Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Содержание

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Достижение ребенка трехлетнего возраста характеризуется сразу несколькими изменениями в становлении его личностного формирования. В три годика малыш уже рассуждает, прекрасно изъясняет свои мысли желания, но остается еще маленьким и беззащитным. Родители принимают решение, характерное для большинства семей – детский сад.

Вопрос адаптации к детскому саду – важный и значимый для молодых родителей. Многие семьи с финансовыми возможностями прибегают к помощи няней. В таких ситуациях крошка остается в привычных для него бытовых условиях, но без присутствия близких. Функцию опеки выполняет няня. Стресс, связанный с уходом мамы, имеет одинаковую силу.

Он не имеет никаких отличий от привычного похода в детский сад.

У каждого малыша адаптация к детскому саду проходит по-разному. Это зависит от многих факторов. Специалисты выделяют самые значимые из них:

  • Предварительная подготовленность. Этот момент обязательно стоит проработать всем взрослым, которые имеют прямое отношение к малышу.
  • Темперамент ребенка, его характер.
  • Наличие воспитательных элементов, характерных для трехлетнего возраста (туалет, умение одеваться, держать ложку и кружку, кушать самостоятельно, дневной сон)
  • Смена режима.
  • Время отсутствия родителей.
  • Интересы.

Как выбрать садик?

Вопрос адаптации к детскому саду интересует всех мам. Для его детального изучения стоит определить два важных момента. Они представлены в следующем формате:

  1. Когда отдавать крошечку в сад?. Максимально оптимальным возрастом, педагоги называют 3-4 года. Но стоит учитывать, насколько ребенок физически развит, и способен самостоятельно говорить и проводить время со своими сверстниками.
  2. Как выбрать заведение?

Современные возможности представлены разнообразными способами информационного ресурса. Взрослые люди стараются провести мониторинг лучших дошкольных учреждений. Способами поиска могут послужить:

  1. Мнения близких людей, которые имеют недавний опыт дошкольного воспитания.
  2. Поиск через интернет и ознакомление с отзывами о выбранном заведении.
  3. Наличие на базах садов кружков, секций.
  4. Выбор профильных заведений высокого уровня. Многие родители предпочитают «забросить свое именитое чадо» сразу во все направления. Ряд дошкольных заведений практикует разнопрофильное направление, где малыши рисуют, плавают, изучают языки.
  5. Советы участкового педиатра, которые рекомендуют на свое усмотрение.

Профессионализм педагогов имеет огромное значение и смягчает адаптацию к детскому саду для юной детской психики.

Предварительная подготовка обеспечит успех!

Каждый родитель заблаговременно знает, что будет прибегать к детсадовскому опыту. Это связано не только с необходимостью выхода на работу, но и подготовкой ребенка к коммуникабельности, свободному общению в социуме и подготовке к школе.

В число обязательных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка к садику, и помочь ему адаптироваться в детском саду специалисты называют:

  • Физическая подготовка и укрепление иммунной системы. Многие дети сразу после первых посещений заведения могут с небольшой периодичностью заболевать. Многоконтактность и нахождение в группе более десяти детишек, увеличивают степень вероятности заболевания. Но если «подстегнуть» иммунитет, то организм будет самостоятельно бороться с вирусами и успешно им противостоять. Для этого достаточно обеспечить ребенка сбалансированным питанием, включить в ежедневный рацион продукты, богатые витаминами. Оздоровление подразумевает обязательные прогулки, гимнастики, управление физических упражнений, исполнение всех правил личной гигиены.
  • Имитация садовской атмосферы. Важно заметить, что малыши не очень видят грань между реальностью и игрой. Поэтому им проще доносить любой информационный ресурс через призму игры. Педагоги отмечают такую тактику одной из самых действенных и правильных. Для начала, необходимо рассказать малышу, что такое детский садик и кто туда ходит. На втором этапе, необходимо вместе с ребенком посетить учреждение. Можно пообщаться с детками, пройти по группам, познакомить малыша с его воспитательницей.
  • Не начинайте поучения с того, что нельзя. Любое нравоучение всегда должно начинаться с правильности поступка. После того, как до ребенка донесен грамотный формат поведения, стоит грамотно расставить приоритеты и объяснить, что произойдет в обратном случае. Дети воспринимают положительный аспект гораздо правильнее, они адекватно воспринимают и искренне верят.
  • Важно оттачивать мастерство в бытовых вопросах и моментах коммуникабельности. Учите ребенка здороваться, знакомиться, общаться, говорить, делиться, жалеть. На бытовом уровне, любое его действие необходимо сопровождать не нравоучениями, а пояснениями: « А после прогулки, мы идем мыть ручки, потому, что…», «Все детки утром чистят зубки, ведь нам нужны здоровые и крепкие зубки…».

Родители в первую очередь помогают малышу адаптироваться в детском саду. Профессионализм воспитателя имеет значение, но для трехлетнего малыша единственным авторитетом остается мама. Какие бы профессиональные вещи не говорила воспитатель, он не услышит и не поймет. Подготовка целостно ложится на плечи мам и пап.

Родительские ошибки не только усложняют процесс привыкания, но и формируют у малышей негативное отношение к заведению в целом. К числу самых распространенных, относятся:

  1. Родительская ложь. Обещая «золотые горы» и не выполняя обещаний, в надежде на забывчивость любимого чада, родители подрывают свой авторитет и делают себя заложниками ситуации. Более того, торг в отношении дошкольного учреждения не уместен в принципе.
  2. Незамеченное исчезновение мамы. Малыша просто заинтересовать. Новая игрушка или занятость других детей чем-то для него не известным. В эти секунды, он отвлекается, даже может вступить в диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно внедриться в процесс, но крошка абсолютно уверен, что его мама рядом. А многие мамочки пытаются воспользоваться моментом и «слинять по тихому». Истерика начнется гораздо позже и стресс у ребенка будет гораздо сильнее, поскольку он убежден, что мама может исчезнуть в любой момент. В последующие посещения, «имея печальный опыт», сын (или дочь) просто «прилипнут» и не поддастся на уговоры.
  3. Долгое нахождение в детсаду. Некоторые родители принимают решение отдавать крошку сразу на целый день. Если это обусловлено выходом на работу, то проблема должна решаться заблаговременно. Привыкать к другому кругу общения, дети должны постепенно. Это давняя практика, которая предусматривает постепенное привыкание (почасовое). Первоначально детей оставляют на один-два часа. Ежедневно интервал увеличивается до обеденного сна. Воспитатели наблюдают за ребенком, но родители остаются в зоне досягаемости телефонного звонка.
  4. Изначально неправильно сформированный режим дня. Стоит отметить, что детсадовская программа включает в себя правильное распределение времени на питание, отдых, развлечения и занятия. Большинство взрослых людей имеют такой опыт. Почему не взять его за основу после появления на свет собственных детишек? Не нужно новаторства, стоит просто слегка «понастольгировать» или спросить у компетентных лиц. Приучая детей к правильному режиму, родители упрощают их привыкание, а для себя готовят приемлемую психологическую площадку.
  5. Правильное «расставание» – важный момент. К нему стоит готовиться заблаговременно. Договоренность должна носить взрослый характер. Нужно рассказать в подробностях, как сложится завтрашний день и расставание будет не долгим. Пока он развлечется с ребятами, мама сходит на работу, решит важные дела, а потом обязательно заберет свою крошечку!

Каждый этап проходить вместе

Быть родителями – серьезная ответственность. Каждый этап в жизни детей требует грамотного участия взрослых. Чем меньше малыши, тем важнее и значимее роль любимых людей для них. Необходимо говорить деткам, что их очень любят. Большое значение имеет тон разговора.

Ругать за его плачь и не желание принимать детсадовские правила – табу и верный знак безграмотного поведения взрослого. Начинать работать следует с себя и своих поступков.

Приняв во внимание все правила, каждая мамочка сможет с любовью лицезреть, как ее «ненаглядное чудо» блистает на подиумах садовского утренника, декламирует стихи или отплясывает с друзьями на концерте!

Источник: https://itissite.com/2017/11/kak-adaptirovat-rebenka-k-detskomu-sadu/

7 условий мягкой адаптации ребенка в детскому саду

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

В этот интересный для меня период жизни единственный вопрос, который занимает меня больше, чем предстоящие роды и жизнь с двумя маленькими детьми, это вопрос про детский сад, а точнее про условия мягкой адаптации в детском саду моего почти двухлетнего Миши.

Как сделать так, чтоб ребенок адаптировался к детскому саду максимально быстро? Как обеспечить ему комфортные условия адаптации? Где подстелить соломки, чтоб избежать лишних переживаний и неприятных эмоций?

Мише сейчас ровно год и 11 месяцев, а сад-школа, который мы ему выбрали, начинается через неделю. Сказать, что я нервничаю – это ничего не сказать.

Учитывая тот факт, что он не привык к англоговорящей среде, проявляет все признаки интровертизма, не очень любит маленьких детей. “You name it!” как говорится.

Но я уже писала в одной из своих статей по поводу отдавать ли и когда отдавать – мы приняли такое решение, теперь вопрос стоит в том, как сделать это максимально комфортно для ребенка.

Кстати напомню, что у меня еще есть статья про то, как выбрать детский сад для малыша – это тоже важный шаг на пути мягкой адаптации.

А вот на днях я наткнулась на прекрасную книгу Анны Быковой (я ее фанат теперь) «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад», прочитала запоем за 2 дня и очень хочу суммировать полученные оттуда знания.

Почему я доверяю Анне и ее мнению?

Потому что она долгое время работала воспитателем в детском саду и потом детским психологом, специализирующимся в том числе и на этом вопросе. Вся ее книга – это реальные примеры реальных детей и их родителей.

Опираясь на эти примеры она дает развернутые комментарии о том, что делать нужно, а чего нет.

И пусть я не со всем согласна, в целом я считаю это очень хороший способ извлечь максимум информации по теме при минимуме временных затрат.

Мои выводы

Как обычно, я не хочу пересказывать книгу, я хочу сформулировать и структурировать основные мысли, оставшиеся у меня после прочтения, чтобы запомнить и применить.

Таким образом, в моем представлении, работа по адаптации и подготовке должна идти в 2 направлениях, причем именно в таком порядке:

1) подготовить родителей, то есть самих себя, морально и настроить позитивно

2) подготовить малыша, помочь ему осознать и принять новый опыт

Итак,

Условие 1
Осознать, что садик действительно необходим

Это реально непростой вопрос, если кто-то из родителей не ходит на работу в офис, или есть бабушки, которые могут присмотреть за деткой. Вроде ж можно не напрягать ребенка, побыть с ним дома…

И вот здесь, как я понимаю, начинается корень всех проблем. Если садик – не необходимость, а «попробуем, не понравится, перестанем», то он точно не понравится, и ребенку там будет плохо, и адаптация будет проходить медленно. Потому что если мама плачет, папа грустит, бабушка бьется в истерике, то малыш так тем более думает что-то типа «какого хрена??»

Вопросов обычно не возникает, если в садик ходить надо, и других вариантов нет. Тогда никто вроде и не спрашивает, нравится или нет, потому что просто надо. И удивительно, но Анна говорит, что такая позиция неизбежности – повседневности – ожидаемости – предсказуемости делает привыкание легче, и в садике становится реально интересно скорее.

Условие 2
Быть готовым к слезам

Слезы и истерики при расставании – это совершенно нормальная реакция. Ну было бы странно, действительно, если б малыш с радостью сразу отпускал маму и бежал к мало знакомой тете и детям.

Кстати бывает и такое, но все-таки в большинстве случаев ребенок от 1,5 до 3-х лет все-таки будет плакать. Поэтому надо себя морально подготовить к этому и не рыдать в ответ, хотя бы при ребенке.

Кстати чем спокойнее мама, тем легче малышу.

Но нужно отличать плач при расставании от непрекращающегося плача в течение долгого времени. Я из книги сделала вывод, что максимум возможно 20 минут плача. Если больше – прошу воспитателя звонить и забираю в этот день. Завтра новая попытка.

Условие 3
Уходя уходить

Важно быть готовым морально оставить ребенка и уйти. Не подсматривать из-за угла, не устраивать долгих проводов со слезами и обнимашками, а желательно в спокойном тоне объяснить малышу, что сейчас уходишь, вернешься тогда-то, любишь очень сильно, все будет хорошо. И все, счастливый путь.

Анна также настаивает на том, что в самом помещении детского сада (в группе) малыш сразу должен оставаться один, без мамы. Потому что если мама в той же комнате, то с чего вдруг ребенок будет общаться с какой-то другой тетей?

Анна в книге расписывает достаточно подробную схему идеальной адаптации, где мама с малышом сначала вместе со всеми гуляют во дворе, на следующий день мама на 10 минут отлучается, потом отлучается подольше и т.д. и т.п. Но в самом саду (в помещении) малыш сразу остается один, маму туда не пускают. И пусть время тоже постепенно увеличивается, но сразу без мамы.

ОЧЕНЬ важный нюанс: никогда не исчезать незаметно. Это очень грустно и плохо для психики ребенка, он реально верит, что мама где-то рядом, и надеется, что вот-вот и она появится. А она не появляется.

Это рождает неуверенность и может вылиться в то, что малыш вообще перестанет отпускать маму куда-либо.

Поэтому надо честно, пусть и через слезы, попрощаться и обязательно сказать, когда придешь (после игры/обеда/сна).

Условие 4
Быть готовым к агрессии и истерикам

Малыш может начать выпускать пар. Анна настаивает, что это тоже нормально. Вроде был милый прекрасный малыш, а тут пришла мама и «Остапа понесло»: истерики по любому поводу, бросание предметами, укусы и т.д.

На самом деле ребенок так сбрасывает стресс: весь день он был зажат, вел себя в соответствии с правилами коллектива, старался и просто морально устал. И вот наконец-то пришла мама, а с мамой можно и пар выпустить.

А еще и проверить, действительно ли она любит его любым.

Ну и конечно понятно, что не надо ругаться и уж тем более наказывать в ответ. Надо спокойно останавливать «насилие», давать возможность выразить свои горести плачем, обнимать, целовать, рассказывать что-то интересное, отвлекать. Примерно в таком порядке.

Кстати тут интересный лайфхак: когда говоришь, что что-то нельзя, надо сразу показывать, что тогда можно. Например, нельзя кидаться машинкой в маму, но можно машинку с грохотом спустить с лестницы, пусть будет огромный «бабах» – и нервы успокоили, и мама цела осталась

Источник: http://www.happymamaquest.com/7-usloviy-myagkoy-adaptacii-rebenka-v-detskom-sadu/

Быстрая адаптация ребёнка к детскому саду

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Вопрос адаптации ребёнка к детскому саду, часто волнует родителей малышей, которые совсем недавно стали посещать сад. Слёзы, после ухода мамы или папы, частое явление, особенно если ребёнок мал.

Как подготовить ребёнка к посещению детского сада и какие ошибки, затрудняющие адаптацию, совершат родители, читайте в статье.

Как приучить ребёнка к детскому саду без слёз и истерик

Существуют определённые хитрости, воспользовавшись которыми, вы сможете избежать множества проблем, связанных с адаптацией ребёнка к детскому саду.

  1. Выберите члена семьи, который будет водить ребёнка в детский сад. Лучше, если это будет папа, так как с мамой у ребёнка более тесная эмоциональная связь и ему труднее будет с ней расставаться. (проверено лично, работает:))
  2. Дайте малышу с собой его любимую игрушку. Эта вещь будет ассоциироваться у него с домом и даст ему чувство защищенности.
  3. Постарайтесь водить малыша в сад ежедневно, так он быстрее привыкнет к новым условиям.
  4. Вечером, забирая малыша из садика, не нужно задавать ему вопросы: «Понравилось ли тебе в саду? Хочешь ли ты пойти сюда завтра?», — скорее всего, малыш ответит отрицательно, что заставит и вас и его беспокоиться. Лучше спросить его: «Что ты сегодня кушал? В какие игрушки играл?», — эти воспоминания обычно не вызывают отрицательных эмоций и у родителей есть шанс подбодрить ребёнка словами: «Какие замечательные игрушки есть в детском саду. Вот тебе повезло». Ваш положительный настрой обязательно передастся ребёнку.
  5. Дома старайтесь не поднимать тему детского сада. Дайте ребёнку психологическую передышку.

Причины, затрудняющие адаптацию ребёнка к детскому саду

Возможные причины, которые могут затягивать процесс адаптации ребёнка к детскому саду:

  • Незнакомые люди, окружающие малыша в течение дня, могут вызывать у него страх и нежелание посещать сад;
  • Ребёнок не может самостоятельно кушать, ходить в туалет, одеваться хотя бы частично. Желательно привить все эти навыки до посещения дошкольного учреждения. Так малыш не будет чувствовать себя беспомощным.
  • Психологическая неготовность самих родителей к тому, что их ребёнок находится вне дома. Это может выражаться в чрезмерной опеке мамы или папы. Чувством вины, за то, что отдали своего малыша на целый день «чужим людям».

На самом деле, это является одной из главных проблем, из-за которой адаптация ребёнка к детскому саду может затянуться на долгие месяцы!

Как справиться с сомнениями и чувством вины за то, что пришлось отдать ребенка в детский сад

Большинство родителей, отдающих своих детей в дошкольные учреждения, сталкиваются с довольно сильным чувством вины из-за того, что оставляют их надолго с «чужими тетями», не могут уделять много времени им, из-за постоянной занятости на работе.

Причем мамы и папы зачастую переживают из-за разлуки с собственным чадом больше, нежели он сам; из их уст можно услышать множество сомнений о правильности своего решения: «А вдруг ему в садике будет плохо без меня?», «Что, если воспитатели не станут проявлять должного внимания к моему ребенку?».

Возможно, вам будет интересно Агрессивный ребёнок — Лучшие рекомендации родителям

Малыши, внимательно наблюдающие за состоянием родителей, не упускают возможности и начинают активно пользоваться своим «бедственным» положением: пускают в ход различные способы воздействия и на без того несчастных родителей – устраивают истерики, льют крокодиловы слезы у дверей детского сада, жалуются на то, как им непросто там приходится. Однако воспитатели в один голос заявляют, что дети успокаиваются ровно тогда, когда за мамой закрывается дверь.

Нельзя сказать, что ребенок устраивает подобные показательные истерики исключительно с целью манипуляции, он действительно испытывает неприятные чувства в момент расставания с любимым родителем, однако, было бы неправильно утверждать, что ему очень плохо в саду, ведь его там ждут друзья, интересные занятия.

Отсюда главный совет – по возможности сократите по времени сцену расставания с ребёнком.

Неплохо было бы придумать короткий, незамысловатый ритуал прощания – «воздушный поцелуй», «трепание по голове», «крепкие объятия», после которого вы должны незамедлительно уйти, даже если ребенок бьется в истерики или цепляется за вас.

Будьте уверены, что благодаря подобному родительскому «хладнокровию» ребенок не получит лишнюю дозу «переживаний».

Откуда берется чувство вины у родителей

Его начало лежит в образе «идеальной мамы», который каждая женщина создает для себя, и изо всех сил старается ему придерживаться. Конечно, определение «хорошая мать» у каждого своё.

Но это, безусловно, мамочка спокойная, любящая, понимающая и принимающая, умеющая договориться со своим ребенком, не позволяющая себе повысить голос на него, стремящаяся провести много времени со своим любимым малышом и удовлетворить любые его потребности, до того, как они будут озвучены.

Ко всему прочему у «идеальной мамы» всегда хорошее настроение, ее отличает веселый нрав, жизнерадостность. Она всегда вкусно накормит, знает, чем занять ребенка, хорошо ведет хозяйство, является примером во всем, включая порядок в доме, заботу о близких, трудолюбие на работе.

А теперь представьте эту, воображаемую «супер-женщину», разве она не напоминает робота? Много ли представительниц прекрасного пола подходит под все эти критерии? Ответ будет отрицательный.

Ведь мы живые люди, испытывающие всякого рода чувства, даем разные эмоции на каждую ситуацию, переживаем. А со сколькими потерями и разочарованиями нам приходится мириться всю жизнь.

Поэтому перестаньте изводить себя постоянными сомнениями и сопоставлять с другими «хорошими родителями», которые, по вашему мнению, лучше, заботливее, внимательнее вас.

Возможно, вам будет интересно Подробная инструкция как женщине повысить самооценку и уверенность в себе

Большинство женщин стремится реализоваться в роли матери, ведь материнство заложила в нас сама природа.

Однако современные женщины редко ограничиваются этой ролью, и чаще всего стараются состояться и в других сферах (в профессиональном плане, ведении хозяйства, рукоделии, бизнесе), при этом именно работа и дом отнимают больше времени и требуют ответственности, сосредоточения.

А в итоге мамочки начинают винить себя за то, что много времени проводят на работе, а постоянная занятость вынуждает их отдавать своих детей в дошкольные учреждения.

Если вы относите себя к женщинам, которые физически не могут долго сидеть дома из-за своей чрезмерной, активности и вас не удовлетворяет роль домохозяйки — прислушайтесь к себе.

Ваш малыш не сможет почувствовать себя счастливым, рядом с мамой, у которой постоянно подавленное настроение из-за невозможности терпеть каждодневную домашнюю рутину. Вас может удивить или даже порадовать следующий факт, но мамочка и малыш, проводящие в компании друг друга 24 часа в сутки, утомляются от этого.

В этой ситуации вынужденное расставание идет на пользу отношениям «мать и дитя», усиливая любовь и привязанность. А ребенок начинает больше ценить родителей, их внимание, заботу и любовь.

Как справиться с чувством вины и своими сомнениями

  1. Важно понимать, что в посещении детского сада есть свои плюсы, ведь ребенок:
  • приобретает опыт общения со сверстниками, другими взрослыми, развивая тем самым коммуникативные навыки;
  • формирует социальный интеллект (учится правильно оценивать ситуацию, искать оптимальные решения);
  • готовится к школе (в игровой форме учится писать, читать, выполнять элементарные арифметические действия);
  • занимается творчеством и всесторонне развивается (рисует, лепит, поет, танцует);
  • получает возможность проявить свою самостоятельность;
  • учится придерживаться определенного распорядка, режимных моментов;
  • знакомится с правилами поведения, становится более дисциплинированным.

Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – Инструкция для родителей

Остаётся только добавить, что специалисты, которые будут проводить много времени с ребенком, заниматься развитием и обучением, смогут вовремя выявить сложности, и направить за консультативной помощью к логопеду, психологу, врачу.

  1. Попросите воспитателя, предоставить вам возможность в течение дня заходить в садик и украдкой проверять, чем занимается ваш малыш, и как он себя чувствует. Убедившись в том, что чадо отлично проводит время, он доволен и счастлив в детском саду, вы перестанете чувствовать за собой вину.
  2. Внутренняя убежденность в том, что вы сделали все правильно, делегируя ребенка в дошкольное учреждение, уверенность в том, что садик пойдет на пользу, помогут преодолеть чувство вины, а также трудности, с которыми вы столкнетесь в первые месяцы, когда ребенок будет приспосабливаться к новой обстановке. Как известно, в адаптационный период ребенок находится в состоянии психологическом и эмоциональном напряжении, и лучшее, что может сделать любящая мама, это посвятить свое свободное от работы время ребенку, уделить ему больше внимания в это непростое для него время. Порой достаточно просто побыть рядом, пока сын или дочь с увлечением чем-то занимаются.
  3. Оцените опыт разлуки с ребенком. Помните, что у малыша еще отсутствует привычка находиться без вас продолжительное время. Пока ребенок будет находиться в детском саду, он очень соскучится, наберется положительных эмоций и впечатлений, и в результате будет с нетерпением ожидать вашей встречи, чтобы поделиться новым опытом, переживаниями, разделить с вами радость или обиду. Давайте ему возможность высказаться. Постепенно вы будете убеждаться, что чаду хорошо в детском саду, и ваши сомнения растворятся, будто их и не было, а общение станет более интересным, насыщенным, но не вынужденным как раньше. Вам придется привыкнуть к тому, что пришло время и вашему ребенку нужно стать более самостоятельным, и менее зависимым от вас, и даже менее нуждающимся в вашей безграничной любви и привязанности.
  4. Постарайтесь претворить в жизнь принципы «полного разделения». Отводите для домашних дел, работы специальное время. И, наоборот, когда ребенок приходит из детского сада, и вы решаете посвятить свое время совместным играм или занятиям с ним, создавайте такие условия, при которых посторонние люди, дела, работа не будут мешать вашему общению. Ситуация, когда мама, играя со своим чадом, постоянно отвлекается на телефонные звонки, просьбы домочадцев, проверяя каждые пять минут электронную почту (чтобы вовремя ответить работодателю), только обостряет чувство вины, а мысль о том, что «даже 15 минут в день не получается уделить собственному ребенку, просто «съедает».
  5. Справиться со своими сомнениями вам помогут рассуждения о том, что побудило вас отдать ребенка в детский сад. Возможно, возникли финансовые трудности, предложили хорошее место работы, вами движет усталость: сложно оставаться родителями 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Если уважительная причина будет найдена, значит, вы все сделали правильно, и у вас нет другого выхода, кроме как, справиться с собственными переживаниями. Ведь любая мама желает исключительно добра своему чаду, выбирая для него только лучшее. И если она поступила так, а не иначе, значит, это лучшее, что она может дать на данный момент.

Возможно, вам будет интересно Детская ревность при рождении второго ребёнка в семье

  1. Помните, что маленькие дети чувствуют изменения в настроении мамы и легко улавливают ее эмоциональное состояние, и если даже мысль о том, что ребенок начнет посещать детский сад навевает на вас тревогу, печаль или любые другие негативные чувства, то скорей всего ребенок будет испытывать похожее состояние, начнет демонстрировать свое нежелание идти в данное учреждение. Поэтому очень важно позаботиться в первую очередь о себе, разобраться с собственными чувствами. Перестаньте «переносить» собственные страхи и волнения на кроху, смешивать свои переживания и его. Должно прийти осознание того, что у чада могут быть иные чувства, отличающиеся от вашей реакции на садик. Нелишним будет обратиться за помощью к близким, психологу — они помогут справиться с переживаниями. Когда вы начнете совершенно спокойно и свободно общаться на тему детского сада, можете смело отдавать ребенка туда.
  2. Вспомните собственный опыт посещения дошкольного учреждения в детстве. Если же он был негативным, то немудрено, что вам будет сложно расставаться с малышом: вас не будут покидать мысли о том, что ребенок в подобные моменты испытывает те же чувства, что и вы когда-то. Постарайтесь даже в ваших тяжелых воспоминаниях найти положительные моменты: возможно, в детском саду вы познакомились с девочкой, которая осталась вашей подругой на долгие годы, или научились рисовать.

Заключение

Адаптация ребёнка к детскому саду может пройти хорошо, если внимательно отнестись к своему ребёнку и к себе. Постараться как можно спокойнее провести это время. Обычно ребёнок привыкает к детскому саду в течение 1 месяца. Если малыш не адаптировался к детскому саду и после года, стоит обратиться к специалистам.

Источник: https://algebrazhizni.ru/adaptaciya-rebyonka-k-detskomu-sadu/

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком.

Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду,будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других – хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка.

Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность.

Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я – мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать сюрприз для ребёнка из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

Советы по здоровью

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду.

Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение.

Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно.

Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада.

Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно.

Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи – набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала – на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры – вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду.

Самое главное – если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то режимные моменты (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит.

Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить.

Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения – огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать – он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше.

Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт.

В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения – это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников.

Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года.

Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.