Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

Содержание

Как отучить ребенка от игры с едой?

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

Все дети играют с едой. С этим придется смириться каждому родителю, чей ребенок начинает кушать у взрослого стола. Несмотря на то, что ситуация считается обыденной, не все мамы и папы могут спокойно на нее реагировать. Грязный пол, стены, одежда и сам малыш Что делать, если ребенок играет с едой, как научить его этикету за столом?

Чтобы понять ребенка, достаточно вспомнить один психологический тест с чернильными пятнами. Подобная методика была разработана для изучения креативности человека и его интеллектуальных способностей. Тарелка с едой для малыша выступает неким прототипом этих картинок.

Играя, например, с кашей, кроха развивает творческие способности, мышление, речь. Из этого можно сделать вывод, что подобные забавы для малыша просто необходимы.

Однако, некоторые родители не хотят мириться с тем, что их ребенок играет с едой и пытаются различными способами отучить его от этой привычки.

Почему ребенок играет с едой?

  1. Кроха превращает прием пищи в игру потому, что он творческая личность и таким способом пытается выразить свои интересы и способности. Взрослый, посмотрев в тарелку с супом, не увидит там ничего кроме жидкости и овощей.

    Для ребенка это блюдо превращается в пустыню с камнями и растениями, где ложка играет роль автомобиля, а пальцы чудовищ;

  2. Ребенок играет с едой потому что для него это пока единственный способ познавать окружающий мир.

    Не стоит забывать о том, что все продукты обладают разными свойствами. Одни можно смешивать с чем-либо, другие сыпать, разминать или тянуть. С пищей крохе играть куда интереснее, чем со специальными наборами для творчества.

  3. Играя с едой, у крохи быстрее развивается речь и мышление, моторные и сенсорики. Подобное изучение пищи благоприятно сказывается на формировании гастрономических пристрастий.

Что делать родителям в непростой ситуации?

Несмотря на всю пользу подобных экспериментов с пищей, многие родителей не готовы принять тот факт, что ребенок играет с едой. В этой ситуации можно прибегнуть к следующим хитростям:

  1. Чаще всего кроха начинает играть с едой, когда уже полностью насытился. Поэтому, если вы хотите избежать подобных забав, заканчивайте трапезу, как только заметили, что ребенок уже какое-то время не ест и потерял интерес к тарелке;
  2. С малышом постарше можно побеседовать на эту тему и объяснить почему вы не хотите, чтобы он играл с едой. Для этого сначала нужно разобраться в своих чувствах, подумать, почему вы пытаетесь отучить кроху от этой забавы. Считаете такое поведение кощунством и хотите, чтобы ребенок научился ценить человеческий труд? Устали отмывать пол и отстирывать одежду от образовавшихся пятен? Доступно, с приведением объективных доводов, объясните это малышу или привлеките его к готовке или уборке кухни;
  3. Малышам от шести месяцев до трех лет действительно важно трогать пищу, а не только смотреть в тарелку. Таким способом кроха удовлетворяет свою потребность в сенсорном разнообразии и познавательный интерес. Если вы не приемлите того, что ребенок играет с едой за общим столом, предложите ему участвовать при приготовлении пищи. Отличный способ удовлетворить интерес малыша в новых знаниях тесто. По текстуре этот продукт напоминает пластилин, его можно раскатывать, мочить, тянуть, лепить различные фигурки и запекать их в духовке.

Прививаем манеры: правила поведения за столом

Если ребенок играет с едой, попробуйте научить его простым правилам этикета за столом. Начать рекомендуется с подготовки к приему пищи. Первое, что должен знать малыш перед едой все моют руки. Дайте понять ребенку, что только после этой процедуры можно начать есть.

Для мальчиков авторитетом за столом служит папа, а для девочек мама. Поэтому оба родителя должны правильно вести себя во время приема пищи: использовать столовые приборы, салфетки, аккуратно пережевывать пищу. Также не рекомендуется брать еду руками или громко общаться за столом малыши быстро впитывают манеры поведения взрослых и начинают вести себя точно также.

Чтобы малыш не отвлекался во время еды на игры, попробуйте сделать из трапезы некий ритуал. Для этого рекомендуется начинать прием пищи в определенное время, желательно всей семьей. Спокойно объясните ребенку, что бросаться едой, хватать куски, пока мама накрывает на стол неправильно.

Не забывайте про салфетки и специальные нагрудники. В начале переучивания использование этих предметов необходимо, так как дети капризничают и начинают пачкать все вокруг еще больше.

Более взрослого ребенка, который уже отучился играть с едой, можно познакомить со следующими правилами этикета:

  1. Не стоит разговаривать с полным ртом, кричать, петь за столом;
  2. Игры с игрушками во время приема пищи также неприемлемы;
  3. Нет необходимости копаться в тарелке руками, есть ложки и вилки. Используя их, можно сохранить пальчики чистыми. Если малыш все-таки испачкался, расскажите ему про салфетки и покажите, как ими пользоваться;
  4. Выплевывать еду некультурно, особенно в гостях, детском саду, школе;
  5. Обычно родители дают малышу блюдо в необходимом, для его нормального развития, количестве. Поэтому следует объяснить ребенку, что, только съев всю еду, что была в тарелке, он сможет стать сильным, красивым и умным;
  6. Научите кроху говорить спасибо после каждого приема пищи.

Правила этикета можно учить с ребенком в игровой форме, например, представить будто вся семья оказалась в дорогом ресторане или на приеме у королевы. Для развития памяти ребенка, можно подавать ему пищу в разной посуде, рассказывать для чего предназначается тот или иной столовый прибор.

Не нужно кричать на малыша, если он иногда, по привычке, опускает пальцы в тарелку или неправильно держит ложку. Подобные навыки приходят со временем, а давление на ребенка никак не ускорит этот процесс.

Источник: https://maminclub.kz/articles/10605-kak-otuchit-rebenka-ot-igry-s-edoj/

Ребенок после года. Беспокойное поведение за столом

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

Малыш требует развлечений во время кормления. Нежелание кушать на стульчике для кормления. Как научить ребенка кушать самостоятельно.

Наш сын совершенно не может сидеть спокойно, когда ест. Если мы пытаемся пристегнуть его к сту­лу, он визжит. Проглотив несколько ложек, начина­ет вертеться на своем стуле, требуя, чтобы его вы­тащили

Еда для малышей — один из способов познания окру­жающего мира, а поскольку они предпочитают исследо­вать его на ходу, то считают прием пищи нудным заня­тием. Однако есть необходимо. Помогите ребенку подкреплять свои силы вопреки нетерпению.

  • Усаживайте его за стол иначе. Придвиньте стульчик малыша к своему столу, или прикрепите к столу специ­альное детское сиденье, можно также накрывать еду для малыша за детским столиком. Это позволит ребенку чув­ствовать себя менее стесненным и даже взрослее.
  • Не кормите с ложечки. Новизна и стремление малы­ша к самостоятельности превышают его желание есть. Даже если ваш ребенок еще не умеет как следует пользо­ваться ложкой, позвольте ему питаться самостоятельно, тогда он захочет уделить этому процессу больше време­ни.

Читаем подробнее: Как научить ребенка кушать с ложки самостоятельно.

  • Будьте готовы прекратить кормление. Если малыш на­елся и дает вам об этом знать, выбираясь из-за стола или играя с едой, отпустите его. Лучше позволить ребенку идти со словами: «Ты уже наелся? Хорошо», чем ворчать: «Ты ни­когда ничего не ешь!» И не бегите за ним с ложкой, умоляя: « Ну, еще кусочек! » Такое принудительное кормление не толь­ко создаст проблемы с питанием, но и внушит малышу, что есть можно и не за столом (“Мама с папой покормят меня во время игры”). Если позже ребенок проголодается, предложи­те ему перекусить и объясните, что для этого нужно сесть.

Только вы можете решить, способен ли ваш малыш сидеть на высоком стульчике без ремня безопаснос­ти. Это приспособление тогда не требуется детям, ког­да они умеют самостоятельно слезать со стула или не забывают попросить о помощи. Если ваш малыш на­чал протестовать против ремня и вам кажется, что он уже может обойтись без него, проверьте это в течение по крайней мере двух-трех трапез.

Как только ремень снят, не позволяйте ребенку вставать в стульчике. Подвижный малыш, конечно, будет крутиться, однако стоять в прикрепленном к столу сиденья очень опасно. Если ребенок не реаги­рует на предостережения, его следует снова пристег­нуть. Когда малыш отказывается сидеть пристегну­тым, возьмите его из-за стола.

Немного позже — к концу второго года жизни или в самом начале третьего — большинство детей могут есть, стоя на коленях на обычном взрослом стуле, если у них нет специального сиденья. Преж­де чем окончательно пересадить ребенка на взрос­лый стул, за ним также необходимо понаблюдать некоторое время.

С тех пор как нашей дочке исполнился год, каждое кор­мление превратилось в настоящее бедствие. Она ничего не ест, если ее не развлекают. Мы с мужем уже чувству­ем себя цирковыми клоунами. Что делать?

Немедленно прекратить клоунады. Когда малыша скло­няют поесть с помощью выступлений (акробатики, жонг­лирования, песен, танцев и прочих номеров), каждый раз за едой он ждет представлений и протестует, если их нет.

Ваша цель не «заставить» ребенка есть, а дать ему воз­можность поесть. Еда у вашей девочки должна ассоцииро­ваться с чувством голода («У меня урчит в животике, зна­чит, пора есть»), а не с развлечениями («Папа опять встал на голову, значит, пора поесть»).

Когда вы опустите занавес перед обеденными представ­лениями, малышка почти наверняка разыграет собствен­ные мелодрамы в виде истерики, стучания по столу лож­кой, «голодовки».

Не поддавайтесь искушению снова на­деть клоунский колпак для «последнего представления». Сохраняйте спокойствие — будто вас и не интересует, ест она или нет (как, кстати, и должно быть, если ребенок рас­тет нормально).

Будьте уверены: как только голод одолеет упрямство, малышка опять примется за еду, не требуя ни­каких представлений.

Однако, отказавшись от представлений, вы не должны лишать дочурку своего общества. Если вы будете сидеть рядом и показывать, как правильно едят, то сам процесс еды станет для девочки гораздо интереснее.

Поговорите с ней о чем-нибудь (но не о том, много она ест или мало), об­судите утреннюю прогулку по парку или предстоящую ве­чернюю игру, цветы, которые распустились в саду.

Со временем малышка поймет, что еде должны сопутствовать раз­говоры, а не цирковые представления.

Удовлетворить потребность ребенка в развлечениях можно также, сделав саму еду более “веселой” — украсить ее различными способами.

Вариант украшения ужина для ребенка

Источник: https://mamsik.net/razvitie/239-bespokojnoe-povedenie-rebenka-za-stolom.html

Можно ли разрешать ребенку игры с едой?

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

«Не играй с едой!», «Не суй пальцы в варенье!», «Ешь нормально!» – эти и другие фразы можно услышать в любом доме, на любой кухне, где есть маленькие дети.

Наверняка вы и сами не раз грешили, одергивая свое чадо, которое, вместо того чтобы быстро справиться с обедом, уже двадцать минут размазывает картофельное пюре по тарелке.

Почему же мам так беспокоит этот факт, что малыш играет с едой? Стоит ли так зацикливаться на этом моменте? Оказывается, эта тема волнует не только родителей, но и ученых. Великие умы ежегодно исследуют детскую психологию и тем не менее до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.

Игры с едой: маленький экспериментатор

Одни педагоги и психологи, а вместе с ними и консультанты по прикорму, убеждены, что обеденный стол – это не место для забав. По их мнению, любые игры с едой отвлекают ребенка от главной цели – научиться есть «взрослую» еду самостоятельно. Специалисты советуют прекращать трапезу в тот момент, когда кроха начинает играть с едой.

Строго? На первый взгляд, да, но смысл в этом, конечно же, есть. Все-таки процесс принятия пищи – это своеобразный ритуал. Очень важно, чтобы за столом собиралась вся семья, и ребенок мог наблюдать, как едят взрослые, и подражать им.

В возрасте до полутора лет малыши обладают уникальной способностью «считывать» нужную им информацию, глядя на поведение взрослых. Если он видит, что родственники едят с удовольствием, не отвлекаясь, а за столом царит теплая и расслабленная атмосфера – скорее всего, у крохи сформируется правильное пищевое поведение.

Психологи рекомендуют маме и папе быть терпимее, пока кроха осваивает нормы поведения за столом, не вмешиваться в этот процесс с придирками и замечаниями. Несколько советов.

Если малыш до 1,5 лет предпочитает брать еду руками – пусть делает это. Это вовсе не игра с едой, а абсолютно нормальная особенность, характерная для раннего возраста. Младенцы и годовалые дети активно изучают мир не только визуальным, но и тактильным методом.

Им важно потрогать еду, ощутить ее консистенцию, температуру, понять цвет и вкус. Кроме того, в этом возрасте у детей формируется «пинцетный захват» пальчиками, и они пытаются все схватить и пощупать.

Мама может помочь ребенку, нарезав кушанье мелкими кубиками, чтобы его было удобнее брать ручками. 

Малыш также может брать еду руками и класть ее в ложку, или, наоборот, – брать еду ложкой, а потом доставать из нее кусочки и тянуть их в рот. Это тоже нормально. Так кроха экспериментирует! Скоро это закончится, а пока радуйтесь, что у ребенка развивается мелкая моторика.

Дети очень любят пить из трубочки, но очень часто, по мнению мам, начинают баловаться, пуская в напиток пузыри. На самом деле такая забава – неплохая дыхательная гимнастика. И возможность узнать кое-что новое и интересное: объясните ребенку, что пузырьки – это воздух, который он сам запускает в воду своим дыханием. 

Принятие через игру

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой игры с едой могут быть полезны. Пару лет назад группа зарубежных ученых провела эксперимент с участием нескольких десятков детишек, которые ранее недолюбливали фрукты и овощи. Малышам раздали целый набор полезной еды – огурцы, помидоры, брокколи, зеленый горошек, яблоки, голубику – и предложили делать с ними все, что хочется.

Дети с азартом принялись мять и разламывать овощи, раскидывать их по столу, катать и подбрасывать. В завершение такого «праздника непослушания» испытуемым предложили попробовать любой из продуктов, но исключительно по доброй воле, а не в обязательном порядке.

Что вы думаете – дети съели добрую половину еды, с которой до этого играли! Этот эксперимент в очередной раз подтвердил факт, что малыши гораздо эффективнее познают окружающий мир через игру и тактильное восприятие. Отсюда вывод: если ваш ребенок совершенно не признает какие-то виды продуктов, попробуйте дать ему их в качестве игрушек.

Есть большая вероятность, что кроха сначала поиграет-поиграет «невкусным» сельдереем, а потом, глядишь, да и съест его. Особо увлеченным родителям можно порекомендовать такие игры для вкусного досуга:

Предложите ребенку сортировать овощи или фрукты по цвету и размеру. Такие занятия неплохо развивают логику;

Сравните форму и фактуру овощей и фруктов. Например: апельсин круглый, а слива овальная; помидор гладкий, огурчик колючий, персик бархатный, а кокос шершавый;

Поиграйте в игру «Угадай-ка». Мама завязывает ребенку глаза и дает попробовать порезанные на кусочки овощи и фрукты. Задача ребенка – угадать, какой продукт дала мама. При этом полезно проговаривать, какой ощущается вкус: сладкий, кислый, горьковатый и т.д.

Играть с едой: меньше критики, больше свободы

Многие родители уделяют слишком много внимания аккуратности ребенка во время трапезы и очень часто сокрушаются, что у крохи все «валится из рук» и вообще он «ест, как поросенок». На самом же деле это большая ошибка – требовать от малыша соблюдать правила этикета за столом.

Во-первых, это чревато развитием невроза у мамы, потому что годовалый малыш вряд ли так быстро научится не крошить и не проливать воду. А во-вторых, такое поведение взрослых способно отбить у ребенка желание учиться есть самостоятельно.

И потом не удивляйтесь, что чадо не притрагивается к ложке и воротит нос от некогда любимой каши! Психологи в один голос твердят, что еда ни в коем случае не должна ассоциироваться со стрессом. Поэтому задача родителей – сделать так, чтобы процесс принятия пищи проходил как минимум спокойно и без нервов, а как максимум – на позитивной волне.

Если малыш во время трапезы в очередной раз с ног до головы измазался пюре или перевернул себе на грудь тарелку супа, не нужно делать скорбное лицо и тем более ругаться. Наоборот, радуйтесь, что кроха проявляет пищевой интерес и пытается есть без вашей помощи.

Помните, что ваш малыш растет, и очень скоро все проблемы, связанные с аккуратностью за столом, станут не актуальны.

Еще ни один ребенок не пошел в школу, не научившись есть «по-человечески», так зачем же сейчас тратить нервы себе и малышу? Тем более сегодня на помощь приходят  достижения цивилизации: пластиковые нагрудники с карманами-ловушками для еды и небьющаяся детская посуда из безопасного пластика. Кстати, вы можете купить тарелки на присосках – идеальный вариант для активных малышей. Еще один лайфхак для мам: подстелите под стульчиком для кормления клеенку, и вам не придется каждый раз после еды мыть пол на кухне. 

Как видите, вариантов облегчить себе жизнь, имея маленького ребенка, очень много! 

А это – под запретом

Знакома ли вам такая картина: малыш сидит за столом перед планшетом или телевизором и, вместо того чтобы есть, увлеченно смотрит мультик, а мама тем временем сует ему в рот ложку за ложкой? К сожалению, этим сегодня грешат многие родители. Кто-то пытается таким образом накормить малоежку, кому-то не нравится, что ребенок играет с едой, поэтому отвлекают его мультиками. А кто-то просто экономит время, ведь самостоятельно кроха будет есть не меньше получаса. 

Родители забывают, что планшет – это самый главный враг пищевого поведения. Сначала мы «подсаживаем» ребенка на гаджет, формируя связь «еда – мультик», а потом сокрушаемся, что без планшета ребенок отказывается есть. 

Поэтому ни при каких обстоятельствах не включайте малышу мультик для того, чтобы его накормить. 

Лучше на собственном примере покажите ребенку, что еда – это удовольствие, и тогда никаких проблем с пищевым поведением у него не будет. 

Мнение эксперта

Людмила Работягова, педагог-психолог раннего развития

Запрет на игры с едой берет корни из глубокой древности. Наши предки с большим уважением относились к еде, особенно к хлебу, считая этот продукт священным. Хлеб было запрещено не только выбрасывать, но и крошить, катать шарики из его мякиша.

Сегодня люди хоть и не помнят традиции предков, но бережное отношение к еде соблюдают. С одной стороны, это правильно, но нельзя не принимать во внимание детскую психологию. Ребенок в раннем возрасте активно познает мир и проявляет интерес ко всему, что его окружает.

В том, что ему захотелось помять хлебушек, покатать фрукт или залезть пальчиками в суп, нет ничего удивительного. Если вам не нравится, что малыш играет с едой, попробуйте найти компромисс: попросите ребенка украсить кашу ягодами или превратить обычное блюдо в забавную мордочку какого-нибудь зверька.

Веселые примеры украшения блюд легко найти в интернете. Деткам постарше можно дать в руки пластиковый ножик и попросить нарезать вареные овощи для салата. 

Мало того что творческий подход очень полезен для детей, есть большая вероятность того, что ребенок все-таки съест блюдо, которое он «приготовил».

Источник фото: depositphotos.com

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/pitanie-rebenka/2719/mozhno-li-razreshat-rebenku-igry-s-edoy

Мой ребенок вскакивает и снова садится за стол. Что делать?

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

Эта проблема поднималась на нескольких наших комплексных консультациях по налаживанию пищевого поведения ребенка, которые я проводила этим летом.

Одна мама признавалась, что их приемы пищи для сына-трехлетки напоминают птичью кормушку: ребенок подбегает к столу, ест пару ложек и убегает к себе играть. Затем через 10-15-20 минут снова прибегает и тянет очередной кусочек.

В страхе, что ребенок не получает нужный ему объем пищи, мама разрешала набегами доедать еду и не видела, как можно заставить сына сидеть спокойно в течение всего приема еды.
Ни долгие разговоры, ни пример других членов семьи, сидящих за столом никак не действовали на маленького бегуна.

Когда стали смотреть на диагностике, в чем проблема, проанализировали видео и пищевой дневник, который мама вела на протяжении 3 дней, оказалось, что ребенок находится в промежуточном состоянии голода-сытости.

Что это означает для ребенка с точки зрения физиологии пищеварения?

Это когда с первыми кусками создается иллюзия сытости, но поскольку кусочки слишком малы, они «обманывают» нервную и пищеварительную систему и последняя не вырабатывает нужное количество веществ, необходимых для переваривания. Это приводит к частичному расщеплению структуры пищи.

Далее, в желудке выделяется соляная кислота в ответ на периодически попадающие кусочки пищи. Новые кусочки смешиваются с полупереваренными. Хорошо ли это? Судите сами:

Желудок у «бегуна», не имеет периодов покоя, что совершенно необходимо для нормальной работы. Он плохо чувствует голод, у него практически нет аппетита или он слишком вялый, чтобы съесть за один подход нужную порцию.

Кроме этого, есть «на бегу» опасно для здоровья, о чем часто предупреждают гастроэнтерологи.

Суть проблемы с точки зрения психологии

Как было все просто раньше, когда малыш был грудничком. Захотел поесть — ел столько, сколько ему нужно, затем отправлялся спать или играть в зависимости от времени суток!

А вот для подросшего карапуза, начавшего сидеть и ходить, приемы пищи чаще связываются с ограничением активности, которая, как вы уже поняли, растет пропорционально его возрасту и расширяющимся возможностям.

Плюс к этому добавляется пищевая разборчивость: теперь кроха ни за что не съест то, что не понравилось в первый раз. Вкусы стремительно меняются.
Так скучно сидеть за столом… Особенно, когда кажется, что сыт и кусочек можно перехватить «для галочки».

А вокруг столько интересного! Хочется все рассмотреть, потрогать, побежать куда-то, послушать что-то, понаблюдать за другими взрослыми. А игрушки… вот это круто! Какая еда?!

Что наблюдает мама? Извивающегося ребенка, не желающего хоть 5 минуток посидеть и поесть, сползающего с детского стульчика для кормлений.

Что чувствует ребенок? «Меня ограничивают… я не голоден… еда не интересная… фу! невкусная…» и т.д.

Как же быть родителям?

У этой проблемы есть ступенчатое решение, но ее ход зависит от исходных данных по пищевому поведению ребенка:

В какой возрастной категории он находится? (с 6 до 12 мес, с 1 до 2 лет, с 2 до 3 лет, с 3 до 5 лет, старше 5 лет). У каждого возраста есть свои особенности восприятия пищи.

Какой его уровень в питании? (малышковый — это прикорм (6-12 мес), переходный — это переход с прикорма на общий стол (с 1 до 2 лет), общий стол (с 2 лет и старше).

Как ест? (пассивное кормление — кормит только мама, частично активное — начинает есть сам ложкой, вилкой, а мама помогает при необходимости, полностью активное — сам ест без помощи мамы).

Где и с кем ест? (один с мамой на детском стульчике, или со всей семьей).

Какие есть семейные традиции, связанные с питанием: совместные завтраки, обеды и ужины, вылазки и поездки на природу с едой, праздники за столом и т.д.

Что допустимо, а что — нет в данной семье? (разрешения или запреты есть в остальных комнатах, кроме кухни/столовой, таскать с собой еду и перекусывать, кусочничать время от времени, есть много сладкого и т.д.)

Из примера выше для этого трехлетки. Его уровень в питании был — общий стол с частично-активным кормлением, чаще всего ел один на один с мамой. Семейные трапезы — только за ужином. Как вы уже видели, мама допускала набеги на еду с короткими промежутками и не знала, как сделать, чтобы сын съедал за один прием.

Что нужно сделать?

Основная цель: научить ребенка спокойно съедать свою еду за столом и вставать, когда поест достаточно, чтобы дождаться следующего приема еды. Т.е. съел завтрак, дождался 2-го завтрака. Затем обеда, полдника и ужина (если питание пятиразовое).

В психологии есть важное понятие — логические последствия. Это когда ребенок делает какой-то выбор и проживает последствия этого выбора самостоятельно.

Установка логических последствий в нашем случае — это значит, расставить разумные границы в поведении, чтобы сформировать правильное пищевое поведение.

Перед этим ребенку рассказывается о правилах поведения за столом:
«Когда мы кушаем — мы сидим за столом. Если мы наелись — то встаем из-за стола. Если ты поел немного и вскочил из-за стола — мы еду убираем до обеда (если речь о завтраке)». Просим его повторить правило, смотрим, правильно ли он понял его.

Затем идет реализация правила.

Логическое последствие начинается с того, что ребенок, зная о правиле и видя пример у других членов семьи, тем не менее вскакивает после пары кусочков из-за стола.

Мама задает уточняющий вопрос: «Ты хорошо наелся?» (пауза, ждет ответа) «Если наелся — я убираю тарелку до обеда». После его утвердительного ответа тарелка убирается.

Если ребенок вылез из-за стола, убежал и вернулся со словами: «Я не наелся» — мама говорит: «Извини, ты сам решил выйти из-за стола. Тарелка уже убрана. В обед ты сможешь поступить по-другому».

Больше про еду разговоров не ведем. Вот здесь многие родители часто ломаются. Одни начинают слишком много говорить, возмущаться его сделанным выбором, увещевать.

Другие после возвращения ребенка через короткий промежуток подсовывают тарелку с жалостливым причитанием: «На, исхудал совсем, поешь еще».

Третьи не выдерживают его истерики и забывают об обучении нормальному пищевому поведению за столом.

Самый простой путь — это отстраниться от этой темы, спокойно, уважительно отнестись к выбору ребенка и закрепить правило:Остаешься за столом — кушаешь.

Вылезаешь из-за стола — еда прекращается.

Что делать, если ребенок устраивает скандалы и закатывает истерику?

Быть готовым к этому выпаду. Чем спокойнее вы будете и последовательнее, тем быстрее она прекратится. Ребенок быстрее примет правила, если они будут подтверждаться всегда, сделает правильный выбор, который ему подсказывают логические последствия и будет есть за столом. Пищевое поведение придет в норму.

Как помочь ребенку пережить истерику?

Этот момент введения правила нелегок для всех, но они благотворно повлияют на последующие приемы еды. В трудные моменты, когда правила еще устанавливаются, после того, как ребенок решил встать из-за стола — уводим его на активную прогулку на свежем воздухе, чтобы он мог побегать, поиграть в подвижные игры и тем самым, нагулять отличный аппетит.

А если ребенку все равно, что убрали тарелку? Или он поел слишком мало и вышел из-за стола?

Ответ прост: значит, он не голоден. Здоровый ребенок обязательно поест ровно столько, сколько ему нужно. Вы не можете определять его степень голода/сытости — это не ваша ответственность, а его. А насильно кормить — это самое худшее, что можно придумать.

Ваш ребенок сам приучается чувствовать необходимость подкрепиться, просить поесть — а ваша задача — это обеспечить его питательной и разнообразной едой в примерно одно и то же время. Этот стабильный режим помогает нервной и пищеварительной системе успешно подготовиться к очередному приему еды, что вызывает здоровое чувство голода и отличный аппетит.

Дорогие родители! Больше информации про налаживание пищевого поведения у ребенка вы найдете в курсе:
“Ах, кусочки, комочки! Как помочь ребенку есть твердую пищу”

Если нужна комплексная консультация по этой теме, записаться можно по этой ссылке: >>>Иду на консультацию!

Источник: https://detpsycholog.ru/moj-rebenok-vskakivaet-i-snova-saditsya-za-stol-chto-delat/

Правила этикета за столом для детей и подростков: 4 главных рекомендации детского психолога

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

Последнее обновление статьи: 31.03.2018 г.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

  • мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
  • приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
  • если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи. Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
  • серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
  • обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Оценка статьи:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/pravila-etiketa-za-stolom-dlya-rebyonka

Базовые правила поведения за столом для детей и взрослых

Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить.

как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям.

Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?

Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету

  • Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения.
  • Идеальный вариант познания правил этикета – игра.

    Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей.

    В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.

  • Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы

  1. Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так  ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений.

  2. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу.
  3. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание.
  4. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.

  5. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.
  6. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему.

  7. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.

  8. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя?

  • Чавканье и беседа с набитым ртом.
  • Сплетни, перебивание и грубый тон разговора.
  • Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости.
  • Облизывание ножа и других острых столовых приборов.
  • Ставить локти на обеденный стол.
  • Раскачивание на стуле.

  • Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим.
  • Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот — веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным.

Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.

Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты

  • Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле.
  • Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей.
  • Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи.

    Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы

  • Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду.

  • За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату.
  • Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать.

    Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия.

  • Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо.

  • Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками.

Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в  других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления.

В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста.

Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-detej-za-stolom.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.