Как помочь ребенку с ДЦП: лечение, учеба и… работа

Что нужно для эффективной помощи детям с ДЦП

Как помочь ребенку с ДЦП: лечение, учеба и... работа

Детский церебральный паралич вылечить нельзя, но можно облегчить состояние больного и предотвратить развитие осложнений. Кратковременные курсы реабилитации дают непродолжительный эффект, который необходимо поддерживать домашними занятиями.

Но на них у родителей часто не хватает ни сил, ни ресурсов. Именно поэтому Центр реабилитации детей с ДЦП (совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие») разработал новую программу длительной поддержки детей с ДЦП.

Правда, пока на ее реализацию нет средств.

О новой программе и о том, как должна строиться работа с детьми с ДЦП, рассказала «Филантропу» руководитель центра реабилитации детей с ДЦП службы «Милосердие» Елена Семенова.

«В наблюдении за ребенком должно быть 24-часовое мышление»

Центр реабилитации детей с ДЦП. Фото Анны Гальпериной

«Детское отделение Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» занимается реабилитацией детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями с 2010 года.

Каждый год у нас проходят лечение около 400 пациентов от полутора до 20 лет. Иногда это дети с тяжелыми формами ДЦП, которые не могут ни ходить, ни говорить, ни самостоятельно есть.

У каждого — индивидуальная программа. Стандартный курс составляет 20 дней амбулаторных занятий: пять дней в неделю дети посещают психолога, логопеда, занятия ЛФК, сенсорный кабинет, комнату социально-бытовой адаптации, процедурный кабинет.

Дети делают упражнения на тренажерах для развития мелкой моторики, занимаются на компьютерных тренажерах с биологической обратной связью. Логопед, помимо постановки звуков и развития речи, налаживает питание. В конце курса мы оцениваем результат, эффективность вмешательства и составляем подробные рекомендации родителям по занятиям на дому. И с этой выпиской они от нас уходят.

В следующий раз мы встречаемся через год и видим зачастую не очень хорошие результаты.

Конечно, родителям не достаточно дать только перечень рекомендаций. Семье, где растет ребенок с ДЦП, постоянно нужна помощь специалиста.

Допустим, ребенок в нашем центре научился ходить с ходунками, и мы объясняем маме, что тренировки с ходунками нужно продолжать дома и по два часа в день ребенку необходимо стоять в вертикализаторе – специальном устройстве, которое фиксирует его ножки в правильном положении, когда он стоит.

Мама соглашается, приходит домой и решает не покупать вертикализатор, а обойтись своими силами. Сначала она занимается с ребенком дважды в день по полчаса, при этом сама мама наклоняется, у нее начинает болеть спина, и в конце концов занятия постепенно сходят на нет.

Ребенок ползает сам по себе, сидит в неправильном положении и изредка ходит с ходунками.

Через год они приходят к нам на прием, и мы видим, что у ребенка сформировались сгибательные контрактуры в коленных суставах, появились угрожающие подвывихи в тазобедренных суставах – и все из-за того, что он не стоял на прямых ногах в вертикализаторе! Ходить с ходунками ему стало значительно труднее, чем год назад, да он уже и не хочет ходить: ему больно, неудобно, тяжело, у него пропала мотивация, ему проще ползать.

Становится очень обидно: ребенок мог бы ходить, а теперь он будет передвигаться только в инвалидной коляске. Мы потеряли драгоценное время… В наблюдении за ребенком у родителей должно быть «24-часовое мышление»: как он сидит, как играет, как передвигается, как спит все 24 часа в сутки и 365 дней в году.

Когда все действия ребенка будут совершаться в физиологически правильных позах, он будет лучше развиваться, осваивать новые движения, которые были ему раньше недоступны. И, главное, можно избежать вторичных осложнений.

Конечно, родителей винить нельзя: они не специалисты, не имеют знаний и навыков, необходимых, чтобы правильно выстроить программу реабилитации своих детей.

Здесь нужны глубокие знания об анатомии человека, о строении его тела, о работе костной системы.

Новые специальности и долгосрочная программа

Центр реабилитации детей с ДЦП. Фото Анны Гальпериной

К каждой семье, в которой есть ребенок с ДЦП, обязательно должен быть прикреплен специалист, который бы постоянно наблюдал этого ребенка и давал рекомендации. А у нас получается, что родители обращаются в разные реабилитационные центры: в одном врач сказал одно, в другом – другое.

Иногда они слышат противоположные мнения: в одном месте им говорят делать операцию, в другом  – не делать. В итоге решение принимает сам родитель, основываясь на результатах операций у других детей или вообще на отзывах в интернете.

А мы сталкиваемся с последствиями их выбора в виде тяжелых осложнений.

К сожалению, в нашей стране правильно организованной системы помощи больным с ДЦП – нет.

Специалисты нашего центра разработали новую программу длительной поддержки детей с ДЦП. Программа рассчитана на год и будет состоять из двух интенсивных курсов реабилитации с интервалом в полгода.

В промежутке между курсами у нас предусмотрено посещение наших пациентов на дому: 40 выездных консультаций физического терапевта, 4 консультации эрготерапевта и 10 консультаций логопеда, который также является специалистом по питанию.

Все наши специалисты уже прошли необходимое обучение. В течение всего срока у семьи будет возможность обращаться к нам по всем возникающим у них вопросам и получить необходимую консультацию и помощь.

Но пока, к нашему огромному сожалению, этот проект существует только на бумаге. Мы очень надеемся найти средства, чтобы начать воплощать его в жизнь.

Мы планируем начать с реабилитации пациентов из Москвы, но в дальнейшем будем продвигать идею долгосрочного сопровождения уже в масштабах страны.

На Западе реабилитацией пациентов с двигательными нарушениями занимаются в первую очередь физический терапевт и эрготерапевт. Для нашей страны эти специальности новые, у нас им даже не обучают.

Физический терапевт – в каком-то смысле то же, что у нас инструктор ЛФК, но круг компетенций физического терапевта намного шире.

Он глубоко изучил анатомию человека, его биомеханику, знает, какие патологические изменения происходят в организме в результате болезни и какими способами физического воздействия эти осложнения можно минимизировать, какие упражнения ребенок должен выполнять, в том числе и ежедневно.

Для детей с ДЦП очень важно, как организован их быт: в какой позе и в каком кресле они сидят, когда принимают пищу, как их кормят, в какой позе они спят и играют. Все эти вопросы входят в компетенцию физического терапевта.

Эрготерапевт занимается адаптацией окружающей среды под нужды человека с ограниченными возможностями.

Большое внимание он уделяет функциям руки: подбирает ребенку такие игры, в которых он будет использовать слабую руку, подбирает ему необходимые приспособления, ортезы.

Кстати, в рамках нашей программы мы будем давать рекомендации по ортезным изделиям для детей, потому что их выбор имеет очень большое значение.

Один ребенок – одна команда

Центр реабилитации детей с ДЦП. Фото Анны Гальпериной

Наши специалисты настаивают именно на длительном сопровождении ребенка и на необходимости регулярного наблюдения на дому. Благодаря практике постоянного наблюдения специалистами, мы сможем реализовать весь доступный потенциал ребенка и избежать таких осложнений, как, например, контрактуры или вывихи суставов.

Если с ребенком с ДЦП не заниматься постоянно, через несколько лет многие навыки исчезнут, не будут двигаться ни руки, ни ноги, он «окаменеет».

Медицинское сопровождение пациентам с ДЦП требуется в течение всей жизни. Но на разных этапах жизни у этих пациентов разные потребности. Максимально реализовать двигательные возможности, доступные ребенку, можно только в раннем возрасте, до школы, даже лет до четырех.

В это время у ребенка мотивация самая сильная: ему хочется научиться ходить! И его нервная система еще находится в процессе развития, на нее можно повлиять. Усилия, приложенные в этот момент, дадут наибольшую отдачу.

Ребенок-школьник уже не нуждается в такой интенсивной реабилитации, перед ним стоят совсем другие задачи, он нуждается в обучении, в социальных контактах.

И ему непременно нужно иметь возможность самостоятельно передвигаться, пусть с использованием инвалидного кресла, но самостоятельно! А заложить все это можно только в раннем возрасте – это самое благоприятное время для интенсивной реабилитации и прививания полезных навыков.

Вся реабилитация на Западе организована именно так: один ребенок — одна команда специалистов. К своему врачу пациент ходит всю жизнь, например, два раза в неделю.

Там нет краткосрочных курсов реабилитации, всю необходимую помощь дети получают рядом с домом, постоянно. Этот опыт регулярного наблюдения детей с ДЦП приводит к тому, что процент осложнений у них стремится к нулю.

Например, в скандинавских странах, где существует специальная система наблюдения за детьми, вывих тазобедренных суставов встречается в 0,5% случаев. Мы же имеем дело с частотой вывихов на порядок выше: 7-10%, если говорить о пациентах нашего центра. И около 50% детей имеют контрактуры суставов.

А это как раз то, чего можно избежать, если вовремя предпринять необходимые меры.

Наш медицинский центр финансируется в том числе за счет регулярных пожертвований частных лиц и компаний. О программе длительного сопровождения детей с ДЦП мы мечтаем очень давно, и уже год, как этот проект полностью готов.

Сейчас, к сожалению, мы вынуждены искать средства даже на курсовую работу реабилитационного центра, но очень надеемся, что в обозримом будущем все-таки сможем запустить программу годового сопровождения. Если у кого-то из читателей есть возможность помочь нашему центру и старту новой программы реабилитации, мы будет очень рады любому пожертвованию».

Помочь Центру реабилитации детей с ДЦП «Милосердие» можно, отправив смс на номер: 3434 со словом МЕДЦЕНТР и суммой пожертвования. 

Кроме того, средства на программу будут собирать на традиционном празднике «Белый цветок», который служба «Милосердие» проводит в Марфо-Мариинской обители 21 мая.

Также помочь проектам службы помощи «Милосердие» можно на Благо.Ру

Источник: https://philanthropy.ru/cases/2017/05/19/50155/

Варианты обучения детей с диагнозом ДЦП

Как помочь ребенку с ДЦП: лечение, учеба и... работа

Если у ребенка ДЦП, то родители должны понимать все проблемы и особенности его состояния. Да, это больные дети. Чаще всего у них существенные затруднения с самыми обычными движениями. Кроме того, вместе с физическими нарушениями могут присутствовать умственная неполноценность, снижение интеллекта. Однако все это не повод забросить ребенка и не заниматься его развитием.

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей.

Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка.

Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания.

В любом случае это больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина.

ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Физические ограничения

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Отставание психического развития

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения.

Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму.

Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка.

В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности.

В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Необходимость развития и обучения детей с ДЦП

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза.

Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу.

Они оставались невостребованными.

В последнее время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует.

Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий.

Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

Учеба в обычной школе

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми. Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическая и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат.

Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно.

А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно.

Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли.

Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Домашнее обучение

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя.

Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным.

Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими.

Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким.

Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Два правила для успешного домашнего обучения

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Специализированные интернаты

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате.

Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход.

Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома.

Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид.

С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Возможность продолжить обучение

задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы.

Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы.

Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Диагноз «детский церебральный паралич» совсем не означает, что малыш будет прикован к инвалидному креслу и не сможет сам даже умываться и чистить зубы. Все зависит от того, как с ним занимались.

У многих детей наблюдается прогресс, но не сразу, а в результате труда их родителей. Возможность учиться и развиваться они получили не так давно – это стоит учитывать.

Сегодня качественная терапия и занятия с правильными педагогами дают очень хорошие результаты.

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/varianty-obucheniya-detej-s-diagnozom-dtsp.html

Лечение и контроль ДЦП

Как помочь ребенку с ДЦП: лечение, учеба и... работа

Церебральный паралич не подлежит излечению, однако поддерживающая терапия зачастую позволяет расширить доступные ребенку возможности и улучшить его состояние.

Многие дети впоследствии ведут практически нормальную взрослую жизнь, при условии, что с ними была проведена соответствующая работа.

Чем раньше начинается лечебный курс, тем легче детям преодолеть свои отклонения в развитии и освоить новые способы выполнения повседневных задач.

Не существует стандартной терапевтической стратегии, которую можно было бы применить для каждого пациента, страдающего ДЦП.

Как только диагноз поставлен и подтверждён (определён тип церебрального паралича), с ребенком и его родителями будет работать команда специалистов для выявления конкретных нарушения и потребностей, после чего будет создан соответствующий индивидуальный план решения выявленных проблем и улучшения качества жизни ребенка.

Методики

Комплексный план контроля над церебральным параличом будет разработан медицинскими работниками, специализирующимися на:

  • Физиотерапии.Необходима для улучшения походки и ходьбы, нормализации спастических мышц и предотвращения деформаций;
  • Трудотерапии.Разрабатывается компенсирующая тактика для выполнения повседневных действий: одевания, хождения в школу, участия в обыденных мероприятиях;
  • Логопедии. Решаются вопросы, связанные с расстройством глотания, речи и иными нарушениями, препятствующими общению;
  • Консультациях и поведенческой терапии.Данная сфера терапии помогает разрешить эмоциональные и психологические потребности;
  • Медикаментах.Препараты, предназначенные для контроля припадков, облегчения болевых ощущений и расслабления мышц;
  • Хирургии.Применяются вмешательства, направленные на освобождение напряженных мышц или исправление анатомических аномалий;
  • Ортопедии.Для того чтобы компенсировать дисбаланс мышц, увеличить независимую мобильность, а также улучшить осанку и ходьбу – применяются скобы и другие ортопедические устройства;
  • Механических средствах.Сюда включены инвалидные коляски и ходунки для людей, неспособных к самостоятельному передвижению;
  • Средствах связи, включающие в себякомпьютеры, синтезаторы голоса и иные устройства, которые применяются с целью обеспечения возможности общения для людей с сильными нарушениями речи.

Врачи используют результаты исследований и оценочные шкалы для определения уровня детской инвалидности и последующего принятия решения о том, какие выбрать процедуры, сроки и стратегию вмешательства.

Программы раннего вмешательства, как правило, предполагают прохождение всех необходимых терапевтических мероприятий в едином центре.

Такие центры также часто предлагают услуги няни, группы поддержки и временный уход за ребенком.

Специалисты

Во врачебный коллектив, осуществляющий лечение ребёнка, пораженного ДЦП, как правило, входят:

  • Лечащий врач. К примеру, педиатр, детский невропатолог или педиатр-физиотерапевт, который специализируется на помощи в развитии умственно отсталых детей. Такой врач в большинстве случаев является лидером команды, объединяет профессиональные советы всех специалистов в комплексном плане лечения, гарантирует, что данный план будет осуществлён должным образом, и следит за развитием ребёнка на протяжении нескольких лет;
  • Ортопед. Хирург, специализирующийся на лечении костей, сухожилий, мышц и иных частей скелета. Ортопед занимается диагностикой и лечением нарушений работы мышц, обусловленных детским церебральным параличом;
  • Физиотерапевт. Врач, разрабатывающий и реализовывающий специальные программы упражнений, направленные на улучшение общего физического состояние пациента и его функциональной мобильности;
  • Специалист по терапии труда. Профессиональный врач, преподающий навыки, которые необходимы пациенту в повседневной жизни;
  • Врач-дефектолог. Специалист, занимающийся диагностикой и лечением нарушений, связанных с речью и глотанием;
  • Социальный работник. Специалист, помогающий больным и их семьям найти помощь со стороны общества и соответствующие образовательные программы;
  • Психолог. Врач, помогающий больному и его семье справиться с психологическим напряжением, вызванным проявлениями ДЦП. В ряде случаев психологи могут также контролировать терапию, целью которой является изменение бесполезных или деструктивных поведенческих программ;
  • Педагог. Играет особенно важную роль в том случае, если пациент страдает от умственной отсталости, или проявления ДЦП создают проблемы для получения образования.

Вне зависимости от возраста пациента и вида используемой терапии, лечение проводится не только в условиях лечебного центра. Большая часть работы выполняется на дому.

Работающие с больным специалисты зачастую выступают в роли тренеров, разрабатывая родителям и пораженным ДЦП детям методы и стратегии поведения, которые применяются затем в повседневной жизни.

Исследования показали, что поддержка со стороны семьи и личная решимость пациента – это два наиболее важных фактора, играющих роль в оказании помощи людям с церебральным параличом.

В то время как освоение специфических навыков является важной задачей, которую необходимо решать ежедневно, конечной целью лечения является помощь детям в подготовке их к взрослой жизни.

По мере взросления ребенка, подверженного ДЦП, потребность в лечении, набор применяемых терапевтических методик и вспомогательных услуг, скорее всего, будут изменены.

Консультационная поддержка по психологическим и эмоциональным проблемам, как правило, необходима в любом возрасте, однако для подростков она особенно важна.

В зависимости от интеллектуальных и физических способностей пациентов, даже взрослым иногда может требоваться помощь в уходе за ними, работе и повседневной жизни.

Удовлетворение потребностей воспитателей и родителей также является одним из важнейших компонентов лечения. Это обусловлено тем, что благополучие подверженного ДЦП человека во многом определяется благополучием его семья.

Родителям на то, чтобы принять инвалидность ребёнка и вступить в борьбу с болезнью, потребуется определённое время и помощь со стороны работников здравоохранения.

Врачи, как правило, работают вместе с семьями для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность проводимого лечения.

Хорошая программа должна ориентироваться на работу со всей семьёй, только тогда она будет способствовать открытому обмену информацией, улучшению поддерживающей терапии и укреплению партнёрских связей между родителями и контролирующими лечение ребёнка специалистами. Следует четко понимать: несмотря на то, что врачи являются квалифицированными экспертами, родители проводят значительно больше времени со своим ребёнком и знают его лучше.

« предыдущая страница  |  продолжение статьи »

Материал оказался полезным?   

Источник: http://abromed.ru/diseases/neurology/cerebral-palsy/treatment/

Можно ли вылечить дцп у ребенка? Реальные примеры полного изле..

Как помочь ребенку с ДЦП: лечение, учеба и... работа

Рада снова видеть вас, мои хорошие! Сегодня хочу поднять непростую тему. Главным образом, сложной и болезненной она будет для тех, в чьей семье растёт «особенный» ребёнок. Я говорю о детках, больных ДЦП.

Этот недуг поражает малышей всё чаще и порой поражает своей жестокостью по отношению к ним.

К сожалению, иногда от таких детишек ещё в детдоме отказываются родители, зная, что будут обречены на пожизненные мучения с «неполноценным» ребёнком, который всегда будет нуждаться в помощи и поддержке, а также лечении.

К счастью, таких родителей меньшинство, основная часть всё же решает бороться с диагнозом-приговором, лечить, выхаживать, и, главное – любить своё чадо несмотря ни на что, веруя в силу родительской любви как в главное и самое действенное лекарство. И, знаете, чудеса иногда случаются! На вопрос, можно ли вылечить ДЦП у ребёнка, которым задаются многие мамы, постараемся сегодня найти ответ.

Вы в группе риска

Детский церебральный паралич – это не только нарушения двигательных функций. Всё гораздо глубже. В первую очередь эта болезнь поражает центральную нервную систему. Из-за её серьёзных нарушений и возникают характерные подёргивания, неумение сохранять равновесие, неровная походка, затруднённая речь и задержка умственного развития.

Как видим, болезнь бьёт маленького человечка со всех сторон, а он едва ли может противостоять этим ударам. Да и как, если и стоять он ещё толком не умеет, а может, и никогда не научится.

Обычно мамы узнают, что у их крохи ДЦП, ещё в роддоме. Однако заболевание может проявиться и не сразу. Так было у одной моей знакомой.

Родив прекрасного карапуза, она в течение 10 месяцев и не догадывалась, что её сынишка тяжело болен.

Сыграла роль и низкая квалификация и невнимательность врачей. Теперь они усиленно лечатся за границей, а в соцсетях сильная мамочка выкладывает фотографии с их маленькими достижениями, которые так тяжело даются: научились сидеть, обнимать маму, собирать пирамидку. Для родителей малышей с ДЦП эти обычные для здоровых малышей действия – это огромные шаги к победе над жестокой болезнью.

Больной малыш может родиться и у совершенно здоровой матери: при недоношенности, многоплодной беременности, предшествующих абортах.

К факторам риска относится порок сердца роженицы, сахарный диабет, а также токсоплазмоз, энтеровирус, герпес , гепатит, хламидиоз, а также длительная внутриутробная гипоксия плода.

Как говорится, никто из нас не застрахован, поэтому вопрос лечения ДЦП у малышей так или иначе касается каждой мамочки.

Делать ли операцию

Полностью вылечить это заболевание нельзя. Так утверждают опытные и квалифицированные медики. Но известны реальные примеры, когда ребёнок, чуть ли не приговорённый к пожизненному передвижению на инвалидной коляске, выучился ходить, причём его походку не отличить от походки здоровых детей, да и в учёбе он преуспевает не хуже.

Это можно назвать настоящим чудом, но ведь они и правда имеют место быть в нашей жизни. Главное – вовремя, ещё на ранних сроках начать лечение. Оно должно быть комплексным, включать различные физиопроцедуры, ортопедическую терапию, при необходимости можно и нужно решиться на хирургическое вмешательство. Обычно такие операции успешно проводят за рубежом.

Медики утверждают, что оперировать ребёнка можно примерно в 5-10 лет, когда костная система уже сформировалась.

Иногда физиопроцедуры, хотя и дают заметный результат, не освобождают малыша от чрезмерного напряжения мышц, а это влечёт деформацию и обездвиживание суставов.

В России немало хороших клиник  с грамотными специалистами, имеющими опыт подобных операций. Их пациентов сейчас и не отличить от здоровых детей.

Главное лекарство

И всё же главный врач больного ДЦП ребёнка – его мама. Сила её веры и любви способна поднять ребёнка на ноги, в прямом и переносном смысле. Воспитывать такого «особенного» ребёночка – огромное испытание, которое требует терпения и упорства. Нужно развивать и разрабатывать не только мышцы, но и речь, которая тоже сильно страдает в некоторых случаях заболевания.

Важно адаптировать малыша к современному, иногда очень жестокому обществу, научить его общаться и не обращать внимания на насмешки и бестактные взгляды.  Сейчас многие дети с ДЦП учатся в обычных школах, вузах, получают хорошие специальности и становятся настоящими выдающимися личностями.

Поэтому диагноз ДЦП – ни в коем случае не повод опускать руки и запускать заболевание. Да, его лечение это огромный труд и для ребёнка, и для мамы, как в физическом, так и в моральном плане. Но только тот, кто верит и действует, бывает вознаграждён.

Не так давно я делала интервью с парнем-инвалидом. Его в нашем маленьком городке знают многие. Зовут Павел, ему 25 лет, его плохо слушаются руки и ноги. Паша без усилий ездит на велосипеде, даже зимой в лютый мороз.

Работает программистом в местной библиотеке, и является на работе всеобщим любимчиком. Позитивный, коммуникабельный, голубоглазый парень, живёт абсолютно полноценной жизнью, собирается жениться и мечтает научиться водить машину.

И знаете, я почему-то уверена, что у него всё получится.

Другой пример – моя коллега. Девочка с ДЦП работает в нашей редакции газеты…верстальщицей. А это, между прочим, кропотливая и сложная для рук работа, на которую её взяли даже без испытательного срока.

О болезни напоминает лишь её неровная походка, но мы давно не обращаем на эти мелочи внимания. У неё много друзей и огромные планы на будущее.

Жизнелюбия и целеустремлённости в этих людях побольше, чем в нас, здоровых.

В этом немалая заслуга их родителей. А ещё массажистов, терапевтов, педагогов и близких людей, которые шаг за шагом по сей день помогают им побеждать болезнь. ДЦП закаляет и детей, и их родителей, рождает в них такую силу духа, которой можно только позавидовать. А сила духа, как известно, порождает крепость телесную. Вот такая взаимосвязь.

Чудеса случаются

Источник: https://malysh-ma.ru/mozhno-li-vylechit-dtsp-u-rebenka/

Как помочь ребенку с дцп ходить и говорить

Как помочь ребенку с ДЦП: лечение, учеба и... работа

В сегодняшней статье мы поговорим о том, как помочь ребенку с дцп. Большую группу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Ведущим дефектом в клинике заболевания является двигательный дефект, который может проявляться недоразвитии, нарушении или утрате двигательных функций.

Часть детей с ДЦП не имеет отклонений в развитии познавательной деятельности, тем не менее, у многих детей отмечаются задержка психического развития, речевые нарушения, нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха).

К причинам нарушений опорно-двигательного аппарата относятся: внутриутробная патология (инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные во время беременности, токсикозы в тяжелой форме и др.), родовая травма, асфиксия, патологические факторы, действующие на ребенка в течение первого года жизни (перенесенные малышом менингит, энцефалит, травмы, ушибы головы).

В настоящее время врачи называют одной из самых частых причин возникновения ДЦП сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой.

К особенностям проявления нарушений у детей с ДЦП относятся задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

На ранней стадии двигательное развитие может характеризоваться неравномерностью: к 8-10 месяцам, когда обычные дети уже умеют сидеть, пробуют стоять, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто еще не могут держать голову, хотя, как и ровесники, начинают переворачиваться, пробуют садиться.

У ребенка с ДЦП в этом возрасте еще может не быть реакции опоры, зато он может тянуться к игрушке и захватывать ее, установка тела при стоянии и ходьбе чаще всего дефектна из-за патологии тонуса мышц, ограниченности произвольных движений, наличия насильственных движений или нарушением равновесия и координации.

Отклонения в развитии детей с ДЦП

Отклонения в психическом развитии детей с ДЦП определяются временем, степенью и локализацией поражения головного мозга: чем раньше произошло поражение головного мозга в период внутриутробного развития, тем тяжелее дефект.

Характерными нарушениями являются различные нарушения познавательной и речевой деятельности, в плане эмоционально-волевой сферы у одних детей отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других, напротив – вялость, заторможенность реакций.

У деток с ДЦП личность формируется своеобразно: если не проводить специальных занятий с дефектологом, самим родителям не формировать в ребенке чувство уверенности и самостоятельности, велика вероятность того, ребенок вырастет застенчивым, робким, обидчивым и слишком чувствительным.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение общего и профессионального обучения.

В коррекционной работе, направленной на реабилитацию ребенка с ДЦП и адаптацию в социуме, важна согласованность действий докторов, педагогов-дефектологов, психолога, воспитателя и родителей.

В комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий должны быть включены: медикаментозное лечение, гомеопатия, массаж, физиотерапия, ортопедическая помощь, комплекс ЛФК, водные процедуры.

Обучение и воспитание такого ребенка должно проводиться в рамках коррекционного обучения и воспитания: подготовка ребенка с ДЦП к школьному обучению предполагает не только развитие двигательных функций, но и работу по формированию психических функций, коррекции звукопроизношения, овладению речью на уровне грамматики и синтаксиса, работа по становлению функции письма.

Работы по социальной адаптации

Параллельно социальными работниками, психологами, педагогами-дефектологами должна проводиться работа по социальной адаптации, которая заключается в формировании навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации, навыков коммуникации. Такие занятия проводятся в игровой форме, в ходе таких уроков ребенку проще усвоить навыки повседневной жизни.

Доктора уверены: если верно установлена причина возникновения ДЦП, при правильно подобранном лечении, индивидуально разработанном для конкретного ребенка комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, верно выбранному курсу обучения и воспитания особых деток прогноз весьма благоприятный – до 80% детей с диагнозом ДЦП могут быть излечены до полного восстановления. При этом до 90% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут посещать общеобразовательные школы (опять же при условии верно выбранной тактики воспитания и обучения в дошкольном возрасте).

Кроме того, в настоящее время медицина предлагает не только традиционные, но и нетрадиционные методики лечения, включающие в себя весь комплекс необходимых мер по реабилитации и социальной адаптации особых детей.

Родителям важно помнить и то, что чем раньше начато лечение, тем более очевиден благоприятный результат.

Мануальные терапевты уверены, что тот дефект, который может быть вылечен в первый год жизни ребенка, будет устранен легче при своевременном обращении, если же затянуть с обращением к доктору – не помогут и пять лет лечения.

И самое главное – при достижении определенного уровня развития ребенка, улучшению физического состояния малыша не нужно прекращать занятий.

Напротив, самим родителям следует заниматься с ребенком в домашних условиях: проводить несложные игры на двигательную активность, занятия на развитие памяти, внимания и мышления, выполнять все рекомендации и домашние задания логопеда, обучать самостоятельности в быту.

Если вести себя с особым ребенком как с обычным, не формировать в нем иждивенческий стиль поведения, социальная адаптация пройдет намного легче, и особый ребенок сможет стать действительно полноценным Человеком.

Источник: http://detkambest.ru/kak-pomoch-rebenku-s-dcp-xodit-i-govorit/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.