Классицизм. Царский стиль

Содержание

Классицизм в архитектуре

Классицизм. Царский стиль

Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и Санкт-Петербург.

Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период с 16 по 19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество.

 Обращаясь к формам античного зодчества, классицизму в архитектуре свойственны четкие объемные формы, симметрично-осевые композиции, монументальность прямая и просторная система планировки городов.

по материалам сайта об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

Зарождение классицизма в архитектуре, Италия

Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:

«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».

Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции.

Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл.

Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».

Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио

Вилла Ротонда, Андреа Палладио

Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио

Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.

Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.

Дальнейшее развитие классицизма

Классицизм в Англии

Классицизм буквально охватил в Англию, став королевским архитектурным стилем. Целая плеяда талантливейших архитекторов Англии тех времен изучала и продолжала идеи Палладио: Иниго Джонс, Кристофер Рен., граф Бёрлингтон, Уильям Кент.

Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.

Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс

Дом Банкетов, Иниго Джонс

Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.

Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».

королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен

Ричард Бойл, граф-архитектор Бёрлингтон, меценат и покровитель архитекторов, поэтов и композиторов. Граф-архитектор изучал и собирал рукописи Андреа Палладио.

Бёрлингтон-хаус, граф-архитектор Бёрлингтон

Английский архитектор и садовод Уильям Кент, сотрудничал с графом Бёрлингтоном, для которого проектировал сады и мебель. В садоводстве создал принцип гармонии формы, ландшафта и природы.

дворцовый комплекс в Голкгеме

Классицизм в архитектуре Франции

Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.

Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Парижеспроектированнойфранцузским архитектором-самоучкойЖаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.

Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло

Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.

Улица Риволи в Париже

Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн.

Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан.

Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.

Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Классицизм в России

В 1780 году по приглашению Екатерины II в Санкт-Петербург прибыл Джакомо Квареги в качестве «архитектора её величества». Джакомо сам был родом из Бергамо, Италия, обучался архитектуре и живописи, учителем его был крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма Антон Рафаэль Менгс.

Авторству Кваренги принадлежит несколько десятков красивейших зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях, среди которых Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здание Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, летний дворец графа Безбородко, Конногвардейский манеж, Екатерининский институт благородных девиц и многие другие.

Александровский дворец, Джакомо Кваренги

Самыми знаменитыми проектами Джакомо Кваренги являются здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.

Смольный институт, Джакомо Кваренги

Почитатель традиций Палладианской и новой итальянской архитектурной школы, Кваренги проектировал удивительно изящные, благородные и гармоничные здания. Своей красотой город Санкт-Петербург во многом обязан таланту Джакомо Квареги. 

Россия 18-19 веков была богата талантливыми архитекторами, творившим в стиле классицизма наряду с Джакомо Кваренги. В Москве известнейшими мастерами архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков, а Иван Старов в Санкт-Петербурге.

Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.

План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов

Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как  Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.

Петровский путевой дворец, Матвей Казаков

Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков

Академик Санкт-Петербургский академии наук Иван Старов является автором таких архитектурных сооружений, как Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор близ Царского Села, Пеллинский дворец, Таврический дворец и других красивейших зданий.

Таврический дворец, Иван Старов

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/6398794/

Строгий классицизм

Классицизм. Царский стиль

Строгийклассицизм — период с 1780 года доконца XVIIIвека. Часто термин «Екатерининский»применяется к раннему и строгомуклассицизму одновременно, так как этипериоды приходятся на годы правленияЕкатериныВеликой—1762-1796годы.

Дляэтого периода характерны строгоеследование классическим архитектурнымордерам, описанным Витрувиеми позжеПалладио,прямоугольные симметричные компоновкизданий, широкое применениеколоннад,аркад,портиков,фронтонов.В интерьерах зданий применялись копииили мотивыантичныхскульптур, декоративные элементыизвестных тогда древнихцивилизаций.

Таврическийдворец (1783—1789)

Такимобразом, в этом периоде произошёл полныйотказ от барокко.

Некоторое упрощение,демократизация и типизация архитектурныхформ и конструкций позволили нарождающимсяклассам буржуа и интеллигенцииприблизиться в определённом смысле поположению к высшему дворянству и дажек царствующему дому. Городские изагородные усадьбы в стиле классицизма,отличавшиеся от дворцов в основномразмерами, могли себе позволить ипредставители «среднего класса».

Однимиз первых переход к строгим канонамклассицизма совершил ЧарльзКамерон. Эта эпоха петербургскойархитектуры отмечена такими именами,какВ. И. Баженов,И. Е. Старов,Д.Кваренги,Н. А. Львов.

Строго классические здания этих мастеровдемонстрируют гармонию и функциональнуюзавершенность композиции, пропорциональностьи лаконичность форм. Ярким примеромстрогого классицизма служит величественныйТаврическийдворец(И. Е. Старов, 1783—1789 гг.).БарочныеАнфиладныезалызаменены центральными параднымизалами.

Параллельно фасаду вытянутаБольшая галерея, дополнительную чёткостькоторой подчёркивают парные колонныионического ордера.

Павловский классицизм

Период1796-1801годоввыделяется некоторымиисследователями как романтическийвариант классицизма, испытавший влияниесредневековой готики. К проектам, вкоторых проявились готические элементы,можно отнестиЧесменскийдворец(1774—1777,Ю. М. Фельтен;современный адрес ул. Гастелло, 15). Дворецтреугольной в плане формы был украшенбашенками, зубчатыми парапетами,стрельчатыми окнами.

В1800годуВ.Бреннапо проектуВ. И.

 Баженовазаканчивает строительствоИнженерногозамка, не совсем обычного дляклассического стиля: собственно,классицистическим можно назвать толькоглавный, южный фасад и часть интерьеров.

В остальном дворец действительнонапоминает южно-европейский замок.Стиль замка мужественный, дажевоинственный. Это сказывается и в Тронномзале, и на северном фасаде: тяжелыекарнизы напоминают шлемы воинов[30].

Ампир Александровский (поздний) классицизм

Поздний,или «Александровский» классицизм —предвоенная архитектура примерно1800—1812годов, является предшественникомрусскогоампираи часто отождествляется с ним[31].Понятия «Александровский» (период1800—1830 годов) и «Николаевский» (после1830 года) классицизм введеныИ. Э. Грабарём,который термин «ампир» не использовал[30].

Сильноевлияние на архитектуру Санкт-Петербургаоказывают архитекторы и скульпторыЗападной Европы, в частности, Франции,приглашенные АлександромI.

Этот период парадоксально перекликаетсяс более архаичными стилями, чем впредшествующих версиях классицизма:строгими дорическим и тосканскимордерами,египетскимитяжеловесными колоннами исфинксами(см.Египтизирующийстиль).

Для александровского классицизмахарактерна строгость линий, монументальностьи величественность образов, простотаи ясность силуэта.

Однимиз первых творений наступившего XIXвекастало зданиеГорногоинститутаИмператрицы ЕкатериныА. Н. Воронихина(1806-1808годы; 21-я линия Васильевского острова,2).

В выходящем на Неву фасаде зданияощущается влияние античных храмовПестума,дорические колонны сканнелюрамипривлекают наибольшее внимание.

Воронихинский шедевр украшен статуямиГеракла с Антеем и Прозерпины,стилизованными под архаику(В. И. Демут-Малиновский,С. С. Пименов)[32].

  • Южный и восточный фасады Казанского собора

Северныйфасад Казанского собора

Однаконаиболее известным творениемА. Н. Воронихина является построенныйв 1801-1811годахКазанскийсобор.

Строительство нового соборабыло задумано ещё императоромПавлом,который предписал взять за основуСоборСвятого ПетравВатикане(в то время — вПапскойобласти, оккупированнойФранцией).

Однако от прототипа осталась лишь общаякомпоновка с мощным центральным куполом,вытянутой базиликой и отсутствиемколокольни. Колоннада ватиканскогоСобора была пристроена значительнопозже и фактически представляет собойобрамлениеплощадиСвятого Петра.

У Воронихина севернаяи южная (не была построена) колоннадыпредставляли собой органичное дополнениек основному объёму храма. Западный жевходной фасад должен был открыватьсязрителю со стороны Воронихинского сада.Но и в таком не до конца воплощённомвиде собор является украшениемНевскогопроспекта.

Новая биржа;ныне Центральныйвоенно-морской музей

Кпозднему, «высокому» классицизму можноотнести работы Томаде Томона: перестройка зданияБольшоготеатра(Театральная площадь, 3,1804-1805годы, сохранилось частично), перестройкадома графини А. Г.

 Лаваль (1806-1809годы, Английская набережная, 4),строительство зданияНовойбиржии всего комплексастрелкиВасильевского островасРостральнымиколоннами(Биржевая площадь, 4,1805-1810годы).

Колоннада здания Биржи отнесенаот здания, колонны широко расставлены,что усиливает пространственную гармониюкомпозиции с окружающим простором Невы.Здание и Ростральные колонны украшеныаллегорическими скульптурами (Ф. Тибо,И. Камберлен, С. К. Суханов и др.[33]).

Адмиралтейство

В1806-1823годахА. Д. Захаровсоздал величественное зданиеАдмиралтейства,ставшее одним из символов города наНеве. От предыдущего здания (архитекторИ. К.

 Коробов,1732-1738годы) осталась центральная часть свысоким шпилем, которая не диссонирует,а смягчает плоскостное развитиесравнительно низкого огромного здания.

Разнообразие фасадов достигаетсяритмикой выступающих портиков слаконичнымитосканскимиколоннами (колонны центральной частиосталисьионическими).

Зданиетакже было украшено большим количествомаллегорических скульптур (часть несохранилась), что стало отличительнойчертой многих строений александровскогоклассицизма. Строительство Адмиралтействаявилось предпосылкой к ансамблевомуобъединению трех главных площадейгорода: Дворцовой,ИсаакиевскойиСенатской,а такжеАлександровскогосада.

Вэтот же период Кваренги возводит зданиеСмольногоинститута(1806-1808годы, Смольный проезд, 1). Отчётливая,торжественная и светлая композицияздания учебного заведения явилась однойиз последних работ великого мастеразрелого классицизма. Обогащают фасадывосьмиколонный портик с фронтоном,боковые флигели с ионическими колоннами.

Источник: https://studfile.net/preview/2082222/page:14/

Классицизм – это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Классицизм. Царский стиль

Классицизм – это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века – в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна – или «неоклассицизм» – приходится на вторую половину XVIII – начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию – у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии – на век позже.

Европа Россия
Классицизм XVII век Конец XVIII – начало XIX века
Неоклассицизм Конец XVIII – середина XIX века Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности – философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель – «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним – элегии, драмы и сатира, а низким – комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой – конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость.

Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику.

Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» – первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы – его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру.

Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей.

Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма.

Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования – это «сталинский ампир» в Москве.

Источник: https://www.anews.com/p/119181573-klassicizm-ehto-idei-i-cherty-klassicizma-klassicizm-v-literature-russkij-klassicizm/

Зарождение классицизма в архитектуре, Италия

Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:

«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».

Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции.

Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл.

Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».

Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио

Вилла Ротонда, Андреа Палладио

Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио

Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.

Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…». Об эклектике в архитектуре Москвы читайте далее Эклектика в архитектуре Москвы 19 века

Классицизм в архитектуре: примеры России, Европы, США

Классицизм. Царский стиль

Классицизм в архитектуре разных стран имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете, что соответствует этому стилю в Германии, Англии, США и других странах. Какие особенности присущи тому или иному виду, в какой последовательности они развивались — всё, что нужно знать о классицизме.

Особенности классицизма в архитектуре здания

Классицизм в архитектуре — это возвышенная красота и спокойное величие зданий. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве.

Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление.

  Эстетика классического стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.

В своей основе имеет исследовательские работы итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 — 1580 гг).  Его идеи быстро нашли себе последователей и распространились по Европе в 17 веке.

Новые археологические раскопки в 18-м веке и политические события этого периода усилили интерес к архитектуре Древнего Рима и к древней Греции. Благодаря этому классицизм оказался на пике своей популярности с 18 по 19 века.

Архитектуру этого (позднего) периода на Западе называют neoclassicism, а иногда ампир.

Шедевры классицизма в архитектуре

Великолепный образец нео-палладианской архитектуры в Лондоне. Chiswick House

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:

  • Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
  • Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
  • Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
  • Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.

Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек направления.

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Палладианский стиль или палладианство в архитектуре

Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг).

Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык.

Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.

Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии.  Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:

Классицизм в архитектуре Англии

Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль. Kenwood House, London

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.

Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.

Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London

Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:

  • симметрично спланированные здания,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton

Минутное видео-обозрение:

Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.

Ампир и Французкий классицизм

Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии.  Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.

Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Храм св. Женевьевы, Париж

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

Ещё его зовут

  • Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
  • Высоким классицизмом или
  • Наполеоновским стилем (по периоду правления).

Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Триумфальная арка в Париже.

Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Соответствия:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в  США — федеральный стиль.

Смотрите видео по теме:

Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермейер 

Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «биредмайер». Рапространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.

Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» — дало описание этому образцу позднего классического стиля.

Благодаря единству простоты, мобильности и функциональности неоклассическая архитектура Бидермайера создала тенденции решающего влияния на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.

Классический стиль в архитектуре. Дом Flora-Stoeckl в стиле бидермайер, Баден, Австрия

Федеральный стиль

Развивающаяся архитектура США на раннем этапе (1785 — 1815 гг), в которой прослеживается сочетание наследия Георгианского стиля с колоннами и куполами.

Использует прямоугольные формы с низкоскатными крышами и низкими мезонинами на поднятом фундаменте.

Симметричные ряды окон, разделённых на небольшие квадраты и дополненные круглыми арками вместе с аналогичной декоративной «короной» над главной дверью — характерные черты направления.

Поздний классицизм в архитектуре США. Здание ратуши, Салем. Fletcher6 — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

На этом этапе классицизм в архитектуре завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.

Классицизм в архитектуре России

Русский классицизм появился во времена Екатерины II во второй половине 18 и первой половине 19 веков как часть европейского неоклассицизма. Это период позднего классицизма в Европе, но раннего в России.

Русский классицизм в архитектуре сменил «елизаветинского барокко» и  «петровского рококо», приняв в себя элементы этих стилей. Это стало отличительной чертой и особенностью классического архитектурного направления в России.

Ранний русский классицизм в архитектуре 18 века

К раннему русскому классицизму относят архитекторов

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, посторенные в период 1760—1770 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо.

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

  • Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
  • Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
  • И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
  • В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
  • М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).

Камеронова галерея (Царское Село) User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY 2.5, Ссылка

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Морферраном (1858 г).

Период сталинского ампира относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/klassitsizm-v-arhitekture

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.