Мама освоит волшебную эмоцию

Содержание

Как ребенок учится пользоваться эмоциями — лонгриды от ПостНауки

Мама освоит волшебную эмоцию

ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими.

Мы запустили проект «Психология развития: как дети учатся понимать эмоции и управлять ими», подготовленный совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Психолог Татьяна Котова рассказала, как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Социальное научение — ситуация, когда мы учимся решать проблемы, наблюдая за тем, как это делают другие. Но более важен другой вариант, когда один человек учит другого, как правильно что-то делать. Это можно наблюдать даже в младенчестве по отношению к самым разным вещам.

Хотя нам кажется, что социальное научение — это очень позднее приобретение, не так часто встречающееся в обычной жизни, последние данные указывают на то, что определенная форма этого процесса существенна для человека вне зависимости от возраста или культуры.

Можно ли научиться представлять эмоции

Процесс социального научения присутствует и в эмоциональном развитии, когда с возрастом человек начинает пользоваться новыми формами эмоциональных явлений.

У младенцев мы фиксируем очень простые и одновременно ключевые эмоциональные проявления, связанные с позитивным и негативным отношением к происходящим событиям и с предсказуемостью ожидания.

Эти явления, близкие к физиологическим процессам, общие для людей из разных культур, роднят нас с эволюционными предками и одинаково представлены у взрослых и детей разного возраста.

Мозговые центры потребностей и эмоций

Со временем ребенок начинает демонстрировать значительно более сложные формы эмоциональных явлений: печаль или гнев, а не просто негативное эмоциональное состояние, гордость или радость, а не просто положительная эмоция. Эти эмоциональные состояния культурно насыщены, за ними стоит последовательность социальных действий, и они выходят за пределы текущей ситуации. Например, мы не можем говорить о гордости, если не подразумевали постановку цели.

От эмоций к ценностям

Чем старше становится ребенок, тем более сложные и более социально оформленные варианты эмоциональных явлений он испытывает. Дошкольники осваивают чувства, а подростки — такие сложные формы эмоций как ценности.

Они могут полностью отделиться от физиологического компонента, но продолжают сохранять ключевую функцию эмоций, помогают определять, куда мы двигаемся.

Развитие эмоций позволяет человеку регулировать свою жизнь и получать большую свободу в управлении ею.

Эмоциональная информация

У старших дошкольников появляется возможность внеситуативно сохранять эмоциональную информацию о смысле событий. Они учатся разделять кажущиеся близкими эмоциональные характеристики, такие как «красивый человек» и «добрый человек».

В начале дошкольного возраста ребенку трудно принять, что тот, кто выглядит симпатично и улыбается, может иметь плохие намерения. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает эмоциональные механизмы, которые позволяют различать такие оценки и принимать решения осмотрительно, на основе опыта.

Если человек вел себя по отношению к ребенку негативно, то он в меньшей мере поверит его текущим эмоциональным высказываниям. Но если, как в сказке о Красавице и Чудовище, большой и страшный зверь поступает по-доброму, заботливо, то разумно и правильно доверять ему и относиться к нему хорошо.

Чтобы ориентироваться на существенное, например на поступки человека, а не на непосредственное и внешнее в его поведении или на пользу мытья рук, а не на необходимость отвлечься ради этого от игры, ребенок должен сохранять эмоциональный опыт предыдущих событий, даже когда сами эти события прошли.

Даже если опыт противоречит тому, что происходит здесь и сейчас. Этот человек улыбается, и его нужно оценивать как хорошего, но через небольшое время тот же человек поступает плохо. Сейчас идти чистить зубы не хочется, но вчера, когда почистил, было приятное ощущение свежести.

Если сохранить в памяти события и последствия, то можно сопоставлять их и делать вывод о более существенной информации: обычно этот человек плохой или хороший, заботится он обо мне или, наоборот, опасен.

Можно вести себя более внеситуативно, лучше понимать себя и помогать себе принимать решения, наиболее полно отвечающие своей собственной мотивации.

Например, ребенок понимает, что мама его любит, но при этом может его ругать. Если он в состоянии помнить чувства, то ребенок сердится, но помнит, что мама его любит и он любит маму, то есть мир не рухнул.

Пока у ребенка нет механизма, сохраняющего эмоциональную информацию, каждую секунду мир будет меняться, а отношение к другим людям будет ситуативным.

Например, испытывая голод, малыш будет считать, что еда — хорошая вещь, но, даже слегка насытившись, подумает, что еда — это плохо и она не стоит того, чтобы отказаться от прогулки, не отдавая себе отчета в том, что через полчаса прогулка станет не в радость из-за того, что он проголодается.

Эмоциональные конструкции нужны, чтобы принимать решения. Чем они более аналитично устроены, тем они полезнее, тем более эффективные решения они помогают принять.

Как младенцы учатся понимать свои эмоции

На каждом из возрастных этапов свои возможности по переработке эмоциональной информации. Большинство психологов развития сходятся в том, что на самом старте жизни эмоциональная оценка событий очень простая: хорошее или плохое, ожидал или не ожидал — это предзаданная форма оценки мира.

Когда мы становимся самостоятельными, решения нужно принимать на более серьезной основе. Младенцам сложно проанализировать, что означает их плохое эмоциональное состояние.

Ребенок испытывает негатив или позитив, но ему нужны инструменты, чтобы это интерпретировать и соотнести свои чувства с событиями, которые портят или улучшают настроение.

Источник: https://postnauka.ru/longreads/78487

Эмоции мамы: проявлять или прятать?

Мама освоит волшебную эмоцию

У большинства мам возникает чувство вины, оттого что в той или иной ситуации она не смогла сдержаться, накричала, и, может быть, даже ударила своего ребенка.

Подобные ситуации случаются практически с каждой мамой, каждая переживала подобное и задумывалась, почему такое произошло.

Именно поэтому возникает вопрос: «Как же маме проявлять эмоции, общаясь и взаимодействуя со своим ребенком?».

На тему этой статьи меня натолкнул разговор двух мам, которому я стала случайным свидетелем. Детям полтора-два года. Одна мама жаловалась на то, что ее сын сейчас часто все разбрасывает по квартире.

«То гречку рассыплет по всему полу, то салфетки порвет, то баночку для специй моих разбил недавно. Устала я убирать, раздражаюсь часто, но терплю пока», – жалуется первая мама. «Ну а ты объясняешь ему как-то, что так нельзя вообще? Наказываешь, ругаешь?» – спрашивает вторая.

«Нет, ну как же я могу? Он же мой сынок любимый! Ему же интересно, ничего не поделаешь…».

Вот по поводу «интересно» полностью соглашусь. Возраст такой. А по поводу «ничего не поделаешь», сразу хочется поспорить. Это как? Давать ребенку абсолютно все, что хочется только потому, что интересно? Разрешать все вокруг, к чему проявляется интерес, только потому, что возраст такой? А если завтра это будет розетка? Или нож, например? Тоже очень интересно!

Во всем должны быть границы. А у ребенка и подавно! Иначе не понять никогда малышу, где эта грань между можно и нельзя. Иначе через несколько лет эта мама прибежит к психологу со словами: «Сделайте с ним что-нибудь!», потому как чадо будет расширять сферу своих «интересов», и это будет все больше выводить маму на эмоции.

Речь в разговоре мам как раз и была в первую очередь об усталости. От ситуации, от невыраженных эмоций, от бесконечной уборки… И эта мама не одна такая на свете. Есть и другие, испытывающие злость, грусть, усталость от ежедневных беспорядков, но не знающие, можно ли ребенку показать эти свои чувства? Как это вообще лучше сделать? И не навредим ли мы ему этим?

Все эмоции нужны, все эмоции важны!

Ребенку КРАЙНЕ НЕОБХОДИМО не только чувствовать, что вы испытываете ту или иную эмоцию, но и видеть, что вы ее выражаете как-то во внешний мир.

Если же мы эмоцию испытываем, а не проявляем ее окружающим, происходит следующее. Эмоция остается внутри нас и остается невыраженной. Там она благополучно складывается в наш «внутренний чемоданчик», и остается ждать своего часа.

Может быть, разозлившись, вы пойдете стирать, и всю свою злость выгоните во внешний мир таким образом. Хорошо, если так. А может быть, за одной эмоцией в чемодан последует вторая, затем третья, и последующие.

И, в конце концов, наш внутренний ларец не выдержит… и взорвется! Как часто мы взрываемся в общении с нашими родными и близкими, теми, с кем мы себе разрешаем проявлять эмоции, только почему-то именно таким образом.

Что происходит с водой, если мы наливаем ее в графин, не ограничивая себя? Рано или поздно, вода переливается. То же происходит и с нашими эмоциями.

Когда мы долго «терпим», «копим» и «собираем», мы взрываемся от какой-то мелочи, любое незначительное замечание приводит нас в ярость или прорывает на нескончаемый поток слез.

А потом, после бури, мы виновато смотрим на себя со стороны, и думаем, как же так вышло?

Что же делать?

Говорить, говорить, и еще раз говорить о своих чувствах!

Ребенку важно видеть реакцию на его поступок, это позволяет ему оценить свои действия, понять, какие чувства это вызывает у мамы.

  • «Я расстроилась, когда ты так поступил»
  • «Мама сердится! Я сержусь, когда разбивают мои вещи!»
  • «Мне очень грустно оттого, что так грязно на кухне, и что теперь придется убирать»

Детям важно и нужно слышать о ваших эмоциях! Они улавливают смыслы и интонации, с которыми говорит родитель, пусть это иногда и не заметно с первого раза.

Конечно, иногда слов недостаточно. Очень часто злость переполняет, даже если вы уже сказали о ней, и нужно время, чтобы побыть какое-то время с собой и остыть.

И поверьте, это абсолютно нормально! Ни одна эмоция не проходит бесследно, ни одна не течет мимолетно. Естественно, что какое-то время вам нужно будет еще и на то, чтобы отпустить ситуацию.

Но оттого, что вы хотя бы озвучили то, что чувствуете, ребенку будет понятнее. А вам легче.

А еще дети абсолютно все копируют у своих родителей, и затем проявляют в обществе! Мы же хотим, чтобы наши дети спокойно и уверенно взаимодействовали с окружением? Именно гармоничное выражение собственных эмоций и чувств этому миру и обеспечивает в дальнейшем здоровые отношения в этом мире. Конечно, говорить о своих чувствах непросто, и порой даже очень сложно! Но помните, никогда не поздно начать, важно просто сделать первый шаг! А дальнейшие будут уже проще и понятнее. Не только для вас, но и для ваших детей!

Автор Оксана Грачёва

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/emocii-mamy-proyavlyat-ili-pryatat/

Эмоциональный интеллект детей: инструкция по развитию и применению

Мама освоит волшебную эмоцию

Еще два года назад об эмоциональном интеллекте в нашей стране почти не говорили. Сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний — необходимое умение, нет никаких сомнений.

Создатель проекта «Монсики», психолог Виктория Шиманская на встрече Клуба экспертов образования провела лекцию-тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей.

«Мел» послушал и записал самое главное.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними.

Создатель проекта «Монсики», психолог Виктория Шиманская

Неким объединяющим понятием для описания всех этих проявлений служит эмоциональный интеллект (EQ). Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели

Работу нужно вести с самого рождения ребенка, а ещё лучше — во время беременности мамы на курсах по подготовке к родам. Родители, как правило, уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка, совсем не думая о его эмоциональном состоянии. Часто их требования не совпадают с желаниями детей, а это неминуемо ведёт к психосоматическим проблемам.

Работу по развитию эмоционального интеллекта нужно вести с самого рождения ребенка

Важно, чтобы развитие умения воспринимать мир всеми пятью чувствами не заканчивалось в раннем детстве. Первоклассникам просто необходимы так называемые «тактильные сказки», которые может рассказать мама при помощи подручных средств.

Создайте, например, «волшебную сумочку», и положите в неё кисточку для пудры, балончик с термальной водой, шуршащую погремушку, массажный ёжик и кусочек меха.

Затем, завяжите ребёнку глаза и придумайте интересную историю, задействуя каждый предмет.

Ну, например, ваш ребёнок идет по тропинке, встречает зайчиков и других зверей, у него появляются новые друзья, потом он подходит к речке или водопаду и загадывает желание.

7 книг, которые помогут развить эмоциональный интеллект ребёнка

Такие пятиминутные истории оказывают не только антисрессовое воздействие, необходимое первоклашкам, но и формирует уникальный контакт мамы, папы и ребенка.

Важно развивать умение воспринимать мир всеми пятью чувствами

Вообще именно сказки, сказочные существа, а главное проживание эмоций через сказки очень важны для развития эмоционального интеллекта у детей. Через сказкотерапию можно проработать страхи ребенка, разыграв вместе с ним страшного героя, придумав, что с ним произошло что-то такое, что он стал добрым или смешным.

Сказки отлично помогают в преодолении детских страхов

Так, например, книга «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями, найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.

Как эмоциональный интеллект сможет помочь в процессе образования

Важно иметь в виду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.

Существует три кита успешного образования с учетом EQ:

1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные и траектория обучения, соотвественно, тоже).

2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучениею ребенка, избегает оценки и критики).

3. Программы и педагоги (приципы образовательной системы).

Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:

1.Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.

2. Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).

3. Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо — разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к снижению самооценки.

4. Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.

5.Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.

Родители должны проявлять интерес к обучениею ребенка, стараться избегать оценки и критики

Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Почему отметки в школе только мешают учёбе

Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.

5 шагов развития

Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы, ребенку нужно пройти через пять этапов игрового образовательного процесса:

  • осознанность (я чувствую);
  • мотивация (я хочу);
  • самооценка (я могу);
  • интеллект (я знаю)
  • самореализация (я делаю)

Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.

Родителям стоит запомнить, что негативные эмоции тоже необходимы ребенку

Наши дети все впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребенка, вы одновременно будете развития EQ и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:

1. Понять свою эмоцию;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился и я хотел бы понять, что мне делать».

Все об эмоциональном интеллекте читайте по этому тегу.

Почему дети врут и что с этим делать

7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе

Действительно ли русский язык стал хуже

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/9741256-emotional_intelligence

Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Текст

Мама освоит волшебную эмоцию

© Быкова А., текст, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2018

Незаменимые книги для родителей

Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили

книга от Адель Фабер и Элейн Мазлиш – экспертов № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет. Как донести до ребенка свои мысли и чувства и как понять его? Эта книга – доступное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни.

Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного

Роберт Дж. Маккензи – психолог и семейный консультант, автор бестселлеров о воспитании детей. В своей книге он делится уникальной методикой, с помощью которой вы научитесь устанавливать для ребёнка четкие границы дозволенного, сможете навсегда прекратить ссоры и построить с ним позитивные, основанные на взаимном уважении и доверии отношения.

Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием? Японские ответы на неразрешимые вопросы

Книга Макико Накамуро способна изменить как жизнь родителей, так и самих школьников. Её масштабное исследование одной из самых эффективных систем школьного образования в Японии научит делать так, чтобы ребёнок учился с искренним интересом и удовольствием.

Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами

Хотите вырастить успешных детей? Прежде всего научите их правильно обращаться с деньгами. Бизнесмены из Сингапура Адам Хо и Кеон Чи предлагают эффективные методы воспитания финансовой грамотности у детей и интересные рекомендации для родителей. Тесты в каждой главе помогут принимать правильные решения, а множество полезных советов облегчат применение идей на практике.

Предисловие

Хотим мы этого или не хотим, но они играют важную роль в нашей жизни.

Каждый день, каждую минуту мы ощущаем какую-то эмоцию.

Эмоции влияют на наше поведение, даже если мы не осознаем это, помогают ориентироваться в окружающем мире и оценивать ситуацию, показывают, хорошо ли для нас то, что сейчас происходит, или нет.

Как болевая функция кожи предупреждает нас об опасности для здоровья, так негативные эмоции сигнализируют об опасности для психики.

Эмоции помогают нам лучше понять друг друга. Без слов, по выражению лица и жестам, мы можем догадаться, обижен человек, рассержен или расстроен. Любые проявления активности детей также сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Зачем?

• Чтобы научиться лучше понимать его.

• Чтобы объяснить ему, как он сам может понять других людей.

• Чтобы в итоге дать ему возможность понять самого себя.

С помощью этой книги мне хотелось бы помочь родителям в развитии эмоционального интеллекта детей.

Это как раз то, о чем мы говорили в самом начале. Способность человека осознавать свои и чужие эмоции, улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, умение с ними поладить, пережить стресс.

В древние времена, еще до формирования разума, эмоциональный интеллект был ключевым фактором, способствующим выживанию, помогал адаптироваться в окружающей среде и находить общий язык с сородичами. Об этом писал еще Чарльз Дарвин в книге «Выражение эмоций у людей и животных».

Люди не роботы. То, что мы чувствуем, влияет на то, о чем мы думаем, и на то, что мы делаем.

Осознавая свои и чужие эмоции, человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше решать жизненные проблемы.

Мы легче достигаем успеха, если опираемся не только на традиционный интеллект, но и на эмоциональный. Высокий IQ показывает возможности человека оперировать логическими правилами и схемами. Но люди есть люди, их поведение далеко не всегда логично, поэтому нужно еще учитывать эмоции. Как свои собственные, так и эмоции других людей. А для этого нужен развитый эмоциональный интеллект.

Как работать с этой книгой

В книге есть игры и задания, которые можно выполнять прямо здесь, на ее страницах. Есть пояснение для родителей и текст, который вполне доступен ребенку.

Чтобы детям было легче понять, что же такое эмоции, в книге есть два маленьких героя: мальчик Андрей и его старшая сестра Настя. Они задают вопросы, сами пытаются найти ответы, что-то им объясняет мама. Вы можете прочитать эти отрывки, а можете просто использовать их как подсказку для разговора с ребенком, объяснить все своими словами.

Некоторые задания могут выполнять два-три человека, чтобы наглядно продемонстрировать сходства и различия в эмоциональном восприятии разных людей. Важно иметь возможность сравнить, убедиться, что другие люди могут иначе думать и чувствовать.

Главное для родителей – понять, что не может быть правильных и неправильных ответов. Как не может быть правильной или неправильной эмоциональной реакции на какое-либо событие. Каждая эмоция имеет право на существование.

Принимайте любой ответ ребенка, исследуя его особенности восприятия и эмоционального реагирования. Стремитесь больше узнать об эмоциональном мире ребенка, чтобы лучше понимать его.

Объясните ему, что любой ответ будет верным, здесь не может быть ошибок.

Если какое-то задание покажется ребенку неинтересным, можете его пропустить и выполнить другое. Не настаивайте, не давите. Вернетесь к заданию потом, когда будет соответствующее настроение. Лучше двигаться по заданиям медленно, но с удовольствием.

Игра первая: Узнай себя и свои чувства

– А вот и я! – заявил Андрей прямо с порога.

– «А вот и я», – передразнила его Настя. – Что значит «я»?

– Ну, я – это я. Чего тут непонятного, – пожал Андрей плечами.

– А я – это я, – Настя ехидно посмотрела на младшего брата.

Но тут вошла мама:

– Каждый человек говорит о себе «я».

Если сделать групповую фотографию, то каждый ребенок потом сможет, указав на свое изображение, сказать: «Это я!» Но наше «я» – очень сложное, оно как будто состоит из нескольких частей.

Есть часть «я», которую мы называем физическим телом. Эта часть отвечает за то, как мы выглядим и что мы делаем. Назовем эту часть «двигательная». Ей соответствует вопрос «Что я делаю?».

Есть часть «я» «думающая». Это наши мысли. Ей соответствует вопрос «Что я думаю?».

И есть часть «чувствующая», которая отвечает на вопрос «Что я чувствую?». С этой частью «я» связаны разные переживаемые нами эмоции. В каждый момент времени мы что-то делаем, что-то думаем и при этом что-то чувствуем.

Например, прямо сейчас, Андрей, что ты делаешь?

– Я сижу.

– А что ты думаешь?

– Я думаю, во что сейчас поиграть.

– А что ты чувствуешь?

– Мне немного скучно. А еще я злюсь на Настьку, потому что она меня передразнивала!

– Я не Настька! Я А-на-ста-сия! Запомни: А-на-ста-сия! – от возмущения она даже вскочила со стула.

– А что ты сейчас чувствуешь, Настя? – спросила мама.

– Злость! Я хочу его стукнуть!

– Ага, злость, – согласилась мама, – а еще, мне кажется, есть обида.

Настя кивнула.

– А «хочу стукнуть» – это то, что ты сейчас думаешь.

– Еще я думаю, что он противный! И что он должен извиниться!

– А что ты сейчас делаешь?

– Я стою.

– Да, а еще ты периодически топаешь ногой и машешь рукой.

– Это я от злости. Я бы ему так дала, но нельзя, поэтому я просто замахиваюсь.

– Да, вот видишь, ты сама заметила, что наши мысли, наши эмоции и наши действия связаны. То, что мы чувствуем, влияет на то, о чем мы думаем, и на то, что мы делаем. Если бы ты сейчас не злилась, ты бы не топала и не махала. Смотрите, – мама подозвала детей к столу, – что это?

– Ты на бумажке нарисовала круг, – сказал Андрей.

– Да, это круг. А сейчас я поделю его на три части.

Мама поделила круг на три части и на каждой части написала название:

• Двигательная

• Думающая

• Чувствующая

Потом мама дала Андрею лист со словами:

– Это будет модель твоего «я».

И нарисовала такой же круг для Насти.

– А это будет модель твоего «я». А теперь раскрасьте части круга в разные цвета. Придумайте сами, какого цвета ваша двигательная часть, думающая часть и чувствующая часть.

Настя принялась раскрашивать, а Андрей сказал:

– Мама, я не понял, что делать.

– Хорошо, давай по порядку. Что ты сейчас делаешь?

– Я стою возле стола.

– Придумай, какого цвета это движение.

– Я не знаю.

– Да, конечно, ты не знаешь. Но ты всегда можешь это придумать. Какой цвет?

– Красный.

– Отлично. Раскрась красным эту часть, где написано «двигательная».

– А что ты думаешь?

– Я думаю, что Настя быстрее раскрасит.

– Придумай, какого цвета эта мысль?

– Черного!

– Хорошо. Раскрась эту часть черным.

– А что ты чувствуешь?

– Я чувствую, что хочу раскрасить.

– То есть тебе интересно?

– Да.

– Эта эмоция называется интерес. Какого цвета у тебя интерес?

– Желтого!

– Отлично, с цветами определились! Теперь раскрась каждую часть и вырежи круг.

Источник: https://www.litres.ru/a-a-bykova/kak-podruzhit-detey-s-emociyami-sovety-lenivoy-mamy/chitat-onlayn/

Мама-терапия – магия маминого слова

Мама освоит волшебную эмоцию

Когда мы только начинали борьбу за нашего старшего сына, нам один психиатр – кроме всего очень странного и не полезного – сделал огромный подарок. Он рассказал об одном эксперименте, который провели в Англии.

Мамы болеющих ребятишек каждую ночь проводили простой ритуал. После того, как ребенок уснул, они дожидались активной фазы сна – это где-то минут через пятнадцать. А потом говорили ребенку простые слова:

«Я люблю тебя. Я горжусь тобой. Я очень рада, что ты мой сын. Ты самый лучший сын для меня».

Текст примерно для всех одинаковый.

И сравнивали этих ребятишек с другими – с аналогичными диагнозами, но мамы которых ничего им не нашептывали в ночи. Малыши, получающие мамины ночные признания в любви, выздоравливали гораздо быстрее. Вот такая материнская магия.

Мы практически сразу начали это внедрять. Куда проще — в отличие от большинства терапий, это бесплатно, всегда под рукой. Сперва я говорила то, что было положено по сценарию. Потом начала проявлять импровизации. Прошло уже пять лет, а я до сих пор нашептываю разные слова своим мальчишкам. Каждому из них и почти каждую ночь.

Аутизма у Дани уже нет. Я уверена, что мои нашептывания сыграли свою роль. Есть ещё нечто, что важно понимать – магия работает в обе стороны! Получают нечто очень важное и мама, и ребенок. Хотя у каждого это «Нечто важно» своё.

Что это даёт?

Ощущение близости с каждым из детей.
Это ни с чем не сравнимое ощущение. Сколько бы им ни было лет, в момент сна они похожи на маленьких ангелов. Днём их бывает не так просто обнять или подержать на руках — у них уже столько дел! А ночью я обнимаю каждого из них, говорю о том, что важно для нас обоих. И я ощущаю, как растёт и крепнет наша близость.

Индивидуальное время для каждого.
В потоке дней я не всегда могу уделить каждому персональное время. Чаще всего мы все вместе, одной командой. Играем, общаемся, едим – все вместе. Но в этот момент каждый из них – особенный. Потому что каждому я говорю разные слова. Исходя из того, что сейчас хочется и нужно сказать именно этому малышу.

Я могу сказать нечто важное, что днём может быть не услышано.
Дни бывают разные. Иногда от обилия информации или сладостей малыши могут вести себя не очень хорошо, и это усложняет наше общение. Но когда я ночью шепчу им на ушко о том, как я их люблю, всё это остается в прошлом. Ссоры, непонимания, обиды.

Ребенок чувствует любовь.
Как-то я прочитала о том, что ребенку стоит почаще говорить фразу такого рода: «А ты знаешь, что если бы могли выбрать, то из всех детей мира мы бы выбрали тебя».

Когда я впервые сказала это Матвею, он был в восторге и удивлении одновременно. Он ходил и повторял: «Что, правда меня?».

Так я поняла, что детям очень важно чувствовать, что они особенные, что они важны и нужны, именно такие, какие они есть.

Теперь эта фраза наряду с «А я тебе сегодня говорила, что я тебя люблю?» прочно обосновалась в нашей жизни. Более того, Матвей – так как пока он самый разговорчивый – в ответ всегда говорит о том, что он бы выбрал нас как родителей и обязательно выбрал бы своих братиков.

В расстановочной терапии есть такое понятие как «разрешающие фразы» — фразы, которые мы говорим во время расстановки, и они меняют мироощущение людей, лечат их души. Слова обычно простые – о любви, принятии, сожалении. Так вот я обнаружила, что если важные фразы говорить своим детям ночью, то многие проблемы решаются сами. Какие фразы бывают и какие говорю обычно я:

  • «Тебе не нужно ничего для меня делать, я люблю тебя за то, что ты есть». Многие возмутятся. Но фраза не о том, что ты можешь не мыть посуду. А скорее о том, что ради меня ты не должен нести родовые динамики.
  • «Я очень рада, что ты есть». Особенно помогает тем, для кого ребенок был не очень желанным.
  • «Я рада, что ты мальчик». Если вы, например, хотели девочку и долго не могли принять пол своего ребенка.
  • «Мы с папой тебя очень любим, ты наш сын» — ключевое слово здесь «наш». Помогает, если у вас есть тенденция детей перетягивать, втягивать и делить.
  • «Мне очень жаль». Фраза подходит, если в течение дня вы поругались, не было понимания, наказывали, срывались. Не стоит умолять о прощении – это нарушает иерархию. А вот извиниться – и сказать, что вам очень жаль, стоит.
  • «Я горжусь тобой». Особенно помогает, когда вы пытаетесь из ребенка сделать того, кем он не является – и кем, возможно, никогда не будет. Помогает и для тех детей, которые очень отличаются от других – особых, например.
  • «Я люблю тебя». Три волшебных слова от всего. Если в них вложено чувство. То есть, если вы произносите не машинально какие-то слоги и буквы, а со всем сердцем выдыхаете признание в любви.

Можно и нужно пробовать разные. И вы поймете, какие для вас и ребенка сейчас важны и нужны. Например, по себе замечаю, что после той фразы, которая очень важна сегодня именно для меня, происходит – сам по себе – глубокий выдох. Что-то расслабляется внутри.

То же самое с ребенком. Когда ему важно что-то сейчас услышать, например, о том, что вы им гордитесь, он выдыхает и расслабляется. Просто понаблюдайте. Иногда такие знаки не сразу заметны, иногда они не такие яркие. Но критерий обычно один – некое расслабление.

На произнесение волшебных фраз нужно настроиться. Нельзя, как я уже говорила, делать это механически. Важно подойти к процессу с душой, а не на бегу. Мол, сейчас три минуты повторю по бумажке, и все станет хорошо. Самая сложная работа происходит внутри. Чтобы слова были магическими, их этой магией нужно заряжать. А заряд, нужный нашим детям, находится в нашем сердце.

Иногда для того, чтобы сказать такие простые слова, нужно сначала сказать нечто похожее своим родителям (в сердце). Я знаю девочек, которые во время первых сеансов рыдали над спящим малышом. От своей собственной детской боли. Но магия потому и магия, что она лечит. В том числе и наши, материнские, сердца.

Сеанс не должен быть долгим. Это всего лишь три-пять минут. Но очень эмоционально насыщенные пять минут. Важно делать это регулярно и по чуть-чуть. Маленькими шагами. А не пытаться один раз за неделю нашептать три часа любви. Мы же едим каждый день по нескольку раз, а не делаем это только в воскресенье, верно?

И кроме того, не забывайте говорить такие фразы и днем, между делом, безо всякого повода. Обнимать их просто так, если проходили мимо. Чмокнуть затылок, который сидит рядышком. Это то, что дети запомнят на всю жизнь. И скорее всего, именно это они и будут вспоминать.

Нельзя недооценивать силу слов матери. Для того, чтобы признать это, вспомните, какие слова вашей мамы вы помните и сейчас, спустя тридцать, сорок лет. И какие из них были для вас важными.

Эта магия доступна вам всегда, не стоит денег, для этого не нужно ничего особенного. Просто дождаться, когда ваш малыш будет сладко сопеть – и прошептать ему что-то важное на ушко.

«Я люблю тебя. Я горжусь тобой. Ты самый лучший сын для нас с папой» – Что может быть проще и волшебнее, чем такие слова, сказанные сердцем любящей матери?

Источник: http://fit4brain.com/8089

Читать онлайн Ваш любимый человечек от зачатия до рождения страница 18. Большая и бесплатная библиотека

Мама освоит волшебную эмоцию

Все люди разные. И каждый человек изменяется относительно себя самого: его возраст, внешность, настроение, отношение к миру, способности, жизненные планы – ничто не остается неизменным. Когда рядом оказываются два, три и т. д. человека, им приходится приспосабливаться к изменяющимся друг другу. Даже к самому себе порой надо привыкнуть. Тем более когда внутри тебя развивается вселенная.

В период ожидания Малыша реакции на мир могут немного замедлиться, а восприятие окружающих и самой себя – обостриться. Поэтому иногда количество эмоций и их интенсивность не позволяют взять под контроль свое настроение наилучшим образом.

Мама Малыша расстраивается и сердится, обижается и злится, тревожится и страдает.

Неважно, какая причина привела к таким ощущениям (неловкая шутка мужа или справедливое замечание делового партнера) – настроение испорчено, и хочется поскорее спрятаться от всех и выплакаться, или что-нибудь разбить, или поколотить первого встречного.

https://www.youtube.com/watch?v=3Zlzb1rTNTc

У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует.

Откройте в себе способность любой отрицательный импульс преобразовывать в необыкновенную, волшебную, не забирающую энергию эмоцию, которая способна остановить негативный поток любой мощности и направить его в позитивное русло. Эта эмоция знакома каждому ребенку, но взрослые привыкли ее подавлять. И вы ее, конечно, прекрасно знаете, потому что эмоция эта – удивление.

Мы удивляемся, когда то, что мы видим или слышим, оказывается неожиданным, заставляет пожать плечами и подумать (сказать): “Ну надо же, “Вот ведь как бывает”, “Вот это да…”, “Не может быть!”.

Волшебство удивления в том, что оно, ненадолго блокируя наш мозг, будоражит нашу душу и при этом вовсе не требует, чтобы к новости, событию или явлению у нас возникло какое-то отношение.

Можно даже сказать, что удивление способствует кратковременному расслаблению, разрядке и изменению потока наших впечатлений.

Человек, который в совершенстве умеет удивляться, практически неуязвим для каких бы то ни было нападок окружающих. Вы спросите, как это – удивляться в совершенстве? Разве может такое быть? Может! Это первая хорошая новость. А вторая хорошая новость – овладеть искусством удивления удается просто и быстро. Для этого нужно сделать всего две вещи:

1. Хорошо запомнить, какие ситуации и люди способны вызвать у вас хотя бы малейшие негативные переживания.

2. Как только почувствуете, что неприятное переживание готово о себе заявить, нажмите мысленно на паузу, замрите и… удивитесь тому, что происходит, сказав одну из фраз: “Ну надо же, “Вот ведь как бывает”, “Вот это да…”, “Не может быть!”.

Попробуйте! Правда, надо иметь в виду, что для окружающих такая ваша реакция может оказаться словно удар о столб – они-то в своих эмоциях бегут, а вы – стоите. Поэтому вам придется вслед за первой эмоцией удивления испытать вторую, а может, и третью.

Удивляться придется много, потому что окружающие люди вообще не умеют друг друга беречь, а уж если рядом такое впечатлительное создание, как будущая мама… Но это только вначале. Пройдет время, и окружающие (близкие и далекие) в ответ на ваше удивление произнесут фразу вроде такой: “Да что с ней говорить!” или “Бесполезно, ей на это наплевать (она все равно не поймет)”.

Что вы сделаете? Правильно, снова удивитесь. И тут произойдет невероятное – происходящее станет вас забавлять. Потому что секрет фокуса знаете только вы!

Это и есть тот самый качественный скачок, после которого ваша эмоция удивления будет преобразовывать негативную энергию, которая направлена на вас, в позитивную. Ведь то, что смешно или забавно, на нас действует наилучшим образом.

Но это еще не все волшебные возможности удивления! Мир ждет, когда вы подарите ему нового человека. И он каждый день вас радует. Научитесь эти радости видеть и удивляться им. В мелочах, каждый час, каждое мгновение. И тогда у вашего Малыша будет самая счастливая на свете мама. А у вас – самый счастливый на свете Малыш.

Ваш Малыш ждет, что вы освоите волшебную эмоцию – удивление. И тогда его эмоциональная жизнь будет стабильной, и еще до рождения он будет часто улыбаться. Когда ваш Малыш появится на свет, он подарит вам миллионы возможностей с удивлением обнаруживать, как прекрасен этот мир, самым большим чудом в котором будет для вас, конечно, он сам.

Мама научится проходить сквозь стену

Чтобы понять заголовок, решите такую задачку. Представьте, что вы в степи. Неожиданно перед вами возникает белая стена. Ее не обойти – она тянется далеко влево и вправо, уходят за горизонт. Ее не пробить – она очень прочна. А вас настигают враги. Скрыться негде. Обратного пути у вас нет. Что вы должны сделать?

Решение этой задачки поразительно: вы должны сконцентрироваться и… пройти сквозь стену! Это значит, вам предстоит научиться преодолевать ограничения разума, и тогда вам откроется мир других возможностей. Для ваших мыслей не существует ни границ, ни расстояний. Вы способны пройти мысленно через любую стену (вспомните “Матрицу”).

Что же это за метафора? Стена – это страхи: за себя, за Малыша, за близких, по поводу непонимания окружающими, от возникающих нехороших мыслей или услышанных слов и т. д. И уж если эта стена настолько пугающа для вас, она будет во много раз более угрожающей для вашего Малыша – вплоть до его нежелания жить в этом страшном и агрессивном мире.

С самых первых дней развития вашего Малыша вам предстоит научиться проходить сквозь такие стены. Даже если их будет немало, в конце концов ваш навык справляться со страхами удивит даже вас. И чем этот навык будет сильнее, тем меньше и короче будет стена страха – настолько, что в конце вы сможете легко ее перешагнуть.

Ваш Малыш хочет, чтобы в его жизни не было страхов, которые сформировались еще до рождения и справиться с которыми в будущем окажется почти невозможно.

Мама настроена на благополучные роды

Попросту схему родов можно было бы описать так: готовый к самостоятельной жизни организм Малыша дает команду организму мамы создать условия для выхода на поверхность, то есть рождения.

В ответ на эту команду организм мамы стремится: расширить до нужного диаметра родовые пути и сделать их более мягкими, изгнать околоплодные воды, все более ритмичными сокращениями мышц матки продвигать голову и тело Малыша к концу родового тоннеля.

Далее все еще проще: как только появилась голова, в следующее мгновение рождается все остальное тело. Раз – и вот уже Малыш своим голосом возвещает: вот я какой! Я сам дышу, я видим и слышим!

Вы когда-нибудь пробирались к выходу в переполненном донельзя автобусе или вагоне метро? Вас сдавливают со всех сторон, неведомая сила неровными толчками продвигает вас к выходу, порой вы задыхаетесь, вас посещает страх, что двери закроются раньше, чем удастся выйти, и огромное облегчение, когда, наконец, вы окажетесь за пределами этой ужасной давки. Приблизительно то же самое переживает, рождаясь, и ваш кроха, и это переживание для него естественно – оно апробировано другими человеческими существами миллиарды раз.

Настроиться на благополучные роды – значит все свои переживания перевести из области “я-переживания” в область “мы-переживания”. А именно:

• понимать, что́ в каждый конкретный момент родов происходит с вашим крохой, думать прежде всего о нем, помогать ему мысленно (если знаете молитвы – помолитесь о Малыше);

• сохранять с ним контакт, разговаривать, рассказывать о своих ощущениях, успокаивать его, подбадривать вплоть до того момента, когда его положат вам на грудь;

• сконцентрироваться мысленно на ситуации, когда роды уже будут позади и вы в спокойной обстановке сможете наслаждаться созерцанием своего крохи. Этот образ нужно крутить в голове постоянно, все больше связывая его с положительными эмоциями (чем меньше времени остается до рождения Малыша, тем активнее следует представлять этот образ);

• твердо верить, что у вас родится здоровый Малыш с двумя ручками и ножками, глазками и ушками, одним ртом и носиком, слышащий, видящий, с пятью пальчиками на каждой конечности.

Вы улыбнулись? Но многие мамы боятся, что Малыш внешне не оправдает их ожиданий! Вспомните, как счастливы были родители из рассказа Рэя Брэдбери, когда впервые увидели своего… малютку-пирамидку. Ваш страх, что кроха вам не понравится, приведет к встречному страху Малыша не понравиться вам.

И вполне возможно, что всю свою жизнь он (умный, талантливый, красивый), не осознавая причин, будет бояться, что не понравится окружающим, и тратить силы на борьбу за их признание.

Каким бы внешне ни оказался ваш Малыш, вы должны его уверить в том, что вам он нужен таким, какой есть, задолго до рождения. И это одно из самых главных его ожиданий.

Мама уверена в том, что ее малыш – самый лучший

Эта уверенность мгновенно образуется после рождения Малыша. Когда вы будете держать своего кроху на руках, никого красивее, любимее, роднее и желаннее, чем он, для вас не будет. Но ведь точно таким же он был и до рождения, просто… вы его не видели!

Ваш Малыш – самый лучший. Ни сейчас, ни потом не сравнивайте его с кем бы то ни было. Он такой, каким его сотворили вы с мужем, отцом Малыша.

Ваш кроха так хочет задолго до того, как появится на свет, быть уверен, что он для вас – самый лучший.

Источник: https://dom-knig.com/read_195435-18

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.