Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

Содержание

Метод кнута и пряника, или воспитание по Макаренко

Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

Для того, что бы твой отпрыск превратился во взрослого мужчину, необходимо приложить невероятные усилия, и замесить, что называется, правильное тесто. Много рецептов на этот счёт есть в загашнике у каждого родителя, часто такие рецепты переходят от поколения в поколение, что, коненчо, считается хорошим тоном.

Но день насущный, как и грядущий, в вопросах воспитания порой заставляет искать помощи у специалистов.

Журнал MagMen`s решил облегчить поиск небезраличным к будущему своих детей отцам, и твоему вниманию предлагает  одну из самых эффективных, прошедшую проверку практикой и временем,  систему трудового воспитания ребёнка от выдающегося советского педагога Антона Макаренко. 

Дородовое воспитание

Воспиатание по Макаренко, которое поддерживают большинство практикующих психологов планеты, подразумевает, что некоторые основы в структуру личности ребенка можно заложить непосредственно в утробе матери.

Еще не родившись, малыш очень тонко чувствует отношение к нему со стороны матери, ее тревоги и подавленность передаются и ему на недоступном обывателю уровне.

И если ребенок не желанный, а будущая родительница сожалеет о своей беременности, высока вероятность того, что дитя будет расти нервным, раздражительным и само собой – недовольным жизнью.

Не последнюю роль здесь играет и отцовское внимание. Папаша может разговаривать со своим будущим сыном, поглаживать живот супруги, передавая таким образом позитивные эмоции и настрой. Если в семействе царит атмосфера добра, взаимоуважения и напрочь отсутствует ругань и скандалы, скорее всего, дитя уже в первые месяцы жизни не будет излишне тревожным и беспокойным.

Преступление и наказание

Пребывая в 3-4 летнем возрасте, твой отпрыск еще не способен отдавать себе отчет в поступках. Малыш попросту еще не может различить категории добра и зла – такие понятие для него через чур абстрактны, а поэтому и абсолютно непонятны.

Поэтому для закрепления желаемой модели поведения папе и маме придется прибегать к последовательным действиям – поощрениям и наказаниям.  Макаренко о воспитании ребёнка по такой методе писал целые книги и диссертации, мы же только скажем, что такая методика чрезвычайно действенна и срабатывает безотказно, как у цирковых дрессировщиков.

Совершил неправильный поступок, нарушил определенные правила – лишаешься поощрения, лакомства или же атата на пятое место.

Применять насилие и шлепать рекомендуется в крайних мерах, если ребенок совершенно не реагирует на замечания взрослых и остается равнодушным к окрикам и словесным запретам. Применять телесные наказания или нет – решение непростое и строго индивидуальное, так как гуманистические системы воспитания сегодня категорически осуждают такой подход.

Кнутом

Методы воспитания Макаренко не всегда щадны к детям, но всегда справведливы. Под «кнутом» в данном контексте подразумевается не только шлепки и словесные угрозы, но и определенная система последовательных порицаний за те или иные проступки.

Работает эта система довольно просто – не выполнил домашнее задание или запланированную работу по дому, не получишь карманных денег или столь желаемый поход в цирк. Так чадо постепенно сможет осознать причинно-следственную связь между желаемой поведенческой моделью и следуемым за ней результатом.

Со временем, уже в подростковом возрасте такое понимание должно перейти в устойчивую привычку.

Однако следует помнить, что психологический кнут эффективен как метод для детей в возрасте 3-7 лет. Если использовать его как основную методу для воспитания более старшей возрастной группы, это может привести к озлоблению и отторжению отпрыска от родителей.

Пряником

Метод пряника – визави кнута. Правильные и желаемые поступки должны неизменно поощряться добрым словом и похвалой. Для их закрепления можно предлагать небольшую награду в виде конфетки или небольших сюрпризов.

Но перебарщивать тут не стоит, если за каждое вынесенное мусорное ведро или вымытую посуду предлагать вознаграждение, ребенок вырастет меркантильным, черствым и бездушным.

Поэтому лучше всего лишний раз погладить мальчика по голове, чмокнуть в щечку, прогуляться вместе или прочитать совместно книжку.

Душевной теплоты много не бывает, и Макаренок с этим тоже согласился бы.

Источник: https://magmens.com/polezno/14292/metod-knuta-i-pryanika-ili-vospitanie-po-makarenko/

С легкой руки ленина: откуда в русском языке появилось выражение “кнутом и пряником”

Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

Постоянные читатели знают, что меня кроме всяких фехтовально-оружейных штук интересует еще и происхождение различных крылатых фраз, особенно самых распространенных. Поэтому я иногда позволяю себе отступать от специфики канала, беззастенчиво отбивая трафик у блогов, специализирующихся на лингвистических перлах…))

Партнерский материал

Почему кнут и откуда пряник?

“Метод кнута и пряника”, “воспитывать кнутом и пряником” – обороты в русском языке настолько устоявшиеся, что нам кажется, будто они были в обороте у нас всегда. Будто они – наши, исконные, родные. На самом деле – не совсем так. Родные-то они родные, но не очень старые, в отличие от многих других фразеологизмов…

Несмотря на то, что метод сочетания поощрения и наказания для стимулирования работников древен, как сам мир, эта фраза появилась в русском языке на стыке XIX-XX веков. Ранее она не прослеживается; вы вряд ли встретите “кнут и пряник” в произведениях русских авторов эпохи Золотого века нашей литературы. Это время Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Державина и их современников.

Сама по себе эта фраза пришла из германских языков. Конкретно – из немецкого, но аналог есть и в английском. По-немецки она звучит как “Peitsche und Zuckerbrot» – в дословном переводе “плеть и пряник”.

Одним из первых этот оборот использовал В. И. Ленин в работе “Проект программы нашей партии”, в 1899 году:

…социал-демократическая рабочая партия ставит своей задачей поддержку всякого революционного движения против абсолютизма и борьбу против всех попыток самодержавного правительства развратить и затемнить политическое сознание народа посредством чиновничьей опеки и лжеподачек, посредством той демагогической политики, которую наши немецкие товарищи назвали «Peitsche und Zuckerbrot» (плеть и пряник). Пряник = подачки тем, кто из-за частичных и отдельных улучшений материального положения отказывается от своих политических требований и остается покорным рабом полицейского произвола … Плеть = усиленные преследования тех, кто, несмотря на эти подачки, остается борцом за политическую свободу…

В английском языке аналогичная фраза будет звучать как “палка и морковка”. Но в обоих этих западных языках выражение в своем историческом значении, в буквальном виде означает… Способ управления ослом или другой упрямой домашней скотиной. Показываешь ей лакомство, если не идет – бьешь. Дрессура не по методу дедушки Дурова, но что уж поделать…))

Все труды Владимира Ильича в советское время тщательно штудировались, изучались от корки до корки. Люди старшего поколения помнят: даже научная дисциплина такая была, марксизм-ленинизм. Такое удобное, емкое и звучное выражение из работ великого вождя просто не могло не попасть в лексикон классиков советской литературы, а оттуда – и в повседневным обиход.

Только плеть заменилась на кнут, как более привычное русскому человеку орудие наказания. Заметьте: в оригинале и у англичан, и у немцев речь идет о предмете, которым погоняют животных – палке и плети. А вот кнут исторически был еще и средством наказания для людей, притом одним из самых страшных…

Современное значение

Сейчас метод прямых “кнута и пряника” – наказания и поощрения, как способ стимулирования работников, считается малоэффективным. Он воздействует лишь на базовые потребности человека – в безопасности и в еде. Ну, в наших реалиях это, разумеется, надо понимать как желание остаться на рабочем месте и не потерять в деньгах, лишившись премии или схлопотать штраф.

Универсальный комплект ))

В современных условиях, когда работник защищен Трудовым кодексом, профсоюзами и другими юридическими и социальными институтами, его базовые потребности удовлетворены, а работодатель ущемлен в возможностях “бить по больному”. Удовлетворение базовых потребностей влечет за собой появление потребностей более высокого порядка, согласно знаменитой пирамиде Маслоу. На них (например, на потребность в самоуважении) политика “кнута и пряника” воздействовать уже не может.

Поэтому термин “действовать кнутом и пряником” все чаще звучит с несколько ироническим или юмористическим оттенком.

Некоторые компании даже продают подарочные наборы для презентов начальникам (разумеется, тем, которые в состоянии оценить такую шутку).

Такой набор содержит печатный пряник (не бутафорский, вполне съедобный) и настоящую казачью нагайку, и символизирует основные методы стимулирования сотрудников, дошедшие до нас из глубины веков…))

P.S. К слову, “стимул” изначально – это палка с железным наконечником, которым в Древнем Риме погоняли волов, запряженных в повозку. Так-то вот…))

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afc75f957906adae97b61f0/5dc12eb49515ee00b1fbd026

Кнут, пряник и домашнее рабство: Как воспитывают детей в разных странах

Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

25 ноября в России отмечают один из самых трогательных праздников – День матери. Корреспондент «МИР 24» – о том, как принято воспитывать детей в разных странах и какие обычаи в Латинской Америке и Европе очень сложно понять российским мамам

Китай: авторитарная модель семьи

Демографический кризис 70-х годов и лозунг «Одна семья – один ребенок» сильно повлияли на семейный уклад жителей Поднебесной.

Выбиться «в люди» в стране с населением в полтора миллиарда человек непросто, поэтому детей принято воспитывать в строгости, ставя во главу угла лидерские качества, трудолюбие, целеустремленность и уважение к родителям.

Доверительных отношений с чадами, особенно с девочками и младшими сыновьями выстраивать не принято. 

Такого понятия, как «тонкая душевная организация ребенка» просто не существует. Если сын или дочь не слушается, капризничает или вдруг закатывает истерику в общественном месте, отец или мать запросто прибегнут к кулаку или ремню, и ни для кого это не покажется слишком строгим наказанием.

Отдать ребенка в государственный детский сад в Китае можно уже в три месяца.

К трем годам малыш должен сам себя обслуживать: самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, чистить зубы и мыться, а с четырех – пяти лет его уже могут отдать в начальную школу.

Если ребенок не справляется с нагрузками, родителей приглашают на беседу, назначая их детям «испытательный срок». «Отстающих» безжалостно исключают, и родителям приходится оплачивать частные детские сады.

Школьная жизнь не приносит детям свободы: занятия начинаются в 8:30 утра и длятся до 17:00, потом до 9 – 10 вечера дети заняты в развивающих кружках и секциях, чтобы родители успели спокойно поработать. На телевизор, прогулки с друзьями и компьютерные игры времени у школьников просто не остается.

Удивительно, но после такой школы жизни дети не вырастают мстительными или агрессивными по отношению к родителям. Со времени реформ Дэн Сяопина в тех же 70-х годах, в Китае отменили пенсии для всех, кроме государственных служащих. Так что китайские мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет чаще всего живут на полном пансионе своих старших дочерей и сыновей.

Япония: коллективное сознательное 

В отличие от своих западных соседей на материке, японцы детям позволяют многое. Особенно в период от рождения до школы, когда малышам можно играть, бегать и развлекаться столько, сколько захочется. Остроумная японская пословица гласит: до пяти лет ребенок – король, с пяти до 15 лет – раб, и только после 15 лет становится для взрослого как равный.

После развлечений в приоритете – раннее развитие заложенных в ребенке талантов, поэтому в Японии нередко можно увидеть трехлетних малышей, которые посещают студии танца, рисования или даже каллиграфии.

В детский сад чадо отдают только в четыре-пять лет. До этого воспитание занимается в основном мама, с минимальным вмешательством отца и других членов семьи. По японской системе воспитания «икудзи», лучший способ научить чему-то ребенка – это подать личный пример.

Выделяться из толпы в Стране восходящего солнца тоже не принято. «Неформалы» подвергаются травле в школах и детских садах, а чувство коллектива и плеча становится одним из главных для японских подростков.

Англия: без мам, пап и кредитов

Ребенок, до ушей закутанный в шарфы, и мама, которая утром стерилизует соски и бутылочки, а вечером гладит стопки пеленок. Нет, такая картина немыслима в Великобритании. Ребенок, даже единственный и долгожданный, никогда не становится центром вселенной у прагматичных англичан.

Здесь с младых ногтей принято воспитывать детей как равноправных членов семьи, которые сами в состоянии решить, что они голодны или замерзли.

Нередко можно увидеть, как по улице идет молодая мама в шапке и шерстяном пальто, а в коляске везет полуголого ребенка в легкой курточке.

Особого трепета к питанию ребенка тоже не проявляют: его никогда не будут заставлять доедать все, что положено на тарелку, или вручную готовить ему пюре, так что в три-четыре года малыша уже спокойно посадят за взрослый стол. 

Англичанки очень ответственно подходят к материнству: детей заводят в сознательном возрасте, после 30-35 лет, когда у семьи достаточно денег, чтобы оплачивать капризы и потребности нового члена семьи.

На бабушек и дедушек не рассчитывают: те видятся с внуками на выходных, водят их в музеи, кофейни и на прогулки, но «грязную работу», вроде стирки, смены подгузников или приготовления еды, оставляют родителям.

Матери-британки обычно спокойные и терпеливые, действуют не физической силой, а уговорами. Уже в два-три года ребенку объясняют, что такое личное пространство родителей и других детей и почему его нельзя нарушать. Если на детской площадке кто-то отобрал у другого игрушку, «разбор полетов» оставят на совести самих «виновников» – делать замечания чужим детям не принято.

В качестве наказания используют беспроигрышный метод – игнорирование.

В любом британском кафе или торговом центре можно увидеть малыша, который катается по полу в истерике, пока его мама выбирает новую кофточку или спокойно переговаривается с подругой за чашкой кофе.

Кстати, в английском языке даже закрепилось выражение «to cry out», что дословно переводится как «прокричатся»: если ребенок начинает капризничать, его просто оставляют одного в комнате, чтобы он выпустил пар и сам успокоился.

Латинская Америка: кнут и пряник по очереди

В отличие от Китая, в среднестатистической семье Бразилии или Колумбии детей много, и обязанности по их воспитанию делят поровну между членами семьи.

Грудных детей нянчат старшие братья, сестры, их подружки, бойфренды, бабушки и дедушки.

Но в отличие, например, от Европы, совершеннолетнего ребенка едва ли кто захочет выгонять из дома: повзрослевшие дети часто остаются жить с родителями даже после женитьбы.

Семейные ценности прививают детям с юного возраста – каждый вечер вся семья собирается за ужином, а младшие дети участвуют в его приготовлении наравне со старшими. По выходным семья в полном составе посещает церковь на утренних службах. Какого бы возраста ни были дети, маленьких «ниньяс» с рождения водят по гостям и на все городские праздники.

В остальном латиноамериканцы спонтанны по отношению к своим детям. Ребенка могут поругать и даже дать ему сильную оплеуху, а через минуту прижать к груди и извиниться за импульсивное поведение.

Самое популярное наказание для непослушного мальчика, например, в Бразилии – это запрет на игру в футбол. Девочек, которые все свободное от школы время посвящают дому, могут в наказание не отпустить на прогулку.

С четырех лет девочек начинают приучать к домашней работе, так что в 13 – 15 лет дочь вполне может заменять старших по всему кругу домашних обязанностей.

Источник: https://mir24.tv/articles/16336563/knut-pryanik-i-domashnee-rabstvo-kak-vospityvayut-detei-v-raznyh-stranah

Как воспитывать детей: кнутом или пряником?

Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

Каждый ребенок с момента рождения является чистым и невинным созданием. То, какие ценности будут главными в его жизни, какие черты характера будут ему присущи — полностью зависит от его родителей. Стараясь воспитать послушного ребенка, большинство родителей использует метод кнута и пряника. В чем он состоит, как его правильно применять и эффективен ли он в воспитании детей?

Если после баловства или непослушания родители применяют по отношению к своему малышу насилие, значит они применяют в воспитании метод кнута. Он необязательно проявляется в использовании ремня, а и в том, что отец или мать могут поставить малыша в угол или отвесить оплеуху.

С помощью таких нехитрых методов малышу демонстрируют свое преимущество и свою силу. Эффективность этого метода состоит в том, что испугавшись наказания, кроха действительно не будет баловаться и будет поступать в соответствии с установленными родителями правилами.

Однако в отсутствии родителей он будет продолжать делать так как ему вздумается. При применении метода кнута может быть два результата, первый — ребенок может вырасти замкнутым и неуверенным в себе человеком, который привык к лжи и второй – он будет склонен к насилию по отношению к другим людям.

Став взрослым, человек, воспитанный родителями с применением физической силы, может отрицать нормы морали, принятые в обществе и следовать тем антиценностям, которые важны для него.

Метод пряника

Следуя этому методу воспитания, родители пытаются всячески поощрять своего ребенка за то, что он выполнил их просьбу или сделал правильно домашнее задание.

Если метод пряника применять постоянно, возможна такая ситуация, когда малыш будет ожидать награду даже за выполнение обычного повседневного дела – уборки постели или своей одежды.

Потому при похвале нужно быть осмотрительным, иначе карапуз будет ожидать положительной оценки всегда и будет от нее зависим.

Принимая решение поощрять ребенка или нет, нужно понимать, что порой выполненное самостоятельно задание не требует поощрения со стороны, достаточно того, что малыш сам радуется своим достижениям и чувствует моральное удовлетворение.

Ощущение гордости самого за себя следует дополнить ласковым словом, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и за него искренне радуются. Самое главное для малыша – это любовь и ласка.

Если же заменять это деньгами, внутреннее удовлетворение собой будет погашено ожиданием награды.

Также следует запомнить, что ребенка следует поощрять не только за правильно выполненное задание, но и за хороший поступок. Если малыш уступил место в транспорте пожилой женщине, это заслуживает такого же одобрения со стороны мамы и папы, как и написание диктанта без ошибок.

Родителям важно помнить, что чрезмерно баловать ребенка и потакать его капризам нельзя, так как это приводит к тому, что он вырастет эгоистичным человеком, который не думает об интересах других людей и не в состоянии противостоять жизненным трудностям.

Разумное сочетание поощрений и наказаний

Сильно баловать, как и чрезмерно наказывать ребенка нельзя, важно разумно сочетать методы кнута и пряника. Также важно найти правильный подход к малышу, учитывая особенности его характера. С сорванцом следует быть немного строже, чем с ранимым мечтателем.

Как наказывать ребенка: правила для родителей

  • Ребенку важно дать понять, что такое хорошее поведение, чего от него ждут родители и что такое плохое поведение, которое ни в коем случае недопустимо. Кроме того малыш должен четко уяснить, что ему угрожает, если он будет нарушать установленные родителями правила поведения.
  • В наказании важна последовательность, если мама не разрешает сыну играть в приставку более получаса, то она не нарушит запрет даже когда будет в плохом настроении или будет сильно уставшей. Нет, значит нет в любой ситуации. Если один раз такое допустить, стоит быть готовым к тому, что малыш будет манипулировать родителями.
  • Отец и мать должны придерживаться единой позиции, поддерживая друг друга. Если ребенок поймет, что на отца или на мать можно надавить и получить желаемое, то он будет использовать это. Лучше всего заранее обсудить запреты, которые недопустимо нарушать ребенку.
  • Наказание должно быть адекватным, если поступок совершен впервые и прямого умысла нет, достаточно сделать устное замечание и предупредить, что если подобное повториться, наказание будет строже. А вот если ребенок делает на зло, значит без сурового наказания не обойтись.
  • Наказывая ребенка, нельзя кричать, от этого лучше ситуацию он не поймет, наоборот крик либо напугает его, либо станет причиной истерики или агрессии. Нужно спокойно объяснить, в чем состоял неправильный поступок и чего от ребенка ожидали его родители. Важно сделать акцент на том, что кроху любят и не хотят его наказывать и чего-то лишать, но он совершил плохой поступок и это не может оставаться безнаказанным.
  • Из-за плохого настроения родитель может наговорить лишнего ребенку или быть с ним излишне строгим, а этого допускать нельзя. Поэтому если на работе неприятности или произошел конфликт в семье, воспитательных моменты лучше перенести на другое время.

Как поощрять ребенка правильно: рекомендации родителям

  • Когда мама или папа хвалят своего малыша, им важно сделать акцент на том, что он сделал правильно. Например, если вовремя убраны игрушки, нужно сказать, что в комнате как никогда чисто и убрано и малыш хорошо постарался. Слова по типу «Молодец» или «Умница» лучше не использовать.
  • Такие повседневные вещи как уборка кровати и мытье посуды, не требуют похвалы, так как родители должны сразу дать понять малышу, что это естественные вещи и ребенок вполне самодостаточен, чтобы выполнять такую работу.
  • Когда малыш правильно выполняет задание, очень важно, чтобы родители обратили его внимание на то, как он радуется своим успехам. Желание вновь испытать подобные чувства будет стимулировать его на новые достижения и успехи.
  • Как поощрение нельзя использовать деньги. Лучше всего выделить средства на поход в цирк или в детский развлекательный центр и объяснить малышу, что он получит это в качестве материального вознаграждения, так как правильно обращаться с деньгами пока не умеет. Вместо банкнот и копеек можно выдавать кофейные зерна или шоколадные монеты.

Воспитывая ребенка, помните, что самое главное, это любить свое чадо и уважать его мнение. Вот тогда и наказание, и поощрения будут действенны. Ласки и строгости должно быть в меру, во всем должна соблюдаться золотая середина.

К сожалению, не всем родителям удается добиться этого, но только так можно воспитать послушного ребенка, который уважает своих родителей.

Кнут или пряник? Как правильно воспитывать ребенка? (видео)

Источник: https://babymir.net/kak-vospityvat-detej-knutom-ili-pryanikom/

Метод кнута

К физическому воздействию на ребенка (шлепки, ремень, подзатыльник) в случае непослушания прибегают многие родители. Этим они хотят наказать его за невыполнение какого-либо указания или за проступок.

Теоретически этот способ может быть достаточно действенным. Возможно, ваш отпрыск, пусть даже совсем маленький, перестанет совершать тот или иной нежелательный поступок, боясь боли, лишения и запретов.

Схема действия данного метода и его эффективность сопоставима со способом приучения котенка к туалету путем тыканья его носом в лоток, например, когда он справляет нужду в неположенном месте. Прибегая к методу физического наказания, вы фактически дрессируете ребенка.

Но будет ли это положительно сказываться на его психике и поведении? Нет! Любые физические наказания негативно влияют на личность ребенка. В нем развивается ненависть, злоба, агрессия и недоверие по отношению к родителям.

Малыш может стать подавленным, стеснительным, боязливым, замкнутым и неспособным выражать свое мнение.

Особенно нежелательно такое обращение с детьми чувствительными. Поэтому родителям важно научится договариваться с ребенком, а не воздействовать на него силой. Когда малыш что-либо делает не так, стоит предупредить его: «Ты будешь наказан, если не перестанешь толкать сестренку!».

Ребенок будет предупрежден и задумается над своим поведением. Если же желаемого эффекта не последовало, можно прибегнуть к другим методам наказания (скажем, лишить его вечернего просмотра мультфильма), но ни в коем случае не наказывать физически – путем болевого воздействия.

Помните, жестокое обращение с детьми недопустимо.

Каждому ребенку важно понимать, почему родители ему что-то не разрешают. О том, почему взрослым стоит устанавливать правила для детей, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».

Золотая середина

Чтобы гармонично воспитывать своего малыша, не испортить его характер и не сломать в нем личность, детские психологи рекомендуют применять различные подходы.

Конечно, необходимо поощрять ребенка, а за серьезные проступки придется прибегнуть к определенным (нефизическим) методам наказания. Но самое главное – найти золотую середину.

Важно говорить с малышом, объясняя как можно и как нельзя себя вести в тех или иных ситуациях. Нужно уметь договариваться с ним и обязательно анализировать те или иные аспекты его поведения.

Не закрывайте глаза на нежелательное поведение и не воспринимайте как само собой разумеющиеся заслуги вашего ребенка. В зависимости от вашей реакции он делает вывод о том, что хорошо, а что плохо. Именно таким образом, постепенно, он выстроит собственную систему ценностей, основываясь на том, что прививают ему родители.

Юлия Киретова, педагог-психолог МБУ СОШ №26, д/с «Тополёк»,

г. Тольятти

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, как для родителя, и определить правильную стратегию взаимоотношений со своим ребенком.

Ваш стиль воспитания

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vospityvat-detey-knutom-ili-pryanikom/

Строгость в воспитании ребенка: эффективен ли кнут без пряника

Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

[artlabel id=”86194″]

Обычно приверженцы этой тактики воспитания – большие консерваторы. И аргумент, которым они пользуются, — «Пару ударов ремнем еще никому не помешали. Нас растили в строгости и наказывали за малейшую провинность – и посмотрите, какими мы выросли».

Instagram @kateoliver

На самом деле посмотреть и правда есть на что: взрослые, воспитанные с применением наказаний, особенно телесных, сами практически никогда не отдают себе отчет, какую травму их психике принесла такая метода и как много «взрослых» проблем им обеспечила. Какими бы прогрессивными ни были современные мамы и папы, ремень и угол все еще применяются довольно большим количеством родителей.

Капризный ребенок: 6 ошибок, которые совершает каждая мама

Выбравшие строгое воспитание родители – совсем необязательно злые садисты. Иногда это – гиперответственные люди, больше всего на свете боящиеся испортить жизнь малышу, разбаловав его.

Часто это люди, пережившие немало трудностей в становлении себя как личности и материальных сложностей. Они полагают, что проявить слабину во внешнем мире значит проиграть и подставиться под удар.

Потому готовы превентивно нанести этот удар своему ребенку, не прощая ему ни малейшей промашки.

Еще одна причина – то самое воспитание наших дедушек и бабушек. Из травмированных детей выросли травмированные взрослые, их эмоциональное развитие было грубо прервано родительской твердой рукой.

Instagram @polly__loves

И, родив собственных детей, такие люди зачастую просто не знают, как еще влиять на ребенка. Объяснять свои чувства, проговаривать проблему с малышом они не привыкли. Потому что – опять же – рассказать о своих чувствах значит для них проявление слабости, а слабость, как было усвоено с детства, наказуема.

При этом, что интересно, большинство родителей, выбирающих тактику строгих наказаний, не считают себя виноватыми. Да, они отдают себе отчет, что иногда перебарщивают и что ребенок обижается. Однако уверены: «Подрастет – поймет».

Как на это реагирует ребенок

Малыш, воспитываемый подобным образом, попадает в порочный круг, из которого очень сложно вырваться. Получая все ту же «наследственную» психологическую травму, он в дальнейшем сам может прибегнуть к телесным наказаниям в воспитании потомков. По крайней мере, он точно усвоит, что силовое воздействие – отличный способ решать все свои проблемы.

Ребенку, на которого поднимают руку, часто кажется, что родители не просто не любят его – он подозревает близких в настоящей ненависти. Тем временем мама и папа считают, что уж чего-чего, а любви своей выражать словами точно не нужно – она как бы само собой подразумевается. А вот выразить свое недовольство стоит обязательно – это должно помочь ребенку избежать подобных промахов в будущем.

На самом деле кроха учится совсем другим вещам:

  1. Первое, что усваивает ребенок – это необходимость лгать. Скрывая свои провинности, он успешно избегает наказания.
  2. Вторым открытием для ребенка обычно становится тот факт, что его супер-строгие родители тоже испытывают чувство вины. После слишком усердного наказания они иногда пытаются загладить свою вину, а значит, если нарочно довести их до белого каления, можно легко получить желаемое, перетерпев наказание.

Instagram @marija_shibanova

Тем временем в психике ребенка формируется особый шаблон поведенческих реакций. Со временем, как это не парадоксально, дети, которых часто и строго наказывают, теряют совесть – у них практически атрофируется чувство вины.

На самом деле это очень логично: провинившись, ребенок строгих родителей мгновенно получает свою порцию «возмездия», то есть наказание от близких. Отбыв наказание, он и вину с себя как бы снимает – следовательно, места для рефлексии, угрызений совести и моральных дилемм не остается. Сделал гадость – будешь наказан. Если не сможешь скрыть этот факт, конечно.

Почему тактика не работает

Наказания, особенно телесные, разрушают эмоциональную связь родитель-ребенок. Если человек, рядом с которым малыш «по умолчанию» чувствует себя в безопасности, вдруг сам становится источником угрозы, доверие и уважение исчезают, а место их занимает страх.

Ребенок, которого наказывают, никогда не станет обращаться к родителям со своими проблемами и сомнениями – он просто не представляет такой возможности. Ведь в его семье так не принято, его не научили «открываться».

Instagram @marija_shibanova

Неспособность ориентироваться на моральные принципы (ведь функцию совести успешно заменяют родители с ремнем) порождает безнаказанность: страх быть пойманным – единственное, что удерживает ребенка, а потом – подростка и взрослого – от проступков.

И, пожалуй, самое важное: телесное наказание – это, фактически, не способ сделать больно. Это способ унизить и показать, кто главный.

Родители, конечно, могут полагать, что наказание – способ взрастить смирение и лучше запечатлеть в памяти ребенка ситуацию.
Но дети отлично чувствуют и запоминают именно унижение. Телесное наказание убивает самооценку ребенка, одновременно уча его быть жестоким по отношению к другим, чтобы не выдать своей слабости.

Важно:

Речь не идет о том, что любой шлепок по попе делает вас плохими родителями. Все мы люди, и иногда нервы у родителей просто не выдерживают. Но здесь есть несколько фундаментальных отличий от строгости как метода воспитания в негативном смысле слова.

Достаточно не обходить следующие важные принципы:

  1. Если вам стыдно за то, как вы поступили по отношению к ребенку, первое, что нужно сделать, — это не купить ему вожделенную игрушку, успокоив тем самым свою совесть. Нужно открыто сказать о своих эмоциях и попросить прощения. Именно словами «Я был(а) неправ(а). Мне жаль, прости, пожалуйста».
  2. Ребенок должен быть предупрежден о возможности наказания заранее – иными словами, оглашайте все «правила игры» до ее начала. Он должен знать, что наказывают его логично, за конкретные проступки (не ешь суп – не получаешь сладкого, не знаешь уроков – не играешь за компьютером и т.д). Такой подход учит ответственности за свои действия.
  3. Останавливайтесь за минуту до того, как вы готовы прийти в ярость. Просто спросите себя, зачем именно вы сейчас собираетесь наказать ребенка. Потому что так принято в подобных ситуациях? Чепуховый повод, если вы сами не видите здесь ничего дурного. Потому что не видите других методов воздействия? Попробуйте говорить, причем по душам. Потому что так поступали с вами? Не переносите собственные травмы на ребенка, вы же хорошие родители.

Как нельзя наказывать детей: 10 ошибок, которые совершают родители
Осознанное родительство: топ-8 полезных книг о воспитании детей

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/5-neudachnyih-taktik-vospitaniya-strogost/

Метод «кнута и пряника» в воспитании. Так ли он хорош?

Кнут и пряник (как воспитать невоспитанного ребёнка?)

Наших родителей учили растить детей, используя метод «кнута и пряника» . Их самих воспитывали так. Так воспитывали нас. Многие сегодня говорят «Да, нас наказывали, мы стояли в углу, нас били — и ничего. Зато  людьми выросли». Да, выросли. И действительно — людьми. Но насколько счастливыми людьми?

как воспитывали раньше и как воспитывают сейчас

Сегодняшние рекомендации родителям значительно отличаются от того, чему учили ваших родителей. Все чаще и чаще различные пособия мотивируют искать альтернативы наказаниям и поощрениям для успешного воспитания.

Метод «кнута и пряника» изжил себя. Современные книги о воспитании чуть ли не в один голос твердят: мы поможем нашим детям превратиться в здоровых, независимых взрослых, если будем растить их не так, как нас растили наши родители.

Но почему?

Прежде всего, обратите внимание на то, какой вид родительства отвергают современные специалисты. Авторитарное родительство. ОНо обычно описывается как «высокие требования, низкая отзывчивость» и характеризуется контролированием с небольшим количеством тепла и заботы. Этот стиль может использовать награды и наказания ради контроля поведения ребенка.

а так ли он хорош?

Подобная цель, с точки зрения многих родителей и учителей, может действительно выглядеть эффективной. И, безусловно, она удобна для взрослых.

Ребенок, который не шумит, не балуется и беспрекословно подчиняется взрослым («слушается») — разве это не удобно? К сожалению, если мы на минуту забудем об удобстве взрослых,  и взглянем на это с точки зрения ребенка, эта теория может быть не только неэффективной но и приводящей к обратным результатам.

Доктор Альфи Кон исследовал применение поощрений и наказаний в семьях и школах и резко раскритиковал подобную стратегию. Он утверждает, что наказание и награда — две стороны одной медали. Они призваны удовлетворять только потребности взрослых. Что еще хуже, наказания и награды лишают детей возможности рисковать, развивать креативность и самостоятельность.

Если наказания и награды приводят к обратным результатам, какова же альтернатива? Некоторые родители предпочитают придерживаться теории свободного воспитания. Согласно этой стратегии, ребенок растет в условиях вседозволенности.

Теория, как вы понимаете, достаточно неоднозначная. А также, как показала педагогическая практика, она не всегда себя оправдывает. Но между этими двумя крайностями обязательно должно быть что-то среднее. Некая «золотая середина».

золотая середина

Эксперты выступают за демократичный подход к решению наиболее сложных видов поведения. Когда ребенок совершает что-то плохое, родитель не ругает его. Он пытается понять предпосылки его поведения и разработать альтернативы.

Пример: Антон взял немного денег из кошелька отца, чтобы купить конфеты после школы. Когда отец Антона заметил пропажу, первое, что он сделал, это для начала обратил внимание на свои чувства. Что он испытывал, когда всплыл этот неприятный факт. Он испытал злость и огорчение. Ему понадобилось некоторое время, чтобы успокоиться перед разговором с Антоном.

Затем он начал разговор. Объяснил, что знает, что Антон любит конфеты, и понимает, что руководило им, когда он потянулся к кошельку. Но этот поступок неприемлем, потому что брать деньги без спроса — это воровство.

Потом он спросил, существует ли другой способ удовлетворить свое желание без воровства. Антон подумал и признал, что мог бы попросить деньги, а не брать их втайне. Он извинился.

Они обнялись, поговорили о честности и доверии и решили говорить о желаемых вещах, а не воровать.

как же все-таки ИХ воспитывать?

Этот пример может показаться простым для применения в практике, но на самом деле он таким не является. Переход от всем нам привычной системы родительства к совместной работе с ребенком может занять определенное время.

Новая стратегия может показаться естественной для одних родителей и пугающей для других.  Тем не менее, стратегия сотрудничества наиболее полезна, так как способствует долгосрочной цели родителей.

А именно — воспитанию взрослого, который будет что-то делать не под страхом наказания или в предвкушении награды, а потому что так или иначе поступать правильно.

Если диалог с ребенком о его проступке не принес результатов, на которые мы рассчитывали, это не значит, что требуется более суровый подход.

Причина может быть в том, что разговор, который планировался как диалог, в итоге превратился в монолог. Вероятно, мы слишком увлеклись, стремясь разъяснить ребенку свою точку зрения.

И толком не выслушали его позицию. Быть хорошим родителем — значит уметь слушать больше, чем объяснять.

Проблема с так называемым «испорченными детьми» заключается в том, что они «получают с избытком того, что хотят, и получают недостаточно того, что им действительно нужно».  А нужна им любовь, без ограничений и условий. Показывайте им — вы рады им, и они важны вам, независимо от того, что происходит.

Вот что говорит Альфи Кон:  Наша задача не в том, чтобы «контролировать», то есть требовать беспрекословного послушания, давить или постоянно отдавать указания.

Возможно, это покажется вам парадоксом, но наша цель — контролировать процесс обретения ребенком контроля над собственной жизнью. Мы должны помочь детям расширить свои возможности, а не вынудить их соответствовать шаблону.

Этот метод основан на любви и уважении, а не на принуждении.опубликовано http://behappykid.ru.

Будьте счастливы, вы и ваши детки!

Ссылка на книгу: «Воспитание сердцем», Альфи Кон: 

Если вам нужно еще больше подсказок в воспитании детей, рекомендуем статью «Эти 12 психологических трюков должен знать каждый родитель».

О методе «кнута и пряника» или «дрессировке» и почему не следует его применять, рассказывает педагог Дима Зицер:

Источник: https://behappykid.ru/metod-knuta-i-pryanika-v-vospitanii-tak-li-on-horosh/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.