Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми

Содержание

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми | Стиляга модная

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми

Героиня книжки «Круглый год» девочка Майя — очень любознательная и много времени проводит на природе.

Что же она видит такого, чего не замечают городские дети, которых всюду возят на машине? Как красные и желтые шишки на сосне становятся коричневыми, как головастикипревращаются в лягушек и даже как растения пьют воду.

Вот подсказки для родителей, что показать детям и о чем поговорить с ними весной — в лесу, в поле и даже в парке.

Секреты хвойных деревьев

Что находится под корой? С засохшего дерева или старого пня легко сковырнуть немного коры. Под ней ты увидишь, как по своим делам спешит множество шустрых членистоногих: сороконожки, пауки, мелкие насекомые — жучки или муравьи. На стволе под корой виднеется узор из дорожек, проделанный вредителями.

Прислушайся к шишкам! В тихий безветренный день, когда зима уже на исходе, Майя слушает, как пощелкивают сосновые шишки. Их семена созрели и теперь выскакивают наружу. Благодаря маленькому крылышку семечко сосны отлетает в сторону и приземляется там, где есть место для нового дерева.

Откуда берутся шишки? И у сосны, и у ели есть женские и мужские шишки. Пыльца с желтой мужской шишки попадает на красную женскую; она растет и постепенно зеленеет. Потом шишка становится коричневой: семенам пора отправляться в путь. Еловые шишки созревают в течение года. А вот шишкам сосны одного года мало — им нужно целых два.

Как птицы выводят птенцов

Почему поют птицы? «Какие прекрасные звуки!» — подумала Майя, услышав пение птиц. На самом деле пение для самца — это брачные позывные, способ привлечь внимание самки. Так он приманивает ее на свою территорию.

Когда самец встречает самку, они спариваются и строят гнездо.

При этом самец продолжает петь, чтобы предупредить остальных: вам здесь не место! А когда птенцы вылупляются из яиц, самец замолкает: нельзя привлекать к гнезду других животных, это опасно для малышей.

Маленькие птицы сидят на яйцах около трех недель. Сначала самец приносит пищу самке, а потом — вылупившимся из яиц птенцам. А их необходимо кормить несколько раз в течение часа.

Птицу подстерегает много опасностей — она может стать жертвой хищника или погибнуть от непогоды, голода и болезней. Продолжительность жизни маленьких птичек — малиновки, синицы, воробья, лазоревки — от одного года до трех лет. Чем крупнее птица, тем дольше она живет.

Спящие птицы не падают с дерева. Засыпая, птица не падает с дерева, потому что мышцы ее ног сокращаются, сухожилия натягиваются и когти сжимаются. Во время сна птица не может выпрямить ноги, поэтому когти не выпускают опору. Просыпаясь, она приподнимает тело, сухожилия расслабляются, и замОк «расщелкивается».

Когда наблюдать за лягушками

Как появляются лягушки. Весна — время лягушек. В апреле их кваканье раздается из канав и болот. Самец прыгает самке на спину и крепко цепляется за нее. Другие самцы пытаются его столкнуть.

Яйца оплодотворяются сразу, как только самка откладывает их в воду. Каждое яйцо помещается в оболочку из желе, которая распухает, придавая яйцам шаровидную форму. Через несколько дней в центре яйца появляется черная точка. Это зародыш будущего лягушонка.

Спустя три недели в воде начинают шнырять головастики с жабрами на шее. Они быстро растут, жабры у них исчезают: появляются легкие, потом задние лапы, а следом за ними — передние; и на тех и на других есть перепонки. Вскоре хвост у головастиков отмирает, и они превращаются в маленьких лягушат, которые перебираются из воды на сушу.

Что едят лягушки. Маленькие головастики объедают молодые водоросли. Повзрослев, они переходят на растения и останки мертвых животных. Лягушки любят насекомых, червей, а на мух охотятся при помощи своего длинного липкого языка.

Как сделать инкубатор для головастиков. Положи немного лягушачьей икры в большую стеклянную банку. Налей туда воды из водоема, где была икра, добавь песка и растений. Не забывай менять воду!

Головастики быстро растут, их надо выпустить на волю, когда у них начнут появляться лапки.

Как пчелы делают мед

Каких только цветов не бывает на свете! Они сразу привлекают наше внимание, хотя мы цветам безразличны. Их цель — приманить насекомых. Насекомые перелетают с цветка на цветок. Пыльца застревает на их чешуйчатых тельцах и попадает на другие цветки — так растения размножаются.

Цветы приманивают растения цветочным соком — нектаром. Говорят, что пчелы приносят мед. На самом деле это не так. Пчелы делают мед из нектара, который перерабатывают у себя в желудке — но только в особом, предназначенном исключительно для этого. Из желудка мед попадает в соты, куда его аккуратно складывают другие пчелы. Звучит неаппетитно, думает Майя, но вообще мед полезный и вкусный!

Пчела счищает крупинки пыльцы со своего тельца и, добавляя немного нектара, скатывает их в комок, который затем помещает в корзину для пыльцы между волосками у задних лап. Если понаблюдать за пчелой, можно увидеть, как она это делает.

Весной пчелу больше всего привлекают мать-и-мачеха, верба и, конечно, все фруктовые деревья.

В это время года у Майи всегда насморк — это аллергия на цветение. Многие люди очень чувствительны к пыльце, у них начинается сыпь, а иногда даже экзема и астма.

Как растения пьют воду

Чтобы распустились листья на сломанной ветке, ее надо поставить в воду. Цветам и деревьям требуется много воды. Жарким летом средней величины береза потребляет от 400 до 600 литров в день.

Но как же вода добирается из корней до самой верхушки дерева? В каждом листочке есть крошечные отверстия, через которые испаряется влага.

По стволу и ветвям вода достигает листвы, чтобы восполнить испарившийся запас жидкости; для этого от корней до кончиков листьев внутри дерева тянутся непрерывные каналы. Хотя все равно никто не знает наверняка, почему вода идет снизу вверх!

Опыт с кувшинкой. Возьми лист кувшинки с ножкой. Положи его в воду и подуй через ножку, как показано на рисунке. Воздух будет подниматься наверх и выходить через крошечные отверстия на поверхности листа (ты заметишь это по пузырькам). Так по растению проходит и влага, распространяясь внутри него по тончайшим трубочкам.

Опыт с тюльпаном. Поставь белый тюльпан в банку с водой и добавь туда немного зеленого пищевого красителя. Через пару часов на цветке покажутся зеленоватые прожилки. Вода из банки поднимается вверх, к цветку.

Опыт с березой. Оберни ветку березы пакетом и замотай веревкой. Вскоре изнутри на пакете появятся капельки воды. Это и есть та самая влага, которая испаряется через маленькие отверстия в листьях.

Источник: http://stilyaga-modnaya.ru/obrazovanie/kak-nabludat-za-prirodoi-vesnoi-7-eksperimentov-s-detmi.html

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми

Дети старшего дошкольного возраста находятся на такой стадии развития мышления, когда им не только интересен окружающий мир. Юных исследователей интересуют и причины происходящего в нём. Им уже мало узнать «почему», детям также любопытно узнать «как».

Экспериментирование в старшей группе

Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.

Полезно наблюдение за животными

К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.

Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • умения сотрудничать со сверстниками;
  • анализировать полученные результаты.

Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.

Эксперименты в ДОУ развивают

В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.

К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.

Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир.

При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки).

Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.

Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.

Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:

  • Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
  • Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
  • Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.

Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат.

Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.

В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи.

Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.

  Занимательные математические задания для дошкольников 6-7 лет

Занятия-эксперимент в старшей группе

Планируя занятие-эксперимент в дошкольной группе старшего возраста, воспитателю рекомендуется составить конспект, проект занятия, презентацию, определить тему и опыты, которые он собирается предложить провести детям во время занятия, определить и собрать необходимый набор инструментов и материалов.

Эксперимент с песком увлекает

Картотека опытов и экспериментов

Для упрощения планирования занятий-экспериментов, разработаны картотеки опытов, объединённых одной темой.

Детям наиболее интересны будут опыты с материалами, веществами или средами, с которыми они регулярно встречается в своей повседневной жизни:

После того как дошкольники ознакомятся с экспериментами на занятиях, они смогут их самостоятельно повторить.

Эксперименты с воздухом

Картотека опытов с воздухом знакомит детей с его свойствами, ролью в жизни человека, способами его обнаружения:

  • Опыт № 1. Как обнаружить воздух? Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, смять его, показать, что он пустой. Наполнить его воздухом и закрыть отверстие. После этого опять попробовать его смять. Пакет не мнётся. Выводы: воздух принимает форму предмета, в котором он находится. Воздух — «невидимка», так как даже через пакет, наполненный воздухом, можно видеть другие предметы.
  • Опыт № 2. Воздух занимает место. Внутри пустого стакана ко дну прикрепить кусочек бумаги. Перевернуть стакан, и строго перпендикулярно опустить его в воду. После этого достать стакан и проверить бумагу. Она сухая. Выводы: воздух не позволил воде смочить бумагу, следовательно, он занимает место.
  • Опыт № 3. Воздух необходим для жизни. Попросить детей вдохнуть полной грудью, затем выдохнуть. После этого попросить малышей задержать дыхание насколько смогут. Выводы: человек не может не дышать долгое время, значит без воздуха он не сможет жить.

Эксперименты с водой

Картотека опытов с водой, которые знакомят детей с её свойствами, состояниями:

  • Опыт № 1. Окрашивание воды. Взять несколько стаканов с тёплой и холодной водой. Положить на дно каждого маленький предмет. Его можно увидеть через стенки стакана. Потом в каждый добавить разное количество краски разных цветов (один стакан — один цвет краски) и помешать воду. Вода в емкости окрасилась в цвет краски. Выводы: вода прозрачная, ей можно придать любой цвет, в тёплой жидкости краска растворяется быстрее, чем больше краски, тем насыщенней цвет воды.

Эксперименты с водой пойдут на пользу

  • Опыт № 2. Испарение воды. Набрать в металлическую ёмкость воду. Поставить на горелку с сухим спиртом и поджечь его. Наблюдать, что происходит с водой, пока она полностью не выкипит. Над закипающей жидкостью на держателе закрепить холодную крышку от ёмкости с таким расчётом, чтобы на ней конденсировался пар. Выводы: вода при нагревании испаряется, на холодных предметах оседает (конденсируется). Внимание: данный опыт проводить только под надзором воспитателя.
  • Опыт № 3. Таяние льда. На три тарелки положить по куску льда. В одну емкость подлить тёплую воду, в другую — холодную, в третью ничего не доливать. Наблюдать, что происходить с кусочками льда и фиксировать время их таяния. Выводы: лёд — это замёрзшая вода, в тёплой жидкости лёд тает быстрее, в холодной быстрее, чем на воздухе.

Опыты с магнитом

Картотека опытов с магнитом, которые знакомят детей с его свойствами, понятием магнетизма:

  • Опыт № 1. Что может притянуть магнит? Разложить на столе вещи из разных материалов, хорошо знакомых детям: карандаш, лист бумаги, стальную скрепку, пластмассовый деталь конструктора, металлический, но не железный предмет, и т. д. К каждой вещи поднести магнит и наблюдать, что происходит. Выводы: магнит притягивает только стальные (железные) предметы.
  • Опыт № 2. Воздействие магнита через препятствие. С одной стороны бумажного листа положить стальную скрепку, с другой — приложить магнит. Наблюдать, что происходит со скрепкой. Взять толстую и тонкую разделочную доски вместо листа бумаги и наблюдать за поведением скрепки. Затем взять пластиковый и стеклянный стаканы с водой, и поочередно бросить в них скрепку и, воздействуя магнитом снаружи, достать скрепку из стакана. Выводы: магнит притягивает предметы через препятствия и, чем толще препятствие, тем слабее воздействие магнита.
  • Опыт № 3. Намагничивание стальных предметов. Держа магнит на весу, примагнитить к нему скрепку, а уже к ней — другую. Каждый ребёнок по очереди прикрепляет свою скрепку к получившейся цепочке. Выводы: железные предметы под воздействием магнита временно приобретают его свойства.

Магнетизм изучают уже в ДОУ

Опыты с песком

Картотека опытов с песком, которые знакомят детей с его свойствами:

  • Опыт № 1. Из чего состоит песок? Рассыпать на листе бумаги горсть сухого песка, отделить от неё малую часть, разделить её на составляющие. Внимательно, через увеличительное стекло, рассмотреть составляющие песка. Выводы: Песок состоит из отдельных маленьких частиц-песчинок.
  • Опыт № 2. Сыпучесть песка. Взять горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой на лист бумаги. Наблюдать образовавшуюся кучку. Затем таким же образом каждый ребёнок насыпает песок сверху на эту кучку. Наблюдать, что происходит с песчаной кучкой. Выводы: песок образовал конусовидную горку, чем больше насыпать, тем выше конус, и шире его основание.
  • Опыт № 3. Свойства мокрого песка. В ёмкость с сухим песком вылить стакан воды. Наблюдать, что произошло с водой. Взять намокший песок и лепить из него разные фигуры, по желанию детей. Оставить их до полного высыхания. Наблюдать, что произошло с фигурами. Выводы: мокрый песок может принять любую форму, вода «склеивает» отдельные песчинки, после высыхания фигура снова распадается на отдельные песчинки.

  Синдром рассеянного внимания у детей с ЗПР, нарушением слуха и зрения

Игры-эксперименты

Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.

Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения.

Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать.

Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.

Практическое пособие

Планируя занятия с проведением опытов, воспитателю следует изучить методическую литературу по этой теме.

Литература от Тугушевой и Чистяковой

Одним из таких пособий является книга «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», авторы Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

В ней собраны примеры конспектов занятий по экспериментально-исследовательской деятельности, опытов, игр-экспериментов с указанием необходимых материалов и оборудования для их проведения, подобраны схемы для изготовления поделок своими руками.

Все должно происходить под наблюдением воспитателя

Данное пособие значительно облегчает педагогу организацию и проведение занятий-экспериментов.

Опытно-экспериментальная деятельность в старших группах ДОУ необходима для гармоничного развития дошкольников и подготовки их к школе. Подобные занятия не требуют значительных финансовых средств, для их организации необходимо желание педагога.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/eksperimentirovanie-v-starshey-gruppe

Опыты и эксперименты

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе ижизни человека.

Задачи:

  • Формировать знания детей о явлениях природы весной.
  • Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает отлюбого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, набатарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любойсистемы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы,  чистыйснег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, вдругую налить обычную водопроводную воду.

После того, как снег растает,рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег(определить по мусору на дне).

Убедитесь в том, что снег – это грязная талаявода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую  воду можно использоватьдля поливки растений, а также ее можно давать животным.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение,вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можноиспользовать в качестве зеркала.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода –прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набормелких тонущих предметов (камешки, пуговицы,  бусины, монетки). Выяснить,как усвоено детьми понятие  «прозрачный»: предложить ребятам найтипрозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне,  аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребятаопустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такойже прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водойопустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные втакую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная,почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы;мутная вода непрозрачная.

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкиеветочки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надодля его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизигнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице.Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений иматериалов.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

большой пластмассовый сосуд, банка поменьше иполиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его насолнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и,поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффектрадуги.

Необходимое условие – ясный солнечныйдень.  Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место.Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернитезеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещаякартон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная«радуга».

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается,течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка идр.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?».Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов вдругие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, вкоторый налита, то есть может легко менять форму.

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества отразмера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую«льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает.Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина – тем медленнее она тает, инаоборот.

СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого)быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разныхцветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть онигреются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будетсамым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметытемного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражаютего. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение(гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения вбаночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодарятонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а деревонет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздьи деревянную палочку. Проверьте  гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает – не тонет.

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева,поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиваниемодинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение запроращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Источник: http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/opyty_i_ehksperimenty_quot_vesennie_javlenija_v_prirode_quot/0-567

Осенние эксперименты для детей

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми
Изобретения

Когда в гости приходит осень, все вокруг замирает в ожидании настоящей магии. Сказочные превращения деревьев, роскошь осенних даров под ногами очаруют любого. А хочешь стать повелителем осенних чудес? Устроить праздник волшебства в домашних условиях Тебе помогут интересные эксперименты.

Осенняя прогулка — настоящее приключение. Желуди, каштаны, листья и шишки — гуляя по осеннему парку, обязательно соберешь целый мешок добра. А дома и поколдовать можно. Всем любознательным ребятам Пустунчик желает незабываемой осени и предлагает увлекательные научные и творческие эксперименты для детей. Присоединяйся!

Гигрометр из шишки

Знаешь ли Ты, что обычная шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды?

Дело в том, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха.

Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.

А накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их сухими.

Подготовь, пожалуйста:

  • сосновую шишку,
  • синельную проволоку.

Для создания гигрометра (прибора для определения влажности воздуха) привяжи к одной из чешуек синельную проволоку и сделай из неё стрелочку. Прикрепи шишку к тарелке кусочком пластилина.

Отметь, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. Теперь Тебе нужно дождаться дождя, но это та-а-ак долго! Поэтому просто налей в миску воды и проверь положение стрелки через час.

Чешуйки закроются, а стрелка немного изменит направление, показывая, что влажность воздуха увеличилась.

Если ежедневно делать отметки, сверяясь с электронным гигрометром, уже через две-три недели у Тебя будет достаточно точный прибор для предсказания погоды.

Младшему братику или сестренке можешь просто продемонстрировать изменения в природе во время дождя и в солнечную погоду. А проверить достоверность эксперимента вместе с родителями отправляйтесь в ближайший хвойный лес.

Почему листья меняют цвет осенью?

Изменение цвета листьев осенью— настоящее чудо. Но, как и все трюки фокусника, это осеннее явление можно объяснить.

Летом, когда жилки активно поставляют листьям воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета.

С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов.

Ведь внутри листьев есть еще каротиноиды, отвечающие за желтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.

Разделить каждый осенний листик по цветам и пигментам поможет эксперимент.

Подготовь, пожалуйста:

  • банки (для каждой группы листьев),
  • ступки и ложки для растирания листьев,
  • медицинский спирт,
  • фильтры для кофе (плотные белые салфетки),
  • разноцветные листья.

Разорви несколько зеленых листьев на кусочки и растирай в ступке до появления сока. Переложи толченые листья в банку. То же самое сделай с листьями, которые успели изменить цвет. Подпиши каждую банку.

Возьми несколько бутылочек спирта и разлей по банкам. С помощью водяной бани нагрей содержание каждой баночки. Нарежь полоски из фильтров и помести один конец в банку, а другой свесь через край.

Спустя 30 минут Ты увидишь, как фильтры впитали пигменты. Разглядывать их — невероятное удовольствие.

Если в одну из банок Ты поместишь разноцветное листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Чудеса да и только!

Дыхание листьев

Тебе, конечно же, известно, что деревья выделяют кислород. Но бьюсь об заклад: наблюдать, как им это удается, Тебе не приходилось. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать об этом на уроках биологии . Согласен?

Подготовь прозрачную миску с теплой водой. Положи в воду сорванный с дерева лист (Не поднимай из земли!) и прижми ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Поставь сосуд на солнце.

Осталось самое трудное — подождать несколько часов. Когда заглянешь внутрь миски в следующий раз, увидишь на листе и стенках миски крохотные пузырьки.

Это и есть кислород, который выделяют листья в результате фотосинтеза.

Радуга в стакане

Зрелищный эксперимент с водой и красителями наглядно расскажет Тебе о плотности материй.

Подготовь, пожалуйста:

  • воду,
  • сахар,
  • пищевые красители,
  • прозрачный стакан.

В отдельных сосудах смешивай воду с различным количеством сахара и добавляй красители. Осторожно перелей все жидкости в пустой стакан (снизу — вода с наибольшим количеством сахара, сверху — с наименьшим). Из-за разной плотности жидкостей они не смешаются.

Рисуем по листьям

Рисовать с помощью листьев — одно удовольствие. Попробуем?
Подготовь, пожалуйста:

  • пергамент,
  • алюминиевую фольгу,
  • кальку,
  • мягкие цветные карандаши (масляную пастель),
  • несколько крупных листьев.

Подкладывай листья под различные виды бумаги: пергамент (вощеную бумагу) или кальку — и проявляй узор, заштриховывая лист. Выбирай осенние цвета: красный, желтый или оранжевый, и у Тебя выйдут замечательные атмосферные рисунки.

На глянцевой поверхности вощеной бумаги рисунок мягкими карандашами будет выглядеть непревзойденно. С калькой же будь осторожен: не нажимай на карандаш слишком сильно. На фольге у Тебя получится объемный рисунок. Одно занятие — а сколько открытий!

Охота за деревьями

Искать деревья по листьям — увлекательнейшее занятие. Все, что Тебе нужно, —разнообразные листья с прошлой прогулки. «Примеряй» листочки к деревьям в парке и отыщи те, на которых они растут. Представь себя знаменитым охотником за деревьями — поймай их все!

Если Ты на прогулке с друзьями, устройте соревнования. Разделите листья поровну и по команде начинайте искать их обладателей. Кто найдет нужное дерево, оставляет метку с листком и лентой своего цвета. Победит самый ловкий.

А еще деревья можно искать по плодам и семенам.

Осень на ощупь

Даже если за окном дождь, скучать не придется. Вместе с другом наберите в мешочки осенние дары (яблоки, шишки, желуди, орехи, каштаны, несколько тыквенных семечек и т. д.).

Смешайте их с домашними предметами (отлично подойдут маленькие игрушки, пластмассовые буквы, ластик, карандаши, мячик для тенниса).

Обменяйтесь мешочками и попробуйте определить на ощупь, какой предмет оказался в руке. Только чур не подглядывать!

Читай также: 

Источник: https://pustunchik.ua/online-school/inventions/osennie-eksperimenti-dlya-detey

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.