О непослушных замочках и детском стрессе

Содержание

Мой ребенок стал нервным и непослушным. Что делать?

О непослушных замочках и детском стрессе

Непослушание – достаточно распространенное явление в семьях с маленькими детьми. Такое поведение объясняется многими факторами, и зачастую оно является следствием неправильной поведенческой модели родителей и их воспитательных методов.

Действительно, во многих семьях используется авторитарный способ воспитания, который подавляет личность ребенка, разрушает его собственное «Я». Конечно, маленькая личность мириться с таким положением дел не желает, что проявляется непослушанием, а порой и нервозностью. Если вовремя не исправить ситуацию, ребенок вырастет замкнутым, робким, неуверенным в себе.

Но что делать, если ребенок вдруг стал нервным и непослушным? Первое действие – узнать причину, и только потом принимать меры по ее устранению.

Возрастные особенности дошкольников

Назвать непослушание катастрофой или трагедией нельзя – это всего лишь знак родителям и близкому окружению малыша, указывающий на проблему определения крохой хороших и плохих поступков, а также на собственные действия по отношению к ребенку. К тому же непослушание и нервозность могут быть лишь особенностью возраста крохи.

Возраст ребенка Психология возраста Что делать?
До 2 лет Благодаря тесному взаимодействию с родителями (в частности, с мамой) проблема непослушания практически не возникает. В возрасте до 2 лет ребенок не ощущает себя самостоятельной личностью. Наслаждаться общением с малышом, способствовать развитию навыков и умений, мелкой моторики, речи и т.д.
2 года Ребенок активно проверяет родителей на стрессоустойчивость, податливость, определяет границы родительского терпения и запретов. Если послушный ребенок вдруг стал истерить и игнорировать запреты, нужно научиться терпеливо и спокойно реагировать на такое поведение. Во время истерики нужно уметь отвлечь внимание ребенка на что-то интересное, полезное. Нельзя идти на поводу у малыша. Любой запрет должен быть обоснованным.
3 года Психология трехлетнего ребенка характеризуется непостоянством поведения, перестройкой отношений с взрослым окружением и реальным миром, негативизмом, как формой несогласия с родителями (ребенок на любую просьбу взрослого отвечает отрицательно, хотя предложения его действительно интересуют). Нельзя подавлять устремленность ребенка, оказывать на него давление, отрицать его волю. Следует уделять крохе больше внимания, но при этом необходимо четко определить пределы дозволенного в семье и показать малышу, что в семье главенствует родитель, а не ребенок.
4 года В четырехлетнем возрасте ребенок достаточно спокоен, самостоятелен. Однако причинами непослушания могут стать: дефицит родительского внимания, сравнивание ребенка с реальными детьми или вымышленными персонажами (например, из любимых мультфильмов). Уделять ребенку больше свободного времени, хвалить за малейшие успехи и поддерживать в случае неудачи, никогда не сравнивать поведение своего ребенка с другими детьми и не ставить их собственному малышу в пример. В воспитании четырехлетнего ребенка родители должны быть единодушными: если один ругает малыша, то второй в этот момент не должен его жалеть, и наоборот. Родители должны соблюдать единые стратегии в воспитании. Нельзя потакать детским «хочу», не стоит кричать на малыша.
6 лет Еще один переломный период в жизни ребенка. В этом возрасте дошкольник обретает новые формы поведения, но из-за того, что старые формы поведения утеряны, а новые еще не приобретены, он не может контролировать свои эмоции, чувства, у него не получается их сдерживать. Шестилетний ребенок требует признания его суверенитета, требует к себе больше внимания, уважения со стороны взрослых, ведь он считает себя самодостаточной, взрослой личностью. Следует предоставить ребенку больше самостоятельности, хвалить его за успехи и не наказывать строго за проступки – это убивает инициативность дошкольника. Поощрение самостоятельности же способствует формированию интеллектуальности, самостоятельности. Что делать, если ребенок в 6 лет непослушный? Главное правило – не воспитывать криком, претензиями и кулаками. В этом возрасте детская психика такие воспитательные методы воспринимает скорее враждебно, чем положительно. Воздействуйте на непослушного дошкольника убеждениями, анализируйте его поступки вместе, рассуждайте над возможными последствиями его поступков, будьте открытыми.    

Почему ребенок стал нервный и непослушный?

Причин, почему дети проявляют свое непослушание, немало, и все они достаточно распространены.

  1. Недостаток родительского внимания. Современные родители в погоне за материальным достатком больше времени уделяют работе, а не собственным чадам. И в этом главная проблема. Дети, чувствуя нехватку общения, выражают протест доступными им методами, среди которых непослушание и упрямство. Интуитивно малыши понимают, что негативные события привлекают больше внимания, чем позитивные, поэтому и пользуются этим правилом.
  2. Чрезмерная любознательность. Научившись ходить, ребенок стремится как можно больше узнать об окружающем мире: он открывает шкафчики, гремит посудой, лезет в розетки и т.д. И поскольку в доме малыша ожидает много опасностей, родители выстраивают определенные запреты. Однако всегда нужно объяснять ребенку, почему нельзя делать то или другое, а также говорить, к каким последствиям может привести непослушание крохи.   
  3. Отсутствие мотивации. Чтобы ребенок выполнил просьбу взрослого, его нужно правильно мотивировать, то есть объяснить в доступной форме, зачем и для чего он должен выполнить то или иное задание. Например, если малыш не хочет убирать игрушки, скажите ему, что если он уберет их, у него будет больше места, чтобы играть мячиком или кубиками.
  4. Много запретов. Родители, предъявляющие ребенку слишком много запретов и требований, подавляют его самостоятельность, творческий потенциал. Из-за этого ребенок становится нервный и упрямый.
  5. Взрослые требуют от ребенка того, чего сами не делают. Родители – первый и главный пример, мотиватор для детей. И если они требуют от своих чад действий, которые сами не делают, то и ребенок никогда их выполнять не будет.
  6. Проявление самостоятельности. Упрямый ребенок может просто отстаивать свою точку зрения, свое мировоззрение.
  7. Недоверие к родителям. Если взрослые несправедливо наказывают малыша, срываются на нем, кричат и ругаются, то доверие ребенка к ним теряется. В этом случае непослушание является оправданным.
  8. Низкая самооценка. Если взрослые привыкли воспитывать ребенка методами унижения и запретов, малыш в итоге начнет огрызаться, станет непослушным – так он защищает свою личность.
  9. Непослушание, как месть взрослым. Некогда послушный ребенок может стать нервным и упрямым вследствие какого-нибудь психологического потрясения: например, развода родителей, обмана со стороны взрослых и т.д.
  10. Разочарование в собственных силах. Если малыш не смог справиться с каким-нибудь заданием и переживает по этому поводу, в дальнейшем он будет отказываться от выполнения каких-либо действий, боясь принять на себя ответственность.
  11. Ревность. Дети 4-7 лет могут ревновать родителей, например, к новорожденному брату или сестре. Они могут писаться ночью, капризничать, как младенец, перестают убирать за собой, просят кормить их с ложечки. Помните, что появление новорожденного в семье – огромный стресс для старшего ребенка, нужно помочь ему пережить этот стресс вместе.
  12. Нервные расстройства. Патологии нервной системы, если их не лечить, могут влиять на развитие ребенка, процессы формирования и становления его личности. В этом случае консультация профессионала жизненно необходима.

Это далеко не все причины, почему ребенок становится непослушным. Но у каждой причины есть своя психология, и объясняются они возрастными, психологическими особенностями, обстоятельствами в семье.

Что делать, если ребенок непослушный?

Конечно, игнорировать этот факт не стоит. В первую очередь нужно исключить неврологию: если проблем со здоровьем у малыша нет, значит, главная проблема его непослушания – неправильное воспитание. Чтобы исправить ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Всегда оставайтесь спокойными. Своим непослушанием ребенок «прощупывает» предел вашего самообладания, изучает вашу реакцию. В любой ситуации старайтесь оставаться адекватными и невозмутимыми. Малыш закатил истерику и качается по полу? Продолжайте заниматься своими делами, пока он не успокоится. Поскольку кроха ожидает вашей реакции, при ее отсутствии он быстро успокоится. Более того, в дальнейшем он поймет, что это метод манипуляции родителями не действует.
  2. Станьте ребенку лучшим другом, будьте откровенными. Всегда находите время для бесед и игр со своим малышом. Выслушивайте его переживания и сопереживайте ему, делитесь своим опытом, не ругайте за правду, давайте ему советы.
  3. Не стоит кричать на ребенка. Все его капризы воспринимайте спокойно. Даже во время непослушания говорите ребенку, как сильно вы его любите, даже когда он балуется и сердится на вас.
  4. Всегда следуйте правилам, которые установлены в вашей семье. Если вы установили какие-нибудь запреты/правила, то они должны оставаться непоколебимыми. К примеру, вы пригрозили отдать игрушки соседскому ребенку, если ваше чадо их не соберет. В случае игнорирования вашей просьбы убрать игрушки – выполните свое обещание, тогда в следующий раз ребенок несколько раз подумает, стоит ли игнорировать просьбы взрослых. Родители должны быть мягкими и строгими в одинаковой мере.
  5. Упрямству – нет, компромиссам – да. Уступайте ребенку, он не должен вас бояться. К примеру, если малыш отказывается кушать суп, предложите ему другое блюдо или перенесите прием пищи на другое время. Мальчик отказывается надевать рубашку – предложите ему вещь на выбор.
  6. Будьте примером для своего ребенка.
  7. Не подавляйте своего ребенка – всегда аргументируйте запреты доступным языком.
  8. Всегда выполняйте свои обещания.
  9. Извиняйтесь перед ребенком, если вы были неправы.
  10. Разнообразьте досуг ребенка. Причиной агрессии, непослушания и упрямства часто становится безделье и скука. Займите кроху полезным занятием – рисованием, лепкой, аппликацией, играми. Занимаясь вместе с ребенком, вы поможете ему справиться с отрицательными чертами его поведения.

Главное – будьте терпеливыми и спокойными. Ведь ребенок – не идеальное создание. Он, в отличие от взрослых, только учится всему, что умеют его родители. Будьте снисходительны, не ругайте за мелкие шалости, не наказывайте, не унижайте свое чадо.

Чаще говорите ему о своей любви, обнимайте и целуйте, играйте, читайте сказки, гуляйте в подвижные игры. Изменив свои методы воспитания, вы очень скоро увидите, как изменится психика ребенка, каким счастливым и спокойным он станет.

Станьте для своего малыша другом, относитесь к нему с пониманием, и он с удовольствием ответит вам взаимностью.  

← У ребенка плохая память: что делать и как помочь малышу?Лучшие подгузники для новорожденных: рейтинг и отзывы →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/neposlushny-rebenok.html

7 важных советов психолога, которые помогут справиться с детским стрессом

О непослушных замочках и детском стрессе

Взрослым кажется, что детство — счастливое беззаботное время. Какие у детей стрессы? Мы часто отрицаем даже стресс у самих себя или наших близких. Говорим: «Ты всё придумал, просто сядь и успокойся!». Но и взрослые, и дети оказываются в сложных ситуациях. Психолог Елена Савчук объясняет, как понять, что у ребёнка стресс и как помочь ему с этим справиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что может стать фактором стресса для ребёнка? Есть огромное количество совершенно разных причин.

Бесконечные ситуации оценки (и речь идёт не только о школьных оценках), новые люди, конфликты внешние и внутренние, куча информации вокруг.

Конечно, нам бы хотелось максимально оградить ребёнка от стрессов, но это невозможно, да и не нужно. Зато очень важно научить ребёнка справляться со стрессом.

Дети не всегда способны описать свои чувства и это может дополнительно усиливать беспокойство ребёнка. Поэтому важно учить детей определять свои эмоции. Чем больше оттенков переживаний знает ребёнок, тем лучше. Назвать проблему — сразу же снять часть тревоги, которая с ней связана.

Ведь если состояние как-то называется, значит, кто-то с этим уже сталкивался и способ решения наверняка есть. Если заметили, что ребёнка что-то беспокоит, скажите ему об этом. Спросите, что происходит. Если можете, называйте чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок. Только без осуждения и обесценивания, пожалуйста. Даже если повод кажется вам ничтожным.

Смысл в том, чтобы дать ребёнку понять, что вы готовы говорить о проблемах, видите его переживания и вам не всё равно.

2. Не читайте нотаций

Это надо сделать спокойно и внимательно. Слушать о проблемах любимого человека всегда сложно, но постарайтесь быть спокойным и обойтись без обвинений, осуждения, чтения нотаций. Не говорите о том, как надо было поступить. Не объясняйте, что все проблемы — вообще ерунда.

Попробуйте задавать как можно больше вопросов, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон, узнайте, что почувствовал ребёнок, почему принял именно такое решение, чего хотел тогда, как бы хотел, чтобы было теперь. Иногда выслушать — достаточно для того, чтобы проблема сама начала таять. Иногда дети не хотят говорить — это нормально.

Не настаивайте, просто дайте понять, что выслушаете его, когда он будет готов поговорить.

Сделайте это вместе, но не делайте за ребёнка всю работу. Активное участие в поиске решения придаст ему уверенности в себе. Придумайте несколько возможных решений, обсудите их сильные и слабые стороны.

4. Не зацикливайтесь на проблеме

Уделив достаточно внимания обсуждению сложной ситуации, переведите разговор на более приятную тему: успехи ребёнка, его любимые занятия и прочее. Это поддержит его, послужит обращением к его собственному ресурсу, напомнит ему о том, что есть другая сторона жизни — где всё получается, где есть приятные эмоции и тёплые отношения. А значит, он может справиться со своей проблемой.

Иногда стресс вызван ситуацией, которая повторяется регулярно. В этом случае нужно подумать, что можно изменить, чтобы минимизировать неприятные эмоции. Может, стоит пересмотреть расписание дополнительных занятий, чтобы не делать уроки по ночам. Или поменять преподавателя в музыкальной школе/тренера в спортивной секции/репетитора на более мягкого и компромиссного человека.

6. Помните о физическом комфорте

Если причина стресса — в исключительных обстоятельствах жизни, обратите внимание на физический комфорт ребёнка. Обращение к телу и его потребностям всегда даёт хороший результат.

Важно иметь более или менее чёткий распорядок дня со всеми необходимыми остановками на еду и отдых. А ситуаций неопределённости, наоборот, лучше избегать.

Если такого рода ситуации неизбежны, то нужно заранее проговарить всё, что о них известно (пойдём туда-то, проведём там столько-то времени, там будет тот и этот, делать будем то-то, а потом вернёмся домой).

Ресурсным может быть обращение к более раннему детству и его радостям –совместные прогулки и просмотр любимых фильмов, вкусная домашняя выпечка, больше объятий. Иногда бывает полезно вспомнить ритуалы, которые сопровождали ребёнка в детстве (вроде чтения на ночь или молока с мёдом перед сном).

Если ребёнок маленький, то можно чаще брать его на руки. Это как раз тот случай, когда может быть полезно говорить «мы» вместо «ты». Например: «мы с этим справимся», «у нас всё получится». Это даст ребёнку чувство защищённости и уверенности в своих силах перед лицом проблемы, с которой он столкнулся.

Иллюстрации: Shutterstock (NotionPic)

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/5298603-children_stress

Непослушный ребенок: как добиться послушания без крика, ремня и успокоительных

О непослушных замочках и детском стрессе

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет — уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь — здесь можно допустить ошибку.

0 1436 13 Февраля 2018 в 02:48

Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит — что делать?

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка — не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь — мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек — а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Возрастные кризисы: ждать или действовать?

Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:

Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в 7 лет ребенок не слушается и «психует» — как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?

Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада.

Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми.

Начать можно с простых шагов.

Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет — уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь — здесь можно допустить ошибку.

Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:

  • Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый гиперактивный ребенок, важно знать к нему правильный подход.Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.Действенное наказание при непослушании для такого малыша — это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок становится зависим. И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».
  • Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать — куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант — системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится — они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление — послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.Но и такой малыш может стать непослушным ребенком. В его случае — это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым — быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением — ступором, упрямством, обидой.Чтобы изменить эту ситуацию — дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти — лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены — стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.
  • Малыш — обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам — и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.Если такой ребенок не слушается — у него это выражается в бурных истериках и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств — через чтение литературы на сострадание.А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим — у него уходят истерики и страхи.
  • Малыш — носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» — не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот — самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.Прежде всего — это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка — тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.

Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.

Постичь эту науку вовсе не сложно — ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:

Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.

Шаг 2. Сделать родительское слово значимым

Если ребенок не слушается — родители часто говорят: «Он меня вообще не слышит». Как сделать родительское слово значимым для малыша?

  • Говорить с ребенком на его языке. В каждом векторе есть свои слова-ключи, которые соответствуют нашей природе. Например, обладатели кожного вектора рациональны и прагматичны, ценят время и свои ресурсы. От них можно услышать: «вот, зря время потерял», «это логично», «а какая от этого польза?» и т. д. Ваш кожный малыш гарантированно услышит вас, если ему задать временные рамки — «у тебя 5 минут на сборы». Объяснить, что он получит, если выполнит задачу вовремя — «успеешь быстро все убрать — будет время поиграть в компьютер».С каждом векторе — свои ключевые слова. Зная их, вы гарантированно получите внимание малыша.
  • Правильно использовать запреты и ограничения. Природа человеческой психики это — «я хочу». Все развитие ребенка построено на эволюции его желаний. Поэтому для психики любого человека самые травмирующие слова — это «нет» и «нельзя». Психика не знает слова «нет». Если постоянно использовать в речи эти слова — ребенок перестает слышать родителей. Это все равно что сказать ему: «Нет. Ты не можешь ничего хотеть. И ты не будешь развиваться». Тогда малыш отгораживается.Поэтому с ребенком стоит говорить так, чтобы он понимал: его цели и желания достижимы. Например, вместо «нет, ты не пойдешь гулять, ты не здоров» — можно сказать: «да, ты обязательно пойдешь гулять, как только выздоровеешь». В редких случаях, когда невозможно обойтись без запрета, нужно обязательно объяснить причину и предложить ребенку альтернативу. То есть смягчить запрет: «Мороженное на морозе есть нельзя. Но мы можем зайти в кафе и выпить твое любимое какао».
  • Быть услышанным — это иметь с ребенком глубокую эмоциональную связь. Техника «эмоционального игнорирования», которую применяют некоторые родители, когда ребенок бунтует, еще сильнее отдаляет вас друг от друга. И со временем слышать вас малыш будет все меньше. Что делать? Каждый раз жалеть «ах ты, бедненький, тебе грустно, ты сердишься» — тоже нельзя. Это наносит ущерб: малыш растет эгоцентричным, зацикленным на себе.

Выход — в хорошем чувственном развитии ребенка через чтение литературы на сострадание. С одной стороны, она развивает чувственную составляющую психики ребенка. Он будет способен проникнуться и вашими чувствами в будущем, а не только страдать о себе.

С другой стороны, когда вы вдвоем сопереживаете кому-то третьему (герою книги), это создает между вами чувственное сближение, эмоциональную общность. Когда в семье есть второй или третий ребенок, совместное чтение срабатывает и для эмоционального объединения братьев и сестер.

Они растут не «конкурентами», а по-настоящему близкими друг другу людьми.

С чего начать новое воспитание?

Причины проблем непослушания у ребенка и безотказный способ свести их к нулю раскрыты на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Жить душа в душу с собственным ребенком можно вне зависимости от того, с какими свойствами он родился. Понимая его до глубины души, находить «золотой ключик» к каждой проблемной ситуации.

Иметь с ним теплый, душевный контакт. Это может показаться фантастикой, если вы уже истрепали последние нервы.

Но результаты сотен счастливых родителей подтверждают — непослушные дети меняются, как по волшебству.

«Всегда интересовалась психологией, но при этом видела свое полное бессилие перед трехлетним монстриком, которая доводила меня за 5 минут до белого каления и смеялась, когда я ее порола… Ни я, ни муж не могли с ней справиться, она никого не слушала, никакие слова и доводы не воспринимала, и, как мне “казалось”, специально провоцировала нас на скандалы и физическое наказание…

Результат получила после первого раза. Ушла тяжелая и долгая обида на мать, прекратились истерики, с мужем наладились отношения. Ну про ребенка и писать нечего, я прекрасно понимаю свою чудную кожно-зрительную девочку! И конечно же, и пальцем ее никто не трогает. И даже в перерыве между тренингами родила еще одну))»

Анастасия Баринова, Пенза Читать полный текст результата

Записаться на ближайшие бесплатные онлайн-тренинги «Системно-векторная психология» можно здесь.

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/rom3-neposlushnyj-rebenok-kak-dobitsja-poslushanija-bez-krika-remnja-i-uspokoitelnyh

Как справиться с непослушным ребенком?

О непослушных замочках и детском стрессе

Многие затяжные конфликты между родителями и детьми часто проистекают из-за ошибок воспитания и различных его перегибов.

Всем знакома ситуация, когда непослушный ребенок открыто бросает вызов, настаивая на своих желаниях и полностью игнорируя все наставления, увещания, просьбы и уговоры…Отчего это происходит? Возможно ли избежать такого неприятного явления, как упрямство ребенка и его отказ слушаться?

Однажды к одному мудрому человеку обратились молодые родители трехдневного малыша. Они спрашивали, с какого возраста им следует начать воспитание своего дитяти. Ответ был лаконичен:

— Вы опоздали на три дня!

Когда начинается воспитание?

Конечно, воспитание идет с самого рождения, при этом нужно также учитывать, в какой психологической обстановке протекала беременность матери, была ли она желанной, с каким настроением ждали появления ребенка на свет.

Воспитание начинается там, где рождается любовь родителей к крохе. Оно не сводится к перечню жестких правил и запретов, чаще всего вызывающих упрямство ребенка и непослушание.

Это нечто большее, чему родители учатся всю свою жизнь, порой на своих ошибках.

Недостаточно получить соответствующее образование, пусть даже психологическое или педагогическое – прежде всего нужно хорошо чувствовать душу ребенка и любить его самого, независимо от его поведения.

В одной семье мама отругала пятилетнюю дочку за что-то. Девочка расплакалась: “Мама! Я хорошая…, ну скажи, что я хорошая!”

Детки остро нуждаются в положительном восприятии их близкими. Тогда им легче корректировать свое поведение. Родителям нужно сказать своему ребенку: “Я тебя очень люблю, ты у меня хороший, но вот это (конкретное) поведение мне не нравится. Давай так не будем делать…

Как быть с детским: “Не хочу!”?

В повседневной жизни возникает много конфликтных ситуаций, когда точки зрения родителей и детей диаметрально противоположны, их интересы лежат в разных плоскостях и обе стороны настаивают на подчинении одной другой:

Ребенок не желает укладываться спать. Стрелки часов давно перешагнули крайний срок “отбоя”. Родитель повторяет: “Пора спать!” в разных вариациях, причем интонация меняется от обыденной спокойной до грозного окрика, а тот глух к его словам и увлеченно занимается своими делами. Недовольство нарастает, начинаются сомнения в собственном родительском авторитете.

Или неоднократная попытка накормить сына или дочку манной(овсяной/гречневой/пшенной) кашей, которая заканчивается многообещающим: “Никуда ты не пойдешь, пока не съешь вот это”. Ребенок демонстративно отворачивается и пытается увильнуть. Итог: каша не съедена, родитель пьет валерьянку.

А еще вот ситуация: мама недовольна беспорядком в детской и просит дочку убрать за собой. Та соглашается, но продолжает заниматься своими делами.

Мама один раз просто сказала убрать, второй раз повторила просьбу, третий раз – приказала уже более жестким тоном. Нет результата.  Скоро гости, ее терпение кончается и она начинает ругать дочь.

Итог: зареванное дитя, беспорядок, испорченное настроение, да и перед гостями неловко.

Есть ли средство “укрощения строптивого”?

Как же достойно выйти из этих “поединков”? Можно ли добиться послушания своего сына или дочки без применения крайних средств? Не можно, а даже нужно!

Есть простое и универсальное средство, которое нам дает Иисус Христос:

“Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

“Не раздражайте своих детей”.

Как это применить к нашей ситуации?

Очень просто.

Прежде чем попросить своего сына или дочку о чем-то, поставьте себя на их место. Как бы вы сами восприняли эту просьбу, стали бы охотно выполнять ее с учетом того, чем вы сейчас занимаетесь?

Посмотрите на ситуацию глазами ребенка: он поглощен интересным занятием, например, клеит бумагу, что-то вырезает ножницами. Вдруг он слышит: “Иди спать!” Занятие в самом разгаре, он уже не может остановиться и бросить все на полпути. Ему хочется доиграть.

А его грубо прерывают, и даже не поинтересовались, что он собирается с этой бумагой делать дальше. Несправедливо! И ребенок тянет до последнего. С повышением родительского голоса параллельно возрастает внутреннее сопротивление ребенка, переходя в упрямство. И все.

Конфликт обеспечен.

Даже если ваш сын или дочь подчинятся, внутри они будут очень обижены на вас. Ведь вам самим неприятно, когда вас, к примеру, отвлекают от интересного телефонного разговора или готовки на кухне.

Вы чувствуете себя сердитым на этого человека, может даже возникнуть неудовлетворенность в душе – а ведь аналогичные чувства испытывает и ребенок.

Только дети своими чувствами управлять еще не умеют, они импульсивны и зачастую все, переживаемое ими, выплескивается наружу.

Итак, вы увидели все глазами малыша. Присядьте рядом с ним, поинтересуйтесь его делом, похвалите, что тот успешно его выполняет.

После чего скажите, что пора спать и предложите ему помощь в уборке игрушек. Если он ответит: “Не хочу спать!”, не настаивайте. Задайте ему вопрос: “Ты хочешь еще поиграть немного?” Скорее всего тот ответит: “Да!”.

Тогда предлагайте ему альтернативу: “Хорошо, ты можешь еще немного поиграть, а потом мы пойдем в кроватку и почитаем нашу любимую книжку”. Т.е.

вы задаете ему привлекательную перспективу, которая поможет ему побыстрее закончить предыдущее дело ради следующей.

Итак, давайте подытожим, что нам нужно знать, чтобы добиться послушания ребенка:

  1. Поставить себя на месте сына или дочки, прочувствовать ситуацию.
  2. Выяснить настоящие желания ребенка.
  3. Предложить привлекательную для него альтернативу, при этом позволить довести дело до конца, (при необходимости помочь).

В конфликте очень важно вовремя не перейти ту грань, за которой вы не сможете потом управлять своим непослушным ребенком без слез и истерик.

Ни в коем случае не пользуйтесь подкупом, не предлагайте ему в обмен на хорошее поведение что-то материальное (конфетка, новая игрушка и т.д.).

В своей линии поведения будьте последовательны, чтобы малыш был уверен в вас самих и мог положиться на ваши слова.

И в заключении я хочу повторить еще раз: любите свое дитя, несмотря на поведение.

А как вы справляетесь с непослушанием ребенка? Жду ваших комментариев

Держим руку на пульсе – подписываемся на RSS!

Источник: https://detpsycholog.ru/kak-spravitsya-s-neposlushnym-rebenkom/

Родители как причина стресса: почему дети становятся плаксивыми, капризными или агрессивными

О непослушных замочках и детском стрессе

Полную версию материала читайте на сайте ezhikezhik.ru

Что делать, если поведение и самочувствие ребенка вдруг изменилось? Какими могут быть причины детского стресса, и почему главный источник переживаний ребенка – это семья? Объясняет психолог Анна Баскакова.

Плохой мальчик. Картина Викторианской эпохи

Для начала нужно разобраться, что такое стресс и различается ли он у детей.

Итак, стресс – состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).

Есть два вида стресса:

Эустресс – стресс, вызванный положительными эмоциями, несильный стресс, мобилизующий организм. Наверняка у вас такое было: вы классно провели время в гостях, на отдыхе, но к вечеру поведение вашего ребёнка изменилось в негативную сторону – крики, плачь, истерики.

Это результат больших впечатлений, эмоций, и ребёнок, не имея опыта пережить данное, демонстрирует свою усталость именно таким способом.

Если такая ситуация не повторяется из раза в раз, то, скорее всего, данный вид стресса будет полезным – ребёнок научится адаптироваться к подобным прогулкам в гостях.

Ну, в общем, эустресс – это тот стресс, который позволяет мобилизоваться внутренним силам организма, чтобы сделать какой-то рывок в развитии, преодолеть какие-то неудобства, он позволяет психике, организму сделать шаг вперёд. Адаптироваться там, где ни разу не был, проявить новые качества, новое поведение, новый навык. Он способствует развитию.

Дистресс – негативный тип стресса, с которым ни психика, ни организм не в силах справиться. Он подрывает психическое и физическое здоровье человека. От такого типа стресса страдает имунная и нервная система.

Как распознать негативный тип стресса у дошкольника?

У ребёнка меняется привычное поведение.

Очень активный, непоседливый ребёнок вдруг проявляет необычное спокойствие с оттенками усталости и пассивности. А обычно спокойный и покладистый ребёнок вдруг становится как малыш – не слезает с рук мамы, требует проводить все время вместе и становится очень плаксивым – по поводу и без.

Изменения в работе организма.

Как правило, тело не врёт. И всегда при стрессе у ребёнка ухудшается аппетит или, наоборот, появляется жор, может внезапно появиться понос, нарушается сон, могут появиться ночные страхи при засыпании, тревожный сон, энурез, начинается сосание рукава. Да, да, шестилетка ходит и сосёт рукав своей кофты.

При более сильном проявлении стресса может внезапно подняться температура, скрутить живот и при этом нет поноса, ребёнок может начать грызть ногти, заикаться и пр.

Неожиданные проявления агрессии.

Игры вдруг стали более агрессивными, драчливыми, ребёнок стал использовать грубые обидные слова, проявляет агрессию к другим детям – толкает, кусает, щипает.

А теперь рассмотрим причины детского стресса, связанные именно с семейными процессами, семейными отношениями – поскольку в этом возрасте дети большую часть времени проводят дома и зависят эмоционально в большей степени от семьи, чем от людей извне.

Итак, причины стресса, вызванные семейными отношениями:

Смена режима дня, переезд, новый садик.

Рождение нового ребёнка. Страх потерять мамино внимание, появляется тревога и чувство конкуренции.

Смерть, болезнь кого-то в семье. Если взрослые не могут самостоятельно пережить эти утраты, то ребёнок ещё больше включается в этот процесс. Пытаясь разделить нечто тяжёлое в семье, стараясь спасти маму – лишь бы она не болела, не плакала и пр.

Конфликты между мамой и папой. Даже если вы не ругаетесь при ребёнке, ваше эмоциональное состояние легко считать. То, как мама отвечает папе, как избегает его присутствия, либо, наоборот, «пилит» по пустякам. Наше с вами поведение и интонации голоса говорят гораздо больше, чем слова.

Разные стили воспитания и разные требования, предъявляемые ребёнку. Мама больше разрешает, т.к., запрещая, она испытывает чувство вины или ощущает себя плохой мамой.

А папа, в свою очередь, более категоричен, проявляет больше агрессии и жёсткости в воспитании, он не готов сталкиваться с переживаниями ребёнка.

Такие стили воспитания ещё больше дезориентируют ребёнка, это втягивает его в тревожные переживания.

То же относится к конфликтам поколений. Мама с папой могут придерживаться одного стиля воспитания, но вот когда на пороге появляется бабушка с дедушкой, то здесь начинаются «танцы без правил». И ребёнок прекрасно считывает, что власть поменялась, родительские запреты отходят на второй план, и маленький манипулятор становится центром вселенной под овации прародителей.

Если мама имеет личные переживания, страхи, опасения, она их бессознательно транслирует ребёнку. Так, одна клиентка жаловалась на то, что её дочь не может ходить в туалет вне дома. В итоге в процессе разговора выяснилось, что и сама клиентка испытывает те же сложности. Но этой связи она не отслеживала и не могла представить, что эти ее самоограничения так чётко считывает дочь.

Если мама, как основной человек, проводящий большую часть времени с ребёнком, страдает перепадами настроения, неуправляемыми вспышками гнева, а за ним следуют слёзы и чувство вины, то говорить о стабильном, уравновешенном характере ребёнка не приходится.

Частые или неожиданные и долгие разлуки с мамой. Страх потерять привязанность, потребность быть частью кого-то, быть в надёжном слиянии. Ведь в этом возрасте нет возможности быть автономным. И тогда потеря близкого человека – даже временная, может повышать уровень тревожности.

Пьющие семьи, ведущие асоциальный стиль жизни, не имеющие образования, культурной составляющей. Семьи, для которых характерен авторитарный стиль воспитания. Семьи, в которых не уделяется должное внимание ребёнку, когда ребёнок предоставлен сам себе и часто испытывает чувство одиночества.

Как помочь ребёнку

Налаженный режим дня. Сон, питание, прогулки.

Отсутствие или серьезное ограничение телевизора, гаджетов и пр.

Поменьше чужих людей в доме и побольше совместно проведённого времени с родителями дома или на природе. Никаких торговых центров.

https://www.youtube.com/watch?v=Ir3Lu7hvA00

Совместные активные игры – прятки, догонялки, футбол, велосипеды.

Кричим, рычим, прыгаем, бегаем, поём, изображаем разных животных.

Рисуем красками, карандашами. И никакой критики, оценки, поучения. Все, что рисует ребёнок, мы принимаем. Это все хорошо.

Лепим из пластилина и глины. Играем с водой. Из песка строим замки, тоннели, города.

Наиболее трепетный момент для родителей: начинаем разговаривать с ребёнком. Не только задаём вопросы, но и пытаемся его услышать и понять. Мы должны быть готовы находиться рядом с ребёнком, видеть его переживания, принимать их и сопереживать.

Говорите ему о своей любви и обнимайте просто так, когда он рядом. Погладьте по спинке, по голове. Посмотрите ему в глаза с любовью. Оставьте все требования и правила на потом.

Проанализируйте себя и ваши семейные отношения. Там вы точно найдёте и причину, и решение.

Если выполнять эти рекомендации все вместе, то можно достаточно быстро пройти путь от непонимания к взаимной любви и принятию. Ведь если родитель заметил, что ребенок в стрессе, волнуется за него, переживает – это уже половина дела. Остается лишь стать ближе, изменить свое поведение, и детский стресс начнет исчезать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592dbe867ddde8b70fb1aa81/595e10744ffd13b1f40e2889

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.