Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей

Содержание

Отправляем ребенка на отдых одного: 10 советов для родителей

Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей

Отпускать детей – в летний лагерь, в поход, на дачу к одноклассникам — всегда волнительный момент для родителей. причем возраст ребенка роли не играет: за шестнадцатилетнего волнуются не меньше, чем за девятилетнего. А может – и больше…

Когда можно отпустить ребенка? Что предусмотреть? Рассказывает Людмила Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования.

1. Когда можно отпускать без взрослых?

Если даже ребенок достаточно взрослый, нужно отталкиваться не от возраста, а от характера самого ребенка.

Есть те, кто в шестнадцать лет – абсолютно самодостаточны, никогда не теряют голову и способны найти выход почти из любой ситуации.

А некоторые — в эти же шестнадцать – ещё совсем дети, и их никуда нельзя отпускать без надежных взрослых. И никто лучше, чем родитель, не знает особенностей своего ребенка.

Признаки, что ребенок готов отправиться отдыхать без взрослых:

  • Если умеет управлять собой
  • Может сказать «нет»
  • Умеет контролировать свои желания
  • Не находится в полной психологической зависимости от сверстников
  • Не склонен «терять голову» и контроль над ситуацией
  • Находится в контакте с реальностью, а не живет только в своем внутреннем мире.

2. Инструктаж

Прежде чем отпускать ребенка, нужно убедиться, что у него в голове есть все необходимые сведения на случай любых ситуаций. Что делать, если кто-то пристал, предлагает выпить и так далее. Отпуская ребенка без себя, надо провести своеобразный инструктаж и экзамен, проговорив все возможные ситуации и выходы из них и поняв, что у ребенка уложилось в голове эти темы.

3. Как часто звонить

Обычно я договариваюсь с детьми о времени звонка. Как правило, это вечер.

Вечером у родителей максимальный подъем тревоги, и, чтобы они спокойно легли спать, дети должны знать: созвониться с мамой и папой нужно не позднее 23 часов, отчитаться, что все в порядке, все живы-здоровы, рассказать, как прошел день. Это не только информативное общение, но и необходимый контакт с родителями.

Для ребенка должно быть правилом, аксиомой вечерняя связь с родителями. Если у ребенка договоренность, а он не позвонил, необходимо звонить кому-то из его друзей или взрослых (например, вожатым) и просить, чтобы ребенку напомнили, что он должен связаться с вами.

4. В детский лагерь младшего школьника – «тренировочные» разлуки

Все зависит от того, что это за лагерь. Если там вся жизнь строится «по свистку», то ребенку наверняка будет неинтересно и он быстро начнет скучать. Другое дело, если предусмотрена интересная активная программа.

Обычно младшего школьника не отправляют без родителей сразу на месяц. Подготовиться к долгой поездке помогают «тренировочные» разлуки – на два три дня ребенка можно отправить, например, в гости к родственникам.

5. В получасе езды

Отправляя младшего школьника в детский лагерь, желательно все устроить так, чтобы родители в любой момент могли к нему приехать. Мы начали отправлять дочку в лагерь после окончания второго класса и выбирали лагерь с таким условием, чтобы за полчаса туда можно было доехать. После четвертого класса дочка отправилась в лагерь на море, мы тоже поехали туда и жили неподалеку в гостинице.

Просто до десяти-одиннадцати лет – это все-таки маленький ребенок, и лучше держать ситуацию под максимальным контролем. Ребенка постарше можно отпускать от себя и подальше.

6. Если хочется навестить ребенка «вне плана»?

Почему бы не заглянуть, если вы живете рядом и есть двадцать свободных минут? Ребенок младшего возраста будет доволен.

Другое дело, что подростку это может не очень понравиться. Хотя и подросткам такое общение бывает в радость. Вы же не собираетесь отвлекать его от интересных занятий. Просто узнать, как дела, принести чего-нибудь вкусненького.

7. Нужно ли скрывать волнение?

Если родитель отправляет ребенка куда-то от себя, особенно в первый раз, это нормально, что он волнуется (речь, конечно, не о паническом состоянии). И совсем не обязательно волнение прятать. Пусть ребенок видит переживания, и понимает, что и для взрослых его поездка – определенный волевой шаг.

8. Что предусмотреть

Если ребенок маленький – всё. В том числе:

1. Нужно рассказать, в каких ситуациях он должен сразу же звонить родителям.2. Что делать, если у него на телефоне закончились деньги.3. Что делать, если потерялось зарядное устройство телефона. Потому что ребенок может потерять, расстроиться, поплакать и – ничего не предпринять.

4. На все случаи жизни у него должен быть алгоритм действий.

9. Как понять, что ребёнку в детском лагере плохо

Ребёнок твёрдо должен знать: если ему понадобится, чтобы родители его забрали, они сделают это обязательно, при любых обстоятельствах.

Но если ребенок жалуется, что ему не нравится в лагере сразу по приезде, нужно помнить, что недовольство первые два-три дня – нормальное явление: идёт адаптация к непривычной обстановке.

И если вы не слышите по голосу, что ребёнок в полном отчаянии, имеет смысл «потянуть резину», сказать: «Давай попробуем ещё денёк». Обычно на третий-четвертый день он уже доволен и уезжать не хочет.

Но если что-то произошло, выходящее из ряда вон, надо реагировать немедленно: к сожалению, всякое может быть: никто не защищен от травли, от насилия, например, по национальному признаку. И нужно быть готовым прийти ребенку на помощь и увезти его.

10. Главное, что должен получить ребенок за лето

Если говорить о городских детях, самое главное – пребывание на свежем воздухе. Они катастрофически мало гуляют сегодня в течение года. Одних детей родители на улицу не выпускают, а у родителей нет возможности их «выгуливать». Так что максимальное пребывание на воздухе, в свободной игре, в движении – самое лучшее, что может быть летом.

Если говорить про более старших подростков, хорошо, если они получают какой-то новый опыт, например, — работают.

Источник: http://mama-likes.ru/advices/otpravlyaem-rebenka-na-otdyh-odnogo.html

Самостоятельные прогулки детей: советы родителям

Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей

Дети растут и меняются, а вместе с ними меняются вопросы, которые задают себе вдумчивые, внимательные и заботливые родители. Если мамы и папы карапузов первых лет жизни волнуются, как часто и как долго надо гулять с малышами, то позже связанные с прогулками вопросы звучат несколько иначе:

  • С какого возраста можно отпускать детей гулять во двор без взрослых?
  • Как научить ребёнка гулять одному?
  • Как обеспечить безопасность самостоятельных детских прогулок?

Друзья, давайте разбираться вместе!

Отпускать или не отпускать, вот в чём вопрос

Став родителями, вы получили не только самого родного и любимого человека, но и ряд обязанностей перед законом.

Вы обязаны воспитывать малыша, обеспечивать его, предоставить ему безопасность и позаботиться о его образовании. Некоторые семейные решения приходится принимать с оглядкой на закон.

Одним из них является вопрос о том, разрешать ли ребёнку гулять на улице без сопровождения взрослых.

Федерального закона, который регламентировал бы пребывание несовершеннолетних на улице днём без присмотра взрослых, на данный момент нет.

Но некоторые регионы установили нормы, согласно которым введён «комендантский час» или, как в Краснодарском крае, установлены возрастные ограничения на нахождение ребёнка в общественном месте без сопровождающего совершеннолетнего в любое время суток (в этом случае возрастным цензом установлено 7 лет).

Если законом не прописано, с какого возраста дети в вашем регионе могут выходить гулять без взрослых, это решение целиком и полностью ложится на плечи родителей. И вот тут мамы и папы оказываются порой перед сложным выбором. Принять непростое решение помогут два критерия:

  • внутренняя готовность ребёнка;
  • внешние условия.

Разумеется, каждый конкретный случай необходимо рассматривать индивидуально, но в среднем ребята в возрасте 6–7 лет могут выйти днём во двор одни, без взрослых.

Как подготовить ребёнка к самостоятельным прогулкам

Будет ли ваш ребёнок выходить из дома один в 5 лет или до подросткового возраста вы всегда будете сопровождать любые его перемещения по улице — решать вам. Но когда это время настанет, вы должны твёрдо знать: ребёнок готов к самостоятельным прогулкам. А для этого он должен обладать такими качествами:

  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • честность.

Приучайте себя и ребёнка к самостоятельным прогулкам постепенно:

  1. Гуляя с малышом, уже в 3–4 года давайте ему больше свободы, позволяйте выбирать на улице занятия и компанию ему по душе. Будьте готовы подстраховать в случае реальной угрозы его безопасности, но не «подстилайте соломку» на каждом шагу.
  2. Во время прогулок во дворе или на детской площадке займите позицию наблюдателя.

    Вы можете взять с собой книгу, удобно расположиться на лавочке и углубиться в чтение, приглядывая за ребёнком, но не вмешиваясь в его игры без реальной на то необходимости.

  3. Если позволяют обстоятельства, познакомьтесь с родителями малышей — приятелей вашего карапуза.

    Если вы гуляете в общем большом дворе, можно на первое время договориться о графике дежурств: родители выводят своих ребятишек на улицу, один взрослый остаётся с малышнёй в качестве воспитателя, а остальные расходятся по своим делам.

    В этом случае, конечно же, необходимо обменяться телефонами и быть в шаговой доступности от места прогулок.

  4. Собираетесь на совместную прогулку? Под предлогом внезапно задержавшего вас дела попросите ребёнка выйти во двор и подождать вас на улице несколько минут.

  5. Следующий шаг — самостоятельная прогулка во дворе, но при условии, что ребёнок гуляет там, где вы можете увидеть его из окна. К этому возрасту желательно позаботиться о наличии у чада собственного телефона.

Установите строгие правила, согласно которым ребёнок может гулять самостоятельно, если:

  1. Гуляет только там, где ему разрешено, не выходит за дозволенные границы (это может быть маленький пятачок непосредственно под вашими окнами или целый квартал — всё зависит от возраста ребёнка, уровня его подготовленности, безопасности района и пр.).
  2. Знает и понимает правила безопасности.

    Периодически повторяйте даже базовые истины, устраивайте экзамены и оговаривайте различные нестандартные ситуации. Ребёнок должен знать, как себя вести в случае опасности, куда звонить, к кому обратиться за помощью, где укрыться.

  3. Всегда на связи. В любой момент вы можете позвонить гуляющему самостоятельно ребёнку и узнать, где он находится.

    Для этого телефон всегда должен быть заряжен, включён и доступен. Телефон у ребёнка не для игр, баловства или хвастовства. Лишний раз демонстрировать его не нужно, а нужно следить за тем, чтобы он не потерялся и не разбился.

  4. Умеет пользоваться часами. Ребёнок должен возвращаться домой не позже оговоренного родителями времени.

    Для этого, конечно, он должен понимать время по часам. Вы можете облегчить своему наследнику эту задачу и завести перед прогулкой будильник на мобильном телефоне. Как только прозвучит сигнал, пора сворачивать игры и возвращаться в отчий дом.

  5. Доверяет родителям. С кем малыш провёл время, что он делал, в какие игры играл.

    Доверительный рассказ о самостоятельной прогулке должен стать доброй традицией, которая будет неукоснительно соблюдаться весь период детства и подросткового возраста. Если что-то из рассказанного вам не нравится, озвучивайте свои комментарии в такой форме, которая не заставит ребёнка закрыться от вас, отдалиться, скрытничать.

    Важно, чтобы ребёнок всегда мог обратиться к вам за помощью и советом без страха быть осмеянным или наказанным.

Друзья, самостоятельные прогулки — важный элемент воспитания самодостаточной, разумной, уверенной в себе личности.

Мы не призываем вас торопить события и отпускать ребёнка на улицу самого, если он не готов к этому, но если вас сдерживает исключительно ваш естественный родительский страх, позвольте малышу взрослеть, как задумано природой.

Пусть ваше родительство будет спокойным и счастливым! До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/samostoyatelnye-progulki-detej-sovety-roditelyam/

Когда можно начинать отпускать ребёнка одного на улицу?

Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей
04.07.2019

Один из самых частых вопросов, который задают инструкторам нашей «Школы «Лиза Алерт» – «когда можно начинать отпускать ребёнка одного на улицу?»

Обычно мы отвечаем, что это зависит от ребёнка и что нет общего возраста и нет такого, что, например, в 9 лет и 11 месяцев ещё нельзя, а в 10 ровно – уже можно. Однако, конечно, это не совсем полный ответ. Поэтому мы попросили дать подробные пояснения Анну Шипилову, психолога отряда «Лиза Алерт».

«Однозначно сказать, когда можно начинать отпускать детей одних ходить в школу, в магазин, в гости, гулять, невозможно: здесь играют роль и особенности возраста, и характер ребенка, и среда, в которой ребенок находится. Но есть определённые границы.

Ребёнок может и в 3 года настаивать на том, чтобы гулять одному. Я иногда встречаю детей трех или пяти лет, которые гуляют сами в закрытых дворах рядом с домом, из которого теоретически дети не убегают, хотя на практике войти и выйти может каждый.

Но рекомендовать отпускать детей в 3 и 5 гулять одних я как психолог и как доброволец отряда «Лиза Алерт» не могу.

Если мы говорим о крупных городах с большим количеством людей, развитой инфраструктурой и быстрым ритмом жизни, этот возраст увеличивается, и здесь я бы называла средний возраст – 10 лет (окончание младшей школы).

Если речь идет о деревне или даче, где все друг друга знают и знают местность, этот возраст может уменьшаться до 8-9 лет.

В любом случае это не должен быть резкий переход «с сегодняшнего дня ты гуляешь один».

С чего начинать? Сначала это чуть большая свобода на детской площадке, потом – возможность самостоятельно куда-то дойти – например, к друзьям на другой этаж (самостоятельно доехать на лифте или спуститься по лестнице) с обязательным звонком родителям, когда дошли. Потом – поход без взрослых в магазин. При этом вы идёте следом и убеждаетесь, что ребёнок точно помнит дорогу и правила безопасности. И он всегда может обернуться к вам и попросить о помощи. Затем – вы смотрите из окна всю дорогу до магазина и обратно.

Если ребёнок гуляет один, у вас всегда должны быть договорённости

  • где гуляет, с кем, когда приходит домой
  • как ребёнок узнает о том, что ему пора идти домой (крайне мало детей могут самостоятельно следить за временем, их нужно забирать с прогулки)
  • ребёнок должен знать адрес и телефон родителей, уметь и не бояться позвать на помощь

Когда я говорю о возрасте ребёнка, я имею в виду не столько физиологию, сколько психологический возраст – его готовность к тем или иным действиям и ситуациям, способность оценить обстановку и спрогнозировать действия других людей, последствия.

С 3-х лет ребёнка можно учить безопасности через игру. Можно отрабатывать ситуации и поведение в игре с игрушками или другими людьми. С 5-ти лет он будет готов играть с вами по правилам. Вы можете их устанавливать, заучивать и тренировать.

Пусть ребёнок пробует вместе с вами проигрывать ситуации опасности – как он будет вести себя. В этом возрасте он всё ещё многие вещи воспринимает как игру, которая для него всегда понарошку.

К 7-ми годам у ребенка появляется внутренняя регуляция, вы уже можете договариваться с ребёнком, чтобы следующие 5 минут он никуда не уходил с площадки или соблюдал какое-то другое правило самостоятельно. Старайтесь, чтобы этих правил и условий не было много.

По тому, как он выполняет договорённости, вы поймете, насколько он готов или не готов к самостоятельности. С 7-ми лет можно заучивать правила безопасности, детально проговаривать и спрашивать у ребёнка алгоритм действий в различных ситуациях.

Например, когда незнакомый человек входит в контакт с ребёнком, он должен помнить все наши правила о том, что никуда ни с кем никогда уходить нельзя, что взрослый не просит о помощи незнакомого ребёнка и другие. Вместе проходите ваши постоянные маршруты, убедитесь, что ребёнок запомнил дорогу. Обращайте внимание на потенциальные опасности – люки, нерегулируемый пешеходный переход, гаражи и т. д.

Примерно к 10 годам ребёнок учится оценивать реальную ситуацию, не воспринимать её как игру. В этом возрасте он уже может не только отличить опасную ситуацию от неопасной, но и спрогнозировать развитие событий и отказаться от потенциально опасных действий.

Конечно, возраст 10 лет – не панацея, все очень индивидуально для каждого. Помимо возраста есть и другие критерии, на которые стоит ориентироваться, когда вы задумываетесь о том, пора ли отпустить ребёнка гулять одного.

Что важно учитывать

  1. Есть ли у него потребность и готовность к тому, чтобы гулять одному. Если родителю удобно, чтобы ребенок гулял один, а ребёнок этого не хочет, не просит и наоборот – просит пойти с ним, значит, он ещё не готов гулять самостоятельно, хотя и не сможет сформулировать это.
  2. Уверенность в себе.

    Это о том, может ли он постоять за себя или отстоять свои интересы перед сверстниками.

    Умеет ли ребёнок строить общение? Может ли обратиться за помощью, например, к другим детям или их родителям? Может ли отказаться от общения, в том числе со взрослыми, если оно ему неприятно, или постесняется и промолчит? Может ли сказать твёрдое «нет» на любые предложения и просьбы? У детей младшего возраста авторитет взрослых ещё очень силён, и ребёнку бывает трудно сказать взрослому «нет», особенно если ребёнка в чём-то убеждают.

  3. Психологическая готовность к самостоятельности – может ли ребёнок самостоятельно определить, что он голоден, хочет пить, может ли понять, когда ему жарко и вовремя уйти с солнца, может ли ребёнок оценить, что ему дискомфортно и сообщить об этом или решить этот вопрос самостоятельно, насколько он ориентируется в том, что может быть для него опасным, смотрит ли под ноги, обходит люки и не бежит ли через дорогу, сломя голову, забывая посмотреть по сторонам.
  4. Запомнил ли ребенок правила безопасности, соблюдает ли их сам, без напоминания взрослого, или отвлекается и заигрывается так, что не смотрит по сторонам, переходя дорогу?
  5. Ориентируется ли он в расположении домов, улиц, подъездов – может ли найти дорогу в свой двор, если заиграется и уйдет в соседний или если захочет попасть домой? Всё это определяется тренировками вместе с родителями – когда вы вместе идете куда-то, спрашивайте ребенка – а где мы сейчас находимся, а куда мы идем, а как пройти домой? Пусть ребёнок сам проведёт вас к дому или переведет через дорогу, рассказывая правила».

И ещё один частый вопрос: многие мамы жалуются на то, что, начиная отпускать ребёнка «в самостоятельное плавание», они переживают невозможный ужас, что каждый поход ребёнка за хлебом – чудовищное испытание для их нервов, а каждая минута задержки – повод, чтобы пить успокоительное. Что можно сделать с этим?

Анна Шипилова:«Прежде всего важно понять, что это нормально – тревожиться и волноваться за ребёнка, отпуская его куда-то первый раз одного. Это действительно страшно, но необходимо. В жизни каждого ребёнка наступит момент, когда он окажется в какой-то ситуации без родителей, когда ему нужно будет самостоятельно сориентироваться или принять какое-то решение. Если он не подготовлен к этому, если никогда не пробовал быть самостоятельным, такая ситуация вызовет у него сильный стресс и может стать действительно опасной, если ребёнок растеряется и не будет знать, что делать. Гораздо лучше подготовить его к таким ситуациям в безопасных условиях, когда родители рядом и готовы прийти на помощь.

Когда ребёнок учится ходить и падает, очень хочется каждый раз подхватывать его, чтобы он не упал, не ударился, удержался на ногах. Но тогда ребёнок не научится правильно падать, и любое падение будет его травмировать. То же самое происходит с самостоятельностью – если не пробовать, никогда не научишься.

Что делать

  • во-первых, бояться и разрешать себе бояться
  • во-вторых, доверять своему ребёнку и учиться этому
  • в-третьих, проводить вместе с ребенком тренировки – учиться безопасности. Только через повторение и проигрывание ситуации он научится на нее правильно реагировать и сможет вовремя сориентироваться. Все правила требуют регулярного повторения и тренировки.

Недостаточно сказать ребёнку один раз: «Переходя дорогу, смотри по сторонам» – важно показывать ему на месте, как это делать, и каждый раз, отпуская куда-то одного, напоминать правила – до тех пор, пока ребёнок не начнет сам рассказывать их, а вы не будете уверены, что он все запомнил».

Источник: https://www.mamcompany.ru/articles/kogda-mozhno-nachinat-otpuskat-rebyenka-odnogo-na-ulitsu/

Как помочь ребенку, который боится ходить самостоятельно?

Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей

Как помочь ребенку, который боится ходить самостоятельно?

Первые самостоятельные шаги малыша – это очень волнительный момент в жизни семьи.

Казалось бы, совсем недавно он учился подниматься и стоять возле опоры, потом стал осторожно ходить вдоль стены или бортиков любимой кровати. И вот сейчас он пошел. Сам!

Однако после первых самостоятельных «вылазок» малыш по какой-то причине опять начинает искать опору, а то и вовсе возобновляет ползание на четвереньках. Многие родители удивляются, почему ребенок боится ходить самостоятельно?

Почему дети могут отказаться от самостоятельной ходьбы?

Все люди разные, поэтому причины, по которым ребенок боится ходить самостоятельно, могут иметь различное происхождение. Рассмотрим вместе самые известные:

  • Малыш «вырос» в ходунках. Часто случается, что их используют слишком часто, ведь со стороны так весело наблюдать, как чадо носится по всему дому в этих удобных приспособлениях. Однако это имеет и обратную сторону: привыкший «бегать», ребенок не может контролировать свою скорость без них, он просто не представляет, как это – бегать без ходунков. Актуально: Когда можно сажать ребенка в ходунки>>>
  • Страх падения. Возможно, малыш имел печальный опыт в первые самостоятельные попытки пойти: упал, а может быть и сильно ударился. Наверное, таких неудачных экспериментов было несколько, и он выбрал более безопасный способ передвижения.
  • Хитрый ребенок. Такие дети тоже часто встречаются: хождение по ограниченному пространству может быстро наскучить, да и утомительно это, быстро устаешь. Поэтому такие дети выбирают менее энергозатратный вариант – например, ползание.
  • Беспричинный отказ от ходьбы. Такие случаи тоже имеют место быть. Иногда сын или дочь просто отказывается пойти самостоятельно, без видимой на то причины. В этом случае можно посоветовать понаблюдать за ним, чтобы понять, чем вызван этот протест, почему ребенок боится ходить самостоятельно и что с этим делать.

Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам

Часто родители начинают бить тревогу: ребенку год, а он боится ходить самостоятельно, как ему помочь?

  1. Правило номер один – не принуждать его к самостоятельности в ходьбе против воли. Дети, которые боятся ходить сами из-за того, что могут упасть, сильно нуждаются в поддержке родителей. Вдохновить малыша на новые попытки ходить, незаметно для него подстраховать – и вот он уже не так сильно боится ходить сам, без вашей поддержки.
  2. Если всему виной лень и хитрость маленького сорванца, то с ними необходимо бороться, например, с помощью совместных игр. Надо убирать любимые игрушки повыше и подальше от хозяина, чтобы у него был стимул ходить и как можно быстрее ее достать. Хотите, чтобы малыш пошел самостоятельно? Уберите подальше ходунки, ваш  кроха  способен вполне без них обходиться. Как только они исчезнут, он захочет возобновить свои ежедневные «похождения», только на этот раз без посторонней помощи.
  3. Если причина протеста неясна, то родителям просто нужно выждать какое-то время. Малыш лучше чувствует, когда его организм готов к новому этапу развития. Возможно, что в данный период он физически еще не готов ходить.

Если придерживаться этих простых правил, станет понятно, как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь отпустить мамину руку.

Как родители могут помочь ребенку пойти самостоятельно

Родители – это самые важные в жизни малыша люди, поэтому их помощь и поддержка – неоценимый вклад в освоении новых навыков. Теперь, когда известны основные причины того, почему ребенок боится ходить самостоятельно, можно найти несколько решений этой проблемы:

  • Эмоциональный фон крохи наполовину зависит от того, что чувствуют его родители. Если мама боится, что он будет ходить, упадет и ударится, вероятнее всего, что страх неудачи передастся и малышу. Если мама не переживает, а подбадривает при каждом новом шаге, то и он чувствует себя спокойно и уверенно, ходит спокойно.
  • Если ребенок боится ходить самостоятельно без руки папы или мамы, не надо его ругать или стыдить. Это порождает новый стресс и новый отказ от самостоятельного хождения. Похвалить, пожалеть, приласкать – и вот он уже сам хочет сделать ответные шаги в сторону родителей.
  • Физическое развитие – важный момент в решении обозначенной проблемы. Если с малышом постоянно занимаются, делают массаж, утреннюю зарядку, приветствуют водные процедуры, то и организм развивается и укрепляется быстрее. Если кроха постоянно физически активен, то и страх первых шагов ему не грозит.
  • Исследование дома – лучшая активность. Это не значит, что чадо может бить посуду на кухне или копаться в стиральном порошке в ванной. Это означает то, что малыш не должен быть «засунут» в ходунки или посажен в манеж. Конечно, эти приспособления иногда очень выручают молодую маму, но злоупотреблять ими не стоит. Ребенок, привыкший к «ограниченному» пространству манежа или седлу ходунков, не может привыкнуть к большим расстояниям и вне своих привычных «рамок» ему становится очень страшно.
  • Если ваш ребенок, которому 1 год, боится ходить самостоятельно, «заразите» его своим примером – покажите дома и на прогулке, как это весело – ходить и бегать.

У каждого ребенка свой срок, когда он сможет легко и уверенно сделать первые шаги. Дождитесь этого времени, не торопите и не сравнивайте малыша с другими.

Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-boitsya-hodit-samostoyatelno

6 простых шагов научить ребенка играть самостоятельно

Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей

Рада новой встрече с вами, дорогие друзья!

У любой мамы ежедневно образуются срочные, важные и не очень, дела и домашние заботы. Все прекрасно понимают о чем речь, но довольно сложно в эмоциональном плане даже приготовить покушать, если ребенок постоянно дергает маму по казалось бы любому поводу и никак не найдет себе подходящее занятие.

Родители думают, что подрастая ребенок станет немного самостоятельнее и появится хоть маленькая возможность отдохнуть и отвлечься.

Но время идет, ребенок растет, а сам играть он не спешит. Но мере взросления ребенок просто обязан становиться более самостоятельным и учиться самому себя развлекать.

Да и маме нужно сделать свои дела или  уделить себе время: нанести масочку на лицо и с книжкой в руке просто прилечь на 15-20 минут.

Как же можно исправить ситуацию и научить ребенка играть самостоятельно?

Почему ребенок не хочет играть сам?

Но так происходит не со всеми малышами. Некоторые детки сами по себе играют, их никто не приучал. Они сами без чьей-то помощи находят себе занятия, другие напротив — не могут и пяти минут поиграть без вашего участия.

Как и в любых других случаях, это происходит в нашем ребенке по вине взрослых. Мы слишком много опекаем его, как орлица над орленком, не даем ему и шагу ступить без нашей помощи, вот и следствие подобного поведения:  малыш теперь не может без вашего общения с ним.

Он конечно может увлечься чем-то, но быстро теряет интерес и вспоминает, что мама не рядом. Мамина позиция в совместных играх слишком яркая, она берет на себя все, не дает возможности ребенку раскрыться и проявить инициативу.

В игре берет на себя весь сюжет, а ребенок остается сторонним наблюдателем и поэтому один он уже играть не может, он так привык.

Польза от самостоятельной игры

Несомненно польза есть и она заключается не в том, чтобы освободить маму на время и заняться другой деятельностью, а в том, что это в первую очередь необходимо для развития самого малыша.

Играя самостоятельно ребенок тренирует свою фантазию, интуицию, воображение, учится находить решения в своих постановках. Формируется как самостоятельная личность.

С какого возраста ребенок может играть один?

Здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кто — то может в семь месяцев сидеть и разглядывать игрушки и не тревожить маму, кто-то в год, или два.

Все индивидуально, но как правило, после двух лет дети сами могут играть без помощи взрослых хотя бы на непродолжительное время.

Советы для родителей

6 простых шагов на пути самостоятельной игры

Хочется отметить, что здесь мы говорим не про избавление от детей, а про полноценную игру, в которой ребенок принимает главные роли и непосредственное участие.

Не имеем в виду развитие игрой типа: компьютерных игр или многочасовые показы мультиков по телику, здесь мы имеем в виду деятельность ребенка, который что-то созидает, творит сам, своей головой  и руками.

♥ Чтобы ребенок мог самостоятельно играть, у него должно быть место и игрушки, которыми он может воспользоваться. Но так же это должны быть и не только игрушки, может быть и настольные игры без мелких деталей, или карандаши и фломастеры, книги или велосипед, вы же знаете, чем мог бы позаниматься ваш ребенок.

Я написала велосипед, потому, что мой ребенок проснулся — глаза открыл и он уже за рулем в ванную умываться едет на велике, кушать на велике.

Организуйте для ребенка рабочую среду, в которой он будет играть. И она будет его мотивировать на это. И не захламляйте эту рабочую среду всякими новомодными развивалками супер — пупер интересными.

Все это только тормозит фантазию ребенка и притупляет ее. Заполните в меру, не кидайтесь в крайности, а то все сейчас уберете, оставите один карандаш.

♥ Давайте ребенку в течение дня небольшие поручения, которые он в состоянии сделать сам без вашей помощи.

♥ Любимое занятие. Вы, как мама должны знать любимое занятие, которое нравится вашему ребенку больше, чем другие. Если еще не замечали, понаблюдайте. Может это набор для лепки, или домино, лото, какая-нить другая настольная игра, которая бы увлекала его с головой.

♥ В возрасте после 2 лет у ребенка формируется основа сюжетно-ролевых игр. Их начинает интересовать игра в доктора например, после приема у педиатра, или ребенок может поиграть в повара, каждый раз видя, что вы готовите на кухне.

Но в чем важность: в том, что мы ждем, что ребенок начнет сам играть и сам научится играть. Это не так. Если ваш ребенок не ходит в сад, общения со сверстниками минимальное.

Где он должен научиться? Воспользоваться опытом прошлых жизней? Нет, вы должны показать ему, как нужно играть.

♥ И желательно предоставить ему право выбора, чем заняться. Не указывайте:  иди порисуй, или пособирай конструктор. Мы же развиваем самостоятельность и инициативу, так пусть она будет во всех начинаниях.

♥ Не забывайте про похвалу. Если ребенок  поиграл 10 минут и не позвал вас — отлично! это уже прогресс, дальше-больше, постепенно увеличивайте время.

В заключение хочется добавить, что любого ребенка можно приучить играть самостоятельно. Конечно все зависит и от темперамента и от настроения, здоровья, окружающей обстановки и других факторов.

Но именно с самостоятельной игры к ребенку приходит осознание самого себя, чувство понимания, что он самостоятельная единица этого общества и вполне способен  сам себя заинтересовать и увлечь.

После таких самостоятельных игр, когда мама готовит на кухне, ребенок в детской играет, и когда мама решила заглянуть в детскую, то порой увидишь там такое…

На этом все! Играйте и развивайтесь!

До новых встреч!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: https://polonskaya-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno/

Расширение границ: когда и как можно отпускать ребенка одного на улицу

Как отпустить ребенка играть на улицу: 9 шагов для родителей

Итак, когда уже можно отпускать, куда и как отправлять детей разного возраста, как защитить и обеспечить безопасность, что надо внушить ребенку перед его первым плаванием в большом мире. Много о развитии самостоятельности ребенка и его безопасности – в нашей статье. Родительские страхи уменьшаются, если есть план и мы знаем, что следует делать.

Наталья Онацко – мама Маши, инструктор йоги и автор статей

Возраст самостоятельности

С точки зрения психологии, после 7 лет ребенок учится управлять своими желаниями и у него вырабатываются сдерживающие механизмы. Не взять, что хочу, а потерпеть, и не брать, если мама не разрешает. Соответственно, на улице он может вести себя адекватно ситуации. Поэтому это время считается нормальным для самостятельного передвижения по ближнему радиусу.

Если нужно ехать на общественном транспорте, то обычно отпускают ребенка одного к 10-12 годам. Все зависит от его самостоятельности, местности, окружения, потребностей.

Это общие рекомендации. В Канаде, например, до 12 лет нельзя оставлять ребенка дома одного, за это родители отвечают по закону.

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок, а также правильно подготовить его, нужно многое сделать.

Знакомство с местностью

Как только ребенок становится более-менее осмысленным, родители начинают объяснять ему правила поведения на улице, как переходить дорогу, кто свой и кто чужой, знакомить с соседними кварталами и основными маршрутами движения семьи.

Ребенок должен хорошо ориентироваться на местности: знать маршруты, уметь не отвлекаться на собачек, друзей и воздушных змеев. Можно нарисовать план-схему, например, дом-магазин. И научить ребенка ориентироваться по плану.

Определить ориентиры основные: школа, садик, магазин, дерево, площадка. По каким дорогам ребенок ходит в магазин (школу) – должен знать наизусть, чтобы не потеряться.

Во дворах и на улице есть места, куда детям заходить не нужно: подвалы, гаражи, закутки между гаражами и т.п.  Объяснить это нужно ребенку заранее и проверить, что он понимает, что эти места – табу.

Выучить домашний адрес, свои имя-фамилию, телефон и имена родителей. Ребенок должен внятно и разборчиво говорить. Записку с контактами можно класть ему в карман – всегда.

Сначала для воспитания самостоятельности ребенка ег отпускают одного в знакомых местах рядом с домом: двор (если он огорожен – плюс), дача, ближайший магазин, школа, если она рядом.

Когда ребенок первые разы сам на улице, можно попросить других мам на площадке присмотреть за ним и самим присматривать в окно.

Свои и чужие – как обеспечить безопасность ребенка

Больное место родителей и самая большая опасность для детей. Учим детей различать СВОИХ-ЧУЖИХ. Свои – члены семьи, соседи (если безопасные), друзья семьи. Список оговариваем с ребенком: только эти свои, остальные – чужие, даже если он их знает.

Есть полезные взрослые: продавщица в магазине, учительница в школе, полицейские. Полицейских учим отличать по форме и в наших реалиях, скорее всего, по машине: надпись, мигалка. И отличать их от машин охранных фирм. Учим, что к полицейским можно обратиться за помощью и что отвечать, если его остановит полиция: почему сам на улице, куда идет, где родители.

Важно научить, что добрых незнакомцев не бывает. И даже если взрослый улыбается и располагает к себе – он чужой, а значит с ним никуда не идем и ничего у него не берем.

Правило №1: ни с кем на улице никуда не ходить, ничего не брать, на обещания не вестись.

Можно проверить, насколько ребенок усвоил его:  попросить своих знакомых, которых ребенок не знает, что-то дать ему или увести с детской площадки и понаблюдать за его реакцией. Но следим, чтобы не травмировать ребенка.

Лифты и подъезды

Нельзя заходить в лифт или подъезд с незнакомыми людьми.  Соседи тоже бывают разными, поэтому если вы чувствуете что-то не то, лучше перестраховаться и включить их в список неблагонадежных чужих.

Ты можешь вести себя плохо

Все дети разные по своему характеру и воспитанию. Но в отношении незнакомых людей на улице ребенок точно не должен быть хорошим и правильным.

Часто дети, которым в садик говорят «веди себя хорошо» или дома «он твой дедушка, пусть тебя поцелует, чего ты отворачиваешься?» учатся, точнее мы взрослые их учим, игнорировать свои потребности, свой страх, неприязнь ради того, чтобы быть хорошими для взрослых.

Дети боятся закричать на улице, показать, что им неприятно, сказать «нет» взрослому.

Установка «быть хорошими» вредит ребенку.

Он должен не бояться быть грубым, резким, кричать, вырываться, быть подозрительным и т.п. в компании незнакомых и знакомых взрослых.

Он должен не бояться себя защищать, говорить «нет», знать, что если ему неприятно – он должен громко говорить «нет, я не буду» и звать на помощь.

Она из задач родителя – убедить, что это нормально, и вы никогда не будете его ругать за то, что он неудобный, грубый для взрослых.

Когда мы рассказываем про «злых дядей и теть», не забыть объяснить, что они могут не выглядеть злыми, а наоборот. Быть обычными, добрыми, улыбающимися, заботливыми, щедрыми.

Доверие между родителем и ребенком

В идеале ребенок доверяет родителям и не боится им рассказывать обо всем. Такую степень доверия мы закладываем с рождения.

Чем меньше пресса со стороны родителей, наказаний, нравоучений и чем больше живого доверительного контакта, тем больше вероятность, что об опасности ребенок будет вам рассказывать, не боясь, что вы его не так поймете и накажете, отругаете за ошибки. Или что это стыдно.

Хорошая новость – доверие можно восстановить, починить и склеить, если что-то не заладилось. Взрослый берет на себя всю ответственность за отношения с ребенком. Про доверие между взрослыми и детьми много пишут в русле «теории привязанности».

Опасные ловушки – расскажите о них ребенку

 «Покажу котика», «подвезу на машине», «купим игрушку», «дам конфету, «покажу мультики», «подарю планшет», «мама попросила тебя забрать и подвести», «нам нужно поехать к маме», «я твоя тетя (папа, бабушка), о котором мама тебе не рассказывала»… Объяснить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя разговаривать с людьми, брать у них вещи, вестись на обещания, садиться в машину, идти с ними в соседний дом и т.п. Иногда взрослые дают маленькому ребенку на улице конфеты или яблоки просто так в присутствии мамы. Стратегически лучше не брать – чтобы не приучать ребенка, что так можно.

Также ничего не подымаем на улице по двум причинам. Никогда и ничего не берем чужое. И то, что лежит на улице, может быть очень опасным: передает вирусы, микробы, болезни, особенно если это шприцы, бутылки, упаковка, тем более – какая-то потенциальная еда.

 Бездомные собаки: еще о безопасности ребенка на улице

Они есть, мы их любим, но на расстоянии. Ребенку хорошо бы понимать, что их нельзя дразнить, не нужно гладить, ввязываться в догонялки и т.п. Лучшее поведение в присутствии незнакомых животных на улице – быть спокойным, не делать резких движений и уходить, если их много или они агрессивны. И стаи, и отдельные собаки могут быть опасными.

Один дома:  правила для самостоятельного ребенка

Не открывать незнакомым дверь и, тем более, никогда не пускать незнакомых людей в квартиру.

  Объяснить, что все легенды «дайте попить», «проверяем счетчики», «откройте полиция», «отремонтировать интернете», «мама попросила» – не работают в вашем доме.

Посторонним открывать дверь можно только в вашем присутствии. Если есть какие-то сомнения – звонить маме. И даже если мама не взяла трубку – все равно не открывать чужим. Все.

Нет гиперопеке

Иногда дети пребывают под гиперопекой. Родители никуда не отпускают даже подростков, водят в школу за руку, одевают, готовят за них, принимают решения. Таким детям сложно чувствовать себя уверенно на улице, ходить самим, или же хочется нарушить все правила и «пуститься в отрыв».

Приучаем к самостоятельности постепенно. Оставлять дома сначала на 5 минут, пока «вынесу мусор» и смотреть на реакцию, насколько ребенок не боится быть сам, потом оставлять на несколько часов.

Точно также сначала отпускаем гулять одного в своем дворе или на даче, потом ходить в школу, ездить на кружки. Не форсируя, но и не перестраховываясь чрезмерно.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, вы были на связи, и он мог делиться тем, что ему не понравилось или вызвало тревогу.

P.S. Не забывать про гаджеты-помощники:  телефон, часы, браслеты с определителем места нахождения ребенка, тревожной кнопкой и другими защищающими вашего ребенка функциями.

 shutterstock.com

Источник: https://4mama.ua/kids/raising/6959-rasshirenie-granits-kogda-i-kak-mozhno-otpuskat-rebenka-odnogo-na-ulitsu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.