Профилактика детской агрессии

Содержание

Профилактика детской агрессивности

Профилактика детской агрессии
Проблема детской агрессивности знакома многим родителям. Милый и тихий малыш может сиюминутно устроить драку на детской площадке из-за лопатки или наброситься на бабушку с кулаками, услышав что-то неприятное.

В чем причины этих вспышек? И как научить ребенка адекватному поведению в обществе?

Существует определенная фаза детского развития, когда удары, топанье ногами и громкие крики являются формой общения.

Особенно часто это происходит в возрасте до 3 лет при контакте со сверстниками, поскольку малыши еще только постигают способы адекватной коммуникации. Из-за мелочей дети могут кусаться, толкаться, драться и впадать в истерики.

С 3 до 5 лет физическая агрессия, как правило, снижается. Но вполне могут участиться так называемые вспышки гнева, когда у ребенка молниеносно меняется настроение, и он начинает кричать или плакать.

Это связано с тем, что малыши дошкольного возраста по-прежнему очень эгоцентричны и не умеют слышать «нет».

К тому же, они очень бурно реагируют на все происходящее, искренне радуясь чему-то и так же сильно расстраиваясь.

Дети после 6 лет обладают достаточным самоконтролем, чтобы не размахивать кулаками и не разговаривать агрессивно с членами семьи.

В этом возрасте постоянная грубость с родителями и физические конфликты со сверстниками уже считаются отклонением от поведенческой нормы.

Причинами этого может быть неуютная атмосфера в семье (стрессы, недостаток любви, взвинченные родители), заниженная самооценка и компания неблагополучных сверстников.

Почему так происходит?

В раннем возрасте агрессивность для ребенка — просто способ привлечь внимание окружающих, чтобы добиться от них желаемого. Получив свое, малыши мгновенно успокаиваются. Профилактика детской агрессивности в этом случае предполагает помощь ребенку в выработке иной модели поведения.

Бывают и другие причины агрессии: желание защитить себя или проявить свое превосходство над другими. Здесь необходимо распознать жестокость, когда ребенок специально унижает других детей и радуется своему лидерству.

Как правило, корни этого явления лежат в детской неуверенности в себе или недостатке внимания со стороны родителей.

Поэтому эффективной профилактикой детских конфликтов будет повышение самооценки ребенка и устранение причин неуверенности в себе.

Некоторые дети не столько агрессивны, сколько эмоциональны. Они не знают, как контролировать свои чувства, и любая обида или недовольство выливается в агрессивное поведение. Профилактикой детской агрессивности в этом случае будет обучение умению держать себя в руках.

Нельзя забывать о роли окружающей среды. Когда родители сами подвержены вспышкам гнева, ругани и, конечно, физической агрессии, ребенок считает такое поведение естественным. Фильмы и жестокие онлайн-игры тоже формируют поведенческую модель, ведь дети плохо отличают экранный вымысел от реальности. Многие малыши слишком рано получают доступ к агрессивным кино- и телешоу.

Корректируем агрессивное поведение

Несмотря на то, что в дошкольном возрасте агрессивность считается возрастной нормой, закрывать на нее глаза нельзя, иначе в будущем она перерастет в плохую привычку. Дети, не научившиеся подавлять свой гнев, часто превращаются в настоящих драчунов.

Заметив подобную возрастную агрессивность, не стыдите малыша, чтобы не оттолкнуть его. Вместо этого поощряйте ситуацию близости с вами. Пусть ребенок сразу идет к вам за помощью, когда он расстроен. Это позволит избежать агрессивного поведения из-за того, что он не чувствует с вами связи.

В то же время, установите четкие правила и приучайте ребенка к необходимости соблюдать их. Говорите просто: «Ты не имеешь права никого бить, и никто не вправе бить тебя», «Если тебе понравилась чья-то игрушка, попроси поиграть, но ни в коем случае не отбирай ее». Подобные схемы должны повторяться много раз, пока малыш действительно не запомнит и не осознает их.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он реагирует на ситуацию правильно, без агрессии. Замечайте, что он поделился с кем-то игрушкой или не стал скандалить, услышав «нет». Говорите в таких случаях малышу, что гордитесь им. Это позволяет ему почувствовать, что он может произвести хорошее впечатление.

Разбирайте вместе с ребенком негативные и положительные модели поведения. Дети импульсивны и не могут мыслить критически. Поэтому в спокойной обстановке попросите ребенка представить, что произойдет, если он кого-то столкнет с качелей, чтобы покачаться самому.

С вашей помощью он придет к выводу, что ему удастся покачаться, но зато на площадке никто не захочет с ним играть, и очень скоро он останется без друзей.

Тогда вы можете сказать: «Но ты ведь хочешь, чтобы у тебя были друзья и взрослые оставались довольны твоим поведением? Для этого нужно просто общаться со всеми вежливо».

Наконец, не забывайте об адекватных наказаниях действительно серьезных проступков. Ребенок должен понимать, что за плохое поведение приходится расплачиваться. Речь не идет об ответной агрессии или суровых мерах. Достаточно просто какое-то время не общаться с малышом, поскольку молчаливое недовольство родителей всегда очень действенно, если им не злоупотреблять.

Эти простые, но действенные способы профилактики детских конфликтов позволят свести к минимуму проявления агрессии у ребенка и выработать приемлемые модели поведения в конфликтных ситуациях.

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/detskaya-agressivnost-chto-delat-roditelyam/

Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости

Профилактика детской агрессии

Проявление агрессии у несовершеннолетних детей школьного и подросткового возраста часто вызывает непонимание родителей и критику учителей. Со стороны родителей в зависимости от обстоятельств звучат фразы: «был милый послушный ребенок и вдруг», «дома его не обижают, откуда столько агрессии», «у него все есть, чего ему не хватает».

Подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Самостоятельно объяснить причины и справиться с проблемой детям сложно, а родители порой не знают, как им помочь. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию.

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

1.     Проблема детской жестокости как социальное явление

2.     Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

3.     Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

4.     Причины детской жестокости и агрессивности

5.     Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Проблема детской жестокости как социальное явление

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы.

Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями.

Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи.

Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

«У нас дружная и любящая семья, двое детей — сын и дочь. Всё у нас хорошо, но 9-летний сын в последнее время ведет себя неадекватно. Он с рождения был очень активными подвижным, иногда резким и упрямым, но раньше нам удавалось легко корректировать его поведение.

 Недавно у нас в семье родилась дочь, сын очень любит сестренку, но иногда в него словно бес вселяется. Он разговаривает с нами и с другими взрослыми как с ровесниками, повышает голос, может нагрубить. В школу ходить не любит, часто дерется с одноклассниками.

Сделать уроки проблема, вплоть до истерики и разбрасывания вещей по комнате. Мы его не бьем, хотя я часто слышу от других, что мол ремня ему надо. Стараемся разговаривать спокойно, объяснять, что его поступки и поведение вредят другим и ему самому.

У нас есть подозрение, что агрессивность сына отчасти объясняется увлечением компьютерными играми, хотя мы строго контролируем время за компьютером».

— Ирина, мама 9-летнего Миши

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации.

То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях.

Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4.     Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:

  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
  • решение спорных вопросов конфликтным путем;
  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
  • использование истерики как последнего доказательства;
  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;
  • повышенная возбудимость и двигательная активность;
  • пассивное сопротивление, негативизм;
  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

«Наш сын Сережа, 11 лет, очень агрессивно ведет себя в школе. Часто спорит с учителями, обвиняет их в чрезмерной придирчивости к себе, объясняет свое поведение самозащитой.

Мальчик умный, способный, начитанный, откровенно не хамит, но отстаивает свою точку зрения буквально с пеной у рта и даже очевидные факты и аргументы не принимает во внимание. Твердо уверен в своей правоте и готов доказывать ее буквально кулаками. Пока это проявляется лишь тем, что он стучит кулаком по парте или бьет по стене.

Но ведь он растет и дальше сможет позволить себе больше. С недавнего времени начал кричать и агрессивно вести себя и дома. Позволяет себе кричать и обвинять маму».

— Александр, папа 11-летнего Сережи

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1.     Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2.     Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4.     Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5.     Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях.

Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры.

Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. [5]

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • завышенные требования к ребенку;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • чрезмерное попустительство и потакание;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками.

Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные).

Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными.

У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда.

При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1.     Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2.     Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3.     Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4.     Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5.     Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6.     Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Например, технология модификации поведения 7Spsy —  научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс включает индивидуальную программу тренинга, по которой ребенок занимается самостоятельно. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

Источники:

Источник: https://7spsy.com/blog/problema-podrostkovoy-agressii-kak-vospitat-otricatelnoe-otnoshenie-k-zhestokosti

Агрессивный ребенок. Виды, причины, коррекция и профилактика детской агрессии

Профилактика детской агрессии

С проявлениями детского агрессивного поведения сталкивается каждый родитель.

И если в отдельных случаях родители понимают, что реакция ребенка является адекватной ситуации, то спонтанные всплески злости остаются родителям непонятны и вызывают беспокойство за ребёнка.

Родители понимают, что с ребенком что-то происходит. Но понять, что именно сложно, ориентируясь только на его разрушающие действия или злые слова. 

Маленькие дети могут кусаться, щипаться или бить кулачками родителей, сверстников, выражая тем самым свое неудовольствие, обеспокоенность или требуя удовлетворения своих потребностей. Такая агрессия может восприниматься приемлемым ситуативным поведением. Но сейчас речь идет о других проявлениях злости. 

Виды детской агрессии

Ребенок проявляет свое неудовольствие или злость тем способом, который ему доступен и понятен. Существует несколько видов агрессивного поведения детей.

Это первый и самый распространенный способ выражения агрессии у ребенка. Физическая агрессия, вызывающая у родителей тревогу, может быть направлена на другого человека, любое живое существо или предметы обстановки.

Агрессивный ребенок может нападать и бить своих сверстников в детском саду или на игровой площадке. Кусать родителей, таскать животное за хвост или бить его. Окружающее пространство тоже страдает. Ребенок бьет ногами и руками мебель, бросает посуду, скидывает цветочные горшки с подоконника. 

Такой вид агрессии проявляется в словах. Ребенок хамит, грубит, ругается матом, использует угрозы. В его интонациях часто слышны нотки злости, раздражения, обиды и негодования.

  • Невербальная экспрессивная агрессия

К этим проявлениям злости можно отнести жесты, закатывание глаз, мимическое выражение злости, угрожающие позы. Ребенок может не говорить о своей злости, не бить других, не хамить, но весь его вид говорит о недовольстве или готовности к нападению.

Аутоагрессия – это злость, которую ребенок испытывает по отношению к социальному окружению, но направляет ее на себя. Дети наносят вред себе, царапая руки, ударяясь головой о стену или мебель, прижигают кожу, кусают себя до крови и др.

Любой из видов агрессии вызывает у родителей беспокойство и страх. Взрослые переживают о том, что ребенку сложно взаимодействовать с другими людьми, что его агрессия перерастет в черту личности, он станет неуправляемым, покалечит себя, попадет в дурную компанию, разрушит собственную жизнь в будущем.

Чувство страха за ребенка часто сопровождается чувством вины перед близким и социальным окружением. Чувства бессилия и беспомощности тяжело переживаются родителями. Ведь их ребенок на самом деле не такой агрессивный, несдержанный, опасный, злой и пугающий.

Причины детской агрессии

Детская агрессия в первую очередь – это инстинктивная реакция на неудовлетворенные потребности. Детям сложно выражать свои чувства и желания. И они не всегда могут донести до родителей свое «я хочу» и «я нуждаюсь», «мне так не подходит». А неудовлетворение этого приводит к тому, что ребенок ощущает себя отвергнутым и не нужным. Все это вызывает злость.

Сильное чувство требует выхода, и единственным способом оказывается тот, что уже когда-то сработал или тот, который безопасен для ребенка. «Я злюсь на папу. Но он большой и сильный, и это небезопасно. Но у папы есть машина, компьютер, собака. И я вымещу свою злость туда».

Детская агрессия всегда имеет под собой глубокий эмоциональный смысл. Можно выделить ряд простых причин проявления агрессии:

  • психологическая травма, переживание горя или насилия физического или психологического;
  • страхи, фобии;
  • развод родителей;
  • неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
  • появление в семье младшего ребенка или нового члена семьи;
  • неудовлетворение потребностей;
  • переизбыток или недостаток внимания;
  • гиперконтроль со стороны родителей;
  • невозможность донести свои эмоции и переживания;
  • подражание одному из родителей или авторитетному лицу;
  • врожденные особенности темперамента и неумение проявлять их социально одобряемым способом.

Коррекция агрессивного поведения детей

Коррекцией агрессивного поведения у детей занимаются детские психологи и психотерапевты. Во время занятий специалист знакомится с особенностями поведения ребенка, с его потребностями и желаниями, страхами, историей развития.

Психолог помогает ребенку предъявлять свои чувства, находит для них слова и новый способ предъявления. Разрушающее поведение заменятся адекватным и не вызывает родительского беспокойства.

Во время консультации психолог даст родителям необходимые рекомендации, которые помогут им лучше понимать чувства ребенка. Совместная работа поможет найти адекватные способы перенаправления детской агрессии, которую можно будет использовать в случае необходимости.

Помощь семейного психолога также может быть полезна, если в семье существуют разногласия, ссоры, переживание какого-либо горя или насилие. Ведь именно семейная атмосфера, ее безопасность и стабильность помогает детям лучше справляться с сильными чувствами гнева.

Профилактика агрессивного поведения детей

Родители часто боятся столкнуться с агрессивным поведением своего ребенка и не всегда знают, как с ней обходиться. Детская злость воспринимается взрослыми с опаской и беспокойством. И в этом нет ничего предосудительного.

Агрессия – сильное чувство и выдерживать его очень сложно. Каждому родителю важно помнить, что все эмоции являются естественными для человека. И детская агрессия не является исключением. Если Ваш ребенок злится на Вас, значит, на это есть причина, которую ему сложно сообщить.

Если Вы не уверены, что можете справиться с детской агрессией самостоятельно или уже сталкивались с ней и потерпели фиаско, следует обратиться к специалисту. Психологи, психотерапевты и семейные психологи помогут найти способ соприкасаться с интенсивными детскими чувствами и не разрушаться от них.

Консультация психолога поможет родителям поддерживать своего ребенка в переживании эмоций, перенаправлять их в безопасное русло или корректировать, крепко опираясь на себя.

Консультация психолога при детской агрессии в Москве

Специалисты нашего центра – опытные психологи, психотерапевты, психоаналитики успешно помогают корректировать детское агрессивное поведение. Их знания и внимательное отношение к ребенку помогают скорректировать его поведение.

Семейные психологи центра помогают родителям наладить отношения друг с другом и с ребенком, пережить кризисы семейной жизни. Если родители в разводе, консультация семейного психолога может быть полезной для всех членов семьи.

Записаться на прием к детскому психологу, психотерапевту Вы можете ежедневно с 10 до 22 часов по телефону: +7(499)391-47-07.

Источник: http://www.granisoznaniya.ru/stati/agressivnyjj-rebenok-vidy-prichiny-korrekciya-i-profilaktika-detskojj-agressii/

Профилактика детской агрессии

Профилактика детской агрессии

Игорь ФУРМАНОВ, доктор психол.наук, заведующий кафедрой психологии БГУ, Минск, р-ка Беларусь

Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается, кричит и проч. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие проявления в детях неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна или крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.

Что означает такое поведение ребенка и откуда оно берется? Надо ли обращаться к специалистам для того, чтобы «воспитать» агрессора? Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев? Именно об этом мы хотим рассказать вам в этот раз…

Есть особая категория «трудных» детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность.

Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка (рисунок «Рыбий жир»).

И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у малыша ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность.

Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:

1)как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

2)как «выученное» поведение, когда малыш ведет себя агрессивно, следуя образцу (образцом могут выступать родители, другие значимые лица, литературные или кинематографические персонажи).

Отсюда следует, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ему что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что собственно его и раздражает.

В первую очередь, это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого.

Однако должно пройти немало времени, прежде чем кроха научится самостоятельно удовлетворять или откладывать их.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем положение его не меняется в течение многих лет.

Даже если взрослые с пониманием относятся к его потребностям, в силу целого ряда различных причин они порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит.

Родители стараются по мере возможности помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным.

Маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать . Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом о помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.

Агрессивная реакция по своей сути — это реакция борьбы, за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она — результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально.

Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как уже отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте.

В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным пай-мальчиком или девочкой, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме.

Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому.

Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении.

Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Различают в основном три основных вида агрессии, рассмотрим их последовательно.

Физическая агрессия

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых.

Обычно больше всего досаждает родителям, когда дети в семье ссорятся и дерутся. Однако следует иметь в виду, что желание драться (щипаться или кусаться исподтишка) — это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

В случае, когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведения их детей, наилучший совет таков — как можно меньше реагировать на ссору или драку своих детей. За исключением, конечно, каких-то особых, крайних случаев, когда дети могут причинить друг другу серьезные увечья.

Очень часто братья и сестры самостоятельно решают свои проблемы И, как правило, забывают про свои ссоры, а через некоторое время уже мирно и дружно играют.

Но стоит вмешаться родителям, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными — либо потому, что их накажут (и тогда достанется обоим), либо потому, что их не поняли и обидели напрасно.

Однако отрицательный эффект родительского вмешательства совершенно в другом — драка приобретает значение важного события.

Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у «обиженного» возникает повод вести себя инфантильно, по-детски.

Зато «обидчик» получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.

Американский психолог Дж. Лешли считает, что родителями, которые особенно нетерпимы к дракам, движет обычно отнюдь не стремление сохранить братскую любовь своих детей. Их недовольство вызвано, прежде всего, шумом и явным непослушанием, недисциплинированностью.

И все же чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут предпринять взрослые (помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят) — развести детей как можно дальше друг от друга, как боксеров на ринге — в разные углы.

А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Точно так же не стоит придавать значения драке детей “вне дома” (со сверстниками). Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с ними, психолог совместно с родителями или педагогами должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, проконсультировать взрослых.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

1) В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.

2) Если взрослые считают, что лучше «не доводить до греха», можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему ли такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.

3) Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.

4) В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится — попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.

Обращение с детьми после агрессивного нападения

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

1) Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости, прости», чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.

2) Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается.

Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением.

Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или: «Не кусаться!» Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить.

В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушать его.

3) В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину — все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как «шалопая».

4) Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики «Иди и дай сдачи» вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу.

Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!» Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус.

Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз.

Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах — кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева.

В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.

Список литературы

Источник: http://www.neuch.ru/referat/61050.html

Каковы условия предупреждения агрессивного поведения детей?

Профилактика детской агрессии

Психология определяет условия, как комплекс внешних и внутренних явлений, которые оказывают воздействие на развитие рассматриваемого психического явления.

Педагогика определяет условия, как комплекс воздействий на личность человека, исходящих изнутри или снаружи, которые оказывают воздействие на его физическое состояние, нравственное развитие, обучение, формирование личностных качеств.

Куприянов Б.В. справедливо подметил, что по отношению к термину «педагогические условия» разные ученые имеют разное понимание.

Существует позиция, что под педагогическими условиями нужно подразумевать совокупность мер, которые предпринимает педагог или родитель для оказания педагогического воздействия. Андреев В.И. включает в это понятие содержание обучения, его формы и методы.

Найн А.Я. включает в это понятие помимо прочего также и материальную среду окружающего пространства.

Есть еще одна точка зрения, которая делает педагогические условия частью конструирования образовательной системы.

Ипполитова Н.В. считает, что педагогические условия – это один из элементов педагогической системы, который включает в себя внутренние аспекты (отвечающие за развитие личности субъектов обучения) и внешние аспекты (отвечающие за реализацию самой системы), которые вместе дают возможность функционировать системе и развиваться.

Зверева М.В считает, что в педагогические условия включается не только форма обучения и ее содержание, но и отношения между педагогом и учеником.

Методы эмоционального развития дошкольников

Мы подробно изучили исследования по эмоциональному развитию дошкольников, опубликованные Кошелевой А.Д., Дубровиной И.В. и Кряжевой Н.Л. Это дало возможность выделить наиболее эффективные методы профилактической работы с агрессией дошкольников.

На первом месте стоит игровая терапия. Этот метод коррекции агрессивного поведения подразумевает активное использование игр во время занятий. Сюда включается огромное множество самых разных методик, но все они основываются на том, что игра обладает огромным потенциалом оказания положительного влияния на детей.

Игра позволяет ребенку почувствовать сильные эмоции, причем она может помочь родить в нем незнакомые для него ранее чувства. Согласно Выготскому Л.С.

игра дает возможность ребенку почувствовать иную форму желаний, причастных новой роли ребенка в игре.

Получается, что игровая деятельность дает множество возможностей для педагога изучить эмоциональную сферу ребенка и перестраивать ее в случае необходимости.

Игра как вид деятельности ребенка

Игра – это самый привлекательный вид деятельности для детей. Он близок их восприятию, учитывает их интересы и потребности. Также это очень знакомо детям, так как с самого начала своей жизни они привыкли взаимодействовать с окружающим миром.

А ведь игра подразумевает как раз таки новые формы взаимодействия с людьми и объектами. Игровая деятельность является ведущей в возрасте дошкольного периода. Именно поэтому именно игра является наилучшим средством изучения особенностей детей с агрессивным поведением и перестройки их проблемных моментов в плане эмоционального развития.

Коррекция агрессивности в игровой деятельности

Карабанова О.С. описывает, почему именно игры столь эффективны в деле коррекции негативного поведения детей:

  1. В уникальных игровых условиях ребенок может самостоятельно моделировать социальные отношения и упражняться в том, как правильно их выстраивать.
  2. Игра позволяет преодолевать эгоцентризм, что помогает ребенку развивать свои умственные способности, приобретать социальную компетенцию, а также опыт по мирному решению конфликтных ситуаций.
  3. Игра не только позволяет выстраивать мирные партнерские отношения со сверстниками, но и создает условия для положительного восприятия мира и социума.
  4. Учитывая, что игра все-таки воспринимается ребенком, как не настоящая жизнь, у него снижается страх совершить ошибку. Благодаря этому он более свободно принимает решения и действует в рамках своего персонажа. Но при этом чувство радости от успеха переживает по-настоящему. Это позволяет вытеснить агрессивный настрой из сознания и поведения.
  5. Благодаря игре ребенок не заметно для себя усваивает, отрабатывает и укореняет адекватные методы выхода из спорных ситуаций.
  6. Так как каждая игра подразумевает наличие правил и требование их неукоснительно соблюдать, это развивает в ребенке способность самостоятельно регулировать свои эмоции, поведение и деятельность, что вырабатывает качества личности, которые помогут ребенку в дальнейшем самостоятельно сдерживать свои негативные эмоции и воздерживаться от проявления насилия.

Роль книг в предупреждении детской агрессии

Также помимо игровой деятельности есть еще один эффективный метод – это использование детских книг и фольклора.

Благодаря этим произведениям ребенок приобретает возможность по-новому осмыслить окружающую действительность, сформировать положительное эмоциональное отношение к обществу.

Благодаря сказкам и другим детским произведениям, дети значительно обогащают свой словарный запас, расширяют кругозор и приобретают отзывчивость.

Иногда можно сочетать этот метод с предыдущим и устраивать инсценировки в виде игр-драматизаций на основе прочитанных произведений. Запорожец А.В. пишет о том, что обыкновенное прослушивание сказок – это один из видов внутренней творческой деятельности, которая побуждает ребенка сопереживать героям сюжета, что меняет его отношение и к окружающим людям.

Профилактика агрессивности посредством психогимнастики

Еще одним эффективным методом профилактики агрессивного поведения считается психогимнастика. Это специальный курс занятий, проводимых в форме игр или упражнений, которые формируют положительные стороны психического развития ребенка и профилактируют негативные.

Часто случается так, что из-за вербальных помех ребенок не может правильно понять чувства другого человека. Благодаря умению работать с невербальными сигналами можно лучше понимать других людей.

Юнова Г. Предложила использовать так называемую «Психодраму» на занятиях с дошкольниками. Каждое занятие подразумевает включение пантомимики и ритмики. Это позволяет детям снять напряжение, устранить мышечные зажимы, предупредить негативные свойства личности, в том числе и проявления агрессии.

Релаксация в работе с агрессивными детьми

Еще одни эффективные метод – это релаксация. Благодаря релаксации дети достигают состояния покоя и расслабления. Детям это дается гораздо проще, чем взрослым. Ведь именно в возрасте дошкольного периода дети легко поддаются влиянию ярких живых фантазий.

Им легче научиться направлять свои эмоции на внутренние чувства, они способны лучше различать свои чувства, сравнивать их между собой и целенаправленно заменять одни чувства другими.

Это хороший способ научить детей саморегуляции эмоций. Булдакова Л.А.

провела исследования, которые на практике показали эффективность проведения занятий по релаксации для работы над эмоциональным настроем детей.

Куклотерапевтический метод преодоления агрессии

Еще один из интересных и эффективных методов – это куклотерапия. Этот вид воздействия на психику детей был разработан Шишовой Т. В игре с куклами ребенок играет сразу же две роли – себя и куклы. Пусть кукла рассказывает то, что она думает о хозяине.

С помощью этой методики можно даже ставить пьесы, которые незаметно для ребенка осторожно корректируют его внутренние проблемы. Специалисты (арт-терапевты) разрабатывают специальные роли для детей, которые позволяют им получить позитивный опыт отношений с окружающими людьми.

Для того, чтобы снять вероятность развития агрессивного отношения у дошкольников, можно играть с ними в игру «Улыбка». Дети должны найти лучик света и, вдыхая, улыбаться ему.

Это делает детей чуточку добрее.

Когда возникают трудные ситуации, ребенок может вспомнить свои приятные эмоции, отработанные в подобных играх и легко их вернуть, заменив тем самым плохие эмоции на хорошие или хотя бы нейтральные.

Ролевая игра как средство профилактики агрессии

Еще одним эффективным методом профилактики агрессивности являются использование ролевых игр.

Например, педагоги могут организовать такую ситуацию: в группу к детям пришли в гости два медвежонка (игрушки).

Эти медведи вдруг поссорились друг с другом по причине того, что они оба хотели поиграть с большой машинкой и не могли ее поделить. Ссорились они, ссорились, и тут воспитатель зовет всех идти на улицу.

Получилось так, что медвежата так и не успели поиграть с игрушкой – ни один из них. Поэтому они стали еще больше ссориться. И тут педагог просит детей помирить медвежат.

Пусть каждый ребенок предложит свое решение проблемы. Затем некоторые дети пусть разыграют свои предложения, управляя упрямыми медвежатами.

После игры дети должны обсудить, какой способ примирения оказался наиболее эффективным.

Иногда некоторые ребята могут предложить агрессивный способ решить ситуацию, например побить медвежонка-оппонента, отобрать у него машинку или запугать его. Не нужно критиковать такой способ решения.

Пусть дети его проиграют, а затем совместно обсудят. Как правило, во время коллективного обсуждения дети в целом осуждают такой подход, что лучше влияет на коррекцию агрессии, чем простая критика.

Помимо простых мишек можно пригласить в гости в детский сад знаменитых героев из мультфильмов. Пусть это будут герои мультика про Буратино. Пусть Буратино замарает себе руки, а Мальвина просит их помыть. Дети должны дать Мальвине советы о том, как убедить Буратино помыть руки, не прибегая к агрессии.

Эмпатия – это один из способов познания внутреннего мира окружающих людей.

Когда мы сочувствуем другому человеку, то испытывает идентичные ему эмоции. Развивать эту способность можно с помощью совместного чтения. После прочтения истории важно обсудить ее со всеми детьми, а также помогать им выражать собственные чувства. Также можно вместе с ребенком сочинять какие-нибудь истории или сказки.

Дошкольники, проявляющие агрессивный настрой, очень нуждаются в том, чтобы взрослые их поняли и поддержали. Очень важно, чтобы специалисты своевременно обратили внимание на проблему и оказали необходимую помощь ребенку.

Таким образом, мы выявили педагогические условия, способствующие профилактике агрессивного поведения у дошкольников:

  • занятия по развитию навыков саморегуляции с помощью игровой деятельности;
  •  обучение детей выражать свои негативные чувства адекватными способами;
  • практика решения конфликтных ситуаций мирными методами;
  • сотрудничество с родителями детей, проявляющих агрессию.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/profilaktika-agressivnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.