Мои родительские впечатления о посещении ребёнком занятий

Содержание

12 важных прав на основе законов РФ, которые есть у родителей школьника (А они часто не знают об этом)

Мои родительские впечатления о посещении ребёнком занятий

Приводя своего ребенка в класс, родители готовы к тому, что со стороны школы будут выдвигаться требования и просьбы. И мы выполняем их — с удовольствием или внутренним сопротивлением. Покупать учебники в указанном месте, участвовать в уборках, сдавать деньги и многое другое. Но стоит знать, что многие действия — это добрая воля родителя, а не его обязанность.

Какие основные права есть у родителей в повседневной школьной жизни, мы в AdMe.ru решили разобрать подробнее, опираясь на федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации».

1. Выбрать школу и программу преподавания

Родитель имеет право выбрать государственную или частную школу для своего ребенка, но важно то, что делать это он может, опираясь не только на отзывы об учебном заведении, но и на конкретную программу обучения.

При этом у родителей есть право подробно ознакомиться с этой программой, а также с уставом школы и всеми дополнительными занятиями. Это позволяет избежать недоразумений в будущем, потому как программы с одинаковыми названиями в каждом учебном заведении могут иметь свои нюансы. Лучше, если вы узнаете об этом до записи ребенка в школу.

Если директор или завуч отказывается предоставлять информацию и документы, можно ссылаться на статью 29 «Закона об образовании в РФ».

2. Покупать форму и учебные пособия там, где считаете нужным

Если в школе предусмотрена специальная форма, то согласно закону руководство может регламентировать ее цвет, примерный фасон, состав и наличие дополнительных элементов (медалей, шевронов).

Это выносится на обсуждение, в том числе с общешкольным советом родителей. Но навязывать родителям, в какой именно фирме покупать форму, школа не имеет права.

В некоторых случаях форма может оплачиваться из государственного бюджета.

Централизованный заказ формы, особенно если это какие-либо типовые предметы одежды, например жилеты, может быть удобнее самостоятельного поиска. Но если родитель считает нужным сам купить одежду, то это его право. То же касается всех дополнительных приобретений для школы: формы для физкультуры, учебных пособий, письменных принадлежностей. Где покупать их — личное дело каждой семьи.

3. Присутствовать на уроках при необходимости

Желание присутствовать на конкретном уроке может возникнуть по разным причинам: ребенок не успевает по предмету, родитель видит, что возникли сложные отношения с учителем, или хочет быть уверен, что уроки соответствуют программе. Мотивы могут быть разные, но в большинстве случаев учителя воспринимают такое желание как вторжение на свою территорию.

Родитель имеет полное право присутствовать на уроке, но нужно учитывать правила, которые прописаны в школьных документах, режим работы и, конечно же, максимально корректно договариваться с учителем.

Он должен быть обязательно предупрежден заранее, что на уроке будут присутствовать посторонние.

Помните, что все устные ссылки администрации на правила школы должны быть подкреплены документацией, вы имеете право попросить ее показать.

4. Получить разъяснения, по каким критериям ребенку выставлена оценка

© Harry Potter and the Sorcerer's Stone / Warner Bros  

Обычно на родительских собраниях, особенно в начальных классах, родители могут ознакомиться с документом, где прописаны критерии оценивания: сколько допускается ошибок, помарок и неточностей.

Но если в ходе учебного процесса у родителя возникают сомнения в справедливости выставления то эту проблему можно обсудить с учителем.

Если же и после этого разговора вы понимаете, что учитель необъективен, нужно обратиться к завучу.

В средних и старших классах критерии оценивания более расплывчаты, могут возникать спорные ситуации, которые также решаются на уровне администрации школы, если взаимопонимание с учителем не найдено.

5. Самостоятельно выбрать программу коррекции для ребенка при проблемах с учебой

© Billy Madison / Universal Pictures  

Неприятная ситуация, когда у ребенка возникают проблемы с учебой или поведением, может обернуться быстрым решением школьной администрации. Например, родитель ставится перед фактом: ребенок переводится в более слабый класс, остается на второй год или ему настоятельно рекомендуется перейти в другую школу.

Такие решения принимаются только с вашего согласия, и родитель имеет право переговорить со всеми учителями лично и сделать собственный вывод, насколько ребенок отстает от программы и как вы будете это корректировать. Также любые дополнительные выравнивающие занятия могут проводиться с ребенком только с вашего письменного согласия.

6. Выбрать учителя

При зачислении в школу родитель может высказать пожелание о выборе класса и учителя, особенно это актуально для начальной школы. Но окончательное решение остается за администрацией школы.

Если же речь идет о старшей школе и родитель по какой-то причине недоволен учителем-предметником, можно написать заявление на имя директора, изложив свои претензии. Но что-то изменить один родитель вряд ли сможет, такие претензии рассматриваются как частные случаи. Чтобы учителя заменили по объективным причинам, большая часть класса должна быть также недовольна методами преподавания.

По закону родители не могут выбирать учителя, но, с другой стороны, в рамках 44-й и 45-й статьи, в случае возникновения у родителей претензий к качеству преподавания, они должны защищать права своего ребенка и обращаться с заявлением к директору и в вышестоящие инстанции.

7. Перевести ребенка на домашнее обучение

Мнение о том, что семейное обучение доступно только детям с проблемами здоровья, ошибочно. Согласно законодательству, такая форма обучения предусмотрена для всех детей.

Это решение родителя, но обучение не может происходить полностью вне школы.

То есть ребенок прикреплен к конкретной школе, может получать от нее все учебные материалы и регулярно проходить аттестацию, чтобы подтвердить качественное проведение домашнего обучения.

Если что-то не в порядке, то администрация школы может рекомендовать возвращение на очную форму обучения или давать испытательный срок для вывода знаний ребенка на должный уровень.

Ведь на домашнем обучении тоже можно остаться на второй год.

Право ребенка на домашнее обучение не должно противоречить другому праву — на получение качественного образования, а не все родители могут справиться со всеми нюансами обучения на дому.

8. Защищать права своего ребенка

Крупные проблемы в школе — травмы, буллинг, оскорбления или драки — должны решаться с привлечением классного руководителя, а также администрации школы.

Но важно помнить, что в неоднозначных ситуациях школа будет защищать свои интересы, поэтому все действия и обещания должны фиксироваться письменно.

Устные заявления, разговоры с директором, согласно закону, не обязывают его принимать меры.

В случае травм или нанесения крупного материального ущерба, вреда родители имеют право подать иск к администрации школы о возмещении. Но в этом случае они должны быть готовы доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины.

9. Разрешить или запретить обследования ребенка и медицинские манипуляции

Ни одна запланированная медицинская манипуляция не может быть проведена без предварительного письменного согласия родителя. При желании родитель может присутствовать при их проведении: прививках, обследованиях, беседах с психологом. И все результаты должны быть доступны родителю.

Исключение составляет скорая медицинская помощь при несчастном случае в школе. Тогда руководство школы несет ответственность за ребенка и в ситуациях, угрожающих жизни, обязано вызвать помощь. Но в медицинской карте ребенка обязательно должны быть прописаны все нюансы здоровья, чтобы врач мог учесть их.

Все основные действия по охране здоровья учеников указаны в «Законе об образовании в РФ», но в каждой школе есть свой внутренний документ, который родители имеют право изучить.

10. Принять или отказаться от дополнительных занятий

© School of Life / ABC Family  

Родители имеют право сами корректировать внешкольное время своего ребенка, и если в школе есть занятия, которые не входят в число обязательных, то ребенок не обязан их посещать.

Педагоги могут рекомендовать эти занятия, как платные, так и бесплатные, но навязывать их не имеют права. «Весь класс ходит» не аргумент. Если же родители согласны на внешкольные занятия, то факт их посещения ребенком должен быть подтвержден письменно.

11. Право не сообщать личные сведения о своей семье

По закону вся информация об ученике и сведения о родителях, которые отмечены в личном деле, являются конфиденциальными. Однако какие-либо сведения могут выявляться при помощи различного анкетирования, например при занятиях с психологом.

Стоит предупредить ребенка и самому обсудить это с педагогами, что на вопросы касательно отношений в семье, материального положения и других личных сведений он имеет право не отвечать.

12. Возможность не платить денежные взносы

© The Breakfast Club / Universal Pictures  

Излюбленная тема родителей — сбор денег «на шторы». Этот момент довольно щекотливый. Многие родители недовольны положением вещей, когда за их счет делается, например, ремонт, но не решаются открыто отказываться от оплаты, чтобы не испортить отношения с учителем и родительским комитетом.

Все денежные отношения между школой и родителями, которые не касаются дополнительных занятий, по закону оформляются как добровольные взносы, и личное дело родителя — помогать или не помогать школе.

Пусть отношения со школой всегда остаются доброжелательными, но знать свои права и чувствовать себя уверенно никогда не помешает. А у вас были спорные вопросы в школе, когда приходилось прибегать к букве закона?

Illustrator Sergey Raskovalov специально для AdMe.ru

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/12-vazhnyh-prav-na-osnove-zakonov-rf-kotorye-est-u-roditelej-shkolnika-a-oni-chasto-ne-znayut-ob-etom-2200615/

Адаптация приёмного ребенка – трудности периода адаптации в приёмной семье

Мои родительские впечатления о посещении ребёнком занятий

Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём.

Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей.

В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.

Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.

Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей.

Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях.

К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» – принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки.

Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество.

Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей.

Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством.

Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Формирование отношений

Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями.

На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения.

Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:

  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

Стабилизация отношений

Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

Стрессовые обстоятельства

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  1. Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  2. Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  3. Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  4. Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.

Трудности адаптации приёмных детей в школе

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме.

Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже.

Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.

Домашняя школа InternetUrok.ru удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала.

Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе InternetUrok.

ru можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/trudnosti-adaptacii-priyomnogo-rebenka

Взрослые на занятиях – сотрудничество или простая необходимость?

Мои родительские впечатления о посещении ребёнком занятий

Как педагог раннего развития я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители не понимают или не до конца понимают свою роль на развивающих занятиях для малышей.

Регулярно встречаются мамы, а чаще няни или папы, которые приводят маленького ребёнка в детский клуб, платят деньги и садятся на лавочку в коридоре, ожидая, что «волшебный» педагог сделает из малыша вундеркинда.

Поэтому я хочу поделиться с Вами своим опытом привлечения родителей в качестве активных участников развивающих занятий.

С какой целью родители приходят на развивающие занятия?

На первом (вводном) занятии я обязательно уточняю у взрослых, которые приводят малышей в детский клуб, какова же их цель.

Ответы сводятся к основным 3 целям:

  • Подготовить ребёнка к детскому саду: адаптировать к детскому коллективу, обучению и игре в группе с другими детками и преподавателем с минимальным маминым участием.
  • Узнать, как развивать малыша, какие игрушки покупать, как играть, как общаться с ним, получить знания и контроль со стороны преподавателя относительно показателей интеллектуального, физического, психического развития.
  • Выйти в коллектив единомышленников, обменяться опытом, найти друзей для себя и своего малыша.

Как организовать работу родителей на занятии?

Системный подход, наличие правил

У преподавателя должен быть четкий план работы на год и на каждое занятие. Опыт показал, что каждое занятие должно быть поделено на этапы, которые являются неизменными. Также в занятиях должны присутствовать: момент подведения итогов занятия, анализ выполненных заданий, объяснения значения каждого задания и подход «от простого к сложному».

Ещё важно ознакомить родителей с правилами поведения на занятии и чётко придерживаться этих правил самому. Постепенно дети тоже начинают следовать устоявшимся нормам поведения в группе, а родители обеспечивают контроль за их выполнением. Это формирует имидж клуба и самого преподавателя, а также очень влияет на эффективность занятий.

Кроме того эффект от занятий во многом зависит от уважительного и доверительного отношения участников развивающих занятий к инструктору, преподавателю. Взрослые, посещающие занятия с детьми, должны чётко понимать, для чего они пришли в развивающий центр, зачем они обратились за помощью к инструктору, преподавателю.

Как же достичь уважительного и доверительного отношения к себе?

Профессионализмом, любовью к детям и своей работе. Постараюсь объяснить, что я вкладываю в эти понятия:

  • Знание психофизиологических особенностей детей данного возраста, понятие о сенсорной интеграции;
  • Знание и владение основными методами, приёмами работы с детьми;
  • Владение методикой преподавания, которая включает знания и практические навыки использования известнейших авторских методик;
  • Владение голосом, мимикой, телом, эмоциями;
  • Эмпатия, безоценочное отношение к детям, вера в их способности, позитивный настрой;
  • Постоянное повышение квалификации, самообразование;
  • Педагогическая интуиция – умение чувствовать ребенка, быстро подстроиться под него, при необходимости изменить задания или ход всего занятия;
  • Умение создать обстановку живого, доверительного общения, не нарушая субординации;
  • Наблюдательность за поведением, настроением ребенка, его уровнем развития, за его реакцией на любые раздражители: звук, игрушки, материалы, обращение к нему, на детей, взрослых, на музыку и т.д.
  • Интерес к его жизни вне клуба. А также внимательное отношение ко взрослому, его стилю общения с ребенком, его жизненной позиции;
  • Четкое понимание своего значения, цели работы в целом и каждого урока в частности, подготовка к каждому уроку;
  • Адекватная оценка своих профессиональных качеств.

Необходимо настроить родителей на активное участие в развивающем процессе на занятии!

Что могут родители?

Родители, которые посещают мои занятия – это активные участники. Они действуют детскими ручками, танцуют, пачкаются, делают массажи, расслабляются, обмениваются опытом друг с другом, задают вопросы по воспитанию и развитию, делают игрушки, «требуют» домашних заданий. И главное: подбадривают, хвалят, обнимают, целуют, поддерживают малышей, учат их и учатся сами.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

На наших занятиях родители учатся правильно развивать малыша, раскрепощаются в своих проявлениях, учатся предоставлять самостоятельность детям, изо всех сил стараются понимать малыша, взаимодействуют с другими детками и родителями. Я никак не могу обойтись без помощи родителей, без их увлеченного активного участия. Только благодаря их сотрудничеству детки достигают замечательных результатов.

Как проходит занятие по раннему развитию?

Практически весь материал выдается в количестве, которое соответствует количеству деток, чтобы каждый в своем темпе изучил и поиграл с ним. Родители слушают преподавателя (инструкцию по выполнению задания, его цели и значении) и играют с детьми по образцу. Проявлять креативность не запрещается! Преподаватель индивидуально помогает каждой паре «взрослый-ребенок».

Занятие строится таким образом:

  • Вначале даются сложные обучающие задания, с которыми ребенок сможет справиться вместе с взрослым. Родители и дети работают совместно, при этом я обязательно указываю, какую часть работы детки могут выполнить самостоятельно, а где им понадобится помощь. Также я указываю родителям, как именно можно помочь. Главный принцип: не делать за ребенка его работу, потому что учиться и играться пришли не мамы, папы, бабушки и няни! Здесь у родителей часто срабатывает ориентация на результат и привычка сравнивать, быть не хуже (они делаю задание за ребенка).
  • Во второй части занятия даются игрушки с самопроверкой, с которыми детки играют самостоятельно. В данном случае роль родителей — подбадривать, хвалить, обеспечить безопасное пространство для своего малыша. Можно чередовать задания с мамой и самостоятельную работу малышей, чтобы родители «не устали». Во время самостоятельной игры детей, у родителей есть возможность задавать вопросы преподавателю и делиться опытом по воспитанию детей.
  • Отдельное место занимают танцы. Взрослый является образцом для подражания и первым партнером малыша в танце, а в дальнейшем и первым благодарным зрителем.

Продуктивно поиграв с малышом на наших занятиях, взрослые немного устают, но счастье от увиденных достижений своего крохи, намного больше физической усталости.

Я очень надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам ещё лучше организовать процесс обучения малышей и привлечь к занятиям даже самых пассивных родителей.

Источник: https://biz.totosha.kiev.ua/2014/09/vzroslye-na-zanyatiyah/

Групповое занятие для приемных родителей

Мои родительские впечатления о посещении ребёнком занятий

Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Время: 2,5 часа

1. Упражнение “Мое имя и качество”

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

мячик.

начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Второй участник называет свое, третий – называет свое имя и качество. Каждый следующий – называет свое.

Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?

2. Упражнение “Мой ребенок”.

Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка.

Время: 10 минут.

мягкая игрушка.

каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”.

Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?

3. Упражнение “Снежинки”.

Цель: акцентировать внимание замещающих родителей на том, что все дети разные и воспринимают информацию по-разному (по-своему).

Время: 10 минут.

тетрадные листочки.

психолог дает инструкцию, которую участники должны выполнять: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, еще раз оторвите правый верхний угол, еще раз сложите пополам и еще раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

Анализ:

  • Что вы видите? (ответ: снежинки)
  • Они все разные и ли одинаковые?
  • Почему это произошло?
  • Можно сказать, что кто-то не справился с заданием?

Еще раз обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Это говорит о том, что все мы разные, взрослые и дети, и та информация, которую мы слышим, воспринимается каждым по-разному.

4. Упражнение “Инструкция”.

Цель: продолжить акцентировать внимание замещающих родителей на том, что ребенок – это индивидуальность.

Время: 10 минут.

карточки с нарисованным изображением, листы бумаги, ручки.

выбирается ведущий. Ему дают листок с заранее нарисован­ным изображением. Задача ведущего: в течение 2 минут дать четкие, полные указания группе с тем, чтобы участники могли наиболее точно воспроизвести изображение. Задавать уточ­няющие вопросы участникам запрещено. Затем работы сверяются с эталоном.

Анализ:

  • Что вы видите?
  • Рисунки все разные и ли одинаковые?
  • Можно сказать, что кто-то выполнил задание неправильно?
  • Можно сказать, что кто-то слушал не правильно?
  • А о чем это говорит?

Все это еще раз подтверждает то, что все мы разные, и ко всем нам нужен абсолютно разный подход во время общения.

5. Упражнение “Портрет моего ребенка в лучах солнца”.

Цель: адекватное принятие замещающими родителями индивидуальности ребенка.

Время: 15 минут.

листочки, с нарисованным на них солнцем; карандаши, фломастеры, ручки.

я вам раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые есть у вашего ребенка. А вторая половина – это те отрицательные качества, которые бы вы хотели исправить. Лучики солнцу можно добавлять. Приступайте!

Анализ:

  • Легко или сложно было вспомнить качества ребенка?
  • Какие качества личности ребенка первыми вспоминались?
  • Каких качеств оказалось больше?

6. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

кукла, ленточки темного цвета.

посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

7. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

листочки с незаконченными фразами.

все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.

  • Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок животные, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …
  • Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок погода, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок запах, то какой …
  • Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

8. Игра “Бумажные мячики”.

Цель: дать возможность участниками вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и снять напряжение.

Время: 5 минут.

бумага.

перед началом игры каждый участник должен скомкать большой лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра.

По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились. Внимание. Начали”. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп”, вам надо будет прекратить бросаться мячами.

Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”.

Анализ:

  • Какие чувства испытывали во время игры?
  • Какие чувства испытали, услышав команду “Стоп”?
  • Насколько трудно было остановиться?

9. Мини-лекция: “Особенности общения с ребенком в замещающей семье”.

Цель: дать замещающим родителям полное представление об общении, показать важность и значимость конструктивного общения для полноценного развития ребенка.

Время: 10 минут.

10. Упражнение “Радость общения с ребенком”

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

мягкая игрушка.

каждому участнику семинара предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что…”.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

11. Упражнение “Психологическая скульптура”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

не требуются.

участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на стул (на корточки). Участникам предлагается начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами.

Анализ: провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию “глаза в глаза”.

12. Упражнение “Дистанция общения”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

не требуются.

участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжить вести беседу.

Анализ: провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что, если физическая дистанция велика, то контакт между взрослыми и детьми затруднен и вряд ли будет вообще возможен.

13. Упражнение “Пространство общения”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

не требуются.

участникам предлагается повернуться друг к другу спиной и начать беседу.

Анализ: провести рефлексию; довести информацию: для того, чтобы получилось содержательное общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не “рядом” и не “над”, а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

14. Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи от участников.

Время: 10 минут.

не требуются.

: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы. Каждый участник высказывает свое мнение от проделанной работы и делится своими впечатлениями.

Анализ:

  • Какое у вас самочувствие?
  • Что понравилось, запомнилось?
  • Какое упражнение показалось сложным?
  • С каким настроением вы уходите с занятия?

15. Упражнение “Солнечные лучики”.

Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их  инди­видуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения.

Время: 10 минут.

ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры.

ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями.

16.06.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/613732/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.