Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

Содержание

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким – Телеканал «О!»

Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

15 февраля 2019

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.

Почему ребенок одинок

Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.

Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.

Особенности в поведении и внешности

В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как мишень для издевок. Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.

Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах

Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.

Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.

Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».

Влияние родителей

Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».

Влияние учителя

Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с мнением учителя просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.

Самооценка

Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он считает себя хуже других, а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.

Проявите чуткость

Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться.

Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет.

Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.

Используйте «Я-сообщения»

Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.

Расскажите о своем опыте

Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.

Обратитесь к литературе

Почитайте произведения с подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце.

Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды».

Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.

Обсудите конкретные ситуации

Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал.

Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру.

Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.

Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.

Как найти друзей

Если ребенок чувствует себя одиноким уже долго, задумайтесь, как это связано с вашей семьей. Что вы, как родитель, делаете для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким? Каково отношение к материальным ценностям в вашей семье? Не считает ли ребенок себя хуже других потому, что вы не покупаете ему модные смартфоны и дорогие игрушки?

Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться.

Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей.

Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.

Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.

Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9570

Почему у меня нет друзей — 5 основных причин | Как найти друзей и зачем они нужны

Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

Если человек одинок, если у него нет ни девушки, ни парня, ни друзей — это тяжелая и болезненная ситуация. На свете не существует людей, которые постоянно хотят быть в одиночестве. Да, оно, конечно, иногда бывает необходимым, хочется побыть наедине с собой, но это временное состояние. Рано или поздно, все равно, захочется общения.

Вы часто задумываетесь о том, «почему у меня нет друзей»? Чувствуете себя одинокими? Значит, эта статья для вас, мы попробуем разобраться:

  • с причинами вашего одиночества;
  • поищем способ выхода из ситуации.

Но, прежде всего, хотим заметить, что в 9-ти из 10-ти случаев, проблема заключается именно в вас. Возможно, это именно вы что-то делаете не так и распугиваете окружающих.

Собственные ошибки и причуды признавать трудно, самокритичными тоже не все могут быть. Однако, такие качества весьма полезно иметь, особенно, если вы хотите иметь больше друзей.

Мы рассмотрим 5 основных ошибок, из-за которых у человека нет хороших знакомых или близких людей.

1: Вы постоянно жалуетесь

Постоянное ворчание и нытье может быть причиной того, что у вас нет друзей. Посудите сами, если вы на негативе так часто, что даже не замечаете этого, то нет ничего удивительного в том, что никто не хочет с вами общаться.

Статья по теме: Что делать, когда скучно.

Вам любой психолог скажет, что такое поведение эгоистично. Постоянно жалуясь (даже не важно на что: на жизнь, отношения, работу и так далее) вы выражаете собственное мнение, и именно оно для вас важно. Более того, все остальные должны согласиться. Так?

А на самом деле, вовсе нет. Такое поведение, в большинстве случаев, раздражает людей. И им просто не хочется общаться с подобными нытиками.

2: Вы забыли про своих друзей

Это часто случается, когда мы встречаем вторую половинку. И совершенно естественно, что в начале отношений вы хотите провести как можно больше времени со своим партнером. Но друзьям тоже нужно уделять внимание.

Если этого не делать, то они могут почувствовать себя эксплуатируемыми и обидеться. И, между прочим, ничего удивительного в этом не будет. Вы бы разве не обиделись, если бы к вам кто-то обращался только от скуки или за помощью? То-то же. Дружеские отношения нужно уважать!

Неужели ваша новая любовь действительно занимает у вас все свободное время? Разве вы не можете выкроить несколько часов для ваших друзей?

Влюбленность очень часто ослепляет нас настолько, что мы начинаем забывать о близких людях: реже встречаемся с ними, реже созваниваемся. А если и делаем это, то только «по делу».

Никогда не оставляйте своих друзей, когда у вас появился новый партнер. С ним вы, может, еще и расстанетесь. А настоящие друзья — великое сокровище.

Возможно, вам будет интересна статья о том, как узнать про измену мужа.

3: Слишком высокие ожидания

Еще одна возможная причина, по которой у вас нет друзей – слишком высокие ожидания от них. Это явление также часто встречается в отношениях между мужчиной и женщиной.

Когда вы ожидаете определенных вещей от других, для другого человека иногда бывает сложно оправдать эти ожидания. Важно понимать, что никто не будет вести себя определенным образом только потому, что вы этого хотите. Освободите и себя и окружающих, от своих завышенных ожиданий и надежд. Все это разрушает дружбу.

4: У вас низкая самооценка

Другой распространенной причиной отсутствия друзей является низкая самооценка. Это напрямую влияет на возникновение трудностей с межличностными отношениями. Люди с заниженной самооценкой часто изолируют себя от общества, и с этим надо бороться. Попросите совета у психолога, доктор поможет решить проблему, и вы, наконец, сможете познакомиться с новыми людьми.

Совет: начните ходить в спортзал или запишитесь на интересные курсы. Таким образом вы поймете, что есть другие люди, они дружелюбны, и вполне могли бы быть вашими друзьями.

Будьте открыты для новых знакомств!

У нас есть статья на тему, как познакомиться с девушкой в Интернете. Возможно, это станет первым шагом к новой жизни.

5: Возможно, вы сплетник?

Есть много людей, которые склонны к сплетням. Посидеть на кухне, да пообсуждать среди друзей общих знакомых милое дело, да? Однако есть проблема, когда с одними друзьями вы «перетираете кости» другим.

В этом случае любой догадается, как вы себя ведете за его спиной. Из-за этого окружающие, могут потерять доверие к вам, перестанут общаться на откровенные темы или вообще откажутся дружить.

Доверие важно во всех отношениях! Конечно, нормально иногда посекретничать с другом, но только не об общих знакомых, и не на личные темы. И злоупотреблять этим не стоит, иначе близкие подумают, что вы плохо относитесь к друзьям.

Если какой-либо из этих пунктов указывает на вас, то вопрос о том, почему у других все в порядке, а у меня нет друзей, решен. Все в ваших руках, меняйте ситуацию!

Что делать, если у тебя нет друзей?

Настоящих друзей много не бывает, а без дружбы гармонии в душе не достичь. И если такие люди в вашем окружении есть, то их надо беречь, и отвечать им взаимностью. А если нет — то следует искать новые знакомства. Все просто.

Тема обширная, но у нас есть несколько универсальных советов, которые помогут завести дружбу в любом возрасте. Применяя их на практике, вы окружите себя нужными и приятными людьми.

  • Будьте собой. Это важно, может быть, даже важнее всего. Не надо никем притворяться, правда, все равно, раскроется, и вы разочаруете ваших новых знакомых.
  • Всегда оставайтесь на связи. Благо, сейчас для этого есть все возможности: телефон, смс, социальные сети. Обменивайтесь впечатлениями в Интернете, обязательно встречайтесь за «чашкой чая», планируйте совместный досуг. Так вы станете ближе к людям. Но помните, если вас игнорируют — не надо навязываться. Чувство собственного достоинства никто не отменял!
  • Четко осознайте, что именно вы цените в других людях, с кем вам интереснее и проще контактировать. На основе этого ищите друзей.
  • Не делайте поспешных выводов, не надо судить «по одежке» и доверять сплетням. Лучше всего узнайте человека поближе, а потом уже решите, нужно ли продолжать с ним общение или нет.

Дружба — это взаимовыгодные отношения. Предлагайте помощь, когда видите, что человек в ней нуждается. Если это настоящий друг, то вы сможете рассчитывать на помощь в ответ.

  • И самое главное, не принимайте слишком близко к сердцу, если кто-то теряет к вам интерес. Быть может, это вовсе не ваши люди, и нужно продолжать поиск. А если вас это огорчает или уже огорчило – поднимайте себе настроение! Хандре не место в нашей жизни.

Зачем нужны друзья?

Немного странный вопрос, но он важный. Иногда ценность дружбы недооценивается, а ведь друзья нам нужны. Но зачем, спросите вы?

  1. Друзья делают нас увереннее в себе. Настоящие друзья помогают расслабиться. Они дают нам силы, заставляют мыслить позитивно и, в целом, заставляют нас чувствовать себя лучше. Друзья всегда подбодрят и рассмешат, если нужно. А если нужно, то и поплачут вместе с нами.
  2. Когда мы им что-то рассказываем, они внимательно слушают, несмотря ни на что. Настоящие друзья могут часами слушать наши жалобы, истории, истерики и так далее.
  3. Нам хорошо рядом с ними: не надо притворяться можно быть самими собой.
  4. Они помогают советом и делом. Иногда это крайне важно.
  5. Никто кроме настоящего друга правды нам не скажет. Даже самые родные люди иногда не в состоянии высказать горькую истину вслух. Друг — скажет.
  6. В конце концов, друзья делают нас самих лучше! Ведь если вы хотите иметь настоящих друзей, вам нужно научиться не только брать, но и отдавать. Вы не можете взять то, что не готовы вернуть, истинная дружба так не работает.

В общем и целом, если у вас нет друзей их всегда можно найти. Если поставить такую цель. И помните, дружба — один из аспектов жизни, который делает нас счастливее.

Источник: https://pearative.ru/people/pochemu-u-menya-net-druzej/

У ребенка нет друзей, как помочь

Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

  1.     Как находить друзей в садике
  2.     У ребенка нет друзей в школе
  3.     задача родителей

Мы искренне хотим только лучшего для детей. Есть вещи, которые нам под силу контролировать:

  •     насколько ребенок в безопасности;
  •     всегда ли он сыт;
  •     как он одет;
  •     во что играет;
  •     в какие кружки ходит.

Но приходит время отдавать малыша в садик, потом в школу, где ребенок  ищет свое место в детском коллективе. Ситуации складываются по-разному. И часто возникает проблема, когда у ребенка нет друзей.

Могут ли родители помочь наладить общение? Почему детям трудно заводить друзей? Давайте разбираться.

Как находить друзей в садике

Адаптация к детскому саду в большинстве случаев проходит тяжело и занимает долгое время. Привыкание к новым людям, отсутствие мамы рядом дается нелегко. В таких случаях родители могут помочь ребенку. Применить советы, которые описаны в статье.

Посещение детского сада — это ценный опыт, основа социализации. Ребенок начинает проявлять себя, свои врожденные качества, учится строить отношения с другими детьми. Конечно, ситуация усугубляется, если малыш долгое время не находит друзей. Но выход есть.

Советы родителям:

  1. Доверительно общайтесь с ребенком, чтобы он открыто рассказывал, как он проводит время, как строятся его отношения с другими.
  2. Расскажите на собственном примере, как можно заводить друзей. Что не стоит стесняться первым предложить дружбу.
  3. Самый действенный совет можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Научите ребенка с удовольствием делиться пищей.

Правильно сформированное отношение к пище закладывает основу приятного общения с окружающими. Нам не нравятся жадные люди, стремящиеся последний кусок забрать себе. И притягательны в общении те, кто готов уделять нам свое внимание, оказывать помощь, делиться с нами.

Мы испытываем к ним притяжение на бессознательном уровне. Так же и с детьми. Ребенок, который готов и умеет делиться с другими, всегда будет окружен друзьями. Это не значит, что он должен покупать их внимание за конфеты и сладости.

Наоборот, это состояние, когда поделиться с другим приносит большее удовольствие, чем съесть самому. Ребенок получает от этого процесса удовольствие. Обладая таким навыком, ребенок везде будет чувствовать себя комфортно, потому что к нему будут тянуться.

Как правильно учить ребенка делиться, читайте в статье.   

Если вы с детства заложите правильные основы восприятия малыша, то и во взрослой жизни он не столкнется с проблемой одиночества.

У ребенка нет друзей в школе

Новые впечатления, новое окружение, но что, если проблема осталась прежней. Ребенок не находит друзей в классе. Если с этим трудности, не стоит полагаться только на учительницу. Классы большие, она не сможет выстроить правильную модель отношения между всеми учениками. Что делать родителям? Как разобраться в проблеме?  

Применить советы, указанные выше — научить ребенка делиться пищей с наслаждением. А также понять психические особенности своего ребенка, помочь развиться в детском коллективе.

♦    «Мама, я боюсь!» Провожая дочку в школу, не раз замечала, что есть дети в классе, которые стесняются даже ответить на мое приветствие и улыбку.

Они молча смотрят большими красивыми глазками, но не идут на контакт. Это эмоциональные, очень чувствительные дети, с восторгом наблюдающие за происходящим. Способные жалеть и любить каждую букашку.

И слезы у них близко стоят. Готовы заплакать по малейшему поводу.

В потенциале они могут легко налаживать эмоциональные связи с другими. Но, испытывая сильный страх, боятся это делать, поэтому просто молча наблюдают. Часто такие дети оказываются жертвами в классе. Их могут обижать и обзывать, так как они совсем не способны защитить себя. Как поменять ситуацию в лучшую сторону, читайте в статье.

Совет: развить талант эмоционального ребенка, перебороть страхи и стеснительность поможет театральный кружок, а также чтение сказок на сострадание.                               

♦    Замкнутый ребенок. Рассказывая про соседа по парте, дочка жалуется, что он необщительный и невнимательный. Задавая ему вопрос, она может не дождаться ответа, как будто он ее не слышит. Зачастую переспрашивает: «А? Что ты сказала?» Ее это очень удивляет. На переменках он старается уйти от шумной компании, побыть в одиночестве.

Редко общается с одноклассниками, которые его сторонятся. Зато на уроках математики он самый первый решает задачи повышенной сложности, и с удовольствием может объяснить свое решение. Но факт остается фактом: из школы он возвращается один. Почти не гуляет с одноклассниками, предпочитая компьютер живому общению.

Что делать родителям в данной ситуации, читайте в статье.

Совет: нужно правильно создавать окружение ребенку. Прекрасно подойдут кружки по информатике, робототехнике, где найти друзей по интересам будет намного легче.  

задача родителей

Причины, почему у ребенка нет друзей, могут быть разными. И устранить все проблемы родителям не по плечу. Но главное, что мы можем сделать — это вырастить своих детей максимально развитыми, эмоционально здоровыми. Тогда они будут самостоятельно проживать свою жизнь, легко адаптируясь к любым изменениям. Понятие «одиночество» будет им совсем незнакомо.

Тысячи семей получили свои результаты по детям после прохождения тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные лекции здесь.

«Результат второй, самый главный. Сын. Моему Максиму 4 года. Он спокойный и уравновешенный ребенок. Это сейчас, благодаря СВП, я понимаю особенности психики звуко-зрительного ребенка. А раньше педагоги нам ставили диагноз «умственно-отсталого», «социального неадаптанта», «девиантное поведение», грозили спецшколой и предлагали всевозможные терапии для ребенка.

Мой малыш чувствителен к звукам, к словам и смыслам. Он любит цифры, счет, различные символы. Раньше в детском саду Максим сторонился компании детей и избегал шумных игр, он предпочитал собирать в углу пазлы в полном одиночестве. Не бегал с другими детьми на игровой площадке. Не участвовал в театральных постановках и утренниках. Он уставал после сада.

Ночью спал плохо, утром я не могла его добудиться. А еще он был очень плаксивым и чувствительным ребенком. От малейшего пустяка — истерика, слезы градом! И невозможно было его успокоить. Я приходила в ужас от собственной беспомощности и срывалась на крик, чем делала еще хуже.

Теперь моего мальчика, как подменили! Мой сын по мере того, как я проходила тренинг, стал меняться на глазах. Он стал спокойнее. Прекратились истерики. Нормализовался сон. Максим теперь вприпрыжку бежит в садик, а после обеда не хочет уходить оттуда. Он теперь охотно играет с другими детками, поет и рисует, к чему он сам выявил желание.

Воспитатели недоумевают от такой перемены в поведении ребенка. А врачи сняли с него все диагнозы! Теперь моего ребенка называют не «умственно-отсталым», а «талантливым и одаренным»!»

Ольга Маслобоева, полный отзыв здесь

Источник: https://www.neobhodimo.com/un/1231-u-rebenka-net-druzej-kak-pomoch

Ребенок-невидимка: чем может быть опасно одиночество в детстве? | Милосердие.ru

Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

Джованни Браголин, “Плачущий мальчик” (1950-е гг.), фрагмент; Изображение с сайта wikipedia.org

«Мам, я не хочу в школу. Со мной там никто не дружит. Меня как будто вообще не замечают».

Мама только вздохнула в ответ. Она не знала, чем помочь.

Общение в школе у сына не задалось с самого начала. Почему-то никак не получалось влиться в компанию одноклассников. Даже просто поболтать ни о чем почему-то не получалось. Уже пятый класс он так мучился.

Вот парни на переменке дубасят друг друга вполне дружески, бегают в какой-нибудь футбол, где вместо мяча ластик, и только он у стенки жмется.

И в гости его никто не приглашал, а когда он однажды набрался духу и пригласил несколько человек на свой день рождения – никто не пришел. День рождения, конечно, был испоганен напрочь.

Мама вначале советовала: а ты сам прояви активность.

Ваня  проявлял: приносил в школу конфеты, давал другим свой телефон с играми, пытался шутить и развлекать других, старательно хохотал над «приколами» заводил, но конфеты съедались, разряженный телефон небрежно бросался владельцу, а сам Ваня был никому не нужен. Его шуткам не смеялись, не включали в общий разговор. Иногда ему казалось, что он — невидимка.

Ваня никак не мог понять, чем он хуже остальных. Каждый вечер, ложась спать, он представлял завтрашний унылый день, грустные перемены, на которых он будет стоять у стенки.

Мир представлялся Ване холодным, чужим и равнодушным. От этой мысли хотелось свернуться клубочком, залезть в норку и никогда не вылезать.

И только мечтать о том, что когда-нибудь придет кто-нибудь, вытащит и станет с ним играть. Хоть кто-нибудь!

Комментирует Антон Сорин, детский и подростковый психолог, генеральный директор психологического центра «Квартет»:

Проблема с последствиями

— Отторжение детским коллективом – серьезная рана для ребенка, она может привести к самым печальным последствиям в его жизни.

И прежде всего серьезность проблемы должны понять родители, а не отмахиваться в надежде, что это пройдет с возрастом или еще как-нибудь устроится.

Если родители видят, что в новом коллективе в течение продолжительного времени у ребенка нет друзей или просто приятелей, нет никаких дружеских контактов, и при этом он сам страдает от одиночества, сам на это жалуется – необходимо реагировать.

Детский и подростковый психолог Антон Сорин. .com

Остерегайтесь воспринимать страдание ребенка как каприз и своих ответов в духе «сам виноват». Это делу не поможет, а только укрепит ребенка в мысли, что даже родители видят в нем «что-то не то».

Сейчас ему необходима и объективно суперважна именно ваша родительская безусловная любовь и поддержка.

Ребенок должен чувствовать, что, по крайней мере, дома его принимают, понимают и находятся на его стороне.

Поговорите с ним

Необходимо разобраться, в чем может быть проблема с самим ребенком. Ведь, если его раз за разом не принимают в разных компаниях, то, скорее всего, дело именно в нем. А точнее, в том, что в нем заложено родительским воспитанием.

И кстати, именно этот фактор может оказаться подводным камнем в родительской помощи своему ребенку. Ведь в разборе проблем ребенка могут выйти на свет именно наши родительские ошибки, комплексы, стереотипы.

Поэтому, если мы хотим помочь, придется быть мужественным, иначе ничего не получится.

Ну а для начала надо понять, что любой детский коллектив формируется по неким общим, часто формальным, критериям. Для того, чтобы стать его частью, нужно соответствовать требованиям, который этот коллектив предъявляет.

Например, чтобы стать частью компании сегодняшних 7-8-классников, нужно быть достаточно «прошаренным» в области компьютерных игр.

Очень часто дети не принимают какого-то ребенка по той причине, что «с ним неинтересно», он не делает того, что делают все, говорить с ним не о чем.

Родители должны мягко, но уверенно донести до ребенка, что его одиночество зависит не только от других детей, но и от него самого. Ведь есть огромное количество детей, которых принимают. И если он хочет изменить ситуацию, то в первую очередь нужно вглядеться в себя, подумать и понять, что именно в нем не привлекает других.

Ни в коем случае не надо винить ребенка, говорить с интонациями претензии, не надо ставить в пример Мишку или Сашку, у которых куча друзей и все их обожают. А вот предложить ребенку присмотреться к себе — можно.

Возможно, он глядит на всех свысока? Или наоборот, чересчур угодлив? Или не может поговорить ни на одну из общих тем?

Это очень сложное действие, требующее родительского внимания – понять, что ребенок думает сам про детей, которые его окружают, как он их воспринимает. Если он глядит на них свысока, если в глубине души считает их дураками, то на хорошее отношение с их стороны он может не рассчитывать.

Если он, наоборот, считает их лучше себя, воспринимает их как доминантов, пытается подстроиться к ним снизу, отдает им свои конфеты, вещи,  ведет себя как клоун, прогибается, заискивает, то шансов, что они будут воспринимать его как равного, тоже нет.

Слабаков в детских коллективах не любят, и это ребенку тоже надо объяснить. Купить детское расположение нельзя. Если сам себя не уважаешь, то никто тебя уважать не будет. А вот почему ребенок себя не уважает – вопрос к родителям.

Они сами его – уважают?

Необходимо вместе с ребенком определить, нужен ли ему конкретно этот коллектив или же ему просто одиноко настолько, что он готов влиться в любую компанию. В любом круге есть свой список интересных тем, которые ребенок мог бы разделить, чтобы стать своим.

Это не значит, что ребенок должен через силу выбирать те темы, которые ему совсем не по душе, лишь бы его приняли. Но в числе тех интересов, которые есть у коллектива, вполне могут найтись близкие ребенку.

А если таковых нет – то стоит ли печалиться о непопадании в такой коллектив? Все равно общения толком там не получится, долго притворяться невозможно.

Может быть, стоит поискать единомышленников в другом месте? Ведь компания нужна не только для того, чтобы «прибиться к стае», хотя, конечно, измученный одиночеством ребенок готов на все, лишь бы в «стаю» взяли, признали за своего.

Ищите альтернативные группы для общения

Если выясняется, что ребенку, в общем, не очень интересна компания в школе, но ему так грустно одному, что он готов переломить себя, лишь бы его взяли, то самое время разнообразить его круг общения.

Пусть он ходит не только в школу, но и в кружки по интересам, в разные студии, пусть общается с разными детьми (конечно, стоит присматривать, чтобы он не попал, например, в дворовую компанию), пусть ищет, где ему интересно.

Может быть, он не просто станет где-то своим, а даже сам начнет формировать вокруг себя компанию. Главное – поймать ребенка до того, как он разуверится в себе и начнет замыкаться от мира.

Не редкость и не диво, если дети поначалу не вписываются в какой-то социум; в конце концов они находят компанию в другой среде. Например, дети с интеллектом выше среднего в обычной районной школе могут страдать от социальной изоляции, а попав в хорошую продвинутую школу, где они окружены такими же умненькими детьми, быстро находят друзей.

Но родителям следует помнить, что их ребенок находится в зоне риска и может быть не принят другими детьми, если он чем-то от них сильно отличается. Это могут быть любые индивидуальные особенности мышления, поведения, внешнего вида, речи.

Таких детей в детские сообщества не включают, более того, над ними издеваются. Эта жестокость имеет свое объяснение: дети – довольно тревожные существа, им проще и легче в компании себе подобных.

А сверстники, отличающиеся от большинства – прекрасные объекты для того, чтобы насмешками над ними и бойкотом «гасить» такую тревогу, чувствовать себя рядом с ними увереннее и комфортнее.

Бывает, что у ребенка есть серьезные отличия от других детей, которые ему самому не под силу изменить, например, заикание, нервный тик, низкий достаток, физическое увечье.

В таких случаях родители должны приложить как можно больше сил, чтобы этот недостаток по возможности устранить или минимизировать.

Но в любом случае, возможно это или не возможно, ребенку надо объяснить, что все люди разные, у всех разные особенности, и каждый может найти для себя определенный круг общения.

Принципиально важно, чтобы ребенок не относился к своей особенности как к чему-то негативному и ограничивающему. Тогда и остальные не будут так это воспринимать. Не играют только с теми детьми с особенностями, которые эти свои особенности подчеркивают, выделяют, стесняются их или не принимают.

Чем грозит детское одиночество?

Самая большая опасность одиночества заключается в том, что у ребенка начинает резко снижаться самооценка.

Социальная изоляция (подкрепленная родительским невниманием) дает ребенку ощущение, что он не такой как все, он хуже всех, никто никогда им не заинтересуется и он всегда будет один.

На такой стресс ребенок реагирует в соответствии с особенностями своей нервной системы. Кто-то впадет в депрессию, кто-то будет искать другую компанию, которая примет и будет благосклонна, и вот тут есть риск нарваться на плохую компанию.

Этим часто пользуются продавцы наркотиков, сектанты и педофилы. Педофилы вообще ужасно любят одиноких детей. Возможность быть с кем-то, желание быть выбранным, нужным кому-то для ребенка настолько важны, что он порой готов пойти куда угодно, с кем угодно, кто только его позовет. Ему настолько важно быть включенным в отношения, что становится практически неважно, что это за отношения.

Также есть огромное количество детей, у которых школьное одиночество остается травмой навсегда и во взрослой жизни аукнется очень низкой самооценкой и даже полным отказом от социального взаимодействия.

Взрослеющий ребенок, не решивший проблему одиночества, все больше замыкается в себе, погружается в компьютерные игры или интернет, или иные формы зависимости, в том числе, химические. В будущем ему грозит выстраивание нездоровых, подчиненных отношений. Выросшие одинокие дети стремятся спрятаться от коллектива, не могут работать в команде, они не могут обозначить свои позиции и интересы.

Поэтому очень важно не допустить перехода проблемы в хроническую стадию и, если ребенок жалуется «мама, со мной никто не дружит и не играет» — как можно скорее разобраться, в чем дело.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/rebenok-nevidimka-chem-mozhet-byt-opasno-odinochestvo-v-detstve/

Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества

Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми.

Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками.

При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.

Виды подросткового одиночества:

  • кратковременное одиночество
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга)
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления)

Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением (“Я”) и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое “Я” и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.

  • В учреждениях нужно проводить профилактику одиночества подростков в группах: учить детей общению, эмпатии, самооценке, формировать общие и коллективные  интересы, работать над сплочением классного коллектива, проводить тренинги, групповые поездки, акции милосердия и т.п.
  • Но что же могут сделать родители? Общего рецепта нет, но помочь могут доверительные отношения, общение, совместное времяпрепровождение. Родители могут дать понять ребенку, что он — не один, что они рядом и готовы помочь ему и поддержать. И в то же время — поощрять его самостоятельность, решение проблем, налаживание отношение со сверстниками, находить интересные занятия.

Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4952

Как помочь ребёнку справиться с одиночеством (и почему оно возникает)

Почему у моего ребенка нет друзей? 4 источника одиночества

Не все дети могут похвастаться большой компанией друзей. У кого-то обзавестись друзьями просто не получается. Психолог Нийна Юнттила в книге «Ноль друзей» рассказывает о распространённых моделях одиночества и объясняет, почему быть одиноким — совсем не то же самое, что быть одному.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чувство одиночества возникает, когда мы чувствуем дефицит социальных связей. Бывает, что людям никто не нужен, даже если они живут одни. Другим, напротив, постоянно нужны все новые и новые знакомства. Хотя, на первый взгляд, у них и так много друзей и знакомых. Суть одиночества — в противоречии между желаемым и действительным количеством социальных связей.

При этом одиночество не зависит от существующих социальных связей и физических расстояний: даже если жить с кем-то в одной квартире или находиться в одной компании, человек всё равно может быть одиноким. Не в «своей» компании одиночество усиливается.

Чувство, что о тебе никто не беспокоится, никто не хочет проводить с тобой время и не интересуется тем, что ты думаешь, — одно из самых сильных переживаний, особенно для детей.

Ребёнок не ощущает себя в безопасности, если о нём на самом деле никто не беспокоится, если никто его не расспрашивает и не волнуется по поводу того, что он делает и где он, с кем проводит время и хорошо ли ему живётся.

Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год

Социальное одиночество более или менее легко распознать. Ребёнок может физически быть один во время перемены, во дворе и в кружке. Часто девочки и мальчики для вида держатся вместе с какими-то компаниями, но при этом очень одиноки. Если находиться в чужих для себя компаниях, у ребёнка снижается самооценка, развивается чувство изолированности, ощущение своей неуспешности.

Эмоциональное одиночество — когда нет не своей компании, а друга, который бы понимал, выслушивал, давал ощущение эмоциональной близости и мог найти именно те слова, которые ты хочешь услышать.

Влияние эмоционального одиночества может быть ещё тяжелее — это психические расстройства, такие как социофобия, депрессия, маниакально-депрессивный синдром, шизофрения, склонность к самоповреждению и попыткам самоубийства.

Хуже только если надёжный друг внезапно исчезает.

О целях социализации

Во многих исследованиях цели социализации обычно проходят по двум пересекающимся осям: по вертикали крайние значения — «влияние» и «приспособление», а по горизонтали — «дистанция» и «близость».

Любого из нас можно расположить в некой точке этого поля в зависимости от того, хотим ли мы оказывать влияние или предпочитаем принимать чужие решения, нуждаемся ли мы в близости и тесном социальном взаимодействии или в личном пространстве.

Те, кто хочет сохранить дистанцию, делятся на две группы: тех, кто хочет решать всё за других, — это маленькие диктаторы, и тех, кто, вместо того чтобы влиять, помалкивают и принимают сторону других.

Гендер и одиночество

Мальчики — как в младшей, так и в старшей школе — куда больше девочек подвержены эмоциональному одиночеству. То есть нуждаются в человеке, способном их выслушать и понять. Взрослые мужчины тоже чаще эмоционально одиноки, чем женщины.

Чем это объясняется? Тем, что от мальчиков из-за стереотипов ожидают, что они будут компанейскими, энергичными и активными в новой компании. Или тем, что желание поговорить один на один с кем-то о своих мечтах, надеждах и горестях — «девчоночье» качество.

По некоторым исследованиям, от продолжительного социального и эмоционального одиночества страдают 10% мальчиков и девочек в младшей школе. В старшей школе полное одиночество, которое длится больше года, испытывают до 17% мальчиков.

С одиночеством, как и с другими проблемами общения, связана модель замкнутого круга. Схема выглядит так:

  • небольшой опыт общения с другими (или он вовсе отсутствует);
  • слабые социальные навыки;
  • неуверенность в себе;
  • негативные представления о других людях;
  • недоброжелательность к другим;
  • негатив от других людей, отвержение или непопулярность.

Так как развивать социальные навыки можно только в общении с другими, дети, которые остались в стороне, оказываются в этом смысле в невыгодном положении: они как будто учатся плавать, но при этом не заходят в воду.

Заразно ли одиночество

Дети одиноких родителей больше рискуют стать в школе социально или эмоционально одинокими.

Одиночество родителей, их недовольство своими друзьями и чувство «неполноценности» собственного родительства могут быть причиной одиночества их детей-школьников.

Кроме того, одиночество передаётся (как депрессия и фобии) через унаследованные нами черты характера: например, робость, замкнутость и склонность к агрессии.

https://www.youtube.com/watch?v=JyA4ydPkZ2w

Если мужчины ищут привязанности в браке, то женщины спасаются от эмоционального одиночества не только в обществе супруга, но за счёт других, например дружеских, отношений. Мужчинам отношения важнее, чем женщинам, и их круг общения меньше.

После развода мужчины больше, чем женщины, страдают от эмоционального одиночества. Для мужчин значение отношений в паре с точки зрения защиты от одиночества больше, чем для женщин.

А ещё важно, насколько взаимоотношения удовлетворяют ваши социальные потребности и ожидания.

Как помочь одиноким

Способов на самом деле много. Большая часть инструкций, как облегчить бремя одиночества, состоит из таких шагов:

  • найти себе новое приятное увлечение;
  • записаться на интересные курсы или секцию;
  • посещать самые разные мероприятия;
  • стать волонтёром;
  • ходить в кино, театр, на концерты и выставки;
  • гулять, ходить в походы, вести подвижный образ жизни;
  • не забывать о своём здоровье;
  • общаться с другими людьми;
  • завести домашнего питомца.

Отрывок из книги Нийны Юнттилы о том, передаётся ли одиночество по наследству от родителей к детям, читайте здесь.

iStockphoto (BrianAJackson, shironosov)

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/2591306-ostav-menya-v-pokoye-kak-pomoch-odinokim-detyam

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.