Путешествие в галантный век или как наша изостудия изучала русское искусство 18 века

Содержание

Галантные сказки галантного века

Путешествие в галантный век или как наша изостудия изучала русское искусство 18 века
vita_colorata И песнь поднималась легко на веранде,Смущение верилось зонту…Виконт целовал башмачок виконтессы,Она отдавалась виконту! Игорь Северянин Увлеченность  галантным веком началась у Александра Бенуа после поездки в Париж в 1896 году. Бенуа сам имел французские корни и с волнением ступил на землю своих предков.

Через три недели он отправился в Версаль, который его совершенно его покорил. Тут стоит дать слово ему самому, даже через пятьдесят с гаком лет, впечатления от поездки он помнил живо и эмоционально :
“Я отлично знаю и, отправляясь туда, я был уверен, что ничего совершенно для себя неожиданного я там не найду. Однако и тут вышло совсем иначе.

Именно таким, каким Версаль предстал тогда, я никак не думал его увидать. Я не думал, что он до того грандиозен и в то же время исполнен какой-то чудесной меланхолии… Что-то даже грозное и трагическое почудилось мне как в самом дворце, так и в садах в тот мрачный ноябрьский вечер…

Особенно меня поразили черные конусы и кубы стриженных туй и зеркальность бассейнов, отражающих серые, нависшие тучи и темные, гладкие бронзовые божества, что покоятся на беломраморных окаймлениях этих зеркал.

То не был Версаль веселых празднеств Короля-Солнца и то не была прекрасная и парадная декорация для тех романтических авантюр, которые здесь разыгрывались.

Почему-то я сразу перенесся в последние годы царствования Людовика XIV. Я чуть не расплакался, когда под самый конец этого нашего первого посещения Версаля лучи заходящего солнца на минуту прорвали густую пелену туч и оранжевым пламенем засияли бесчисленные окна дворца.

И почему-то именно этот момент показался мне тогда чем-то удивительно знакомым, точно я это самое уже когда-то видал и «пережил». Подобные же ощущения я испытывал и в Петергофе, и в Царском, и в Ораниенбауме, но здесь, в Версале, они приобрели небывалую, почти до физического страдания дошедшую остроту.

Не мудрено поэтому, если я затем на годы «зарядился» версальскими настроениями и тогда же затеял картину, изображавшую прогулку старца-короля по построенным им волшебным садам. Особенно усердно принялся я за разработку такой серии «Последних прогулок короля» в следующую осень (1897 г.), и именно этой серии я обязан своим первым решительным успехом как в России, так и во Франции.

“Серия работ получилась удачной и под вдохновением от Версаля Бенуа далее рисует эскизы к одному из самых первых балетов Дягилева, показанных в Париже – “Павильону Армиды”композитора Черепнина. Армида,  мифическая волшебница, жившая в гроте, привиделась Бенуа в виде дамы, одетой в стиле времен рококо.

Бенуа сам так описал спектакль :” Его настоящим назначением было возродить балет à grand Spectacle ** в несколько старомодном вкусе.”Прекрасная Павлова появилась на сцене в платье, имитировавшем наряды красавиц при дворе Людовика 14. Конечно, они были короче и приспособлены для танца, но узнавались основные детали.

Это заметно при сравнении с портретами той эпохи, и кто, как не маркиза де Помпадур , чье имя стало уже нарицательным, возникает у нас  сразу в памяти ?Пышная юбка на панье, которое заменяла пачка.После Анны Павловой Армиду танцевала Тамара Карсавина.Зинаида Серебрякова написала портрет А. Даниловой в костюме “Армиды”.Показывать французам французское был большой риск для бенефиса.

Хорошо знаем по кино, какую развесистую клюкву нам показывают в фильмах про нашу страну ( развесистую, кстати, не потому что на развес, а потому что Александру Дюма она когда-то привиделась в виде дерева ). Однако  у наших творцов получилось удивить парижан.

Бенуа объяснил это таким образом :” В нашем репертуаре “Павильон Армиды” имел назначение показать французам русское понимание “наиболее французской ” эпохи ХV111 . И вот что получилось.

Людям, привыкшим к тем приторным “кондитерским” изделиям, которыми их угощают под видом эпохи рококо парижские театралы ( например, в постановке “Манон” в “Opera Comique”), наши краски показались чересчур яркими, а грация наших танцовщиков несколько вычурной, зато людям, умеющим еще находить в Версале, в гобеленах, раззолоченных залах и стриженных парках подлинный дух того, все по-прежнему не стареющего искусства, мы в «Павильоне Армиды» угодили. “Костюм “Духа времени”.Так бывает, свежий взгляд со стороны видит то, к чему мы сами привыкли, чем забыли  восхищаться и принимаем как естественную принадлежность нашей жизни. Так и мы, бегаем по Невскому, подчас не понимая глаз на его прекрасные фасады.Среди версальской серии Бенуа есть картина “Купальня маркизы”.Сложно теперь угадать какую маркизу имел в виду Александр Бенуа, вполне возможно , что как раз маркизу Помпадур, столь соблазнительный образ фаворитки Людовика Пятнадцатого, которая ловко управляла им в течение 20 лет. И не только им, а была покровительницей искусств и моды.Почти на всех портретах она в прическе по голове, однако считается, что именно она ввела моду на высокие прически и высокие каблуки, поскольку была маленького роста. Прически, дошедшие при другой законодательнице мод королевского двора, Марии- Антуанетте  до полного безумия.Изощренная наука любви , институт фавориток и развращенность нравов французского двора достигли в это время апогея.Любить в ту эпоху было даже не модно, было модно предаваться любви. Совращать и быть совращаемыми.Как написал писатель Жирар в своих “Синонимах” : ” Обычай, разрешающий замужним женщинам галантность, запрещает им страсть, она выглядела бы смешной.”Близкий друг Бенуа с гимназических лет Константин Сомов под впечатлением от работ Александра или вообще под вдохновением от эпохи сделал серию графических работ под названием “Книга маркизы”. Книга была издана в 1907 году в Германии за вычетом совсем откровенных рисунков, на которых нравы маркизы представали в полной красе, потом она была переиздана уже в полном варианте. В годы начала перестройки, когда страна вдруг обнаружила, что секс на свете всё-таки есть, она была издана  в виде открыток и тайные эротоманы ( вроде Хоботова) покупали и наслаждались утехами маркизы в закоулках Версальского парка.  Впрочем, их успех быстро захлестнула мутная волна современной фотографически- порнографической продукции.Прелесть рисунков Сомова не только в  блестящей стилизации эпохи, но еще в тонкой иронии над игривыми маркизами и виконтами, которые стали уже театром теней. Призраками, навевающими улыбку. И некоторую ностальгию по времени, когда других забот кроме любви и развлечений было немного.Его Коломбины и Арлекины из той же эпохи, это те же маркизы, отправившиеся на карнавал неузнанными, чтобы флиртовать безнаказанно с незнакомцами.В 1924 году Сомов нарисовал свою версию костюма для Карсавиной для балета на музыку Моцарта.В этой паре видятся герои книги де Лакло, прожженная интриганка – маркиза де Мертей и юный Дансени.

Шодерло де Лакло, переживший ненадолго эпоху закончившуюся революцией , написал эпистолярный роман – диагноз эпохи ,”Опасные связи”. Историю эпиграфа к “Евгению Онегину”, взятого из этой книги я уже давно рассказывала : http://vita-colorata.livejournal.com/17754.html

Маркиза ( снова маркиза !) Де Мертей и её друг и бывший любовник Вальмон, выстраивают  запутанные интриги , каждый со своей целью. И влюбившийся всерьёз Вальмон более всего стесняется признаться, что влюблен, а не играет в любовь, а маркиза более всего ненавидит его из-за того, что искреннее чувство не вызвано ею.

Устами виконта  Лакло резюмирует : “Будем же откровенны: в наших связях, столь же холодных, сколь и мимолетных, то, что мы именуем счастьем, – всего лишь удовольствие”.Жорж Барбье в 1924 году был привлечен к съемкам фильма “Месье Бокэр”, фильм задуманный Наташей Рамбовой для своего любимого Родольфо Валентино. Валентино не имел успеха в этом фильме.

Барбье, поработавший над эскизами костюмов к этому фильму и “Казанове”, потом создал свою последнюю книгу – иллюстрации к “Опасным связям”.Маркиза и Дансени похожи на кадр из фильма.Вы также легко узнаете поцелуй на скамейке Сомова в этой парочке.По иллюстрациям легко вспомнить канву романа. Играющую на арфе Соланж и Дансени, который оставлял между струнами арфы любовные записочки.

Сцены бала в романе нет, но для художника нарисовать бал – одно удовольствие.Письма любви вдохновленные Купидоном.Вальмон, который после утех с одной пишет письмо другой и рассказывает об этом в письме к третьей.

Или , как буквально в романе: ” Эта моя любезность была наградой за любезность, оказанную мне ею: она согласилась послужить мне пюпитром, на котором я написал письмо моей прелестной святоше. Мне показалось забавным послать ей письмо, написанное в кровати и почти в объятьях потаскушки”.

Поза , видимо, это президентша Турвель, напоминает другой известный портрет Антуанетты Помпадур ( Две Антуанетты – вот усмешка века !)Сцена в театре, где узнаются маркиза, юная Соланж и её строгая матушка.

Соблазнение Соланж, описанное в романе в двух письмах одному адресату, читающий роман мог представить, как развлеклась маркиза двумя версиями одного события.Вальмон написал ей так:”Я успокоил ее первые проявления испуга, но, придя сюда не для разговоров, решился на некоторые вольности.

В монастыре ей, несомненно , не разъяснили, каким разнообразным опасностям может подвергнуться робкая невинность и что именно она должна охранять, чтобы её не застигли врасплох.”Эта сцена в романе отсутствует, видимо художник дал волю своему воображению.

Оно не завело его так далеко, как Сомова, но  нарисовало некие шалости между маркизами.Роман был экранизирован, причем в 1988 и 1989 годах двумя режиссерами с разным актерским составом. Мне нравится в роли Вальмона Джон Малкович, он колоритнее и фактурнее Колина Ферта. И Глен Клоуз тоже.

Художники по костюмам наверняка смотрели не только картины той эпохи, но и рисунки Барбье.Оба фильма получили оскары за костюмы, но об этом как-нибудь в другой раз. Скажу , что книга все равно гораздо прелестнее фильмов, благодаря своему прекрасному языку.

|

vita_colorataНе буду про выборы. Тем более, что в Питере такое большое событие – открылась выставка индийских товаров. Кажется, что все после исполнения гражданского долга  поехали на выставку получить дозу хорошего настроения.Во первых ярко, во-вторых – дешево, в третьих – экзотично и наши люди любят Болливуд, судя по тому, как они расхватывают наряды и узорчатых слонов. Одуряющие благовония и индийская музыка совершенно уводят в страну грез, в которой не счесть алмазов в каменных пещерах…Смотреть под арию заморского гостя и не думать о плохом !

Фото от сына

И мои.

Источник: https://vita-colorata.livejournal.com/287714.html

Художники Евгений и Светлана Бобины. Арт-салон

Путешествие в галантный век или как наша изостудия изучала русское искусство 18 века

Страна “Рисования”
Полезные советы.·         100 СОВЕТОВ (для художника)·         О ПЕРСПЕКТИВЕ Ю.Аксенов, М.Левидова (из книги “Цвет и линия”)·         РОЛЬ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ·         Картина, как вложение средств.·         ИНТЕРЬЕР \ Картины·         ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ·         Екатерина Карпова Почему мы не рисуем.  ·         Василий Кандинский. О духовном в искусстве Новое:Шесть ступенек к порогу Храма искусствМастерская гения

Как начать заниматься изобразительным искусством вместе с ребенком: готовимся к рисованию

особенно если раньше вы никогда этого не делалиКак мы побывали в Древнем Египте”Сотворение мифа”

Азбука русской живописи или о том, как мы изучали русское искусство 19 века

Честно говоря, подробное знакомство с русским искусством 19 века возможно лишь на университетских лекциях (которые мне посчастливилось когда-то прослушать) или на уроках в художественной школе (которые веду).Но 6-7-летним малышам хочется показать, с одной стороны, все самое лучшее, понятное и доступное, с другой стороны то, что они могли бы интерпретировать в своих рисунках.

Ручная работа для крохи

Еще совсем недавно рисование, лепка, аппликация считались занятиями для ребятишек лет с трех, никак не раньше. Мало кому из мам 10-15 лет назад приходило в голову давать краски или пластилин в руки двухлетнему карапузу.

“Сотворение мифа”

Из соленого теста можно слепить все, что угодно! Например, иллюстрацию к сказке или античному мифу.Соленое тесто, сладкие игрыА многие ли из вас, дорогие мамочки, разнообразят чтение сказок зрительным рядом – инсценированием сюжета, а проще говоря, кукольным театром? Конечно, создание домашнего спектакля – дело не одного дня, но можно определить сроки (например, день рождения) и, потрудившись, “явить миру” неповторимый подарок – вами созданный спектакль.

Коробки и компания. Вторая жизнь ненужных вещей

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и т.п. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки.Можно ли научить творчествуЕсли ты можешь это вообразить – значит, ты можешь это осуществить. Уолт Дисней

Путешествие в Древнюю Русь

Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностейМногих родителей часто беспокоят вопросы: “В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в такой степени, чтобы содержание рисунка было понятно окружающим?”, “Как и с чего начать обучение ребенка?”, “Как сделать так, чтобы обучение приносило радость?”. На самом деле эти вопросы не так уж сложны, и все – в ваших руках.

Ребенок не рисует

“Ребенок совсем не хочет рисовать. Что же делать? Как уговорить его взять в руки карандаш?” Приходилось ли вам слышать такое? Мне – да. Я и сама так говорила. Но даже смирившись с тем, что, возможно, из ребенка никогда не вырастет великого художника, я не оставляла попыток научить его держать в руках кисть или карандаш.

Что рисует ваш ребенок?

Почему малыши с таким упоением водят (вернее – возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя. Не удивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравится ли художнику от горшка два вершка его существование или ему не очень уютно на свете.

Детство художника

Вы стали свидетелем появления еще одного шедевра кисти “великого” мастера? Не спешите называть это никому не понятным творением, лучше повнимательнее рассмотрите картину, постарайтесь расшифровать тайный смысл композиции и понять, что значат эти странные пятна, загадочные линии, точки, зигзаги в неповторимых полотнах под названием “Мама и папа”, “Маша и дерево” или просто “Бябяка”…

“Рисование пальчиками”

Выделите в своем расписании 15 минут свободного времени. Найдите кусок ненужных обоев (можно старых и дешевых). Прикрепите их на стену и на пол в комнате. Приготовьте пальчиковые краски. Малыша заранее лучше нарядить в одежду, которую не страшно будет испачкать краской, или надеть на него детский фартук. Теперь приступайте к творчеству. Для начала обмакните пальчик ребенка в краску и приложите к обоям, сделав отпечаток – первая ягодка готова!Путешествие в галантный век или как наша изостудия изучала русское искусство 18 векаЗимой, когда рано темнеет, а на улице мороз и холодный ветер, изостудия выглядит еще уютнее. Не хватает только камина, чтобы сесть вокруг него и рассказывать сказки. У нас вместо него диапроектор, волшебный луч которого освещает в темноте лица и фигуры столь давних времен, что кажутся они сказочными.

Праздник посвящения в художники

Мы – это изостудия, работающая при эстетическом центре “Гармония”, что в подмосковной Балашихе. Тридцать дошкольников и школьников от пяти до девяти лет учатся здесь рисовать и лепить. Но мы не только осваиваем всевозможные техники и жанры живописи и графики и создаем скульптуру из разных материалов, но еще знакомимся с историей изобразительного искусства – по слайдам и репродукциям, а также в оригинале – посещая музеи.Весной студийцы начали готовить первые в своей жизни конкурсные рисунки и поделки: конкурс на лучшую работу стал частью праздника Посвящения в художники, на котором дети продемонстрировали полученные за этот учебный год знания и мастерство и доказали свое право называться юными художниками.

Фантастические существа из пластилина и бумаги

(по сказкам-крошкам Виктора Кротова)Однажды… наступает прекрасный момент. Педагог замечает, что его дети уверенно и комфортно чувствуют себя, взяв в руки кисточку, пластилин или ножницы. Они легко придумывают и легко создают. И при этом не столько применяют знакомые способы, сколько свободно комбинируют их и экспериментируют в поисках наиболее интересных и удачных решений. Значит, его подопечные готовы к новым открытиям и сами открыты для творчества.

Обучение истории изобразительного искусства (дома)

Валерия Белоцерковская, сентябрь 1999 г.

“МАМА, ЭТО ЖЕ ТЫ – МОНА ЛИЗА” Как мы с трехлетним сыном изучали историю искусства

В жизни почти каждой женщины наступает такое время, когда она должна сделать значительный перерыв в работе, связанный с рождением ребенка. Я ушла в декретный отпуск из школы, где вполне успешно преподавала историю изобразительного искусства. Ученики, казавшиеся такими маленькими до появления на свет моего сына, оказались вдруг взрослыми и солидными. А малыш рос, начал ходить и говорить, чуть позже – рисовать, и неожиданно проявил живой интерес к толстыми альбомами по живописи и архитектуре и разноцветным открыткам-репродукциям, в изобилии имевшимся в нашем доме.Сейчас как дам тебе… ножницы и бумагу, будешь знать!Апрель в разгаре. По совету нашего преподавателя я сняла с дочки (3.2) мощную интеллектуальную нагрузку. Учебный год и так был достаточно плодотворен. Возник вполне реальный вопрос – чем бы таким-эдаким её занять? Чтобы не очень уставала и в то же время была при деле. Поделки? А почему нет? Правда, я не умею рисовать, но зато умею срисовывать. Из чего? Жизнь подскажет. На том и порешили.Малыш в музее

Колокольчики из папье-маше

Хочу поделиться идеей и опытом создания поделок с малышами. Возможно, некоторым родителям это будет интересно.Колокольчики, сделанные на основе перегоревшей лампочки, могут служить как ёлочным украшением, так и просто отдельным декоративным элементом в домашнем интерьере.

О рисовании

  • Римма Гордеева. Мы с Данюхой рисуем с “раньше года”. Рисуем всем, что попадает маме на глаза: карандаши, мелки, дешевые помады, фломастеры (не люблю, если честно), краски – все возможные, кроме масла, кисточками, пальчиками, всей ладошкой.

Источник: http://art-bobin.narod.ru/art.html

Общая характеристика изобразительного искусства и архитектуры России XVIII века

Путешествие в галантный век или как наша изостудия изучала русское искусство 18 века
Подробности Категория: Искусство России XVIII века 10.02.2018 18:52 2654

XVIII век для России – эпоха перемен, связанных с реформами Петра I. Эти реформы затронули практически все сферы жизни страны:

экономику, государственное устройство, военное дело, просвещение, общественную мысль, науку и культуру. Из «окна в Европу», которое прорубил Пётр Великий, в Россию буквально хлынули все достижения современности.

Русское искусство различными путями осваивало и перерабатывало западноевропейский опыт: за границей покупались готовые произведения искусства, создавались собственные произведения отечественными и иностранными специалистами, которые очень активно привлекались в то время в Россию.

Талантливых людей отправляли в Европу для обучения за государственный счёт. 

Особенности художественного творчества XVIII века

Новое время создавало и новую культуру, которая пришла на смену Средневековью. Менялось представление о красоте и формах её воплощения.В то же время нельзя забывать о том, что искусство петровского времени ещё не установилось окончательно, иностранное не фильтровалось, но и не имело преобладающего значения в русском искусстве.

Сама жизнь расставляла всё на свои места, и в русской культуре оставалось только то, что приживалось на русской почве и отвечало национальным интересам. Именно этот процесс вывел русское искусство из замкнутого пространства Средневековья и соединил его с общеевропейским, дав при этом образцы шедевров мирового уровня.

Нельзя забывать и о том, что менялось общественное мировоззрение – Россия встала на путь абсолютизма. Развивались наука, образование. Была создана Академия наук, активно развивалось книгопечатание, культура выходила на светский путь развития. Особенно ярко эти изменения проявились в изобразительном искусстве и архитектуре.

Изменились принципы градостроительства – они касались планировки, определённых типов зданий, композиций фасадов, декора, интерьера и т.д.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришёл классицизм, базировавшийся на принципах античности. Но в русской архитектуре черты классицизма стали заметны уже в первой половине XVIII в.

: простота, уравновешенность и строгость форм. В связи с развитием промышленности и торговли появилась необходимость в строительстве зданий промышленного, государственного и общественного значения: банков, бирж, рынков, гостиных дворов, присутственных мест.

А развитие культуры и просвещения привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Расширялись привилегии дворянства, а это привело к росту дворянских усадеб в сельской местности.

Живопись

В первой половине XVIII в. формируется жанр светского портрета. Эту эпоху называют «портретом петровского времени». Жанр портрета становится преобладающим в живописи. Он уже сильно отличается от парсуны конца XVII в. композицией, колоритом, индивидуализацией личности изображаемого.

И. Г. Таннауэр. Портрет Петра IХудожники стали использовать прямую перспективу, которая создаёт глубину и объемность изображению на плоскости. Искусству петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения, именно поэтому центральной темой его становится человек, а основным жанром – портрет.

Но вопрос авторства в петровскую эпоху оставался сложной проблемой. Художники иногда не подписывали свои произведения. Кроме того, существовала и проблема опознания модели, т.к.

заказные портреты обычно создавались с большой долей приукрашивания портретируемого, тем более, что таковыми обычно являлись император и члены его семьи и их приближённых.

И. Никитин. Портрет канцлера Головкина
Парсуна постепенно вытесняется, но ещё некоторое время продолжает существовать даже в творчестве передовых художников эпохи: И. Никитина, И. Вишнякова, А. Антропова, А.

Матвеева, И. Аргунова и других художников, что свидетельствует о ещё не завершившемся переходе от средневековой к новой манере. Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в.

, особенно в работах крепостных и провинциальных мастеров, самоучек.

И. Вишняков. Портрет Ксении Ивановны Тишининой (1755)
В русской живописи второй половины XVIII в. преобладали два художественных стиля: классицизм и сентиментализм.
Дальнейшее развитие получил жанр портрета. Художники В. Боровиковский и Ф. Рокотов работали в стиле сентиментализма и создали ряд лирических и одухотворённых портретов.

В. Боровиковский. Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796)
Целую галерею образов незаурядных людей создал портретист Д. Левицкий.

Архитектура

Первая половина XVIII в. ознаменована в архитектуре стилем барокко. Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, а с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко, основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко, этот этап назвало «петровское барокко», который ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Но лишь первые памятники архитектуры данного периода (например, Петропавловский собор в Петербурге) практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

Архитектура петровского времени отличалась простотой объёмных построений, чёткостью членений и сдержанностью убранства, плоскостной трактовкой фасадов. Первые архитекторы Петербурга: Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М.

Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они работали в России по приглашению Петра I. Каждый из них вносил в облик сооружаемых зданий традиции той архитектурной школы, которую он представлял.

Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, например, Михаил Земцов.

Зимний дворец – один из самых известных памятников елизаветинского бароккоВ эпоху правления Елизаветы Петровны получает развитие новое елизаветинское барокко. Оно связано с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

Но данный стиль более связан не с петровским, а с московским барокко. Растрелли спроектировал дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях: Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф.

Его творения характеризуют громадные масштабы, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII в.

В елизаветинском барокко важное место принадлежит и творчеству московских архитекторов середины XVIII в. во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.

Расцвет строгого классицизма связан с творчеством М.Ф. Казакова (1738- 1812). Почти все монументальные здания Москвы конца XVIII в. созданы им: Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец, Бутырка и др.

Старые корпуса Московского университета на Моховой улице. Архитектор М.Ф. КазаковВ 1812 г. во время пожара Москвы здание почти полностью сгорело. Все перекрытия, которые были сделаны из дерева — утрачены. Библиотека, включавшая в себя множество эксклюзивных материалов, уничтожена. Коллекция музеев, архивы исчезли. До 1819 г. Доменико Жилярди работал над воссозданием старого здания.

Ныне здесь располагается институт стран Азии и Африки при МГУ.

Мастерами раннего классицизма были А.Ф. Кокоринов (1726-1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729-1800). Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Они являются авторами проекта здания Императорской Академии художеств в Петербурге.

А Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа.

И.Е. Старов (1745-1808) – крупнейший зодчий второй половины XVIII в. Среди его работ – Таврический дворец в Петербурге (1783-1789). Это огромная городская усадьба Г.А, Потемкина, носившего титул князя Таврического.
В 80-90-е годы первенство перешло к зодчим Кваренги и Камерону. Д. Кваренги (1744-1817), итальянец по происхождению, в основном работал в Петербурге. Характерная для Кваренги постройка – здание из трех частей: центральный корпус и два флигеля, соединенных с ним галереями. Центр композиции выделялся портиком. Кваренги построил здание Академии наук, здание Ассигнационного банка. Затем он создаёт Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском Селе. Здания Смольного института – также работа Кваренги.
Камерон – автор дворца-усадьбы в Павловске.

Здание Смольного института. Архитектор Д. Кваренги

Скульптура

Во второй половине XVIII в. наивысшие достижения в области скульптуры связаны с творчеством Ф.И. Шубина (1740-1805). Шубин – мастер русского скульптурного портрета. В этом жанре в России у него не было предшественников. Галерея созданных им скульптурных портретов (А.М. Голицына, П.

А. Румянцева, М.В. Ломоносова, Павла I и др.) отличается реалистичностью и выразительностью.
Монументальная скульптура второй половины XVIII в. представлена множеством работ, крупнейшей из которых является «Медный всадник» Э.-М. Фальконе – конный памятник Петру I.

Ярким представителем классицизма в скульптуре был М.И. Козловский. Образ современного героя он воплотил в памятнике А. Суворову, хотя без портретного сходства. Скорее, это обобщённый образ героя-полководца. М.И.

Козловский – автор знаменитой скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе.

Памятник Суворову в Санкт-Петербурге (1801). Надпись под памятником: Князь Италiйской Графъ Суворовъ Рымникской

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/782-obshchaya-kharakteristika-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury-rossii-xviii-veka

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.