Новый год без стрессов и болезней: как подготовить ребенка к празднику

Содержание

Без стресса и спешки. Как подготовить ребенка к началу учебного года?

Новый год без стрессов и болезней: как подготовить ребенка к празднику

Свои рекомендации даёт  кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена ЧЕБОТАРЁВА.

Забыл буквы? Не страшно

–  Елена Юрьевна, у наших детей длинные летние каникулы. Это хорошо, что они так много отдыхают?

 Не думаю, что это много. Наоборот, на каникулы детям обычно задают кучу заданий. Родители и учителя считают, что летом тоже надо заниматься и навёрстывать всё, что было не сделано в учебном году.

Дети нередко вообще не могут полностью переключиться на отдых. Между тем отвлечься, расслабиться и порезвиться в своё удовольствие (хотя бы часть лета) им просто необходимо.

  Власти посчитали, что собрать ребенка в школу обойдется в сумму до 890 руб.

– Учителя часто говорят, что они за лето даже буквы забывают.

– Это нормально, что на какое-то время дети забывают то, что выучили в школе. Ничего страшного здесь нет. Ведь и взрослым, когда они возвращаются из отпуска, тоже требуется время, чтобы вспомнить все детали рабочего процесса и войти в привычный режим. Таково свойство психики: человеку нужно время, чтобы переключиться с одной ситуации на другую. 

Поэтому не стоит детей третировать за то, что забыли буквы, – наоборот, порадуйтесь: если ребёнок что-то забыл, значит, он отдохнул. Просто помогите ему вспомнить. Это несложно, тем более что в школьной программе в начале года предусмотрено повторение пройденного.

– Многие советуют начинать подготовку к школе с режима.

– Самая частая ошибка родителей, когда они заранее пугают детей: «Ты расслабился, даже не представляю, как ты будешь в школу потом вставать».

Не пугать нужно, а постепенно, без нагнетания страстей готовить ребёнка к возвращению за парту, вводить его в школьный режим. И начинать это хотя бы за неделю до школы.

Ведь детям не так просто быстро перестроиться, а младшеклассники при резкой перемене распорядка дня могут сильно капризничать, у них порой снижается работоспособность. 

Здравствуй, школа… Как сэкономить на сборах ребенка в школу?

Подробнее

Создайте предвкушение

– Если ребёнку тяжело в принципе вставать по утрам, что можно придумать?

– Во-первых, важно отследить, достаточно ли у него времени для сна, когда и как он ложится и засыпает. Во-вторых, очень хорошо, когда мама или папа будят его с улыбкой, обнимают, ласково называют, когда его уже ждёт вкусный завтрак. Если есть предвкушение хорошего дня, то и просыпаться легче.  Школьников будут кормить котлетой «Отличник» и роллом «Маленький Цезарь»

Самим родителям тоже нужно подготовиться – спланировать своё время. Когда взрослые в напряжении от того, что опаздывают на работу, когда начинают кричать, торопить, когда всё в спешке, детям вдвойне не хочется подниматься с кровати.

При этом чем старше ребёнок, тем более индивидуально стоит подбирать ритуал пробуждения. У подростков можно поспрашивать, что им нужно, чтобы утром хотелось просыпаться. Кого-то достаточно разбудить заранее, оставить в покое и через какое-то время напомнить, что уже совсем пора вставать.

Подростку с таким типом темперамента, когда сложно просыпаться, нужна внешняя помощь. Но важно, чтобы он сам этой помощи захотел. Если он её не принимает, уговорите на две недели эксперимента: пусть просыпается и встаёт самостоятельно, а после сам решит, нужна ли ему родительская помощь.

– Как ещё можно уменьшить возможный стресс? Быть может, что-то следует предусмотреть заранее?

– Идеальный вариант (но, правда, сложновыполнимый) – сделать так, чтобы ребёнок успел соскучиться по школе. В течение лета разговаривать с ним о том, что будет хорошего в следующем учебном году: новые предметы или темы, интересные кружки, соревнования. Надо, чтобы появилось радостное предвкушение школы.

Можно предложить вместе пройтись по магазинам и закупить школьные принадлежности, выбрать красивую форму. 

Не волнуйся, мама. Готовим ребенка к поступлению в детский сад

Подробнее

– Если ребёнку с трудом давалась учёба, он ходил в школу крайне неохотно, то вряд ли его увлечёт такой шопинг. 

– К сожалению, значительному количеству детей школа не нравится радикально. Понятно, что у них напряжение перед началом года растёт. И здесь остаётся только дать выговориться: признать его чувства, не обвинять за них – наоборот, поддержать. Скажите ему: «Понимаю, как тебе сложно, но не страшно, если что-то не будет получаться, мы тебя всё равно любим и поможем». 

Если дело в том, что его не очень жалуют в классе и он боится каких-то встреч, можно обсудить, как спокойнее на это реагировать. Прилипли к телефонам. Как смартфоны влияют на детей?

Когда бездельничать полезно

– А есть ли смысл на последнюю неделю нанять репетитора, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в учёбе?

– Не думаю, что это разумно делать в последние дни августа. Лучше бы для этого выделять какое-то время в течение каникул. Ведь максимум, чего хотят дети, когда они возвращаются после отдыха, – встретиться с друзьями, побездельничать в привычной домашней обстановке или позаниматься какими-то любимыми делами.

– Учителя часто задают на лето много читать, но современных детей не так просто увлечь книжкой. Как быть, если лето кончается, а книжки не прочитаны?

– Очень хороший вариант – это аудиокниги, тем более что их можно слушать где угодно. Некоторым детям помогает чтение вместе с родителями либо по очереди: каждый читает свой кусочек, а потом они вместе пересказывают и обсуждают прочитанное.

Современные дети приучены к быстрому мельканию картинок. Им сложно сосредоточить внимание, чтобы долго следить за рассуждениями автора или описаниями природы в толстых книжках. Участие родителей помогает удерживать внимание на одном сюжете.

Важно только, чтобы такое занятие не превратилось в полностью родительское чтение. 

Можно найти фильмы, снятые по книжкам. Но нужно понимать, что сюжет фильма часто отличается от книги. Поэтому фильмы лучше рассматривать как способ заинтересовать ребёнка прочитать книгу. Известно же, что после выхода хорошего фильма по какому-то  литературному произведению  продажи книг возрастают. И с детьми это тоже может сработать.

Вообще же каникулы – лучшее время, чтобы больше быть с детьми, проводить досуг в приятном общении и совмест­ных развлечениях, а не усиленной подготовке к школе. 

Педагог Марина ДУМИНА:

– Я бы тоже советовала начать с того, чтобы привести в порядок режим дня ребёнка. Сейчас для этого самое время. Постепенно переносите время отбоя на более ранние часы: для младших школьников желательно не позже девяти вечера, максимум полдесятого. Минобразования утвердило перечень школьных экзаменов в новом учебном году

Можно повторить с детьми основные темы по математике или окружающему миру. Например, какие растения встречали на даче или за городом. Можно обсудить фрукты, овощи при сборе урожая на даче, вспомнить устный счёт, но обязательно в игровой форме.

Можно привлечь ребёнка к походу в магазин, чтобы там он посчитал сумму покупок. Если летом была интересная поездка, то вместе подготовьте сообщение о том, что он узнал о другом регионе или стране, необычном озере, горах и т. д.

Детям нравится, когда они могут выступить перед одноклассниками в роли экспертов, а те их с удовольствием слушают.

Здесь важно не переусердствовать. Есть чрезмерно ответственные родители, которые на лето закупают гору учебной литературы с рабочими тетрадями. По таким детям сразу видно, что они подготовлены и занимались всё лето. Но они приходят в школу уставшими.

Ко второй-третьей неделе сентября настолько вымотаны, как будто каникул и не было вовсе. С одной стороны, им нравится, что многое умеют и знают, с другой – начинают быстро скучать на уроках, потому что учитель ориентируется на большинство, т. е.

на одноклассников, которые летом не занимались и поначалу только повторяют подзабытый материал.

Ещё важно перед началом учебного года проверить здоровье ребёнка. Следите за зрением. Бывает, что ребёнок мучается, потому что не видит, что пишут на доске, от напряжения зрения начинаются головные боли. И со слухом тоже бывают проблемы, потому что дети всё лето пользуются гаджетами с наушниками.

Источник: http://news.21.by/health/2019/08/15/1861615.html

Скоро новогодние праздники! малышу болеть нельзя – Совет Няни

Новый год без стрессов и болезней: как подготовить ребенка к празднику

Современные праздники становятся все насыщеннее в плане возможностей. Родители коллекционируют билеты на елки, уверенные в непременной радости детей. Большинство детей с удовольствием сократили бы праздничное мероприятие до раздачи подарков: посмотрел на елку, подарок взял и ушел. Ритуал нужен и важен в большей степени родителям, а не детям.

В раннем детстве ребенок и так живет в атмосфере праздника. У него еще очень мало настоящих «взрослых» дел и ответственности. В силу возрастных особенностей дети считают, что заниматься нужно только приятными делами.

Им не всегда понятно, почему родители так серьезно относятся к ожиданию Нового Года: всего лишь очередное веселье и подарки, к получению которых – опять же, в силу возраста – они, в общем-то, привыкли. Ребенку весело на празднике? – так ему и дома не грустно.

Родители часто перебарщивают с нагнетанием праздничного настроения, они заранее готовят ребенка к чему-то особенному, но объяснить важность события могут только себе. Это они ждут отдыха – от работы. Ждут развлечения, выхода «в люди». Это для взрослых праздники – прецедент.

Для маленького ребенка, живущего в череде приятных событий, КАЖДОМУ из которых он придает большое значение (визит бабушки, интересная прогулка, игра со сверстниками, вечерние игрища с папой), новогодние праздники не являются чем-то исключительным, зато, благодаря неумелым действиям родителей, могут стать настоящим стрессом.

Когда начинать психологическую подготовку к празднику?

Для ребенка до трех лет психологическая подготовка имеет небольшое значение. Мастерите новогодние поделки, чаще повторяйте «Скоро Новый Год!», познакомьте с Дедом Морозом и Снегурочкой – почитайте сказки про них.

Не акцентируйте внимание на предстоящих событиях (утренники, подарки) – ребенок в этом возрасте не понимает значения слов «скоро» и «потом». Вернее, он может их понимать (если ему уже больше полутора лет), но, согласитесь, трудно привыкнуть к мысли, что подарок или веселый праздник будет потом.

Зачем о нем вообще тогда говорить. Обойдитесь абстрактным понятием «нового года» – создавайте атмосферу.

Детей постарше подготавливают к празднику заранее – с начала декабря. Вы можете совместно зачеркивать на календаре дни, чтобы ребенок видел, как месяц тает, приближая праздник.

Заранее начинайте мастерить поделки с новогодним уклоном: строим новогодний лес с елочками, Дедом Морозом и прочими зайцами, вырезаем снежинки, делаем новогоднюю газету. Разговоры о подарках деликатно уводим в сторону.

Подумайте, какой утренник подойдет именно вашему ребенку в данный момент: нравятся ли ему шумные хороводы, или лучше обойтись просмотром спектакля.

Внимательно отнеситесь к индивидуальным особенностям своего ребенка, вы должны точно знать, сколько Нового Года он способен в себя вместить, и тогда праздник будет здоровым и радостным для всей семьи.

Как избежать стресса при подготовке к праздничному утреннику

Рассказывайте о нем спокойно, выделяйте приятные моменты – расскажите о том, как будет украшен зал, елка, какой красивый костюм вы придумали. Ни в коем случае не давайте понять ребенку, будто от него ждут чего-то особенного. Не успокаивайте его специальными фразами («все будет хорошо, не бойся!»), они заставят его задуматься, что повод для страха все-таки есть.

стремясь выставить свое чадо вундеркиндом. Не подсовывайте длинные и сложные стихи даже в том случае, если он способен их вызубрить. На утреннике ситуация будет непредсказуемой.

Бывает, что самые активные и ничего не боящиеся дети вдруг забывают слова и чувствуют себя при этом плохо. Публичное выступление – это очень тяжело, и это всегда принуждение.

Незрелая психика может внезапно отреагировать вразрез с родительскими ожиданиями.

Тихого и стеснительного ребенка готовим к утренникам, рассказывая ему… о нем. О красоте костюма, возможности побегать, попрыгать вокруг елочки, понаблюдать за сверстниками, все потрогать и изучить самому (и никто не отберет, не будет мешать).

Активному, легко «воспламеняющемуся» ребенку рассказываем об остальных участниках праздника, чтобы он не концентрировался на себе и не требовал к себе безраздельного внимания.

Пусть он услышит о том, какие чудесные костюмы будут у других детей, какие персонажи участвуют в спектакле.

в виде картинок. Передвигаясь от картинки к картинке, учите слова. Ребенок обязательно вспомнит эту картинку в нужный момент, особенно если вы повторите стишок перед сном за ночь до события. Еще один способ: во время разучивания стиха играйте в мяч – кто поймал, говорит следующую строчку.

Такие страшные фразы как «все дети будут рассказывать стихи, а ты нет», «всем подарят подарки, а тебе нет» ничуть не стимулируют ребенка. Он не будет плакать от стыда и вести себя лучше.

Подобная критика вызывает внутренний протест. И уж тем более нельзя наказывать ребенка, обещая лишить его подарка, если он не захочет рассказывать стихотворение или надевать праздничный костюм. Оставьте его в покое.

Возможно, следующий утренник будет удачнее.

то есть камерные елки, где создается воистину душевное настроение. В последнее время многие мамы приводят на общественные елки детей, которым не исполнилось даже года. Психологи предупреждают: праздничные мероприятия – это всегда стресс. Поставьте себя на место ребенка: неокрепшая психика еще не способна адекватно воспринять такое количество впечатлений.

Последствия могут проявиться не сразу, а через день – плохой сон, плач по вечерам, испуг, отказ от еды. Представьте себе, что такое психическая незрелость:  это чистый лист. У вас, как взрослого человека, существует багаж воспоминаний, пережитых волнений. У ребенка всего этого нет, он только начинает расширять свой эмоциональный мир.

Ваше фанатичное стремление как можно раньше приобщить его к «модным» посещениям общественных елок может обернуться непредсказуемыми последствиями. Которые, как уже было сказано, проявятся не сразу, а постепенно. Мамы часто говорят: «мне нужно, чтобы ребенок понял, ЧТО ТАКОЕ Новый Год!» Так покажите ему ОДИН праздник – и он обязательно поймет.

Иначе у него в голове все смешается, не получится целостного представления.

Три-четыре года – это особенный возраст, когда ребенку становится мало мамы, мало своего дома, родственников. Ему нужно что-то еще. Он уже может адекватно воспринять новогоднее представление в шумной компании.

Совет: постарайтесь, чтобы утренники были разнообразными, делайте упор на качество, а не количество. Деды Морозы и Снегурочки не должны троиться в глазах.

Пусть одна елка будет «хороводной» с Дедом Морозом, на другой покажут только спектакль или развлекут только сказочные персонажи без Деда Мороза. Чудо должно быть качественным, Приглашать Деда на дом рекомендуют детям не ранее 4-5-летнего возраста.

И тогда будьте готовы объяснять ребенку: почему домой пришел один дед (веселил, уделял индивидуальное внимание), а на утреннике зажигает совсем другой (не садит на коленки, не общается только с ним).

: в годик будет достаточно домашней елки. Не забудьте, что домашний праздник – это тоже огромное впечатление, если вы отмечаете его дома с ребенком. У него собьется режим, он не сможет быстро уснуть из-за канонады за окном, и ну просто наверняка пересмотрит телевизор и напробуется неправильной еды. Все это кирпичиками выкладывает дорожку к эмоциональному расстройству.

В два года ребенку можно устроить две елки: дома и в школе развития (в мини или обычном детсаду). В три года добавляют общественную елку в кукольном театре, а в четыре плюсом к утренникам в театрах приглашают Деда Мороза и Снегурочку на дом. Для избежания перегруза эмоциями не устраивайте сразу две елки в неделю.

Ребенок каждый раз должен быть эмоционально готов к чему-то новому.  

«Предпраздничные» болезни

Какие подводные камни ожидают родителей перед праздниками? Конечно же, неожиданные болезни ребенка. Почему они возникают – попробуем разобрать причины.

Взрослые озабочены приближающейся концовкой года, подведением итогов (не всегда приятных), думами о подарках, корпоративках, о «нет денег» и «нет настроения»… Ребенок срочно привлекает к себе внимание, концентрируясь на своих ощущениях – и ощущения возрастают. У детей очень отзывчивый организм. Сказано – сделано, вот и заболел.

Спокойствие, только спокойствие. Чаще выплескивайте свои эмоции «налево», выговаривайтесь подругам и друзьям, старайтесь находить рациональные решения для проблем. Не показывайте детям свою озабоченность предстоящими праздниками, не давайте ему понять, что праздник – это нечто, забирающее ваши силы.

и цикла «Марс и Венера» считает, что наш организм, получив сигналы мозга о предстоящей радости, запускает программу самоочищения. Когда еще мы заполняем душу и мысли светом, как не перед праздниками или отпуском? По идее так надо жить всегда, чтобы быть физически здоровым.

Сигналы о позитивном будущем получены, организм начинает бурно избавляться от токсинов. Человек заболевает. Если у него уже были какие-то скрытые недуги – они срочно вылезают наружу. Организм изгоняет все плохое, заряжаясь позитивной энергией, идущей от хозяина. Именно поэтому люди заболевают перед радостными событиями.

Ребенок чувствует воодушевление, идущее от матери, с которой у него очень сильная психическая и духовная связь. И тоже заболевает перед своим днем рождения или новогодьем. Часто возникает синдром однодневной болезни: у ребенка неожиданно поднимается высокая температура, но через день-два никаких следов болезни не будет.

Что это было? Как раз то самое. Реакция на чрезмерную радость.

Если ребенок уже заболел, помните, что такие предпраздничные болезни – они, по сути, очень позитивны. Примите их как данность. Конечно, нет ничего хорошего в том, что ребенок пропустит все утренники.

С другой стороны, эти болезни могут быть гарантией хорошего самочувствия на долгие месяцы и годы. Если вы боитесь, что ребенок заболеет – отставьте плохие мысли! Будьте спокойны и уверенны.

Читайте главу ниже о планировании проблем.

Возможно, вы заранее прогрузили его душераздирающими картинками, преувеличив его участие в утренниках, пообещав выдать костюм и стишок. Ребенок тревожится и заболевает, чтобы избежать неприятных событий.

В преддверие праздника говорите с ребенком только о прекрасном. Рассказывайте сказки, обсуждайте сказочных персонажей, придумывайте костюм. Забудьте о любом психологическом давлении.

, как следствие – иммунитет снижается, простуды наступают.

Начните закалять ребенка заранее – с осени, а лучше с лета. Обливайтесь прохладной водой, ходите босиком, приучайте организм к холоду. Повышайте иммунитет – не давайте ребенку пищу, которую ему не положено употреблять по возрасту.

Применяйте ароматерапию: вместо иммуномодуляторов в периоды эпидемий гриппа пользуйтесь эфирными маслами эвкалипта, лаванды, пихты и чайного дерева. Они атакуют вирусы и стимулируют иммунную реакцию. Нанесите несколько капель масла на салфетку и положите ее на батарею.

Либо пользуйтесь аромалампой. Пару капель хвойного масла капните ребенку на шапочку.

Если ребенок заболел и пропустил утренники – постарайтесь устроить ему домашний праздник. Пригласите Деда Мороза и Снегурочку на дом, сейчас есть такая возможность на любой кошелек. Возможно, болезнь перестанет быть заразной до окончания утренников, и вы еще успеете посетить хотя бы одну елку.

Заболевание Инкубационный период. Болезнь может проявиться через … дней (указан минимальный и максимальный срок инкубационного периода). Начало “заразного” периода (когда человек начинает заражать других). День, считая от начала заражения (инкубационного периода). “Заразен” ли во время болезни и далее. Указан только “заразный” период или продолжение “заразного” периода. “Заразен” после собственного выздоровления – исчезновения жалоб (симптомов)
период, в который можно заразить других (заразный период)
Краснуха от 11 до 24 дней с 7 дня от заражения весь период сыпи + 4 дня
Корь от 9 до 21 дня с 5 – 18 дня весь период сыпи + 4 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней с первых жалоб (симптомов) весь период сыпи + 5 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток с первых жалоб (симптомов) первые дни болезни не заразен
Коклюш от 3 до 20 дней с 2 – 18 дня 1 неделя болезни = 90-100% “заразности”, 2 нед = 65%, 3 нед = 35%, 4 нед = 10% более 4 недель
Дифтерия от 1 часа до 10 дней с началом болезни – первыми симптомами (жалобами) 2 недели более 4 нед, “носительство” более 6 мес
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней за 1 -2 дня до первых жалоб (симптомов) до 9 дней не заразен
Туберкулез от 3до12 недель с первых жалоб (симптомов) всегда, но в разной степени
ОРЗ, ОРВИ(риновирусы, грипп, парагрипп, паракоклюш, аденовирусы, реовирусы, респираторно-синтициальные вирусы) от нескольких часов до 15 дней за 1 -2 дня до первых жалоб (симптомов) до 10 дней до 3 недель, более 50 дней – в зависимости от возбудителя.
Полиомиелит от 3 до 35 дней с 1,5 дня 3 – 6 Недель
“Легкие” кишечные инфекции – КИНЕ(ротавирусы, криптоспоридии,пищевые отравления) от 1 часа до 12 дней с первых жалоб (симптомов) 5 дней, недели – в зависимости от возбудителя 20 – 30 дней, недели, месяцы, – в зависимости от возбудителя.
Гепатит А от 7 до 45 дней с 3 – 23 дня весь период желтухи, 1мес Месяцы
Гепатит Е от 14 до 60 дней с 7 – 30 дня весь период желтухи, 1мес Месяцы
Дизентерия от 1 до 7 дней с первых жалоб (симптомов) весь период болезни 1-4 нед, месяцы
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней с первых жалоб (симптомов) весь период болезни 3 недели, далее более года 1-5%

Источник: https://nyanyadoma.ru/drugoe/skoro-novogodnie-prazdniki-malyshu-bolet-nelzya.html

Как помочь детям и воспитателям избежать стресса при подготовке к утреннику

Новый год без стрессов и болезней: как подготовить ребенка к празднику

Анна Бочарова, психолог, гештальт- терапевт, Москва

В статье – рекомендации, которые помогут детям, родителям и воспитателям избежать стресса или снизить его при подготовке к празднику. Схемы и памятки помогут распознать стресс у детей и воспитателей. А памятки подскажут воспитателям, чем опасен длительный стресс и как с ним справиться

Воспитатели стремятся выполнить все требования заведующего при подготовке к новогоднему утреннику, но из-за этого могут перегружать детей и создавать напряженную атмосферу. Расскажите воспитателям, как выйти из стрессовой ситуации, а родителям – как помочь ребенку подготовиться к утреннику без стресса.

Что рекомендовать воспитателям о том, как справиться со стрессом

Если вы видите стресс у воспитателя, расскажите ему про техники, которые помогут привести себя в нормальное состояние. Научите расслаблять мышцы, снимать тревогу, раздражение, злость, снижать эмоциональность и восстанавливать когнитивные функции и работоспособность. Ниже – советы воспитателям.

Почему не надо игнорировать стресс.

Если человек не справляется с ситуацией, не решает поставленных задач, а постоянно находится в психофизическом напряжении, то у него ухудшается здоровье. Кроме того, действия воспитателя в состоянии стресса могут привести к неправильным поступкам. В том числе он может поставить детей в стрессовую ситуацию.

Пример.
Строгость заведующей и большой объем требований при подготовке к новогоднему утреннику привели педагогов к перегрузке. Воспитатели не справлялись с задачами и не знали, как сохранить психическую устойчивость. Некоторые педагоги не сумели отследить, что стали встревоженными и дезадаптивными. Это отразилось на детях.

Они не осознавали, что ставили перед детьми задачи, которые не соответствовали их возрасту, способностям, физическим ресурсам организма. Неудачу детей они воспринимали как непослушание с их стороны. Некоторые стали видеть в детях помеху тому, чтобы группа подготовила выдающееся выступление перед гостями.

В результате дети и их родители попали в стрессовую ситуацию, некоторые заболели, увеличилось количество конфликтов.

Как реагировать на стресс.

Отрицательные эмоции в состоянии напряжения означают, что возникла ситуация, которая воспринимается как угроза.

Это значит, что вам не все равно, вы не игнорируете проблемы и неудачи, а просто напуганы и ищете выход. Чтобы принимать решения, важно успокоиться, снизить уровень тревоги.

Для каждого человека способ снятия напряжения индивидуален, зависит от предпочтений, образа жизни. Важно не допускать длительного напряжения.

Как работать с дыханием.

В момент сильного гнева, обиды, напряжения постарайтесь изолировать себя от стрессовой ситуации и освободить от нее мысли. Сконцентрируйтесь на том, что сейчас важнее хорошее самочувствие. Осознайте свое раздражение. Почувствуйте, где в теле находится напряжение.

Обычно во время нарастающего гнева, тревог это брюшная полость или грудная клетка. Положите руку в место напряжения и продышите его медленно. Ощущайте, как расслабляются мышцы, снижается накал эмоций. Мыслями и восприятием находитесь в этом моменте.

Если напряжение не проходит, сердце продолжает усиленно биться, вы ощущаете сопротивление, желание возмущаться, значит, мысленно вы не отпускаете ситуацию. Возможно, бессознательно. Для вас сейчас отпустить ситуацию нельзя или страшно – это и не позволяет вам расслабиться.

Не переживайте, к решению задач вы вернетесь, но для начала решите, в каком состоянии вы хотите их решать.

Как сбросить негативные эмоции.

Не накапливайте в себе обиды и негативные эмоции. Напишите переживания на бумаге. Затем прочитайте написанное, разорвите лист, скомкайте его с силой и забросьте в урну. Проговорите в диктофон, что вы чувствуете и думаете, а затем сотрите запись.

Пожалуйтесь на происходящее друзьям или коллеге, которому можно доверять. Забрасывайте мяч в корзину и каждый раз называйте, что чувствуете. Переключите внимание на физический труд: передвиньте мебель, что-нибудь перенесите с места на место.

Устройте уборку.

Как понять, что воспитатель находится в состоянии стресса

Как распределять время.

Выделите время не только на работу, но и на отдых. Планируйте трудовую деятельность – распределите нагрузку, распишите дела и отмечайте выполненное. Это поможет вам видеть результат, фиксировать успешность и понимать, чему и сколько вы отводите времени.
Не игнорируйте время на отдых.

Пусть оно будет неприкосновенно и ограничено от вторжения окружающих. В это время вы имеете право не отвечать на телефонные звонки, закрыть дверь от того, что может помешать. Помните, что от этого зависит ваше самочувствие. Главное, чтобы удовольствия не были саморазрушительны.

Главный критерий – момент расслабления, безоценочность своих действий, приятные эмоции, то есть все то, что будет помогать центральной нервной системе вырабатывать необходимые гормоны.

Возможно, вначале будет поиск и эксперименты, чтобы найти то, что нравится, например, спорт, творчество, хобби, саморазвитие.

Важно Боритесь с собственным стрессом, чтобы не допустить стресса у детей

Как вести себя с человеком, у которого стресс.

Чтобы во время подготовки к новогоднему утреннику не возникало дополнительных стрессовых ситуаций, не воспринимайте напряженное поведение коллег и родителей как негативное. Поддержите человека, у которого стресс, проявите сочувствие.

Можно сказать, что вы видите, как устал собеседник, как он переживает, чтобы все было хорошо, что много сделал и постарался. Дайте понять, что главное теперь позаботиться о себе, сделать что-нибудь приятное, чтобы улучшить самочувствие.

Объясните, что это поможет снизить негативные эмоции и требовательность по отношению к себе и другим. Собеседник почувствует, что поступает правильно, даже когда у него что-то идет не так. Это значит, что больше нет угрозы и ему не от чего защищаться.

Ошибка – в момент стресса предложить человеку помощь и выделить его состояние как неподходящее и опасное. В этом случае он скорее почувствует себя уязвимым и откажется от борьбы со стрессом.

Что рекомендовать родителям
o том, как не допустить стресс у детей

Когда вы дома помогаете ребенку готовиться к утреннику, сдерживайте раздражение, если у него что-то не получается сразу. Не будьте требовательны, но проявите настойчивость. Относитесь к подготовке как к важному процессу жизни.

Превратите ее в увлекательное времяпрепровождение. Например, попросите научить вас танцу, подберите вместе наряды, подумайте о том, как лучше организовать выступление. Настраивайте ребенка на совместную подготовку в группе позитивно.

Говорите, что, когда все получается слаженно, это весело и интересно.

Успокаивайте ребенка, если он не готов к выступлению. Заранее рассказывайте ребенку, что иногда может не все получаться, как хочется, но это не страшно. Если ребенок болел, а потом оказался на интенсивной репетиции или уже на утреннике, то он может растеряться, не понимать, что надо делать, расстроиться и отказаться выступать.

Объясните ему, что всегда можно придумать, как участвовать в празднике вместе со всеми. Например, можно помогать другим, прийти в красивом наряде, громко аплодировать и радоваться за свою группу, махать родителям, успеть выучить какое-нибудь одно движение, которое делают все, или просто повторять за другими на занятиях.

Можно помогать раздавать конфеты и подарки, широко улыбаться или даже просто отдыхать.

Схема развития стресса

Позвольте выражать негативные эмоции.

Не запрещайте детям говорить, чем они недовольны и что им не нравится. Не критикуйте их, не старайтесь переделать или указать, что это неправильно. Выслушайте и посочувствуйте, однако не фиксируйте внимание на негативе. Так можно его усилить.

Если ребенок жалуется на строгого воспитателя во время подготовки к празднику, расскажите, что воспитатель переживает, потому что хочет, чтобы все получилось. Но у него тоже может не сразу все выходить, поэтому он расстраивается и устает.

Вместе подумайте, что надо и чего не надо делать в этой ситуации и переключите внимание ребенка на что-нибудь приятное.

Учите получать удовольствие от подготовки.

Когда вы говорите с ребенком о том, как проходит подготовка к Новому году, обращайте внимание на те навыки, которые он приобретает: выучил стишок, слова песни, научился танцевать. Напоминайте, что независимо от того, как пройдет утренник, можно будет показать родным на семейном празднике, чему он научился. Не уставайте гордиться достижениями вашего ребенка.
СоветНе стремитесь, чтобы ребенок всегда был одним из лучших, и не бойтесь негативных оценок в его адрес в случае неудачного выступления на утреннике

Старайтесь не критиковать.

Вместо критических замечаний акцентируйте внимание на тех чертах характера ребенка, которые помогут ему выступить.

Например:
«Ты умеешь выразительно читать стихотворение», «Тебе нравится создавать веселую атмосферу», «У тебя получилось запомнить слова и танцевальные движения», «Мне нравится твое упорство», «Когда ты громко поешь песню, тебя хорошо слышно», «Я вижу, что тебе важно, чтобы было красиво», «Ты очень внимательна к деталям», «Когда ты поешь, я улыбаюсь».

Шпаргалка для педагогов
Как понять, что ребенок в стрессовом состоянии

Появилась агрессивность. Покладистый и дружелюбный ребенок вдруг стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки, замахиваться. С трудом соблюдает обычную дисциплину. Появились страхи.

Везде включает свет. Проверяет, все ли в порядке, заперты ли замки. Он боится не только темноты, но и картины на стене, шума и тишины.

Появились перепады настроения, утомляемость.
Часто проявляет обиду, гнев, находится в подавленном состоянии, быстро устает от обычных занятий, появились истерики.

Стал беспокойно спать.
Во сне ворочается, стонет, вскрикивает, просыпается среди ночи.

Снизился интерес к играм и общению.
Ребенок стремится к одиночеству, отказывается играть с ровесниками и взрослыми. Не хочет ходить в детский сад.

Появились компульсивные признаки.
Наматывает волосы на палец, покашливает, появились звуковые тики, подергивания плечами, игра с половыми органами, заикание, энурез.

Ухудшилось здоровье.
Участились простуды, обострились хронические заболевания.

Информация для педагогов
Чем опасен для здоровья длительный стресс

Головной мозг – сужаются сосуды; – затрудняется снабжение мозга кислородом;

– появляются головные боли, бессонница, слабость, быстрая утомляемость.

Сердечно-сосудистая система – повышается риск появления и развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда;

– повышенное сердцебиение превращается в аритмию, гипертонию.

ЖКТ – нарушается работа пищеварительной системы;

– обостряется гастрит, язва, заболевания печени и желчного пузыря.

Ослабевает иммунная система в целом, человек стано- вится уязвимым и незащищенным перед инфекционными заболеваниями.

Рекомендации для педагогов
Как справиться со стрессом

1. Отслеживайте реакции организма на стресс. Когда вы чувствуете напряжение мышц во время стресса, положите руку на напряженные мышцы, подышите через это место и расслабьте его. 2. Определите, решаемая или нерешаемая у вас проблема. Если ситуацию можно решить, направьте на это все свои силы.

Если обстоятельства изменить нельзя, обратитесь за помощью к психологу, чтобы пережить это. 3. Найдите ресурсы для того, чтобы справиться с ситуацией. Обозначьте проблему. Запишите пять своих положительных качеств, которые помогут ее решить. Вспомните, как вы справлялись с похожими ситуациями.

Запишите возможные способы выхода из текущей ситуации и выберите подходящий 4. Разделяйте ответственность. Обращайтесь за помощью к коллегам, которые преуспевают в решении сложной для вас задачи. Просите родителей помочь. 5. Не концентрируйтесь на страхе неудачи. Думайте об успехе. Сосредоточьтесь на задачах и способах решения проблемы. 6.

Выделите время на отдых. Помните, что ваш отдых и удовольствия – лучшая профилактика стресса для вас и для окружающих вас людей.

Источник Справочник педагога-психолога. Детский сад, №12, 2018г

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/37-rabota-psixologa-s-ped-kollektivom-v-detskom-sadu/1855-kak-pomoch-detyam-i-vospitatelyam-izbezhat-stressa-pri-podgotovke-k-utrenniku

Праздничный стресс, или Для кого весь этот Новый год?! | Социум | Наша Психология

Новый год без стрессов и болезней: как подготовить ребенка к празднику
Огоньки в окнах горят, в магазинах столпотворение, на каждом углу елочные базары. Коллега жалуется, что ее дети составили длиннющий список подарков «от Деда Мороза» и теперь уверены, что обязательно их получат. Подруга жены возмущается, что из магазинов пропала хорошая селедка.

Если на столе не будет традиционной «шубы», случится катастрофа! Потом позвонила мама и начала разговор с традиционной фразы: «Ума не приложу, что всем дарить!» И так без конца, хотя до наступления Нового года еще почти две недели!

Не уверен, что в научной психологии есть такое терминологическое сочетание, как «праздничный стресс».

Но, наблюдая за тем, сколько сил и нервов люди тратят на подготовку к празднику, так и хочется вскричать: «Эврика! Он существует!» Мне не удалось найти достоверных статистических выкладок, но у меня лично (и наверняка у вас тоже) есть несколько знакомых, которые за дни новогодних каникул умудряются переругаться с родственниками, впасть в тоску и апатию, а под конец еще и слечь с обострением каких-нибудь хронических болячек. Получаются очень странные праздники, последствия которых вполне уместно сравнить с воздействием заведомо негативного стрессора.

Мечта под елочкой

Изначально Новый год – это праздник, связанный с природной цикличностью, прежде всего с циклами земледелия. «Обновление времени» происходило или после того, как собрали весь урожай, или перед посевом. При современной глобализации и индустриализации ни о какой аграрной цикличности речи быть не может. Просто идешь в супермаркет и покупаешь продукты нового южноамериканского урожая.

Наверное, это очень циничный взгляд, в ответ на который можно возразить, что это устоявшаяся хорошая традиция; что людям нужны праздники; и что, возможно, как раз именно современным людям, живущим в хаотичном и дизритмичном мире, особенно нужны какие-то ритуалы, связанные со «сменой времен».

Мы, конечно, не итальянцы, которые на Новый год выбрасывают в окно старые вещи, но и у нас есть свои традиции, которые помогают нам поверить, что все плохое ушло в прошлое, а в будущем наша жизнь станет гораздо лучше. Можно считать Новый год своеобразной прививкой оптимизма, которая придает нам сил, чтобы двигаться дальше и изменять свою жизнь к лучшему.

Волшебный момент, благодаря которому начнет меняться судьба. Вера в «новогоднюю магию» крепко сидит во многих из нас еще с детства.

Знаю взрослых людей, которые пишут желания на бумажках, сжигают и выпивают пепел вместе с шампанским под бой курантов. После чего ожидают, что все проблемы решатся сами собой.

Проблемы, разумеется, никуда не исчезают, а вот чувство разочарования и недовольство собой усиливаются. Это ли не повод впасть в уныние?

Напряженное веселье

Кроме экзистенциального разочарования, навязанных денежных трат на подарки, есть и другие новогодние стресс-факторы.  Многим знакомы декабрьские дедлайны на работе, когда приходится удваивать усилия, чтобы вовремя подготовить и сдать «горящие» отчеты.

Но расслабляться нельзя, потому что нужно стремительно бросаться в предновогодний шопинг («У нас же еще нет подарков!»), а в магазинах уже не протолкнуться. Следом уборка квартиры и готовка еды.

При этом все в авральном режиме, бегом-бегом! Потом принудительное общение, когда от очередного приглашения в гости «отказываться же неудобно».

И в финале этот жуткий период между «Не смейте ничего трогать!» и «Кто все это будет доедать?!», явно вредный для пищеварительной системы.

Для завершения жуткой картинки добавим шумных соседей и депривацию сна еще на две-три ночи после новогодней. В итоге получается не праздник, а какой-то экстрим, нагромождение стресс-факторов!

Персональный Дед Мороз

Открою вам страшную тайну: любой праздник (и Новый год не исключение) создан для вас, а не вы для праздника.

Это означает, что для того, чтобы хорошо отдохнуть, повеселиться и как следует расслабиться, вы не должны следовать каким-либо навязанным извне правилам и стандартам.

Вы абсолютно свободны и имеете право праздновать так, как это лучше всего для вас! Не следует быть рабом традиций: подходите к встрече Нового года осознанно и творчески, используйте это время для идеального отдыха.

Но если мы хотим праздника, важно, чтобы смена деятельности несла в себе нужный эмоциональный заряд.

Представьте, что вы очень напряженно работаете: у вас плотный график «с утра до ночи», вы перекусываете на бегу, у вас остается очень мало времени для самых близких.

В подобной ситуации лучшей «сменой деятельности» будет самое обычное домашнее застолье, когда можно приготовить какие-нибудь любимые всеми блюда и спокойно пообщаться в кругу семьи.

В противовес разрушительным новогодним стресс-факторам можно придумать свои собственные традиции.

У меня есть знакомые (несколько семей), которые устраивают Новый год в виде семейного кулинарного поединка. Пусть вас это не пугает, это ничего общего не имеет с традиционной обжираловкой.

 Эти семьи соревнуются в стиле «высокой вегетарианской кухни», придумывая красивые и легкие авторские блюда.

Другая компания малознакомых людей (общаются друг с другом в музыкальном сообществе одной из социальных сетей) в новогоднюю ночь объединяется в джазовый оркестр и начинает ходить по квартирам своих знакомых, устраивая там импровизированные мини-концерты. Знаю объединения ЗОЖников, у которых свои собственные новогодние традиции: одни моржуют под бой курантов, другие устраивают 10-километровый забег утром 1 января. Как видите, простор для творчества тут ничем не ограничен!

Если в конце года вы настолько устали и «переобщались», что вам не до экспериментов, то и тут есть варианты идеального отдыха.

  • Во-первых, можно просто сбежать. Например, уехать на все время новогодних каникул в другую страну или хотя бы в другой город. Там вас никто не знает, и вы будете избавлены от обязательного присутствия на скучных гостевых посиделках.
  • Во-вторых, можно устроить «мини Новый год». Пусть на вашем празднике всего будет мало гостей (только самые дорогие для вас люди), немного еды, как можно меньше телевизионных «Огоньков», одна еловая веточка в стакане с водой и т. д. Главное, чтобы было уютно и душевно, в стиле модного скандинавского хюгге. Такой минималистичный подход поможет избавиться от соответствия новогодним стереотипам, обычно и провоцирующим стресс.

В заключение хочу сказать, что не надо ждать какого-то особенного «новогоднего волшебства». Это просто хорошее время, которое вы сами способны превратить в идеальный отдых, в радостные и счастливые дни и часы вашей жизни.

Источник: https://www.psyh.ru/prazdnichnyj-stress-ili-dlya-kogo-ves-etot-novyj-god/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.