Психология обучения рисованию

Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно

Психология обучения рисованию

Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.

Что такое правополушарное рисование

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».

Как это работает

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. Но если включить «П-режим», рисунок выйдет более детальным и живым.

Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»  

В чём польза правополушарного рисования

  1. Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  2. Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  3. Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  4. Расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Как этому научиться  

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения.  

Оптическая иллюзия

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит включилось правое полушарие.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверху ногами, последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и всё начнёт получаться.

Видоискатель

Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш «видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например, свою ладонь.

Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все линии ладони.

Затем перенесите изображения со стекла на бумагу — строго по линиям, как в предыдущем упражнении.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie

Стоит ли учить ребенка рисовать?

Психология обучения рисованию

«Вообще я хожу на рисование, но мне хочется чего-то более творческого»

(Настя, 6 лет).

Я начала рисовать во взрослом возрасте, и первое время активно пробовала разные форматы учебных занятий. Так, однажды пошла на пленэр с группой одного из московских лицеев. Для меня подобное мероприятие было редким праздником, которого я очень ждала, но именно этот опыт оставил разочарование и много вопросов.

Собиралась группа очень долго, так же долго и мучительно мы добирались до места рисования в парке Коломенское. Дети шли тяжело, нагруженные этюдниками и планшетами, с явной неохотой, многие в наушниках, погруженные в себя.

В точке рисования – так не говорят, «Добравшись до места пленэра,  расположились», как придется, ракурс не выбирали. По инструкции преподавателя дети начали делать эскизы, в одной и той же последовательности набирать акварелью фоновый тон и подмалевок.

Преподаватель ходила между детьми и как мантру повторяла слова о «необходимости охристой подложки» в пейзаже с ярким солнечным светом, о «разнице тона и цветов вблизи и вдали» и т.д. Пейзажи получались настолько похожими, что ни у кого не возникало желания повнимательнее изучить работы одноклассников.

Через полтора часа дети собрались домой. Мой этюд казался мне незаконченным и вызывал чувство неудовлетворенности. Времени, выделенного на занятие, явно не хватало. Я осталась.

Вспоминая об этом, я больше всего удивляюсь поведению детей. Не было ни веселой беготни, ни радостных возгласов «Посмотри, я нарисовал!», ни каких-либо проявлений эмоциональной ценности их работы.  Происходящее скорее напоминало урок физкультуры, в течение которого повторяются нужные упражнения.

Научатся ли эти дети рисовать? На уровне механических навыков, да.

Будут ли они любить это занятие, вкладывать в него душу, смогут ли создать произведения искусства? Вопрос открытый.

Так нужно ли начинать учить рисунку с детского возраста? Чему именно можно научить и в какой форме? Какие условия способствуют творческому развитию, а какие приводят к отказу? Ответы на эти непростые вопросы начинаются с понимания, что такое рисование для ребенка.

Рисование для ребенка

Рисование – форма символического, образного мышления.

Ребенок рисует не предмет, а образ, обобщенное знание, впечатление от предмета, отображает в рисунке эмоциональные переживания, делает акцент на чертах, которые имеют для него эмоциональное значение.

Каждый рисунок – своеобразный автопортрет. Ребенок внутренне перерабатывает событие, которое произошло в его жизни, и отображает на бумаге.

Художественный образ вмещает в себя значительно больше эмоциональной информации, чем ребенок в силу возраста в состоянии передать с помощью речи, поэтому является эффективным средством регуляции эмоции.

Изобразительная деятельность имеет и физиологический смысл.

С 2-3-х лет рисование становится одним из средств становления и совершенствования зрительно-пространственного восприятия, моторики, участвует в формировании познавательных образов, помогает координировать восприятие и двигательные акты.

Вопреки расхожему убеждению, что рисование является правополушарной функцией, этот процесс предполагает активное участие всех отделов мозга и способствует улучшению процессов межполушарного взаимодействия.

Польза и необходимость изобразительной деятельности для детей очевидна. Но  стоит ли взрослым искусственно  ее стимулировать, вмешиваться в результаты столь тонкой душевной работы? И если стоит, то когда и в какой форме?

Начиная с 2-х лет большинство детей активно рисуют. Их первые «каракули» отражают становления «Я» как источника активности и продуктивных действий. Сам процесс и результат – следы на бумаге – доставляют ребенку удовольствие и радость.

Как помочь

От взрослого на данном этапе требуется лишь эмоциональное участие («Отлично, мне нравится!»)  и умение удобно организовать пространство. Пригодятся удобные для малышей мелки и карандаши, большие листы бумаги. Часто дети выбирают обои, вместо альбома, потому что им хочется «большего размаха».

Не ругайте за порчу пола или стен, прикрепите большой лист в нужное место и покажите, в какой области можно рисовать Частая ошибка: изображаемое кажется взрослым бессмысленными  и они могут начать навязывать ребенку свое видение, показывать «как надо» .

В лучшем случае, ребенок не поймет, чего от него хотят, в худшем – начнет чувствовать, что совершает «первые шаги» как-то «неправильно» и потеряет уверенность.

4-5 лет

К 4-5 годам ребенок начинает изображать объект схематично, выделяя наиболее существенные признаки. Например, известный «головоног»: ребенок явно акцентирует внимание на наиболее важном для него: голова, лицо.

В этом возрасте ребенок не стремится нарисовать похоже, визуально достоверно, зато с гордостью делится своими находками и визуальными обобщениями.

Рисунки детей этого возраста максимально честны и свободны, и маленькому автору будут крайне неприятны вмешательства, а тем более исправления.

Жалобы родителей, что ребенок забросил рисование после неудачного занятия в детском саду, часто связанны именно с этим.

5-6 лет

В 5-6 лет дети стараются воспроизвести действительный, правдоподобный вид предметов. В рисунках появляется рассказ о пространстве, появляются детали, назначения предметов. Некоторые объекты приобретают объемный контур, поворачиваются в ракурсе, изображаются в движении.

Ребенок находит свои пути решения сложных пространственных задач, например, рисует предметы прозрачно, чтобы показать их пересечения, или разворачивает отдельные элементы лицом к зрителю при боковом ракурсе, чтобы можно было увидеть важное содержимое.

Контуры становятся более сложными по графике, однако объем, светотень и оттенки чаще отсутствуют.

7 -8 лет

К школьному возрасту ребенок уже готов начать осваивать принципы реалистичного рисунка.

Появляются вопросы и желание получить помощь взрослого в достижении более совершенного результата.

И здесь обычно возникает вопрос о необходимости систематичного обучения, которое могут предложить в специализированных кружках или художественных школах.

Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения

Психология обучения рисованию

Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами.

Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир.

Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.

Чем не устроило левое?

Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию.

Постоянно учатся слушать разум, а не чувства. Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу.

Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.

Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления.

Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.

Иные принципы

Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов. Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже.

Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства.

В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули. задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий.

По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.

Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.

Где этому учат

Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:

• Обучить рисованию всего за один день.

• Хорошее настроение и эмоциональный подъем.

• Веру в свои силы, после тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.

Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник. Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.

Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику.

Их цена заранее включается в стоимость курса. Пройти обучение может любой человек — от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию.

Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.

Отзывы участников

Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное рисование. Это зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.

Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги.

Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.

Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.

Самообучение возможно

На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы.

Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться? Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница – Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование.

Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.

Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи. Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.

Как определить работу полушария

Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано — ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.

Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам — правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги.

Начинаем упражнение:

Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.

Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием — рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно.

Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

Кверху ногами

Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.

Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали.

Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.

Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия — это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

Контурное рисование

Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе.

Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке.

Скорость — примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения — не главное.

Во время упражнения может возникнуть проблема — либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука — забегать вперед. цель — добиться синхронизации зрения и движения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие.

Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.

Маленькие художники

Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности. Первые рисунки по-своему уникальны.

Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет. Для взрослых задача нарисовать эмоции оказывается очень сложной.

Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.

задача родителей – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.

Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.

Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование — это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится.

Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью.

Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.

Источник: .ru: http://.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya

Источник: http://value-psychology.com/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprazhneniya/

Правополушарное рисование

Психология обучения рисованию

Сейчас чрезвычайной популярностью пользуется так называемый метод правополушарного рисования. История данного метода такова.

В США в 60-е годы Бэтти Эдвардс, школьный учитель с художественным образованием, основала удивительно эффективную методику обучения рисования, и назвала ее «Drawing on the Right Side of the Brain».

Метод Бетти Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году, быстро стал очень популярным во всем мире. Позже метод стали использовать и в арт-терапии психологи и психотерапевты.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.

Действовать одним полушарием человеку не дано, но левое (логическое и т.п.) с развитием человеческого сознания стало доминирующим со всеми вытекающими последствиями. Практически все современное человечество живет по схеме «думай – потом делай». Это и есть доминирование левого полушария.

Рисуем мы также: придумываем, что рисовать, практически бессознательно восстанавливаем картинки и достаточно неумело пытаемся перенести их на лист бумаги.

При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

Правополушарное рисование – это не рисование неведущей рукой (левой – для правшей, правой – для левшей, рукой, которой не пишут, – для амбидекстров) или рисованием только перевёрнутых предметов.

В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из рук, а рисование перевёрнутых картин или рисование предмета «не глядя на него» являются только приемами преодоления контроля левого полушария и более активного включения в деятельность правого полушария.

Что дает правополушарное рисование в психотерапии?

1. Ключ к эмоциям и переживаниям (в том числе вытесненным в бессознательное, к своему подсознанию).

Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется нужным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее Я, скрытое от сознания.

Те же принципы используются в таких техниках, как «Детский рисунок», «Ведомое рисование», «Свободное рисование», «Каракули», «Монотипии» и др.

2. Происходит активизация правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. В то время, как у взрослых, в основном доминирующим является левое – это логика, расчет, ограничения, страхи и тревога.
 В результате   появляется возможность избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и себя с другой стороны.

3. В процессе такого рисования как бы «отключается» левое полушарие, отвечающее за логику. Творческими процессами в нашем мозгу «ведает» правое полушарие, и оно же отвечает за интуицию и внезапные озарения.

Активизируя именно это полушарие, вы даете возможность себе увидеть ситуацию, в которой вы находитесь, несколько под другим углом.

Мало того: процесс творческого созидания дарит вам массу позитивных эмоций и переживаний. 

4. Люди учатся слушать себя, убирают барьеры «я не могу», «я не умею», «у меня не получится» (конечно, не получится при таком кодировании!), попытки сравнивать себя с кем-то (причем, чаще всего и непонятно с кем; никто же не говорит «я не смогу нарисовать как Ван Гог, Ботичелли» и т.п.). 

5.Снижается уровень стресса, тревоги, причем очень быстро.

6.Человек получает явное удовольствие (что в арт-терапии чрезвычайно важно).

7. Развивается креативность (что и является целью арт-терапии). Поскольку при работе таком рисовании оказываются задействованы разные полушария (и правое, и левое), тренируются зоны коры, которые в жизни мало используются.

8. При таком способе рисования, когда человеку не объясняют, что такое перспектива, светотени, золотое сечение и пр. Приходится пользоваться всеми пятью чувствами (осязанием, обонянием и пр.)

9. Достаточно быстро и без усилий меняется эмоциональное состояние (например, тревога и беспокойство – на радость).

10.Правополушарное рисование – очень экологичная психотехника. Она приводит в такое душевное состояние, в котором вы способны воспринимать проблемы и находить выход из тупика. Не решает проблему, а восстанавливает психологический внутренний комфорт.

Особенности работы:

1.Сознательно вводится цейтнот. Работа идет по принципу зрительного штурма: картины рисуются очень быстро (чтобы не успевать «думать»). За одно занятие можно создать 5-6 законченных работ.

Как правило, даже те, кто никогда прежде не рисовал, получают мощный импульс к творчеству.  Происходит так называемое положительное якорение: в вас появляется уверенность – «я могу».

Эта фиксация на своем успехе переносится и на другие области жизни, помогая человеку справиться со своими проблемами.

2. Техника рисования в чем-то напоминает манеру художников-импрессионистов: широкие мазки, картины лучше рассматривать издалека.

3. Используется гуашь, рисование ведется той рукой, которая у вас является ведущей.

4. Обязательно вводится грунтовка бумаги специфическими движениями (размашистыми движениями от краев к центру).

5.Вводится ограничение по выбору цветов (не более 3), зато любых (по настроению).

Ограничения:

Практически не существует (дети, подростки, взрослые, больные, депрессивные и пр.).

Редко, но случается, что при занятиях правополушарным рисованием могут начаться психосоматические симптомы – головокружение, тошнота, головная боль, мышечная боль в спине).

Эти симптомы пройдут довольно быстро, главное не останавливаться. Это сопротивление, активное включение сверхконтроля.

Кстати, для психолога или психотерапевта такие симптомы сигнализируют о том, что логическое начало в клиенте превалирует. Но, в конце концов, оно отойдет на второй план.

Все остальное – на семинаре! И до встречи!! Удовольствие гарантирую. 

Скидки:

За 2 недели 4000 рублей

За 1 месяц  3500 рублей

Место проведения

Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Источник: https://or-sun.ru/pravopolusharnoe-risovanie/

Рисунок без ума. Освойте навык правополушарного рисования! | Качество жизни | Наша Психология

Психология обучения рисованию

Мы знаем много методик, помогающих раскрыть свои возможности через освоение новых навыков. Правополушарное рисование – одна из техник, которая обещает выпустить наружу скрытые способности человека и научить его мыслить по-другому. Так ли это на самом деле?

Что вижу, то рисую

Рисование обычно считается детским времяпрепровождением, и во взрослой жизни человек, как правило, о нем забывает. Тогда почему же, достигнув успеха в своей профессии, многие снова берутся за кисти и краски? Кто-то хочет исполнить детскую мечту и наконец-то научиться рисовать, другие просто ищут необычное хобби – и в том, и в другом случае многие выбирают правополушарное рисование.

«Этот вид рисования отличается от привычной живописи тем, что это более быстрый метод обучения. Человека учат принципиально другому методу рисования, а не отрабатыванию классических техник, – объясняет психолог Наталья Селиверстова.

– Чаще всего люди рисуют через логическое мышление левого полушария мозга, то есть с помощью символов.

Суть метода правополушарного рисования в умении видеть реальный предмет, рисовать настоящие линии, а не замещать символами, которыми обычно пользуется человек».

Мы часто стараемся мыслить логически и руководствоваться правилами. Такой подход становится второй натурой человека, поэтому так сложно «отпустить себя», идти против течения, попирать устои, причем это касается не только рисования, но и жизни в целом. Правополушарное рисование помогает отключить анализ действительности и избавиться от внутренних преград.

«Дело не в том, какое полушарие работает, а в том, как мы распознаем и обрабатываем визуальные стимулы, – добавляет психолог Екатерина Любомирова. – Люди, которые умеют рисовать, могут и отключать образное мышление, и просто видеть мир как некую комбинацию линий, теней и цветов.

Еще одна важная особенность взгляда художника – это видеть не только предметы, но и пустые пространства между ними. Обычный человек смотрит на стол и видит образ стола, который создал его мозг. Если его попросить нарисовать этот стол, то он начнет срисовывать с этого образа, а не с реального предмета.

Художник же увидит определенные линии, тени и, самое важное, пустое пространство вокруг стола. Именно этому умению и учат на курсах правополушарного рисования».

ДА, Я МОГУ!

Рисование можно воспринимать как собирательный образ наших умений и навыков. Мы привыкли думать, что никогда не сможем рисовать, бегать на длинные дистанции, выступать перед большой аудиторией. Человек сознательно ограничивает себя, отказываясь пробовать, и развивает подход «Я не могу», который часто коренится во внутренних страхах, комплексах и отсутствии веры в себя.

«Правополушарное рисование помогает преодолеть психологический барьер перед рисованием и не только: это распространяется на снятия барьера “Я не могу”, “У меня не получается” в других сферах жизни.

Рисуя, мы учимся лучше выражать чувства, образы, мысли, лучше понимать себя, свое внутреннее состояние, можем выражать свой творческий замысел через рисунок, что благотворно влияет на развитие гармоничной личности», – считает психолог Наталья Селиверстова.

Рисунки до начала занятий по правополушарному рисованию

Рисунки после занятий по правополушарному рисованию

Снятие оков «Я не могу» связано с работой мозга. «Наш мозг может “учиться” и изменяться постоянно, создавать новые нейронные связи. Представьте себе газон, на котором протаптывают дорожки. Дорожку можно протоптать в любом месте. Каждая дорожка – это навык. Мозг – это такой бесконечный газон, с почти бесконечным количеством потенциальных дорожек», – поясняет Екатерина Любомирова.

Освоить новые навыки под силу каждому, независимо от возраста. Детям техника правополушарного рисования помогает развить внимательность к окружающему миру и чуткость к себе и другим, понять и принять свою индивидуальность, легче справляться с трудностями. Взрослый человек обретает уверенность в себе и гибкость.

Гимнастика и отдых для мозга

Освоение нового навыка – неважно, рисование ли это, игра на музыкальном инструменте или владение иностранным языком, – своего рода гимнастика для мозга.

«Самый верный способ сохранить здоровье и функции своего мозга – заставлять его работать, постоянно осваивая новые навыки. Продолжая аналогию с газоном, надо не дать ему зарасти, иначе потом будет не продраться», – говорит Екатерина Любомирова.

«Сейчас популярно понятие mindfulness и техники медитаций на основе этого принципа.

Вкратце это означает полную открытость окружающим стимулам, когда вы приглушаете свои мысли и сосредотачиваетесь на происходящем в настоящий момент: звуках, ощущениях, деталях того, что вы видите. Так вы снимаете стресс и повышаете концентрацию внимания.

Во время рисования человек сосредотачивается на линиях, свете, деталях. Это мало кто делает в обычной жизни, а ведь это хороший способ немного отвлечься от суеты и своих мыслей», – рассказывает Любомирова.

Правополушарное рисование позволяет сменить фокус, выйти за рамки системного мышления, избавиться от внутренних преград, развить уверенность в себе и своих силах, проявить свою индивидуальность и раскрыть творческие способности. Кроме того, рисование – приятное занятие, а полученные навыки и подход можно применять к разным аспектам жизни.

Источник: https://www.psyh.ru/risunok-bez-uma/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.