Развитие индивидуальности у близнецов

Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов – Телеканал «О!»

Развитие индивидуальности у близнецов

Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов

16 октября 2019

Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же — и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказали, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Идеальный дуэт

Нашу жизнь часто портят стереотипы и популярная культура. Например, такая идея, что все близнецы имеют идеальные отношения. На самом деле все наоборот, близнецам очень трудно бывает ладить между собой.

Часто им даже бывает стыдно, что они не могут ужиться так, как все фантазируют, и им сложно отвечать на вопросы друзей и родственников «Почему вы ссоритесь, если вы одинаковые?» Кроме того, дети из многоплодных беременностей часто испытывают стыд, если они вырастают и хотят разлучиться, пожить каждый своей жизнью.

Понимание, что не только они испытывают трудности в общении, а почти все близнецы, приносит облегчение и самим близнецам, и их родителям, которые часто страдают, что дети не могут договариваться и жестко конкурируют.

У близнецов есть не только брат или сестра, с которыми они провели много времени вместе и одновременно развивались в мамином животе, но и две разные личности — как «близнецовые», так и как отдельные.

Близнецовая идентичность создает глубокую привязанность, которая сознательно или бессознательно будет присутствовать на протяжении всей жизни. А индивидуальность создает конкуренцию, гнев, разочарование и обиду.

Разделение родительского внимания может создать глубокую неуверенность и чувство неадекватности.

Исследования показывают, что при одинаковом уровне развития интеллекта в эмоциональном плане дети-близнецы, в особенности однополые близнецы, существенно отличаются от одиночно рожденных детей. Как правило дети-близнецы имеют более низкую по сравнению со сверстниками самооценку. При этом брат или сестра-близнец являются очень значимыми фигурами.

Зачастую ребенок из пары близнецов дает брату или сестре эмоциональную оценку выше, чем самому себе. Кроме того, для близнецов, которые воспитываются в полных семьях, характерно разделение на «маминого» и «папиного», т. е. один ребенок чувствует большую эмоциональную близость с матерью, а другой — с отцом.

Больше это касается однополых близнецов, а разнополые в эмоциональном плане ближе к одиночно рожденным детям.

Я тебя понимаю

Важная особенность детей-близнецов — они более тревожны по сравнению с одиночно рожденными сверстниками.

Причем, если у одиночно рожденных детей уровень тревожности тем ниже, чем выше развитие интеллекта, то у детей-близнецов уровень тревожности высок при любом уровне интеллектуального развития.

Есть даже тенденция, что чем выше интеллектуальное развитие детей-близнецов, тем выше и уровень тревожности.

Повышенная тревожность во многом связана с перевозбуждением, повышенной нагрузкой на сенсорные системы. Еще до рождения дети-близнецы уже находятся в условиях повышенной сенсорной стимуляции, они касаются друг друга, слышат друг друга, видят. По сути становятся друг для друга самым первым, самым близким человеком.

Мамам детей-близнецов знакомо чувство, что она как будто находятся немного в стороне, эмоционально дальше от близнецов, чем от одиночно-рождённого ребёнка. Мамы часто переживают свою не полную включённость, думая о себе, как о недостаточно правильной маме.

С одной стороны, в этой ситуации есть свои бонусы — дети активно проводят время друг с другом, они заняты, развиваются — причем даже быстрее сверстников, поскольку передача информации, знаний и умений внутри пары близнецов происходит очень быстро, а возможностей к восприятию разного рода информации у двух детей больше, чем у одного.

С другой стороны, родителям близнецов, прежде всего мамам, приходится прилагать значительно больше усилий для того, чтобы организовать то взаимодействие, которое в норме естественным образом складывается между матерью и отдельно рожденным ребенком с первых мгновений жизни.

Кроме того, дети-близнецы сразу после рождения оказываются в ситуации необходимости постоянного отслеживания в поле видимости брата или сестры-близнеца. Поэтому дети-близнецы могут активно развивать свои интеллектуальные способности, но нервная система детей-близнецов на самом деле испытывает серьезные перегрузки, и их тревожность возрастает.

Кто лучше?

Получается, перед родителями детей близнецов стоит достаточно непростая задача! С одной стороны, дети-близнецы имеют очень тесную связь, обусловленную их совместным развитием еще до рождения, которую приходится учитывать.

С другой стороны, родителям приходится пробиваться через некоторый барьер «зацикленности» детей-близнецов друг на друге- для того, чтобы обеспечить своим детям необходимые условия для полноценного развития их индивидуальности.

Пусть даже близнецы могут быть очень похожи, но они обладают своими индивидуальными чертами и особенностями, как и любые другие люди! Да, родившись с близнецом, ты навсегда — близнец. Близнецы не могут «развестись».

Отношения близнецов, часто загадочные и трудные для понимания и внутри и снаружи, трудно описываемые словами, несомненно, являются источником удивления, удовлетворенности, одиночества, беспокойства.

Близнецы соперничают друг с другом или завидуют друг другу из-за их уникальной и глубокой привязанности, которая создает … конкуренцию.

Это соперничество основано на реальности: ведь близнецы сравнивают друг друга с раннего возраста. Кто получает больше еды, любви, внимания, игрушек и особого времени, сравнивается и противопоставляется вербально и невербально.

Сравнение становится частью детской жизни — и приводит к большим вопросам между близнецами.

Вот примеры и варианты того, как обходиться со сравнением родителям, и как учить обходиться близнеца.

  • Кто из нас прав? (Правильно: вы оба имеете право на своё мнение)
  • Кто сделал бОльшую ошибку? (Правильно: давайте вместе это исправим или решим проблему)
  • Кто виноват в беспорядке в комнате? (Правильно: я тебе помогу навести порядок)
  • Кто умнее, красивее, стройнее, талантливее? (Правильно: какая разница?)

Конкуренция, идущая из раннего детства, создаёт борьбу, которая продолжается долгие годы и всю жизнь. Но хуже этого — непроговоренность обид и гнева, что может вести к усилению конфликтов.

Как облегчить жизнь всей семье?

  • Если у вас, как у родителей, есть малейшая возможность привлечь помощников к процессу ухода и воспитания детей-близнецов, используйте ее. Это, во-первых, разгрузит маму и даст ей необходимые силы и ресурсы для воспитания детей, а во-вторых, создаст возможность большего участия взрослого в процессе развития детей-близнецов, что позволит избежать их зацикленности друг на друге.
  • Разговоры, прояснение, понимание того, что близнецы — разные люди с разными мнениями — вот путь к пониманию и гармоничным отношениям.
  • Когда родители готовы, то стоит начинать разделять детей-близнецов, давая им возможность тренироваться, получать индивидуальные навыки, не полагаясь на брата или сестру. Лучше это сделать как можно раньше. Хотя процесс должен быть очень мягким, комфортным, и все члены семьи должны быть готовы к нему. Хорошо, если в каком-то ежедневном деле один из близнецов сможет побыть с мамой, а другой с папой (бабушкой, няней), а в следующий раз наоборот. Таким образом дети получают опыт индивидуального взаимодействия с каждым из родителей, так постепенно формируется личный, независимый от брата или сестры опыт.
  • Индивидуальный опыт — лучший способ снизить конфликты и конкуренцию между близнецами, потому что каждый будет чувствовать, что имеет право на своё уникальное место в этой семье и в мире.

Дочки-близнецы: личный опыт

Мария Григорьева: «Мы с мужем стали задумываться о возможности разделить девочек практически с их рождения. Сначала у детей все было общее, и различался только цвет одежды, однако у каждой был свой набор вещей.

Девочки вместе посещали занятия, были в одной группе детского сада и у них были одинаковые игрушки.

Мы не понаслышке знаем, что дети требуют одинаковые игрушки, и если минимальное различие в деталях, то обеим требуется одна и та же!

Разделение стоит начинать с менее принципиальных для малышей вещей: например, у нас никогда не было двух одинаковых комплектов одежды, хотя бы цвет всегда различался. Не было одинаковых книжек, развивающих игрушек — пазлов, рамок вкладышей, шнуровок, одна дочь могла собирать домик, а другая самолетик. Это те игрушки, которые появляются еще до момента разделения на «мое — твое».

А вот подарки и личные игрушки — мишки, зайчики, куклы, домики — те, которые дети очень хотели или те, которые имели большую эмоциональную ценность, были идентичны.

Такой подход с одной стороны приучает детей к тому, что одежда и игрушки могут быть разные, а с другой не создает излишнего напряжения, когда речь идет о тех игрушках, которые являются для ребенка символом внимания, заботы, любви.

В 6 лет девочки пошли в одну группу на подготовку в школе, а мы наблюдали. Им было непросто, они обе энергичные, быстрые, активно общались между собой и с учителем, но отнимали слишком много его внимания, учителю было трудно: дети способные, но их «много».

А если учителю трудно, это вызывает у него негатив, и подобный настрой уже влияет на комфорт и благополучие детей. Через полгода нам предложили попробовать разделить детей в разные группы, мы согласились попробовать. Поговорили с детьми, разделение прошло нормально — и детям, и нам было комфортно.

Опыт оказался успешным, и наши девочки пошли в разные первые классы. Конечно, учителя знали о нашей ситуации и не препятствовали их общению на переменах, в целом относились с пониманием.

Дополнительные занятия до 4 класса девочки посещали вместе, пока не сообщили нам, что у них разные интересы, и одна стала заниматься рисованием, а другая пением. Позже они выбрали для себя разные музыкальные инструменты, и занимались в разных местах, в разное время.

Сейчас моим девочкам 14 лет. Каждая имеет свой круг общения, свои интересы, свой стиль в одежде, у каждой есть свое пространство — своя комната. Тем не менее, периодически возникают ситуации, что они устают друг от друга — как всякие люди, которые много времени проводят вместе.

Думаю, что дети-близнецы, которые привыкли иметь все общее, так же устают друг от друга, ведь они просто не знают, что может быть нечто отдельное, свое, у них нет такого опыта.

Однако, каждый ребенок уникален, даже если кажется, что дети-близнецы идентичны! И опыт каждой семьи уникален.

Важно помнить, что любые решения и изменения должны быть комфортны каждой конкретной семье — и родителям, и детям.

Даже если вам сейчас трудно представить, как можно разделить ваших близнецов, как именно организовать каждому из них личное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно развиваться, то важным шагом будет просто помнить не только об их схожести, но и об их индивидуальности и уникальности”.

Воспитание ребенка — это безусловно интересный, но временами сложный, а иногда и выматывающий процесс, а воспитание детей близнецов — вдвойне такой!
Главный вопрос, возникающий у родителей детей-близнецов — одинаковое или разное (во всем)? Мы писали, что с самого рождения дети-близнецы постоянно держат в фокусе внимания брата или сестру, постоянно сравнивают себя друг с другом, испытывая значительные эмоциональные перегрузки. До определенного момента проще и удобнее, если у близнецов все будет одинаковое, кроме ситуаций, требующих принципиальной разницы в уходе и воспитании (например, если у одного из детей есть хроническое заболевание). Но с самого первого дня важно помнить, что наша задача — воспитать две отдельные личности. И стоит постепенно вводить эти различия в повседневную жизнь детей. Близнецы, безусловно, имеют тесную связь, но то, как они будут расти, насколько они будут индивидуальны или идентичны, и сколько им потребуется времени во взрослом возрасте на поиск своей отдельной жизни, определяется в том числе позицией родителей, и их готовностью воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/13425

Близнецы — они такие разные!

Развитие индивидуальности у близнецов

Наш мозг очень любит замечать сходство. И поэтому, глядя на близнецов — идентичных (однояйцевых) или двойняшек (разнояйцевых), мы прежде всего ухватываем похожесть и умиляемся ей.

К тому же, в силу одинакового возраста они и развиваются примерно одинаково, что тоже увеличивает сходство. И это может сбивать с толку родителей.

Важно помнить, что тем не менее, и близнецы, и двойняшки являются разными и отдельными детьми!

Что можно посоветовать родителям любого количества близнецов и двойняшек/тройняшек/и т. д.?

1. Заботьтесь о себе

Растить близнецов — задача в разы более сложная, чем растить одного ребенка. Может быть так, что только вы накормили, переодели, утешили одного младенца — внимания уже требует другой, а когда вы разобрались с ним — пора уже снова переключаться на первого.

И так может продолжаться бесконечно! По крайней мере, у вас может быть такое ощущение. В такой ситуации могут возникать самые разные чувства, причем зачастую одновременно: рядом с любовью и радостью родительства могут быть и злость, и вина, и усталость, и отчаяние.

Главное — знать, что все эти чувства, как и любые другие, нормальны!

Поэтому не забывайте, что заботиться о себе родителям близнецов еще сложнее и важнее, чем родителям одного ребенка. Не отказывайтесь ни от какой помощи!

2. Не ожидайте от близнецов слишком сильной связи

Да, конечно, связь между вашими близнецами скорее всего будет довольно сильной, но не стоит попадать под влияние стереотипа, что близнецы — это обязательно лучшие друзья и самые родные люди, связанные чуть ли не телепатически.

Если вы будете этого ожидать и поощрять, то у детей могут возникнуть сложности с формированием собственной идентичности и установлением близких доверительных отношений со сверстниками, а не только с братом/сестрой.

Вполне возможно, что ваши близнецы — довольно разные люди, с различными интересами, которые хотят совершенно по-разному проводить время. Очень важно поддерживать в детях их индивидуальность, ведь только благодаря этому они смогут раскрыть свой личный потенциал и стать счастливыми, успешными людьми.

Конечно, это важно и для детей разного возраста в одной семье, но в случае с близнецами соблазн их «смешать» друг с другом может быть особенно велик.

3. Поддерживайте индивидуальность близнецов

Делать это очень важно для того, чтобы каждый из близнецов смог выстроить собственное чувство идентичности и построить здоровые отношения с родителями, другими членами семьи и окружающими. Не стоит одевать близнецов в одинаковую одежду.

Фотографировать их стоит не только вместе, но и по отдельности, с другими членами семьи. Если вы делаете фотоальбомы — то обязательно сделайте отдельный для каждого из близнецов. Не стоит называть их лишний раз словом «близнецы».

Когда вы говорите сразу об обоих — используйте имена, например, «Аня и Костя». Причем от случая к случаю меняйте имена местами, чтобы у детей не складывалось впечатления, что кто-то из них первый, а кто-то второй.

Поздравлять близнецов с днем рождения тоже лучше по отдельности — с небольшим тортом и отдельной песенкой для каждого!

4. Проводите время с каждым из близнецов по отдельности

Родители могут опасаться, что если они будут разделять близнецов и посвящать им время по отдельности, то это повредит отношениям между детьми. Это не так, отношения только укрепятся — как у детей между собой, так и между детьми и родителями. Важно только, чтобы мама и папа по очереди брали каждого из детей.

Например, в один из выходных папа может взять одного из близнецов и пойти с ним гулять в парк, а мама останется со вторым дома и будет лепить из пластилина, а на следующих выходных наоборот.

Если по каким-то причинам нет возможности подключить второго родителя, то один родитель может делать что-то с одним близнецом, пока второй близнец, например, спит.

5. Учите близнецов не делиться

Близнецы и так вынуждены многим делиться с самого рождения, и даже раньше, когда у них была одна материнская утроба на двоих.

Поэтому очень полезно развивать у них чувство собственности, являющееся частью чувства индивидуальности: «Это мои игрушки, а это — твои. Я имею право решать, когда я готов ими поделиться, а когда — нет. И у тебя тоже есть такое право».

Определите отдельный шкаф или отдельные полки в шкафу для каждого из близнецов. Если есть возможность — то пусть дети живут в отдельных комнатах.

6. Не стоит делать акцент на том, кто родился первым

Если вы будете обсуждать в семье и расскажете своим близнецам, пока они еще маленькие, кто из них родился раньше — это может привести к созданию ярлыка, что «Маша старше Даши», пусть и всего на несколько минут.

Не имея никакого реального значения, эти сведения могут повлиять на их становление: например, бессознательно мы можем ожидать и требовать от «старшего» близнеца большей ответственности и зрелости, и разочаровываться, если он этих качеств не проявляет.

Конечно, не нужно делать из этой информации секрета, но и часто упоминать ее со специальным акцентом не стоит.

7. Избегайте ярлыков

Говоря о близнецах, постарайтесь не применять к ним никаких ярлыков. «Он у нас спортивный, она у нас творческая натура, он старше, она умнее, он «тусовщик», она застенчивая» и т.д., и т.п.

Такие ярлыки могут становиться «самосбывающимися пророчествами» — подчеркивая изначально небольшую, может быть, совершенно несущественную, а то и не существующую разницу, мы задаем детям ориентиры, которым они бессознательно начинают соответствовать.

Стоит также осторожно относиться к подобным вопросам от окружающих: «А кто из близнецов умнее? А кто смелее?» — и подчеркивать, что каждый из них умный и смелый по-своему.

8. Близнецам лучше учиться в разных классах

Если есть такая возможность, отдайте близнецов в разные, параллельные классы. Это еще один способ поддержать развитие их индивидуальности. Близнецам будет полезно проводить время по отдельности.

У каждого из них будут свой учитель, свои одноклассники, свои друзья. Между близнецами будет меньше сравнения и конкуренции.

И, что очень важно, окружающие люди — учителя и сверстники — при таком разделении гораздо больше будут воспринимать каждого из близнецов как отдельную личность, а не как одного из пары.

9. Помогите близнецам устанавливать близкие отношения с другими людьми

Если у ребенка есть брат или сестра-близнец, то ему может быть сложнее устанавливать отношения за пределами своей привычной пары.

Помимо того, что ребенок может опасаться, что такие отношения обидят второго близнеца — он просто может быть не готов к тому, что отношения с новыми людьми не выстраиваются так же естественно, быстро и глубоко.

Поэтому будет хорошо, если вы объясните ребенку, что для создания близких отношений требуются время и некоторая работа.

10. Подростковая сепарация — еще более сложный период у близнецов

Самой важной задачей подросткового возраста для любого человека является сепарация (отделение) от родителей и формирование собственной идентичности. У близнецов добавляется задача отделения также и от брата/сестры. На этом этапе нормально возникновение напряжения и ссор между ними, некоторое отдаление. Постарайтесь не вмешиваться и позвольте им пройти этот важный этап!

Пожалуй, если бы целью этой статьи было бы дать только один совет психолога о воспитании близнецов, я бы написала так: относитесь к вашим близнецам как к двум совершенно отдельным детям, которые просто по случайному совпадению родились в один день!

Источник: http://mpsy.ru/biblioteka/nashi-stati/bliznecy-oni-takie-raznye.html

Индивидуальность с первых дней жизни

Развитие индивидуальности у близнецов

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу затронуть очень важную для родителей тему -индивидуальность близнецов. Как ее развить, чтобы жизнь каждого засияла своими красками? Проблемы психологического и физического развития близнецов – первоочередная забота родителей. Поэтому эта статья – своеобразная методичка для них.

Близнецовый бум

Последние десять лет мир переживает бум рождения близнецов. Буквально на наших глазах на свет их стало появляться почти втрое больше. Причина понятна: ЭКО, ИКСИ, другие высокие технологии искусственного оплодотворения. Рядом с нами становится все больше людей, способных мыслить одинаково, говорить на непонятном другим языке, обладающих некоторыми телепатическими способностями.

Это захватывающая статистика. Мы очевидцы того, как планета начинает заселяться особенными людьми, настроенными на волну друг друга, как две соседние антенны. Близнецы сначала воспринимают себя только как «Мы», особенно, однояйцевые. И только со временем понимают, что каждый из них – «Я». Они даже откликаются в первые месяцы и на свое имя, и на имя своего братика или сестрички.

Да, им вообще слова не нужны. Достаточно жеста, взгляда. Они очень индивидуальны по отношению к окружающим, но тесно связаны друг с другом. Такая погруженность в собственный мир может сыграть с ними злую шутку, заставив их отставать от ровесников в речевом и умственном развитии.

Индивидуальность и неповторимость

Такая особенная жизнь близнецов таит в себе огромное множество проблем:

  • Самоидентификация, неразделимые «мы» и «я». Дети не способны различить себя на фото, не несут ответственность за совершаемые поступки, не имеют собственных желаний, не говорят с родителями наедине – всегда ориентированы друг на друга.
  • Способность общаться при минимальном словарном запасе ведет к отставанию в развитии речи и памяти. И это серьезнейшая проблема. Например, вы начинаете учить с близнецами стихотворение, но гарантии, что запомнят его оба, нет. Они заранее договариваются жестами о том, чья сегодня очередь и работает только один.
  • Близнецы очень рано учатся распределять свои способности и обязанности. Поскольку они считают себя одним целым, то один, например, учится писать, а второй – читать. Если, например, один умеет наливать сок в стакан, то второй ни за что не будет этому учиться. Он всегда подождет, пока ему нальет сок его братик.
  • Проблема доминирования одного над другим способна усугубить ситуацию. Вырастает тандем, где верховодит один, а второй – лишен своего мнения.
  • Отсутствие коммуникабельности – следствие самодостаточности близнецов. Им никто не нужен, окружающие для них просто среда обитания, данность, от которой никуда не денешься, но и считаться – незачем.
  • Особенно остро все проблемы проявляются в пубертатном периоде и далее – во взрослой жизни.

Взаимоотношения полов, поиск друзей, самоутверждение в коллективе, желание завоевать авторитет и уважение – все сталкивает интересы близнецов лоб в лоб. Но если вдруг единомышленник найден, оба нашли себе достойную пару – наступает разочарование. Друг не дотягивает по всем параметрам до брата-близнеца, девушка брата кажется притягательнее и так далее.

Получается, что ключ к решению всех проблем – это развитие индивидуальности в близнецах с момента рождения.

Что необходимо для обретения индивидуальности?

За рубежом психологи советуют водить близнецов в один и тот же детский сад по очереди. День – один, день – другой. Не разлучая детей надолго, пока они не совсем готовы к этому. А до этого момента нужно:

  • выбрать разные по звучанию имена и называть младенцев только по имени, не обобщая словами «малыш», «дорогой», «мальчик-девочка моя»;
  • никогда не одевать одинаково, если даже родные и друзья дарят одинаковые комплекты;
  • стричь по-разному;
  • дарить разные игрушки и подчеркивать, что это – одному, а вот это – другому;
  • печь два именинных пирога, покупать два торта на «днюху»;
  • звать близнецов к себе не как «дети», а каждого по имени и по очереди;
  • находить время для ежедневного общения с каждым ребенком с глазу на глаз;
  • поощрять различия между ними, которые вам очевидны;
  • брать их по отдельности на экскурсии, в цирк, в театры;
  • хвалить по отдельности за разные поступки.

Не устали? Тогда продолжим. Хорошо бы, чтобы у каждого была своя комната, или хотя бы место для игр и занятий. Поощряйте наличие собственного мнения у детей. Если один явно тянет на лидера, то хвалите по любому поводу более слабого, подчеркивая его успехи. Кроме того:

  • не сравнивайте успехи близнецов;
  • контролируйте отдельную подготовку уроков;
  • чаще обнимайте, целуйте детей, а если наказываете, то делайте это отдельно для каждого;
  • старайтесь обеспечить возможность отдельного общения со сверстниками;
  • одобряйте разную манеру поведения, реакцию на события.

Индивидуальность во всем

То, что близнецы обретают индивидуальность, показывают следующие критерии:

  1. Малыш не плачет, если капризничает близнец;
  2. Его не огорчает расставание с братом;
  3. Не переживает, если наказан другой;
  4. Не путает свое отражение в зеркале с братиком или сестренкой уже с полутора лет;
  5. Никогда не откликается на имя близнеца;
  6. Его психофизическое развитие соответствует норме;
  7. Не подражает близнецу;
  8. Говорит на нормальном языке, игнорируя «птичий», речь развита по возрасту.

Переусердствовать в помощи по обретению индивидуальности нельзя, поскольку многие со стороны не упустят возможность подчеркнуть похожесть близнецов, считая их одним целым.
Вот это на сегодня все. До новых встреч на страницах моего сайта. Подписывайтесь, читайте, пишите отзывы и не забывайте участвовать в конкурсах.

Этой записью стоит поделиться

Этот блог читают 3675 женщин. Будь следующей!

Подписаться на статьи

Калькулятор беременности Календарь беременности двойней Календарь развития малышей

Источник: https://gemelos-feliz.ru/deti/vospitanie/individualnost-s-pervykh-dney-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.