Обидный диагноз логопеда

Болезни

Обидный диагноз логопеда

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту

Итак логопед поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:

речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;избегайте психических и физических травм (особенно головы);не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.Особенности:моторная алалия — ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

сенсорная алалия — ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Особенности:общий мутизм — ребенок не говорит вообще;

избирательный мутизм — своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Особенности:

дети легко возбудимы и иногда агрессивны;часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;

для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;речь детей с ОНР является малопонятной;Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:

1-ый уровень — полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

Особенности:

словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» — это и кукла и девочка);часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) — сидеть, «пать» (спать) — кровать;такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;многие звуки не произносятся;сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень

Особенности:

достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.

Особенности:

неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;

нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

Источник: https://viktor45.wordpress.com/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8/

Общее недоразвитие речи

Обидный диагноз логопеда

Если Вашему ребенку логопед ставит диагноз ОНР (общее недоразвитие речи),  не спешите впадать в панику. Лучше разберитесь, что это за диагноз, каковы причины ОНР и чем этот диагноз грозит. Общее недоразвитие речи поддается коррекции, надо лишь приложить усилия и как можно раньше взяться за работу.

Если даже невозможно организовать занятия с логопедом, родители могут заниматься с малышом самостоятельно и сделать очень много для улучшения речи ребенка!

Постараюсь объяснить, что имеется ввиду под этим понятием, из-за чего возникает такая речевая патология и как с ней бороться.

Итак, логопедический термин  Общее недоразвитие речи обозначает, что у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при этом слух и интеллект у ребенка в норме.

Это значит, что у ребенка нарушено не только звукопроизношение  и фонематический слух, но и словарь, слоговая структура слова, существенно затруднено понимание и употребление грамматических форм речи.

С трудом формируется фраза и, как следствие, почти не развита связная речь.

Начнем с того, что диагноз диагноз ОНР ставится после 3 лет. До этого времени можно говорить о Задержке речевого развития. Это объясняется тем, что до 3 лет темпы развития речи у детей могут несколько отличаться, однако к 3 годам основные компоненты речи должны уже сформироваться. И звукопроизношение тут как раз совершенно не первостепенный фактор.

Гораздо важнее, чтобы ребенок накопил пассивный и активный словарь, овладел фразовой речью и мог составить небольшой связный рассказ, умел употреблять слова с разной слоговой структурой (конечно, не утрированно сложных слов для такого возраста, типа «электрофикация», а таких, например, как «бананы», «кошка», «бантик», «бегемот»). Так же к 3 годам малыш уже понимает и сам употребляет различные лексико-грамматические категории русского языка, например: образовывают множественное число существительных (кот – коты, дом — дома), уменьшительно-ласкательную форму существительных (кукла – куколка), форму глагола прошедшего времени (играю – играл), формы существительных мужского и женского рода и их согласование с местоимениями (кот – кошка, мой кот – моя кошка), понимают и употребляют простые предлоги (в тарелку, на стол, из коробки, под стулом).Однако у детей с ОНР все эти направления речевого развития или не развиты, или существенно отстают от нормы. Как же это выглядит на практике?

Три уровня ОНР

Первый уровень общего недоразвития речи  — самый тяжелый. Речевое развитие находится на чрезвычайно низком уровне по всем показателям.

  Активный словарь состоит из некоторого количества звукоподражаний (мяу, би, ав, кап) и аморфных слов типа «ди» — иди, «бах» — упал, да» — дай. Ясно, что такие слова далеки по слоговой наполненности от нормы, то есть ярко выражено нарушение слоговой структуры.

Такой ребенок активно использует мимику и жесты, чтобы объясниться, ими он заменяет слова. Фраза или отсутствует, или состоит из тех же лепетных элементов: «мама ди» вместо «мама иди», «гав ди» вместо «собака бежит».

При таком состоянии речевого развития нельзя говорить о формировании лексико-грамматических категорий речи и связной речи. Доступны лишь гласные звуки (иногда даже не все гласные) и самые простые согласные.

Второй уровень общего недоразвития речи свидетельствует о возрастании речевой активности ребенка. Ребенок уже пользуется простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов.

Однако словарный запас значительно снижен, в речи проявляются грубые ошибки в грамматическом строе речи: «зовет кот» вместо «зовет котА», «мой киса» вместо «моЯ киса», «тли мяч» вместо «3 мячА», «синий шапка» вместо «синЯЯ шапкА», «сета изит иска» вместо «конфета лежит В мискЕ».

Слоговая структура нарушена, дети сокращают количество слогов в слове, переставляют их: «толь» вместо «стол», «кися» вместо «кошка», «девелё» вместо «дерево», «козяка» вместо «козочка», «комовка» вместо «морковка», «сягопи» вместо «сапоги» и т.п. Звукопроизношение страдает множественными заменами и искажениями.

Третий уровень ОНР уже характеризуется развернутой фразовой речью, однако вы можете наблюдать лексико-грамматическое недоразвитие речи: «коська пил маляко» вместо «пилА»,  «это моЯ папа», «пять калядашов вместо», «мячик на столём» вместо«мячик ПОД столом»,  «столь без носька» вместо «стол без ножкИ» и т.д.

Словарь более наполнен, однако дети не знают редко употребляемых слов (например: воротник, фонтан, клумба) или путают близкие по значению слова кувшин, не знают обобщений (например: животные, насекомые, транспорт, обувь).

Так же отстает от нормы звукопроизношение и произнесение слов со сложной слоговой структурой («весипед» вместо «велосипед», «сковода» вместо «сковорода»).

Что  делать родителям?

Первое – не переживать и не обвинять ребенка в том, что он «не хочет» разговаривать. Если бы все функциональные системы, отвечающие за речь, были бы готовы и функционировали правильно, речь развивалась бы нормально.

В чем же причина ОНР? Отмечу, что термин Общее недоразвитие речи принадлежит педагогической классификации. В медицинской терминологии Вы иногда можете встретить термин Алалия.

Однако алалия — более выраженное речевое нарушение (по сравнению с ОНР), вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга.

Причинами возникновения ОНР могут послужить:

  • гипоксия плода;
  • патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз в ее первой половине;
  • угроза выкидыша;
  • кровотечения;
  • резусконфликт;
  • стремительные или затяжные роды, роды раньше срока;
  • наложение щипцов;
  • асфиксия;
  • нейроинфекции.

Суть  не в том, что малыш «не хочет говорить, мы его и так понимаем». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, но и бездействовать недопустимо. Вышеперечисленные причины ОНР ведут к нарушению в функционировании клеток в зонах головного мозга, отвечающих за речь.

Так же могут быть нарушены и проводящие пути, которые осуществляют взаимосвязь между этими речевыми центрами. А такая взаимосвязь необходима для активного развития речевых зон. И без помощи специалистов и активного участия родителей речь ребенка будет развиваться ущербно, что пагубно может сказаться и на интеллектуальном развитии. Однако есть пути выхода из этой ситуации.

Необходимо срочно обратиться к логопеду и начать занятия сначала по стимуляции речевого развития, а потом, когда активизируется речевая активность, и по нормализации всех компонентов речи. Предупрежу сразу, дело это не быстрое и совершенно безотлагательное. Процесс выхода из ОНР 1 уровня занимает несколько лет. Поэтому желательно попасть в логопедическую группу.

Однако если логопеда пригласить нет возможности. не нужно расстраиваться и бездействовать! Начинайте заниматься сами! Домашние регулярные занятия очень действенны. Играйте с ребенком в речевые игры, которые будут стимулировать его речевое развитие по всем направлениям, требующим коррекции.

А чтобы знать, куда двигаться и какие игры подбирать, чтобы выработать эффективную программу занятий — проведите консультацию по Скайп и тогда вы получите всю необходимую информацию — что делать и как заниматься с ребенком самостоятельно.

Проверено- при таком комплексном подходе результаты всегда положительные!

Не слушайте недостаточно компетентных специалистов, которые советуют начать занятия с ребенком, у которое наблюдается ОНР — с 5 лет! В 5 лет будет сложно успеть довести до нормы все компоненты речевого недоразвития (а скорее всего — невозможно).

ОНР или Алалия – диагнозы, когда занятия надо начинать с  3, 5 — 4-х летнего возраста. Логопед начнет работу по «растормаживанию», стимуляции речи. Звукопроизношение в данном случае не первостепенная проблема, ее специалист начнет решать чуть позднее.

Задача же родителей – выполнять все рекомендации логопеда и закреплять полученные знания в домашних условиях, набравшись терпения. Все специальные упражнения по развитию речи детей с  ОНР выполняются в форме речевых игр.

Их можно условно разделить по нескольким направлениям:

Грамотный логопед начнет работу комплексно и будет включать в работу задания по всем указанным направлениям. Упражнения по каждому направлению должны быть подобраны логопедом и постепенно усложняться, согласуясь с  индивидуальными особенностями проявления речевого дефекта у Вашего ребенка.

Как правило, при своевременном обращении и оказании логопедической помощи  диагноз ОНР снимается и ребенок поступает в школу без серьезных речевых проблем. Хотя остаточные признаки речевого недоразвития могут проявляться в виде элементов дисграфии и дислексии.

Поэтому важно с такими детьми вести работу по предупреждению нарушений письма и чтения.

Если же логопед не успевает уделить этому аспекту работы достаточно времени, не стесняйтесь показаться к другому специалисту, чтобы не упустить возможность предотвратить ошибки в школе.

В заключении хочу подчеркнуть, что опыт многолетней работы показывает – при своевременно начатой коррекционной работе (и активном постоянном участии в ней родителей) ОНР преодолевается и дети, имевшие такой диагноз, зачастую хорошо в школе. Предвестники общего недоразвития речи могут проявляться еще до 3 летнего возраста в форме задержки речевого развития.

Поэтому настоятельно рекомендую вам, уважаемые родители, дедушки и бабушки – обращайтесь к специалисту, не ждите чуда («дедушка тоже заговорил в 5 лет») – чаще всего чуда не происходит, а время бывает упущено.

Нередко мне приходится наблюдать на приеме в клинике картину, когда родители сожалеют о том, что поздно «спохватились» и не обратились ранее: «Мы думали все само собой рассосется. Сначала было даже смешно, так забавно говорил, слова коверкал, шепелявил. А теперь скоро в школу, а нас пугают задержкой психического развития.

Он как иностранец разговаривает…» Пусть логопед обследует и либо развеет Ваши сомнения, либо укажет на увиденные проблемы в речевом развитии и вовремя даст свои рекомендации.

Если же в вашем городе нет доступного специалиста, всегда можно организовать обследование через Скайп. Мы проведем обследование речи и выработаем программу домашних занятий, рассмотрим необходимые игры и упражнения. И Вы без промедления начнете занятия по развитию речи!  Ведь чем раньше будет выявлен речевой дефект, тем оптимистичнее прогноз на их устранение.

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог

Источник: https://logopedrunet.ru/obshhee-nedorazvitie-rechi/

Лексико-грамматическое недоразвитие речи

Обидный диагноз логопеда

Нормальное речевое развитие является одной из важных составляющих гармоничного развития детской личности и успешного обучения. Но есть категория детей, имеющих речевые расстройства. К таким нарушениям относится и лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

Это нарушение относится к психолого-педагогической классификации. Дети, имеющие ЛГНР, отличаются сохранным звукопроизношением, относительно сформированными фонематическими процессами (иногда в результате логопедической помощи). Но отмечается отставание уровня словарного запаса от нормы и наличие аграмматизмов в речи. Чаще всего данное нарушение наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР).

Формы проявления ЛГНР

Нередко данное нарушение сопровождает более серьезные речевые расстройства и является одним из их признаков:

  • Выход из моторной алалии. При такой форме патологии происходит нарушение процесса овладения языком. Именно поэтому ЛГНР и возникает при этой разновидности алалии.
  • ОНР любой степени.
  • Задержка речевого развития (ЗРР).
  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Дизартрия.

Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи является одним из основных признаков этих нарушений. Как правило, его первые симптомы появляются в 3 года, когда ребенок начинает общаться предложениями и активнее познавать окружающий мир.

Особенности механизма нарушения

ЛГНР может быть обусловлено двумя вариантами механизма нарушения:

  • недоразвитие синтаксической составляющей;
  • недоразвитие речевых центров коры головного мозга.

В результате этого у ребенка появляется отставание словарного запаса от нормы, а во фразах и предложениях наблюдаются аграмматизмы.

Этиология

Причины ЛГНР можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. К первой категории относятся:

  • неблагоприятное воздействие на плод в период беременности (в особенности на головной мозг);
  • сложное течение беременности;
  • травмы в родах;
  • асфиксия;
  • тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни малыша.

К социальным относят:

  • неблагоприятные социальные условия и речевая среда, в которых растет ребенок;
  • длительный стресс;
  • недостаток в эмоциональном общении с родными;
  • гиперопека;
  • билингвизм.

Спор у специалистов вызывает генетическая предрасположенность детей к речевым расстройствам. Некоторые полагают, что эта особенность передается генетически. Другая группа считает, что малыш может просто подражать взрослому, имеющему дефект речи.

Описание симптоматики

ЛГНР выражается не в нарушении звукопроизношения, а в недоразвитии лексики и трудностях в усвоении грамматических категорий.

Импрессивный словарь резко отстает от нормы, ребенок употребляет в речи слова в неправильном значении. У него возникают сложности с классификацией предметов, он не может подобрать обобщающие слова.

Из-за отставания словарного запаса у детей с ЛГНР имеются трудности в понимании речи.

Его фразы и предложения отличаются аграмматичностью. Нарушены нормы согласования в роде, числе и падеже. Преимущественно в речи детей с ЛГНР преобладают существительные, чем прилагательные и глаголы. Дошкольник с трудом или не образует вовсе притяжательные местоимения и прилагательные. В речи практически не используются числительные, наречия, причастия.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

Чаще всего такие дети общаются посредством фраз и нераспространенных предложений. Они не используют предлоги и союзы. Их ответы на вопросы не отличаются развернутостью, обычно они односложны. Также у детей с ЛГНР трудности в словообразовании, особенно приставочно-суффиксальным способом.

ЛГНР сказывается и на качестве связной речи. Дошкольник не может самостоятельно составить рассказ или пересказать историю.

Дети с такими особенностями речевого развития не составляют рассказы-описания, потому что им сложно подбирать слова, похожие по смыслу. Все это сказывается на потребности ребенка к общению.

Если вовремя не скорректировать этот дефект, то это может стать причиной нарушения письменной речи. Успешный выход из ЛГНР зависит от того, насколько рано была начата коррекционная работа.

Особенности диагностики

Логопед подбирает наглядный материал в зависимости от возраста ребенка. При обследовании лексико-грамматической стороны речи специалист обращает особое внимание на:

  • состояние словаря (импрессивного и активного);
  • владение навыком словообразования;
  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • какие части речи ребенок использует больше;
  • развитие связной речи.

Ребенку предлагают выполнить задание на обобщение, сравнение предметов. Логопед обращает внимание на то, насколько хорошо малыш понимает обращенную к нему речь. Также его просят образовать притяжательные прилагательные и местоимения; составить новые слова. Для оценки связной речи и владения грамматическими категориями логопед наблюдает за тем, как ребенок общается вне учебной деятельности.

Для диагностики малышу предлагается составить рассказ по картинке. Во время выполнения этого задания специалист оценивает то, насколько часто использует ребенок распространенные предложения; согласует ли слова; нужна ли помощь взрослого при их составлении. Кроме того, в перечень заданий входит и работа с синонимами и антонимами.

По результатам обследования логопед подбирает специальные упражнения, которые позволят максимально эффективно скорректировать данное речевое нарушение.

Особенности работы над улучшением лексики

При ЛГНР основное внимание уделяется коррекции словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Работа над лексической составляющей ведется по следующим направлениям:

  • расширение и активизация словарного запаса;
  • его уточнение;
  • формирование умения использовать обобщающие слова:
  • формирование понимания сложных грамматических конструкций.

Начинать работать над пониманием речи лучше всего в контексте предметной деятельности. Таким образом, будет происходить не только обогащение словарного запаса, но и его уточнение, использование в активной речи.

Выполняя задания с использованием обобщающих слов, ребенок изучает определенную лексическую тему. Он учится классифицировать предметы по категориям; сравнивать по различным критериям. Для закрепления полученных навыков, логопед спрашивает, что означает определенное слово, когда его употребляют в речи и т. д.

Работа ведется не только по актуализации существительных, но и прилагательных, глаголов и других частей речи. Вводить их в активную речь лучше всего в сочетании с предметной деятельностью. Например, прилагательные при рассматривании предметов, подборе синонимов. Глаголы – непосредственно при осуществлении какого-либо действия; числительные – во время счета и т. д.

Состояние лексики влияет и на усвоение грамматических категорий, и на качество связной речи. Но коррекция этих важных компонентов должна проводиться в комплексе, чтобы занятия были эффективными.

Особенности работы над грамматическим строем и связной речью

Занятия ведутся по следующим направлениям:

  • формирование навыка словообразования;
  • освоение навыка согласования не только существительного с прилагательными, но и с другими частями речи;
  • составление сложных распространенных предложений;
  • составление рассказа-описания по сюжетной картинке.

Логопед отрабатывает с ребенком использование различных грамматических конструкций. Учит применять в речи предлоги, союзы. Предлагаются задания на склонение существительных, прилагательных, глаголов. Кроме совершенствования грамматического строя, параллельно проводится работа по развитию связной речи.

Задача специалиста не просто научить составлять рассказ без помощи взрослого, а чтобы ребенок мог устанавливать логические связи между предложениями. В начале работы логопед помогает посредством наводящих вопросов и составления плана-подсказки. Затем, постепенно малыш учится самостоятельно давать развернутые ответы и рассуждать на знакомые темы.

Кроме этого, ведется работа над интонационной выразительностью. Ребенка знакомят с особенностями использования вопросительной, восклицательной интонации. Ее хорошо отрабатывать путем постановки театрализованных представлений, выразительного чтения и заучивания стихотворений.

Прогноз коррекции

Эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько рано было выявлено ЛГНР. Чем раньше, тем лучше будет результат. При своевременной логопедической помощи к поступлению в первый класс удается справиться с данным нарушением. Либо можно максимально сократить отставание от нормы.

На результат влияет и особенность речевого нарушения. Чем оно сложнее, тем больше времени займет коррекционная работа по формированию необходимых навыков. Во время обучения в школе ЛГНР может стать причиной появления дисграфии и дислексии. Поэтому коррекционную работу нужно проводить в дошкольном возрасте.

ЛГНР обычно является частью более сложного речевого нарушения. Поэтому логопед составляет план занятий, чтобы устранить причину появления какого-либо дефекта. Данное нарушение становится более заметным после 3-х лет, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром.

Чтобы предупредить появление ЛГНР взрослым необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его мнением. На прогулке отрабатывать некоторые направления по развитию лексико-грамматического строя. Ведь родители также оказывают немаловажное влияние на речевое развитие. Поэтому логопед и родители должны взаимодействовать вместе, чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/lgnr-v-logopedii/

Логопедические диагнозы –

Обидный диагноз логопеда
 

 Речь – тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и так далее. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причины возникновения задержки развития речи:

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

  • Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.
  • Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.
  • Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)
  • Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).
  • Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).
  • Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение задержки развития речи

Диагностика задержки развития речи происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три – четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния.

Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации.

Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношенияпри нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия)произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)
  • Выбор неправильной артикуляции
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Причины органической (механической) дислалии

  • Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
  • Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)
  • Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
  • Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

Проявления

Дислалияможет проявляться в форме:

  • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
  • нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r]. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм.
  • нарушение звука «й» носит название йотацизм.

Проявлениядислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии кдефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.

Дислалиясенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функцийслухового аппарата.

К возрастнымособенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков допериода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.

При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма.

В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

 Проявления

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрий

 Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:

  • бульбарная (d. bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
  • корковая (d. corticalis) обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
  • мозжечковая (d. cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d. extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
  • псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч. ψευδής — ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
  • экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
  • стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной. См. Дислалия;
  • холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Диагноз

Диагноз дизартрии выставляется врачом с учётом заключения логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояние речи в речевой карте. Немаловажная роль отводится исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом).

Лечение и коррекция

При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов.

В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи.

Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Прогноз

Прогноз неопределённый. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopedia1485/rekomendacii-logopeda/nemnogo-o-diagnozah

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.