Начальное обучение счету. Знать, как свои 10 пальцев

Содержание

Считаем в пределах 10 без помощи пальцев | Ольга Лысенко

Начальное обучение счету. Знать, как свои 10 пальцев

Онлайн-курс Ольги Лысенко для педагогов по подготовке к школе и родителей

Это вторая ступень в изучении математики после знакомства с цифрами (курс «Учим цифры, пишем цифры»).

С помощью этого курса вы сможете научить детей 6-7 лет считать в уме в пределах 10, решая 35-40 примеров в минуту

Посмотрите на результаты выпускников этого курса в центре Ольги Лысенко:

Что ещё умеют дети, которые прошли эту программу:

  • Они могут решать «примеры с окошками» — по сути, простейшие уравнения
  • Владеют универсальными вычислительными навыками для счета в пределах 100 и 1000
  • Знают названия всех компонентов при сложении и вычитании
  • Легко считают в прямом и обратном порядке
  • Определяют части и целое
  • Умеют правильно писать цифры, соблюдая нормы каллиграфии
  • Решают простые неравенства
  • Могут охарактеризовать предмет по разным признакам и сравнить несколько предметов по заданному признаку.

Оптимальный возраст учеников — от 5.5 до 7 лет

Четырехлетние дети не смогут учиться по этой программе.

Зато для младших школьников, испытывающих трудности в счете, новый курс — это возможность развить навык супербыстрого счета и поднять успеваемость на новый уровень.

Курс можно встроить в программу подготовки к школе или запустить отдельно

Родители видят результат уже с третьего занятия. И это хорошая возможность усилить вашу подготовку к школе, поднять уровень удовлетворенности клиентов, подогреть сарафанное радио.

Продолжительность курса «Считаем до 10 без помощи пальцев» — 25 — 30 уроков для детей 6-7 лет, знающих цифры и умеющих их писать.

Чем младше возраст, тем длительнее обучение. При отсутствии предварительных навыков у детей — незнание цифр, неумение писать цифры, неспособность определять последующее и предыдущее число, продолжительность курса увеличивается.

Если курс проводить отдельно от остальной подготовки к школе, в группу можно набирать до 8-12 человек, что положительно влияет на ее рентабельность.

Основа курса — рабочая тетрадь для детей «Считаем до 10 без помощи пальцев»

Посмотрите несколько страниц рабочей тетради:

Кликните на картинку, чтобы скачать PDF Кликните на картинку, чтобы скачать PDF

В состав курса входит видеолекция

В ней автор курса Ольга Васильевна Лысенко подробно объясняет методику обучения детей по её материалам.

Все материалы предоставляются в электронном виде через личный кабинет на этом сайте.

Также вы получите следующие пособия и авторские наглядные материалы:

  1. Набор полосок для сравнения. «Равно — не равно»
  2. Палочки Кюизинера, дополненные знаками: плюс, минус, больше, меньше, равно. Тренировка в умении составлять числовые выражения. Визуализация состава числа
  3. Пособие «Часики» – браслеты на левую и правую руку.

    Пособие, которое позволяет быстро научить ребенка различать «лево» и «право»

  4. Пособие «Ладошки» для определения левой и правой стороны у неживых предметов и живых объектов.
  5. Пособие «Младшие и старшие и братья».

    Иллюстрирует способ образования натуральных чисел

  6. Набор карточек «Назови последующее и предыдущее число в пределах 20». Позволяет тренировать способность ребенка быстро прибавлять и вычитать в уме.

  1. Лото в пределах 10 и в пределах 20
  2. Таблица сотни разрезания
  3. Наглядное пособие для доски «Пишем цифры»
  4. Настенное пособие «числовая прямая»
  5. Пособие «Радуга»
  6. Настенное наглядное пособие «Числовые домики»
  7. Карточки «+1», «+2», «+3», «-1», «-2», «-3»
  8. Карточки «Состав числа 10», «Сложение одинаковых слагаемых», «Числа-соседи»
  9. Счетный материал в картинках. По 10 штук каждого вида по основным темам: фрукты, овощи, игрушки, дети.

Программа «Счет в пределах 10» хорошо зарекомендовала себя не только в курсе подготовки к школе, но и на курсах ментальной арифметики.

Она свободно сочетается с другими программами, включая общеобразовательную школьную программу.

В курсе четыре основных раздела:

  1. Знаки арифметического действия «+», «-», «=». Универсальные вычислительные приемы и их применение к каждому составу числа.

     Игры на автоматизацию устного счета

  2. Знакомство с именными величинами и их единицами измерения.

    Характеристика и сравнение предметов по длине, высоте, ширине, размеру, весу, скорости и другим признакам и свойствам

  3. Автоматизация каллиграфии цифр
  4. Рисование объемных тел.

Курс предполагает обязательную сдачу экзамена преподавателем

Вам или вашему педагогу необходимо будет прислать на проверку видео-фрагменты занятий с детьми. После успешной сдачи экзамена вы получите сертификат.

В стоимость курса входит приём экзамена у одного преподавателя.

Автор курса — Ольга Васильевна Лысенко

  • Практикующий педагог со стажем преподавания более 20 лет
  • Автор популярных методик интенсивного обучения «Красивый почерк за 20 занятий», «Обучение чтению за 15 уроков», «Таблица умножения за 15 занятий», «Решение математических задач» и других.

Стоимость — 15900 руб

Также сейчас можно оформить предзаказ на продолжение: курс «Быстрый счёт в пределах 100».

Подробнее о новом курсе →

Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить свой отзыв об этом продукте.

Источник: https://bestbabyclub.ru/products/1-to-10/

Быстрое обучение детей счету примеров в пределах 10 и 20

Начальное обучение счету. Знать, как свои 10 пальцев

Обучение будущего школьника счету в пределах 10 – это первый шаг к устному счету. Важно, чтобы ребенок запомнил процессы всех вычислений, как делают это старшие. Второй этап состоит из осваивания основных методов вычисления.

Преимуществом здесь уже становится не произвольное получение из воспоминаний готовых ответов, а осознание и заучивание способов сложения и вычитания в цифрах.

Как научить ребенка считать примеры в пределах 10, какие игровые приемы можно использовать для лучшего усвоения?

Учимся решать примеры до 10

Для того чтобы выучиться верно и мгновенно считать, нужно постоянно решать примеры. Для высчитывания и запоминания на начальных этапах следует сделать акцент на мышлении ребенка на основе наглядных образов. Здесь возникает проблема: дети часто не воспринимают математические понятия. Решением станут практические действия с жизненными примерами.

Учимся считать

Учителя используют три основных метода для обучения счету:

  1. На принципе знания числового состава
  2. Запоминать наизусть таблицы действий, включая деление и умножение.
  3. Использовать спец.приемы для получения результата.

Рассмотрим все методики по порядку.

Примеры на вычитание с картинками

Принцип знания состава

Подготовка должна начинаться с изучения азов математики. Рассказывая ребенку, нужно объяснять, что каждое число это группа с заданным количеством элементов.

Состав числа для запоминания

Важно! Мало сосчитать до пяти. Убедитесь, что вы предлагаете показать пять пальцев, положить на стол пять конфет или изобразить на листке пять кругов.

Необходимо связать число и сказочных героев или другие знакомые для ученика предметы:

  1. Одна репка.
  2. Две стороны у монетки.
  3. Три медведя.
  4. Четыре стороны света.
  5. Пять пальцев на ручке малыша.

Ребенка важно приучать к картинке, соединенной со всеми элементами. Необходимо играть в математическое домино. Для этого нужно взять десять кубиков с размером ребра 1,5-2 см, стоящих в коробке. Подойдут и детали конструктора Лего. Если нет подходящих предметов, то можно распечатать другие пособия.

Исходя из знания состава, ребенок может решить, складывать ему или вычитать. Например, чтобы ответить, сколько будет «шесть плюс три», он должен знать, что 6 и 3 равняются 9. А «семь минус два» получится пять, потому что 7 это 2 и 5.

Пособие для изучения состава

Запоминания таблиц наизусть

Есть большое количество приемов приучить ребенка сразу запомнить таблицы. Почти половина примеров на сложение и вычитание бессознательно заучиваются детьми по окончании ознакомления с законом перемещения.

Можно брать стихи, подпевки. Самым популярным образцом служит строка песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Отличную информацию находят, познакомившись с методикой Николая Зайцева, программой «Песнезнайка».

Для закрепления знания табличных данных, можно предложить детям работать с:

  • раскрасками;
  • компьютерными играми по математике;
  • мультимедийными презентациями.

Умение прибавлять в тестах со звездочкой поможет потом учить сложный материал.

Домашние упражнения

Использование вычислительных приемов

Наивысший уровень результата устного счета – это способность нахождения самого быстрого и удобного метода для подсчета итога. Так, например, одним из легких способов обучить школьника считать на занятиях является техника присчитывания и «перепрыгивания».

Дети быстро усваивают, что при добавлении 1 получается последующее значение, а при уменьшении на 1 получается предыдущее. После этого можно узнать о лучшем напарнике числа 2 – кузнечике, который умеет перескочить цифру и вызвать результат сложения или вычитания 2.

  Познавательно-речевое развитие дошкольников

Как объяснить связь сложения и вычитания

Для лучшего восприятия следует научить малыша составу. Методика заключается в трех шагах:

  1. На привычных предметах усвоить, что одно из слагаемых может меняться в сторону уменьшения, другое возрасти при одинаковой сумме. Удачным пособием станут упаковки для яиц (по 10); боксы для печенья (по 6,8 или 12), календарные дни (по 7).
  2. Следует проследить, чтобы ребенок сделал записи в тетради по возможным комбинациям числительных.
  3. Вместе с учеником подготовить карточки с надписями: 6 + 3 = 9; 4 + 5 = 9; 2 + 7 = 9; 1 + 8 = 9. Лучше распределить каждый пример на отдельную карточку.

Теперь нужно приложить усилия к запоминанию. Ребенок должен наизусть, не считая, запомнить все возможные комбинации слагаемых, дающих одну сумму. Не нужны длинные занятия. Успех придет быстрее, когда урок на запоминание будет быстрым, как перерыв между лепкой или рисованием.

Связь между сложением и вычитанием

Если ребенок все запомнил и не пытается «посчитать», можно приступать к следующему шагу. При замене знакомых карточек новыми, малыш должен писать сразу ответы. Приступаем к самому сложному – вычитать, используя знание составляющих. Вначале необходимо повторить карточки с действиями. Потом нужно спросить у ребенка, что будет с результатом, если убрать одно из слагаемых.

Данная цепочка поможет оценить связь сложения с вычитанием методом запоминания. Ученик должен понять, что вспомнить знакомое сочетание легче, чем считать в уме. В дальнейшем принцип поможет легче освоить решение линейных уравнений.

Когда можно решать примеры в пределах 20

При полном усвоении навыков счета до 10 рекомендуют приступить к действиям на втором десятке. Здесь необходимо только понимание, без подсказки и списывания у соседа. Как научить считать и разъяснять примеры ребенку в пределах 20?  Следует придерживаться пошаговой методики:

  1. Выучить порядковый счет второго десятка, очередность каждого элемента числового ряда. Для облегчения запоминания используют одинаковые предметы – карточки, кубики. Нанести числа только на первые десять единиц. Разложить их рядами, первый десяток с подписями, под ним второй, «слепой».
  2. Запоминать по схеме 14 – к слову четыре добавляется «– надцать», и так с каждым новым термином. Ребенок должен усвоить смысл названия порядковых чисел от 11 до двадцати.
  3. Приступить к понятию первый десяток, потом добавлять элементы второго ряда и проговаривать действия. «Десять плюс четыре получится четырнадцать». Должны прозвучать так все данные в интервале второго десятка.
  4. Отработать действия со сложением без перехода. По типу 10 + 6 = 16; 16 – 6 = 10. Когда этот этап освоен, выполняют действия повышенной сложности.

Пазлы для счета до 20

Примеры с переходом через десяток требуют развивать навыки устного счета. Знание состава числа при равной сумме облегчают запоминание алгоритма расчета по действиям на сложение и вычитание в пределах 100.

  Дети танцуют бальные танцы самба, ча-ча-ча, латино

Как научить решать примеры в уме?

Для облегчения устного счета эффективны упражнения для ежедневной тренировки. К шести годам детвора может самостоятельно сосчитать количество конфет, кубиков или мячиков. Им не нужно использовать свои пальчики. Родителям необходимо вовремя подсказать, направить малыша для формирования навыков решения примеров в уме. Ребенок должен освоить:

  • простейший счет;
  • сумму и разность;
  • различие между «большим» или «меньшим» значением.

Визуальное восприятие счета – решение в столбик поможет быстрее научиться считать устно. Педагоги начального обучения рекомендуют начинать с простого. Сосчитать количество фруктов, от ребенка нужно услышать итоговый ответ, без проговаривания последовательных цифр числового ряда.

Несколько уроков, и малыш поймет, что можно сразу называть сумму. Для усложнения спрашивают, а если добавить еще три груши, сколько всего будет фруктов. «Добавки» не должно быть перед глазами. Юному счетоводу придется представить в уме и дать правильный ответ.

Прибавляем в уме

Следует устно повторять примеры на состав, учитывая все возможные двузначные пары. Для облегчения задачи можно применить карточки, затем полностью отказаться от них, перейдя целиком на устный счет. Все задания легче выполнять в течение дня, чтобы освоить быстрее счет:

  • Во время прогулки повторить с ребенком список планируемых покупок. После расчета у кассы малыш должен перечислить все товары. Если список не полный, малыш должен правильно назвать продукты или предметы для дальнейшего шопинга.
  • Номерные знаки на машинах послужат разминкой для сложения или вычитания на улице. Различные сочетания цифр помогают быстрее научиться считать. Если впереди машина с трехзначным номером, можно сложить все составляющие. Затем отнимать из самого большого значения наименьшее.
  • В учебных материалах опубликованы задачки для дошкольников. Они сопровождаются рисунками, четверостишьями, чтобы добавить игровую изюминку к «сухой» математике.

Важно! Каждый ребенок имеет особенности развития, одному будет легче усвоить материал, другой может схватывать на лету. Нужно грамотно направлять и помогать изучать азы математики.

Дети тренируются в устном счете

Интересные способы научить прибавлять и отнимать

Ребенок должен запомнить многие числовые комбинации. Чтобы помочь лучше понять этот материал, рекомендуется предложить ему следующие задачи:

  • Рассортировать данное количество объектов в три тарелки, создав разные комбинации (варианты разные: повесить игрушки на две елки, расставить цветы в двух вазах, разместить гномов в двух домах);
  • дополнить число до желаемого;
  • заполнить ячейки, в которых записан состав с присвоенным номером;
  • дорисовать домино.

Числовой ряд

Поможет усвоить устный счет игра в интервал между значениями. Мама говорит, что загадала определенное число в промежутке от 5 до 18. Ребенок должен угадать, если он ошибается, взрослый определяет место в ряду, регулируя поиски словами «больше», «меньше», «добавь один», «отними два».

Первые успехи

Ребенку будет сложно понять на уроках математику в первом классе, если он не усвоил технику счета. Терпение, игровые методы, непринужденность и регулярность упражнений это необходимые условия для успешного обучения. Даже одна десятая материала, усвоенного ребенком самостоятельно, поможет освоить школьную программу.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-naucit-rebenka-scitat-primery-v-predelah-10

Учим ребенка считать в уме быстро и правильно

Начальное обучение счету. Знать, как свои 10 пальцев

28.04.2018

4

56036

Если ребёнок плохо считает, его нужно правильно научить этому навыку. Несмотря на наличие всевозможных устройств, помогающих людям производить всевозможные математические действия, навык счёта в уме остаётся актуальным. Владение подобными приёмами позволяет организоваться в различных жизненных ситуациях, положительно влияет на имидж, является демонстрацией интеллектуальных способностей.

Навык быстрого счёта в уме можно развить в любом возрасте, но лучше уделить внимание развитию этой способности в раннем детстве. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка считать в уме.

Польза от счёта в уме

Научить ребёнка быстро считать в уме необходимо, потому что от этого занятия идёт одна только польза, а именно:

  • формируется аналитический склад ума, благодаря чему идёт профилактика таких болезней, как слабоумие, маразм, болезнь Альцгеймера;
  • при походе в магазин или покупке билетов Вы можете быть уверены, что Вас не обманут на кассе;
  • человек, который быстро считает в уме, мгновенно принимает верные решения в трудных ситуациях, просчитывает, какие последствия могут быть, ищет лучшие вариации различных задач;
  • у ребёнка развиваются интеллектуальные способности, что положительно влияет на его самооценку и карьерный рост;
  • дети, которые быстро считают в уме, имеют хорошее развитие речи, мысленной реакции, способности принимать творческие решения.

Лучший возраст для начала обучения

Нужно не только знать, как научить ребёнка устному счёту, но и когда лучше начать это делать. Специалисты пришли к общему мнению, что самый благоприятный период для обучения устному счёту – это от 3 до 5 лет. В это время ребёнок легко осваивает лёгкие действия по арифметике (сложение и вычитание). В 5 лет ребёнок решает элементарные примеры и задачки.

Научить считать в уме школьника довольно просто. Главное, чтобы он знал таблицу умножения. Некоторые люди достаточно быстро умеют складывать, вычитать двузначные числа в уме. Другие молниеносно оперируют трёхзначными величинами. Специалисты не называют такую способность феноменом, а полагают, что это под силу любому человеку после соответствующих тренировок.

Следует выделить три важных аспекта:

  • способность концентрировать внимание и удерживать в краткосрочной памяти несколько объектов одновременно;
  • знание специальных алгоритмов, умение подобрать нужный в конкретной ситуации;
  • постоянные тренировки.

При организации упражнений на устные вычисления с дошкольником важно превратить процесс в игру и соблюдать все необходимые условия:

  • установить четкие правила;
  • создать атмосферу состязания – учиться в компании сверстников веселее и азартнее, чем в одиночку;
  • разработать систему поощрений за хорошие результаты.

Первый этап обучения ребёнка устному счету – усвоение расположения цифр. Примеры игровых заданий:

  • знакомство с понятиями «один» и «много» – счётным материалом могут быть кубики, палочки, любые игрушки;
  • соотнесение количества предметов с конкретной цифрой;
  • счёт порядковый и количественный;
  • изучение состава числа.

Перечисленные типы упражнений относятся к тренировочной составляющей навыка. Только при наличии успешного результата можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Если ребёнок не умеет делать данные упражнения, ему надо повторить всё снова и продуктивно тренироваться.

Эффективные методики обучения счёту в уме

Обучение ребёнка устному счёту – очень важная вещь в процессе развития детей. В этом могут помочь различные программы:

  • Методика Полякова. Сергей Поляков, советский и российский инженер, посвятил более 10 лет тому, чтобы как можно раньше обучить детей техникам чтения и счёта. Его способ состоит в том, что сначала учат ребят считать до десяти и просят их запомнить итоги всех вариаций на плюс и минус. То есть, отрабатываем действия. Затем дошкольники учатся складывать и вычитать в уме двузначные числа. В данном случае им необходимо понять и запомнить способы, как складывать и вычитать в других десятках.
  • Программа Монтессори. Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, много лет посвятила системе обучения детей. Данная программа основывается на эмпирических и игровых формах работы с детьми. Материалы, которые используются в обучении, должны быть удобны в применении и иметь яркие картинки, чтобы ребёнку нравилось заниматься. Также детям необходимо на практике применять полученные знания.
  • Ментальная арифметика – логически продуманная, эффективная методика обучения быстрому устному счету является ментальная арифметика. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте, когда мозг гибкий, способный к образованию новых нейронных связей.

Для обучения ментальной арифметике используется абакус – древние счёты. Первые тренировки – это умение производить действия, используя костяшки. Последующие – отказ от реального счётного инструмента, замена его ментальной картинкой. Преподаватели учат работать два полушария мозга одновременно.

Мысленная визуализация вычислений – эффективный тренажёр, дающий поразительные результаты. Дети осваивают навык быстрого устного счёта в уме, учатся концентрировать внимание, овладевают специальными алгоритмами вычислений, которые впоследствии рационально используют в нужный момент.

Методики обучения в разном возрасте

Обучить ребёнка устному счёту можно с помощью разных способов. Все они зависят от возраста детей:

  • Дети 2-3 лет. На занятиях в игровой форме расскажите ребёнку, что такое счёт и зачем он нужен. Объясните понятия «много» и «мало».
  • Дети 4-5 лет. Используйте желание дошкольника помочь маме с папой по хозяйству. Собирая тарелки со стола, посчитайте их вместе. Раскладывая игрушки по полкам, также устройте совместный счёт. Со временем у ребёнка сформируются понятия «больше» и «меньше». Познакомьте его с разными геометрическими формами: кругом, квадратом, прямоугольником.
  • Дети 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок учится сравнивать предметы, которые отличаются по количеству на один. Основным методом обучения является сравнение. Ребёнок учится устанавливать равенство, убирая или дополняя элементы.
  • Дети 7-8 лет. Школьник осваивает десятичную систему исчисления. Можно использовать методику Зайцева «Тысяча плюс», которая доводит до автомата сложение и вычитание чисел до ста. Или метод Глена Домана, при котором школьники учатся устному счёту по карточкам с точками, развивая при этом зрительную память.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/razvitie-navyka-scheta-v-ume-u-detey/

Как научить ребенка считать в уме: методика 1 класса и далее. Советы учителя начальных классов

Начальное обучение счету. Знать, как свои 10 пальцев

У детей преобладает наглядно-образное мышление. Проблема в том, что большинство математических понятий абстрактны и плохо воспринимаются или запоминаются младшими школьниками. Поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.

Педагогами используется три основных способа, как научить ребенка считать в уме:

  • основываясь на знании состава чисел;
  • заучивая таблицы математических действий наизусть;
  • используя особые приемы выполнения математических действий.

Рассмотрим каждый из них.

Подготовка к обучению устному счету

Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов.

Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка.

Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными  героями или другими понятиями:

  • 3 — три поросенка;
  • 4 — черепашки – ниндзя;
  • 5 — пальцев на руке;
  • 6 — героев сказки «Репка»;
  • 7 — гномов и т.д.

У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.

Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда.

Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации.

Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10. Это очень важное умение для устного счета!

Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.

Устный счет с опорой на состав числа

На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.

Смотрите также: презентации на сложение и вычитание. Во многих из них используется принцип обучения устному счету на основе состава числа (упражнение «Домик» и др.).

Однако, это не так просто, как кажется нам, взрослым. Ребенку нужно запомнить более сорока комбинаций! В школе через каждые два – три урока изучается новое число и дети знакомятся с его составом. При таких условиях прочность знаний недостаточна для свободного оперирования ими. Чтобы помочь ребенку лучше усвоить этот материал, рекомендуется предлагать им такие задания:

  • разложить указанное количество предметов на две тарелки, создавая разные сочетания (вариации подобного задания могут быть различные: развесить игрушки на двух елочках, расставить цветы в две вазочки, расселить гномиков в два домика и т.п.);
  • дополнить число до нужного;
  • закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
  • дорисовать доминошки.

Чем чаще ребенок будет выполнять подобные упражнения, тем быстрее и крепче он запомнит состав чисел. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма. Они просто необходимы для освоения принципов сложения и вычитания с переходом через десяток.

В дальнейшем, чтобы решать примеры типа 9 + 6, нужно научить ребенка последовательно выполнить несколько логических операций:

  • дополнить первое слагаемое до 10 (на основе знания состава числа 10 это 9 и 1);
  • высчитать, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 6 – 1 уже прибавили, осталось 5);
  • подсчитать результат.

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет использовать и при вычитании. Ход его мыслей примерно следующий:

  • чтобы из 14 вычесть 8, сначала нужно отнять 4, чтобы получить 10;
  • вспомнить состав числа 8 — это 4 и 4;
  • из 10 вычесть 4, опираясь на состав числа 10 — это 4 и 6.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000. В основе такого сложения и вычитания лежит умение определять разрядный состав числа и поочередное выполнение действий с каждым разрядом.  

Обучение устному счету путем заучивания таблиц

В школе главным способом, как научиться быстро считать в уме, считается заучивание таблиц. Причем подразумевается, что ребенок должен сделать это самостоятельно под контролем родителей. Обычно на уроке учитель только знакомит детей с принципом построения таблицы и выполняет с детьми всего несколько тренировочных упражнений на ее применение.

Есть много способов, заучить таблицы. Практически половину примеров в таблицах на сложение и умножение дети запоминают автоматически после ознакомления с переместительным законом.

Также можно использовать стишки и попевки. Самый известный пример для такого случая — строчки песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Хороший материал можно найти, ознакомившись с методикой Николая Зайцева или программой «Песнезнайка».

Еще одной интересной методикой ознакомления с таблицами является применение приемов эйдетики. На их основе можно придумывать сказки или картинки с использованием образов — чисел.

Чтобы закрепить знание таблиц можно детям предлагать:

  • раскраски;
  • компьютерные математические игры — тренажеры;
  • мультимедийные презентации;
  • тесты.

Без знания соответствующих таблиц у ребенка вряд ли получится научиться делить числа в уме. Постоянные упражнения в применении таблиц значительно улучшают скорость получения результатов при выполнении вычислений в уме.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания».

Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее.

Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 – 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

Взрослый человек может использовать для устного счета более сложные алгоритмы. Самым удобным способом быстро считать в уме является округление чисел с последующим дополнением. Например, пример 456 + 297 можно посчитать так:

  • 456 + 300 = 756
  • 756 – 3 = 753

Аналогично производится и вычитание.

Для выполнения умножения и деления разработаны специальные правила действия с отдельными числами. Например, такие:

  • чтобы умножить число на 5, проще умножить его на 10, а затем разделить пополам;
  • умножение на 6 включает выполнение предыдущих действий и последующее прибавление к результату первого множителя;
  • чтобы умножить двузначное число на 11, нужно записать первую цифру записать на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр;
  • разделить на 5 можно умножив делимое на 2, а затем разделить на 10.

Существуют правила для вычислительных действий с десятичными дробями, подсчета процентов, возведения в степень.

Ознакомиться с этими приемами можно в школе или найти материал в интернете, а вот чтобы научиться на их основе быстро считать в уме, необходимо тренироваться и еще раз тренироваться! В процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Также он научится оперировать большими числами, раскладывая их на более простые и удобные слагаемые.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6769_kak_nauchit_rebenka_schitat_v_ume

Как научить детей считать быстро и правильно, применяя простые методы

Начальное обучение счету. Знать, как свои 10 пальцев

Всем привет! Читателями блога являются не только студенты, школьники, но и молодые мамочки. Перед каждой мамой стоит задача обучения малыша различным навыкам. Приходит время и ребенка нужно научить счету. Весьма полезным становится умение считать до 10 в 1 классе. Давайте узнаем, как научить ребенка быстро считать?

Как научить ребенка считать в уме?

Маленького ребенка очень тяжело обучить цифрам и математическим действиям с ними. Причиной этого становится их зрительный образ мышления. Для облегчения восприятия ребенком математических действий желательно применять при обучении различные предметы.

Обучая малыша цифрам, важно объяснить ему, что любое число — это совокупность предметов равных по количеству этому числу.

При объяснении ребенку чисел, если вы просто посчитаете до 4 и скажите, что это цифра 4, он этого не поймет, а если вы положите на стол 4 апельсина или же 4 машинки и их посчитаете — это будет более наглядно. При любой возможности связывайте цифры ассоциативно с любыми предметами.

При таком обучении у малыша работает образное мышление, и оно облегчает принятие информации. Возможно использование коробочки с ячейками в количестве 10 штук. Изучая каждую цифру, он постепенно заполняет ячейки и тем самым будет запоминать из чего состоит та или иная цифра и сколько осталось ячеек до получения цифры «10».

Смысл такого обучения заключается в том, чтобы ребенок при взгляде сразу же понимал, какая это цифра, а не считал до неё.

Как научить ребенка считать столбиком?

Чтобы научиться считать столбиком, ребенок должен знать цифры и элементарные математические действия с ними. Кроме того, он должен уметь писать цифры.

Если ваш малыш легко выполняет сложение и вычитание однозначных чисел в уме, то можно приступать к обучению двузначных чисел. В первую очередь, ребенку необходимо объяснить, что такое двузначные числа. После этого уже можно приступить к объяснению математических действий в столбце.

Важно объяснить ребенку, как правильно записываются столбцы и как цифрам верно занимать свое место. Далее ребенку необходимо правильно разъяснить, как проводить счет в столбцах, и то, что он идет только справа налево.

При счете двух двузначных чисел у ребенка может случиться ступор, так как при сложении двух единиц, например, «7» и «5» получается еще одно двузначное число «12». Ребенок может не понять, как эти «12» записать в результат. Необходимо не пропустить этот момент и объяснить, что в таком случае в результат записывается только единица, то есть «2», а десятка «1» учитывается при расчете.

Как научить ребенка считать по линейке?

Один из самых легких, но вредных способов обучения ребенка — это счет по линейке. Он легко запоминается и с него очень тяжело перейти на следующий этап обучения. Уж тогда можно сразу ребенку показать калькулятор и объяснять, как им пользоваться. С помощью линейки легко научить ребенка сложению и вычитанию. Примеры:

  • Чтобы к «4» прибавить «3», всего лишь нужно найти на линейке цифру «4» и вправо отсчитать «3» единицы, полученный результат будет равен «7».
  • Чтобы от «6» отнять «5», также необходимо найти цифру «6» и уже в левую сторону отсчитать «5» единиц и сказать полученный результат.

Как научить ребенка считать на пальцах?

Признаюсь, честно, для меня самым первым способом обучения счету явилась методика «на пальцах». Некоторые дети умеют так считать уже в 3 года.

В первую очередь, маме необходимо в игровой форме объяснить малышу, что у каждого пальчика есть свое имя. Вместе загибайте каждый пальчик и называйте его по имени «один», «два», «три» и так до десяти. Знакомиться с пальчиками нужно строго в порядке «от большого пальца к мизинцу» на левой руке и «от мизинца к большому пальцу» на правой руке.

Схема счета в таком случае аналогична методу «по линейке». Например, чтобы к «2» прибавить «4», нужно загнуть 2 пальца левой руки (большой и указательный), а затем загнуть еще 4 пальца в порядке слева направо. Если пересчитать сколько загнуто пальчиков получится «6». Аналогично считаем вычитание, но в обратном порядке (справа налево).

Как научить ребенка считать на счетах?

Счетами пользовались не только кассиры в далеком СССР, но и современные дети. В основном на счетах осуществляют такие действия, как сложение и вычитание. Ребенок может научиться складывать и вычитывать с помощью счетов до 10 000.

Принцип счета держится на представлении каждого ряда в виде разрядов чисел. Смотрите, как это выглядит на рисунке:

Чтобы «набрать» на счетах число, нужно вместе с ребенком сдвинуть костяшки влево в зависимости от разрядов чисел.

Для того, чтобы сложить два числа, нужно набрать первое число, а затем сдвинуть влево каждый разряд второго числа. Важно начинать именно с нижнего ряда! Если числе в ряду не хватает, то в этом ряду нужно оставить то количество костяшек, которое не хватает, а рядом выше перекинуть влево еще одну костяшку.

Вычитание осуществляется аналогичным способом. Отличие заключается в том, что при нехватке костяшек в ряду, нужно оставить количество костяшек, полученное по формуле:
10 — Х, где Х — число недостающих костяшек.

А в верхнем ряду убрать одну костяшку вправо.

Метод для детей достаточно сложный, но если постоянно практиковаться, то результат будет заметен через некоторое время.

Как научить ребенка считать на счетных палочках?

Большая часть детей лучше всего учится счету на счетных палочках. Этот способ позволяет обучаться в игровой форме. Существует много вариаций игр. Одна из самых удобных, на мой взгляд — это раскладывание палочек по цвету. В возрасте 4 лет ребенок уже может считать до 5-10. Начинайте со следующих действий:

  • Положите кучку палочек одного цвета, а в другой стороне — одну палочку другого цвета. Попросите малыша показать, где лежит одна палочка и произносите порядок счета «один».
  • Положите рядом еще 1 палочку и объясните ребенку, что, если взять еще одну палочку их будет уже две. Поищите вместе парные предметы, например, 2 ноги, 2 руки, 2 глаза.
  • Возьмите карточки с цифрами и кладите на них то количество палочек, которое написано на карточке. Пробуйте с малышом считать от 1 до 10, а затем переходите до 20.

Как научить ребенка считать на Абакусе?

Абакус внешне напоминает счеты с костяшками и относится к ментальной арифметике. Обучить этой методике ребенка достаточно сложно.

Существует множество школ, работающих с детками от 5 лет и обучающих их такому счету.

Видели детей в программах вроде «Удивительные люди», где малыши считают огромные числа в уме, делая странные движения руками? Таким способностям зачастую способствует умение считать на Абакусе.

При обучении счету на Абакусе важно запомнить расположение разрядов чисел. Планка разделяет числа на 1 и 5: те, что под планкой являются числом «1», а над планкой — «5».

Методика сложения и вычитания достаточно сложна, поэтому рекомендую посмотреть видеоуроки, размещенные в свободном доступе в интернете или записать ребенка на обучение в школу по ментальной арифметике.

Как научить ребенка считать десятки?

Помните, как родители учили нас считать десятки в прямом и обратном порядке? «10, 20, 30…» и так до 100. Обыкновенное заучивание хорошо подходит деткам со слуховой памятью.

Детям-визуализаторам лучше начать обучение с игры в палочки. Можно купить специальные палочки, состоящие из магнитных кубиков. Соберите с ребенком кубики в ряд и пересчитайте каждый из них до 10.

Пусть малыш убедится, что в палочке 10 кубиков. Сделайте еще несколько таких палочек-кубиков и начинайте их откладывать, произнося название десятков. Палочки-кубики можно заменить на другие подручные средства. Способов достаточно много.

Как научить ребенка считать двузначные числа?

Со счетом двузначных чисел ситуация обстоит аналогичным образом. Используйте игровые методики. Например, хороша визуализация на геометрических фигурках. Определите, что треугольники — это десятки, а кружки — единицы одного числа.

При выполнении операции с десятками, нужно вычитать (убирать) с игрового поля «условные» треугольники, а при вычитании единиц — кружки.

Аналогичные действия осуществляются с операцией сложения. Из подручных средств в качестве разделения на десятки и единицы можно использовать бобовые (фасоль, горох) или ягоды (малина, смородина). Такие игры могут быть не только полезными, но и вкусными для ребенка.

Как научить ребенка считать по-английски?

Многие мамы с раннего возраста прививают детям навыки счета и общения на английском языке. Ведь в возрасте 3-6 лет «впитывание» информации проходит весьма легко. Научить ребенка считать по-английски можно:

  • самостоятельно;
  • с помощью педагога в подготовительной школе;
  • игровой формой обучения;
  • просмотром образовательных детских передач на английском языке;
  • с помощью игр-обучалок на планшете или мобильном телефоне.

Выбором способа обучения и возраста, когда малыш готов усваивать информацию, занимается, как правило, мама. Сейчас много доступных вспомогательных программ, начиная от дошкольного образования и заканчивая обучающими играми на планшете. Если у мамы хорошая фантазия и большое желание, обучить ребенка различным навыкам можно и с помощью подручных средств без существенных затрат.

С уважением, автор блога Екатерина!

Источник: https://lexin-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-bystro-schitat.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b73c8c1f43a0900a9f1263b/5c527b194d5f1400ad91ab24

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.