Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

Содержание

История стиля барокко

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

Определение 1

Барокко (в переводе с итальянского – «странный», «причудливый») – это стиль в европейской культуре XVII – XVIII веков.

Архитектурный стиль барокко появился в период Позднего Возрождения (в конце XVI – начале XVII веков) в Риме и впоследствии распространился во многие европейские государства. В этой связи барокко часто интерпретируют в качестве начала триумфального шествия европейской культуры, вслед за теорией О. Шпенглера.

Рисунок 1. Стиль барокко в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными факторами, определившими триумф западной цивилизации можно назвать:

  • существенные и кардинальные изменения в естественно-научных и географических представлениях о мире;
  • усложнение закономерности развития архитектурной ордерной системы;
  • движение контрреформации и католической церкви.

Новой идеологии в обязательном порядке должны были соответствовать новые формы в искусстве. Стиль барокко можно охарактеризовать как стиль, противостоявший классицизму и рационализму (они появились позднее). Примечательно, что стиль также имеет ряд модификаций, поскольку ордерная система, применяемая в период архитектуры Возрождения, начинает все больше усложняться.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Следует заметить, что классическое римское барокко не было распространено в городах с иными историческими традициями (например, в области Венето, Тоскане, в Пизе и Флоренции).

В искусстве Франции также сформировался «Большой стиль» эпохи Людовика XIV. Его можно охарактеризовать, как «более классицистический» и с небольшими барочными элементами.

Не было распространено барокко в классическом понимании и в Англии.

Однако, более интенсивное развитие барочных традиций наблюдалось в Испании и некоторых странах Латинской Америки (впоследствии стиль был назван ультрабарокко).

История возникновения

Как уже отмечалось выше, стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению в архитектуре. Следует заметить, что произошло это на территории Италии, собственно, на родине самого Ренессанса. В эти времена Италию можно было охарактеризовать как весьма истощенное государство, ослабленное внутренними войнами.

В указанный период здесь хозяйничают иностранцы, но несмотря на это именно Италия остается культурным центром Европы. Для того, чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение необходим был стиль, который бы подчеркивал мощь, богатство и роскошь.

Но в то же время средств на строительство новых дворцов катастрофически не хватало.

Именно в эти времена появляется новый стиль барокко, который допускает, что иллюзию богатства и могущества можно создать приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Рисунок 2. Стиль барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и некоторым представителям церковной власти, однако, все они нуждались в подтверждении собственной состоятельности. Высшие сословия обращались за помощью к искусству и архитектуре: появившийся стиль барокко возвышал их и за счет этого набирал всё большую популярность.

Черты стиля

Архитектуре барокко свойственен размах и слитность форм. Они весьма текучи, сложны и криволинейны.

Часто встречаются масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и во внутреннем оформлении зданий, волюты, раскреповки и лучевые фасады.

Купола зданий приобретают весьма сложные формы, часто они имеют несколько ярусов (например, как у собора Св. Петра в Риме). Характерными деталями для стиля барокко можно назвать:

  • скульптуры атлантов;
  • кариатиды;
  • маскароны.

От архитектуры Высокого Возрождения стиль барокко унаследовал влечение к необычному и удивительному. Преобладающими цветами в стиле были пастельные тона (розовый, голубой, белый и пр.). Нередко сочетались контрастные цвета, образовывая богатые цветовые палитры.

Для архитектуры барокко характерно усложнение формы планов в сравнении с ренессансными планами.

Интерьеры барокко отличаются пышностью и неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилием кривых и пластично изгибающихся линий.

Ясность классических форм противопоставляется здесь изощренности в формообразовании. В архитектуре широко используется скульптура, живопись и окрашенные стеновые поверхности.

Архитектурные формы барокко получились из ренессансных форм, но значительно превосходили его по сложности, живописности и многообразию. Сильно раскрепованные фасады обладали профилированными карнизами, колоссальными колоннами, проходящими через весь фасад, полуколоннами и пилястрами.

Ни одна деталь в этом архитектурном стиле не является самостоятельной, как это было в архитектуре Ренессанса. Каждый элемент здесь является частью чего-то общего и большого.

Все подчиняется общей архитектурной концепции, к которой относят как украшения интерьеров, так и садово-парковые ансамбли.

Самыми крупными архитектурными ансамблями в стиле барокко можно назвать:

  • Версаль в Франции;
  • Петергоф в России;
  • Аранхуэс в Испании;
  • Цвингер в Германии.

Замечание 2

Для барокко в интерьере наиболее характерна показная, чаще всего утрированная роскошь. Это заметно даже невооруженным глазом, при всем этом барокко сохранил в себе одну из важных черт классических направлений – симметрию.

Роспись во внутреннем декорировании барокко является доминирующей деталью. Потолки украшаются богатыми фресками, стены отделываются расписанным мрамором и позолотой – это наиболее частые приемы в интерьерах барокко. Абсолютно все поверхности в барокко должны быть богато декорированы, в этой связи наблюдается почти повсеместное применение золота и позолоты.

Что касается мебели, то именно в этот период она становится настоящим произведением искусства. Ее вычурность и богатство направлено больше на украшение интерьера, чем на практические функции. Мебельная обивка выполняется из дорогих и богато украшенных тканей.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/istoriya_stilya_barokko/

Основные черты и особенности стиля Барокко

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

В искусстве есть множество необычных и прекрасных вещей. В этой статье разговор пойдет о стиле Барокко.

Происхождение стиля

Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам»). Это известный стиль в архитектуре и в живописи, взявший свое начало в 17–18 веках. Самый расцвет его пришелся на эпоху позднего возрождения в Италии. Барокко считают скачком в развитии Европейской культуры, позже он получил большую популярность и в западных странах.

Стиль Барокко представляет собой видоизмененную и усложненную древнеримскую культуру. Для Барокко характерны разные приемы живописи. Он символизировал власть, богатство и иллюзию, но в связи с дороговизной стал заменяться на более искусные художественные приемы, а не на роскошные дорогие вещи.

Самые известные памятники архитектуры:

  • Оранжерея Сан–Суси.
  • Пьянца Сан Пьетро в Риме.
  • Петергоф.
  • Андреевская церковь.

Особенности стиля Барокко

Это яркий, помпезный стиль с плавными переходами. Основы этого стиля произошли в результате потрясения (Реформации). Кроме того, большую роль сыграло изменившееся отношение человека к себе, окружающему миру, искусству. Этот стиль интересен своей загадочностью.

У барокко в архитектуре есть ряд особенностей:

  • Многоярусные большие купола.
  • Роскошные входные двери.
  • Пастельные тона (лимонный, пурпурный, белый, бирюзовый).
  • Каменные башни, а также балконы.
  • Арочные проемы.
  • Фасады.

Дизайн Барокко

Основа дизайна — роспись. Присутствуют яркие насыщенные цвета. Дорогая мебель дополняет любое помещение в стиле Барокко. В основном она выступает в роли украшения. Сложное и дорогое оформление иногда кажется чересчур напыщенным, часто используется золото и серебро. Каждая мелочь в помещении должна идеально вписываться в общую картину.

Гостиная Барокко

Создавать интерьер гостиной в стиле барокко очень сложное и в то же время очень увлекательное занятие. Если все сделать правильно, но результат не оставит равнодушным никого, прежде всего из-за его дороговизны.

Попадая в комнату, оформленную в данном стиле, создается впечатление, что находишься где-то между реальностью и фантазией.

Даже фото гостиной в стиле барокко восхищают: линии очень красивые и плавные, отделка очень качественная и дорогостоящая, мебель идеально вписывается в интерьер и поражает своей роскошью.

Чтобы комната получилась в строго стиле Барокко необходимо создать единую композицию, то есть все предметы должны дополнять друг друга. Если дизайн гостиной барокко выполнен правильно, то королевские апартаменты обеспечены.

Спальня Барокко

Спальня в стиле барокко будет лучшим решением для любителей изысканности и роскоши.

Выберите один или два цвета для декора стен в комнате. Если мебель будет темной, то для стен идеально подойдет кремовый оттенок. Повесьте роскошные шелковые или бархатные шторы с золотыми или серебряными подхватами. Для стен хорошо подойдут гобелены и картины маслом.

Хрустальные люстры, настенные бра и железные кованые светильники создадут нужный образ. Также золотые и серебряные светильники добавят комнате шика. И обязательно используйте свечи.

Мебель просто обязана поражать присутствующих своим великолепием, присущем стилю барокко.

Хорошо впишется в интерьер кровать на изогнутых ножках и с декорированным изголовьем. В качестве такого декора применяют резьбу, инкрустацию перламутром и ценными породами дерева, позолоту. Неплохо будет смотреться и кровать с высоким мягким изголовьем, обитым шелком или бархатом. Кованые варианты тоже будут уместны.

Прежде чем начать декорирование спальни, изучите интерьеры эпохи барокко. В частности, интерьеры Версальского дворца. Так вы лучше почувствуете атмосферу и точно поймете, что именно вам нужно.

Детская Барокко

Оформление детской вашего ребенка — очень важный процесс. Это должна быть комната, в которой ребенок вместе с вами будет весело проводить время, она должна быть уютной и гостеприимной.

Вот некоторые советы, которые помогут вам, если вы хотите, чтобы у ребенка была детская в стиле барокко.

Оттенки бледно-розового и голубого были очень популярны в эпоху барокко. Поэтому один из этих цветов должен быть основным в оформлении. Для девочки больше подойдет розовый, а для мальчика, соответственно, голубой.

Выкрасив в этот цвет стены, следует включить его в оформление остальных элементов комнаты. Разумеется, уместным здесь будет любой приятный вам цвет, главное — он должен присутствовать во всем.

Также там должны быть золотой и белый цвета примерно в одинаковых пропорциях.

Чтобы сделать уникальную детскую в стиле барокко, можно купить несколько метров ткани с барочными узорами и сшить из нее занавески и постельное белье. Можно из этой ткани сшить и подушки, которые будут предназначены для кресла или сидения на полу. Непременно в детской барокко должен быть балдахин (из той же ткани или другой вписывающейся в интерьер).

Очень хорошо будут в такой комнате смотреться кружева. Ими можно выровнять края штор и балдахина. Кружева сделают комнату элегантной. Но не используйте их для постельного белья, поскольку они могут раздражать кожу ребенку.

Отличной деталью будут картины в стиле рококо. Например, играющие дети. Главное — выбрать барочную рамку, например, под золото с декоративными элементами.

Мебель для детской в стиле барокко лучше брать светлую с богатой резьбой и детализацией. Кроватка, комод и кресло одного стиля придадут комнате красивый законченный вид. Если нет возможности покупать барочную мебель, можно приобрести любую мебель, какая вам понравится. А потом использовать аппликации, чтобы мебель выглядела будто бы гравированная.

Кухня Барокко

Выбрав для оформления кухни стиль барокко, вы должны понимать, что поставили перед собой непростую задачу. Важно сочетать высокую функциональность помещения и большое количество декора.

Придется по максимуму скрыть современную бытовую технику, вносящую дисгармонию в заданное дизайнерское решение. Холодильник, посудомоечная или стиральная машина прячется за фасадами.

Теплое цветовое решение – обязательное условие для такой кухни. Зачастую применяются кремовые, песочные, бежевые тона.

Роскошное впечатление можно создать при комбинировании контрастных сочетаний светлых и более темных вариаций мебели и напольного покрытия. Роскошь обстановки поможет подчеркнуть обилие позолоты. Она присутствует на резных карнизах и фасадах, стульях, обеденных столах.

Мебель – это то, что ярко указывает на принадлежность кухни к стилю барокко. Шкафы внешне напоминают серванты со стеклянными дверцами. На всеобщее обозрение выставляется дорогая посуда из тонкого фарфора.

Богатый декор – обязательный атрибут барокко. В таком интерьере должна присутствовать массивная хрустальная люстра. Декорируя окна, отдайте предпочтение струящимся тканям с вышивкой или орнаментом.

Идеально, если они будут выполняться из той же ткани, что и обивка мебели или хотя бы перекликаться рисунком.

Грамотно подобранное сочетание цветовых решений и оптимальная расстановка акцентов позволят легко создать роскошную кухню. Вы должны понимать, что такой дизайн потребует не только профессионального подхода и детальной продуманности, но и больших материальных вложений.

Ванная Барокко

Для того чтобы почувствовать себя особой голубых кровей, совсем не обязательно приобретать королевский замок. Достаточно оформить ванную в стиле барокко. Пышность, торжественность и самобытность обстановки превратят обыденные водные процедуры в наслаждение для души и тела. Дабы это не звучало голословно, предлагаем взглянуть на готовые проекты роскошной ванной комнаты с фото.

Отделка. Стены в роскошной ванной – настоящее произведение искусства. Их отличительная черта – неоднородность. При оформлении стен рекомендуется использовать всевозможные архитектурные элементы, включая лепнину, гипсовые колонны, орнаменты, бордюры, панно и резные детали.

Обязательным условием создания шикарной обстановки является наличие зеркала в деревянной раме с резьбой (нередко с золотым/бронзовым напылением). Кроме декоративной составляющей, зеркало служит незаменимым помощником при организации системы освещения: оно превосходно справляется с распространением света в каждый уголок комнаты.

Центральным предметом в любой ванной выступает ванна. Но стиль барокко диктует свои правила: он ставит ванну в центр комнаты в прямом понимании. Более того, ее внешний вид должен сразу же приковывать взгляд вошедшего. Наиболее подходящее решение для барочного проекта – чугунная ванная медного, серебряного или молочного цвета, посаженная на фигурные ножки с позолоченным напылением.

Взгляд со стороны

Барокко — прекрасный, неповторимый стиль, который останется навсегда. Нельзя привести пример стиля похожего на него. Он несет в себе древнегреческий смысл. Здания, которые принадлежат к этой группе, поражают своими размерами. Это настоящие памятники архитектуры и наследие, которые нам необходимо оставлять в сохранности и периодически реставрировать.

Источник: https://buildhouse.info/2018/04/23/osnovnye-cherty-i-osobennosti-stilya-barokko/

Стиль барокко в архитектуре Европы

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

Стиль барокко в архитектуре нашёл своё место во всех европейских странах, но на первый план вышли две. Зародившись в Италии, он достигает своего апогея во Франции, плавно перетекая в рококо.

Статья отслеживает развитие нескольких итальянских барочных тем с кульминацией в Ватикане. Затем рассматривает французские тенденции с вершиной развития в амбициозном дворце Людовика XIV, в Версале.

Каковы особенности барокко

Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко.

Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу.

Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.

Полная барочная эстетика возникла во времена

  1. раннего барокко (около 1600-25),
  2. а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.

Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.

Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.

  1. Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
  2. Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.

Как отличить барокко от ренессанса

Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.

Источник. Пример высокого барокко в архитектуре. Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини

Поверхность здания эпохи Возрождения обычно аккуратно разделяется на секции (в соответствии с классической ясностью и порядком), поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.

Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.

Ранний барокко (ca. 1600-1625)

Самые великолепные примеры барокко архитектуры являют собой церкви в Италии. Пионером направления был Карло Мадерно, автор фасада базилики Святого Петра в Ватикане. Построенное различными архитекторами на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, здание в целом представляет собой смесь компонентов эпохи Возрождения и Барокко.

До него над базиликой работали различные архитекторы (особенно Микеланджело). Мадерно выдвинул главный вход вперед и откорректировал пропорции купола, вытянув его вверх. Фасад самой Базилики, спроектированный им, — это свое маленькое чудо.

Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана

Он содержит ряд типичных элементов барокко. В их числе

  • разных стилей колонны: двойные (близко стоящие парами), разноуровневые (из колонн большего размера выделяются колонны меньшего), огромные, на несколько этажей;
  • разорванные фронтоны, которые в нижней и/или верхней части имеют разрыв, часто с орнаментом или другим декором.

Все эти элементы перешли из эпохи позднего Возрождения и Маньеризма. Мадерно разбивает колоннаду и горизонт фасада на интервалы статуями и другими украшениями и идёт дальше. Смешивает стили, чередует квадратные колонны с круглыми. Аналогично этому, фронтоны над окнами и дверями также чередуются закругленными и треугольными конструкциями. Все двери и окна отличаются друг от друга.

Тем не менее, все это буйное разнообразие регулируется и контролируется для создания симметрии. Общий эффект — живописно и увлекательно.

Высокий барокко (ca. 1625-75)

Два главных имени в архитектуре высокого барокко — Бернини и Борромини. Оба работали в основном в Риме.

В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них — четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики. Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие.

Барочная Колоннада Бернини перед базиликой Св. Петра

Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.

Парадная лестница Ватиканского дворца, спроектирована им таким образом, что кажется длиннее и выше, чем она есть на самом деле. Он создал оптическую иллюзию, обманул глаз, чтобы исправить строительную ошибку предшественников.

Барокко в архитектуре. Балдахин и парадная лестница (Скала Регина) собора Св.Петра в Ватикане. Арх. Бернини

Наиболее известным зданием Бернини, является небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале («Св.Андрея на холме Квиринал»). Этот холм является одним из семи холмов Рима.

Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»).

Это здание также находится на холме Квиринал (первое фото статьи). Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство.

Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада

В Италии заложена основа барочных тем, которые повторялись снова и снова в архитектуре барокко других стран:

  • использование кривых,
  • введение нерегулярных украшений и дизайна,
  • подчинение нерегулярности симметрии и
  • включение оптической иллюзии в архитектурный дизайн.

Поздний барокко (ca. 1675-1725)

Поздний барокко отмечает восхождение Франции как центра западной культуры. Искусство барокко Франции (и вообще Северной Европы) сдержано, так что его можно охарактеризовать как компромисс классики и барокко. Отличительным элементом архитектуры французского барокко является двустворчатая мансардная крыша (типичная французская придумка).

Самыми известными барочными структурами Франции являются великолепные замки. Наверное нет на Земле резиденции больше, чем Версаль. Он был построен главным образом во времена Людовика XIV, чье покровительство искусства подняло Францию на гребень волны западной культуры.

Пример позднего барокко. Фасад Версальского дворца

Фасад дворца превосходно иллюстрирует североевропейский классический барочный компромисс.

Стены дворца выполнены в сочетании планерного классицизма с такими элементы барокко, как скульптурные бюсты, различные пилястры и другие украшения. Кроме того, мансардная крыша имеет богато декорированные окна.

Версаль стал европейской моделью дворцовой архитектуры, вдохновляющей на создание подобных ансамблей на всем континенте, вплоть до Санкт-Петербурга.

Самая знаменитая комната Версаля — Зеркальный Зал. Зеркала имеют те же размеры, что и окна напротив.

Рококо (ca. 1725-1800)

Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и драматичность. Более легкий, игривый, он не несёт функциональности и сочетания форм.

Дом Хелблинга в Иннсбруке, Австрия. Фото James Davis/Corbis Documentary/Getty Images

Архитекторы рококо любили извилистые плавные линии и изысканно украшенный асимметричный орнамент барокко. Хотя большинство рококо было сосредоточено во Франции (место рождения этого стиля), архитектура достигла кульминации в Австрии и на юге Германии, особенно в форме церквей.

Смотрите 10 минутное видео о стиле барокко в архитектуре,  чтобы лучше разобраться в теме.

Стиль барокко в архитектуре — один из самых захватывающих. В этот период, с конца 16 века до рассвета 18-го века, Европа бурно развивала эти направления. Это период, когда архитекторы стали проектировать не единичные здания, а целые комплексы и даже брали ответственность за планирование всего города.

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/barokko

Художественный стиль барокко это. Барокко, как стиль

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

Художники в стиле барокко сознательно работали над тем, чтобы отделить себя от художников эпохи Возрождения и периода маньеризма после него. В своей палитре они использовали интенсивные и теплые цвета и, в частности — основные цвета: красный, синий и желтый, часто помещая все три в непосредственной близости.

Барочная живопись включает в себя широкий спектр стилей, так как наиболее важная и основная живопись в период, начинающийся примерно с 1600 года и продолжающийся в течение 17-го века, и в начале 18-го века, идентифицируется сегодня как барочная живопись.

Наиболее типичными проявлениями барокко в искусстве являются: большой драматизм, насыщенный, глубокий цветом и интенсивные светлые и темные тени. Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. В отличие от спокойных лиц картин эпохи Возрождения, лица в картинах барокко четко выражали свои эмоции.

Художники часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, и создавали оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонялись влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения. Они усиливали это впечатление движения, когда костюмы персонажей уносились ветром или двигались по собственной траектории.

Общие впечатления были от движения. Другим важным элементом живописи барокко была аллегория . Каждая картина рассказывала историю и имела сообщение, часто зашифрованное аллегорическими символами, которые образованный зритель должен был знать и читать.

Барокко архитектура особенности. Барокко — архитектурный стиль

Появление Барокко:

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:

Характерные черты: симметрия в стиле простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях большие новороты в колоннах бешено отделанные потолки с углубленными частями.

Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона; красный розовый белый голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность прямоугольник овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: сводчатая куполообразная и прямоугольная; башни балконы эркеры.

Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны пилястры скульптуры лепнина и роспись резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Конструкции: контрастные напряженные динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.

Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности.

Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари.

И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.

Мастера Барокко:

 Борромини (1599—1667), Ювара,  Доменико Фонтана (1543—1607),  Франческо Каратти (? −1675),  Сантино Солари,  М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и другие.

Примеры:

Андреевская церковь,арх. Бартоломео Растрелли, Киев, Украина,1754 год.

Большой Петергофский дворец и большой каскад, Россия.

Екатерининский дворец Браунштейн, Квасов, Чевакинский, Санкт-Петербург, Россия,  1717-1756.

Карлскирхе,Фишер фон Эрлах, Вена, Австрия,1716-1739.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане, мастер Франческо Борромини, 1638—1677 гг.

Цвингер ,Пеппельманн, Пермозернач, Дрезден, Германия, XVIIIв.

Церковь Климента Папы Римского, арх.Пьетро-Антонио Трезини,Замоскворечье, Россия.

Церковь Сан-Аньезе,арх.Франческо Борромини, Площадь Навона, Рим, Италия, 1652-1657.

Церковь святой Сусанны, Рим, Италия.

Барокко в живописи

Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках.

Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».

Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени.

В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви.

Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.

Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов.

Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.

Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.

Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.

Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.

Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.

Художники направления барокко

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.

Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения.

Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны.

Его картины наделены огромной энергией.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.

Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.

В Российской Империи барокко появилось в первой половине 18 века.

Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.

Повсеместно эволюция Барокко пришла к грациозности и легкости рококо. Оно переплеталось с этим стилем. А с 1760-ых годов его полностью вытеснил классицизм.

Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/hudozhestvennyy-stil-barokko-eto-barokko-kak-stil

Стиль Барокко – Все об эпохе искусства

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.

Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.

Эпоха барокко

Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.

Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.

Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.

Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.

Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам (см. интересные факты о рыцарях) прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.

Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.

Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.

Стиль барокко

Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.

Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.

Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».

Искусство барокко

Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.

К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.

Барокко в архитектуре

Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.

Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене

Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.

Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.

Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.

Стиль «Петровское Барокко»

Музыка барокко

Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.

Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.

Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/barokko/

Барокко

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным

Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия.

Стиль Барокко возник как противопоставление классицизму и рационализму. Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать.

Именно во время Барокко в Версале появляется первый европейский парк, где все вычерчено как по линейке, деревья подстрижены в форме геометрических фигур.

Барокко — это величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов.

История возникновения барокко

Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы.

Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало.

Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Основные признаки барокко

Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св.

Петра в Риме. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному.

Преобладающие и модные цвета

Пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание — белый с золотом

Линии стиля барокко

Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия

Форма

Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы барочного интерьера

Движение — стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления

Конструкции барокко

Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые

Окна

Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру

Двери стиля барокко

Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Архитекторы Барокко

Карло Мадерна (Carlo Maderno; 1556—1629 гг.) — один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 1598—1680 гг.) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко.

Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини — Пьяцца Сан-Пьетро в Риме.

В романе и фильме «Ангелы и демоны» Дэна Брауна герои разгадывают загадки, оставленные Бернини.

Франческо Бартоломео Растрелли (Francesco Bartolomeo Rastrelli; 1700—1771 гг.) — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры.

Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве.

Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И. Ф. Мичурина.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Типы сооружений стиля Барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности.

Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм.

Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная, порой даже утрированная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Роспись в интерьерах стиля барокко является одной из основных, необходимых доминант. Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота — частые приемы украшения интерьера в стиле барокко.

В барочном интерьере часто используются контрастные цвета: например мраморный пол в стиле шахматной доски где черные и белые плиты чередуются в шахматном порядке. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно.

Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.

Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами.

Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные.

В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

Стиль барокко очень помпезен и не подойдет для небольших интерьеров, так как массивная мебель, богатый декор, яркие цвета росписей занимают много места и привлекают много внимания. Это дворцовый стиль поэтому он требует помещений с высокими потолками и большим метражом комнат.

Однако и в современном небольшом интерьере можно со вкусом использовать некоторые детали стиля барокко, чтобы воссоздать его дух.

Так к примеру можно ввести в интерьер предметы барочного декора — вазы с растительными орнаментами, зеркало в богатой позолоченной раме с лепниной, рамы для картин такого же стиля, стулья или кресла в стиле барокко с резными спинками и гобеленовой обивкой. Часть стен можно украсить гобеленами или обоями имитирующими гобелен.

Освещение — лампы в роскошных цветных тканевых абажурах, позолоченные подсвечники.

Обилие струящихся тканей, затейливо задрапированных гардин — также характерные черты барочного интерьера.

Интересным дополнением к барочному интерьеру могут стать витражи и живопись.

В первой половине XVIII века стиль Барокко развился в стиль интерьеров — Рококо во Франции во время регентства Филиппа Орлеанского, наивысшее развитие Рококо получил в Баварии.

Источник: https://stilys.com/styles/baroque

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.