Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

Содержание

Игры в ТРИЗ-педагогике

Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

В этой подборке собраны самые популярные игры, которые применяются в ТРИЗ-педагогике. Это именно самые известные и эффективные игры, а не все возможные.

Так как все возможные вряд ли поместились бы даже в увесистый том, к тому же их количество постоянно растет. Дело в том, что ТРИЗ-педагогика, как губка, впитывает в себя все эффективные, развивающие мышление и креативность инструменты.

И самые проверенные остаются в арсенале ТРИЗ-педагогов и успешно применяются на занятиях.

Проверьте себя, все ли развивающие игры из подборки вам знакомы? А если да – то все ли игры вы используете максимально эффективно?

Подборка может быть полезна как новым ТРИЗ-педагогам, так и всем учителям и родителям, которые занимаются развитием мышления у детей.

1) ДА-НЕТКИ

Рекомендуемый возраст: от 7 до 100 лет.

Суть игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».

Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»

В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!

Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:

  • Да-нетки под микроскопом;
  • Да-нетки по картинкам;
  • Да-нетки про древние виды.

Главное не забывать отмечать сильные вопросы. А еще можно усложнять условия – например задать можно не больше 10 вопросов. Справились? А теперь не больше 7ми. А слабо за 5 вопросов угадать? Нет предела совершенству 🙂

2) ДРУДЛЫ

Рекомендуемый возраст: От 5 до 100 лет.

Суть игры: ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.

В чем польза игры? Подобные визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения, также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед последующими заданиями.

Дополнительные идеи: друдлы можно не только рассматривать, но и самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.

Можно дорисовывать один и тот же друдл, ведь чем больше найдёте вариантов – тем больше прокачаете фантазию. Примеры здесь.

Друдлы можно находить и в реальной жизни, например, на заборе 🙂 Примеры здесь.

Отличными друдлами на прогулке служат кроны деревьев и облака. В дороге даже можно сфотографировать облако себе на телефон – и дорисовать в любой рисовальной программе:

А может, вам удобнее решать друдлы в виде коротких анимационных роликов? Да и формат мультиков детям ближе. Тогда можно воспользоваться подборкой видео-друдлов на нашем YouYube канале ТРИЗиКот.

3) МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ

Рекомендуемый возраст: от 5 лет до 8 лет.

Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.

В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.

Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!».

А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут.

А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?

Или «примагниться к потолку» – эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить 🙂

Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!

Подробное описание игры, видео-инструкцию и список свойств, в которые можно играть – вы найдете по ссылке.

4) СОЛНЦЕ-СОБАКА-ПОМИДОР

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: это упражнение похоже на «Найди лишнее», только наоборот. Задание заключается в том, чтобы найти объединяющий признак у двух объектов, а третий исключить.

В чем польза игры? По версии автора с помощью игры можно даже создать себе новую извилину 🙂 Но только если выйти на новый уровень решения, найти новую область сравнения, которую еще не нашли другие участники игры, и которая не была на поверхности!

Дополнительные идеи:

Подробное описание упражнения от автора Сергея Фаера по ссылке.

Посмотреть, как участники находят новые уровни решений можно здесь.

5) Хорошо-плохо

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выигрыш в лотерею), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.

В чем польза игры? Игра тренирует умение находить и выявлять противоречия — один из главных навыков «тризовского» мышления. Ведь в основе почти каждой изобретательской задачи лежит именно противоречие: «с какой-то стороны это хорошо, а с какой-то плохо». После правильной формулировки противоречия – задачу решить значительно проще.

Дополнительные идеи:

В «Хорошо-плохо» можно играть и по-другому. Например, строить цепочку, где участники находят плюсы и минусы не одного события, а разных его следствий.

Например, ведущий говорит первый негативный факт: «Поскользнулся на льду», первый участник должен сказать, почему это хорошо, например «в следующий раз буду внимательнее».

А следующий участник должен сказать, почему предыдущий факт – это плохо: «буду слишком внимательно смотреть под ноги и не замечу друга, который шел с другой стороны улицы» и так далее.
Еще один из вариантов игры «Хорошо-плохо» – тренировку по превращению вреда в пользу – можно посмотреть по ссылке.

6) Универсальный предмет

Рекомендуемый возраст: от 6 до 100 лет.

Суть игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул!

В чем польза игры? Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан), но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).

Дополнительные идеи:

Главное в этом упражнении – не останавливаться на первых ответах. Ведь только тогда, когда мозги начинают скрипеть – происходит прогресс.
Посмотреть, как участники находят новые применения для такого обычного предмета, как стул – можно здесь.

7) Сломай стереотип

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: нужно выбрать несколько шаблонов/известных фактов/стереотипов и придумать ситуации, когда они не действуют. Например: Снег холодный. Огонь горячий. Вода мокрая.

В чем польза игры? Одна из ключевых характеристик мышления изобретателя – умение мыслить нестандартно. Видеть необычное в обычном, видеть по-другому, в общем разрывать шаблоны. Игра поможет расшатать инерцию мышлению и выйти из “автоматического режима” мозга.

Дополнительные идеи:

Посмотреть, как участники играют в «Сломай стереотип» можно по ссылке.

Вариант игры для малышей – это «Съедобное – несъедобное». Выбираете любой несъедобный предмет и придумываете, когда он может быть съедобным (мяч съедобный в виде торта или когда сложен из фруктов). И наоборот, когда съедобное может быть несъедобным (яблоко, когда оно старое или пластмассовое).

Вариант игры для взрослых – «Парадоксы». Соединяем вместе два качества, например «Живое» и «неживое». И придумываем ответ на вопрос: “Что может одновременно быть и живым и неживым?”. Возможные ответы от участников.

8) Креатив-бой

Рекомендуемый возраст: от 8 до 100 лет.

В креатив-бою никто не пострадает. Зато мозг хорошо прокачается на открытых задачах.

Что это? Открытые задачи – это те задачи, которые встречаются в реальной жизни, а не на страницах обычных школьных учебников. В открытых задачах, как правило, нет четких условий, может быть несколько способов решений и не один правильный ответ – а множество. Теории Открытых задач на портале «Образование для новой Эры» посвящен целый раздел.

Как играть в открытые задачи? На основе решения открытых задач была создана интеллектуальная командная игра Креатив-бой. Участники делятся на команды и решают открытые задачи. Их решения оцениваются по специальным параметрам. Подробнее про правила игры, нюансы, а также задачи, в которые можно поиграть, вы найдете на портале Creatime.

Дополнительные идеи:

В решение открытых задач можно добавить и активный элемент! Для начала, ставим перед участниками любые открытые задачи, например:

  • Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
  • Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
  • Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?

А дальше вы вольны сами придумать, какой элемент активности включить! Например, участники становятся на старт, и за каждое произнесенное решение – участник делает прыжок вперед и приближается к финишу. Кто доберется первым?

Или участники становятся к одной стенке. Все придумывают решения. Если кто-то не придумал решение – то вместо ответа он может сделать физическое упражнение, например загнуть руку и пройти туда-обратно к противоположной стенке. Затем если снова не будет ответа – загнуть вторую руку и снова пройти, потом ногу и так задача пройти будет постепенно усложняться.

Или включить в генерацию ответов мячик. Кто ловит мячик – должен придумать решение и бросить его следующему игроку.

9) Дополнительные материалы

Есть еще много игр из арсенала ТРИЗ-педагогов, которые не вошли в этот топ, но компактно собраны и оформлены в карточках. Например – это игры на сочинение сказок, на системное мышление, на причинно-следственные связи.

О том, как получить игры в карточках – по ссылке.

Большая просьба:

Источник: https://trizway.com/art/pedtehnika/igry-v-triz-pedagogike.html

Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

Вы когда-нибудь замечали, что любое изобретение, будь то телефон, фотоаппарат или произведение искусства, проходит ряд этапов? И что изобретать можно не только интуитивно, но и по алгоритму, используя определённые шаги? Именно из таких вопросов и выросла целая наука — ТРИЗ, теория решения изобретательских задач.

Зародился ТРИЗ благодаря Генриху Альтшуллеру, который изобретал с самого детства.

Распространено мнение, что изобретения появляются вследствие озарения и вдохновения, но Альтшуллер, будучи инженером и учёным, задался вопросом: есть ли у подобного творчества свои закономерности? Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация спустя 10 лет доказывала, что творчество изобретения связано с техническим процессом, его закономерностями и определённой системой законов.

Генрих Альтшуллер понял: чтобы стать изобретателем, нужно понять законы системы, увидеть алгоритм, обучиться ему, используя определённые шаги. Этим шагам можно научить. И детей, и взрослых.

Так появились ТРИЗ-консультанты и ТРИЗ-педагоги.

ТРИЗ способствует ускорению изобретательского процесса, позволяет исключить в нем случайности, слепой перебор, моменты озарения и влияние настроения на рабочий процесс.

Каким же шагам ТРИЗ-педагоги учат детей?

  1. Формулирование идеального конечного результата (ИКР).
  2. Поиск ресурсов для достижения ИКР.
  3. Выявление противоречий.
  4. Разрешение противоречий.

Это универсальные моменты при решении различных задач и проблем.

Использование ТРИЗ в семье

Основная задача ТРИЗ — помочь людям преодолеть инерцию мышления — привычный образ мыслей. Например, как можно использовать зубочистку помимо основного её назначения? Психологическая инерция — это сила, которая держит человека в плену привычных понятий. Не преодолев её, мы не можем ничего изобрести.

ТРИЗ также тренирует память и внимание, развивает смекалку, логику, воображение. Игры и задачи, которые можно назвать тризовскими, увлекают и детей, и взрослых. Дома семьёй мы сами можем практиковаться и развиваться.

Например, можно смотреть тризовские мультфильмы (или фильмы), в которых герой сталкивается с трудностями и решает их необычным способом, благодаря своей смекалке и взвешенному подходу. Классический пример — мультфильм «Фока — на все руки дока». В основе истории лежит сказка Евгения Пермяка о кузнеце Фоке, решившего все задачки царя Балдея.

Вот еще несколько способов ввести в повседневную жизнь технологии ТРИЗ.

  1. Мальчик соскочил с лестницы высотой 12 м и даже не ушибся. Как ему это удалось? (Ответ: мальчик спрыгнул с нижней ступеньки.)
  2. Папа и сын поспорили, что две недели сын не будет спать ночами, а днями не будет есть. Сын спор выиграл. Как ему это удалось? (Ответ: он спал днём, а ел ночью.)
  3. Мальчики и девочки собирали шишки в лесу. У мальчиков были красные и большие ведёрки без дна, у девочек — маленькие и зелёные ведёрки. Кто больше шишек соберёт? (Ответ: девочки, ведь у мальчиков ведёрки без дна.)

Задачи ТРИЗ для взрослых

  1. Парикмахер небольшого итальянского города всегда говорил, что он предпочитает подстричь и побрить двух туристов, чем одного местного жителя. Почему? (Ответ: потому что оплата за двух клиентов больше, чем за одного.)
  2. Однажды сын выехал на велосипеде из города в деревню.

    Через час отец выехал навстречу сыну из деревни в город, тоже на велосипеде. Они встретились в одном придорожном кафе. Кто из них будет ближе к городу, если ехали они с одинаковой скоростью? (Ответ: на одинаковом расстоянии.)

  3. На дереве сидело два тетерева. Охотник выстрелил в одного из них.

    Сколько птиц осталось на дереве? (Ответ: скорее всего, ни одного. От выстрела птицы обычно взлетают с деревьев.)

Открытые задачи — это тоже технология ТРИЗ

Многие задачи, даже имеющие правильный ответ, можно сделать открытыми. То есть продумать дополнительные вопросы, которые предполагают множество решений.

Возьмём, к примеру, уже рассмотренную задачу о мальчиках, собирающих шишки в ведёрки без дна. Можно дополнительно рассуждать, как же тогда мальчикам собрать шишки?

Некоторые вопросы уже являются открытыми. Например:

  • Какие птицы не летают?
  • Все ли ёлки зелёные?
  • Как может пригодиться обычная палка в лесу?

Открытые задачи встречаются и в литературных произведениях. Герой сталкивается с проблемой, которую необходимо решить. Например, Том Сойер совсем не хотел красить забор, поэтому решил показать мальчишкам, что это очень увлекательный процесс. В результате все захотели вместо Тома белить забор, да ещё и разные сокровища ему отдавали, если тот им разрешал.

Подобные ситуации встречаются в книгах и для детей, и для взрослых. Они достаточно жизненны, поэтому стоит пробовать ставить себя на место героев и думать, а как бы поступили вы.

Полезными будут и различные упражнения на способность находить эффективные творческие решения:

  • предложить безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать;
  • придумать, что можно сделать с огромным некрасивым камнем посередине сада, который не нравится всем домочадцам и гостям;
  • как обеспечить домашнего питомца кормом, если вы уезжаете на несколько дней и некого попросить присмотреть за ним, а много корма не оставишь, иначе он съест всё за раз.

Вышеописанные задания предполагают большую работу. При этом рассуждать, находить решения точно будет увлекательно. ТРИЗ направлен на развитие смекалки, на творчество и креативность. Не нам говорить, насколько это важно сегодня и взрослым, и особенно детям. Кто знает, что они изобретут завтра?

Лилия Луконькова, 
ТРИЗ-педагог школы развития “Маяк”

Источник: http://s30036041270.mirtesen.ru/blog/43335076219

Что такое система ТРИЗ и как она учит детей смекалке и мыслить самостоятельно

Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много.

Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат.

Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

Генрих Саулович Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи.

Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.

Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации.

Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей.

Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности.

Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага.

В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты.

Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Что ещё можно почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» –пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Shutterstock (Everett Collection)

Источник: https://mel.fm/pedagogika/9506213-triz

Психология ТРИЗ – средство творческого развития детей и взрослых

Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

Творчество и творческие способности сейчас в цене, а креативность является важным качеством для достижения успеха во всех сферах деятельности. И это не удивительно – для того чтобы преуспеть в жизни, обойдя на крутых поворотах всех конкурентов, нужны нестандартные решения и приемы деятельности.

Потому столь популярны в последнее время различные методики развития креативности. Одним из направлений активизации творческого мышления является ТРИЗ. Об этом комплексе методик все слышали, но мало кто знает, что это такое.

Поэтому давайте разберемся и заодно определим, можно ли использовать эту технологию для развития творческих способностей.

Что такое ТРИЗ: история и современность

ТРИЗ, или технология решения изобретательских задач – это название целого направления в науке о творчестве и изобретательстве. Автор и разработчик этого направления очень интересный и неординарный человек – изобретатель Генрих Альтшуллер, он же писатель-фантаст Георгий Альтов.

Рождение ТРИЗ

Главные принципы ТРИЗ были сформулированы в 50-60-х годах прошлого века. В то время Альтшуллер презентовал свою технологию как науку, изучающую объективные законы развития технических систем.

Знание этих законов должно было помочь изобретателям и конструкторам решать сложные творческие проблемы.

И первоначально ТРИЗ полностью отвечала своему названию и использовалась по назначению – для решения исследовательских задач.

Главной целью изобретателя-фантаста было обеспечить конструкторов и ученых надежным инструментарием.

Ведь до этого наиболее подходящим для технического творчества считался метод инсайта (озарения) или эвристический метод, который связан с подсознанием, и человек им управлять не может.

Альтернативой методу инсайта был метод проб и ошибок – способ весьма трудоемкий и неэффективный – перебор и проверка всех возможных вариантов решения задачи требовали массу времени и сил.

За довольно продолжительный период с 40-х по 80-е годы Альтшуллер разработал 40 типовых приемов разрешения технических противоречий, которые легли в основу принципов ТРИЗ.

Итогом многолетней работы исследователя стал алгоритм решения исследовательских задач (АРИЗ).

Эта строгая последовательность мыслительных операций действительно оказалась эффективным инструментом для изобретателей и конструкторов, к тому же АРИЗ помогает активизировать и развивать творческое мышление.

ТРИЗ в современном мире

В конце 80-х годов XX века теория и методика ТРИЗ получила международное признание и сейчас используется во многих научно-исследовательских институтах и проектных компаниях в Западной Европе и США. В настоящее время ТРИЗ – это уже целый комплекс различных направлений и научных школ, связанных с активизацией и развитием творческого мышления.

Ученики и последователи Генриха Альтшуллера превратили узкоспециализированный набор алгоритмов решения исследовательских задач в систему приемов и методик развития творческих способностей, предназначенную как для детей, так и для взрослых.

Существует даже так называемая педагогика ТРИЗ, одной из задач которой является подготовка профессиональных кадров, способных решать сложные задачи нестандартными, творческими методами.

Правда, детально проработанное изобретателем-фантастом научно-техническое ядро технологии решения исследовательских задач осталось неизменным, и его все чаще называют классической ТРИЗ. Современная же система методов этой технологии может выполнять самые разнообразные функции:

  • она предоставляет готовые алгоритмы для решения творческих задач в различных областях – как технических, так и гуманитарных;
  • использование ТРИЗ активизирует творческое мышление и побуждает мыслить нестандартно;
  • принципы технологии используются при обучении приемам творческого мышления и поиску оригинальных решений;
  • эта система способствует развитию креативности в любом возрасте.

Однако как и в 60-70-е годы, ТРИЗ представляет собой сложный комплекс идей, теорий и техник, разобраться самостоятельно в которых весьма непросто. Речь идет прежде всего о классической технологии, но без ее усвоения не стоит приступать и к современным модификациям.

Как обучиться ТРИЗ

ТРИЗ – не просто набор методик, но и особая философия, в основе которой сформулированные Г. Альтшуллером законы развития технических систем (ЗРТС).

К ним относится, например, закон полноты частей системы, суть которого в том, что прочность и надежность любой технической системы равна прочности любого из ее элементов. Сломался один – развалится вся система.

Всего 10 законов, распределенных по трем разделам: «Статика», «Кинематика» и «Динамика».

Важное место в освоении этой техники занимает изучение АРИЗ – специальных алгоритмов для решения творческих задач. Программа обучения ТРИЗ также включает рассмотрение и анализ информационного фонда – целой «библиотеки» знаний об изобретательстве и техническом творчестве, которую начал собирать Г. Альтшуллер, а продолжили его последователи.

В классической ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые можно было бы выполнять самостоятельно, не погружаясь в глубокое изучение теории и практики решения исследовательских задач.

Поэтому обучение лучше проходить под руководством опытных наставников в специальных центрах ТРИЗ. Сейчас возможно и онлайн-обучение – этому посвящены специализированные сайты.

Разработаны обучающие курсы и для детей, и для взрослых.

Однако оживившийся в последнее время интерес к ТРИЗ способствовал появлению разработок занятий и отдельных упражнений, помогающих развивать творческое мышление.

В основу этих методик положены и принципы решения исследовательских задач, и материалы богатейшего информационного фонда.

В целом упражнения можно разделить на две группы: творческие задачи и тренинги развития воображения и творческого мышления.

Творческие задачи на основе ТРИЗ

Большинство из этих задач предложено самим Г. Альтшуллером, но есть и разработанные позднее по их аналогии. Одни из задач служат примерами нестандартного подхода в изобретательстве и решении технических проблем, а другие служат своеобразным практическим пособием для тех, кто хочет научиться оригинальному мышлению в соответствии с принципами ТРИЗ.

Эти упражнения подходят и для развития креативности в любом возрасте – тренировка ума важна не менее, чем тренировка тела. Решение таких задач развивает важные для творческого мышления качества:

  • гибкость ума;
  • ассоциативный характер мышления;
  • скорость переключения внимания;
  • дивергентность или разнонаправленность мышления, которая является важной характеристикой креативности;
  • способность выделять главное, не забывая про детали;
  • умение увидеть скрытые от непосредственного восприятия свойства и качества предметов и явления.

Вот два примера подобных задач.

Задача «Как очистить водопровод»

Небольшой завод, расположенный рядом с озером, получает из него воду для технических нужд. Но время от времени водопровод засоряется озерным илом, мусором и его требуется чистить. Вопрос: как это сделать наиболее эффективно?

Есть несколько вариантов решения, которые не дают удовлетворительного результата:

  1. Едкие химические смеси, возможно, и очистят трубу, но применять их нельзя, чтобы не нарушить технологический процесс.
  2. Большие обломки кирпича тоже хорошо чистят, но застревают в трубе и плохо из нее удаляются.
  3. Мелкие обломки хорошо удаляются, но плохо чистят.

Попробуйте найти оптимальное решение. Запишите предложенные вами варианты и выберите наиболее интересный. А теперь посмотрите, как эта задача была решена в реальности.

Справиться с проблемой можно, если найти что-то, соединяющее в себе способности очищать и не застревать. Такой предмет был найден. Это большие куски каменной соли, которая, прочищая трубу водопровода, постепенно растворяется и удаляется вместе с водой.

Решение для следующей задачи попробуйте найти самостоятельно.

Задача о выеденном яйце

Очистить сваренное вкрутую яйцо несложно, и 5-10 яиц можно очистить вручную. А 100 или 500? Например, если это необходимо сделать на каком-то пищевом комбинате. Ручная очистка 500 яиц, согласитесь, тот еще экстрим.

Подумайте, какие несложные технические приспособления можно для этого использовать? Запишите все варианты, подумайте над тем, какой из них самый оригинальный? А наиболее оптимальный? Найдите основные недостатки во всех остальных предложенных вами вариантах решений.

Методы развития творческого мышления и воображения на основе ТРИЗ

Система приемов и принципов решения исследовательских задач, разработанная Г. Альтшуллером – прекрасный пример взаимодействия логического и образного мышления, метода алгоритмов и воображения. Мы привыкли, что они противоречат друг другу и даже связаны с разными полушариями головного мозга.

Но теория изобретателя-фантаста доказывает, что наиболее интересные, эффективные и красивые решения проблем находятся при согласованной работе обоих полушарий. Примеры упражнений, разработанных на базе ТРИЗ, предназначены для развития логики и образного мышления, воображения и точного расчета.

Упражнение «Что общего?»

Это упражнение требует подключения воображения и одновременно логического мышления и детального анализа.

Выберите два хорошо знакомых вам объекта, максимально непохожих друг на друга, и постарайтесь найти как можно больше их общих признаков. Допустим, пусть это будут карандаш и помидор. Это может стать непростой задачей, но решение ее можно облегчить, если представить объекты в виде систем, разложить их на отдельные составляющие и сравнивать именно их.

  • Функции: карандаш и помидор полезны и нужны людям; и тот, и другой предмет способны оставлять след – помидором можно рисовать, а карандашом – изобразить помидор.
  • Состав: и карандаш, и помидор являются системами, состоящими из отдельных элементов; у карандаша и помидора есть внешняя оболочка и внутреннее содержание; карандаш и помидор могут быть окрашены в разные цвета.
  • Происхождение: карандаш и помидор созданы людьми; оба эти предмета растительного происхождения.

Подумайте, возможно, вы найдете еще сходства. А потом уже самостоятельно поищите общие признаки у другой пары предметов, например, табуретка и лампочка.

Упражнение «Аналогии»

Данное упражнение полезно не только для развития логического и ассоциативного мышления, но и для умения быстро «переключать» мысль с одной области действительности на другую.

Выберите любой знакомый вам предмет, например, кастрюлю и выпишите в столбик все возможные аналоги этого предмета. Чтобы облегчить выполнение задания и упорядочить мышление, ищем аналогии:

  • по функциям: ковшик, горшок, котелок, супница, казан, мультиварка и т. д.;
  • по внешнему виду: кружка, шляпа-цилиндр, круглая коробка, большая батарейка, бочка, консервная банка, шлем рыцаря-крестоносца и т. д.;
  • по материалу, из которого изготовлена: нож, самовар, корпус машины, брелок, доспехи и т. д.

Разобравшись, как выполнять это упражнение, подберите другой предмет и постарайтесь найти как можно больше аналогов. Это упражнение, так же как и предыдущее, можно выполнять и в группе. В этом случае оно превратится в увлекательное соревнование.

Работа с образами

Образ – это основа творчества в любой области, в виде образа рождается новая идея или конструкторское решение. Можно специально использовать образы для быстрейшего нахождения решения исследовательских задач.

Альтшуллер, например, советовал использовать образ маленьких человечков, в виде движения которых можно представлять многие технические процессы. И Генрих Саулович не единственный, кто использовал эту аналогию. Так, химик Кекуле представлял формулу бензольного кольца в виде вцепившихся друг в друга обезьян.

А Максвелл, разрабатывая динамическую теорию газов, использовал образы демонов, открывающих и закрывающих дверцы для частиц газа.

Следовательно, умение сознательно управлять образами и создавать их в соответствии с поставленной задачей необходимо для развития творческих способностей. Вот примеры упражнений на развитие образного мышления, которые с удовольствием выполняют и взрослые, и дети.

Упражнение «Образ звука»

Выберите любой знакомый вам звук, например, шуршание конфетного фантика, и постарайтесь создать красочный, живой образ этого звука. Визуализация звука – дело непривычное, поэтому чтобы облегчить задачу, начните с ответов на следующие вопросы:

  • Какие эмоции вызывает у вас этот звук?
  • На что он похож?
  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите этот звук?
  • Какого он цвета? Какие цветовые ощущения возникают у вас, когда вы слышите этот звук?
  • Какой он на вкус?
  • Какой он формы?
  • Если бы звук был живым существом, то где бы он жил? Чем питался? Что делал?

Отвечая на эти вопросы, вы создадите объемный яркий образ звука. Выберите другой звук, какой вам покажется интересным, и сочините про него историю. Можно делать аналогичные упражнения, создавая образ буквы, цифры или образ незнакомого слова и т. д.

Упражнение «Сила метафоры»

Метафора – это красочное, образное сравнение. Например, осенний дождь – это слезы природы по уходящему лету. Сила метафоры хорошо известна поэтам и писателям, но использовать ее можно и для решения творческих задач, и для развития образного мышления, и для развития нашего языка, который неразрывно связан с мыслительными процессами.

Подберите красочные метафоры к следующим явлениям и ситуациям:

  • дорога на море;
  • ранний подъем в выходной день из-за соседа с перфоратором за стеной;
  • защита диплома в вузе;
  • пикник на природе;
  • конец увлекательной книги;
  • неожиданный, но очень желанный подарок на день рождения.

Усложним задание. Выберите одну из ситуаций или предложите свою и придумайте к ней как можно больше разных метафор. Какая из них вам больше всего нравится? Почему?

Таким образом, если ТРИЗ первоначально и не содержала развивающего компонента, то в настоящее время он составляет важную часть ТРИЗ-педагогики и эффективно используется для составления программ тренингов развития творческих способностей.

Источник: https://psychologist.tips/2429-psihologiya-triz-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya-detej-i-vzroslyh.html

6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению – Телеканал «О!»

Как стать изобретателем? Задачи и игры ТРИЗ для детей и взрослых

6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению

10 июля 2018

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.

  • Хочу увеличить выходные.

  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.

Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».

Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.

Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!

  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.

  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.

  • Сначала вторник, а потом? — Среда.

  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.

  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.

  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.

Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11101

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.