Пальчиковый игротренинг

Портал педагога | «Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников»

Пальчиковый игротренинг

Шестакова Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Туимская СШ№3
Населённый пункт: с. Туим Ширинский район Республика Хакасия
Наименование материала: Стаья
Тема: «Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников»
24.11.2019
Раздел: начальное образование

«Пальчиковый игротренинг

как одно из средств

развития речи

у младших школьников»

Шестакова Наталья Петровна – учитель-логопед

МБОУ СШ № 3

с. Туим, Ширинского района, Республика Хакасия.

Хочу

поделиться

опытом

работы

по

развитию

мелкой

моторики

у

учащихся

младшего школьного возраста с использованием пальчикового игротренинга.

В последнее время отмечается увеличение количества детей поступающих в

школу с отклонениями в речевом развитии, которые препятствуют формированию

их полноценной учебной деятельности. Невнятная слабо развитая речь ребенка не

только затрудняет его взаимопонимание с людьми, но и нередко накладывает

отпечаток на его характер. К семи годам, а иногда и раньше, дети с речевыми

недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными и, как

правило, такие дети пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя

интерес

к

учебной

деятельности.

В

дальнейшем

они

не

смогут

успешно

реализовать себя как личность в современном обществе.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что

уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений пальцев рук.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше

уверенности

и

изобретательности

в

движениях

детской

руки,

тем

тоньше

взаимодействие

руки

с

орудием

труда

(ручкой,

карандашом),

тем

сложнее

движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия

детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Однако далеко не всё так просто.

На

сегодняшний

день

наблюдается

снижение

уровня

развития

мелкой

моторики у детей не только в школе, в которой я работаю, но и по стране в целом.

Одной из причин является повышение уровня развития цивилизации. Ведь не

секрет, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, чем

вместо того, чтобы заниматься с ними развивающими играми. Детская одежда и

обувь стала более удобной в обращении, но не удобной в плане развития мелкой

моторики.

У многих родителей существует ошибочное мнение о том, что в школе

ребенка научат всему, в том числе красиво писать и правильно говорить. Зачастую

благополучные дети умеющие читать и считать начинают испытывать трудности

при обучении письму. Ребенок не может сосредоточиться на уроке, небрежно

выполняет задания, невнимательно слушает учителя. Все говорит о том, что у

ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное

внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является одним из

факторов,

стимулирующим

речевое

развитие

ребенка,

способствующим

улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что

не

менее

важно,

мощным

средством,

повышающим

работоспособность

коры

головного мозга и стимулирующим развитие речи ребенка.

Учитывая

важность

проблемы

по

развитию

мелкой

моторики,

решила

провести углубленную работу, в этом направлении, привлекая учителей начальных

классов и родителей.

Познакомилась с работами по развитию моторики разных авторов. Одни

отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие теневому театру, третьи –

лепке и конструированию.

Поставив

перед

собой

цели,

задачи,

выбрав

формы,

методы

и

приемы

обучения,

занялась

подбором

материала,

постепенно

формируя

игротеку.

«Пальчиковый игро-тренинг». Что же сюда вошло:

– игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов и потешек;

– игры, напоминающие театральные представления;

– упражнения без речевого сопровождения;

– театр теней;

– сопряженная гимнастика «Театр пальцев и языка»;

– массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

– физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры с использованием мячей.

Данную работу провожу систематически на индивидуальных, групповых и

подгрупповых занятиях от 5 до 10 минут. Каждый раз использую по несколько

приемов.

Большое

разнообразие

материала

позволяет

использовать

его

как

с

детьми в преддошкольной группе, так и у учащихся 1-4 классов различных этапах

занятий по коррекции звукопроизношения, при изучении лексических тем по

устранению ОНР, а также при устранении нарушений чтения и письма.

Приведу примеры, которые использую в своей работе.

Игра с пальчиками, сопровождаемая чтением народных стихов и потешек.

Тень-тень потетень.

Согнуть руку в кулак, начать читать потешку –

Тень-тень, потетень

Выше города плетень.

Распрямить все пальцы – сделать «забор»

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Указательным пальцем сделать несколько круговых движений от центра к краю

ладони.

Похвалялася лиса:

– Всему свету я краса!

Помассировать мизинец.

Похвалялся зайка:

– Поди, догоняй-ка!

Помассировать безымянный палец.

Похвалялися ежи:

– У нас шубы хороши!

Помассировать средний и указательный палец.

Похвалялся медведь:

-Могу песни я петь!

Помассировать большой палец.

Эти игры формируют тонкие движения пальцев рук, создают благоприятный

эмоциональный

фон,

способствуют

развитию

умения

слушать

и

понимать

содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Игры,

напоминающие

театральные

представления,

требуют

кропотливой

совместной работы детей и взрослых. Использую небольшие игры-сказки в форме

диалога, которые помогают на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Еж и мышка ([ш], [ж])

– На пальцы одеть изображения мышки и ежика. Первоначально логопед играет

сам

роли,

затем

привлекает

ребенка.

В

дальнейшем

можно

использовать

на

подгрупповых занятиях, где дети сами играют роли.

М. –

Ежик колкий, дай иголок,

Чтобы сшить штанишки для моих детишек.

Ё. –

Что ж, не жалко мне иголок,

Я на ножках лишь не колок.

М. –

Ёжик, ёжик, помоги сшить детишкам башмаки.

Ё. –

Лишь на шейке и на брюшке я помягче, чем подушка,

А иголок миллион – шей штанишек хоть вагон!

М. –

Ёжик, ёжик, не шути!

Ёж, ежишка, помоги!

Надо шапки, шубки мышкам,

Помоги одеть малышек!

Ё. –

Не шуми. Я дам иголок

Для мышаток, для полевок.

Штопай, шей, вяжи ты мышкам,

Чтоб не кашляли малышки.

Этот вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на эмоционально-

волевую сферу ребенка. Позволяет расслабиться, раскрепоститься.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук

использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

образовать

два

кружка

из

большого

и

указательного

пальцев

обеих

рук,

соединить их и поднести к глазам (очки);

пальцами

правой

руки

дотрагиваются

до

пальцев

левой

руки

по

очереди

«здороваются».

Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка».

1. Однажды пальчики

пошли в лес: топ-топ,

топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме,

темпе: указательным и средним, большим и

указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. На опушке – большое

дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

3. Под деревом растут

грибы. У одних грибов

ножки толстые.

Грибов-боровиков много

Гриб растет.

Щепотью одной руки показать толстую ножку,

ладонью другой – шляпку. Положение рук менять;

то, что делала правая рука, делает левая, и

наоборот. Язык сначала мягко присосать к

твердому нёбу, затем напряженно.

4. У других грибов ножки

тонкие. Поганок очень

много

Указательный палец одной руки – ножка, ладонь

другой руки – шляпка; положение рук менять.

5. Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку.

Язык тянуть к носу.

6. Грибы растут.

Руки. См. пункт 3.

Язык то присосать к нёбу, то прогнуть

«чашечкой».

7. Соберем грибы в

корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

8. Через лес (топ-топ,

топ-топ-топ) вышли к

реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от

плеч к пальцам.

Язык плавно двигать вперед-назад.

9. Тяжело нести корзины.

Увидели лодку.

Боковые края поднять

вверх

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать

волнообразные движения. Язык сложить

«лодочкой» . Вытянуть язык вперед и убрать

назад.

10. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Использование этого приема позволяет мне разнообразить этапы

постановки , автоматизации звука.

В своей работе по изучению лексических тем часто использую игру «Раз,

два, три, четыре, пять», которая позволяет расширить активный словарный запас

детей, научить употреблять обучающие понятия, укрепить мелкую моторику.

Тема «Фрукты

»

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

Будем фрукты собирать. (Имитировать срывание фруктов).

На деревьях мандарины, (Поднять ладони вверх с широко расставленными

пальцами – «деревья»); соединить указательный палец правой руки с большим.)

Сливы, груши, апельсины, (Последовательно соединять остальные пальцы с

большим на правой руке).

Киви, яблоки, гранат (Последовательно соединять пальцы с большим на левой

руке).

Ах какой чудесный сад! (Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны; пальцы

сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх.)

Самомассаж пальцев можно проводить как на уроках во время физминуток,

так и на всех логопедических занятиях!

«Ёжик» В. Катаева:

На комод забрался ёжик,

У него не видно ножек,

Ладони

соедините,

пальцы

скрестите

(иголки),

большие

пальцы

соедините

подушечками друг с другом (мордочка ежа)

У него такого злючки,

Не причесаны колючки.

Пошевелите пальцами-«иголками»

И никак не разберешь-

Щетка это или еж?

Поворачивайте кисти рук вправо-влево, показывая, как осматривается ёж.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физминуток.

Физминутка,

как

элемент

двигательной

активности

предлагается

детям

для

переключения

на

другой

вид

деятельности,

повышение

работоспособности,

снятие нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с

движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы

ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а

наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для пальчиковой разминки использую мячи (теннисный, мяч-прыгун, су-

джок).

Мною

замечено,

что

вся

проводимая

работа

в

форме

«Пальчикового

игротренинга»,

повышала

работоспособность

детей

на

занятиях,

снимала

нагрузку, положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствования

зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-образного и логического

мышления, а самое главное развитию правильной речи и красивому письму.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=43601

Портал образования | «Пальчиковый игротренинг в первой младшей группе

Пальчиковый игротренинг

Габова Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №3”
Населённый пункт: С.

Выльгорт, Сыктывдинский район,Республика Коми.
Наименование материала: Практикум для родителей
Тема: «Пальчиковый игротренинг в первой младшей группе”
31.01.

2019
Раздел: дошкольное образование

Практикум для родителей

на тему: «Пальчиковый игротренинг»

в первой младшей группе

Воспитатель Габова Надежда Ивановна

с. Выльгорт 2019

Практикум для родителей

на тему: «Пальчиковый игротренинг»

«Ум ребёнка находится на кончике его пальцев»

В. Сухомлинский.

I.Уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как, и с помощью чего

можно развивать руку.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека

существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым

центром мозга.

Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует

формированию правильной речи.

Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно

снизился. Почему?

Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них

страшно заняты на работе.

Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушают

аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и

вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и

обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо

картинок для вырезания и т.д.)

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я полностью согласна

с закономерностью, которые выявили учёные на основе обследования детей: если развитие

движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом

справляется с карандашом, кистью, пластилином), то задерживается и речевое развитие.

Поэтому слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.

В этом нам помогут пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для

развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие

речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную

выразительность.

Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной.

А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения взрослого.

Для наших детей важно ласковое, спокойное настроение и осторожное, бережное

прикосновение. Большое значение имеют выразительная речь и мимика взрослого.

Конечно, для выразительности исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть, и с

удовольствием играть самому.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения необходимо

проводить ежедневно не только в детском саду, но и дома.

Как разучивать пальчиковые игры вы сможете прочитать в буклете, который получите в

конце нашей встречи

А сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести пальчиковые игры. Давайте попробуем,

как у нас это получится. Домашнее задание:

(Воспитатель и родители играют в пальчиковые игры)

Видите, как трудно научиться двигать пальчиками, поэтому мы должны помочь своим

детям.

Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один

из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда мама трогает ладошку, поглаживает или щекочет, ребёнок получает массу

необходимых для него впечатлений.

II. Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми

различными предметами.

У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть,

как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из

них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров

предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей

усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает

фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо

контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться

рядом.

2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к

каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает

уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития

ребенка.

Кусочки пластилина, Катает наша Зина, Шарики, колбаски, И оживают сказки.

Пальчики стараются, Лепят, развиваются.

3. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее

и оздоравливающее действие:

– покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть

послушным научу!

4. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми

палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое.

Очень радовались дети: Мама принесла в пакете Пряников дня Машеньки, Бубликов для

Сашеньки, Васеньке — пирожное, Ну а мне — мороженое.

5. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные

клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и

развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое,

что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми

предметами требует обязательного присутствия взрослых.

6.Игры с прищепками.

Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы.

Можно чередовать цвета.

«Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой

Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго

будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.

Если кто – то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что- нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь от наших лап!

7.Игры с бигудями

Использовать как массажёр, катая их между ладошками.

Цепляем друг за друга – получается конструктор

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

8.Игры с зубными щётками

Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, затем медленно опускаемся к его

основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики

9.Игры с пуговицами

«Лыжники» – вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами,

двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника

Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

10.Игры с резиночками

Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки»

11.Игры с мячиками – ёжиками

Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

III.Как

уже

известно,

дети

легче

запоминают

текст,

если

он

подкреплён

соответствующими движениями.

Неслучайно в русском фольклоре мы находим такое обилие и многообразие различных

потешек, прибауток, тексты которых можно использовать как пальчиковые игры.

Игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для ребёнка. Они

содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Талантом

нашей

народной

педагогики

созданы

игры

«Ладушки»,

«Сорока-белобока»,

«Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми.

Многие

родители

видят

в

них

развлекательное,

а

не

развивающее,

оздоравливающее

воздействие.

Они

были

созданы

нашими

предками,

которые

в

большинстве

были

неграмотные

и

опирались на жизненный опыт и интуицию.

Самобытная народная педагогика донесла до наших дней уникальные игры, в которые с

удовольствием играют наши малыши, и которым сейчас мы вас хотим научить.

Присоединяйтесь к нам, вставайте с нами рядом и повторяйте движения за своими детьми.

Пальчиковые игры:

1. Пекарь.

2. Как у бабушки Наташи.

Игры с движениями с музыкальным сопровождением.

1.

Где был, Иванушка.

2.

Пальчик мой!

IV

.Оценка мероприятия родителями

Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше

мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте елочку красным

шаром. Если вам не понравилось наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте

елочку синими шарами.

V.Итог практикума:

В ходе дискуссии с родителями выясняются.

Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

развивают мелкую моторику пальцев рук;

стимулируют речевое развитие;

повышают работоспособность головного мозга;

оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм.

Необходимость развивать руку не только в детском саду, но и дома.

Памятка

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

• Различные виды мозаик.

• Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).

• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры

• Цветные клубочки ниток для перематывания.

• Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

• Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.

• Спички с обрезанными головками.

• Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на

фланелеграфе или на бумаге).

• Семена, мелкие орешки, крупа.

• Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

• Пластилин.

• Бумага для плетения, складывания.

• Разнообразный природный материал.

• Ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии

взрослых.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который

произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Рекомендации:

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или

растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала

расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную

гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить

движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка,

щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно,

движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-

то неправильно, поощряйте успехи.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=9429

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.