного запаса сильно варьируют. Также отмечаются значительные различия по половому признаку при овладении речевыми навыками. У девочек реже встречается задержка речевого развития или тяжелое речевое нарушение.

Нередко малыши, заговорившие позже своих сверстников, в дальнейшем продолжают развиваться согласно установленным нормам. Кардинально отличаются дети с нарушенным речевым развитием: их речь остается проблемной в течение всего дошкольного периода.

У многих детей даже при своевременном логопедическом вмешательстве трудности произношения не исчезают в течение всего школьного обучения.

Родителям необходимо знать, что одним из главных критериев прогрессирующего коммуникативного развития ребенка в возрасте до двух лет является не число употребляемых слов, а способность правильно понимать адресованную ему речь.

Каждый ребенок, имеющий сохранный слух и интеллект, последовательно проходит все необходимые этапы становления речи. Коррекционная работа, проводимая логопедом при нарушенном речевом развитии, всегда основывается на актуальном уровне состояния речи ребенка в конкретный момент, а не на возрасте.

Своевременное выявление отклонений от правильного речевого развития необходимо для предотвращения трудностей коммуникации и для проведения профилактической работы по устранению речевого негативизма. Определить наличие и степень тяжести речевых нарушений без профессионального вмешательства нельзя.

Следует обратиться за советом к логопеду, дефектологу и неврологу, если к двухлетнему возрасту ребенок:

  • Недостаточно хорошо понимает адресованную ему речь и опирается в своей деятельности на установленный план действий взрослых или действует по подражанию.
  • Тяжело осваивает новые слова, применяет менее пятидесяти слов, не старается соединять их в двухсловные фразы.
  • Требует желаемое при помощи невербальных средств коммуникации.
  • Не умеет играть с игрушками, а просто выполняет манипуляции ими.
  • Прекратил говорить слова, присутствующие в его речи ранее.
  • Не интересуется деятельностью других детей, предпочитает играть один, молчит в игровом процессе.

Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Часто взрослыми при коммуникации с ребенком применяются экспрессивно-мимические средства общения вместо речевых. Но правильным для успешного речевого развития является использование слов, обозначающих реальные предметы и совершаемые в конкретный момент действия.

Речь взрослых предполагает яркую эмоциональную окраску и выразительность, необходимо соблюдать интонации. Нужно выделять ударные слоги и точно артикулировать звуки. Важно, чтобы при общении ребенку были видны одновременно движения губ взрослого и называемый предмет.

Внимание малыша нестабильно, поэтому простое механическое подражание не принесет желаемого результата. Чтобы он надолго сохранял заинтересованность занятием, необходимо подбирать интересные ему предметы. Нужно разрешать ребенку трогать предмет, демонстрировать манипуляции, которые можно с ним совершать. Необходимо хвалить за любую доступную малышу попытку воспроизвести слово.

Таким образом, главным достижением речевого развития, имеющимся у ребенка к двум годам, является поэтапный переход от лепета к полноценным фразам, смысл которых понятен другим людям.

Значительные изменения затрагивают и семантическую сторону детского высказывания: от демонстрации эмоций или потребностей малыш приступает к наименованию предметов и различению их свойств и выполняемых действий.

В этот возрастной период познавательное развитие протекает значительно быстрее речевого, по этой причине для стимулирования речи более эффективными будут занятия, основанные на выделении из окружающей среды конкретных предметов, их назначения и способов взаимодействия с ними в игровых или бытовых моментах.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/formirovanie-rechi-u-detej-v-1-2-goda/

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание

Развиваем речь детей от одного года

Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику.

 Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»).

Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля».

Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

Поиграем с игрушкой

Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д.

Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы.

Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

Мохнатый щенок

Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

Едем на паровозе

Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку.

«Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

Изучаем животных

Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

Разговор по телефону

Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

Накорми зверушек

Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу.

Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех.

Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться.

Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься.

Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

Игра с прищепками

Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

https://www.youtube.com/watch?v=SFvwNmeqvIo

Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

Мамины помощники

Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

Что любит кушать?

Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки.

Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д.

Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

Теремок

Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи».

Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь.

Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

Прячем части тела

Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка».

«А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра.

Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

Покорми птичку

Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку.

Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона.

Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

Проводите описанные игры с ребенком регулярно. Помимо развития речи, Вы установите прекрасные отношения с годовалым малышом. Ему будет весело, интересно, он почувствует себя еще более нужным и любимым. Это положительно отразится на психологическом состоянии ребенка.

Успехов Вам!

Источник: https://KinderBoo.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi-rebenka/

Развитие речи ребенка на первом году жизни

Развиваем речь детей от одного года

Первые ые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни.

В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми.

Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).

Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление).

Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить.

Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.

Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации.

Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним.

Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит.

Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им.

Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка. 

«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. 

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой.

Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее.

Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. 

Загляните в календарь развития ребенка 

Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев

В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания. 

«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки.

Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка.

В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.

«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте ую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка. 

«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию. 

Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев

В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.

Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.

В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.

Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто).

Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик».

Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.

Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.

Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.

Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или ым сопровождением. 

Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя.

Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы.

Поощряйте ую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем. 

Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком).

Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь.

В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию. 

Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного.

Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку.

Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у». 

Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи. 

Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой.

Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки.

Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.

«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.

Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего. 

Речевые умения ребенка к 1 году

  • Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
  • Реагирует на свое имя.
  • Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
  • Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
  • Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
  • Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/5635/razvitie-rechi-rebenka-na-pervom-godu-zhizni

Речь ребенка в 1 год: развитие, особенности, упражнения, игровой, как

Развиваем речь детей от одного года

Владимир Кузьмич 17 Июнь, 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели! Когда речь заходит о наших детях, то каждый родитель хочет видеть своего ребенка в самом лучшем свете.

Но порой случается, что мы пытаемся опередить развитие и научить малыша тому, для чего он еще не созрел. Сегодня мы поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 1 год.

Мы рассмотрим особенности этого возраста, а также выявим, что же поможет вам развить разговорные способности своих детей должным образом.

Как определить уровень развития речи?

Ошибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Первые слова

Что же является первыми словами? Это не то, что мы привыкли понимать под словами взрослых людей. Конечно, в этот список входят «мама», «папа», «баба», «деда», «тетя» и «дядя». Но также к первым словам относиться и звукоподражание, например, «тук-тук», «гав-гав» и т.д.

Если кроха произносит первый слог от слова и понимает то, о чем он говорит (например, «ки» вместо «киса»), то это также считается активным словарем ребенка. Интересный факт: одни дети больше любят существительные, в то время как другие предпочитают глаголы.

Почему малыш молчит?

Обычно это связывают с тем, что ребенку не хватает опыта общения. То есть родители уделяют мало внимания малышу. Статистика подсказывает, что с каждым годом мамы все меньше самостоятельно общаются с детьми.

Средние подсчеты – 12 минут полноценного общения в день. Разве это не слишком мало? Поэтому отмечается, что все больше детей испытывают проблемы с речевыми нарушениями и задержкой речи в целом.

Как создать развивающую среду?

Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

.

внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д.

Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

Основные правила развития речи

  1. Малышу необходимо общение именно с ним. Слушать речь взрослых между собой ему недостаточно.
  2. Старайтесь выражаться простым языком и короткими предложениями.
  3. Используйте книги. Чтение только ускорит процесс развития речи. Обратите особое внимание на мелодичные детские стишки и потешки.

  4. При общении с ребенком старайтесь находиться на уровне его глаз.
  5. Проговаривайте слова четко. Желательно, чтобы малыш обращал внимание на вашу артикуляцию.
  6. Рассматривая какие-либо предметы, говорите про их особенности. Например, где у зайчика ушки, хвост, нос; какого он цвета и размера итд.

  7. При изучении животных, покажите  как они говорят. Если у вас получится имитировать их звуки, то это только заинтересует малыша.
  8. Не торопите ребенка с ответом на ваши вопросы. Всегда давайте время ему подумать.
  9. Будьте ласковы и терпеливы. Не забывайте поощрять ваше чадо за успехи.

  10. Старайтесь избегать негативных таких как «неправильно», «неверно» итд. Если ребенок ошибся или затрудняется с ответом, то просто подскажите ему и направьте в нужное русло
  11. Не акцентируйте все свои усилия только на прогрессе речи. Параллельно развивайте моторику, слух и т.д. Одно другое только дополняет.

  12. Развивайте артикуляционный аппарат правильно: вовремя избавляйтесь от соски, вводите в рацион твердую пищу и т.д.

Понимание речи

Пассивный словарный запас ребенка также важен, как и активный. Именно из него развивается активный словарный запас.

В пассивный словарь входят не только существительные, глаголы и прилагательные, но также фразы и выражения.

В эту группу обычно относят те слова, которые знакомы ребенку, и он может наблюдать за ними каждый день. Есть несколько типов пассивных словарей. Мы рассмотрим их ниже и приведем примеры групп, относящихся к ним.

Предметный словарь:

  • части тела (ноги, руки, голова);
  • игрушки (кукла, машинка, мяч);
  • дом или квартира (окно, стены, дверь);
  • мебель (стул, кровать, стол);
  • одежда и обувь (шапка, ботинки, платье);
  • домашние животные (корова, кошка, лошадь);
  • дикие животные (волк, заяц, лиса);
  • овощи и фрукты (банан, помидор, картошка).

Глагольный словарь:

  • действия, которые совершает сам малыш (бежит, сидит, спит, танцует);
  • действия, совершенные близкими (стирать, читать, петь).

Прилагательные, наречия:

  • название цветов (белый, черный, синий);
  • названия каких-либо ощущений (вкусно, горько, сладко);
  • названия каких-либо понятий (большой, аленький, много, мало).

Мы привели лишь некоторые примеры слов, относящиеся к тому или иному словарю. Конечно, их больше, и они могут отличаться от словаря разных детей. Тем не менее все вышеперечисленное можно назвать фундаментом в процессе правильного формирования речи.

Работая над словарным запасом, также необходимо развивать и фразовую речь. Для этого необходимо использовать максимально простые фразы с теми словами, которые уже знакомы ребенку по отдельности.

Это могут быть такие выражения как «Где папа»? «Дай попить», «Держи яблоко», «Принеси мячик» итд.

Специалисты утверждают, что становление именно фразовой речи является самым главным показателем успешного развития ребенка.

Формирование активной речи

Развивая активную речь малыша, мы прежде всего развиваем его речевое подражание, что характерно для этого возраста. Это процесс повторения звуков, слов и фраз. В самом начале пути оно напоминает эхо или попугая.

Ученые утверждают, что речевое подражание — это рефлекс, который заложен у ребенка с первых дней жизни.

Потому малыш перенимает речь от окружающих неосознанно.

Развивать речевое подражание лучше в игровой форме и с наглядными примерами. Например, если вы изучаете животных и их звуки, то покажите ребенку картинки или видео. Поиграйте в крокодильчика с папой перед ребенком, пытаясь изобразить животных самостоятельно.

Особенно эффективным является прием договаривания слов в потешках или стишках. Для этого упражнения мы делаем паузу перед последним словом в стишке, предлагая ребенку самому его вставить. Например:

Мишка косолапый по лесу … (идет),

Шишки собирает, в корзиночку … (кладет).

Шишка отлетела прямо мишке в … (лоб),

Мишка рассердился и ногою … (топ).

В последующем можно предлагать вставлять целые фразы.

Также необходимо уделять особое внимание именно глагольному словарю ребенка. Чем больше слов (названий действий) в словаре, тем выше уровень развития речи. Начать развитие можно с ассоциаций и облегченных слов: «ням-ням» — кушает, «топ-топ» — идет, «прыг-прыг» — прыгает и т.д.

Можно изображать все действия самостоятельно или вместе с ребенком. Также можно показывать мультики, в которых любимые персонажи ребенка выполняют то или иное действие. При этом обращать внимание ребенка на это и все проговаривать.

Нормальное развитие и речь ребенка в один год, видео:

Дорогие мамы, если вы замечаете какие-либо речевые нарушения, дефекты и в целом то, что речь ребенка в 1 год не соответствует каким-либо нормам, не бойтесь обращаться к специалистам с этим вопросом.

Они лишь помогут вам и вашему малышу в становление речи. Лучше ничего не откладывать. Знания – это самое ценное, что вы можете дать вашему чаду. Так что все в ваших руках. А я прощаюсь с вами. До скорых встреч!

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/rech-rebenka-v-1-god/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.