Как заниматься с ребенком живописью?

Содержание

Как научить рисовать ребенка 4-5 лет

Как заниматься с ребенком живописью?

Рисование для детей в возрасте 4-5 лет — это важное занятие для познания мира. В этот период происходит формирование эстетического восприятия. Этот процесс связан с самостоятельной, практической, творческой деятельностью ребенка. Любое интересное занятие изодеятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти.

Обучение рисованию ребенка 4-5 лет

Уроки рисования для детей 4-5 лет направлены на обучение художественно-творческой деятельности. Все материалы, которые заранее подбираются педагогом, должны быть доступны детям дошкольного возраста. Они должны понимать суть темы, чтобы правильно изобразить на бумаге определенный предмет.

Как обучить рисованию дошкольника в возрасте от 4 до 5 лет

Многие часто задаются вопросом, как научить ребенка рисовать в 5 лет. В этом процессе важную роль играет семья. Прежде чем отвести ребенка в детский сад, нужно дома создать благоприятную атмосферу, например, пригласить малыша поиграть с фломастерами, карандашами. Желательно вместе изобразить несколько узоров.

Важно! Если простые уроки рисования для 4-летнего ребенка интересны, тогда можно приступить к выполнению сложных деталей, например, правильно выполнять линии контуры, штрихи.

Польза рисования для развития ребенка

Польза рисования для детей обоснована с научной точки зрения:

  • художественные занятия развивают мелкую моторику, а это стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи;
  • у ребенка развивается пространственный интеллект, а также воображение;
  • через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумаге свое психологическое состояние;
  • рисование красками для детей считается умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям, неврозам;
  • систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность;
  • через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы или явления.

Какую пользу приносит для дошкольника художественная деятельность

Приемы изображения

Прием обучения в пять лет — это прежде всего вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи — организации начала занятия.

Важно! Обучение наглядными примерами происходит с использованием определенного образца и других наглядных пособий. Перед выполнением задания педагог должен провести с детьми беседу. Ребенок учиться рассматривать отдельные предметы, а затем фиксировать свою точку зрения посредством карандашей, бумаги и других приспособлений.

  Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Какие приемы применяются на практике

Организация рабочего пространства

Рисование для малышей от 4-5 лет должно происходить в приятной обстановке. Чтобы дошкольник чувствовал себя максимально комфортно в домашних условиях, ему нужно выделить специальное пространство. Детская комната должна быть хорошо освещена, поскольку лучи света должны падать с противоположной стороны от руки, которой малыш рисует.

Как распределяется рабочее пространство

С чего следует начинать обучение ребенка рисованию

Рисование с детьми в четыре года — это не только процесс, при котором создаются рисунки с применением фломастеров, карандашей или других приспособлений.

Начинающий художник должен понемногу знакомиться и привыкать к другим техникам. Поддержка семьи окажет благоприятное воздействие на малыша. Нужно всячески поддерживать его, направляя в правильное русло.

Например, можно предложить несколько интересных тем.

Обратите внимание! Дети любят рисовать любимых персонажей из мультфильмов или животных. Поэтому родители должны позаботиться о всех деталях и купить своему малышу все принадлежности для создания нового шедевра. К относятся: гуашь, цветная бумага, акварель, цветные мелки, фломастеры.

Как протекает процесс рисования

Техника рисования имеет достаточно широкое понятие. Для создания линий, тушевки используются определенные материалы. Среди них бумага, холст, карандаш, уголь, масляная краска, гуашь и проч. Понятию техники обычно соответствует непосредственный результат работы художника. Юный творец должен уметь использовать художественные возможности этого материала

Обратите внимание! При работе с детьми педагог обращает внимание на правильность изображения контура, а также формы предмета. Обучение происходит поэтапно. Не рекомендуется малыша загружать сложными уроками. Детям предлагают задания на тему: «Осень», «Любимое животное», «Зима», «Котик», «Лето», «Наступила весна», «Яблоня в саду».

Как научить ребенка рисовать поэтапно, какую тематику выбрать в этом возрасте

Чтобы малыш смог научиться держать карандаш, нужно оказать ему помощь. Родители или педагог должны взять ручку с карандашом в свою руку, после чего вместе выполнять прямые и волнистые линии. Изначально лучше всего сделать несколько простых форм. Как только дошкольник научиться выполнять простые крупные формы, можно усложнять задания.

Как научить малыша рисовать поэтапно

Что касается обучения работе с красками, то оно состоит из нескольких этапов. Пошаговый пример:

  1. подготовить кисточки из мягкого ворса, стакан-непроливайку, акварельные краски и палитру;
  2. научить ребенка держать кисточку и пользоваться ею;
  3. на первом этапе малыш должен водить сухой кистью по бумаге, определить степень нажима и правильность движений.

Как научить ребенка рисовать карандашами

Советы:

  • Карандаш нужно держать тремя пальцами.
  • Когда педагог начинает учить малыша рисовать линию сверху-вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда создается линия слева-направо, рука — в низу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как создается рисунок. Тогда можно получить прямую линию.
  • Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не стоит проводить одну линию несколько раз.
  • Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  • Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
  • Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
  • При закрашивании рисунка штрихи стоит накладывать в одном направлении: сверху-вниз, слева-направо или по косой.
  • При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
  • Закрашивать рисунок нужно без просветов.
  • Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее, если хочешь поярче, и слабо, если нужно посветлее.

  Тема недели — «Моя семья» в подготовительной группе

Обучение ребенка рисовать красками

Рисование красками для детей от 4-5 лет доставляет огромное удовольствие. Чтобы нарисовать интересный рисунок, нужно учесть советы профессионалов. Поэтапный мастер-класс:

  1. Чтобы держать кисть правильно, нужно взять ее тремя пальцами.
  2. Выполняя линии на бумаге, кисть следует вести боком ворса, соответственно, рука с кистью должна двигаться впереди линии.
  3. Выполняя широкие линии, нужно опираться на весь ворс кисти. Палочку рекомендовано держать под наклоном к бумаге.
  4. Создать тонкую линию нужно так, чтобы кисть находилась палочкой вверх. Данный предмет должен касаться бумаги.
  5. Делая рисунки кистью, линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).
  6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
  7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования

Сегодня многие родители отдают своих малышей в специализированные кружки. Здесь ребята чувствуют себя хорошо, так как они не только учатся художественной деятельности, но и общаются со своими сверстниками. Перед тем как отвести малыша на занятия, нужно убедиться, что он действительно заинтересован этим видом искусства.

Должен ли посещать малыш кружок

Обратите внимание! Не стоит забывать о том, что предпочтения в дошкольном возрасте являются неустойчивыми, поэтому карапуз сегодня хочет заниматься в художественной школе, а завтра уже нет.

Рекомендации психологов и педагогов

Во время занятий рисованием педагоги не рекомендуют перегружать детей, иначе вместо радости от насыщенной и интересной жизни ребенок будет страдать от усталости и расшатанных нервов. Если усидчивость не входит в число его достоинств, то не нужно насильно заставлять его заниматься, поскольку он должен прийти к этому самостоятельно.

Рисуя, малыш развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Для выполнения легких заданий можно воспользоваться онлайн программами.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-nauchit-risovat-rebenka-4-5-let

Как знакомить детей с живописью? Картины, которые нужно показать ребенку

Как заниматься с ребенком живописью?

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей.

Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей.

Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами.

Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни.

Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины.

Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали.

Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Читать также:

Какие основные жанры живописи вы знаете?

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей – «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет.

И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу.

И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей.

Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов – поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты.

Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п.

, и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. – решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно – «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными – сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы – понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет – известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый».

Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности – детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат.

Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес – молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Читать также:

ТОП-10 шедевров русской живописи XIX века

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Идеи о картинах, которые можно показать детям и подросткам, можно почерпнуть из этого видео о самых известных картинах в мире:

Источник: http://megapoisk.com/kartiny-dlja-detej-kak-poznakomit-rebenka-s-zhivopisju

Как заниматься рисованием с ребенком

Как заниматься с ребенком живописью?

Самый важный момент: даже если вы видите, что ребёнок изначально гениален и закопать такое умение – большая потеря для человечества, ни в коем случае нельзя “через не хочу”. Не хочет – не надо, через силу любви к рисованию не привить, а вот до ненависти это самый короткий путь.

Не хочет рисовать день, два, неделю, месяц – не надо. Это цикличный процесс (как и вдохновение у взрослых) – бывает, что все поверхности закрашены за три дня, а иногда полная тишина пару месяцев.

Если с какого-то момента рисование становится системным (например, посещаете кружок или секцию при музее) – это прекрасно! Если, конечно, все участники процесса довольны.

Обустраиваем рабочее место

У нас с этим просто: есть мастерская. Там можно махать кистью, проливать воду, мазать мимо бумаги. Главное – сидеть на коврике (не на полу), все за собой убрать, не растащить грязь по всей квартире.

Очень важно организовать рабочее место так, чтобы думать о процессе, а не о том, как бы не испачкать белый ковер и обои.

Застелить газетами, полиэтиленом, надеть фартук, налокотники и так далее. Иметь под рукой тряпку (вытирать кисть, руки/ноги/пол по мере необходимости). И помнить, что достижения современной химической промышленности позволяет отмыть/отстирать почти все. Заниматься рисованием аккуратно не у всех получается.

Выбираем материалы

Очень важный момент в занятиях рисованием – хорошие материалы.

Бумага

Лучше всего покупать бумагу А3 для акварели (она хороша для акварели, гуаши, карандашей и фломастеров), для пастели – тонированную бумагу, она стоит дороже детских альбомов с гладкими белыми листами, но и рисовать на ней приятнее.

Кисти и валики

Кисти из детских наборов обычно никуда не годятся. Синтетические не самые дорогие из художественных магазинов вполне себе хороши. Маленькие, большие, круглые, плоские – штук 5, а лучше 10. Это также расширяет диапазон.

Валики для краски тоже замечательная вещь. Дают большую цветовую наполненность работы. Дети же любят нарисовать пять точек в разных местах листа и все. С валиком так не выйдет. Плотный хороший цвет по всей поверхности.

Акварель

Акварель сложный материал даже для взрослых, а детям с ней вообще непросто, особенно с той, что из детских наборов. Она непрозрачная, в смесях дает грязь. Лучше купить набор ленинградской акварели в пластиковой коробке или другую – не самую дешевую акварель и без белил. Белила в акварели дают в смесях грязь. Если хочется что-то выбелить – по засохшему рисунку гуашь или акрил.

Гуашь

Русская гуашь практически вся нормальная, можно выделить “Сонет” и “Мастер-класс”.

Карандаши

Должны быть мягкие, чтобы оставляли яркую линию. Если будут еще и трехгранные – вообще замечательно, натренируете правильный захват (который пригодится для письма).

Пастель

Масляная и сухая. Масляная пастель хороша, например, в таком сочетании: пастелью делается рисунок, сверху можно заливать акварелью. Пастель жирная, не пропускает краску под себя. Рисунок получается яркий и звонкий.

Сухая пастель у нас вообще идет на ура. Но тоже надо следить, чтобы не намесили грязь. Вовремя фиксировать слои, просушивать и отбирать.

Пластилин и глина

Можно брать самый дешевый русский (например “Луч”), зато его много. Есть книжка Рони Орена “Секреты пластилина”. Там поэтапно показан процесс лепки.

О занятиях рисованием

Бывает так: ребенок берет, чем он надумал рисовать сегодня, садится в разрешенном для рисования месте и делает, что хочет. Это 20-30-60 маминых свободных минут. Иногда и пару часов. То есть любимое занятие – любое, только не мешай маме.

Есть мнение что это и есть правильный путь: в начале дать полную свободу, ребенок как-нибудь сам все придумает и сделает, по дороге изучив возможности материалов, варианты изображения объектов, поймет, чего делать нельзя (тереть, например, кистью бумагу, пока не появится дырка и т.п.) и многому другому.

Естественно, если ребенок просит помощи – вы должны быть рядом. Учить делать кружочек, овальчик, лапочки, заиньку – это немного позже. Вначале – полная свобода.

Еще совет – когда уже возникает потребность предметного рисования: рисовать с натуры: на вопрос, как нарисовать мышке морду, берем мышку (игрушечную, не надо брать фото, это уже плоский объект), срисовываем с натуры. Также с другими предметами: если можно подсмотреть с натуры – лучший вариант.

Приемы и “фокусы”

Вот это очень благодатная тема. Показать, как минимальными усилиями сделать красиво.

Варианты: масляная пастель с акварелью, посыпать акварель солью, покапать краску на лист, раздуть через трубочку полученные кляксы, валик, валик поверх вырезанных объектов, рисовать на цветной бумаге, оставляя цвет фона, наносить краску “на отлип” (ляпаем густо несколько пятен, потом маленькой бумажкой на отлип заполняем поверхность, получается ярко и “по-взрослому”) и так далее.

Даже, если ребенок совсем “не умеет”, это очень эффектные штуки. Вдохновляет и окрыляет.

Как рано ребенок способен рисовать внятные вещи?

То есть не только пятна и линии, а что-то, где можно конкретный предмет? Примерно в 3,5 года может появиться первый внятный рисунок – солнышко и трава, но до объектного рисования еще очень долго.

Хвалить или не хвалить?

Тонкий момент. Сейчас говорят, что надо хвалить описательно: то есть, не просто, “здорово, красиво!”, а, “о, у тебя получилось 2 полоски и желтый круг”.

Хвалите обязательно любым способом, но вот чего нельзя – так это ругать. Сейчас есть очень много взрослых, которые “совсем не умеют рисовать”, так как в три года одна тетя сказала, что рисунок плохой и руки у ребенка кривые. Ребенок это запомнил, отложил карандаш и больше не пробовал.

Детские рисунки можно складывать в специальную папку, вешать на стену в рамках в детской же комнате. Ребенку приятно видеть, что к его рисункам бережно относятся.

И еще: не стоит пробовать применять психоанализ к детским рисункам (если вы, конечно, не детский психолог, который получил соответственное образование). Пусть рисует людей с черными головами, тремя пальцами, красное солнце, кислотный дождь, зеленых котов, зубастого папу и голую маму.

Если нет сигналов со стороны здоровья ребенка – не надо спешить лечить, обычно, это просто рисунки.

Рисующие дети – это замечательно. Это развивает моторику, наблюдательность, усидчивость, говорят, полезно для гармонизации личности.

Что делать с этим умением в процессе взросления лучше решать потом совместно с ребенком.

Светлана Корнилова, художник, мама 2-х детей.

Источник: https://komarik.co/7972/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BC/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.