Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Содержание

7 советов, как обеспечить безопасность ребёнка

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

За безопасность ребёнка отвечают родители. Но малыш становится старше, и мама с папой не могут неусыпно контролировать его 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Поэтому очень важно вовремя и правильно привить карапузу навыки безопасного поведения на улице и дома. Как это сделать? Давайте разбираться!

Совет 1. Избегайте «серьёзных разговоров»

Морализаторство, пространные нравоучения не дадут ожидаемого результата. Напротив, из благих побуждений подробно описывая все ужасы, к которым могут привести детская неосмотрительность и доверчивость, родители создают стрессовую ситуацию, вселяют чувство тревожности.

Основы безопасности дома и на улице — такие же повседневные социальные навыки, как, к примеру, нормы общения со сверстниками или шопинг. А значит, и учить им надо соответствующе: непринуждённо, но систематически.

Гораздо эффективнее «серьёзных разговоров» окажутся:

  • короткие беседы пару раз в неделю;
  • дидактические игры;
  • тематические тексты для чтения.

Совет 2. Откажитесь от понятия «подозрительный человек»

Уже в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с образами преступников и хулиганов. Обычно это карикатурные персонажи из детских фильмов и мультиков. Так малыши усваивают основы безопасного пребывания в обществе: не все люди добры.

Задача родителей — эту мысль развивать и закреплять. Но тут часто наблюдается неготовность взрослых доходчиво объяснить, кого надо опасаться, а кому можно доверять. В действительности всё несложно.

Доверяем только «своим», только тем, кого хорошо знаем, кому доверяют мама и папа.

Хулиган, преступник, подозрительный человек — при этих словах дети представляют мужчину средних лет с тяжёлым взглядом, в тёмной одежде, надвинутом на глаза головном уборе. Но на деле угроза может таиться в милой пожилой женщине или приветливом молодом парне с открытой, располагающей улыбкой.

Акцентируйте внимание: не разговаривать с незнакомцами без присмотра взрослых, которым точно можно доверять.

Совет 3. Безопасность важнее вежливости

Желая воспитать хорошего человека, мы учим детей соблюдать нормы поведения в обществе, не мешать окружающим, не шуметь и не баловаться. Зачастую эти установки так прочно вшиваются в детское сознание, что даже в экстренной ситуации малыш не в состоянии преодолеть психологический барьер и привлечь к себе внимание.

Будьте убедительны, рассказывая, как действовать в случае опасности:

  • громко кричи;
  • дерись и кусайся;
  • падай на землю и хватайся руками за всё, что можно схватить.

Кричать нужно что-то, действительно привлекающее внимание:

  • меня хотят похитить;
  • я не знаю этого человека;
  • срочно позовите моих родителей.

Ваш ребёнок должен чётко понимать: если незнакомый человек на улице, в магазине или ином общественном месте заговаривает с ним, просит о помощи или, тем более, предлагает куда-либо пройти с ним вместе, не надо бояться показать себя «невоспитанным». Нужно уметь говорить чёткое, не терпящее возражений «нет». Если незнакомец продолжает настаивать, ситуацию можно считать экстренной. А что делать в таком случае, мы только что рассмотрели.

Совет 4. Лучше горькая правда

Чтобы суметь вовремя отреагировать на опасность, подстерегающую ребёнка, родителям необходимо обладать максимально полной информацией о том, как малыш проводит своё время без мамы и папы: чем он занимается, где гуляет, с кем общается.

Иными словами, важно установить доверительные отношения. Но доверия не может быть там, где преобладают упрёки, неприятие и страх наказания. Будьте готовы получить неприятную информацию и отреагировать на неё максимально мягко и спокойно. Помните: потерять доверие очень легко, а восстановить его крайне сложно.

Совет 5. Правильно реагируйте на детскую откровенность

Откровенность ребёнка нужно всячески поощрять. Для этого:

  • искренне интересуйтесь жизнью вашего чада;
  • рассказывайте о том, как прошёл ваш день;
  • если ребёнок признался, что совершил ошибку, не наказывайте без крайней необходимости.

С первыми пунктами всё понятно. Можно даже завести добрую семейную традицию: во время ужина проводить блиц-совещание, на котором каждый член семьи расскажет, чем занимался, что ему понравилось больше всего, а что вызвало не самые приятные эмоции. Но что делать, если стало известно, что малыш пренебрёг существующими правилами безопасности?

Для начала спокойно и внимательно выслушайте детский рассказ. Не критикуйте и не осуждайте. А затем сообща проанализируйте:

  • какова степень опасности, в которой оказался ребёнок;
  • как следовало бы ему поступить;
  • насколько он виновен в том, что произошло или чуть не произошло;
  • как поступите вы, родители, если ситуация повторится.

Совет 6. Рамки важны

Прививая ребёнку навыки безопасного поведения, приучая его самостоятельно контролировать уровень угрозы, не забывайте, что возрастные особенности пока не позволяют адекватно оценивать все возможные ситуации. Не бойтесь показаться чрезмерно авторитарным, устанавливая рамки дозволенного. Не забывайте: демократичный стиль воспитания вовсе не отрицает высокий уровень родительского контроля.

Чтобы установленные вами правила не вызывали протеста, следуйте нашим рекомендациям:

  • запреты должны быть разумными и обоснованными;
  • чем старше и ответственнее ребёнок, тем мягче рамки;
  • в случае нарушения запретов и/или попытки обмануть доверие рамки могут ужесточаться.

Совет 7. Подружитесь с интернетом

Перед современными родителями стоит острая дилемма: разрешать ли ребёнку пользоваться интернетом? Но если вы доверяете подросшему малышу достаточно, чтобы отпускать его одного на улицу, почему вы боитесь отпустить его во всемирную паутину? Конечно, не всякий контент, доступный в сети, подходит для ребёнка, но на это существуют специальные приложения (родительский контроль для компьютеров, планшетов и смартфонов), а также отдельные договорённости с ребёнком:

  • незнакомцам в интернете нельзя сообщать свои персональные данные и отправлять фотографии;
  • посещать можно только одобренные родителями сайты;
  • нельзя самостоятельно устанавливать на компьютер новые приложения.

Чтобы ребёнок видел в вас союзника и здесь, не упускайте возможности подружиться с ним в интернете. Отправляйте ему приятные личные послания, смешные картинки, ссылки на интересные новости.

Коротко о главном:

  1. Обучая ребёнка правилам безопасности, соблюдайте базовые принципы.
  2. Обязательно уделяйте внимание правилам поведения на дороге, на водоёме, в многолюдных местах, при пожаре и пр.

  3. Договоритесь о кодовой фразе, которую обязан произнести незнакомец, если его действительно прислали родители (но без крайней необходимости не прибегайте к помощи людей, с которыми ребёнок не знаком).
  4. Если ребёнок уже ходит в школу самостоятельно, отработайте самый безопасный маршрут.

  5. Ребёнок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефон, телефоны родителей (близких взрослых), экстренных служб.
  6. В случае опасности все правила поведения в общественном месте автоматически перестают действовать. Можно кричать и драться.
  7. Дорогие вещи у ребёнка могут привлечь к нему ненужное внимание.

    Задумайтесь, с чем ваш малыш выходит из дома и что из этого ему действительно нужно.

Мы искренне желаем вам никогда не сталкиваться с опасными ситуациями, но быть всегда начеку просто необходимо. Пусть ваше родительство будет спокойным и счастливым!

Источник: http://nii-evrika.ru/7-sovetov-kak-nauchit-rebyonka-bezopasnomu-povedeniyu/

Детская безопасность: не опекать, а обучать

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Пытаясь защитить своего растущего и все более самостоятельного ребенка, родители и бабушки начинают чрезмерно контролировать и опекать его, внушая ему свои страхи и недоверие к окружающему миру.

В ход идут различные «страшилки».

Это может привести к чрезмерной пугливости ребенка и обратному эффекту: он уже нигде не будет чувствовать себя в безопасности (особенно осторожными нужно быть с интровертами).

Напротив, если мама с папой эмоционально устойчивы, уверены в своих силах и показывают, что можно справиться с любыми трудностями, они смогут научить ребенка бдительности и вниманию, не прибегая к запугиванию и гиперопеке. Как это сделать?

Ребенку 0-1 год

Казалось бы, дом – самое безопасное место для ребенка. Но только не для начинающего ползать и ходить малыша. Ему хочется обследовать каждый уголок, все попробовать на вкус, пощупать…

Малыши раннего возраста познают мир, изучают возможности собственного тела, исследуют предметы и их свойства, поэтому важно в этот период не ограничивать их свободу. Тут важно просто подстраховаться: поставить заглушки на розетки, мягкие уголки на острые углы, блокираторы на двери и т. д.

И, конечно, убрать все колюще-режущие и бьющиеся предметы с пути юного исследователя, а лекарства спрятать в аптечку вне досягаемости крохи.

Не стоит превращать дом в подобие стерильного стеклянного купола. Так вы не сформируете у ребенка осторожности как собственного качества.

Важно научить малыша владеть своим телом (спускаться с дивана, лестницы, держаться, поворачиваться, открывать), понимать причинно-следственные связи (потянешь – упадет, дернешь – порвется, толкнешь – захлопнется и т. д.).

И лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Вместе с ребенком обойдите углы в квартире, дайте их потрогать, определите, что они острые, а значит, можно наткнуться и ушибиться.

Дайте потрогать еще теплый утюг, обозначив, что он горячий («горячо, ай-ай, больно»), покажите, как колется вилка («остро»). Так вы поможете малышу обращать внимание на потенциальные опасности в мире, но не вызовете у него страха перед ними.

Безопасность ребенка на детской площадке

Ребенку 1-3 года

Психологически сложным для родителей становится момент, когда малыш начинает осваивать детскую площадку. Столько опасностей на детской площадке: собаки, качающиеся качели, крутящиеся карусели, носящиеся дети… Но это не повод все время сидеть рядом с ребенком в песочнице. Важно научить его спокойно существовать в реальности.

Постарайтесь выбрать несколько особенно важных правил и отработайте их с малышом. Не стоит надеяться только на постоянные повторения со своей стороны, подключите игрушки и игровые наборы (например, «Дорожное движение»), используйте в обучении специальные карточки с картинками и книги. Так и информация усвоится лучше, и малышу будет интереснее.

Годовалый карапуз еще мало что может сделать сам, но все хочет попробовать, поэтому важно пройти этот путь вместе с ним, быть рядом, помогать: подтянуть ногу, чтобы забраться на лесенку, подстраховать на горке, подсадить на качели и т. д. Главное – не делать за ребенка того, что он может сделать сам.

За трехлеткой уже не стоит ходить следом: ребенок в состоянии сам оценить свои способности и позвать родителей, стоящих неподалеку, на помощь. Старший дошкольник нуждается в родительском контроле лишь номинально. Площадка, двор – его сфера деятельности, поэтому родителям достаточно наблюдать за ним издали.

Детская безопасность: как вести себя с незнакомцем?

Обучая ребенка правилам безопасности в отношении чужих людей, родители нередко обнаруживают противоречие. С одной стороны, незнакомцев стоит опасаться, а с другой – со взрослыми принято общаться вежливо, помогать старшим и т. д. Однако вежливость вовсе не означает доверие и открытость.

1. Малышу следует объяснить, что далеко не всегда нужно откликаться на просьбы незнакомых людей, потому что не все они хорошие и желают ему добра. Важно научить малыша вежливо, но твердо переадресовывать все вопросы к родителям: «Спросите у моей мамы, она вон там. Я сделаю, как она скажет».

2. Объясните ребенку, что он может куда-то идти с чужим взрослым (или ребенком) только с вашего личного разрешения. Даже если дядя или тетя представляются мамиными знакомыми и утверждают, что сами родители попросили их прийти, малыш не должен соглашаться.

3. Расскажите ребенку, какие фразы обычно применяют похитители, чтобы завлечь детей («Там за углом такие щеночки, пойдем покажу!», «А у меня в машине столько конфет осталось, хочешь?» и т. д.), и потренируйтесь вместе с ним в отрицательных ответах.

Нужно обладать большой силой воли, чтобы сказать твердое «нет» на заманчивые предложения. Поэтому прежде всеговаша задача воспитывать и поддерживать в ребенке эту волю, умение отстаивать свою позицию.

4. Бывают случаи, когда незнакомцы насильно пытаются увести ребенка с детской площадки, из игровой комнаты или магазина.

Необходимо объяснить малышу, что если ему что-то угрожает (чужой взрослый пытается схватить, тащит, представляется мамой или папой ребенка, кричит на него), он имеет полное право делать все для своей самообороны: кричать, брыкаться, убегать, кусаться, привлекать внимание других людей («Я не знаю этого человека! Вызовите полицию!»).

Важна его безопасность, а не правила хорошего тона. Но слова малоэффективны в таком обучении, нужна практика. Разыграйте с ребенком мини-спектакли с различным поведением плохих незнакомцев, пусть малыш потренируется драться, убегать, звать на помощь, говорить «нет».

5. Как только ребенок начал говорить, разучите с ним его имя, фамилию и адрес, а еще лучше – прикрепите листочек со всей необходимой информацией к повседневной  одежде крохи на случай, если он потеряется.

Заучите с малышом правила поведения в этом случае: что он должен делать, куда идти, к кому обращаться (к полицейским, дежурным по станции, а если их нет поблизости – лучше к какой-нибудь женщине с ребенком).

Пусть малыш будет готов к таким поворотам. 

5 правил обучения разумной осторожности

Раннее детство – время наибольшей чувствительности и восприимчивости ребенка к посылам родителей.

Мама и папа для малыша пока являются авторитетами, их слова, реакция, поведение воспринимаются им бессознательно как истинно верное, поэтому родителям необходимо быть особо внимательными и требовательными к себе, своим фразам и действиям. Чтобы воспитать у ребенка разумную осторожность, нужно помнить несколько важных правил:

  • Будьте примером. Дети всегда копируют поведение взрослых и заражаются их эмоциями, поэтому бесполезно учить ребенка правилам безопасности, если вы сами переходите дорогу на красный свет, равно как и не стоит ожидать от малыша решительности, когда в стрессовой ситуации вы теряете дар речи от страха. Нужен наглядный пример.
  • Не искореняйте здоровые страхи. Часто родители, стремясь воспитать в ребенке храбрость, немного перегибают палку. Особенно это касается мальчиков, когда их укоряют за любое проявление слабости и испуга. Однако не стоит забывать, что страх – естественное и вполне полезное чувство, выполняющее охранительную функцию. Ребенок, который не прислушивается к своему внутреннему голосу осторожности, рискует стать слишком беззаботным и навлечь на себя беду.
  • Не воспитывайте безропотную послушность. Тихий и скромный малыш – мечта многих родителей. К тому же взрослые подчас уверены: чем безропотнее ребенок будет воспринимать их указания, тем в большей безопасности он окажется. Однако у послушности есть и другая сторона: малыш становится зависимым и подчиненным, в опасный момент он не сможет противостоять чужим словам, даже если они заведомо неправильны. Ребенок должен уметь настоять на своем мнении, сказать «нет», поспорить даже со взрослым, если уверен в своей правоте.
  • Учите не страху, а способу действия в опасной ситуации. Подробные описания разных драматичных случаев, ужасов современного мира, приправленные сильными родительскими эмоциями, вряд ли полезны для детской психики, потому что могут привести в дальнейшем к агрессии или истеричности. Обучая ребенка осторожности, важно донести до него информацию о том, как вести себя в подозрительных ситуациях, чтобы малыш не растерялся в трудную минуту. Не забывайте поговорку: «Предупрежден – значит, вооружен».

Актер Иван Охлобыстин и Анфиса (18 лет), Евдокия (17 лет), Варвара (15 лет), Иоанна (12 лет), Василий (13 лет) и Савва (9 лет)

Все дети у меня занимались айкидо. Им поставили удары. Девчонки еще у меня на кикбоксинг ходили. По сути, детям надо предоставить набор знаний, чтобы в экстремальной ситуации они максимально могли себя обезопасить. Это наша родительская обязанность.

Ирина Сашина, телеведущая, и Александр (12 лет), Герман (8 лет), Роман (5 лет) и Мария (10 месяцев)

Я постоянно детям говорю: с незнакомыми людьми не разговаривать, ни с кем никуда не ходить. Однажды устроила проверку старшему сыну (он тогда занимался теннисом в спортклубе).

Я попросила одного молодого человека зайти внутрь и объяснить мальчику в синей куртке, что мама не может припарковаться и поэтому попросила его выйти на улицу к машине. Жду… И вижу, что мужчина выходит один.

Алекс его не послушался. Я была так рада!

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/1971/detskaya-bezopasnost-ne-opekat-a-obuchat-s-rozhdeniya

Как научить ребенка безопасности

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что малышу становится скучно сидеть в манеже или в своей комнате.

Старые игрушки его не увлекают, ему хочется помогать взрослым и находиться рядом с ними.

Чтобы не приходилось больше разрываться между домашними делами и детской, можно обезопасить жилище и позволить малышу выходить за пределы комнаты без страха, что он себе чем-то навредит.

Как сделать дом безопаснее для малыша:

Для того чтобы сделать дом максимально безопасным, нужно завести тетрадь, куда записываются все потенциальные опасности. Необходимо взглянуть на мир с уровня ребенка: о какие острые углы он может удариться, куда сунуть пальцы, что способно упасть сверху, если потянуть или потрясти снизу.

Следует проверить, надежно ли закрыты окна и балконная дверь, перекрыт ли доступ в те места, где малышу без присмотра лучше не находиться, например, в туалет или кладовку.
Знакомить ребенка с потенциальными опасностями нужно уже с самых малых лет, потому что информация в раннем возрасте усваивается прочнее.

Малыш будет лучше воспринимать то, что до него доносится, потому что полезные знания подаются обычно в форме игры.

Безопасность детей постарше:

Детям постарше основы безопасности уже можно иллюстрировать конкретными примерами, обучение должно быть на практике — в игре, соревновании или беседе. Только так можно добиться закрепления нового на уровне подсознания.
Родителям для грамотного построения подобного «курса безопасности» необходимо придерживаться некоторых принципов:

  • Нужно определить абсолютные запреты. Малыш должен усвоить, что делать нельзя ни при каких обстоятельствах и в чем не может быть попустительства.
  • Необходимо сразу обозначить перечень таких запретов: нельзя открывать дверь незнакомым людям, переходить улицу на красный свет, доверять незнакомцам, говорить, что дома никого нет. Для закрепления эти пункты можно оформить в памятку и держать ее на видном месте.
  • Не стоит делать исключений для себя. Дети копируют поведение родителей, и если взрослые пренебрегают правилами безопасности, малыш может решить, что и ему это разрешено. Важно всегда подавать пример своими действиями и объяснять ребенку, почему нужно делать так, а не иначе. Например, при переходе дороги необходимо рассказать ему, почему это совершается только в определенном месте и именно на зеленый сигнал светофора.
  • Полезно использовать все подручные средства. Например, изучение опасностей дома возможно превратить в увлекательную игру или соревнование, цель которого — найти все опасные места. Универсальным средством обучения также являются сказки. В ней всегда содержится инструкция: что делать разрешено, а чего лучше не стоит. На примере поступков главных героев можно разбирать реальные ситуации. Сказки полезно придумывать и самостоятельно, под какое-то конкретное правило, и вовлекать в этот процесс ребенка.

Важные правила можно выучить и с помощью стихов, потому что информация хорошо воспринимается в рифмованном виде. В стихотворной форме получится запомнить номера телефонов экстренных служб, собственный телефон и адрес.

Также рекомендуется использовать игрушки, которыми на данный момент увлекается ребенок.

Например, когда малыш играет в машинки, можно повторить правила безопасного поведения на дороге, а если в куклы — закрепить навыки медицинской помощи, объяснить, как быть, когда разбил коленку или получил синяк.

Как научить безопасности ребенка с помощью ролевых игр:

С помощью ролевых игр можно смоделировать реальные ситуации, которые могут произойти. К примеру, что делать, если подошел незнакомец или кто-то стучит в дверь.

Повторять правила можно в любой обстановке: по дороге из сада домой, на прогулке или во время похода в магазин. На практике реально обсудить много полезных вещей.

Можно комментировать поступки героев мультфильмов, трактовать их с точки зрения безопасности.

Нельзя пытаться учить ребенка всему и сразу. Этот процесс должен быть постепенным и идти от простого к сложному. Все полученные знания нужно закреплять на практике и отрабатывать, иначе от них не будет никакого толка. Не стоит заставлять ребенка учить что-то, лучше создать условия для того, чтобы ему было интересно, и он сам тянулся к новым знаниям.

Нужно использовать разные методы, чтобы постоянно подогревать интерес малыша.
И главное, что необходимо помнить родителям, — чрезмерная опека вредит ребенку едва ли не больше, чем полное невмешательство. Она подавляет в нем самостоятельность и способность действовать в случае критической ситуации. Все должно быть в меру, и тогда малыш точно вырастет благоразумным человеком.

Вам также может понравиться

Источник: http://zhenskij-vzgljad.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-bezopasnosti/

Как быть спокойным за ребенка: 10 простых правил безопасности

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Лия Шарова

Педагог, эксперт по детской безопасности, автор тренингов, руководитель центра консультирования по детской безопасности «Стоп-угроза».

Учить правила безопасности лучше во время обычной болтовни по дороге в школу, просмотра мультиков или перед сном. Трех-пяти минут пару раз в неделю достаточно для того, чтобы ребенок не разучился вас слышать.

Это обычные повседневные социальные навыки — так же мы учим делать покупки в магазине, понимать, где свои и чужие игрушки, уступать место старшим.

Ужасом и предубеждениями из серии «не хочу думать о плохом» их наделяем мы, родители, поэтому не надо устраивать никаких допросов с пристрастием и проверок на прочность, рассказывать страшилки и нервно читать нотации.

Часто разговоры о правилах безопасности превращаются в стресс для детей, потому что мамы склонны транслировать им свои страхи и не думать о том, как получить стойкий результат от этих бесед.

Ребенок уже устал, он отвлекается и хочет уйти, но нет: «Сиди и слушай — разве ты не понимаешь, как это важно? Пока не покажешь, как надо делать, никуда не пойдешь!» В таких случаях ребенок устает, злится, но кивает, потому что хочет поскорее закончить этот неприятный разговор.

Часто после таких нравоучений дети начинают считать, что мама беспокоится совершенно зря.

Людей нужно делить не на «плохих» и «хороших», «преступников» и «обычных», а на «близких», «знакомых» и «посторонних». Для наглядности можно нарисовать все три категории (или больше) разными цветами вместе с ребенком и периодически обращаться к этому рисунку.

Близким мы доверяем, можем с ними куда-то пойти, ни у кого не спрашивая разрешения, позволяем им нас обнимать и целовать, принимаем от них подарки. К близким не относятся все родственники или все учителя, это конкретный список людей, которых обычно немного: кто-то из друзей семьи, няня, бабушка или двоюродная сестра мамы.

Знакомые (друзья и коллеги родителей, соседи, учителя, врач или тренер ребенка) — группа «вежливого общения». С ними мы разговариваем, но без разрешения родителей никуда с ними не ходим и не принимаем от них подарки, не рассказываем им о том, что происходит у нас дома, они нас не обнимают и не целуют. Это тоже список конкретных людей.

Посторонние — это все остальные. Бабушки и дедушки на улице, полицейские и спасатели, мамы с детьми и старшие школьники — хмурые и улыбающиеся, вежливые и грубые.

Все они должны соблюдать правило: не подходить к чужим детям и уж тем более ничего им не дарить, никуда их не звать, ни о чем не просить. Их можно игнорировать, с ними можно быть невежливыми, если они нарушают правило.

Если они пытаются куда-то вести, то они очень опасны, и нужно, не стесняясь, убегать и громко кричать.

Подробности по теме

Как разговаривать с детьми о сексе, насилии и личных границах

Как разговаривать с детьми о сексе, насилии и личных границах

Как ты думаешь, какие места по дороге в школу самые глухие и безлюдные? А как ты думаешь, угрюмый человек — значит плохой? А если улыбается — он хороший? А может быть, наоборот? К кому в этом супермаркете ты бы обратился за помощью? Как ты думаешь, почему преступники должны маскироваться и придумывать разные уловки, почему они не могут просто схватить ребенка и побежать с ним? Что было бы, если бы сейчас кто-то прямо у нас во дворе куда-то потащил ребенка? А если бы ты увидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, что бы ты сделал, если бы ни меня, ни папы не было рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают версии, поэтому отлично запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили.

Сделайте отрицательными героями историй пожилых, вежливых, симпатичных людей, которые просят помощи, выдают себя за знакомых, коллег и родственников родителей

Даже если вы столкнулись с тем, что ребенок радостно болтает с посторонним или куда-то пошел с ним, несмотря на ваши наставления, не ругайте его — сначала спросите, почему он это сделал.

Возможно, именно этот человек не вызвал подозрений, и это даст вам понимание, какой тип людей легко введет ребенка в заблуждение. Часто бывает, что ребенок «не сразу подумал», а потом вспомнил, но «было уже как-то неудобно».

Это самая распространенная модель, поэтому работать надо одновременно в двух направлениях: тренировать тумблер в сознании «незнакомый подошел сам, он так делать не должен» и «я не разговариваю с посторонними», «помогите, я не знаю этого человека».

Если на каком-то элементе у ребенка зажим или недопонимание, нужно выяснить, в чем причина, и ненавязчиво, весело и спокойно ее устранить.

Придумывайте истории, в которых самые разные уловки будут описаны детально и красочно. Сделайте отрицательными героями историй пожилых, вежливых, симпатичных людей, которые просят помощи, предлагают заработать или поучаствовать в чем-то, выдают себя за знакомых, коллег и родственников родителей.

Истории могут быть разными: про девочку и котенка, который якобы застрял в трубе, про мальчика, который был настолько стеснительным, что, когда его уводил похититель, только хныкал, но так и не решился закричать и так далее.

Не стоит каждую историю заканчивать поучительной расчлененкой — лучше привести пример моментальной реакции.

Например, «она сначала растерялась, ей было неудобно отказать, но потом вспомнила, что полицейские тоже посторонние люди, сказала, что сначала позвонит маме, а потом убежала».

Разыгрывайте опасные ситуации

Каждый элемент правильных алгоритмов покажите сами: как отвечать любому незнакомцу, как сразу отходить на пару шагов назад, если кто-то подходит на расстояние вытянутой руки, как кричать, если тебя держат, как правильно заходить в подъезд.

Покричите вместе на улице, побегайте, пошумите. Наши дети настолько привыкли к вечным одергиваниям и прочим «не кричи, на тебя смотрят», что необходимость хотя бы привлечь к себе внимание своими действиями может их парализовать.

Многие жертвы идут за руку с похитителем не потому, что ничего не понимают, а потому, что у них возникает мысль: «А вдруг ничего страшного, а я, как дурак, начну орать»

Эффект группы работает на все сто. К тому же никогда не будет лишним еще раз услышать, повторить, попробовать и потренироваться. Дети в классе обсуждают тренинг, обыгрывают ситуации, поэтому, возможно, смогут подстраховать друг друга в случае опасности.

Установите программы родительского контроля на все девайсы

Есть много случаев, когда младшие школьники, набирая в поисковике «фея винкс раскрасить», находят заполнившие экран картинки далеко не детского содержания. С третьего класса, по нашей статистике, уже почти весь класс сидит в соцсетях. И в какую группу дети могут случайно забрести, если у вас нет программы защиты от нежелательного контента, никто не знает.

Не паникуйте по поводу очередной страшилки в интернете

Наркотики в жвачках, группы смерти, «беги или умри» и прочие волны рассылок часто приводят к тому, что родители приходят в ужас и начинают рассказывать, пугать, запрещать, следить, проверять и мучить нотациями.

Все это может спровоцировать сильное любопытство или привести к ссорам и дальнейшему вранью ребенка. А уж скрывать и обманывать дети умеют, особенно если речь идет об интернете.

Надо сказать, что от трети до половины третьеклассников на тренингах поднимает руки на вопросы «Кто выходит в интернет по ночам или тайно от родителей?» или «Кто завел себе вторую страницу в соцсетях, о которой не знают родители?».

Подробности по теме

Исследование: мы редко понимаем, что дети врут

Исследование: мы редко понимаем, что дети врут

Пусть научит всему, что знает, младших братьев и сестер, друзей и одноклассников — сам нарисует, объяснит, покажет. Это здорово закрепляет знания и навыки, а также мотивирует самого ребенка соблюдать все правила безопасности, ведь он уже «эксперт».

Разрешите ребенку быть громким, невежливым, неправильным

Проблема не в том, что дети не знают, где опасность и чего нельзя делать, а в том, что им жутко неудобно пройти мимо, не оборачиваясь, если окликают, или отойти от лифта, если в подъезд зашел незнакомый мужчина.

Часто они пытаются изобразить, что у них развязался шнурок или что им кто-то позвонил, чтобы просто остановиться на улице или пойти в другую сторону. Им стыдно закричать, очень неловко побежать.

Многие жертвы идут за руку с похитителем не потому, что ничего не понимают, а потому, что у них возникает мысль: «А вдруг ничего страшного не происходит, а я, как дурак, начну орать»? Именно это самая главная причина трагедий.

Сделайте так, чтобы им было наплевать на то, что о них подумает случайный прохожий. Пусть они будут уверены в том, что имеют право следовать правилам безопасного поведения. Это самосознание можете привить им именно вы, ведь все остальные будут учить их противоположному.

Информацию об авторских тренингах Лии Шаровой можно найти на официальном сайте школы «Стоп-угроза».

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/4449-kak-byt-spokoynym-za-rebenka-10-prostyh-pravil-bezopasnosti/

ТОП-4 совета, как научить детей правилам безопасности

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

[artlabel id=”220603″]

Часто бывает, что родители, объясняя ребенку правила поведения, только сильнее его запугивают. Как лучше говорить с детьми, чтобы они научились быть осторожными?

Источник: Shutterstock

Каждый хочет, чтобы его ребенок был общительным и любо­знательным. Чтобы рос активным и исследовал окружающий мир. Но при этом многие родители понимают, что, обучая малышей основам безопасности, только сильнее запугивают их. А ведь можно все сделать совершенно по-другому! Рассмотрим основные ошибки, которые совершают родители, и сформулируем правила безопасного обучения.

Самый частый аргумент, который родители приводят, чтобы ребенок усвоил какое-то правило безопасности, — это рассказ об ужасных последствиях, которые его ждут, если он не будет эти правила соблюдать.

Как обычно действуют взрослые «Если будешь от меня отставать, то потеряешься и больше никогда не увидишь маму и папу!», «Не разговаривай с незнакомцами, а то плохой дядя тебя заберет!», «Упадешь!», «Поскользнешься!», «Ударишься!», «Без шапки замерзнешь!», «Ногу сломаешь!», «Смотри по сторонам, а то сейчас тебя машина собьет!» — это классическое программирование ребенка на неудачу.

Как обеспечить безопасность ребенка на улице и дома

Как это воспринимают дети

По сути, у малыша закладывается страх перед подобными ситуациями. Вместо того чтобы его уберечь, мы, наоборот, вызываем боязнь конкретных событий. Ребенок начинает думать, что с ним может случиться что-то плохое. И если вдруг он попадет в потенциально опасные условия, вместо того чтобы действовать правильно, он будет просто бояться.

Правило безопасного обучения

Проговаривайте варианты решения сложных проблем в историях, которые произо­шли со сторонними героями (сказочными или вымышленными — «Жил-был котенок», «Есть одна девочка»).

В таком случае малыш не станет представлять себя в роли жертвы, а увидит ситуацию со стороны и сможет спокойно ее с вами обсудить.

На примере поведения этого персонажа он поймет, что стало причиной опасной ситуации и была ли возможность ее избежать.

Опасную ситуацию можно также слепить из пластилина, нарисовать, проиграть с игрушками, обсудить во время просмотра мультфильма или чтения книги.

Обучая поиску выхода из непростой ситуации, мы при этом еще развиваем у детей находчивость, креативность, умение принимать быстрые решения.

Источник: Shutterstock

2. Долой запреты!

Схватишь горячую кастрюлю — обожжешься, но больше брать ее никогда не будешь. Возьмешь неаккуратно иголку — уколешься, но трогать ее больше не захочется.

Пока у малыша нет своего опыта ошибок, родители хотят предостеречь и защитить его от всех возможных неприятностей. Конечно, самый простой выход — установить запреты.

Как обычно действуют взрослые «Нельзя открывать дверь чужим», «Нельзя залезать на под­оконник», «Нельзя перебегать дорогу на красный свет». Родители почему-то уверены, что подобные фразы помогут ребенку избежать ошибок.

Как это воспринимают дети Малышам тяжело даются всяческие ограничения. Это происходит в силу того, что у них только начинают развиваться мыслительные процессы. Они не реагируют, не слушают не потому, что хотят сделать что-то назло, а просто потому, что не понимают значения каких-то слов или неправильно их истолковывают.

Безопасность детей дома: 15 предметов, которые могут навредить ребенку

Правило безопасного обучения Вместо категорического запрета формулируйте правильное разрешение с ограничением. Например: «Нельзя брать конфеты и сладости у незнакомых».

Так мы только напугали и запутали. У каких именно незнакомцев и почему? А печенье — это тоже сладость? Устанавливаем правило: «Если тебя чем-нибудь угощают, всегда спрашивай у меня разрешения».

Обязательно уточняем, все ли ребенок понял правильно.

Пусть повторит своими словами. Еще один пример.

Вы говорите: «Не убегай от меня!» Как это переделать в инструкцию? Скажите: «Всегда подходи ко мне и говори, если ты хочешь куда-то пойти один или с кем-то».

Важно, что это правило должно вводиться с трехлетнего возраста. Малыши, даже находясь с мамой в квартире, должны предупреждать ее, куда они ушли. Так вырабатывается привычка соблюдать эту установку.

Переформулируйте негативный сценарий, превратив свои негативные прогнозы в четкую инструкцию по поведению ребенка.

Источник: GettyImages

3. Контроли­руйте свои эмоции!

Для родителей волноваться за ребенка — совершенно нормально. Мир кажется опасным и недружелюбным, а детей хочется защитить от всего. Каждый несчастный случай мы склонны проецировать на свою семью. И эти переживания влияют на эмоциональное состояние, которое чувствуют дети.

Как обычно действуют взрослые Мама нервничает, рассказывая ребенку об опасной ситуации. Она запинается, говорит быстро, при этом у нее часто бьется сердце, тон голоса выше или ниже обычного.

Как это воспринимают дети Ребенок видит, что мама (взрослая и смелая), рассказывая о чем-то, очень напугана, и делает вывод, что этой ситуации и ему тоже стоит бояться.

Правило безопасного обучения К обучению безопасности стоит относиться как к любому другому занятию (развитию речи, мышления). Подберите время, когда ребенок с интересом воспримет информацию.

Пусть обстановка располагает к спокойному общению, не делайте это за пять минут до выхода из дома, в суете и спешке: не поможет!
успокойтесь сами, прежде чем общаться с ребенком на сложную тему.

Ведь 80 % информации мы воспринимаем через эмоции, тон и только 20 % — через слова.

К своему пятилетию ребенок слышит в среднем 15–20 тысяч негативных установок, из-за этого у малыша порой развивается неуверенность в своих силах, в опасной ситуации ребенок может растеряться, впасть в панику, поддаться обстоятельствам.

Как обычно действуют взрослые Нам кажется, что мы применяем подобные запреты только в исключительных случаях. Но стоит понаблюдать за собой, и обнаружится, что частица «не» весьма популярна.

Как это воспринимают дети Запрещая, мы пробуждаем у ребенка интерес к «запретному плоду», а иногда и желание сделать что-то назло.

Правило безопасного обучения Большинство запретов можно перефразировать так, чтобы в них не использовалась частица «не» (подсознание ваше «не» не замечает). Формулируйте так, чтобы ребенок получил инструкцию, что делать.
по одной из теорий, дети неосознанно выкидывают частичку «не» из того, что слышат. Мы говорим «не беги», а он… бежит!

Безопасность детей на дороге в темное время суток: правила от Комаровского

Как говорим обычно  Как можно сказать без запрета
Не трогай собаку, а то она тебя укусит. Мы на собаку только смотрим, и все.
Не разговаривай с чужими людьми Если ты захочешь с кем-то познакомиться и рассказать о себе, сначала спроси у меня.
Не катайся на велосипеде вдоль дороги. На велосипеде катайся только во дворе/ в сквере.
Не наступай на люк. Мы всегда обходим люки.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/top-4-soveta-kak-nauchit-detej-pravilam-bezopasnosti/

9 правил безопасности, которые должен знать ребёнок

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Чем старше становится ребёнок, тем чаще он оказывается предоставлен самому себе. Перед родителями встаёт непростая задача — научить его думать и действовать в самых экстремальных и опасных ситуациях, будь то пожар или встреча с подозрительным прохожим. Детский психолог и психотерапевт Ольга Пыхова призывает довести до автоматизма совсем несложные правила.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Не запугивайте ребёнка

Не рассказывайте ему страшные истории про «злого бабайку» или о том, как «один мальчик потерялся в лесу». Страх заставит ребёнка тревожиться, сильно ограничивать себя в действиях и пытаться всё держать под контролем. Даст ли он ему конкретное понимание того, как можно предотвратить опасность или повести себя в критической ситуации? Конечно, нет.

В нём есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. С виду добрый дяденька, предлагающий конфетку, может оказаться бандитом. А мальчик, обливший компотом в столовой, — другом на всю жизнь. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим.

3. Сделайте изучение правил интересным

Часто дети хорошо знают, как поступать нельзя, но совсем не понимают, как нужно. Чтобы ребёнок, оказавшись в опасной ситуации, не растерялся, он должен знать совершенно чёткие правила. Формулируя их, делайте акцент на конкретных действиях.

Дошкольникам больше запомнится игровая форма. Например, ролевая игра в пожарных, полицейских и так далее. С детьми шести-семи лет и в саду, и в школе, и дома можно вместе прочитать книги психолога Людмилы Петрановской «Что делать если» и «Что делать если-2».

10 полезных книг о воспитании ребёнка

Детям постарше будут интересны «Уроки безопасности», на которых можно не только изучать специальные плакаты, но и решать кейсы, снятые на видео (что особенно нравится детям). Школьники с удовольствием найдут ошибки и запомнят правила поведения.

С детьми старше 10 лет можно инсценировать опасные ситуации, а затем их разбирать. Ну и дети любого возраста обожают смотреть мультфильмы о правилах безопасности мультфильмы о правилах безопасности. «Уроки тётушки Совы», «Вера и Анфиса тушат пожар», «Кто виноват» и другие.

Кадр из мультфильма «Уроки тётушки Совы» о безопасности малышей

Если случился пожар

Что бы ни происходило, важно идти к выходу. Заходя в любое здание, обращайте внимание ребёнка, как его найти, где висят планы эвакуации, как в них сориентироваться.

Смоченная водой ткань (полотенце, подол рубахи, носовой платок) поможет дышать, чтобы не отравиться едким дымом. При задымлении лучше идти на корточках или ползти по полу, так как внизу дыма меньше.

При пожаре нужно оставить вещи и спускаться только по лестнице. Жизнь важнее всего!

Ребёнка пытается увести чужой взрослый

Многочисленные ролики с экспериментами, когда чужой взрослый уводит с площадки ребёнка, очень пугают родителей. Детьми же движет интерес и любопытство.

Научите своего ребёнка обязательно предупреждать родителей, куда и с кем он собирается пойти. Не теряйте бдительность сами. За безопасность ребёнка, особенно дошкольника, отвечаете вы.

Если вашего ребёнка кто-то уводит, спокойно подойдите и проясните ситуацию.

Как не потерять ребёнка. Инструкция «Лизы Алерт» и «Медузы»

Хорошим навыком будет умение ребёнка говорить «нет». Расскажите своему ребёнку о тех моментах, которые должны насторожить в поведении незнакомых взрослых — предлагают уйти из людного места, сильно уговаривают. Для детей от семи лет вводите пароли, учите ребёнка отзваниваться, когда меняет место встречи или дислокации.

Ребёнок застрял в лифте

Покажите ребёнку, как связаться с диспетчером при аварии. Объясните, что баловаться и звонить ради шутки нельзя, поскольку, когда случится авария, диспетчер может не отреагировать на просьбу о помощи. Здесь можно рассказать детям сказку про пастушка и волков.

Если помощь задерживается, то нужно снять с себя верхнюю одежду, в кабине лифта быстро становится жарко и душно. Скажите, что одежду надо бросить на пол, вы за это не будете ругать, и сесть на пол. Так ребёнок, ожидая помощи, сэкономит силы и будет в безопасности, если лифт начнёт двигаться.

Осторожно — дикие собаки!

Нападения диких собак на детей не редкость. Чтобы снизить риски, научите ребёнка выбирать маршрут по улицам, минуя гаражи, пустыри, заброшенные стройки.

Подскажите ребёнку, что если его окружили собаки, важно остановиться и замереть. Лающая собака предупреждает, что не рада видеть чужака на той территории, которую считает своей. Нельзя убегать и поворачиваться к ней спиной.

Все движения должны быть плавными и медленными. Об укусе важно сообщить взрослым.

5. Научите ребёнка просить о помощи

Расскажите ему заранее, к кому обращаться за помощью в детском саду, школе, на внеурочных занятиях, в метро, на улице. Учите ребёнка искать персонал в форме — полицейских, пожарных, врачей, сотрудников магазинов и аэропортов. Это может превратиться в интересную шпионскую игру и разовьёт внимательность.

Телефоны мамы и папы, соседей, других близких родственников, телефоны экстренных служб. Хорошо бы, чтобы ребёнок знал их наизусть. Этот список можно продублировать в других местах дома, к примеру, под стеклом письменного стола, в туалете. Научите ребёнка следить за тем, чтобы мобильный телефон был всегда заряжен, даже если он дома.

7. Проверьте его готовность

В случае опасности оператору экстренной службы ребёнок должен сообщить свои имя и фамилию, адрес проживания (нахождения), кто есть рядом из взрослых, что случилось. Важно, чтобы знание этой информации было доведено до автоматизма.

8. Укрепляйте физические возможности ребёнка

Хорошая физическая подготовка — умение быстро бегать, ловко лазить, уворачиваться, прыгать и так далее — действительно, может спасти жизнь. Ведь в некоторых ситуациях важно бежать (например, если бьют или начался пожар), а в других важно стоять на одном месте (например, когда потерялся или нападают собаки).

Оказываясь в нестандартных ситуациях, показывайте своим примером, что такое включать голову, быть готовым действовать, запрашивать и принимать помощь. Ведь задача родителя — научить ребёнка жить в этом мире, а не всячески ограждать от него. Берегите себя и своих детей!

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Как понять, что ребёнок уже готов оставаться дома один

7 способов разрушить самооценку ребёнка, не заметив этого

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/6041283-safety

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.