Как читать ребенку?

Содержание

Когда начинать читать книги ребенку? Что и как читать?

Как читать ребенку?

2014-10-15

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так.

Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье.

Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете егопассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских . Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?

Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию.

По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения.

Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает.

Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop).

В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д.

 Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные.

Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки».

В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций.

Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица.

То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами.

Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек.

Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит».

Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам.

Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать.

Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным.

Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью.

В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

С уважением, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/kogda-nachinat-chitat-knigi-rebenku-chto-i-kak-chitat.html

Как научить ребенка читать по слогам

Как читать ребенку?

Для быстрого перехода нажмите название раздела

С каждым годом школьная программа обучения становится все сложнее. Отводя ребенка в первый класс, важно не только научить его буквам и считать до десяти, но еще и научить читать.

Дошкольные специализированные учреждения стоят дорого и могут быть непосильны родителям, а детские сады вполне вероятно могут и не обучить этому малыша.

Именно поэтому родителям важно знать, как нужно обучать дочку или сына читать по слогам быстро и интересно. 

Как понять, что ребенок готов к обучению. 

Перед началом обучения важно знать, готов ли психологически малыш к процессу. Существует несколько основных признаков, с помощью которых можно узнать с чего лучше начать, чтобы обучение ребенка было максимально комфортным и интересным. 

  • Кроха свободно говорит и может составлять фразы и даже целые предложения и они несут в себе какой-то смысл; 
  • У малыша появляется фонематический слух. Это означает, что ребенок понимает разные звуки имеют разное смысловое значение слова. Например, рот и род это совершенно разные слова;
  • Тормозить процесс обучения может неправильное произношение звуков. Если такая проблема появляется, то лучше сразу обратится к логопеду. Специалист поможет малышу и наладит правильное произношение звуков. Важно до появления успехов и их закрепления выполнять все рекомендации и задания логопеда; 
  • Если ребенок отстает в развитии, у него появляется задержка речи или различные формы заикания, то малыша нужно сводить на консультацию к неврологу и психиатру. Они выявят причину и устранять проблему. До этого момента начинать обучение читать малыша начинать не стоит; 
  • Еще один полезный совет научить ребенка ориентироваться в пространстве. Знать, где находится верх и низ. И понимать разницу между правом и левом. Это поможет малышу лучше ориентироваться в тексте и комфортнее обучится читать.

В каком возрасте лучше начинать учить читать. 

Большинству родителей очень хочется отдать детей в школу подготовленными, поэтому начинают учить чтению с самых ранних лет. Важно знать, в каком возрасте делать это оптимально. Раньше 4 лет малышу может быть совсем неинтересно.

Он еще не готов сидеть над книжкой разбирая слоги и пытаясь прочитать, что же там написано. А вот в возрасте 5-6 лет лучше всего этим заниматься. У малыша уже появляется усидчивость, просыпается интерес к новым знаниям и различным формам обучения.

В этом возрасте начинают подготовку в садике или специализированных дошкольных учреждениях. Но если малыш не посещает их, то родителям нужно учить самим. Главное не заставлять его, превратить обучение в игру.

Это общие рекомендации, каждый малыш индивидуален и сроки его подготовки к школе могут отличаться от общепринятых, родителям важно чувствовать и понимать своего ребенка. 

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Сразу стоит отметить, что своими силами, без использования дидактического, назидательного материала, обучение чтению ребенка будет проблематично. Иметь азбуку или букварь стоит в самом начале процесса знакомства ребенка с буквами.

Сейчас имеется огромный ассортимент книг: есть традиционный вариант букваря; логопедическая азбука; существует большое количество букварей разработанных по авторским методикам; есть не привычная и необычная говорящая азбука; а так же электронные плакаты и многое другое.

Наиболее часто используемые методики в обучении чтению это методика Н.С. Жуковой и Е.Бахтиной.

-по методике Жуковой Н.С. знать весь алфавит не надо, ребенок сначала напевает гласные буквы (А,О,У) потом складывает из них слоги (АУ,УА,ОУ,ОА)и т.д. Складывать слоги у ребенка получается очень просто, так как есть «бегающий помощник». Подробно описано тут «Букварь Жукова Скачать»

— по методике Елены Бахтиной, малыш сначала учит алфавит, и только после того, как ребенок научится быстро распознавать буквы, тогда и начинается переход к слогам, буквы начинают «крепко дружить». После прорабатываются разновидности слогов.

Чтобы понять, что малыш бегло и легко распознает буквы, дайте ему азбуку и поспрашивайте: «Какая это буква?». Если ребенок узнает букву быстро (5-7 секунд), это значит, что с он уже «подружился» с алфавитом.

Основные правила обучения ребенка чтению по слогам в условиях домашней подготовки. 

1) Начинать процесс можно в игровой форме с прогулки по улице. Например, написать на песке или на снегу буквы, потом превращать их в слог, далее в слово. Или делать то же самое с кубиками, камушками. Можно использовать любые подручные средства. 

2) Для комфортного обучения малыш должен понимать, что и родители любят читать. Важно показать ребенку, что родителям это тоже очень нравится. А после прочтения можно обсудить с малышом, что нового он узнал, о чем была речь, что за картинки нарисованы. Если это сказка, то как бы он поступил на месте главного героя, а чего бы никогда делать не стал. 

3) Начинать чтение лучше всего с простых повторяющихся слогов: ма-ма, па-па и так далее. А затем переходить к более сложным: со-ба-ка или мо-ло-ко. 

4) Для более интересного процесса у малыша должно быть несколько различных форм обучения: букварь, азбука, магнитная азбука, интерактивная говорящая книжка с буквами и словами на эти буквы, кубики с буквами и словами. Когда малыш устает от одной формы обучения, переключить его на другую. 

5)После обучения у малыша нужно спросить что он запомнил из пройденного материала, закрепить полученные знания. А на следующий день перед началом обучения спросить еще раз, что же он усвоил вчера.  6) Самое важное не переусердствовать.

Малыш не должен чувствовать давление, не нервничайте. Если не получилось что-то сегодня, отложите на следующий день. Ведь ребенок еще совсем маленький и ему хочется бегать, играть, а не сидеть за книжками. А грубость только еще больше отобьет у него желание учиться чтению.

Смотрите так же:

Источник: https://promany.ru/rubriki/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam.html

Читаем детям вслух – как надо и не надо, польза и особенности

Как читать ребенку?

Ваш ребенок не любит читать? Вы не одиноки. Но пускать на самотек этот процесс все ж не стоит. Нет, заставлять, как и в любом другом деле, не нужно. Просто надо найти очень интересную книгу и подход к сыну или дочери. А остальное – дело техники.

Чтение вслух – особенности и польза

Как показывает опыт многих родителей, это во всех отношениях замечательная форма приобщения детей к чтению, хотя некоторые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать некоторые нюансы, и все получится.

Особенности чтения вслух: что может помешать

Да, не сразу будет получаться. Ведь тут несколько значимых факторов:

  1. возраст: ну, и пускай ребенок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слушать), ведь он может не понять всей информации, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регулярно (может, даже по очереди!), подыскивая каждый раз подходящие книжки;
  2. темперамент ребенка: один не усидит на месте, а другой будет явно скучать;
  3. дефицит времени: надо постараться все дела подогнать так, чтобы чтение вслух ребенку оставалось нерушимой традицией;
  4. могут нагрянуть гости: или другие обстоятельства могут появиться, но традицию чтения вслух прекращать не стоит, разве что в крайних случаях;
  5. трудности с выбором книг: это отговорка, потому что книг в продаже и в инете много!

Да, придется из дня в день или вечер терпением запасаться, ведь читать надо будет неторопливо, вдумчиво, беседуя с ребенком, что-то ему разъясняя. Но польза очевидна!

Польза от чтения вслух

Известно, что во многих семьях есть такая традиция. Где-то ее даже праздником считают. Представьте картинку… Детская. Детвора в постели. В этой теплой домашней обстановке рядом – вы. И тихое чтение, разносящееся в комнате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малышей развивается устная речь, у деток постарше — рассуждение и любовь к книге.
  • Обогащается их словарный запас и расширяется кругозор.
  • Они крепко засыпают и просыпаются утром с прекрасным настроением. Конечно, если вы не выберете им какие-то страшилки.
  • Детки постепенно знакомятся и с русской классикой, что им поможет в школе, в дальнейшей жизни, и с духовной литературой, и т.д.
  • Читая им вслух, проводя вместе время, вы духовно сближаетесь, учите решать сложные проблемы.
  • Такой способ общения с детьми (коллективное обсуждение книги в том числе) помогает ребятишкам активнее развиваться и, кто знает, может быть, найти свою профессию, научиться добродетели и т.д.

Какие книги лучше выбирать для чтения вслух

Безусловно, малышу проще читать. Купил книжечку с добрыми рисунками, изображающими элементарные вещи, и листай вместе с ним, рассказывая, что, где, кто, почему.

С детьми постарше сложнее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это касается чтения Св. Писания, книг духовного содержании. И лучше выбирать вместе, но ненавязчиво.

Желательно ли единую тематику подбирать? Или лучше жанры разные подыскивать? Главное, чтобы чтение вслух интересовало ребенка. Иной раз многие дети просят второй и третий раз прочитать что-то. Значит, зацепило. Каждый ребенок индивидуален, подыскивайте ключики к нему!

Можно и так — вспомнив свое детство, отрочество, юность. Что вам тогда нравилось? Вот и ищите книги, которые нравились вам.

Важно и другое — пол ребенка. Девочке с одним уклоном выбирается литература, мальчикам — с другим. И тут хорошо бы отца приобщить!

Как бы та ни было, но есть основные направления, которые помогут ребенку в развитии.

  1. Классика (художественная литература). Важно читать, т.к. в школе или институте ребенок обязательно вспомнит все, о чем вы говорили, какие детали обсуждали, читая Гоголя, Достоевского, Пушкина, Некрасова и т.д. И вообще, русская литература в своих лучших образцах — это всегда полезно…
  2. Сказки. Очень внимательно относитесь к выбору! Увы, сюжеты многих из сказок напоминают фильмы ужасов (дети не только не засыпают ночью, а приобретают массу тиков и других подобных проблем) и являются сценариями для совершения преступлений.
  3. Познавательная литература. Здесь возможности просто огромны. Можно методически читать литературу, которая поможет познавать многие процессы. Это литература о животных, о природе, о ремеслах, о науках и пр. Естественно, начать надо с нескольких глав Детской Библии, где этот процесс описан, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о сотворении мира и чтобы он мог остальные вещи воспринимать сквозь эту призму.
  4. Духовная литература. Тут тоже все замечательно. Есть жития святых, есть детский катехизис, рассказы, написанные православными писателями, и др. Главное – учесть возраст и не читать из-под палки. Не менее важно рассуждать с детками на тему прочитанного, опять же – ненавязчиво и связывая прочитанное с жизнью…

Как надо и не надо читать

Ребенок научится внимательно читать, правильно оценивать прочитанное, если вы будете читать ему в детстве. Важно лишь знать, как надо и не надо читать.

Как надо

  • Первое, неторопливо и внятно.
  • Второе, терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
  • Третье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, разговаривайте с ним, проговаривайте важные моменты, объясняйте значение чего-то).
  • Четвертое, так, чтобы заинтересовать чадо (вплоть до того, что покажите ему рисунки, или словами перескажите интересное).
  • Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждайте вместе.
  • Хвалите его, если он что-то спросил, попросил повторить и т.п.

Наконец, чтобы интонация ваша была естественна и приятна для слуха, а не назидательна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не просмотрели ее! Конечно же, исключение – Новый и Ветхий Завет…

Не садитесь далеко от постельки, ребенок должен вас хорошо слышать.

Не превращайтесь в ментора, постоянно допрашивая его, понравилось ли ему прочитанное. Если ему было интересно, он сам спросит или скажет. Если вы и решите спросить, делайте это при случае и тактично.

Не обсуждайте с ребенком каждую строчку, которая вам кажется важной. Выделяйте приоритеты.

Стимулируйте у ребенка желание самому разобраться в том или ином месте, понять, оценить и обсудите это.

Не читайте до конца то, что наметили. Насильно мил не будешь. Лучше подумайте, как заинтересовать. Но книжечку заканчивать обязательно надо, пускай и в несколько попыток.

Избегайте категоричных заявлений и суждений.

Не навязывайте чтение, найдите другой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зависит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, совместные чтения полезнее. Но ваши труды увенчались успехом, если ребенок сам просит почитать ему.

Резюме

Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух. Мол, столько источников информации вокруг. Между тем, ни планшеты, ни другие источники не способны привить ребенку любовь к чтению, научить разбираться в литературе, во многих процессах, общаться так тесно с родителями… Так зачем кому-то доверять важный процесс воспитания личности? Потрудимся сами!

Источник: https://azbyka.ru/deti/chitaem-detyam-vsluh-kak-nado-i-ne-nado-polza-i-osobennosti

Почему так важно читать ребёнку вслух – Телеканал «О!»

Как читать ребенку?

Почему так важно читать ребёнку вслух

10 мая 2019

До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных.

Что это — способ развлечь ребёнка, привить ему любовь к книгам или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.

Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение.

Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета.

Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?

Зачем читать ребёнку

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше.

Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Развитие речи

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами.

Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям развивать логику. Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.

Развитие воображения

Воображение и фантазия — это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга.

Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный.

Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Реклама самостоятельного чтения

Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, лучше запоминают информацию. Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.

Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы — это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.

Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.

Тренировка аудирования

Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного изучения иностранных языков.

В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни.

Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».

Близость с родителями

Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть.

Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.

Решение многих проблем

Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит.

Часто малыш сам начинает рассказывать о том, что его волнует, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения.

Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.

Когда и что начинать читать детям

Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.

В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие сказки, произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто.

Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет, можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы.

Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.

Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными.

Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее.

Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста — непоседы в силу своего психофизического развития.

Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, — это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.

Как читать детям

Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным.

Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились.

Делайте ударение на те звуки, произношение которых вызывает трудности у ребёнка.

Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации.

Пусть чтение будет вашим семейным ежедневным ритуалом. Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать.

И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10171

Как читать ребенку: подсказки и уловки!

Как читать ребенку?

2 квартал 140080 Россия, Московская область, Лыткарино +7 499 390 42 37

Какие книги читать маленьким детям? Как сделать так, чтобы ребенок вас слушал? Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Здравствуйте, друзья.

Для того, чтобы ваши дети росли сообразительными и умными, необходимо, чтобы они полюбили книги в раннем возрасте. Пользу чтения для детей сложно переоценить. Вы, как родитель, можете сформировать у вашего ребенка привычку, начиная читать для него книги как можно раньше – от младенца до дошкольного возраста.

Окружая маленького ребенка любовью посредством чтения, он начинает ассоциировать чтение с вашим теплом. Благодаря этому, чтение для ребенка становится приятным занятием.

Как читать книгу детям. Советы для родителей

Ниже приведены подсказки и уловки, которым необходимо следовать при чтении книг вашим детям (младенцу, малышам и дошкольникам). Это поможет вам и ребенку получить максимальную пользу от процесса чтения.

Дети и чтение

Основные положения:

  • Расположите себя и своего ребенка максимально комфортно. Удостоверьтесь, что все могут видеть картинки. Сядьте бок о бок с одним или двумя детьми. Группу детей усадите полукругом, а сами садитесь немного выше, так, чтобы дети за спиной видели картинки. Позвольте вашим слушателям, особенно самым маленьким, успокоиться в течение нескольких минут, чтобы они подготовились к прослушиванию истории.
  • Правильный настрой – очень важный фактор в прослушивании истории. Создайте предвкушение.
  • Читайте с выражением, изменяйте тон вашего голоса, чтобы передавать суть диалогов.
  • Приспособьте свой темп чтения к рассказу. Во время тревожной части читайте медленнее, растягивайте слова, перенесите детей в книгу и заставьте их сопереживать героям.
  • Будьте полны энергии и увлечены. Читайте рассказы так, чтобы показать ребенку, что вы получаете удовольствие от прочтения. Ваша неприязнь будет показывать, что вы читаете книги, но вам это не очень нравится.
  • Не позволяйте вашим детям смотреть на картинки в книге, пока вы читаете. Привлеките внимание именно к словам.
  • Имейте ввиду, что вы пытаетесь сформировать их навыки чтения, а не показываете им книжные иллюстрации.

Перед чтением

  • Представьте для начала автора, сказав что-нибудь вроде этого:

Помните, какое мы с вами удовольствие получили от прошлой книги этого автора? Вы помните, что вам понравилась эта история? Вот другая книга этого же автора. Давайте почитаем еще одну и посмотрим, понравится ли она нам так же, как первая книга, которую мы читали.

  • Покажите обложку книги. Спросите детей, что они думают о названии, и о чем может быть эта книга.
  • Обсудите, что они знают об этой теме.
  • Предоставьте информацию о месте, где происходят события и о персонажах. С детьми постарше поговорите о жанре (беллетристика, научная литература, народный рассказ, миф, детектив, научная фантастика, басня).
  • Обозначьте цель чтения и сигнал для начала чтения, сказав что-нибудь вроде этого:

Я собираюсь начать читать, а в то время пока я читаю, слушайте меня внимательно, чтобы понять какая проблема стоит перед главным героем, и как он эту проблему решил.

Во время чтения

  • Задавайте вопросы и делайте уточнения (добавляйте больше информации) во время чтения. Это должно помочь детям понять значения неизвестных слов.
  • Делайте предположения:

Как вы думаете, что последует потом? Почему вы думаете, что это будет именно так?

  • Немного глубже интерпретируйте значение книги:

Думаете ли вы, что главный герой хотел показать себя непослушным, вися вверх головой на дереве?

  • Разберите трудные понятия:

Как люди могут учиться друг у друга?

  • Дети будут тоже задавать вопросы. Отвечайте на них терпеливо, не игнорируйте их и не откладывайте на потом.
  • Обсудите иллюстрации, и как они относятся к истории.
  • Периодически останавливайтесь и постарайтесь, чтобы дети своими словами описали услышанное. Дополните их рассказ недостающей информацией или разъясните неправильное представление.

После чтения

Дайте ребенку время, чтобы он подумал и поразмышлял о прочитанном. Попросите его описать его любимую часть и спросите, почему она ему понравилась. Рассмотрите детали истории, такие как иллюстрации, главные проблемы героя, как эти проблемы были решены.

Задайте вопросы о том, почему люди в истории вели себя определенным образом, и что бы дети сделали, оказавшись в такой же ситуации и почему?

Помогите детям установить связь между событиями в истории и их собственной жизнью.

Как читать книгу младенцу

  • Когда читаете ребенку, нежно обнимайте его. Дайте ему почувствовать, что чтение это что-то теплое, расслабляющее и забавное.
  • Лучший способ читать книгу малышу — это делать это таким образом, чтобы удержать его интерес. Читайте медленно, используйте ритмичный монотонный голос и делайте акцент на важных моментах в книге.
  • Не надо чувствовать себя неловко или глупо пока вы читаете. Ваша раскрепощенность должна удержать интерес вашего малыша и развивать его воображение.
  • Когда вы выбираете книгу для чтения вашему ребенку, убедитесь, что текст простой, а предложения не слишком сложные. Рифмы работают лучше в этом возрасте. Вы читаете больше для развития слухового навыка  ребенка, чем для понимания.
  • Выбирайте специальные интерактивные книги с элементами игры.
  • Если ребенок хочет каким-то образом выразить свою точку зрения, выслушайте его. Дети очень любят переворачивать страницы. Не запрещайте им этого.
  • Выбирайте такие книги, которые имеют крупные, яркие, реалистичные, но простые картинки знакомых предметов, таких как животные, игрушки и люди.
  • Когда вы даете книги своему ребенку в качестве игрушки, выбирайте крепкие книги, страницы которых сделаны из тонкого картона.
  • Сделайте чтение регулярным занятием. Уделяйте ему несколько минут каждый день. Удостоверьтесь, что ребенок готов к чтению, а не хочет ползать и барабанить по кастрюлям.

Наконец, позвольте вашему ребенку увидеть, что вы читаете. Видя, что вы заняты делом, то есть читаете, ребенок будет лучше вас воспринимать.

Это произведет на ребенка огромное впечатление, и он поймет, что чтение – это важнейшая часть его жизни. Когда вы укачиваете ребенка или когда даете ему бутылочку, покажите вашему ребенку, что вы читаете, или что вы даже можете прочитать несколько страниц вслух.

Как читать ребенку, который уже умеет ходить

Позвольте вашему ребенку помочь вам в выборе книги, которую он бы хотел прочитать вместе с вами. Выберите комфортное место для вас двоих, чтобы сесть вместе. Используйте различную интонацию, выбирайте различные голоса для героев и так далее. Важен не только сам факт чтения, а и то, как вы читаете.

Вы можете рассказать историю своими словами, если слова в книге очень сложные для вашего ребенка, и вы не хотите, чтобы он потерял интерес к книге. Дайте вашему ребенку время для того, чтобы он ознакомился со всеми страницами книги. Побуждайте ребенка смотреть на картинки, указывайте на объекты, повторяйте слова и обсуждайте прочитанное.

Задавайте вопросы. Такие, как:

  • «Кто это сделал?»
  • «Что она делает?»
  • «Как это называется?»

Также, чтобы удержать интерес ребенка к книге, не читайте всю книгу сразу. Задавайте вопросы, например, «Как ты думаешь, почему это случилось?» и «Как ты думаешь, что произойдет дальше?».

После чтения книги, выделите время, чтобы задать ребенку вопросы о том, понравилась ли ему эта книга или нет. Обсуждая картинки и идеи в книге, вы помогаете ребенку лучше понять рассказ.

Выбирайте книги с простым словарным запасом. Отлично подойдут детские сказки.  Уделяйте много времени обсуждению иллюстраций в книге. Обсуждение картинок — это все равно, чтение самой истории для ребенка. Если вы ходите в библиотеку, берите ребенка с собой.

Как читать ребенку дошкольного возраста

Пользуйтесь рекомендациями выше и прибавьте к ним следующие:

  • Позвольте вашему ребенку самостоятельно выбирать книги по его интересам. Посетите книжный магазин или местную библиотеку и разрешите ему выбрать книгу, которая ему нравится. Помните, что вы хотите показать своему ребенку, что чтение — это увлекательно.
  • Чтобы подкреплять интерес ребенка к чтению, читайте книги вместе. Если ребенок делает ошибку, поправляйте его и продолжайте читать дальше.

В заключение статьи, мы хотим разделить с вами видео обзор живой сказки-раскраски «Волк и семеро козлят».

Источник: http://kidar.ru/razvitie-detej/kak-chitat-rebenku-podskazki-i-ulovki/

Сказки для дошкольников: зачем и как читать сказки детям

Как читать ребенку?

На сказках выросли многие поколения ребятишек разных времён и народов. В детстве мы слушали сказки в исполнении наших родителей, а теперь настал наш черёд читать сказки своим малышам. Но мир не стоит на месте: появляются новые технологии, в педагогике и детской психологии предлагаются новые методики развития и новые рекомендации по воспитанию.

  • Актуальны ли сейчас сказки для дошкольников?
  • В чём польза сказочных историй?
  • Как читать сказки, чтобы чтение приносило максимум пользы и удовольствия?

Давайте разбираться вместе, друзья!

Причина 1. Формирование представления о мире

Простой и понятный сюжет, многократно повторяющиеся действия, яркие образы — в народных и авторских сказках есть всё, чтобы в доступной для ребёнка форме представить фундаментальные принципы взаимодействия индивида с окружающим миром. В сказках нет полутонов: малышу легко понять, кто в повествовании хороший, добрый, смелый, честный, а кто злой, жадный или коварный.

Причина 2. Знакомство с образцами поведения

Сказка — эффективный инструмент нравственного воспитания. Она учит, что слабых надо защищать, за добро надо платить благодарностью, для достижения своих целей надо трудиться.

Практически на любой случай можно подобрать подходящую сказочную историю, которая покажет, как правильно действовать в той или иной ситуации с точки зрения общечеловеческой морали.

А если найти готовую сказку не получается, всегда можно придумать свою.

Причина 3. Развитие воображения

Читая ребёнку вслух, вы погружаете его в особый мир — мир, где слово оживает в сознании карапуза ярким образом.

Малыш рисует в воображении лесную поляну, на которой стоит на своих курьих ножках жилище Бабы-яги; он представляет себе сказочных персонажей и обстановку, на фоне которой разворачиваются их приключения.

Чем разнообразнее будут сказки, которые вы предлагаете послушать своему наследнику, тем активнее будет задействоваться его фантазия.

Причина 4. Стимулирование речевой деятельности

Даже пассивное слушание прекрасно развивает речевые способности малыша, так как обогащает его словарный запас, даёт образец грамотной речи, правильной артикуляции. Вы можете существенно повысить влияние сказки на развитие речи ребёнка.

Для этого после чтения обсуждайте прочитанное, предлагайте малышу вместе рассмотреть и проанализировать имеющиеся иллюстрации. Читайте вслух начало сказки, а продолжение придумайте с ребёнком самостоятельно.

Предложите карапузу самому нарисовать к сказке картинки и рассказать вам, что и почему он нарисовал.

Причина 5. Эффективное средство психологической терапии

В психологии даже существует специальный термин — сказкотерапия.

Грамотно подобранные сказки помогают бороться с детскими страхами, корректировать агрессивное поведение, преодолевать проблемы в общении ребёнка со сверстниками.

В целях сказочной терапии вы можете использовать как старинные народные сказки, являющиеся концентрацией мудрости многих поколений, так и современные авторские сказки, в которых учитываются особенности современных реалий.

Причина 6. Возможность лучше узнать ребёнка

По предпочтениям ребёнка в выборе сказки внимательный родитель может лучше понять своего кроху, определить, какие темы волнуют малыша, чем он озадачен, на какие вопросы хочет найти ответы.

Ваша готовность читать одну и ту же сказку по просьбе ребёнка, ваша искренняя заинтересованность в последующем обсуждении сюжета станут для карапуза сигналом к тому, что вы его понимаете, что вы готовы выслушать его проблемы и предложить пути их решения.

Причина 7. Утешение в сложный час

В сказках добро неизменно побеждает зло, каждый положительный герой находит друзей, никто не одинок, не позабыт. Сказка способна поддержать ребёнка, переживающего сложный период: переезд в другой город, выход в детский сад, развод родителей или смерть близкого родственника.

Причина 8. Добрая семейная традиция

Ежедневное чтение сказки — отличная семейная традиция. Вы можете сделать его частью ритуала отхождения ко сну.

После вечерней активности, после познавательных и развивающих игр, после успокаивающей тёплой ванны приятно в уютной обстановки детской спальни погрузиться в дивный мир волшебства, магии и торжества добра.

Какой бы ни была дальнейшая жизнь вашего чада, эти светлые минуты единения с вами навсегда останутся в его душе тёплыми лучиками счастливых детских воспоминаний.

Как читать сказки ребёнку: 7 советов родителям

  1. Вы можете читать сказки или рассказывать их по памяти. Главное — делать это с выражением, выделяя интонацией ключевые моменты, имитируя голоса разных персонажей, красочно описывая происходящие события.
  2. Ваша речь должна быть размеренной, неторопливой, негромкой. Произносите слова чётко и внятно.

  3. Выбирая книги с народными сказками, избегайте осовремененных укороченных и упрощённых вариантов, в которых зачастую обрезается смысл повествования, его мораль и, как результат, воспитательная ценность.
  4. Если по ходу чтения у ребёнка возникают вопросы, остановитесь и обсудите то, что волнует маленького слушателя.

    Очень важно давать понятные и доступные ответы, поощряя познавательную деятельность крохи, подпитывая его естественную детскую любознательность.

  5. Позвольте малышу самому выбирать сказку для чтения. Даже если он раз за разом выбирает одну и ту же историю.
  6. При чтении новой сказки не торопитесь самостоятельно объяснять ребёнку её смысл.

    Сначала узнайте, что понял малыш из услышанного, какие выводы он сделал, кто из героев ему понравился больше всего. Развивайте навыки крохи к осмысленному пересказу.

  7. И, наконец, самый главный совет: читайте так, чтобы процесс приносил истинное удовольствие и вам, и малышу.

    Используйте это время как возможность насладиться близостью с вашим маленьким родным человечком, больше узнать о нём, больше дать ему вашего родительского тепла и поддержки.

Пусть ваше родительство будет сказочно счастливым. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/skazki-dlya-doshkolnikov-zachem-i-kak-chitat-skazki-detyam/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.