Как научить ребенка заботе о близких и любви к природе

Содержание

» Как воспитать в ребенке любовь к природе

Как научить ребенка заботе о близких и любви к природе

Наблюдение за природой играет огромную роль в эстетическом воспитании ребенка и оказывает колоссальное воздействие на развитие личности малыша. Наблюдая за окружающим миром, ребенок задействует все чувства.

Это и зрение (цвета, формы, размеры), слух (шум ветра или плеск воды, журчание ручья, шелест листьев, пение птиц), вкусовые ощущения (соленая морская вода, сладкая клубника, терпкий мед), осязание (чешуйчатая сосновая шишка, мягкая шерсть кролика, шероховатая кора дерева, мелкий песок), обоняние (аромат цветов, запах нагретой солнцем земли или запах листвы деревьев, омытой теплой весенним дождем). Все это волнует, привлекает, интересует ребенка. Ушинский отмечал, что дети мыслят «формами, красками, звуками». Именно поэтому так важно развивать наблюдательность ребенка, знакомить его с природой. Прививать любовь к природе следует регулярно и постепенно, используя целый комплекс мероприятий соразмерно с возрастом ребенка.

Главной задачей в этом возрасте для малыша станет умение различать от трех видов растений, узнавать и называть их части, поливать водой из леечки, протирать листья влажной тряпочкой.

Лучше использовать для этих целей привлекательные крупные комнатные растения, органы которых (листья, стебель, цветы) хорошо различимы. Это могут быть: фуксия, герань, бальзамин, вечноцветущая бегония, гибискус, фикус, аукуба.

Также полезно выращивать зеленый лук на перо, укроп и салат, тюльпаны и гиацинты. Конечно, полноценный уход за растениями ребенку в таком возрасте пока недоступен, но взрослые могут привлекать его к уходу и к наблюдению.

Необходимо объяснять малышу, для чего мы поливаем растение, зачем вытираем ему листья и т.д. Предложите ребенку погладить листья, полюбоваться цветами, понюхать их.

Лук высаживаем в конце зимы. Сначала попросите ребенка потрогать землю, ощутить ее рыхлость и мягкость, рассмотреть луковичку. Затем пусть малыш сделает ямку, положит в нее ростком вверх луковичку и вдавит ее в землю (по необходимости помогайте малышу, лук должен плотно сидеть в земле).

Уход за рыбками и птицами

В этом возрасте ребенка можно начинать понемногу приобщать к уходу за рыбками, птицами. Аквариум, особенно оформленный должным образом, неизменно привлекает внимание детей. Наблюдение за рыбками помогает воспитывать в малыше художественный вкус, учит его любить и понимать природу.

Объясните ребенку, как плавают рыбки, спросите, есть ли у них рот, глаза, попросите посмотреть, насколько быстро они подплывают к корму и хватают его. Спустя некоторое время предложите малышу покормить рыбок самостоятельно. Помните, что кормление рыбок должно осуществляться только под присмотром взрослого.

Также не забывайте, что порой интерес к объекту у ребенка проявляется в неожиданной форме (например, он может засунуть руку в аквариум и вытащить рыбку). Будьте внимательны, пресекайте подобные действия, объясняйте, почему так делать нельзя. За птицами ухаживать намного сложнее.

Если у вас живет попугайчик или канарейка, привлекайте ребенка к наблюдению за ним, показывайте, как вы ухаживаете за птичкой (регулярно кормите, чистите клетку, два раза в день меняете воду в поилке, чистите жердочки).

Если у вас в доме есть мелкие млекопитающие (хомячки, морские свинки, кролики) или более крупные (кошка, собака) – приобщайте малыша к наблюдению, рассказывайте и показывайте, как ухаживать за животным, как взаимодействовать с ним.

Расскажите, что нельзя хватать животное, делать резкие движения, нельзя приставать к кошке или собаке, когда она не хочет играть.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает формироваться как личность, в его сознании закладываются понятия о добре и зле, о том, что делать можно, а что категорически нельзя. Ваша задача – учить бережному отношению к питомцу, заботе о нем.

Ребенок 3-4 лет может сам насыпать корм или налить воды в поилку, поправить подстилку. Обязательно научите малыша элементарным правилам гигиены при общении с домашним животным. Ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с кошкой или собакой до тех пор, пока будете на сто процентов уверены, что они друг другу не навредят.

Вы заметите, как постепенно укрепляется и растет интерес малыша, с каким удовольствием он наблюдает за животными. Ваша задача на данном этапе – активизировать желание ребенка ухаживать за растениями и животными, а также доставлять малышу радость от общения с ними.

Очень важно ваше собственное отношение – внимание, забота, нежность к живому существу. Это станет лучшим примером для подражания. Наблюдение за животным может полностью поглотить ребенка. Не забывайте давать малышу базовые знания о внешнем виде, поведении рыбки или птички, о необходимости бережного отношения к ней.

Также вы можете систематически обращать внимание ребенка на птичек во время прогулки, сравнивать птиц, называть их, отмечать особенности внешнего вида, подкармливать в холодное время года. Все это позволит укрепить положительное отношение малыша к живым существам и непременно вызовет желание самостоятельно о них заботиться.

Неоценимую пользу окажет правильно подобранный литературный материал – сказки, стихотворения, рисунки, рассказы о животных, а также добрые мультфильмы.

Начинайте знакомить ребенка с условиями, необходимыми для жизни растений, а также формировать у малыша новые умения по уходу (например, опрыскивание). Покажите зависимость между состоянием растения и способом ухода (например, тонкие листья и хрупкие стебли означают необходимость в частом поливе, а крупные, мясистые листья – в редком).

При наблюдении за животными сравнивайте представителей одного класса и разных видов. Расскажите, что у рыб тело покрыто чешуей, на спине, хвосте и животе имеются плавники, рыбки бывают большими и маленькими, разной окраски.

При наблюдении за птицами укажите на различия в оперении, форме клюва, размерах и форме тела, обратите внимание ребенка на ключевые особенности жизненного поведения птиц (поют или щебечут, клюют корм, купаются).

Рассматривая млекопитающих, обращаем внимание на длину и цвет шерсти, форму мордочки, размер тела, повадки (умываются, прислушиваются, держат в лапках пищу, поворачивают уши). Учим ребенка подбирать корм для животных, мыть кормушки и поилки. Можно вместе вырастить зимой овес для птиц и кроликов.

Также зимой обязательно изготовьте вместе с ребенком кормушку для птиц. Она может быть самой простой (например, использованный картонный пакет из-под молока, который можно красиво разрисовать красками).

Объясните, как тяжело птицам зимой раздобыть себе пропитание, в суровое время года только человек может им помочь. Дети охотно соглашаются и принимают активное участие. Повесьте кормушку за окном, и ребенок будет наблюдать, как птички прилетают и клюют оставленные для них зерна или хлебные крошки. Это доставит малышу огромную радость.

Дети уже более самостоятельны, и под присмотром они могут ежедневно выполнять посильные поручения – накормить птичку или рыбок, полить цветы, нарвать для кролика свежей травы и др. Продолжайте приучать ребенка к заботе об окружающем мире, формировать любовь к природе, интерес к ее изучению.

Используйте любую возможность, чтобы обратить внимание ребенка на поведение животных в естественных условиях. Например, летом это можно делать, гуляя в парке, в лесу, или отдыхая за городом. Пусть малыш понаблюдает за птицами, за белками, прыгающими по ветвям деревьев, или рыбами в водоеме.

Также не забывайте, что главным условием воспитания любви к природе служит пример взрослых, то есть ваш собственный личный пример.

Ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Уже можно поставить ребенку задачу, которую он будет выполнять самостоятельно (например, возложить на него ответственность за полив растений). Научите выполнять эту обязанность осознанно – проверять влажность земли, а не поливать ради поливки.

Дети старшего дошкольного возраста вполне могут сами готовить воду для поливки (с вечера наполнять емкость водой, а утром поливать растения, которые были ему доверены).

Также ребенок уже может не только протирать и опрыскивать листья, но и рыхлить землю в горшку, обрезать сухие листья ножницами.

Принесите зимой (в январе-феврале) с улицы упавшие ветки ивы, тополя, весной (в марте) – березы, поставьте в воду. Пусть ребенок наблюдает, как появляются почки, а затем листья.

Можно устроить дома зимний огород – высадить репчатый лук, корни петрушки, посеять горох, фасоль, высадить морковь или свеклу. С большим интересом ребенок будет наблюдать за их развитием.

В начале весны старших дошкольников уже можно привлекать к посадке растений, а летом ребята могут принимать участие в уходе за цветами на дачном участке. Эта работа развивает любознательность, ответственность и внимание, играет большую роль в эстетическом и умственном развитии.

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно рыхлить землю грабельками, сажать семена, участвовать в сборе урожая, и, конечно, поливать огород. Работать ребенок может 20-40 минут (длительность зависит от индивидуальных особенностей и привычек малыша).

Что касается ухода за питомцами – старшему дошкольнику вполне можно поручить регулярное кормление кошки или собаки в строго определенное время (не забывая о правилах гигиены). Общение с животными, уход за ними приносит ребенку огромную радость.

Если возможности содержать собаку или кошку нет, купите аквариум или заведите певчую птицу. Ребенок может насыпать корм, мыть кормушку и поилку, даже чистить клетку вместе со взрослым.

Постепенно можно ввести уход за птицей в обязанность ребенка, подстраховывая и помогая ему. Для дошкольников лучше всего подойдут такие птицы, как чижи, снегири, щеглы, зяблики.

Они быстро привыкают к человеку, не требуют сложного ухода.

Очень хорошо, если у ребенка есть возможность побывать в деревне. Там открываются безграничные возможности для наблюдения за животными и птицами.

Ребенок увидит на практике, что хороший уход и правильное питание позволяют животному быстро расти, крепнуть, животное приносит пользу человеку.

Уход за животными и птицами воспитывает в ребенке любовь к природе, доброе отношение к ней, а также приучает к труду, помогает преодолевать такие качества, как эгоизм и равнодушие.

Учите ребенка любить живую природу!

Общение с природой производит неизгладимое впечатление на ребенка, учит любоваться ее красотой, воспитывает в малыше человечность и доброту. Важно научить ребенка любить все живое, будь то цветок или птица, котенок или лягушка, защищать и оберегать природу.

И прежде всего мы должны подавать малышу правильный пример своим собственным поведением. Также для ребенка очень важно получать знания о живой природе. Источников для этого множество – рисунки, художественная литература, телепередачи, фильмы, а также непосредственное общение.

Рассказывать малышу о животных можно по-разному – достоверно, поучительно, весело. Читайте с ребенком произведения Скребицкого, Бианки, Толстого, Тургенева, разговаривайте о прочитанном. Гуляя с ребенком, посещайте парки и скверы, леса и поля. Учите видеть красоту окружающего мира.

Наблюдайте не только за птицами и животными, но и за насекомыми, лето – прекрасная пора для этих целей, особенно если вам удастся выехать на дачу или в деревню.

На прогулке используйте все возможности для того, чтобы ребенок познавал природу, проявлял к ней интерес, учился любить и понимать ее. Обращайте внимание на собак с хозяевами. Покажите, что, когда хозяин зовет собаку, она понимает это и приходит на зов, расскажите, как собака служит человеку.

Обязательно предупредите, что подходить к чужим собакам нельзя ни в коем случае, бездомных и оставленных без присмотра собак обходить стороной, потому что они могут быть опасны. Очень хорошо, когда в доме есть питомец, потому что любовь к животным лучше всего прививается в непосредственном уходе за ними.

Особенно это полезно для застенчивых и замкнутых детей – им нужен друг, который любит и принимает их такими, какие они есть, не оценивает и не судит.

Источник: https://paidagogos.com/kak-vospitat-v-rebenke-lyubov-k-prirode.html

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Как научить ребенка заботе о близких и любви к природе

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение.

Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения.

Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве.

Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств.

Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур.

Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psihologi-nazvali-vazhnye-uroki-kotorye-detyam-dolzhny-prepodat-roditeli-a-ne-zhizn-1826315/

Монтессори-родителям: как учить детей бережному отношению к природе

Как научить ребенка заботе о близких и любви к природе

Метод МонтессориЗанятия по МонтессориКосмическое воспитание: как научить детей заботе об окружающей среде

Дети от 6 до 12 лет демонстрируют огромную тягу к освоению знаний, а также интерес к нравственным аспектам, к тому, что Мария Монтессори называет «культурой».

Их независимость проходит путь от «Я могу сам это сделать», в 3—6 лет, до «Я могу сам принимать решения». Способность мыслить лежит в основе зарождающегося нравственного кодекса поведения.

И поскольку ребёнок в младшем школьном возрасте учится рассуждать, он стремиться познать суть вещей.

Период постижения детьми культурных ценностей является очень благоприятным моментом для развития понимания ребёнка о необходимости заботы об окружающей среде.

Наилучший способ добиться этого – предоставить ребёнку возможность выйти на улицу для общения с природой.

Исследования подтверждают, что дети в возрасте от 5 до 10 лет, которые проводят много времени на лоне природы, проникаются к ней глубоким чувством и несут эту любовь через всю жизнь.

Лучше один раз увидеть

Лучше один раз получить непосредственный опыт общения с природой, чем сто раз прочесть об этом.

Когда вы кому-то что-то рассказываете, вы лишаете его практического опыта. Оставайтесь верными принципу Монтессори «лучше меньше, да лучше». Старайтесь меньше говорить, пусть сама природа будет учителем.

Идите на прогулку, найдите место, где можно уединиться, и прислушайтесь к звукам. Вы будете поражены тем, что услышите. Пение птиц, жужжание насекомых, ветер, колышущий деревья, — и это всего лишь малая часть того, что вы ощутите.

Невозможно научить заботе об окружающей среде, лишь рассказывая об этом. Связь с природой устанавливается, когда ребёнок сам исследует её. Разница между чтением книги о головастике и наблюдением за головастиками в пруду очевидна.

Формируйте модели устойчивого поведения

Прекрасный способ сформировать модель устойчивого поведения – разбить сад. Даже небольшая терраса вполне подойдёт для того, чтобы вырастить в горшках несколько кустов томатов. Дети поймут, что благодаря проявленным усилиям и терпению, они способны накормить своих близких. Они будут гордиться тем, что внесли вклад в благополучие семьи. Кроме того, они убедятся, что домашняя еда вкуснее.

Компостирование. Не выбрасывайте пищевые отходы в мусорную корзину. Поместите их в специальное ведро, а затем используйте получившийся компост для удобрения ваших растений.

Возьмите за правило пользоваться многоразовыми текстильными сумками вместо пластиковых пакетов для покупок. Не используйте полиэтиленовые пакеты для хранения продуктов. Вместо того, чтобы покупать воду в бутылках, используйте многоразовую тару.

Покупайте местные продукты питания. Вместо автомобиля пользуйтесь велосипедом или ходите пешком. Все эти, казалось бы, несущественные изменения не останутся без внимания, и вам не нужно будет говорить об этом.

Ваши привычки станут образом жизни ваших детей.

Поощряйте любопытство

Знание — это ключ к пониманию. Пытливый ум хочет знать больше, а чем больше мы знаем, тем лучше становимся. Так, в следующий раз, когда ребёнок захочет узнать, как перерабатывается пластик, съездите и выясните это. Это удовлетворит его любопытство и будет способствовать развитию творческого мышления.

Благодарите

Благодарность позволяет создать модель устойчивого поведения.

Вместо того, чтобы ворчать на десятилетку по поводу того, что он слишком долго принимает душ, дождитесь момента, когда он проведет в душе не так много времени, и поблагодарите его за это.

Благодарите своего ребёнка за то, что он не забывает выключать свет, когда выходит из комнаты. Благодарность более эффективна для формирования полезных привычек, нежели похвалы или награды.

В конечном счёте именно нам предстоит позаботиться о нашей планете, как каждому в отдельности, так и совместно. Мы все должны внести свой вклад. Развитие осознанности и бережное отношение к природе закладывается очень рано и основывается на ролевых моделях, которые мы наблюдаем в наших семьях и обществе.

Выращивайте дома растения, овощи и ягоды.Компостируйте пищевые отходы.Пользуйтесь многоразовыми текстильными сумками и тарой.Пользуйтесь велосипедом или ходите пешком.Почаще выбирайтесь на природу и прислушивайтесь к окружающим звукам.Покажите ребёнку как перерабатываются отходы: пластик, бумага, стекло.Благодарите ребёнка за бережное отношение к окружающему миру.Автор — Мишель Ирини, преподавательница и выпускница NAMCПеревод Светланы СоловьёвойЦитата на полях — Дэвид Собель, педагог по вопросам окружающей среды
Источник статьи и фото: www.montessoritraining.blogspot.com

Добавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/kosmicheskoe-vospitanie-nbsp-kak-nbsp-nauchit-nbsp-detej-zabote-nbsp-ob-nbsp-okruzhayushhej-nbsp-srede/

Портал педагога |

Как научить ребенка заботе о близких и любви к природе

Давыдова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 38
Населённый пункт: ст.Роговская Тимашевского района
Наименование материала: консультация для родителей по экологическому воспитанию
Тема: “Воспитание любви к природе”
18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей

дошкольного возраста на тему:

«Воспитание любви к природе»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню

кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в

бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив

дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как

приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В

дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного

отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании

особенностей жизни живых существ, их взаимодействии

со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной

деятельности экологического характера. Поэтому начинать работу по

формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста,

когда закладываются основные способы познания окружающей

действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только

при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают

экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и

беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В

дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,

развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,

формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний,

норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь

педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации

задач экологического воспитания большое значение имеет природное

окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно

оформленный и обустроенный участок, дающие возможность постоянного

непосредственного общения с природой, организация систематических

наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к

регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку

природы, естественный уголок с растениями, наметить экологическую тропу,

сделать ручеек и многое другое.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении

положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не

только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с

родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители

должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо

правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например,

сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого

не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома,

могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что

можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и

наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от

педагогов и родителей. Нужно рассмотреть

и обсудить полученные результаты и принять совместное решение

относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь

тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект

воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические

ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное

влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль

жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они

ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными

способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы

ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к

росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов.

Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или

бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность —

важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя

крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить

апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки

фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на

подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность

детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с

применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью

растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к

природе у дошкольников. Стремление сделать

красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий

потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся

создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое

особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных

произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое

приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему

вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в

семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и

развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом

воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга.

Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны

маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме

изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе

содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей

подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И.

Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для

детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им

очень хочется научиться читать, а пока не научились — слушать чтение

старших.

Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает

природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства,

посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако

только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту

природы, эмоционально ее переживать. Эта способность развивается

постепенно. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке

необходимо обращать внимание детей на богатство природы, совершенство и

гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться

природой, но и бережно к ней относиться. Если ребенок поймет, что его

благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей

зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и берёзке, он

встанет в ряды защитников и друзей природы.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее

красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми

помощниками должны стать родители. При первой возможности, в любое

время года, если позволяет погода, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке,

чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков.

Отнесите гостинцы лесным зверькам. Постарайтесь в самом укромном месте

устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится

увидеть белочку или полюбоваться работой дятла. Радость встречи с живыми

существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые

чувства к природе. Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту

багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными

тёмной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов, соберите

коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, найдите сучки,

коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Выйдите с ребенком на

поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая вглубь леса.

Если у Вас есть сад, купите ребёнку садовые инструменты и выделите в нём

для своего чадо

опытную грядку.

Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и бережное

отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в

поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей

леса шум. Из-за шума птицы бросают гнёзда, а лесные звери убегают из леса.

Поэтому в лесу, и в природе в целом, необходимо соблюдать тишину.

Рассказывайте детям об опасности пожаров, и о том, что нельзя портить

деревья, разорять гнёзда, добывать берёзовый сок, засорять водоёмы,

разорять муравейники и многое другое.

В дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ, что:

Надо охранять и беречь как полезные, так и обычные виды растений,

животных.

Помнить, что растения дают убежище животным.

Надо осторожно вести себя в природе.

Помнить, что в лесу, реках и водоёмах живут постоянные жители (птицы,

рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом!

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где

существует всё живое.

Нельзя загрязнять водоёмы, разжигать костры на их берегах.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности,

т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут

рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для

полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей

понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно

вести себя в природе и среди людей.

Уважаемые родители! Экологическое воспитание будет действеннее только в

том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение

взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними

животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и

рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни

будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на

Земле!

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=26636

Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно? – Телеканал «О!»

Как научить ребенка заботе о близких и любви к природе

Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?

5 июня 2019

Экологическое сознание — это понимание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: для того, чтобы наши действия не вредили природе, чтобы мы могли сосуществовать с природой без серьёзных катастроф, которые провоцируем сами.

Конечно, экологическое сознание — это состояние общественного сознания. Пожалуй, главная сложность в том, что человечество уже получило большие индустриально-технические возможности, но пока не имеет адекватной культуры их применения.

И именно на нас лежит ответственность за то, чтобы культура постепенно менялась.

Когда начинается экологическое образование — на уроках окружающего мира? В первом классе? В детском саду? Раньше! Исследования экопсихологов (да, есть и такие!) показали, что за первые годы школьного обучения, дети, увы, практически не расширяют своё понимание экологии. Экологическое сознание ребёнка формируется (или не формируется) от трех до семи лет. Но начало процесса — приобретение эмоциональных переживаний, помогающих увидеть природу как чудо, как радость от самостоятельных открытий, происходит ещё раньше.

Не боимся гроз и насекомых!

Экологическое образование, основанное на собственном жизненном опыте, должно начинаться практически с пелёнок. И это не только борьба против пластиковых пакетов в доме, а установления связи между ребенком и его отношением к миру.

Дети, живущие в городе, часто изолированы от знаний об окружающей среде и природе: гуляют они на безопасных детских площадках, ездят на машине и в метро, в дождь, ветер и холод не выходят из дома. Детский сад, школа — это почти постоянное пребывание в помещении без контакта с природой.

Очень трудно научиться любоваться природой, любить ее, заботиться о ней, если ты с ней почти не пересекаешься. Зато легко начать бояться разных непонятных природных явлений и существ. Но взаимодействие с природной средой — важная часть здорового развития любого ребенка.

Дети, имеющие такой опыт, с интересом относятся к растениям, животным, насекомым, не пугаются естественных природных явлений, понимают, как защититься от природных опасностей. В целом они менее тревожные и более спокойные: для них окружающая среда привычна, понятна и достаточно безопасна.

Двигаемся маленькими шагами

Даже самым занятым родителям не составит труда начать участвовать в экологическом образовании ребёнка. Когда призываете малыша просто полюбоваться цветком на клумбе, нюхать его, «смотреть на него глазками, а не рвать ручками» — вы уже даете первые уроки экологического мировоззрения.

Дети лучше всего учатся там, где все знакомо и комфортно. Таким образом, лучшее место для начала экологического образования — это собственный двор, или другое знакомое место. Например, вы можете выбрать одно дерево во дворе или возле детской площадки и регулярно обращать внимание ребёнка на его изменения.

Ребятам нужно проводить много времени на открытом воздухе не только потому, что это полезно для здоровья, но и потому, что они могут соприкасаться с окружающей средой непосредственно. Оптимально, если это происходит ежедневно.

Многим городским детям трудно понять, зачем одеваться в тёплую одежду зимой на улицу или почему нужны сапоги в дождь, так как они не знают, что такое мерзнуть или промокать — не испытали на собственном опыте.
Одноразовая поездка в парк или заповедник мало что решают, хотя это тоже полезно.

Я знаю многих детей, которые никогда не выезжали на пикник и ни разу не сидели на земле, никогда не видели костра, и не понимают, как «включить» в лесу чайник, не догадываются, что тут дворник не придёт убирать за ними брошенные фантики.

Предоставлять постоянный, простой опыт с травой, деревьями и насекомыми в пространстве вокруг дома или в школы — не так уж страшно и сложно. Конечно, если у вас есть возможность, можно вместе отправиться в незнакомые ребёнку природные места. Но и собственный двор около дома можно превратить в место для формирования экологического сознания.

Начните с изучения муравьёв, видов птиц, цветов и деревьев. Сделайте сами вертушку для знакомства с ветром, прикрепите флюгер на видное место. Вот простые инструменты для экспериментов и исследования: увеличительное стекло, водяной шланг, ведро, грабли. Все можно брать на детскую площадку.

Сосредоточьтесь на «переживании», а не «преподавании»: маленькие дети учатся через открытия, через делание руками, через самоисследования. Дети не должны «смотреть и слушать», они должны действовать.

Сосредоточьтесь на том, что интересует вашего ребёнка, не переключайте его внимание, если даже он часами готов сидеть и смотреть, как муравьи заняты своими делами: он не бездельничает, он познает мир. Не стесняйтесь демонстрировать ребёнку личный интерес и наслаждение от природы, делитесь с ним знаниями, которые получили сами.

Как мы можем заботиться о природе вместе?

Подавайте пример: правильному поведению дети учатся именно от вас. Поясняйте, почему вы делаете именно так, а не иначе.

Научите детей пользоваться многоразовыми упаковками: для бутербродов, для еды, которую убирают в холодильник.

Объясняйте, что даже небольшое уменьшение пластика в мире может спасти жизнь животных и растений, а также нашу жизнь.

Пусть любимый персонаж из мультфильма или книги на многоразовых емкостях будет помогать воздерживаться от одноразовой посуды, на прогулку берите свою бутылку для воды или красивый стакан с крышкой, а не покупайте напитки.

Уже с 3-х лет ребенок может участвовать в сортировке мусора: можно вместе нарисовать картинки или вырезать их из журнала и приклеить на ёмкости для мусора. Часто дети учатся сортировке быстрее родителей!

Можно работать вместе в саду или, если такой возможности нет, вместе посадить растение, чтобы ребенок мог о нем заботиться, прорастить горошинку или фасолинку. Это интересный способ узнать, как растениям нужны солнце, вода и почва. \

Познакомьте ребёнка… с червями. Объясните, как черви помогают делать удобрение для растений. Пара земляных червей — отличные неприхотливые домашние животные (и обычные улитки, кстати, тоже).

Берегите воду: закрывайте кран во время чистки зубов и купания. Вода драгоценна не только потому, что мы за неё платим, а потому что ресурсы планеты постепенно истощаются. Нарисуйте картинку-напоминание, чтобы выключать кран.

Договоритесь выключать свет, когда выходите из комнаты — игрушкам же он не нужен. И можно его выключить, чтобы сберечь энергию для других полезных целей: придумайте, каких именно.

Участвуйте в уборке двора, даже если есть дворник. С собой можно всегда брать перчатки для экологической прогулки.

Убирайте пляж или лес, когда вы приходите на пикник — и до того, как вы там расположитесь, и после того, как закончите. Показывайте детям, что пляж и лес — это дом множества прекрасных животных и растений, а ещё это и ваш общий дом. Кому понравится сидеть в грязной комнате, на грязной полянке или купаться в грязной воде?

Отдавайте игрушки и одежду, которые вы не используете.  — это приятно, и вещи могут пригодиться другим (а старые — отправиться в переработку). Предложите ребенку самому выбрать, чем он готов поделиться, и кому это передать, возьмите его с собой, когда отвозите вещи, чтобы он знал о нуждающихся людях.

Так же, как вы учите детей уважать других людей, учите его уважать природу.

Читайте вместе книги про жизнь животных, растений и насекомых, смотрите мультфильмы и передачи про животных, про то, как люди могут им помогать (или хотя бы не сильно мешать).

Есть электронные приложения и игры, обучающие детей охране окружающей среды. Помните, дети учатся, играя! Но самое главное — они учатся от вас.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/12932

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.