Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей

Леворукость в специфике качеств психики левшей

Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей

Всем привет! Здравствуйте и будьте здоровы.

Леворукость – это норма или патология.

Периоды формирования предпочтений руки ребёнка.

Леворукость и проблемы левши в «праворуком мире».

Леворукость в перспективе их сферы деятельности.

Леворукость – это норма или патология

Учёные считают, что наши прародители в подавляющем большинстве были леворукими и только с эволюцией человечество «поправело». В возобладании праворукости причин выдвигается довольно много, но все они существуют на уровне гипотез. Мне же наиболее вероятным представляется утверждение о постепенном изменении роли левого полушария в том плане, что оно становится преобладающим.

Как известно, у каждого из нас голова устроена таким образом, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое – левой и что характерно: хотя полушария внешне как бы и похожи, но они, оказывается, думают, работают и живут по-разному. Это называется межполушарной асимметрией.

У нашего древнего леворукого прародителя более активным было правое полушарие, так как в ту пору были востребованы более всего бессознательные действия, чутьё и интуиция, образная память, особое чувство ритма, красок, звуков, прикосновений, хорошая ориентировка в пространстве.

Эволюционные процессы привели к развитию цивилизации и человеку многие вышеуказанные свойства стали не особенно нужны. Людям, вовлекаемым в технологии цивилизационных процессов, всё чаще приходилось использовать функции левого полушария, управляющего правой рукой.

Для управления правой рукой требовались уже такие функции, как сознательное конкретное мышление, математические и аналитические способности, речь, чтение и письмо, целенаправленные и дифференцированные движения.

Именно всё это способствовало тому, что человек из дитя природы превратился в дитя прогресса с активной правой рукой и в зависимости от ситуации, хватающий успешно не только молоток или ложку, но и меч или перо.

Праворукость, подкреплённая культурными традициями, была возведена на пьедестал и стала доминирующей. Левшей же оттеснили и дискриминационными действиями поступали с ними, как с существами с неполноценной психикой.

Левшей на Земле не так уж мало и считается, что в среднем леворукость бывает примерно у 15% населения планеты, причём больше всего их среди англосаксов.

Однако достоверно известно, что леворукость не помешала таким личностям, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна дʹ Арк, Наполеон, И. П.

Павлов, Чарли Чаплин доказать как свою состоятельность, так и то, что леворукость – это не патология.

Периоды формирования предпочтений руки у ребёнка

В научном понимании есть, с одной стороны, ярко выраженная категория людей – правшей, с другой же – наследственные левши, а между ними – незначительное число людей с менее выраженной праворукостью, амбидекстеры, то есть те, кто способен свободно пользоваться обеими руками и левши, не имеющие в роду левшества.

Но также люди могут различаться не только по признаку предпочтения руки, а вот ещё и по ведущему глазу, уху, по расположению речевого центра в одном из полушарий.

И тем самым в природе имеется большое многообразие типов людей с признаками праворукости и леворукости.

Каждый из этих типов имеет как свои сильные, так и слабые стороны, особенности восприятия и переработки информации, особенности построения картины мира.

С момента рождения ребёнка у него хотя и сохраняется возможность, чтобы унаследовать праворукость или леворукость, но вопреки генетической предрасположенности он не принадлежит к определённому типу от рождения.

И такая неопределённость объясняется тем фактом, что на периоде первых лет жизни полушария его мозга «выясняют отношения», делят обязанности и учатся сотрудничать.

Так как этот процесс по времени долгий и непростой в судьбе ребёнка, то всё это надо учитывать.

Структуры мозга ребёнка до 3–4 лет работают практически автономно, и это как раз то время, когда обмен информацией между полушариями только зарождается. До этого возраста у ребёнка отсутствует предпочтения какой-то руки.

Из практики жизни известно, что насыщенная впечатлениями среда способствует развитию мозга. Поэтому у детей, где в семьях им создавались благоприятные условия, предпочтение руки появляется значительно раньше (к 4 годам), а у детей, где в семье пренебрегли педагогическими рекомендациями, приводящее к задержке психического развития, оно обычно проявляется запоздало — к 7 годам.

Ранее на блоге вот тут уже указывалось на то, что, если молодые родители заметят в своём малыше какие-либо не совсем характерные перемены, то в условиях иного поведения ребёнка надо разобраться и помочь ему преодолеть нетипичные перемены.

Период до 8–10 лет это как раз то время, когда процесс «разделения обязанностей» между полушариями является наиболее сложным в жизни ребёнка. Поэтому необдуманное вмешательство старших на этом периоде может привести ко многим серьёзным проблемам. Такое вмешательство из-за желания переучить ребёнка – левши часто приводит к появлению заикания, к возникновению проблем в обучении и к неврозам.

Такие проблемы возникают не только тогда, когда ребёнка ругают и наказывают за использование «неправильной» руки, но это случается даже при ненасильственном переучивании, когда родители, раз за разом, перекладывают ложку и карандаш в правую руку. Малышу крайне важно самому определиться с предпочтением руки. Удел же родителей, если они заботятся о психическом здоровье своего ребёнка, проявить терпение.

Леворукость и проблемы левшей в «праворуком мире»

Как уже отмечалось, левшей в человеческой популяции не более 15% и это обстоятельство характерно той особенностью, что кнопки бытовой техники, ручки дверей, инструменты и рабочие места технически выполнены так, как это удобно правшам. Неудобства, которые испытывают левши от ежедневного, ежесекундного пользования всем этим, учёные назвали декстрастрессом.

Физические неудобства, как проблемы левшей в «праворуком» мире – это только та самая первая проблема, которая лежит на поверхности и очевидна своей дискриминационной сутью. Но ведь если разобраться, то и область знаний, с тем как подаётся информация в удобном для правшей формате, тоже создаёт проблемы леворуким.

Вся проблема в том, что правши способны воспринимать пространство неоднородным, в то время как для левши пространство однородно.

Например, правша легко запоминает направление чтения и счёта слева направо, оглядывает страницу сверху вниз.

У левши же пространство не имеет направлений и в их мире любую букву и цифру они могут поворачивать в любую сторону и не только зеркально, но и вверх ногами.

Левшам, чтобы заметить разницу между написанием «ДЯДЯ» и «ЯДЯД», надо приложить усилия, сосредоточиться и тем самым осуществить насилие над собственной природой. Зеркальное написание букв, встречается практически у всех детей, так как писать они учатся тогда, когда их полушария всё ещё «выясняют отношение». Но только дети – левши так систематически «зеркалят».

Когда же в школе учитель начальных классов заметит, что кто-то из учеников упорно «зеркалит», то стоит обсудить с родителями эту проблему и выяснить: нет ли у такого ребёнка сбоя в формировании взаимодействий полушарий. И той ли рукой он стал писать?

Неопределённости в восприятии пространственных отношений создают для левши те сложности, когда им подчас с трудом удаётся разобраться: что из чего надо вычитать, что значит «больше, чем» в условии задачи или как понимать географическую карту и часы со стрелками.

Если маленькие правши, определённые действия и их последовательность усваивают автоматически, просто подражая взрослым, то от левши те же действия требуют осмысления и приспособления.

Им приходится всякий раз в таких ситуациях придумывать себе варианты запоминания и проверки написания букв и слов, настойчиво и упорно работать над решением своих учебных проблем.

И поэтому многие учителя начальных классов отзываются о левшах, кок о детях, которые не по возрасту умны и развиты.

Но в то же время все эти усилия требуют от маленьких левшей значительно больше не только времени, но и сил, чем автоматизированные действия у правшей. Поэтому установлено, что левши (и амбидекстеры) отличаются повышенной утомляемостью, более хрупким здоровьем и трудностями при переключении с одной деятельности на другую.

Леворукость в перспективе их сферы деятельности

Хотя у каждого полушария своя специализация, но не следует забывать, что мозг един и работает он не половинами, а целиком. Именно это позволяет многим левшам быть успешными во многих сферах деятельности.

Среди левшей много музыкантов, архитекторов, художников.

В сфере эмоциональных проявлений левшам присущи такие, только им присущие качества, как эмоциональность, несдержанность, они часто робки и боязливы и, к сожалению, более пессимистичны, чем правши и амбидекстеры.

Несмотря на то, что левшей нещадно, насильно, переучивают, исправляя в понимании не только родителей, но и учителей (как им кажется) природный недостаток. Но с природой не поспоришь, став самостоятельнее, человек с леворукостью всё равно работает левой рукой, так как природа берёт своё.

В последнее время можно услышать, что левшей стоит поберечь, так как они ещё не раскрыли полностью своих потенциальных возможностей. И не следует забывать, что в жизни случаются ситуации, когда надо подковать блоху, что праворуким непосильно, а им левшам – это как хобби.

Источник: https://dolgo-zivi.ru/levorukost-v-spetsifike-kachestv-psihiki-levshey

Школьные проблемы левшей

Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей

На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление.

Психологические особенности леворуких детей

Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия “леворукость” и “левшество”.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо.

При обучении в школе самой важной представляется характеристика ведущей руки, так как одним из сложнейших видов деятельности, которые предстоит освоить ребенку, является письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости. Однако нельзя игнорировать другие виды ассиметрий, поскольку они также могут влиять на успешность обучения детей.

Отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить , что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие.

Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению).

А с другой – более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Для более точного определения индивидуальных особенностей леворуких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека.

При определении моторной системы используются следующие тесты:

  • Переплетение пальцев рук
  • Скрещивание рук, или “Поза Наполеона”
  • Аплодирование
  • Проведение вертикальных линий

При определении слухо-речевой системы используют тесты :

  • “Шепот” (Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо. То есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.)
  • “Тиканье часов” (Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.)

Для определения зрительной системы можно использовать тесты:

  • Моргание одним глазом
  • Рассматривание в подзорную трубу
  • Проба Розенбаха (Определение ведущего глаза. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону.)
  • Карта с дырой

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой (“рука – ухо – глаз”), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П – преобладание правой функции, Л – левой, А – равенство функций.

Варианты ПЛО Характеристика типа
ППП “чистые” правши
ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛПЛП ПЛЛ праворукие
ААА АПП АПА ААП АЛЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ амбидекстры
ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА леворукие
ЛЛЛ “чистые” левши

М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: “чистых левшей” и “чистых правшей”.

Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП).

В то же время, максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха.

Дети с левосторонним профилем латеральности обнаруживают низкий уровень произвольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы.
Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.

https://www.youtube.com/watch?v=qqA0xrRW4X0

Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Отмечено, что нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  • формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб- прямоугольник);
  • копирования;
  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • очень медленный темп письма.

Феномен зеркальных движений

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения.

Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз.

У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.

Часто в школьной практике, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, учитель начинает подгонять их, ухудшая ситуацию.

Поскольку, когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.

Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Для объяснения феномена зеркальных движений имеется ряд концепций.

Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства.

Но все исследователи приводят много данных о связи феномена зеркальных движений с наличием левшества.

Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%.

Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом.

Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством. Так, при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости.

Путем многочисленных исследований специалистами было выделено 7 основных видов феномена зеркальных движений у детей:

  • реверсия формы (РФ) отдельных букв при нормальной лево-правой направленности письма и соблюдении заданного порядка букв;
  • реверсия заданного порядка (РП) при нормальной лево-правой направленности письма;
  • сочетание реверсии заданного порядка букв с реверсией их формы (РП+РФ) при нормальной лево-правой направленности письма;
  • реверсия направленности письма с лево-правой на право-левую (РН);
  • реверсия заданного порядка букв в сочетании в реверсией направленности (РН+РП);
  • реверсия формы букв в сочетании с реверсией направленности (РН+РФ);
  • реверсия заданного порядка букв и реверсия формы букв в сочетании с реверсией направленности(РН+РП+РФ).

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин “дислексия”.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин.

У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Все вышесказанное, лишний раз убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям.

Вероятно, в этой ситуации лучший выход – приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в право-ориентированном мире.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши.

Как помочь левшам в практике школьного обучения

И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  • Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  • не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  • категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  • любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  • желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  • необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  • Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, стараться использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
  • Источник : psi.lib.ru/detsad/stahan/left1.htm автор: Стаханова Т.А. детский психолог.

    Источник: https://www.child-psy.ru/levsha/275.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть