Маленькие куколки – герои первых режиссерских игр

Развивающие игры от 4 до 6 лет: Режиссерские игры

Маленькие куколки - герои первых режиссерских игр

Одним из самых важных факторов развития дошкольника является режиссерская игра. Манипулируя игрушками, творя свой собственный сказочный мир, малыш развивает мелкую моторику и речь, фантазирует и учится общению.

Родителям важно создать условия для данного вида игровой деятельности, а также принимать в нем ненавязчивое участие.

  • Маленький режиссер: особенности игрового процесса у детей 4-6 лет
  • Примеры режиссерских игр
  • Заключение

Режиссерскую игру ребенок осваивает одной из первых, как правило, еще в раннем детстве. По мере взросления малыша она совершенствуется и усложняется.

Некоторые педагоги считают, что режиссерская игра является прародительницей сюжетно-ролевой, как бы предпосылкой к ней. Но говорить о том, что какой-то из этих видов деятельность проще другого было бы несправедливо.

Да, сюжетно-ролевая игра может даваться ребенку сложнее, так как во время нее часто необходимо взаимодействовать с другим детьми, не просто действовать по правилам, но и учитывать мнение других. В то же время режиссерская игра требует от малыша не меньшей усидчивости, смекалки, умения фантазировать.

Посредством ее ребенок тренируется строить отношения со сверстниками и взрослыми, учится вести себя в той или иной ситуации.

У режиссерской и сюжетно-ролевой игр есть много общего:

  1. И там, и там деятельность ребенка осуществляется по определенному сюжету, созданной воображением ситуации;
  2. В обоих случаях происходит распределение ролей, только в сюжетно-ролевой игре их «исполняют» люди и предметы, а в режиссерской – только предметы;
  3. В процессе обоих игр ребенок переживает и воспроизводит реальные жизненные ситуации, учится и развивается;
  4. И режиссерскую, и сюжетно-ролевую игру взрослые могут использовать для достижения определенных педагогических целей.

Режиссерскому игровому процессу у дошкольников присущи такие черты:

  1. Ребенок самостоятельно выбирает тему игры. Как правило, в самом начале это – пережитые лично малышом события из жизни, позже – ситуации из сказок, мультфильмов, фильмов, спектаклей. В возрасте 5-6 лет игры ребенок уже умеет развивать сюжет или объединять несколько сюжетов в рамках одной игры.

  2. Помимо того, что малыш выступает режиссером собственной игры, он также «озвучивает» персонажей. Речь является основным инструментом данного вида детского творчества. Ребенок не просто говорит за свои игрушки, он наделяет их определенными голосами: подбирает тембр, интонацию, громкость.

    Иногда возможны имитация и пародирование.

  3. В роли «артистов» в равной степени могут выступать игрушки и предметы-заменители, которым ребенок задает определенные свойства и качества.

    Мелкий игровой инвентарь может быть представлен игровыми наборами животных, солдатиков, динозавров, пупсиками и куклами, фигурками мультипликационных персонажей, прочее.

  4. Не смотря на то, что в игре может быть задействовано большое количество игрушек, манипулирует малыш всего 2-4-мя.

  5. Ребенок выбирает себе игровое пространство, по сути, оно служит декорациями к его «спектаклю». Доски паркета могут быть дорожной разметкой, коробка из-под обуви – домиком, ковер – океаном.

Примеры режиссерских игр

Важной особенностью режиссерской игры является то, что играть в нее ребенок может самостоятельно, со взрослыми, а позже – в компании других детей дома и на улице.

1. Куклы и пупсы

Куклы и пупсы могут быть персонажами как сюжетно-ролевых, так и режиссерских игр. Обычно, для последних ребенок выбирает небольшие игрушки, которые удобно удерживать в руках. Малыш приводит куколок в движение и озвучивает их.

Разнообразие кукол, их богатое «приданое» в виде одежды, мебели, посуды, миниатюрной бытовой техники, автомобилей и даже целых домов предоставляет ребенку возможность играть по огромному количеству сюжетов. Параллельно с готовым игровым инвентарем маленький режиссер успешно использует предметы-заменители (коробка из-под обуви – кровать, кубики – стулья, носовой платочек – одеяло, прочее).

Главные роли в игровой постановке малыша 2-4 лет, как правило, отводятся маме, папе, ребенку, другим членам семьи. Сюжет игры сводится к тому, что ребенок в действительности переживает в жизни: мама-кукла ухаживает за ребенком-пупсом (кормит, купает, укладывает спать, водит на прогулку), папа ездит на работу, семья выбирается в гости, едет в зоопарк, у кого-то из них День рождения, прочее.

Чуть позже, годам к 5, с куклами ребенок играет в магазин, больницу, детский сад, а также игры по мотивам сказочных и мультяшных сюжетов. А у старших дошкольников куклы начинают «жить своей собственной жизнью», игровой процесс становится все более отдаленным от реальности.

Посредством режиссерской игры с куколками и пупсами ребенок подражает взрослым, проигрывает многочисленные жизненные ситуации, передает игрушками свои чувства и переживания, фантазирует. В этом процессе происходит социальное развитие малыша.

2. Фигурки животных

Фигурки животных из готовых наборов или отдельные маленькие игрушки особенно нравятся дошкольникам обоих полов. Их удобно держать в руках (две и больше игрушек), носить с собой просто в кармане, брать в постель.

На начальном этапе развития режиссерских игр ребенок наделяет игрушечных зверей человеческими качествами, использует их тем же образом, что и кукол: селит в домики, водит в садик, к врачу и в магазин.

После появляются сюжеты «Зоопарк», «Сафари» или «Затерянный мир» (для него обязательно нужен набор с динозавриками). На этом этапе малышу понадобится огромное количество дополнительных предметов – кубики, конструкторы, игрушечные деревья, прочее.

Предметы-заменители выполняют функцию декораций: накрытая покрывалом подушка превращается в гору, лоскут синей ткани, расстеленный по полу – глубокая река.

Игры с фигурками животных и динозавров позволяют ребенку расширить познания об окружающем мире, флоре и фауне планеты Земля.

3. Машинки и фигурки людей

Если годовалый кроха просто катает машинку и получает удовольствие от того, что привел ее в движение своими собственными усилиями, младший дошкольник манипулирует ею сознательно.

Автобус возит пассажиров, грузовик – песок и веточки на «стройку», полицейский автомобиль под вой сирены (имитируемой ребенком) мчит на задержание хулиганов, а скорая помощь – лечить больную куклу.

Машинки также могут быть наделены человеческими качествами, нередко они разговаривают между собой.

В четыре года малышу становится мало одной задействованной в игре машинки, он распределяет роли между несколькими. Создается настоящее дорожное движение. Трассой для ребенка служит пол в комнате, асфальт или песочница.

Он начинает использовать дорожные знаки из игровых наборов или их заменители – палочки, веточки, прочее. Из кубиков и конструкторов малыш создает гаражи, стоянки, полицейские участки. Комната может превратиться в игрушечный город.

Транспорт уже не ездит сам по себе, ребенку нужны водители – фигурки людей и животных, маленькие куколки, солдатики, роботы, прочее.

В рамках одного процесса объединяются несколько сюжетов. Например, грузовик наполняется кубиками-кирпичиками, едет по дороге, останавливаясь на светофорах, привозит груз на стройку, рабочие на стройке возводят из кирпичиков дом, в котором селятся куколки.

4. Игрушечный театр

В дошкольном возрасте дети просто обожают домашний театр, в котором они могут быть режиссерами и исполнителями главных ролей одновременно. В магазинах игрушек сегодня можно отыскать готовые наборы для театра с куклами-перчатками и даже марионетками. Что же, можно купить и такой.

Но куда полезнее будет создать декорации самостоятельно, используя фантазию и творческий потенциал ребенка. Их можно нарисовать или сделать из предметов-заменителей. В качестве артистов могут выступать любимые игрушки малыша.

Первые представления должны быть по мотивам простых детских сказок, хорошо известных малышу. Хорошо, если количество персонажей в них будет ограничено. Уже в 4 года ребенку будет по силам поставить «Колобка», «Репку» или «Курочку-Рябу».

Ближе к школе уже можно организовывать представление с более сложным сюжетом, например, «Золушку», «Мойдодыра», «Красную Шапочку», прочее.

Учитывая значение режиссерской игры в психическом, духовном и социальном развитии ребенка, для родителей важно осознать необходимость создания предпосылок для ее развития. Они должны беспрерывно расширять базу знаний малыша, развивать его фантазию, помогать придумывать игровые сюжеты, а в случае возникновения трудностей во время самого игрового процесса – оказать доставочную поддержку.

Источник: https://detki.today/razvivayuschie-igryi-ot-4-do-6-let-rezhisserskie-igryi.html

Первые сюжетные игры с малышом (от 9 месяцев до 2 лет)

Маленькие куколки - герои первых режиссерских игр

2015-01-30

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке.

Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир.

Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка.

Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв.

Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот пример такой игры.

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия.

По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты.

Конечно, поначалу  ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;
  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон, My-shop)
  • набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)
  • набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни.

Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации.

Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку.

Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше:

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.

Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила.

Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке.

Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника.

Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна.

Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков.

Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий.

До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

Рекомендую также почитать статьи:

АППЛИКАЦИЯ И ПОДЕЛКИ С ДЕТЬМИ 1-2 ЛЕТ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/pervye-syuzhetnye-igry-s-malishom-ot-9-mesyacev-do-2-let.html

Сюжетные игры для детей: учим ребенка быть режиссером

Маленькие куколки - герои первых режиссерских игр

Настоящая игра возникает не сразу. Сначала, в 1,5-2 года, ребенок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в игрушечной кастрюльке, причесывает куколку расческой, купает ее в ванночке, кормит игрушечной ложкой, словом делает все то, что с ним делает мама.

Это так называемая предметная или процессуальная игра, которая еще не предполагает условного, воображаемого плана. Потом, около 3-х лет, малыш начинает замещать одни предметы другими, конечно, если кто-то старший покажет ему эту возможность.

С вашей помощью кусочки зеленого листика, например, могут стать капустой, а желтые бумажки превратиться в морковку, и из них можно сварить «настоящий» суп. Ребенок быстро и с удовольствием подхватывает предложения старших, и вскоре уже сам «варит» свой суп, привлекая для этого все новые «продукты»-заместители.

Главное – не просто предоставить ребенку предметы и игрушки, а научить его играть, помочь ему представить, что все его игрушки как будто живые и говорящие. Для этого вам придется несколько раз опуститься с малышом на ковер, попрыгать вместе с зайчиком, поквакать лягушкой, поговорить кукольным голосом. Поверьте, это совсем не бессмысленное, а очень полезное занятие.

Для трехлетнего ребенка оно гораздо важнее всех развивающих игр. И если вы будете играть с душой, то сами получите большое удовольствие. Чтобы облегчить вам эту задачу, предлагаем несколько возможных сценариев для общей режиссерской игры. Кукла заболела (собачка, мишка, зайка и пр.) Кукла жалуется, что у нее болит горло, а вы ее утешаете.

Потом отвозите куклу на машине в больницу. Там измеряете температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом), делаете укол (игрушечным пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком), даете таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги). Можно поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика).

Полечить ушко можно, закапав лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками. Можно сделать повязку из тряпочки и дать витамины (горошки, пуговички). После этого можно отвезти куклу домой, напоить ее горячим чаем с медом (с малиной), спеть ей песенку, успокоить и уложить в кроватку.

Проснувшись, веселая и здоровая кукла будет благодарить своих спасителей за заботу и танцевать с другими игрушками. Приходите в гости к нам Пригласите игрушки на праздничный обед. Обойдите вместе с ребенком комнату и предложите нескольким куклам и животным придти в гости.

Накройте праздничный стол, расставьте посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадите гостей за столом. Если у кого-то из игрушек день рожденья, можно приготовить именинный пирог из пластилина и воткнуть в него палочки-свечки, чтобы именинник их задул, а все его поздравили. Гости могут подарить виновнику торжества свои подарки.

Предложите им угощенье, поинтересуйтесь, что каждый из них хочет съесть. Разложите угощенье на тарелки, покормите гостей. По окончании обеда поблагодарите всех присутствующих и проводите их домой. Мы идем гулять Попроситесь от имени куклы на прогулку. Оденьте куклу, посадите в коляску (или на машинку) и покатайте по комнате.

Из какой-нибудь дощечки можно устроить горку, с которой она может кататься, а потом сделать качели, положив дощечку на кубик. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже хорошо говорит, можно предложить ему рассказать кукле, что она может увидеть во дворе или вокруг. Прогулку с куклой можно разыграть, используя простые кубики. Это можно сделать следующим образом.

Положите на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), скажите ребенку: “Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?” Возьмите один кирпичик, приставьте к нему другой, затем предложите ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, кукла может шагать по ней, приговаривая: «Маленькие ножки идут по дорожке.

Топ-топ-топ». Игру можно развить и продолжить, вводя в нее еще одну куклу (или зайчика), которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом, потом вместе катаются в горки и т.д. Разыгрывая подобные сюжеты, вам следует самому играть по возможности увлеченно, одушевляя игрушечные персонажи, действуя и разговаривая за них. При этом, конечно же, нужно следовать за инициативой детей. Не важно, в каком направлении будет развиваться игра, главное, чтобы она не превратилась в занятие или выполнение инструкций взрослого, а ребенок с удовольствием играл с вами. Только после этого он будет играть самостоятельно.

Большие игры с маленькими куклами

Около 3-х лет обычно происходит важное событие – «одушевление» игрушек. В руках малыша мишки и зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, драться и обниматься, болеть и выздоравливать. Непременным атрибутом режиссерской игры являются куклы.Немаловажное значение имеет их размер.

Очень крупные куклы неудобны для игры, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в весьма немногих игровых ситуациях. С большими куклами легче осуществлять мелкие, бытовые действия – кормить, причесывать, умывать, одевать, обувать, возить в коляске и, пожалуй все.

Для режиссерских игр лучше всего подходят маленькие куколки. Именно с маленькими куколками могут происходить события самого серьезного масштаба. Они могут отправиться в большое плавание по ковру, они могут оказаться в Африке или Антарктиде, с ними можно устроить большой бал или хоровод, их могут ждать невероятные приключения и превращения.

Словом для хорошей, большой игры нужны маленькие куклы, не только девочки, но и мальчики, желательно с подвижными ручками и ножками (чтобы они могли стоять, сидеть и пр.) Но деревянные или пластмассовые куклы с неподвижными конечностями тоже подходят. Главное, чтобы они были маленькими – не больше 7-10 см.

Таких куколок легко держать одновременно в каждой руке, а это значит, что малыш может инсценировать диалог двух кукол – в его руках и с его помощью они могут обниматься или драться, прыгать или смеяться. Для таких маленьких куколок легко строить замки, они хорошо вписываются в домик из кубиков, а квартиру для них можно обустроить в обувной коробке.

Их легко посадить в любую игрушечную машинку, для них нетрудно сделать высокую гору, или глубокое море. Очень хороши крошечные пупсики-голыши в разных позах. Два-три набора таких пупсиков позволяют устроить детский сад или детскую площадку из простых кубиков, где они могут качаться на качелях, или лазить по лесенке, или играть в прятки.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть небольшими, соразмерными куклам, ну и конечно быть по возможности привлекательными и быть узнаваемыми.

Сейчас в магазинах продаются разные тематические наборы, включающие деревянные фигурки людей и животных и элементы пейзажа – зоопарк, Африка, город, деревня и пр. Такие наборы очень хорошо использовать для режиссерской игры[1].

Их можно красиво расставить на полу, добавить любые коробочки или детали строительных наборов, сделать дома, дороги, джунгли, леса и поля. Важно, чтобы игра не ограничилась подготовкой пространства. Для игры необходимо придумывать и проигрывать какие-то события, которые происходят с ее героями – будь то люди или животные.

Например, кто-то из зверей (например, слоненок) может потеряться в лесу, проголодаться и плакать, а обезьяны принесут ему что-то покушать, помогут найти друзей и родителей. Или маленькая хрюшка захочет дружить с коровами и будет проситься в их домик, а они ее сначала не принимают, а потом соглашаются пустить, но только со всей ее семьей. В общем, много чего можно придумать, когда в твоем распоряжении 10-15 маленьких друзей.

Сказки-подсказки

Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят.

Среди деревянных наборов для детских игр есть специально предназначенные для проигрывания какой-то известной сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок», «Репка» и пр. В этих наборах подготовлено все необходимое для игры – и персонажи (козлята, волки, поросята и пр.

в нужном количестве) и элементы декораций – домики, заборы, деревья. игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы.

Плюсы в том, что такие наборы очень привлекательны для детей, они сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения.

А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта.

В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому, что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет. Между прочим, играть в сказки можно и без всяких специальных наборов.

Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка и или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, лесов и домиков делает игру только интереснее. Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор. Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.

  • Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
  • Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.
  • Строительство будки для собачки.
  • Строительство башенки для петушка и пр.
  • Строительство зоопарка.
  • Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).

В соответствии с выбранным сюжетом игрушки живут и действуют в тех или иных постройках. Например, куколки могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи, заправляться бензином, развозить пассажиров и т.д.

Все перечисленные игровые материалы, безусловно, помогут создать интересную игру. Но только в том случае, если ребенок умеет играть, если кто-то старший приобщил его к этой чудесной способности и открыл для него огромное светлое окно в мир.

 

[1] См. статью «Кукольное хозяйство», №6, 2006 г.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/612/malenkie-kukolki-geroi-pervyh-rezhisserskih-igr

Режиссерская игра детей 3-4 года

Маленькие куколки - герои первых режиссерских игр
01 05 2015      Н.Лейкина       Пока нет комментариев

Игры детей 3-х лет 

Какие игры у детей 3-х лет вы знаете? Как маме играть с ребенком этого возраста, во что и сколько? У многих с этим нет сложностей, а кто-то затрудняется с ответом.

Некоторые мамы считают, что воспитание ребенка в дошкольном возрасте – это скорее к специалистам, и сами крайне неохотно откликаются на просьбы малыша поиграть.

Но нет ничего лучше для ребенка, чем когда рядом с ним живет взрослый, который с радостью разделит самую важную и нужную для развития ребенка деятельность — режиссерскую игру!

Игры детей до 3 лет

До трехлетнего возраста малыш познает окружающую действительность, предметы и их функции. Все пробует на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Это моя кроватка, здесь я отдыхаю, слушаю колыбельные песенки и сладко сплю. Вот это пол, он твердый, по нему ходят.

А на гладком стульчике я сижу. Игры как таковой еще нет. Есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катаем машинку, кормим, купаем, кладем в кроватку куклу, строим из кубиков, варим суп, как мама или забиваем гвоздь, как папа.

Задача взрослых на этом этапе, «вкусно» рассказывать о тех предметах, которые окружают ребенка в детской комнате, на кухне и в других местах, т. е. начиная с ближнего окружения предметов.

Постепенно ребенок от взрослого узнает о назначении каждого предмета и активно и свободно начинает ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумывает и открывает для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.

Роль же взрослого заключается в вербализации и придании общего смысла всем этим разрозненным предметам, их оживлении.

Например, это были просто кастрюля и половник, или какая-то тарелка, и вдруг может прийти игрушечный Зайка, который захочет пообедать. И тогда появляется возможность объединить все эти отдельные предметы в один сюжет: сварить кашу и накормить этого зайчика.

А еще лучше, если мы берем какой-то предмет, например, ложку, и говорим: «Ой, посмотри, это какой-то Великан к нам сюда забрел. Ну-ка, Великан, где же ты живешь?».

Таким образом мы начинаем использовать так называемые предметы-заместители, видим другие образы в привычных для нас вещах.

Существует миф, что ребенок сам учится играть. Это не так. Малышу нужно обязательно увидеть либо как играют старшие дети, либо, если их нет, то взрослый может показать ему.

Мы можем говорить о том, что ребенок очень сензитивен к игре, она ему необходима. Однако, если ребенок не видит, как играют другие, или взрослые не играют с ним, не поддерживают его, то игра у него не развивается, а остается примерно на одном и том же уровне.

Период от 2,5 до 4,5 лет

С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля.

Это и есть начало игры у ребенка. И связано оно с тем, что после 2,5 лет активно начинает работать воображение. Ваш малыш становится маленьким волшебником, способным оживить своим взглядом любое пространство вокруг.

Играя день за днем, ребенок 3-х лет все больше и больше открывает для себя мир игры, в котором существуют свои правила и законы. На этом этапе очень хорошо подключиться взрослому. Ничего сложного нет. Берем несколько игрушек: мишку, зайца, ведерко.

Из конструктора строим жилище для зверюшек. Сочиняем простой детский сюжет: лисенок к волчонку пришел, пригласил на день рождения, испекли пирог, пригласили ежика, попили вместе чай с пирогом. Можем вспомнить сказку или сочинить свою историю.

Немного воображения и все получится.

Не беда, что сразу ребенок мало участвует в игре, больше смотрит. Он познает, созревает, ему становится интересно. Вскоре малыш уже сам берет игрушку и озвучивает ее. Затем он уже развивает сюжет и может сам немного поиграть.

Чем больше вы играете вместе, тем лучше у ребенка станет получаться. Вскоре он легко сможет сам придумать сюжет, выстроить все игрушки в игровое пространство и с удовольствием играть. Первая задача выполнена.

Мы научили ребенка играть самостоятельно.

Со временем, этот процесс так увлекает малыша, что он уже не желает принимать в игру не только взрослых, но и ровесников. Самостоятельно создает сюжет и проживает все роли.

И ему не нравится, когда за его действом наблюдают со стороны. Теперь он — главный режиссер.

А режиссерская игра индивидуальна, ребенок здесь часто не нуждается в партнерах-ровесниках, ему нужно самому почувствовать себя творцом.

Малыш принимает в игру взрослого, либо старшего, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие.

Если же в игру вступают дети-ровесники, то желательно, чтобы взрослый на первых этапах взаимодействия помогал каждому участнику выстроить свое игровое пространство, развить сюжет или соединил все в общий.

Без взрослого дети 3 – 4 лет с такой задачей самостоятельно еще не очень хорошо справляются.

Из наблюдений за играющими детьми:

Игры деток примерно до 4,5 лет в основном индивидуальны. Для них важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.

Прихожу играть с тремя детками 4-х лет. Один хочет развить сюжет про кашу и домик, другой про злую королеву, а третий про лошадок и море. И никак им пока не договориться! Что я делаю? Играю на троих.

Предоставляю пространство для реализации трех сюжетов параллельно, и в какой-то момент все встречаются в одном сюжете и уже могут договариваться и подстраиваться друг под  друга.

Самое интересное происходит после нашей часовой игры вместе. Свободная игра детей… уже без меня. А мы в это время с другой мамой пьем чай и любуемся нашими играющими детьми!))

Несколько важных ключиков к игре детей 3-х лет

Нужно не настаивать на игре, не принуждать озвучивать персонажей. Ребенок сам охотно и с легкостью начнет это делать, когда будет готов. Достаточно лишь показать пример.

Важно именно озвучивать персонажей, меняя голоса, а не вести рассказ от третьего лица, просто двигая игрушки. Также полезно вводить в игру с детьми заменители недостающих персонажей или предметов. К примеру: «этот кубик будет волком, а вот эта палочка — деревом». Использование таких предметов-заместителей очень хорошо развивает детское воображение, и мышление.

Это не камушки, это волк и семеро козлят!

Режиссерская игра 3-х лет очень важна для развития и подготовки ребенка к школе. Она подготавливает их к следующему этапу – образной, сюжетно-ролевой игре по правилам.

Как показывает опыт, именно режиссерская игра у детей часто развита слабо. А ведь именно эта игра является фундаментом игровой деятельности ребенка. Именно игра детей 3-х лет влияет на то, будет ли ребенок играть самостоятельно и с другими детьми. Поэтому очень важно вовремя уделять режиссерской игре детей особое внимание.

«Не доиграв» в режиссерскую игру, ребенок столкнется с трудностями в проявлении творческих навыков, в написании сочинений, в планировании, как долгосрочном, так и краткосрочном. В такую игру дети с удовольствием играют примерно до 5 лет. Сюжеты их игр развиваются, становятся сложными и разнообразными.

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/rezhisserskaya-igra

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.