От страха до сострадания

Содержание

Сострадание необходимо — это путь к любви, счастливой и полноценной жизни

От страха до сострадания

Так ли необходимо сострадание человеку в наши дни? Что же это на самом деле — проявление слабости или развитости в современных реалиях жизни? Или лишь путь страдания от собственного великодушия?

Мы взаимодействуем друг с другом каждый день. Общаемся, дискутируем, ругаемся, спорим. Испытываем при этом радость или неприязнь, можем обижаться, огорчаться или наслаждаться общением. Одним словом, это вызывает разные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Это позволяет выстраивать эмоциональную связь между нами. Этим человек отличается от животного.

А почему в жизни людей необходимо сострадание?

Мы проявляем наши эмоции по отношению друг к другу в зависимости от нашего собственного состояния и навыка выстраивать эту самую связь. Зачем нам это нужно? А затем, что нам нужна поддержка других людей, их участие, когда нам плохо.

Кто поддержит в трудную минуту, скажет доброе слово и облегчит наши страдания? Только другой человек может сделать это в полной мере.

Никто другой не разделит с нами горе и боль, чтобы наше эмоциональное состояние улучшилось. Ни кошечка, ни собачка, ни любимая подушка не утешат так, как может человек. Выговориться перед ними, конечно, можно.

Но облегчения не будет. Обратной связи от них нет. Нет эмоций.

Испытывать сострадание — значит чувствовать состояние другого человека. Ощущать его боль, горе, плохое настроение как свое собственное переживание. Это качество развивает в нас умение сопереживать, а значит, и научит впоследствии любить другого. Сочувствие и сострадание необходимы человеку для развития чувственности — важнейшей составляющей нашей жизни.

Сострадание необходимо развивать

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, почему необходимо начать развивать сострадание с детства. Это основа воспитания, особенно для детей со зрительным вектором. Они наделены особой эмоциональной составляющей.

Если их правильно развивать с детства, они научаются сопереживать другим. Излишняя плаксивость сменяется слезами сострадания, а природная пугливость и страх за себя — великодушием и умением искренне радоваться за других. Они начинают воспринимать мир иначе.

Сочувствие и сострадание необходимы в жизни человека со зрительным вектором как воздух. Эмоции и чувства в будущем будут играть основную роль при взаимодействии с другими людьми. А вот какими будут эмоции — зависит от развитости этих свойств.

Как же происходит воспитание чувств? Через чтение правильной литературы. Тему сочувствия и сострадания поднимают многие писатели в своих произведениях.

Сострадание возникает на базе воображения. Воображение развивается разными способами, но основной — это когда ребенок читает себе сам.

Чтение художественной литературы на сопереживание станет своего рода путевкой в счастливую жизнь вашему малышу. Сначала читает мама, а потом ребенок читает себе сам. Чем раньше, тем лучше. Зрительные дети могут и начинают рано читать.

Почему сочувствие и сострадание необходимы нам для счастливой жизни

Научаясь испытывать искренние чувства сострадания к другим людям, мы начинаем переживать за других. Не за себя самих. Это избавляет нас от собственных страхов, фобий.

Только так мы начинаем испытывать высшее и самое лучшее чувство — любовь к другим. Дарим любовь сами, а не ждем ее от другого.

Создавая чувственную связь, испытываем самые приятные переживания, радость и наполнение любовью.

Такие люди способны создавать самые крепкие отношения в паре.

Противоположные чувства у человека — когда не было правильного развития. Тогда он испытывает страхи, фобии, впадает в истерики или становится заложником любовной зависимости. Зацикливание на своих страданиях, переживаниях тормозит развитие эмоций и чувств. Нет радости и от жизни. Часто жалость подменяют любовью.

Наша жалость ведет к эмоциональной пустоте.

Сострадание необходимо! Волонтерство может помочь зрительникам в получении эмоциональной наполненности взамен страхов, неудовлетворенности от жизни. Как происходит воспитание чувств у взрослых людей, читаем тут.

Любовь бывает разная. К себе, к красивым вещам, к предметам, можно наполняться созерцанием красоты вокруг. Можно любить свою животинку больше всех на свете. А можно испытывать эмпатию к другим людям. Развиться до самого высоко уровня и наслаждаться жизнью в полной мере.

Все ступени развития от страха до любви изложены тут.

Эмоциональное состояние человека порождает определенные эмоции. Какие — читаем здесь.

Записаться на цикл бесплатных лекций «Системно-векторная психология» и больше углубиться в суть предмета можно по ссылке

Источник: https://www.neobhodimo.com/un/976-ir-sostradanie-neobkhodimo-eto-put-k-lyubvi-schastlivoj-i-polnotsennoj-zhizni

Как обрести свободу от страха

От страха до сострадания

На первом сеансе психотерапии Мария назвала себя «пленницей страха». Она рассказала, что со стороны ее жизнь выглядит вполне благополучной: интересная работа, прекрасные друзья, любимый муж. И все бы хорошо, если бы не постоянное беспокойство: а вдруг что-то пойдет не так.

Застревая в пробке по дороге на работу, Мария впадала в панику от одной мысли, что может опоздать. Она постоянно боялась разочаровать своих клиентов или ненароком обидеть кого-то из коллег. Любой намек на допущенную ошибку оборачивался страхом потерять работу.

Если муж был чем-то недоволен, у нее начиналось сердцебиение и спазмы в животе. «Как-то утром он упрекнул меня в том, что бензобак в машине почти пуст. Помню, я тогда подумала: «Сейчас он уйдет, и я никогда его больше не увижу».

Ее не покидало ощущение, что в любой момент все может пойти прахом.

То, что испытывала Мария, я называю трансом страха.

Когда мы пребываем в таком состоянии, все мысли и эмоции подчинены этому чувству, и мы оказываемся не в состоянии воспринимать реальность адекватно: забываем о любви, которую на самом деле испытываем к дорогим людям, о красоте мира, доброте и целостности, изначально присущих нам всем. Мы ждем беды и оказываемся неспособными жить в настоящем.

Предрасположенность к повышенной тревожности и боязливости определяется не только генами или химическими процессами в головном мозге. Транс страха может быть вызван социальными факторами, например потенциальной угрозой террористических актов или психологической травмой, полученной в детстве.

В душе Марии страх поселился, когда она ходила в начальную школу. В то время ее мать была вынуждена работать на двух работах. Она возвращалась домой глубокой ночью, а Мария присматривала за двумя младшими братьями. У отца не было постоянной работы, к тому же он много пил.

«Вечерами он, бывало, вваливался в дом, пьяный и злой, кричал на меня, а потом исчезал в своей комнате. И я гадала, что же сделала не так». Однажды, когда Марии было тринадцать лет, он исчез, не сказав никому ни слова.

Она боялась отца, и ей всегда казалось, что он ушел потому, что она была «плохой».

Но даже если события детства складываются не столь драматично, мы можем провести полжизни в беспокойстве из-за того, что недостаточно хороши.

Когда у страха глаза велики

Сам по себе страх вполне естественен – он необходим нам для сохранения жизни. Человек чувствует себя обособленным, для него существуют «я здесь» и «весь остальной мир там».

Воспринимая действительность таким образом, мы осознаем, во-первых, что другие могут причинить нам вред, а во-вторых, что в конечном итоге «я здесь» умрет. В то же время в нас заложен инстинкт самосохранения.

И когда возникает угроза, именно страх заставляет нас реагировать: жать на педаль тормоза, когда машина впереди резко останавливается, или звать на помощь, если мы чувствуем внезапную боль.

Однако, как известно, у страха глаза велики. «В моей жизни было немало ужасных историй. Некоторые из них случились на самом деле»,– писал Марк Твен.

Только представьте, сколько времени и сил мы тратим на тревоги и беспокойство. А оглядываясь назад, понимаем, что большая часть наших опасений не оправдалась.

Драгоценные мгновения жизни, которые могли быть наполнены любовью, творчеством и осознанием настоящего, были растрачены на привычный страх.

К счастью, ситуация поправима. Когда мы привносим в транс страха то, что я называю необусловленным присутствием, мы создаем фундамент для подлинного духовного пробуждения.

Другими словами, научившись смотреть в глаза своим страхам, принимать их с добротой и мужеством, мы открываем для себя свою истинную природу – осознанность, исполненную любви.

Такое пробуждение – суть любого исцеления, а его плоды – свобода жить полной жизнью и излучать любовь.

Внапряг

В основе страха лежит ощущение «что-то не так». Однако мы склонны превращать его в предположение «должно быть, со мной что-то не так». Причем представители западной культуры «грешат» этим чаще других. У нас слабо развито чувство принадлежности к семье, обществу и природе.

В то же время нам с малых лет внушают, что мы должны стремиться к большему и постоянно достигать новых высот, доказывая свою состоятельность. Из-за этого нам нередко кажется, что, лишь соответствуя определенным стандартам, мы добьемся любви окружающих.

Мы постоянно следим за собой, пытаясь определить, оправдываем ли чужие ожидания.

Живя в трансе страха, человек инстинктивно вырабатывает стратегии самозащиты. Одна из них – сокращение мышц. Испытывая страх, мы «группируемся» в стремлении защитить себя, даже если угрозы как таковой и нет.

В результате грудная клетка зажимается, плечи становятся жесткими и приподнятыми, а голова подается вперед. Дополняют картину сутулая спина и напряженный живот.

Хронический страх кует доспехи, которые мы постоянно носим на себе, превращаясь в то, что тибетский учитель Чогьяма Трунгпа назвал узлом из напряженных мышц, защищающих само наше существование.

Кроме того, ум становится одержимым и начинает писать бесчисленные сценарии развития событий, заставляя нас постоянно предполагать худшее, а затем искать способы избежания “плохой участи”.

Физический панцирь и одержимый ум – далеко не единственные стратегии поведения, которые помогают приглушить чувство страха или убежать от него: мы то и дело стараемся занять себя чем-то, с головой погружаемся в дела, начинаем осуждать и критиковать других, теша тем самым собственное самолюбие.

Нередко люди проявляют невоздержанность в еде или используют наркотики и алкоголь в качестве душевной анестезии. Однако все это не в состоянии избавить нас от смутной тревоги и ощущения собственной незначительности. Более того, любые попытки убежать от страха и доказать, что мы чего-то стоим, только усугубляют укоренившееся ощущение неадекватности и отчужденности.

Прячась в этом призрачном убежище, мы упускаем возможность исцелиться и оказаться там, где на самом деле царит покой.

Выйти из транса можно, если отнестись к своему страху с состраданием и осознанностью. Когда в сердце расцветает сострадание, любое наше переживание начинает пронизывать нежность. Оно заставляет нас искать ответ на вопрос: «Могу ли я принять это мгновение, этот опыт с добротой?» Осознанность – это способность пребывать в настоящем. Спросите себя: «Что происходит внутри меня прямо сейчас? Какие истории я сам себе рассказываю? Что чувствую? Какие физические ощущения испытываю?» Как-то вечером Мария пришла на сеанс в сильнейшем смятении: ее коллега заболел, и начальник поручил ей на время возглавить отдел. Застыв в напряжении напротив меня, она призналась, что жутко напугана подобной перспективой. Я предложила ей сделать глубокий вдох и сосредоточиться на том, что в настоящий момент мы с ней сидим друг напротив друга. Я сказала: «Сейчас я здесь, с тобой. Может быть, нам вместе посмотреть на твой страх?» Она кивнула. «Хорошо. Для начала спроси себя: “В чем я уверена прямо сейчас?”» Мария незамедлительно ответила: «Я всех подведу. Они поймут, что совершили большую ошибку, вообще взяв меня на работу. И в итоге меня уволят». Научившись осознавать свои подспудные мысли в моменты сильного эмоционального напряжения, мы сделаем серьезный шаг на пути к пробуждению от транса. Сценарии развития событий, возникающие в нашей голове, и уверенность в том или ином исходе перестают влиять на нас, стоит только осознать их. Я попросила Марию просто признать, что мучившие ее мысли – не более чем история, которую она придумала и рассказала самой себе. Потом я предложила ей прислушаться к ощущениям в теле и почувствовать самые уязвимые места, заверив, что, если ей слишком тяжело справиться с этим сейчас, мы можем переключиться на что-то другое. Через несколько минут дрожащим голосом Мария произнесла: «Страх велик. Живот сжался, сердце бешено колотится. Я чувствую скованность, пустоту и даже боль в груди».

Затем я призвала Марию поработать со страхом и спросить его, чего он хочет. Несколько минут она молчала, а затем тихо сказала: «Он хочет знать, что я не против его присутствия и принимаю его». С минуту Мария молчала.

«И что я уделю ему внимание, побуду с ним». Потом она едва слышно прошептала: «Я постараюсь». В этот момент Мария впервые проявила к себе подлинное сострадание.

Она не гнала прочь свои чувства – наоборот, смогла без напряжения признать и принять их.

Мария, как и все мы, нуждается в любви и понимании. Именно они являются сутью необусловленного присутствия – истинного убежища, в котором мы освобождаемся от транса страха. Будда учил, что страх силен, но истина внутренней целостности сильнее. Когда нас ранят близкие, любовь и понимание друзей помогают нам принять свой страх и справиться с ним. Этот бесценный дар мы обычно получаем от других людей, но благодаря медитации, развивающей в нас сострадание и осознанность, мы можем научиться преподносить его себе сами. Однако при сильной душевной травме не стоит пренебрегать помощью психотерапевта или опытного учителя медитации. В противном случае работа со страхом может стать скорее травмирующей, чем ис­це­ляющей. В течение нескольких недель я помогала Марии осваивать медитационные техники, развивающие навык необусловленного присутствия.

Я была для нее проводником, и в тот момент, когда она осознавала свой страх, просила ее остановиться: пауза создает пространство, ступив в которое, мы оказываемся в настоящем мгновении.

Лишь затем Мария начинала вслух описывать все, что замечала: мысли, которые казались ей неопровержимыми, дрожь и напряжение в животе, скованность в сердце.

Какое бы ощущение ни рождалось, она училась замечать его, дышать вместе с ним, а потом мягко и ненавязчиво позволяла ему разворачиваться. Если переживания были слишком сильными, она открывала глаза, чтобы вновь почувствовать, что она здесь, рядом со мной, а за окном все так же поют птицы и светит солнце. Встретиться лицом к лицу со своими страхами нам мешает неумение прислушиваться к собственному телу. Мы бежим от них, ища убежища в бурном потоке мыслей. Чтобы преодолеть эту склонность, необходимо пробудить осознанность и научиться доверять себе. Мы должны отвлечься от планов на будущее, привычного беспокойства и недовольства окружающими, переключив внимание на свои чувства и ощущения в теле. Лишь перестав убегать от себя, мы разовьем осознанность и сострадание, которые и освободят нас из когтей страха. Спустя несколько месяцев психотерапии в состоянии Марии наступил переломный момент. За пару дней до нашего очередного сеанса они с мужем поспорили из-за предстоящего приезда его родителей. Уставший после тяжелого рабочего дня, Александр предложил отложить обсуждение до утра, повернулся на другой бок и уснул.
Охваченная беспокойством, Мария вскочила с постели и отправилась в свой кабинет. Устроившись на подушке для медитации, как и на наших сессиях, она успокоилась и, сделав паузу, постаралась прислушаться к себе. В голове проносились привычные мысли: “Он стыдится меня. На самом деле ему не хочется быть со мной”. Затем возник образ отца, пьяного и злого. Он выходит за дверь, и Мария слышит столь знакомый внутренний голос: “Как бы я ни старалась, он все равно уйдет”. Ее трясло, сердце словно сжимали ледяные тиски.
Сделав несколько глубоких вдохов, она начала произносить молитву: «Пожалуйста, позволь мне почувствовать себя любимой». В голове возникли образы близких ей людей – бабушки, лучшей подруги, мой. Она представляла, что мы находимся рядом, вокруг нее. Эта визуализация помогала ей справиться с тревогой и волнением, почувствовать, что она не одна. Мягко положив руку на сердце, она испытала сострадание, наполнившее все ее существо.
Мария решила не сопротивляться своему страху и позволить ему быть таким, какой он есть. Дыша вместе с ним, она почувствовала, что что-то изменилось. «Страх бушевал внутри меня, но ощущение было такое, будто ревущий поток бурлит в океане любви». Мария услышала мягкий шепот, доносившийся из самого сердца: «Доверяя, я превращаюсь в океан и не боюсь волн». Возвращение к полноте бытия – это дар, который нам преподносит страх, освобождая для подлинной близости с собственным внутренним миром.
На следующий день, когда Мария и Александр возобновили свой разговор, она была абсолютно спокойна. «Впервые в жизни, – призналась Мария, – я позволила себе увидеть, что он действительно меня любит».
До тех пор пока мы живы, мы всегда будем чувствовать страх. Он неотъемлемая часть нашего внутреннего мира и также естественен, как солнце, звезды и луна. Сопротивляясь или игнорируя его, мы лишаем себя замечательной возможности исцелиться и обрести свободу.

Источник: https://yogajournal.ru/conscious/philosophy/kak-obresti-svobodu-ot-strakha-/

От отречения к состраданию

От страха до сострадания

Помимо этого, отречение и сострадание сопровождаются умственным фактором, который называется верой в факт.

Иногда он переводится как «вера», но я считаю этот перевод неподходящим, потому что можно верить в то, что неверно или неопределённо, например в стабильный экономический рост.

Но этот умственный фактор направлен на что-либо подлинное и верит, что это подлинно. То есть мы верим не в пасхального кролика или что-нибудь в этом духе.

Вера в факт на основе причины

Есть три типа веры в факт. Первый – это вера в факт, основанная на причине. Мы сосредоточены на страдании, твёрдо верим, что это на самом деле страдание, и можем указать его причину. А также твёрдо верим, что страдание можно устранить, причём навсегда. Эта составляющая чрезвычайно важна.

Если у нас нет твёрдой веры, основанной на причине, в то, что страдание можно устранить и что существует противоядие, которое поможет устранить его навсегда, меняется весь эмоциональный тон. Например, предположим, я признаю, что у меня в жизни есть та или иная проблема, отчасти понимаю её причину, хочу от неё избавиться и она мне уже по-настоящему надоела.

Я очень хочу исправить ситуацию, но думаю, что всё безнадёжно, никакого выхода нет и мне остаётся просто помалкивать и учиться с ней жить. Или я чувствую, что обречён страдать вечно. Это совсем другое состояние ума, не так ли? Совсем не то, что в буддизме называется верой в факт. Потому что, считая проблему безнадёжной, мы легко начнём чувствовать подавленность и разочарование.

Даже если я очень хочу избавиться от проблемы, это не более чем благопожелание, потому что на самом деле ничего поделать нельзя. Вот почему наша убеждённость, что от проблемы можно избавиться навсегда, должна основываться на причине. Я понимаю, как избавиться от проблемы, и убеждён, что это сработает.

Это вселяет надежду, надежда даёт нам силы, а силы очень важны, если мы хотим быть в состоянии действительно что-либо предпринять, чтобы избавиться от проблемы. Такова вера в факт, основанная на причине.

Очищающая вера в факт

Второй вид веры в факт называется «вера в факт, очищающая ум». Она очищает ум от беспокоящих эмоций, не устраняя при этом cам объект. Что это значит? Это значит, что убеждённая вера в то, что устранить страдания навсегда возможно, навсегда очищает ум от подавленности, от сомнений относительно ситуации, от чувства беспомощности и страха.

Когда у нас возникает множество проблем, мы живём в страхе, думая: «Теперь так будет всегда! – или: – Я боюсь что-либо делать, вдруг всё станет только хуже!» Уверен, нам всем знакомы подобные примеры, как из нашей жизни, так и из жизни других людей.

У нас ужасные отношения, разрушительные и угнетающие, но мы боимся их прекратить, потому что без этого человека может стать ещё хуже. Но убеждённая вера в то, что, прекратив отношения, мы можем избавиться от проблемы и наша жизнь станет лучше, – очищает наш ум от страха и нерешительности. Также мы избавляемся от склонности преувеличивать страдания.

Если у нас возникла проблема и мы преувеличиваем её, она превращается в ужасного монстра. Мы даже можем ассоциировать её с чем-нибудь посторонним, превращая её в происки дьявола, но тогда страх становится только сильнее. В то время как отречение, основанное на очищающей вере в то, что от страданий можно избавиться навсегда, устраняет страх.

Мы не убегаем от своих проблем в страхе, а встречаемся с ними лицом к лицу и энергично работаем с ними, твёрдо веря в свой успех. Надо быть осторожными, чтобы избежать неправильного понимания этой эмоции, когда мы слышим, например, о «побеге из тюрьмы сансары».

Смысл не в том, что мы расстроены и сбиты с толку – потому что боимся нашей сансарной ситуации и неуправляемого круговорота бытия и ненавидим их. Очищающая вера в то, что мы можем освободиться от всех этих страданий, делает наш ум спокойным, ясным и решительным.

Устремлённая вера в факт

Третий вид веры – устремлённая вера в факт. Устремление здесь такое: «Я освобожусь от проблемы, и я что-то для этого предприму». Бытовой пример данного состояния ума: человек вырос в нищете и решительно настроен освободиться от связанных с ней ограничений, добиться в жизни успеха.

Это не значит, что он полон ненависти к ситуации. Его ум очень ясный и спокойный; он знает, что должен делать, чтобы выбраться из нищеты, и просто это делает, так как больше не хочет находиться в этой ситуации. Он знает, что хочет сделать, и просто делает это.

Я вспоминаю пример одного своего друга, который вырос в очень бедной семье, в очень суровом районе. Он ходил в школу, где большинство его одноклассников состояли в бандах и дрались друг с другом. Он был полон решимости от этого освободиться.

Он знал, что делать: он много работал, чтобы накопить денег, пошёл в университет и изучал медицину. Сейчас он очень успешный нейрохирург.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/lyubov-i-sostradanie/ot-otrecheniya-k-sostradaniyu

Сострадание

От страха до сострадания

Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации. Обычно качество сострадание проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека.

Понимается данное проявление человеческой натуры обычно в одном направлении, а именно затрагивая чувственную и эмоциональную сферу.

Все больше людей используют значение слова сострадание синонимично сочувствию, но разница заключается в том, что последнее как раз подразумевает чувственную сторону, тогда как сострадание всегда разделяет негативную участь.

Это можно сравнить с совместным страданием, когда второй намеренно берёт на себя часть груза, чтобы облегчить участь своего близкого.

Что это такое

Понятие сострадания первоочередным образом проявляется исключительно на эмоциональном уровне, что в своём продолжении может трансформироваться в поступки. Сострадание всегда является сопутствующей чертой таких черт как доброта, отзывчивость, милосердие, которые представляют собой категории человеческого поведения, а не только красивых слов.

Сострадание подразумевает не только осознанное проникновение чужими проблемами, но и воздействие всего пространства на человека. Данная черта не развивается самостоятельно, её формирует окружающая действительность, но, тем не менее, есть определённые зачатки, позволяющие человеку меньше или больше откликаться на боль других.

Высокий уровень эмпатии, сензитивности приводит к тому, что легко чувствуются чужие эмоции, но когда не только радость сам человек не по собственной воле начинает сострадать, испытывая весь тот негативный спектр, которым наполнены эмоциональные миры окружающих.

При высокоразвитой чувствительности даже социальные сети и телевизионные программы могут оказывать на человека влияние.

Таким образом, проявление сострадания включает в себя не только жалость или сочувствие, но высокую долю эмпатии, позволяющую на внутреннем уровне, а не только при размышлении соприкоснуться с переживаниями человека.

Несмотря на то, что многие конфессии преподносят эту черту как положительную с психологической точки зрения, такое поведение не всегда может приводить к благоприятным последствиям.

Считая, что человеку всегда необходимо помогать в неприятностях, мы можем лишать его возможности развития собственных навыков выживания. Излишняя жалостливость заставляет людей отдавать всё свое имущество обычным манипулятором, оставаясь ни с чем или же с долгами.

Чрезмерное сострадание, граничащее с наслаждением собственной святости от помощи нуждающимся, может приводить к формированию созависимых отношений, где один будет выполнять роль спасателя, а другой находиться в вечной позиции жертвы, страдания которой не заканчиваются.

Существует концепция распределяющая сострадание в ранг женских черт или как вариант, превалирующих в женском мире. Именно женщинам свойственно заботиться о больных, несмотря на то, что те сами угробили своё здоровье, они жалеют слабых, выполняя за них работу и совершают многие другие поступки, руководит которыми сострадание.

В мужском аспекте поведения таких жертв будет меньше, маскулинный мир будет проявлять большую справедливость, чем сострадательность.

Слабого будут заставлять преодолевать трудности, того, кто сам пустил свою жизнь под откос, не будут вытягивать, пока человек сам не захочет, а тех, кто сознательно, регулярно или преднамеренно губит свое здоровье, не будут откачивать при очередном приступе.

Сострадание никогда не является заменой любви, поскольку механизм побуждения к действию довольно различный. Если при любви действие возникает больше из личного желания, оценки ситуации, иногда в ущерб себе и своим интересам, то в случае с состраданием побуждающим фактором может быть общее развитие личности и социальных навыков, предполагающих возможность помощи.

Сострадание не всегда способно оценить истинную причину несчастья и то, какой именно поддержки не хватает, оно руководствуется чувственной сферой, минуя логику оказания помощи.

Безусловно, в некоторых ситуациях это является необходимым и иногда оставляет последнюю соломинку человеку.

Оно не решает проблему, но когда личность переживает крайние негативные эмоции это сравнимо с применением обезболивания в медицине – оно не лечит очаг, но помогает пережить кризис.

Сострадание не всегда даёт то, что страждущий просит, поскольку в истинной заботе это может быть лишним. Оно ориентировано на настоящую помощь, а значит, предоставляет то, что необходимо, а не то, что просит. Так наркоман может просить очередную дозу, но тот, кто истинно сострадает его состоянию, отправит его в ребцентр.

Истинное же сострадание доступно только сильным личностям способным духовно и на уровне характера к совершению необходимых поступков.

Помощь оказывается не для того, чтобы убрать чужие страдания и получить за это благодарность, собственное спокойствие или другу выгоду, а прежде всего для самого страдающего, не преследуя корыстных целей.

Некоторые авторы описывают сострадание как автоматическое решение, подсознательный выбор, когда помощь другим является первой реакцией.

Это не обязательно действия и реальная помощь, меняющая ситуацию или процессы в мире, а вполне может ограничиться тёплым взглядом, подмигиванием, когда нет возможности подойти или нежное прикосновение, когда слова исчерпаны или неуместны. Важна поддержка и актуальность её формы, поэтому сострадание может проявляться в совершенно разнонаправленных форматах.

Действия, пусть душевные или физические являются неотъемлемой составляющей, там, где нет такой активности, можно говорить о смежных и похожих чувствах жалости, сочувствия. Это чувства, побуждающие сострадание, но само оно всегда является способностью, а значит, имеет деятельностную направленность.

Кроме этого сострадание развивает собственную устойчивость человека к трудностям – так получается, что чем больше мы сопереживаем другим, выслушиваем их проблемы и ищем пути выхода и помощи, тем больше прокачиваем собственный навык преодоления трудностей.

Возможно, это происходит, потому что многие ситуации решаются в чужой жизни, а это определённый багаж знаний, а может, потому что душа обретает важную уверенность в том, что всё можно преодолеть.

Проблема проявления сострадания

Сострадание к людям не всегда является исключительно положительно воспринимаемой категорией, именно поэтому важно разграничить аспекты, провоцирующие изменение точки зрения на необходимость данного качества.

С одной стороны считается, что отсутствие сострадания положительно сказывается на личной жизни самого человека, ему становится спокойно, и он может заниматься только своими делами.

Это очень удобно, когда чувствительность к чужим негативным эмоциям отсутствует – настроение зависит исключительно от собственных дел, необходимость тратить энергию (мысленную, душевную, временную или материальную) на нужды других отсутствует.

Тем, кто сострадает живущим в этом мире, также живётся тяжелее, на их плечи автоматически ложится ответственность за чужие судьбы, не потому что так велит долг, а потому что внутренняя природа не даёт возможности поступить иначе.

Но проблематика остаётся в том, что там, где преследуется помощь другим и развитие социума вообще, человек теряет собственный покой и доход, но обретает некоторое успокоение души и совести. Поступая иначе без сострадания и разделения участи того, кто в беде, человек выигрывает индивидуально и на непродолжительный период.

Даже если его не начинает мучить токсическое чувство вины и он не раскаивается в своём равнодушии, то приходит жизненная ситуация, когда он начинает нуждаться в сострадании, но не получает его.

В целом влияние отсутствия сострадания в перспективе может полностью уничтожить человечество или сильно снизить его уровень жизни. Это та способность, которая не имеет возможности развиться у каждого индивидуально или передаться по наследству, она развивается в процессе воспитания, а потом самовоспитания.

Изначально необходимо формировать сострадание на уровне долга и обязанности и только потом, когда подключаются механизмы разума и души, возможно, его искреннее проявление.

Но точно также возможен обратный эффект, когда находясь среди чёрствых и нечувствительных людей, человек обрастает эмоциональной коркой и больше не испытывает стремления помогать.

Те же, кто воспитал в себе данную черту на высоком уровне развития, получают вместе с душевным успокоением от того, что помогли, высокую тревожность за тех, кому плохо.

Это та черта, которая требует действий, а не рассуждений, она способна истощить человека, если не продиктована внутренними силами и духовностью, но она же способна давать силы для продолжения собственной жизни и веры в людей.

Примеры сострадания в литературных произведениях

Как и любое проявление неоднозначных качеств человеческой личности, сострадание имеет множество примеров не только в реальной жизни, реагировать на которые человек может выборочно или вообще игнорировать, но также и в произведениях.

В романе «Война и мир» сострадание проявляется в поступке, связанным с жертвой собственным благополучием и имуществом, когда Наташа Ростова позволяет выкинуть свое приданое, а также другое имущество ради того, чтобы освободившееся место заняли раненые.

Им не высказывали пустых сочувствий и не предлагали держаться, а предоставили реальную помощь, необходимую в той ситуации, разделив, пусть и материальным лишением боль других людей.

Способность навестить больных, когда нет такого желания и это время можно проводить для собственной пользы или увеселения также рассмотрена в литературе, а именно когда в повести «Отцы и дети» Анна навещает умирающего Базарова.

Способность присутствовать при умирании другого считается одним из сильнейших испытаний для сострадания, поскольку смерть всегда пугает своим присутствием, наталкивает на мысли о собственной, а другим ощущается как наибольшая потеря.

В романе «Мастер и Маргарита» Маргарита жертвует собственным счастьем и возможностью вернуть возлюбленного, чтобы прекратить страдания Фриды и навсегда избавить её от мучений.

Жертвование собственной жизнью ради свободы другого описано в поступке крепостного в «Капитанской дочке». Часты примеры жертвования своей жизнью ради любимого, когда ситуация иначе не может разрешиться.

Но также описаны примеры сострадания не только к людям, но и животным, когда была спасена Каштанка или когда боль от необходимости утопить Муму не давала покоя душе человека.

Последнее о том, как бывает тяжело переносить свою неспособность соотнести свои действия и идти против собственного сострадания, где и проявляется дуальность данного качества в глобальном понимании понятия.

Все эти примеры показывают, что в итоге отказываясь от собственного и выбирая помощь окружающим, люди получают значительно больше, чем то, что отдают. А также то, что теряют покой, отворачиваясь от проблем других людей. Множество примеров сострадания от лица автора встречается, когда описывая переживания героя, говорят о своих чувствах жалости, сожаления, сочувствия.

Источник: https://psihomed.com/sostradanie/

Как избавиться от страха смерти

От страха до сострадания

Как я устала жить с постоянным чувством страха за свою жизнь. Все время находиться в ожидании чего-то непоправимого, а если точнее — смерти. Бояться сделать шаг к двери, чтоб выйти на улицу, заболеть от неизлечимой болезни, упасть в обморок на улице и не верить, что кто-то окажет помощь. И так от всего — страх, страх и страх.

Как избавиться от страха смерти? Почему это происходит со мной? Все живут и радуются жизни: едут, куда хотят, работают, отдыхают, и нет проблем. А я — ни жить, ни умереть не могу.

Не знаю, как сложилась бы моя жизнь дальше, если бы это ужасное состояние не привело меня на тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. По мере того, как я узнавала о свойствах психики, страх постепенно растворялся, появлялись энергия и уверенность в завтрашнем дне. 5% людей рождаются со страхом смерти. И я из их числа.

Рожденная со страхом смерти

На занятиях тренинга «Системно-векторная психология» говорится, что со страхом смерти рождаются обладатели зрительного вектора.

Наши предки на охоту брали кожно-зрительных девочек, обладающих зорким зрением и эмоциональной психикой, которые рождаются со страхом смерти. Они мгновенно пугались для обычных людей трудно различимого в зарослях саванны хищника.

Их молниеносный испуг сопровождался сильным запахом страха смерти, вызванным опасностью быть съеденной. Внезапный испуг, крик и яркий запах, выделяемый кожно-зрительной охранницей, срывал соплеменников с места, и они успевали спастись.

У этих девочек была видовая роль в стае — дневные охранницы. Если вовремя не был замечен пятнистый леопард, маскирующийся в кустах саванны, то кожно-зрительная девочка первая становилась его жертвой.

Так эволюционно в подсознании женщины, рожденной со зрительным вектором, живет страх смерти. Это древний страх быть съеденной хищником.

Днем все вижу, а ночью уже не могу контролировать ситуацию, не вижу опасности, поэтому в темное время суток страх усиливается.

Зрительные страхи

В раннем возрасте дети, обладающие зрительным вектором, естественным образом испытывают страх темноты.

По мере взросления ребенка этот страх может остаться и приносить большие страдания, если малыша не приучили отвлекаться от ночных страхов и переносить свое внимание и переживания с себя на других, нуждающихся в сострадании и заботе.

Такие мальчики или девочки продолжают спать с включенным светом, с замиранием сердца и с широко раскрытыми от ужаса глазами бегать ночью в туалетную комнату. А потом, запрыгнув в кровать, закутываются с головой под одеяло и выдыхают с облегчением — никакая «черная рука» не успела поймать дрожащее от страха тело.

Панический провал

Когда человек не понимает причины страха смерти, ситуация может ухудшиться, а зрительные страхи — перерасти в панический страх смерти.

Идет девочка домой из школы, счастливая, радуется солнечному дню, и вдруг все меркнет. У подъезда стоит гроб, черные ленты на венках, мертвые цветы. Все пропитано запахами смерти.

Ноги подкашиваются, и бешено колотится сердце — ужас! Не помня себя, оказывается дома и не понимает, почему так плохо и страшно. Кажется, что сама сейчас умрет от этого ужаса.

Панический страх смерти пробуждается на подсознательном уровне.

Обладатели зрительного вектора очень чувствительны и эмоциональны. Безмерная жалость охватывает носителя зрительного вектора при виде брошенного котенка, даже раздавленного паучка.

Порой всю свою любовь и жалость такие люди переносят на домашних животных или вкладывают все чувства в выращивание цветов, уход за ними. Однако гораздо больше радости они могут получить от сопереживания нуждающимся в этом людям, деятельного участия в их жизни. Забота о других помогает не бояться за себя.

Если человек не научился выносить свои страхи из глубин внутренних переживаний, они копятся и причиняют огромные страдания.

Как вынести страх смерти наружу

Безуспешная борьба со страхом смерти не дает жить полноценной и радостной жизнью. Никакие письма к себе, написанные по рекомендациям психологов, а также аффирмации, медитации не помогают преодолеть состояние постоянного страха за свою жизнь.

Спасительная любовь от страха

Кожно-зрительная женщина в древней стае научилась избавляться от страха смерти через любовь.

Так как у нее была видовая роль дневной охранницы, она не была приспособлена рожать. Ее роль была в том, чтоб сопровождать мужчин на охоте и войне и охранять стаю от хищников. С ней не создавали парные отношения, она не рожала детей.

Чтоб быть под защитой, чувствовать себя в безопасности, она сама искала себе мужчину. И от интимной связи с ним получала чувство защищенности и безопасности. Страх уходил, и на его месте возникала эмоциональная связь, влюбленность и любовь.

Как избавиться от страха смерти навсегда

Когда зрительные люди создают эмоциональные связи, всю гамму чувств и сопереживание переносят на своих близких и любимых, не зацикливаясь на переживаниях за себя, то страх уходит. Создание эмоциональной связи со своим любимым, с ребенком освобождает от страхов и трансформирует их в сочувствие, сострадание ближнему.

Чувство любви и сострадания

Мы все любим своих родных и близких, заботимся о них. Но людям со зрительным вектором, которым заданы большая эмоциональность и бесконечный запас любви, не всегда достаточно заботы о близких, чтобы справиться с чувством страха смерти. Большой потенциал чувственности требует своего применения.

Прекрасный вариант возможной реализации — волонтерская деятельность. Забота о стариках в домах престарелых, о больных в хосписах, о детях в детских домах поможет дарить свою безграничную любовь и сострадание нуждающимся.

И некогда испуганная, несчастная, живущая в вечном страхе за свою жизнь женщина преображается и ощущает долгожданный глоток воздуха от заботы и милосердия к тем, кому это по-настоящему необходимо.

Человек состоит из чувственной и сознательной формы жизни. Развить чувственность с раннего детства помогает чтение классической литературы, которая вызывает сопереживание и сострадание.

Когда зрительный ребенок учится сочувствовать героям книг, плачет вместе с ними, сопереживает и сострадает им, его эмоциональная, чувственная сфера развивается. Просмотры фильмов на сопереживание, чтение классической литературы помогают научиться трансформировать страх смерти в любовь.

Тогда он не будет терзать человека, а все эмоции будут направлены на заботу и сострадание людям.

Отзывы:

«…Страхи. Я боялась людей, темноты, монстров под кроватью, оживших кукол по ночам, привидений, злых духов, боялась закрыть глаза в душе. Сейчас после тренинга спокойно хожу в темноте, могу пойти на кухню попить воды, не включая свет, спокойно моюсь, забыла обо всех этих невротических состояниях. Жизнь обрела новое, спокойное качество!..»

Евгения Л., Екатеринбург

«…До:

Мне 7 лет. Я сижу дома в кругу семьи. Все дома, все рядом. Смотрят телевизор, а мне СТРАШНО. От страха слезы градом, и я пою. Пытаюсь себя успокоить. Мама всегда говорила мне петь, если мне страшно.

Если что-то болит, мой первый вопрос: «Я не умру?» И так тысячи раз. Вечный страх за жизнь. Вечная паника. Вечная дрожь по телу. А днем я была обычным ребенком. Днем светло и не страшно.

(Но одна дома все равно не оставалась)…

… После:


Мои страхи полностью исчезли. Я уже не помню, каково это — спать летом под тонким одеялом или вообще без него и не бояться никакого леопарда. Впервые за долгое время я засыпаю не в холодном поту, а с улыбкой на лице и с полным спокойствием внутри.

Я уже не боюсь шевелиться и поэтому ложусь так, как мне удобно. Я все время хожу с свп-шной улыбкой на лице. Люди на улице постоянно оборачиваются и смотрят как на больную. А я ничего не могу с собой поделать, мне хочется улыбаться. Я улыбаюсь изнутри, я словно свечусь радостью.

Моя жизнь стала намного счастливее. Радостнее. Позитивнее…»

Dana B., Россия

Автор Ирина Медведева
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/kak-izbavitsya-ot-straxa-smerti/

Суицид как плата за сочувствие? Можно ли устать от сострадания

От страха до сострадания
?

Categories:

  • животные
  • общество
  • психология
  • Cancel

В сентябре 2014 года сорокавосьмилетняя специалист по поведению животных и автор популярных книг д-р София Инь покончила жизнь самоубийством. …Возможно, именно ее всепоглощающая преданность животным и привела к самоубийству.

Согласно мнению ее родных, есть вероятность, что д-р Инь страдала от синдрома «усталости от сострадания». (barkpost.com)Недавно в новостной ленте одной из социальных сетей заметила статью «Плата за сочувствие», в которой говорится о синдроме «усталости от сострадания». По мнению авторов, этому синдрому подвержены те, кто ухаживает за страдающими животными или людьми.

Стресс, эмоциональное истощение от ежедневного сострадания – все это приводит к депрессии, мыслям о суициде.Раньше не слишком обращала внимание на подобные вопросы. Сейчас же, после знакомства с системно-векторной психологией, любые проявления жизни вызывают интерес и желание понять.

Вроде, проблема очевидна, но в статье ощущается какая-то неправильность, несистемность происходящего. Попробую разобраться.

Кто помогает животным?

Психотерапевт Дж. Эрик Джентри рассказывает: «Из всех, с кем я работал, самыми “трудными” были люди, профессионально помогающие животным.

Эмпатия, любовь к животным и преданность — их основные качества, благодаря которым они так хорошо справляются со своими обязанностями, но из-за которых они очень ранимы».Те, кто определяет для себя помощь животным важной миссией, действительно, обладают особой эмоциональной чувствительностью.

По определению системно-векторной психологии Ю. Бурлана – обладатели зрительного вектора (в просторечье – зрительники). Их основная особенность – широчайшая эмоциональная амплитуда от панического ужаса до высшей степени любви и гуманизма.

В зрительном векторе страх смерти – первичная эмоция, данная природой для выполнения определенной видовой роли. В процессе развития страх за свою жизнь «выходит наружу», преобразуясь в страх за жизнь другого – в любовь.

Мы пока говорили о самом векторе. Каждый конкретный обладатель зрительного вектора в своем развитии совсем не обязательно проходит все уровни. Кто-то останавливается на страхе и любви к себе, кто-то доходит до понимания красоты неживой природы, кто-то любит людей.

Ну а кто-то считает животных – единственными, кто достоин сочувствия и помощи.Уровень развития зрительного вектора зависит от многих факторов и, по большому счету, проявления разных уровней, в той или иной мере, находят место в обществе.

Тем не менее в процессе развития перед человечеством ставятся все более сложные задачи, что требует более высокого уровня развития свойств человеческой психики.

Исцеление любовью

Глава PR-отдела Делавэрского общества по предотвращению жестокого обращения с животными Джастина Калджиано поделилась своим взглядом на ситуацию: «При работе с животными сложно установить внутренние границы, ведь это не “просто работа”, а, скорее, что-то вроде вероисповедания».Исцеление любовью – это о них, о зрительниках.

Обладатели зрительного вектора – психотерапевты от природы. Создают эмоциональную связь со всем вокруг – от детских игрушек и цветов до животных и людей – в зависимости от уровня развития. Они оживляют мир в своем воображении, эмоционально вовлекаются во все, что делают. Они и профессии часто выбирают соответствующие.Сострадание – основа развития зрительного вектора.

Направляя заботу на тех, кто нуждается в поддержке, зрительник реализует свою природную роль. Это дает внутреннее комфортное состояние. Откуда же возникает усталость?Усталость возникает там, где мы ошибаемся с целью. А реальные цели, что бы мы ни думали о себе, могут быть противоположны заявленным.

Чтобы стало понятнее, отвлечемся от любви к животным и вспомним медсестер времен Великой Отечественной, например. Совсем юные девчонки шли под пули, вытаскивали раненых, перевязывали ужасные раны, не теряя самообладания.

Они видели жестокость и смерть. У многих из них возникала усталость от сострадания? Могу предположить, – ни у одной.

Настоящая самоотдача не знает страха и усталости. Настоящее сострадание – и есть полная эмоциональная самоотдача. Та любовь, которая исцеляет. Высшая степень жертвенности.

Любовь к животным – это не самый высокий уровень реализации зрительного вектора, и в условиях современного мира для получения удовольствия этого часто оказывается недостаточно.

Самое большое наполнение и и чувство удовлетворения зрительный человек получает в первую очередь от любви к людям, как от высшей формы любви и сострадания.

Поэтому при полном сосредоточении своих чувств исключительно на животных и ощущается ненаполненность, тоска и неудовлетворение, что может восприниматься как эмоциональное выгорание.

Жертвы жертвенности

Джессика Долче (дипломированный инструктор по синдрому «усталости от сострадания») рассказывает следующее: «Этот синдром относится к профессиональным рискам работы с животными, не важно, сотрудник ли вы службы отлова, ухаживаете ли вы за животными, содержащимися в неволе, или являетесь ветеринаром, получившим международное признание.

При нашей работе мы должны постоянно оказывать помощь тем, кто попал в беду, при этом действия должны быть эффективными, а отношение — сочувствующим».В состоянии страха подсознание тянет туда, где страхи можно снять или еще больше раскачать эмоции. Любят зрительники слезливые фильмы про любовь, чтобы попереживать. Всевозможные общества защиты чего бы то ни было – идеальное место.

Реальная помощь страдающим – уже более серьезный уровень.
К сожалению, в большинстве случаев помощь животным – не зрительная жертвенность, а раскачка в страхах. Не помощь несчастным влечет, а желание отвлечься от страха за свою жизнь. Вот тут усталость и эмоциональное истощение вполне естественны.

Учитывая болезненность темы, уточню еще раз.

Зрительник в страхах идет помогать не животным или людям, а себе! Как бы свято ни верил в обратное.

И здесь не нужно верить – проверьте. На тренингах по системно-векторной психологии Юрий Бурлан подробно разбирает все особенности и сценарии зрительного вектора, помогая глубже понять себя и свои чувства, отпустить страх и преодолеть то самое «эмоциональное выгорание», о котором вы просто забудете после тренинга. Проверено!

Любящие жизнь из жизни не уходят

Благодаря первому же изучению психического здоровья ветеринаров было обнаружено, что одного из шести ветеринаров посещали мысли о самоубийстве. В недавнем исследовании, проводимом изданием American Journal of Preventive Medicine, было показано, что среди спасателей животных показатель самоубийств равен 5,3 на 1 млн. человек.

Собственно, мы подошли к главному. Почему статистика упрямо твердит о высоком количестве суицидов среди тех, кто работает с больными животными?Обладатель зрительного вектора влюблен в краски жизни, и все его страхи – это вариации страха смерти. Сознательный уход из жизни зрительника – случай почти нереальный.

Нужен какой-то запредельный ужас… или звуковой вектор.Наличие звукового вектора у врачей – случай не столь уж редкий. Поиск познания смысла бытия некоторых зуковиков приводит в медицину, психологию. То, что упоминаемый в начале специалист по поведению животных писала книги, предполагает наличие у нее звуко-зрительного сочетания векторов.

Звуковика эмоциональные раскачки зрительного вектора только отвлекают от мыслей о вечности. Никакого наполнения для звукового вектора помощь страждущим не дает. Он не видит никого, кроме собственного Я. Плохо ему в мирской суете. Но это «плохо» и звуковые потребности не всегда осознаются.

Зато звуковой вектор в некоторых сочетаниях дает фанатизм. И в плохом, и в хорошем смыслах. Загнать себя до полного истощения во имя призрачной цели – запросто.

Что поделать, звуковой вектор – доминантный, его желания – первичны.

Страдающий звук какое-то время справляется с депрессией, но в конце концов «стаскивает» зрение в нижние эмоциональные состояния. Вот вам и усталость от сострадания и мысли о суициде с перспективой их воплощения.

Спасти себя ради других

Сейчас появляются различные программы, направленные на обучение социальных работников, работающих с ветеринарами, а также на подготовку самих ветеринаров, чтобы они научились заботиться о своем психическом здоровье.

Снова мы возвращаемся к тому, что причина всех бед – непонимание себя. Не важно, чем именно вы занимаетесь сегодня. Если ваша работа вас влечет, вы на своем месте. Но знать, что именно вы получаете и чего хотите на самом деле – порой жизненно необходимо.

Иногда это становится вопросом выбора жизни или смерти.

Тем, чья ежедневная деятельность связана с состраданием – вдвойне важно самопознание. Ваше внутреннее состояние сильно влияет на окружающих – людей, животных, даже растения.

Исцелите вы кого-то своей любовью или принесете ощущение безнадежности? Вам решать.

Ради помощи другим, если видите в этом свою миссию, вы должны обеспечить собственную эмоциональную устойчивость. Причем так, чтобы наполнены были все потребности вашего психического.

Тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяют осознать свои желания и выбрать наиболее подходящую реализацию, приносящую счастье себе и помощь тем, кому она требуется. Это уникальная методика, гарантирующая результат. Проверено.

Автор Янина Буракова

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

депрессия, звуковой вектор, зрительный вектор, милосердие и сострадание, причины суицида

Источник: https://system-psiholog.livejournal.com/258087.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.