Нестрашные монстры: учимся не бояться

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Нестрашные монстры: учимся не бояться

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства.

Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря – рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности – вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху – рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных).

Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п.

Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание.

Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально.

Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно.

Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того – зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.

Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия. А иногда – и серьезной помощи психолога.

Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи

К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:

  • Страх темноты
  • Страх оставаться в одиночестве (или просто “без мамы”)
  • Боязнь собак
  • Боязнь выдуманных существ
  • Боязнь насекомых и мелких грызунов

Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует.

Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!

В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.

Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д. 

В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок – монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.

Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п.

У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете.

Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…

Как помочь ребенку «победить» его детский страх

Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком.

Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли.

Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.

Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…».

Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно.

Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?

На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:

  • 1 Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
  • 2 Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.

Вы удивитесь, как быстро будет “уменьшаться” детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные “ноты” и максимальное душевное участие…

  • 3 Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
  • 4 Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком  в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!

Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.

  • 5 В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам…. 

Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п.

Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых.

Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи – ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла… 

Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать – мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции – никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/80911/

Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

Нестрашные монстры: учимся не бояться

Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.

Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.

Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается.

Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии.

Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.

Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)

Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.

С рождения младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.

В 6-8 месяцев дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки.

Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить.

Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.

С 1 года до 3 лет дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе.

Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности.

Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы.

4-6 лет — период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.

Ещё 4-7 лет –время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.

В 7-12 лет дети начинают бояться вполне реальных вещей: пожаров, террористических актов, укусов насекомых, змей, врачей, войны. Чтобы страхи не множились, лучше контролировать потоки новостей, которые обрушиваются на детскую психику.

Часто в этом бывают виноваты новости по телевизору, которые не пропускают родители (или бабушка). Там мир состоит из войн, убийств и природных катастроф.

И как тут понять, что реальность другая, если у тебя в жизни только школа и новости?

Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет.

Другими словами, если страх чудовища в канализации реален, то и чудовище есть! Младший школьный возраст — период социального развития, когда дети учатся общаться, работать в группе, понимать, какие они.

У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.

Как помочь ребёнку победить свои страхи

1. Покажите, что вы понимаете его страх (как минимум не считаете глупостью)

Первое, что мы должны сделать, это показать, что мы уважаем страх и готовы помочь.

Высказывания в стиле «Да нет там никого под кроватью!», «Не будь трусом, ты же мальчик!», «Тебе же сказали, что эта собака не кусается» — путь в никуда.

Это отрицание детского страха, история, при которой мы бросаем ребёнка одного в стрессовой ситуации. Неважно, что думаете вы. Важно, что чувствует ваш сын или дочь. Поговорите с ними, часто активное слушание работает само по себе.

2. Попытайтесь выяснить, что на самом деле его пугает

Шум от бормашинки, вид сверла или неприветливое лицо врача? Для этого тоже часто достаточно поговорить. Полезно научиться рейтинговать страх по шкале от 0 до 10. Это поможет ребёнку понять, что с ним происходит, и настроиться на работу с собой.

3. Объясните ребёнку, что он не должен скрывать свои страхи

Он может и должен говорить окружающим: «Я не могу это сделать, потому что это меня пугает!». Особенно если речь идёт о детях дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда отказ от какой-то деятельность воспринимается другими взрослыми как капризы.

Когда страхи названы и озвучены, взрослому (воспитателю, врачу, учителю, тренеру) становится понятнее, как себя вести, уходит и ненужное раздражение.

Если же взрослый реагирует в стиле «такой большой, а боишься» — бегите от такого человека как можно дальше, как минимум он не профессионал.

4. Не устраивайте сюрпризы, которые могут испугать

Для детей важна предсказуемость, особенно когда у них период иррациональных страхов. Рассказывайте, что планируется, куда вы идёте, что будет происходить.

Если случился переизбыток эмоций (большой и шумный праздник, дальняя поездка, поход в парк аттракционов), помните о важности контакта с вами: поддерживайте контакт глазами, держите за руку, просто позвольте опереться на вас спиной или боком, поглаживайте по голове.

5. Если ребёнок боится клоунов — не надо тащить его в цирк

Страхи можно и нужно приручать, но необходимо разбить задачу на маленькие шаги (как, впрочем, и в любом обучении, если дело касается детей). Например, ваш сын боится собак.

Сначала посмотрите на собак на картинках и видео, обсудите, как понять, что собака сердится (положение хвоста, поднятая шерсть на загривке, оскал).

Потом можно помахать знакомой собаке издалека, поговорить с хозяином, держа ребёнка на руках на безопасном расстоянии, почитать книги и посмотреть фильмы о собаках, которые дружат с детьми. Правда, тут важно, чтобы вы сами не испытывали страха. Иначе операция провалится.

6. Придумайте игру, где будет задействован страх (но не в лоб)

Есть такая вещь, как эмоциональная интеграция: когда одна эмоция, смешиваясь с другой, гасит предыдущую. В деле борьбы со страхами эта особенность человеческой психики может помочь. Хорошие эмоции дадут необходимый ресурс для интеграции плохого опыта в своё сознание.

Например, если ребёнок боится темноты, можно придумать совместные игры в темноте: почитать с фонариком под одеялом, пособирать в тёмной комнате светящиеся игрушки, поиграть с завязанными глазами. Главное, двигаться осторожно, ваша задача — дать положительный опыт.

7. Придумайте способы защиты (от монстров в том числе)

Вооружите сына или дочь: дайте волшебный фонарик, который будет лежать под подушкой и отгонять прикроватных монстров или пульверизатор с антидраконьей жидкостью. Можно подарить невидимый волшебный скафандр.

Попросите сына расслабиться, закрыть глаза и представить, что, когда вы нажимаете на «кнопку» на голове, вокруг него образуется непробиваемый защитный экран. Подробно обсудите, какого он размера, цвета, можно ли его увеличивать и уменьшать.

Против чего он работает? Против монстров и плохих и обидных слов? Такой экран поможет ребёнку, когда он придёт в новый коллектив, например. Напомните, что легче всего вызвать этот экран, если ноги твёрдо чувствуют пол, а тело — спинку стула.

8. Нарисуйте страх и обсудите его

Самое страшное — неведение. Зачем приходит подкроватный монстр? Какой он, что он умеет, может ли ребёнок показать его? Когда мы играем во что-то (даже в страх), мы начинаем управлять ситуацией.

Например, дочь в начальной школе пугает угроза учительницы отвести к директору или замечание в дневнике. Спросите, а что будет, если это произойдёт. Дочка будет плохо себя вести, её отведут к директору, а потом вызовут маму.

В конце концов, все дороги приведут именно к родителю, который всегда защитит — и от монстра под кроватью, и от директора.

9. Научите простым упражнениям, как успокоиться в критичный момент

Выясните, где именно живёт страх внутри ребёнка, и научите простым дыхательным упражнениям, которые помогут успокоиться. Например, визуализировать свои лёгкие, как воздушные шарики, которые сдуваются и надуваются при вдохе и выдохе. Можно попробовать практики внимательности (много упражнений в интернете).

10. Разговаривайте обо всём на свете

Как устроена канализация, почему люди боятся пауков, кто живёт в нашем шкафу, что будет происходить в кабинете врача, почему мы умираем, как меняется звук турбин в самолёте при посадке и взлёте, почему учителя разговаривают таким тоном, зачем люди дразнятся, что такое вербальная агрессия и многом-многом другом. Если называть страх — он перестаёт быть таким ужасным.

Если ребёнок совсем ничего не боится — вот тут стоит задуматься о помощи специалиста. Полное отсутствие страхов может говорить о нарушении привязанности, чувствительности или даже каких-то психиатрических заболеваниях.

Разные типы страхов не соответствуют возрастным нормам, не сменяют друг друга, а просто добавляются и сохраняются какое-то время. Если совсем не реагировать или делать это неправильно, всё может перерасти в фобию — неконтролируемый страх, который проявляется в одних и тех же ситуациях.

Страх — базовая эмоция человека. Тут важно решить, кто кем управляет: страх человеком или человек использует страх для адаптации и обучения.

Shutterstock (EKramar). Гифки: giphy.com

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/5103867-childhood_fears

Детские страхи: как победить монстров

Нестрашные монстры: учимся не бояться

Детские страхи всегда были частью взросления. Чем больше ребенок знакомится с окружающим миром, тем больше неуверенности и тревоги он испытывает. В зависимости от возраста ребенка характер его опасений меняется. Поговорим о том как не бояться темноты, монстров, незнакомцев.

Почему ребенок боится

Большинство страхов маленьких детей истекают из одного основного: страха разделения с родителями. Часто малыши боятся определенных вещей после негативного опыта, например, ребенок будет избегать всех собак после нападения одной из них.

Более взрослые дети и подростки боятся абстрактных вещей, например, неудач в учебе или непопулярности у сверстников.

Некоторые опасения даже полезны для ребят, поскольку заставляют их вести себя осмотрительнее: не играть со спичками, не разговаривать с незнакомцами или не взбираться на очень высокое дерево.

Тем не менее, многие взрослые страдают от фобий, имеющих детские корни. Важно вовремя увидеть признаки детских страхов и найти способ их преодолеть.

Нет однозначного ответа, почему развиваются страхи. Известно лишь, что некоторые люди рождаются с более ранимой психикой, что увеличивает шанс возникновения у них различных фобий. Чего же боятся дети?

Боязнь разделения с родителями

Ребенок боится, что мама оставит его и больше никогда не вернется. Этот страх основной и абсолютно естественный для маленького ребенка. До определенного возраста малыш не отделяет себя от мамы и не в состоянии даже понять возможности ее отсутствия.

Чтобы победить этот страх, ребенок всегда должен оставаться только с людьми, которым он доверяет. Распространенный у нас метод оставить ребенка с незнакомым воспитателем в надежде, что он проплачется и успокоится, – прекрасная почва для возникновения всяческих фобий. Он подрывает доверие к родителям и разрушает тесные связи с ними.

Боязнь чужих людей

Ребенок не знает, чего ожидать от незнакомых людей и поэтому боится их. Страх перед незнакомцами – абсолютно здоровый. Даже взрослому нужно какое-то время, чтобы узнать человека и начать ему доверять.

Маленькому ребенку это сделать еще сложнее. Нельзя давить на малыша и стыдить его за страх и смущение. Если необходимо, чтобы незнакомый ребенку человек как можно быстрее нашел с ним общий язык, расскажите ему, какие книги, игры и сладости любит малыш, чем он увлекается. Общие темы для разговора помогут быстрее сблизиться с ребенком.

Почему дети боятся темноты

Ребенок не видит в темноте и поэтому чувствует себя незащищенным. Большинство детей в той или иной степени боятся темноты – это довольно распространенный страх перед неизвестным.

 Если ребенок боится темноты ночник в комнате или свет в коридоре помогут ребенку успокоиться и уснуть.

А ночные прогулки, во время которых родители покажут ему новые интересные вещи, уменьшат страх перед темнотой.

Часто дети пугаются незнакомых громких звуков в темноте. Иногда достаточно несколько раз посидеть с малышом в темноте и объяснить ему природу пугающих его звуков: это громко кричит кот, это резко затормозила машина, а это ветки дерева стучат в стекло.

Как научить вашего ребенка не боятся темноты

Что делать если ребенок все же боится темноты и как научить его не боятся помогут советы психолога.

Боязнь монстров

Ребенок боится, что под кроватью или в шкафу прячется нечто, способное причинить ему боль. Дети, особенно с хорошо развитой фантазией, могут увидеть монстров где угодно: в темных углах, тенях или облаках.

Бесполезно убеждать их, что монстров не существует. Вместо этого нужно помочь детям найти осязаемое «оружие» против чудовищ. Это может быть спрей с «волшебной водой», мухобойка против монстров, специальный мешок, в который можно собрать всех чудищ и выкинуть их из дома. В общем все, на что у родителей хватит фантазии и что покажется достаточно убедительным малышам.

Боязнь природных катаклизмов

Дети боятся оглушающих звуков грома, ярких вспышек молнии и завывающего ветра. Пусть ребенок играет на улице при любой погоде (конечно, если она не представляет опасности для жизни или здоровья). Ощущая порывы ветра, капли дождя на лице и холод снежинок, он будет подготовлен к тому, что погода бывает разной, хоть и не всегда комфортной.

Полезно слушать вместе с родителями прогноз погоды, чтобы малыш был готов к тому, что увидит завтра за окном. Если семья живет в зоне активных природных катаклизмов, ребенок обязательно должен знать правила поведения при опасности.

Боязнь переодетых людей, ярких костюмов и масок

Почему ребенок боится клоунов? Маленьким детям трудно понять, что за маской прячется человек. Кроме того, его могут пугать непропорционально большие размеры кота, кролика или цыпленка.

Нельзя заставлять ребенка подходить к переодетому человеку, если он боится. При возможности нужно попросить актера, чтобы он снял маску и ребенок увидел человеческое лицо.

Хорошо помогают игры с переодеванием или участие в театральных постановках.

Боязнь туалета или ванной комнаты

Ребенок боится громких звуков или непонятных явлений. Этот страх характерен для совсем маленьких детей, которые только начали осваивать ванную. Громкие звуки, вода, исчезающая в сливном отверстии, и даже блестящие краны могут их напугать.

Нужно показать малышу, что и как работает и для чего служит. Пусть он попрактикуется: например, смоет в унитаз несколько кусочков туалетной бумаги или выльет в раковину несколько кружек воды. Иногда малыши боятся упасть в унитаз, поэтому пусть пользуются детскими сидениями.

Страх перед врачами

Врачи зачастую причиняют детям боль, необходимость которой они понять не в состоянии. Нужно заранее подготовить ребенка к тому, какие процедуры его ожидают.

Нельзя говорить, что больно не будет, если предстоит неприятная манипуляция. Лучше предложить ему небольшую награду за мужество и терпение.

Нельзя оставлять ребенка наедине с врачом, если он боится. И обязательно нужно подбадривать и хвалить его за смелость во время и после процедуры.

Боится родителей

Это более сложный вопрос. Необходимо разобраться по какой причине ребенок боится родителей. Этот страх может говорить о том, что в семье установлены слишком жесткие правила. И способы наказания далеки от гуманных.

Детских страхов не избежать, но родители в силах помочь малышам преодолеть их. Объясняя ребенку природу вещей, поддерживая и успокаивая, родители вселяют в него уверенность и спокойствие.

Честные ответы взрослых помогут подготовиться к неприятным вещам и укрепить доверие в семье.

Малыши любят слушать рассказы о других детях, поэтому на помощь в преодолении страхов придут книги, в которых маленькие герои смогли справиться со своими проблемами.

Прислушиваясь к своей интуиции и наблюдая за другими детьми того же возраста, родители могут понять, нужна ли помощь специалиста в преодолении детских страхов. Важнейшим показателем того, что обычная детская тревога перерастает в фобию, служит то, что она мешает ребенку нормально жить и развиваться.

Некоторые страхи не исчезают до конца и могут вернуться уже через много лет после тяжелых потрясений или напряженных моментов жизни. Но в целом, детские страхи – это нормальное явление, которое исчезает с возрастом.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/detskie-strahi/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.