Картины Леонардо да Винчи

Содержание

Леонардо да Винчи: картины, биография художника, изобретения, смотреть фото работ

Картины Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, Винчи, Италия — 2 мая 1519, Амбуаз, Франция) — итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый и изобретатель, продуктивный период творчества которого пришелся на Высокое Возрождение.

Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен. Леонардо да Винчи, кроме прочего, считается изобретателем парашюта,вертолета и танка. Созданные им живописные образы за несколько веков превратились в культурные иконы, бесконечно цитируемые и пародируемые.

Достаточно вспомнить такие картины Леонардо да Винчи, как «Леда», «Спаситель мира» и прекрасная «Мона Лиза» — уникальные, узнаваемые, написанные с величайшим мастерством. Шедевры мастера, столь же притягательные и загадочные, как и много веков назад, всегда будут вызывать интерес самой широкой аудитории: от ценителей искусства до историков и ученых.

Особенности творчества художника Леонардо да Винчи: все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки.

Кроме того, в числе изобретений Леонардо да Винчи — живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчастости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов. Споры о подобной технике письма до сих пор не утихают.

Есть мнение, что подобный потрясающий эффект на картинах Леонардо да Винчи — подтверждение того, что он, как и многие другие художники Ренессанса, использовал для работы различные оптические приспособления. Даже если это и так, данное предположение нисколько не умаляет заслуг автора, а только подтверждает его высочайшее мастерство, широту взглядов и многогранность таланта.

Известные картины Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек».

Знамениты во всем мире работа «Иоанн Креститель», написанная живописцем на склоне лет, «Портрет Жиневры де Бенчи» и автопортрет мастера, датируемый 1514-1516 годами. Кроме картин, отдельного внимания заслуживают многочисленные эскизы и чертежи Леонардо да Винчи.

Анатомические рисунки художника, поражающие своей точностью, входят в Королевскую коллекцию королевы Британии Елизаветы II, которая располагается в данный момент в Виндзорском замке.

«Человек эпохи Возрождения», «универсальный гений» — именно так биографы чаще всего описывают Леонардо да Винчи. Его таланты и области интересов были столь многочисленными и разнообразными, что в их соседство в одном-единственном человеке сложно поверить. Однако Леонардо был человеком поистине уникальным.

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку.

С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.

Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем.

Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным.

Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры.

Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Единственное, что можно заключить из этих записей с твердой уверенностью, так это отношение Леонардо к братьям нашим меньшим.

Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается то, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Да Винчи довольно резко высказывался в адрес людей, употреблявших в пищу мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным уживалась в характере живописца с любопытством и стремлением получить как можно больше новых знаний и умений.

На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо.

Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Яркий пример такого произведения мастера — конная статуя в Корте Веккио, модель которой была уничтожена в XV веке и реконструирована по рисункам художника в конце XX века.

Многочисленные таланты да Винчи в конце концов привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Вероккьо. Здесь юноша учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур.

Кроме того, в мастерской Вероккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. В конце концов Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах.

Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.

Скромный гений

Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей (1, 2, 3, 4), включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов (1, 2).

В знаменитом письме, адресованном Герцогу Миланскому Лодовико Сфорца(предположительно, написанном в начале 1480-х), рассказывая о своих талантах будущему герцогу, мастер делает упор на свои способности в качестве военного инженера.

Письмо начинается так: «Изучив и проверив достаточное количество экспериментов, проведенных теми, кто называет себя экспертами и изобретателями военных машин, и обнаружив, что их машины почти не отличаются от уже существующих, я имею смелость, без намерения причинить кому-либо вред, обратиться к Вашему Сиятельству, чтобы раскрыть вам мои секреты и продемонстрировать, к вашему удовольствию, вещи, коротко перечисленные ниже».

Далее в десяти коротких абзацах Леонардо да Винчи перечисляет, чем он может послужить герцогу. В числе прочего он пишет, что может строить мосты, туннели, крепости и «конструировать осадные орудия и мортиры, одновременно красивые и практичные, полностью отличающиеся от используемых ныне».

Поразительно то, что о своих художественных талантах гений очень скромно упоминает только в самом последнем абзаце: «В мирные времена, полагаю, я тоже мог бы служить вашему удовольствию, будь то архитектура, а именно — строительство публичных или частных зданий, или перенос воды с одного места на другое. Я могу создавать скульптуры из мрамора, бронзы и терракоты.

Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».

Чем же была вызвана такая скромность? Дело в том, что в Средние века художников считали не более чем умелыми ремесленниками, и такое отношение к ним сохранялось и большую часть Раннего Возрождения. И лишь во времена Высокого Возрождения люди искусства стали особой кастой интеллектуалов, вхожих в высшие слои общества.

На протяжении десятилетий художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками.

Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.

Исследователь и анатом

Интерес к человеческой анатомии Леонардо да Винчи начал проявлять в конце 1480-х,когда он был придворным художником Лодовико Сфорца, правителя Милана. На первой странице нового манускрипта, известного сейчас под названием «Анатомический манускрипт В» мастер поставил дату «Второй день апреля 1489».

На его 44 страницах Леонардо да Винчи сделал несколько точных и изящных рисунков карандашом человеческого черепа (1, 2, 3). Однако в те годы у мастера было слишком мало доступа к анатомическим материалам, которые он мог бы изучать.

Поэтому на некоторое время он переключился на другие проекты: огромный конный монумент отца Лодовико Сфорца, украшение комнат в замке герцога и, конечно, «Тайную вечерю».
Вернуться к изучению анатомии художника Леонардо да Винчи побудила работа над фреской «Битва при Ангиари» (1, 2, 3).

Для того, чтобы достоверно изобразить динамичные фигуры всадников, мастеру требовалось досконально исследовать работу мускулатуры (1, 2, 3). К началу 1500-х он уже был настолько влиятельной фигурой, что ему позволялось самому проводить вскрытия: чаще всего ему для этого предоставляли тела казненных преступников (всего он провел около 30 вскрытий).

Можно сказать, что с этого момента да Винчи из художника, интересующегося наукой, превратился в ученого с художественными талантами.
Несмотря на то, что Леонардо был далеко не единственным художником эпохи Возрождения, изучавшим человеческую анатомию, его интерес к этой области науки был гораздо более глубоким.

В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана. Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.

К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе.

К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века.

Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.

Любимец короля

В 1513 году, после долгих лет переездов между Миланом и Флоренцией, Леонардо да Винчи оказывается в Риме. Покровитель художника Джулиано Медичи и брат новоизбранного Папы Льва Х предоставил ему комнаты в Бельведерском дворце в Ватикане.

Медичи финансово поддерживал Леонардо да Винчи, но не делал ему никаких серьезных заказов, в то время как остальные известные художники и скульпторы того времени переживали настоящий подъем творческой активности.

В 1515 году французы снова захватили Милан, и мастер получил от короля Франциска I необычный заказ: ему предстояло сконструировать фигуру механического льва, который мог ходить, а в его груди открывалась камера, заполненная лилиями. Восхищенный мастерством, король Франциск предложил ему место «Главного художника, инженера и архитектора короля».

64-летний Леонардо да Винчи вместе со своим лучшим учеником Франческо Мельци переехал во Францию и поселился в замке Клу (сейчас — Кло-Люсе), неподалеку от летней резиденции короля в Амбуазе. Здесь художник провел последние три года жизни.

Он делал зарисовки для придворных праздников, но в остальном король Франциск, обходившийся с Леонардо скорее как с почетным гостем, предоставил ему полную свободу действий. За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии.

Мастер умер в Клу 2 мая 1519 года. Согласно биографии художника, написанной Вазари,король Франциск в последний час находился рядом с Леонардо да Винчи и держал его голову в своих руках.

«Божественнейшая же его душа, осознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля…» — пишет Вазари.

Спустя около 20 лет после смерти гения Бенвенуто Челлини рассказывал о беседе с королем Франциском, в которой правитель Франции отзывался о своем любимом художнике так: «Не рождался еще в мире человек, который знал бы о живописи, скульптуре и архитектуре, сколько знал Леонардо…»

Финальной загадкой, оставленной Леонардо да Винчи последующим поколениям, стало его последнее пристанище. Известно, что он был похоронен при церкви Сен-Флорентен неподалеку от замка Клу.

Однако церковь была разрушена во время Французской Революции, а в начале XIX века ее окончательно сравняли с землей.

Поэтому место, где покоится величайший художник всех времен Леонардо да Винчи, остается тайной по сей день.

Евгения Сидельникова

  • 186 пользователям
  • Работы в 12 коллекциях и 323 подборках

Источник: https://artchive.ru/leonardodavinci

10 картин Леонардо да Винчи, которые нужно знать

Картины Леонардо да Винчи

Вряд ли Леонардо да Винчи нуждается в отдельном представлении, многие считают его самым талантливым и разносторонним из всех людей, живших когда-либо.

Он был художником, скульптором, архитектором, ученым, изобретателем и писателем. Да Винчи был настоящим «человеком эпохи Возрождения». Его картины и рисунки признаны одними из величайших за все время.

Мы рассматриваем десять самых важных работ мастера.

1. Мона Лиза

Мона Лиза, пожалуй, самая известная картина всех времен. Написанная между 1503 и 1506 годами во Флоренции, сегодня Джоконда нашла пристанище в парижском Лувре. Название картины взято из биографии Леонардо, написанной историком искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари, которая была опубликована через 31 год после смерти художника.

Среди ученых широко распространено мнение, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо из богатой флорентийской семьи. В 1911 году Мона Лиза была украдена из Лувра, что создало мировую интригу и значительно увеличило ее известность.

Вор был обнаружен два года спустя – Винченцо Перуджия забрал Мону Лизу обратно в Италию, где был провозглашен патриотом за то, что привез ее домой.

Мона Лиза, 1503г.

2. Тайная вечеря

Названный «Il Cenacolo» в Италии, «Тайная вечеря» – это фреска, показывающая последнюю трапезу Иисуса со своими учениками, которую Леонардо нарисовал в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Иисус объявил, что один из его последователей предаст его. Леонардо умело изобразил конкретную реакцию каждого человека, когда они реагируют на эту новость.

Вместо того, чтобы рисовать на мокрой штукатурке, традиционной среде для большинства фресок, художник выбрал сухую стену в качестве основы, чтобы добиться большей детализации в работе. К сожалению, «Тайная вечеря» с годами получила значительный ущерб из-за факторов окружающей среды и взрывов во время Второй мировой войны.

Тем не менее, она остается одной из наиболее известных и изученных картин в истории искусства.

Тайная вечеря, 1495-1498г.

3. Витрувианский человек

Одно из самых узнаваемых произведений Леонардо да Винчи – рисунок, выполненный пером и тушью на бумаге. Рисунок назван в честь римского архитектора Витрувия, потому что он сопровождается примечаниями, основанными на его работе.

Витрувианский человек – это исследование пропорций человеческого тела, в котором Леонардо соединил внимательное прочтение древнего текста Витрувия о геометрии с собственными наблюдениями за фактическими человеческими телами.

Рисунок был использован в качестве примера симметрии человеческого тела.

Витрувианский человек, 1490г.

4. Туринский автопортрет

Этот загадочный рисунок Леонардо широко известен как портрет самого да Винчи. Считается, что рисунок, написанный красным мелом был закончен около 1512 года, когда Леонардо было около 60 лет.

Часто отмечалось, что субъект кажется намного старше из-за длинных волос, распущенной бороды. Это был традиционный способ представления философов, пророков и даже Бога в искусстве.

Нет сомнений в том, что это работа Леонардо, поскольку чрезвычайно тонкие линии и высокое качество теней, достигнутое штриховкой, характерно для левой руки художника.

Туринский автопортрет, 1512г.

5. Дама с горностаем

Дама с горностаем, завершенная около 1490 года, является одним из четырех портретов женщин, написанных Леонардо. На картине написан портрет молодой Чечилии Галлерани, любовницы покровителя Леонардо, Людовико Сфорца, герцога Миланского.

Галлерани показана в относительно простом платье, показывающем, что она не из знатной семьи. Значение горностая с белым покрытием, похожего на ласку, обсуждалось довольно долго.

Возможно, животное представляет чистоту, так как считалось, что горностай никогда не испачкает свою белую шкурку ни при каких обстоятельствах.

Дама с горностаем, 1489-1490г.

6. Портрет Джиневры де Бенчи

Еще один из редких женских портретов Леонардо -портрет флорентийской аристократки 15-го века Джиневры де Бенчи. Изюминка коллекции в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, это единственная картина Леонардо находящаяся на всеобщем обозрении в Америке.

Прекрасная Джиневра особенно строга в этой работе – она не демонстрирует ни малейшего намека на улыбку, как это видно на лице Моны Лизы. Можжевельник на заднем плане символизирует целомудрие и каламбур ее имени.

Наружная обстановка портрета нехарактерна для эпохи Возрождения, потому что в то время женщины обычно изображались внутри дома.

Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478г

7. Иоанн Креститель

Считается, что последняя картина Леонардо – Святой Иоанн Креститель – была написана между 1513 и 1516, когда Высокий Ренессанс переходил к маньеризму.

В этой работе Леонардо изображает святого Иоанна в игривой манере, нетипичной репрезентации человека, обычно рассматриваемого как огненный персонаж. Здесь у него длинные вьющиеся волосы, он одет в шкуры и загадочно улыбается, подобно Джоконде.

Указательный палец Святого Иоанна указывает на небеса, что говорит о спасении через крещение. Этот жест встречается и в других работах Леонардо.

Иоанн Креститель, 1513г.

8. Мадонна в скалах

Существуют две почти идентичные версии «Мадонны в скалах», одна находится в парижском Лувре, другая в Национальной галерее Лондона.

Обе имеют высоту более шести футов и изображают Мадонну и Иисуса вместе с младенцем Иоанном Крестителем и ангелом. Картина, размещенная в Лувре, считается основной версией, то есть более ранней из двух.

Она считается образцом живописи Леонардо без очевидных линий или границ.

Мадонна в скалах, 1483-1486г.

9. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

На этой картине, законченной около 1503 года, Леонардо изображает святую Анну, ее дочь Деву Марию и младенца Иисуса, который борется с жертвенным агнцем. Динамичная композиция ясно показывает, что Мария тянется к младенцу Иисусу.

В то же время она сидит на коленях у Святой Анны, соединяя вместе три фигуры. Подобно технике, используемой в «Деве скал», Леонардо создает религиозную сцену в фантастическом пейзаже.

Горы на заднем плане напоминают об увлеченности художника геологией и является постоянной темой во многих его работах.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, 1508-1510г.

10. Поклонение волхвов

Незаконченная ранняя работа «Поклонение волхвов» была заказана в 1480 году монахами- августинцами из Сан Донато Скопто недалеко от Флоренции. Примечательным является наличие множества эскизов и рисунков, которые были сделаны при подготовке к этой картине.

Сцена включает в себя множество людей в разных позах, окружающих Деву и младенца Иисуса. На заднем плане – разрушенный дворец и люди на лошадях, участвующие в ожесточенной битве.

Несмотря на то, что «Поклонение волхвов» навсегда осталось на уровне наброска, это важная работа, раскрывающая мощь двадцатилетнего художника.

Поклонение волхвов, 1481г.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae4a4b8c3321b1f23ef1ec5/5c1ffb2e905c3800aa300c94

Самые известные картины Леонардо да Винчи: 15 работ художника

Картины Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи принадлежит к той категории, которых называют Homo universalis, то есть человек универсальный.

Кроме художественного таланта, он был великим учёным и изобретателем, создавший множество полезных человечеству вещей.

Но сегодня, оставим в стороне его научную деятельность, и составим галерею, в которую войдут самые известные картины Леонардо да Винчи. Представим ещё и интересные факты о шедеврах мастера Возрождения.

1

 Спаситель мира

Эта картина, написанная Леонардо около 1500 года, на протяжении многих лет считалась утраченной. Искусствоведы, ссылаясь на записи, предполагают, что писал её живописец по заказу французского монарха Людовика XII.

Только в 2011 году коллекционер Кук представил миру отреставрированный оригинал кисти мастера Возрождения. Через 6 лет её продали с молотка на аукционе за рекордные $400 млн, и она стала самым дорогим произведением изобразительного искусства в истории.

Существует и гравюра с портретом Христа, так называемая Нью-Йоркская версия, написанная в XVII столетии с оригинала Леонардо да Винчи.

2

 Мона Лиза

Самая известная работа живописца, и сегодня хранит множество тайн и загадок. До сих пор нет единого мнения, кто изображён на художественном полотне, супруга торговца шёлком из Флоренции Лиза Герардини, или Пачифика Брандано.

В момент работы над Джокондой живописец отложил в сторону все свои дела, и всецело посвятил свой талант и время написанию женского портрета.

Знаменитый шедевр кисти мастера Возрождения находится в Лувре, и всё реже путешествует по миру. В России, тогда ещё в СССР, «Мона Лиза» побывала один раз, в 1974 году.

Читайте на most-beauty.ru интереснейший материал о самых известных картинах Боттичелли, еще одного яркого и талантливого представителя этого периода.

3

 Витрувианский человек

Открыв дневник Леонардо да Винчи можно увидеть множество рисунков, в том числе и необычный рисунок человека, вписанного в круг и квадрат.

Рисунок, а также пояснения к нему, в научном мире стали называть «каноническими пропорциями». Выполнен рисунок с помощью акварели и чернил примерно в начале 90-х годов XV века.

Леонардо создал рисунок для определения пропорций человеческого тела и, скорее всего, использовал его для создания картин и скульптурных композиций.

4

 Иоанн Креститель

Список картин нашей галереи продолжает портрет Иоанна Крестителя, написанный между 1514-1516 годами и относится к позднему периоду творчества великого мастера.

Леонардо да Винчи намеренно лишил портрет фона, чтобы сконцентрировать внимание на фигуре Иоанна. Не лишена картина и христианской атрибутики, а именно соотношение тела и правой руки создаёт своеобразный крест.

Полотно, на котором изображён креститель Христа, ещё раз подтверждает, что Леонардо был великолепный портретист. Ему удавалось точно передать не только внешность, но и отобразить внутреннюю суть.

5

 Дама с горностаем

Вместе с другими портретами, это полотно относится к четвёрке известных женских портретов Леонардо. На портрете изображена Чечилия Галлерани, а написал её живописец в 1490 году.

Многие историки культуры признают портрет семнадцатилетней фаворитки герцога Сфорца одной из самых красивых картин Леонардо да Винчи.

Он изобразил её по пояс, тем самым получив возможность нарисовать её руки. В повороте головы, положении плеч, и даже в самом горностае заложен символизм. Горностай на древнегреческом языке звучит как «гале», что отсылает к фамилии девушки Галлерани.

6

 Мадонна Литта

Портрет, который сейчас выставлен в Эрмитаже, был написан в период с 1483 по 1486 год. В мелких деталях полотна скрылись секреты и загадки, которые рассказывают о матери и её ребёнке.

Разрезы на сорочке зашиты, что говорит о том, что женщина пыталась отлучить своё дитя от груди. Но зритель видит момент кормления, а швы с правой стороны разорваны, а значит, женщина решила отложить на время момент отлучения сына от грудного кормления.

В Лувре находится эскиз головы Мадонны, а многие специалисты предполагают, что фигура младенца написана учеником Леонардо талантливым Джованни Антонио Больтраффио.

7

 Портрет Джиневры де Бенчи

Одна из ранних работ Леонардо, на которой он изобразил флорентийскую поэтессу Джиневру д’Америго де Бенчи. По одной из версий портрет заказал Бернандо Бембо, страстно влюблённый в красивую женщину.

Портрет красивой и одухотворённой девушки, написанный примерно в 1478 году, стал первой работой художника в портретном жанре живописи. Пейзажи всегда выступали определённым символом, и здесь ветви можжевелового дерева указывают на имя, изображённой на портрете девушки.

Это единственная картина Леонардо да Винчи, которая находится за пределами Европы, и выставлена в Вашингтонской Национальной галерее.

8

 Мадонна в скалах

Картина, на которой Мадонна с детьми изображена среди горного пейзажа, писалась для украшения алтаря собора в Милане. Но по окончании работы, мастер передал картину Людовику XII.

Заказчики из Милана обратились в судебные инстанции с тяжбой, и тогда Леонардо нарисовал второй портрет Мадонны в гроте, который и украсил алтарь церкви Сан Франческо Гранде.

Впервые художнику удалось великолепно соединить изображение людей и пейзаж. Первый вариант из королёвской коллекции унаследовал Лувр, а вот второй выставлен в Лондоне.

9

 Мадонна с веретеном

К сожалению, утерянное полотно великого мастера, дошедшее до нас лишь в копиях, написанных его учениками. Одна из копий, написанная около 1501 года, находится сейчас в Эдинбурге.

Среди горного пейзажа изображена юная Дева Мария с маленьким Иисусом, который держит в руках веретено. Предмет в руках малыша, больше напоминающий крест, символизирует будущую судьбу Спасителя. Одновременно выступает и как символ домашнего очага и уюта.

Шедевр школы Леонардо да Винчи был похищен в 2003 году из коллекции герцога Бакллю. Найдена картина была в Глазго в 2007, и размещена в Шотландской Национальной галерее.

10

 Леда и лебедь

Леонардо в поздний период творчества был всецело поглощён изучением женской анатомии и процессом деторождения и отличить его художественные образы от научных изысканий довольно сложно.

В его записях есть рисунки зародыша в женской матке, а примерно в 1515 году он изобразил сюжет, где земная девушка Леда обнимает Зевса в образе прекрасного лебедя. Рядом играют их дети.

Полотно, написанное на сюжет древнегреческого мифа, утрачено, и до наших дней дошла лишь флорентийская копия.

11

 Автопортрет

В Королевской библиотеке города Турин находится автопортрет Леонардо, предположительно написанный им в возрасте 60 лет. К этому портрету относится и описание рисунка, составленное Ломаццо.

Идентификацию автопортрета провели в XIX столетии, когда сравнивали изображение Леонардо в образе Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа» с рисунком пожилого человека с бородой.

Из-за своей хрупкости рисунок, написанный сангиной, не выставляется. Увидеть его можно только в репродукциях или на фотографиях.

12

 Мадонна Бенуа

Название картин Леонардо да Винчи иногда имеет двойное наименование. Так, и Мадонну Бенуа, созданную около 1480 года, называют ещё и Мадонна с цветком.

Одна из ранних работ, по неизвестным причинам, не была закончена, но в ней прослеживается особый стиль начинающего живописца. Основой творчества оставалась флорентийская школа, но поворот тел и размеры пропорций тела стали индивидуальной особенностью техники Леонардо.

В 1914 году «Мадонну Бенуа» начала выставляться в Эрмитаже, а приобрели её у Марии Александровны, жёны архитектора при дворе императора Николая II.

13

 Благовещение

Молодой, начинающий Леонардо, ещё работая в мастерской своего учителя Андреа Верроккьо, обращается к библейским сюжетам, и рисует «Благовещение».

Здесь ещё сложно рассмотреть особую технику будущего мастера, так как композиция достаточно проста и традиционна. Но здесь начинающий живописец тщательно прорисовывает детали, а не только главные персонажи. Со временем именно детали станут важным компонентом художественных полотен и рисунков.

Леонардо изображает архангела и Марии удалённо, что позволяет разместить за ними обширный пейзаж и архитектурные элементы здания.

14

 Портрет музыканта

Находится портрет в художественном музее Милана, а в ходе исследования выяснили, что его неоднократно переписывали. Однозначно было установлено, что первоначально это была кисть Леонардо, но по каким-то причинам полотно осталось незаконченным.

Споры искусствоведов продолжаются по вопросу, кто же изображён. Есть версия, что это герцог Лодовико Моро, а также версия, что нарисован музыкант Франкино Гафури.

Такое предположение сделали после того, как в результате реставрации обнаружили в руках юноши ноты. Франкино стал известен в конце XV столетия, как капельмейстер Миланского собора, и потому кто-то из вельмож вполне мог заказать его портрет.

15

 Тайная вечеря

Фреска, украшающая трапезную доминиканского монастыря в Милане, создавалась в течение 3 лет, с 1495 по 1498 год. За основу был взят библейский сюжет о последней трапезе Христа, на которой присутствовали все его ученики.

Леонардо ушёл от традиционной техники написания фресок и писал картину не по влажной, а по сухой штукатурке. Перед тем как наносить краски он покрыл стену смесью из смолы, мастики и гипса.

Искусствоведы сходятся во мнении, что на фреске изображён момент, когда Иисус сообщает ученикам, что один из них предаст своего учителя.

Рекомендуем также посмотреть интересную статью на most-beauty.ru о 10 изображениях Иисуса, вызвавших горячие споры в обществе.

Заключение

В последнее время стало популярным делать зеркальное отражение шедевров мастера, находя в них тайный смысл и предсказания.

Но и без этого, художник и скульптор эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил значимый след в мировой художественной культуре. А его изобретения стали основой для создания большинства современных машин и механизмов.

Удивительно, как в нём одном сочеталось столько талантов, но, безусловно, Леонардо был человеком, который на столетия опередил своё время.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-leonardo-da-vinchi.html

Топ-5 картин Леонардо да Винчи

Картины Леонардо да Винчи

10 января 2018Искусство

Объясняем, как да Винчи изменил историю живописи, на примере пяти его главных работ

Автор Елена Якимович

1«Мадонна в скалах» (1483–1486)

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

«Мадонна в скалах» — одна из первых живописных работ Леонардо. Контракт с художником заключило Братство Непорочного зачатия  Городское религиозное сообщество богатых жителей Милана, собиравшихся для совмест­ных молитв. — картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане.

Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создает свобод­но развернутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды — своей любимой фигуры — и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов.

Вот коленопреклоненная Мария представляет Иоанна Крестителя младенцу Христу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрите­ля, будто приглашая его в картину.

Тихое таинственное действо в гроте напо­минает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной.

Нарушение традиции заключается еще и в том, что на картине изображена сцена, отсутствующая в канонических Евангелиях, но известная по апокрифам.

Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, младенец Иисус встре­тился с Иоанном во время бегства в Египет (Ирод приказал истребить всех младенцев мужского пола), когда Мария, Иосиф и Христос, как и Иоанн с его матерью Елизаветой, скрывались в пустыне.

Как и его предшественники, Леонардо тщательно выписывает детали — он пре­красно разбирается в геологии и ботанике, — и мы можем определить разно­вид­ности цветов и породы скал. Одновременно в картине есть характерные только для Леонардо воздух и глубина, которых удалось добиться с помощью приема сфумато  Сфумато (итал.

sfumato — «затушеванный, исчезающий как дым») — смягчение очерта­ний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. .

Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пла­стичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с тради­циями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе».

2«Тайная вечеря» (1495–1498)

Wikimedia Commons

Над росписью на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане  Капелла при монастыре была домовой церковью Лодовико Сфорцы, правителя Милана, на которого работал Леонардо.

 Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Он отказался от прове­ренной и надежной техники фрески — она не позволяла вносить исправления, использовать множество разных цветов и оттенков и добиваться сложных переходов от одного тона к другому.

Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Поверхность стены он покрыл смесью гипса, смолы и мастики, а писал яичной темперой с добавлением масляной краски.

Но эксперимент провалился: уже в XVI веке изображение начало раз­рушаться, а прорезание двери в стене, наводнения, неудачные реставрации, бомбежки во время Второй мировой еще сильнее испортили роспись.

Христос и ученики помещены в строгий интерьер, напоминающий трапезную монастыря: он сообщает, что один из них предатель. Это не ритуальный ужин и не молитвенное собрание, как у предшественников Леонардо, но спектакль в момент кульминации.

Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмуща­ются, гневаются. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таин­ство причастия. Иуда — и это тоже совсем не характерно для итальянской живописи XV века — смешался с толпой других учеников.

Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета).

В этой работе передан весь спектр переживаний героев: каждый индивидуален и вместе с тем типичен — зарисовки беседующих на улице людей, которые Леонардо делал, еще не получив этот заказ, явно не прошли даром.

Персонажи образуют символические группы из трех человек, в форме треугольника изо­бражен и Христос в центре композиции.

Математически точная перспектива задает сцене строгий ритм, а сочетание выверенной геометрии с эмоциональ­ными движениями героев позволяет добиться равновесия без застылости.

3«Спаситель мира» (около 1500 года)

Wikimedia Commons

Об авторстве этой картины идут споры, но многие авторитетные исследовате­ли считают, что автор — Леонардо.

«Спаситель мира» — это тип изображения, когда Христос чаще всего представлен как владыка мира  На это указывает сфера или держава с крестом; иногда он сидит на троне., поднимающий правую руку в благословляющем жесте.

Иконография с вла­ствующим и благословляющим Христом пришла в Италию из Нидерландов. Прозрачная сфера в руках Спасителя отсылает к Платону и Аристотелю, писавшим о сферической форме Вселенной. 

Картина вызывает много вопросов.

Почему руки Христа выделены светом и приближены к зрителю, а лицо вдалеке и скрыто во мраке? Почему сфера, вероятно сделанная из горного хрусталя, не искажает складки одежды, если учесть, что Леонардо отлично разбирался в оптике? Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя»​  Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Вместе с тем композиции в целом весьма устойчивы и сохраняют равновесие.​, которой он достиг к концу XV века? И главное, не подделка ли это? Видимо, все же нет. На рентгене видны поправки в изображении благословляющей руки — и это веский аргумент в пользу того, что автор писал сам, а не копировал готовый образец. В пользу авторства Леонардо говорит и нестандартное изображение Иисуса — без бороды и без нимба.

4«Мона Лиза» (1503–1519)

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Изображение Лизы Герардини, неаполитанки из аристократического обеднев­шего рода, жены флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокон­до, стало поводом для множества домыслов и догадок.

Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году, и путешествие картины по США в 1962-м, и многократное цитирование, в том числе в искусстве.

Зага­дочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символис­ты — Теофиль Готье и Уолтер Пейтер  Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а кри­тик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множе­ство раз и изучило тайны загробного мира».

Дмитрий Мережковский в романе «Воскрес­шие боги. Леонардо да Винчи» (1901) продол­жил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо.. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации.

Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобре­тениям» — и здесь действительно неясно все.

Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая? Модель не ста­тична — она спокойно сидит, но развернута в пространстве: ноги в одну сторо­ну, торс в другую, голова и взгляд направлены в разные стороны.

Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка ожив­ляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Намеренная неяс­ность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях.

Невозможно понять, о чем она думает и что чув­ствует, но несомненно, что это лицо отражает глубокую внутреннюю жизнь. Полуфантастичес­кий пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии, и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».

Именно эта сложность и неоднозначность — большое открытие Леонардо. Как настоящий психолог, он ставит эксперимент над зрителем, предлагая проективный тест, который нельзя пройти единственно правильным образом.

5«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508–1510)

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

По одной версии, «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была зака­зана фран­цузским королем Людовиком XII для его беременной жены Анны Бретонской  Культ святой Анны, распространенный в Ита­лии в XV веке, в числе прочего связан с ее покровительством беременным женщинам.. Но проект остался незаконченным, что закономерно для Леонардо.

Изображение Марии с младенцем на коленях у ее матери, святой Анны, при­шло с севера, из Германии XIV века. Такая иконография называется «Анна втроем»: название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих.

У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. На коленях у Анны, словно на троне, сидит монументальная Мария, плавно склоняясь к младенцу, который пытается оседлать ягненка.

Агнец символизирует жертву Христа, и одновременно это тихая семейная сцена: Мария отвлекает сына, а моложавая бабушка умиротворенно наблюдает за обоими. Вся троица изображена на краю обрыва, отделяющего их от зри­теля, а пустынный пейзаж придает сцене планетарный масштаб.

Символи­ческое переплетается с эмоциональным, а идеальное — с реальным.

Каждая картина, в отличие от рисунков, была для Леонардо синтезом всего его опыта, итогом исследования, и именно поэтому многие работы, в том числе эта, так и остались незаконченными. Когда художник хочет создать убедитель­ный мир, равный реальности по своей сложности, то на поиски этой формулы может уйти вся жизнь.
 

Теги

История, Искусство

Кирилл Серебренников, Кира Долинина и другие исследуют коллекции Музея «Гараж»

Источник: https://arzamas.academy/mag/490-leo

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.