История кухни в именах

История кухни: от костра до кухни-студии / Sibdom.ru

История кухни в именах

Привычка людей собираться вокруг очага повелась с глубокой древности. Весело потрескивающий огонь не только обогревал племя и отпугивал хищников, но и помогал приготовить пищу.

Когда вместо того чтобы ютиться в пещерах люди стали сооружать себе дома, очаг по-прежнему остался местом притяжения всех домочадцев, вплоть до наших дней, изменившись до неузнаваемости.

Теперь это стильная кухня-студия.

Из всех помещений дома кухня стала самым теплым, уютным и обжитым местом. Большая печь, расположенная в центре жилища, служила первым этапом в его строительстве — вокруг нее, как по бокам от некоего стержня, воздвигались стены.

Как и в первобытные времена, очаг до XVIII–XIX века был многофункциональным элементом жилого пространства, до такой степени важным, что обитатели дома проводили рядом с ним больше всего времени.

Печь по-прежнему грела дом, служила при этом спальным местом и сушилкой для одежды, у ее теплого бока на большой кухне семья трапезничала или коротала вечера за работой по хозяйству.

Случалось, в этом помещении пережидал морозы мелкий скот, молодняк и домашняя птица, словом, кухня во многих хижинах и избах традиционно занимала все пространство дома без деления на комнаты либо преобладающую по площади территорию жилища.

Другой принцип планировки помещений бытовал в домах состоятельных людей, не мыслящих жизни без прислуги. Зона приготовления пищи была изолирована от господской половины особняка, чтобы кухонные запахи не приникали на территорию хозяев, куда блюда допускались уже готовыми. Для основных трапез предназначались вынесенные в отдельную комнату столовые.

И в самом деле, не зря кухня большого дома находилась на «черной» половине, скрытой от барских глаз: здесь большую часть суток не прекращался дым от дровяной печи, чад многочисленных сковород и пар кастрюль, в одном ее углу в лоханях мыли посуду, в другом — чистили овощи, ощипывали птицу, месили тесто.

С раннего утра до позднего вечера это зона утомительного труда, немудрено, что она была максимально удалена и спрятана от жилых помещений.

Несмотря на большую разницу во времени, мировоззрении и мотивах планировки домашнего пространства современная кухня-студия, она же одновременно гостиная, столовая, досуговая комната, кинозал и библиотека, сегодня по-прежнему занимает главное место в доме.

Разумеется, немало этому поспособствовало усовершенствование технических и дизайнерских решений, но удобство полифункционального общественного пространства, где можно проводить много времени, собираться всей семьей и принимать гостей, сейчас вновь ставят во главу угла.

Новая эра кухни

Расстановку сил в кухонном мире изменили новые общественные отношения. С середины XIX века идея оборудовать кухню как удобное рабочее место для готовки овладевает умами многих прогрессивно мыслящих американских домохозяек.

Долой кухонное рабство, мечтают они, и вслед за американским прообразом маленькой компактной кухни, срисованным с корабельных камбузов, с начала 20 века на свет появляются один за другим несколько проектов практичной кухни с продуманной эргономикой.

цель инженерных расчетов и исследований — облегчить повседневный труд женщины, сэкономить ее усилия и сократить пройденный по кухне «километраж». Это расстояние определяют с помощью нитки, привязанной к ноге домохозяйки, фиксируют схемы перемещения по кухне и вычисляют оптимальную расстановку мебели.

Не будем забывать о появлении в 1920-е годы электрической плиты, это изобретение произвело маленькую революцию в планировке помещений для приготовления пищи.

Все передовые проекты поначалу воплощались в основном на бумаге — немного нашлось смельчаков, готовых отказаться от вековых традиций обустройства жилья ради облегчения женской домашней работы. Как водится, прогрессу помог случай.

С окончанием Первой мировой войны послевоенная Германия стала интенсивно наращивать производство, и в 20-е годы XX века государству пришлось задуматься о расселении рабочих семей с невысоким уровнем доходов в специально спроектированные съемные жилища.

Австрийский архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки подсчитала с секундомером, сколько времени у хозяйки обычно уходит на кухонные дела, и предложила оригинальное решение — ограничить функционал кухни лишь приготовлением пищи, для чего хватило помещения площадью 6,4 кв. м.

Проект компактной кухни, оборудованной стандартными бытовыми приборами, получил название «франкфуртской кухни» и вошел в историю благодаря тому, что был растиражирован на 10 тысяч квартир Франкфурта.

Кстати, судя по эргономике пространства, 6-метровая кухня в нашей «хрущевке» тоже могла считаться оптимальным местом для готовки в небогатой советской семье. Вслед за изменяющимися требованиями к условиям жизни кухни перестроечного периода увеличиваются до 9 кв.

м, но этой площади по-прежнему недостаточно для комфорта. Сейчас во многих новостройках, в том числе и панельных домах экономкласса, кухни увеличивают до 12–16 кв.

м, но это не предел — монолитная технология и уверенный спрос на рынке позволяют включать в проекты домов повышенной комфортности кухни-студии большой площади, фактически просторные территории общественного назначения взамен морально устаревших кухни и гостиной.

Пример тому — свободные планировки в домах компании «Монолитхолдинг», позволяющие жильцам выстроить свое жизненное пространство по собственному усмотрению, без оглядки на прежние стандарты отдельных кухонь.

В отличие от сегодняшнего положения дел, франкфуртская кухня 20-х годов прошлого века была предельно компактной: в одном торце был вход, напротив — окно, по длинной стороне располагалась электрическая плита, а на противоположной стене — ряд шкафов для кухонных принадлежностей. И мебель, и оборудование для готовки очень рационально продуманы с точки зрения организации работы и не только стояли максимально близко друг к другу — всем модулям назначили одинаковую высоту, кроме того, разделили традиционный буфет на две части: нижний шкаф с рабочей поверхностью, заменяющий стол, и верхний навесной шкаф. Именно так выглядел прародитель современных кухонных гарнитуров, и все, что предлагают сейчас мебельные салоны, по сути представляет собой более совершенные и модные вариации на ту же тему.

Каждая эпоха предъявляет свои требования к обустройству жилья, и нынешние кухни несравнимы с узкими тесными помещениями тех лет, своего рода клетками домашних обязанностей.

Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на проект планировки кухни-студии в жилом комплексе «23–20»: зона готовки устроена компактно, буквально не сходя с места можно достать продукты, помыть и порезать их, сварить или поджарить, сервировать ужин, благодаря отсутствию стен в это время между делом не прекращая смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с близкими или друзьями.

Не правда ли, портрет современной домохозяйки, свободной от утомительного труда, гостеприимной и общительной, далек от франкфуртского понимания роли женщины в семье так же, как расходится видение кухни в разные времена?

Прообраз и современный облик кухни-студии

Спустя примерно десятилетие новомодные кухонные модули завоевывают рынок, вытесняя стремительно стареющие отдельно стоящие шкафы и горки.

Производители кухонной мебели не жалеют сил и фантазии в стремлении удивить покупателя выбором: гарнитуры от пола до потолка или обустроенные вокруг раковины, со множеством выдвижных ящичков и дверок, накрытые общей деревянной столешницей, иногда отделанной плиткой, стали хитом продаж и получили название «шведской кухни».

Еще раз переосмыслить место кухни в доме помогла усовершенствованная в 80-е годы ХХ века конструкция вытяжки. Новый прибор избавил фронт кулинарных работ от неотъемлемых спутников стряпни — чада и пара.

Без них замкнутая площадь кухни потеряла смысл, и на новом витке кухонной истории мощная вытяжка позволила вновь отказаться от стен, отделяющих ее от прочих зон жилья.

Хорошо забытая открытая кухня становится модным трендом — теперь ее объединяют с гостиной и столовой, а называют это триединство студией.

«Практически все наши клиенты просят включить в дизайн-проект квартиры кухню-студию, объединенную с гостиной, — делится опытом руководитель дизайн-студии „Да Винчи“ Юлия Быкова.

— И если на половине объектов для этого приходится сносить межкомнатные перегородки, то в остальной части квартир, преимущественно в новостройках, мы работаем над дизайном кухни-студии в уже готовом для нее пространстве, не отвлекаясь на перепланировку, — за нас такую конфигурацию помещений предусматривает застройщик.

Сегодня люди не отказывают себе в комфортных условиях жизни и с удовольствием повторяют в своих домах традиционные для Запада принципы организации интерьера».

По словам Юлии Быковой, на объединяющей кухню, гостиную и обеденную зоны территории возникает единая среда общения, когда взрослые могут готовить и отдыхать, уделять при этом внимание детям или гостям, тогда как в противовес ей в квартире существует закрытая личная зона — спальни, детская, кабинет.

Собственно зоне приготовления пищи отводится лишь около трети общего пространства — меньше, чем занимала бы отдельная кухня, но лишенная перегородок общественная зона квартиры кажется гораздо просторнее и свободнее тех же по площади помещений, поделенных стеной. Зонирующая роль отводится теперь модным декоративным элементам, не «съедающим» метры квартиры, — полкам, стойкам для аудио-видеотехники, открытым этажеркам, нитяным шторам, даже зеркалам. Иногда границей кухни служит мебель — столешница, барная стойка или так называемый остров — элемент кухонного гарнитура поодаль от стены, в окружении свободного пространства.

Кухня-студия — лицо дома

Поскольку кухонная мебель и оборудование вышли в общество и больше не прячутся скромно в маленьком закутке, они попадают в поле зрения архитекторов и дизайнеров, с чьей помощью кухонный гарнитур приобретает роль важного декоративного элемента интерьера парадной части квартиры.

К концу прошлого века сформировался продиктованный минимализмом стиль кухонной мебели, где лишние детали, идущие вразрез с эстетикой, гармонией и чистотой общего облика, маскируют дверцы и раздвижные панели.

Тщательно спрятанная в недрах шкафов бытовая техника не выдает функциональности модульной группы, и достойная места в гостиной кухня утрачивает явную связь с процессом приготовления пищи, обретая вид абстрактного арт-объекта.

Как рассказали в красноярском салоне «Галерея мебели «Италия», сегодня на пике популярности модульные серии кухонной мебели, особенно удобные в формате кухни-студии, когда мебель служит границей зон помещения.

Спросом пользуются кухни в стиле классика и модерн с округлыми формами фасадов и столешниц, стильными декоративными элементами.

Производители не забывают о том, что качественная кухонная мебель должна быть не только эффектной, но и практичной, ее дверцы теперь открываются под углом 180 градусов, достаточно легкого нажатия — это обеспечивает механизм Push-pul.

Выбор бытовой техники настолько велик, что для гарнитура любого размера и конфигурации легко найти подходящие устройства, будь то компактные и безопасные встроенные или же, наоборот, выставленные напоказ приборы ультрасовременного дизайна, блестящие хромированной сталью.

Новый планировочный стандарт

В ответ на современные общемировые тенденции обустройства жилья проектировщики и строители вносят свою лепту в новый стиль жилья в нашем городе.

Понятие жилья повышенной комфортности предполагает внимательный, взвешенный подход собственников квартир к интерьеру, ведь привлекать к его разработке дизайнеров уже стало хорошей традицией, а это возможно лишь в случае, когда еще на этапе проектирования застройщик представляет себе потребности будущих жителей дома, их вкусы и запросы.

К примеру, в своих строящихся объектах компания «Монолитхолдинг» не навязывает новоселам стандартного расположения кухни, не зажимает их в конструктивно заданных неизменяемых узких рамках, а предлагает жильцам полную свободу творчества.

Для начала воспользоваться ею можно виртуально: с помощью веб-приложения на сайте жилого комплекса «23–20» любой пользователь превращается в архитектора и волен одним движением «мыши» сносить одни стены квартиры и строить новые. Программа тут же визуализирует изменения в интерьере. Свободная планировка — неоспоримое преимущество монолитных домов, и в компании готовы по максимуму использовать ее возможности ради удобства красноярцев.

Современные проекты учитывают желание людей расширить кухню, совместить приготовление пищи с ее употреблением и отдыхом, ведь привычка собираться всей семьей за трапезой, одновременно общаться и смотреть телевизор насчитывает не один десяток лет.

Так, в жилом комплексе «23–20» четыре квартиры на этаже, три «двушки» и однокомнатная, предоставляют хозяевам большой простор для творческих поисков в обстановке объединенной кухни и гостиной. Зона готовки в них по проекту располагается вдоль одной из стен кухни-студии.

Только в трехкомнатной и одной из двухкомнатных квартир на этаже кухни спроектированы в отдельных помещениях площадью 12,57 кв. м, да и то деление это условное: границу кухни и соседних помещений обозначают ненесущие межкомнатные перегородки.

Согласно принципу свободной планировки собственники вольны организовывать пространство квартиры по своему усмотрению, и неудивительно, что многие признали выгоды совмещения зон кухни и столовой и отказались от стен в пользу зонирования просторного помещения мебелью.

В ходе истории отношение человечества к кухне менялось.

От почетного места в центральной части дома ее свели к тесному подсобному помещению, но с улучшением жилищных условий людей кухня вновь отвоевала свои позиции — она снова олицетворяет домашний очаг, где готовят, трапезничают и принимают гостей.

Это признают теперь архитекторы и дизайнеры, их стараниями, заботой и фантазией такое многофункциональное помещение воплотилось в современном образе парадной респектабельной кухни-студии, достойной гордости хозяев жилья и доброй зависти гостей.

Зоя Зимина

© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

Источник: https://www.sibdom.ru/journal/985/

История современной кухни – 0. Задумка

История кухни в именах
dborДавно я хочу написать серию материалов об истории современной кухни. Кухни, в смысле – помещения и мебели. Да всё как-то не соберусь. И история-то не сильно сложная: 4 женщины, двое мужчин и одно решение европейских чиновников.

Меня интересует эта тема.

Современная кухонная мебель – это самое жесткое, что есть в наших интерьерах, планировка кухни – всегда привязана к типовому плану дома и зависит не от желаний хозяйки, а от расположения труб, сливов, подводок газа и прочей инфраструктуры. Как-то странно получается.

Вроде – всё есть, а работать неудобно.

Красиво вроде? Аккуратненько?

Современная кухня. Нижние шкафчики, перекрытые единой столешницей, фартук, верхние шкафчики. Все шкафчики закрыты дверками. Плиты и раковины – врезаны в столешницу. Высота – 85, глубина – 60. Холодильник тоже глубиной 60. Обязательная вытяжка. Всё – из ламинированных древесно-стружечных плит, которые практически невозможно скрыть никаким дизайном. Даже массив пилится в этом стандарте. Всё – по конским ценам.

Вот как тут готовить? Где?

Да. Мы привыкли к современным кухням. И выбора нет. Невозможно купить никакую иную кухню – их просто нет на рынке. Современная кухонная мебель форматирует наше сознание также, как ограничения Power Point форматируют наше говорение. Мы не понимаем, что можно сделать удобнее.

Мы не думаем о том, что особенности готовки каждой семьи требуют логичного изменения привычного пространства, а не наоборот.

В общем-то, так было всегда. Большие, сильные, занятые мужчины не особо задумывались, хорошо ли маленькой праздной женщине на кухне.

Люди, державшие прислугу, во все времена на кухню даже не заглядывали – это была «людская» территория. Исключением являлись толко рестораторы (в силу необходимости забот о прибыли), да владельцы замков – в силу общей хозяйственности.

Так и живем, подстраиваясь под мебель, не задумываясь, а почему она именно такая, откуда она взялась и кто её придумал. Об этом и хочу рассказать.

История создания современной кухонной мебели связана с именами разных людей, живших в разных странах и в разное время. У каждого из них были свои причины думать об устройстве домашней кухни. И разные возможности. Ну, да по-порядку. Начну с Катарины Бичер. Смотрите следующий пост)

The American Woman's Home, конечно же, не о кухне, а о том, как правильно устроить семейную жизнь в доме и дом этот поддерживать, то, что американцы называют «housekeeping», а мы – «домоводство». Подобные книги в это время появлялись в разных странах, и не по одной.

Достаточно вспомнить нашу Елену Молоховец, которая восемью годами ранее опубликовала свою книгу «Подарок молодым хозяйкам». Однако, Катарина Бичер была единственная, кто подошел к проблеме жизни семьи комплексно, включая её инженерные аспекты.

И уж, совершенно точно, что она была единственным автором, которая опубликовала свое видение кухни, как помещения, с характеристиками мебели, систем вентиляции, водоснабжения, систем хранения, эргономики, санитарии и прочего.

Давайте рассмотрим поподробнее «кухонную тему» книги. Не будем затрагивать главы, посвященные здоровому питанию и питью, а также поддержанию чистоты в доме и на кухне. Посмотрим на кухню, как помещение.

Вот так представляла Катарина домик американской семьи ближайшего будущего. Он мал, но чрезвычайно подробно продуман ею.Поэтажный план. Пробежимся по плану?

(Я тут перевод английских надписей поставил, красным, и всякие стрелочки; в общем, красное – это мои пояснения.)

Итак: кухня 9х9, и комната для готовки с плитой – 7х9. Футов, естественно. В метрах это будет 7,5 квадратных метра и 5,85 квадратных метра. Итого, 13,3 квадратных метра на всё помещение. Кухня отделена от «горячей зоны» стеклянными раздвижными дверями – для того, чтобы отсечь запахи готовки и одновременно пропускать свет.

Из «горячей зоны» идет лестница в подвал.

Большая часть подвала занята некухонными пространствами, это колодец и цистерна для воды, печь для обогрева дома, плита для кипячения воды для стирки, сушилка для белья, стол для глажки, туалет, дровник и угольный ящик, шкаф для белья, сливные отверстия для воды.

Кухне посвящены три шкафа: «холодный», для овощей, для фруктов и других припасов. А также «dumb waiter» – кухонный лифт. Обратите внимание, что обе наружные двери в подвальный этаж – стеклянные – для освещения. Возвращаемся на первый этаж.

Кухня. Два узких высоких окна (на плане – в левой части). Они освещают четыре кулинарные зоны, которые обозначены как «мука», «готовка», «сушка» и «мойка». По бокам и всему пространству выше расположены открытые полки. В левом углу расположены помпы, подающие воду в мойку.

Их две не потому, что это горячая и холодная вода, а потому, что одна подает колодезную, а другая – дождевую воду. В правом верхнем углу расположен запирающийся шкаф.

Это отголосок жизненного уклада, когда в доме было много прислуги – наиболее ценные вещи, типа столового серебра и наиболее ценные продукты, типа чая и специй закрывались на замок, чтобы не воровали.  Выйти из кухни можно в оба крыла дома, через боковые двери.

«Горячая зона». Ну, плита, естественно. Открытые полки. Посудный шкаф. И, под загадочной аббревиатурой «D.W.» – кухонный лифт (я долго не мог понять, что это – «drinking water», «dish washer», «dry white», «danger warning», «drywall», «dear wife», пока не посмотрел план подвального этажа; ну, не ожидал я лифта в доме, в котором нет даже горячей воды).

А вот – единственная поясняющая картинка из книги. На ней показана стена с окошками. Мы видим единую столешницу, стандартизованные способы хранения продуктов, открытые полки, подвесы для мелкой утвари. Кажется, что столешница наклонена, на самом деле – она параллельна полу. Просто – художник такой попался)

Как бы то ни было, а это – практически современная кухня. Она значительно отличается от  «викторианских», для которых были характерны большие площади, отдельно стоящая мебель, огромная, пустая середина помещения, передвигаемые вспомогательные столики, закрытые шкафы, удаленность от столовой.

У Катарины всё наоборот: маленькая площадь, всё привинчено к стенам и полу, полки – открытые, мебель – сдвинута и объединена, всё на своем месте, логично и обоснованно. В тексте она подробно описывает как общие принципы, так и детали. Так, некоторые столешницы – переворачиваются, на одной стороне режутся овощи, на другой – мясо.

Вот – мелкие приспособы, для хранения и переноски предметов.

Но детали – вторичны. Первична – сама задумка – нового быта, нового пространства.

«In contrast to this, in most large houses, the table furniture, the cooking materials and utensils, the sink, and the eating-room, are at such distances apart, that half the time and strength is employed in walking back and forth to collect and return the articles used» – пишет Катарина (она говорит о том, что в традиционных домах ходьба между различными точками, связанными с готовкой и приемом пищи, перенос вещей туда-сюда, занимает половину времени готовки). Я хочу обратить ваше внимание на эту фразу, потому, что пройдет более 50 лет и измерение шагов на кухне станет предметом научного изучения.

Современные комментаторы замечают, что идея кухни, которую придумала Катарина навеяна посещениями корабельных камбузов речных пароходов, которые в то время ходили по Миссисипи. Это конечно же, не так.

Её придумка – гораздо глубже, под ней грандиозный мировоззренческий и технический фундамент, гораздо более мощный, чем простое наблюдение.

Легковесные комментарии отталкиваются вот от этой фразы Карарины: «The cook's galley in a steamship has every article and utensil used in cooking for two hundred persons, in a space not larger than this stove-room, and so arranged that with one or two steps the cook can reach all he uses.» – она говорит, что на камбузах, которые не крупнее этой комнаты и оборудованы примерно также, готовится еда для 200 человек, при этом повар может добраться до любого предмета, сделав пару шагов.

Камбуз на яхте

Необходимо сказать, что при всей разумности и продуманности подходов к организации жилья в целом, и кухни – в частности, проект Катарины Бичер никогда не был архитектурно реализован.

То ли домик показался американцам слишком скромным, то ли работали другие факторы, типа моды или лоббирования в архитектурной среде, то ли сила инерции мышления была слишком высока, но американцы продолжали строить другие дома, с традиционными для того времени «викторианскими» кухнями.

В то время в Америке работало много замечательных архитекторов, но пожалуй, самым известным из них был Эндрю Даунинг (Andrew Jackson Downing). На самом деле, он был ландшафтным дизайнером: он придумал Центральный парк в Нью-Йорке, он делает разбивку парковой зоны у Белого дома и Смитсоновского института в Вашингтоне.

Он – автор первой книги по ландшафтному дизайну, выпущенной в США («A Treatise on the Theory and Practice of Landscape Gardening, Adapted to North America») и образцовой книги по прикладной ботанике («Fruits and Fruit Trees of America»).

Дауниг-парк над Гудзоном сделан его учениками и назван в честь него (он погиб во время пожара на корабле, который шел по Гудзону).

Так вот, в1842 году Эндрю Даунинг издает совместно с архитектором Александером Джексоном Дэвисом (Alexander Jackson Davis) книгу «Cottage Residences», – «Коттеджи» (я никогда не видел издания именно 1842 года, а на последующих изданиях фамилия Дэвиса отсутствует на титульных листах).

Это были красивые проекты в стиле викторианской эпохи, неоготики, иногда – в итальянском стиле. Часто кухни в них находятся на разных этажах со столовыми, проходными в ванную комнату или дровник. Площадь кухонь при этом – большая, что вполне соответствует обычаям того времени.

Там, где это возможно, Даунинг и современные ему архитекторы стараются отдалить кухню от жилого помещения – из за неприглядного вида и запаха. Часто проход из кухни в столовую проходит через небольшие холлы или кладовки, основная суть которых – отделить кухню от комнат двойной дверью и тамбуром.

Ну, посудите сами: вот три фотки, взятые мною наугад.

Кухни нет совсем, но столовая есть. Кухня, видимо, в подвале (он не приводит планы подвальных этажей)

Кухня есть, нет столовой; видимо, накрывали в кабинете (parlour). Обратите внимание на расстояние междй кухней и кабинетом.

То же самое, только кухня – проходная. Из нее идет дверь в ванную и дровяной склад.

Или вот еще пример. Мария Парлоа (Maria Parloa), надеюсь, я правильно произношу её фамилию. Это такой “чернововой вариант” Джулии Чайлд. Мария Парлоа работала в 80-е и 90-е годы 19 века и была, по сути дела, первым поваром в США, получившим страновую известность.

Она организовала первые кулинарные школы, много преподавала и выступала с лекциями. В эти годы она опубликовала кучу книг по кулинарии, домоводству и домашней экономике. Но нас интересует ее grand opus, опубликованный в 1887 году “Miss Parloa's Kitchen Companion: A Guide for All Who Would Be Good Housekeepers.

Boston: Estes and Lauriat”, который неоднократно переиздавался.

Или такое издание:

В этой книге Мария Парлоа приводит свое представление об идеальной кухне. Вот её план:Покрупнее:

Та же кухня; здесь видно, куда ведут двери:
“China Closet” – это посудная кладовка. Проход из кухни в столовую – через кладовку.Вот так это выглядело:Кухни такого вида, типичные для США того времени занимали площадь 200 – 250 квадратных футов (это 18,5 – 23,2 квадратных метра), без кладовок и мест хранения в подвале.

Так они и готовили:Между работами Катарины Бичер и Марии Парлоа – 20 лет. Парлоа работала позже.Давайте подитожим.

Тогда, во времена войны Севера и Юга многим казалось, что светлое будущее наступит завтра – негры и индейцы станут свободными, женщины получат избирательные права и образование, на смену людям придут машины, не станет слуг и господ, пугающие бытовые заботы отступят. Конечно, это случилось, но не так быстро.

Кухни оставались традиционными – большими, с отдельно стоящей мебелью, отделенные от остального дома длинными переходами. Женщина среднего класса вошла на кухню. На ту кухню, в которой раньше работали кухарки и слуги. Впрочем, никто не торопился отказываться от прислуги, кухарок и привычного образа жизни.

Катарина Бичер постулировала “новый кухонный уклад”. Она максимально приблизила кухню к столовой. Она сделала ее маленькой, чтобы не тратить время на лишние передвижения. Она заложила основы кухонной эргономики, которые проявились в системах хранения и расположении предметов “под рукой”.

Она поняла, что кухня требует особого внимания, как инженерное сооружение – отсюда её системы вентилляции, продуманное освещение и стеклянные двери, помпы, подающие воду, лифты, переворачивающиеся столешницы, системы уборки помещения и прочее. Это был новый, смелый взгляд на предмет, опередивший время.

https://www.youtube.com/watch?v=CT9Mc1uOjD0

Несмотря на архитектурное фиаско, работа Катарины Бичер и её сестры – важная веха в истории архитектуры, истории кухни и кухонной мебели.

Замечу, что книга «Cottage Residences» сейчас является библиографической редкостью, а «The American Woman's Home» легко можно купить хоть сейчас – на Амазоне её переиздание  стоит около 25 долларов.

Так бывает)  Катарина всё верно предвидела, всё верно написала, но она заглянула слишком далеко вперед.Вот еще одна её фотка, она мне больше нравится:
Продолжение, надеюсь, последует)

Page 3

?

|

dborЭто – текст моей жены Ларисы, с фейсбука. Неожиданное решение – турдакен наоборот.

“Хочу поделиться перед праздниками. Долго думала про турдакен (или как это называют в России индоуткоцып). Но фаршированная индейка – это много для нашей семьи, а запечённая утка – мало.

Вот к чему в итоге пришла. Если взять утку, вынуть из неё кости, положить внутрь такого же бескостного цыплёнка (я бескостную шкурку натерла солью и обжарила на сухой сковородке, чтобы прижарить шкурку), а ещё внутрь немного индейки (в итоге хватило двух голеней), каждый слой мяса переслоила смесью вяленой клюквы с рубленым пеканом, всё это завернуть рулетом и перевязать, то получается отличное праздничное блюдо. Из плюсов – можно сделать заранее (свернутый рулет лежит в холодильнике сутки-двое легко), не надо никаких соленадов-маринадов (просто натереть мясо солью – перцем-любимыми травами), достаточно для большой компании, если останется, то утром отлично в холодном виде, утиная кожа выжаривается и предохраняет весь рулет от засыхания. Единственное – надо следить, чтобы вода была в противне, иначе вытекающий из клюквы сладковатый сок карамелизуется.”

Источник: https://dbor.livejournal.com/16250.html

AMCD | ИСТОРИЯ КУХНИ

История кухни в именах

О рационализации труда хозяйки заботились мало: печь в одном углу, стол в другом, полки с кастрюлями в третьем… В процессе готовки женщины метались по всему помещению, буквально наматывая километры.

История развития кухни, как предметного дизайна насчитывает чуть более 100 лет. За это время в этой области произошли не просто изменения  – настоящая революция.

Всего за полтора века домашнее кухонное пространство пережило свой самый революционный период развития – от простого подсобного помещения до высокотехнологичной и весьма привлекательной части дома. А ведь именно женщины способствовали созданию такой кухни, какую мы привыкли видеть сейчас – грамотно спланированной, функциональной и комфортной для работы.

До конца 19 века кухня была совершенно утилитарным местом в доме. Это было местом для приготовления еды. В домах она всегда размещалась в дали от жилых комнат и была изолирована.

В русской избе кухни не было как таковой. Это была часть жилой комнаты, разделенная печкой. Можно сказать, что это было первым open space или living room… Это пространство уже тогда имело элементы декора и первые предметы кухонной мебели.

Полвека спустя в 1913 году тему рационализации кухни поднимает Крестин Фредерик (Christine Frederick). В 1913 году, в Американском журнале Ladies Home Journal появляется её колонка, посвященная рационализации и модернизации домашнего хозяйства.

Кухонные шкафы стали делится на нижние, стоящие на общем цоколе и навесные. Все на одной высоте и одинакового размера.

Проходит совсем немного времени, и к середине 30-х годов предложенная идея кухонных модулей окончательно вытесняет отдельно стоящие шкафы и горки.

Каталоги полнятся обилием разных вариаций кухонных гарнитуров: как правило, все шкафчики теперь накрыты общей столешницей, деревянной или отделанной плиткой.

Благодаря этим нововведениям женщина тратила меньше времени на кухонную работу и могла дольше трудиться на фабрике или в офисе.

На сегодня это один из крупнейших реализованных проектов. Только во Франкфурте было построено более 10 000 квартир с подобными кухнями, которые вошли в историю под названием «франкфуртских».

Несмотря на критику, связанную с теснотой помещения, проект имел коммерческий успех и позволил обеспечить доступным жильем многих из тех, кто в нем нуждался.

Идея компактной кухни, оборудованной стандартными бытовыми приборами, была впоследствии подхвачена Америкой и Японией.

Продолжательницей идеи об “идеальной кухне” стала Лилиан Гилберт. Она родилась в Окленде, штат Калифорния.

В 1900 году, окончив Калифорнийский университет, она получила степень бакалавра, а затем и магистра английской литературы.

В октябре 1904 года Лилиан Моллер вышла замуж за американского инженера и исследователя Фрэнка Гилберта. Вместе они создали не только прочную семью, воспитав 12 детей, но и успешный творческий и бизнес-тандем.

Планировка американского дома середины-конца 19 века дает нам возможность увидеть, что кухня расположена удаленно о жилых комнат. Так же отдаленно находиться и ванная комната, рядом со стояком водоснабжения. Санузлы в то время не принято было располагать в доме.

В том, как в настоящее время выглядит современная кухня, есть бесспорная заслуга Лилиан. Она ввела в обиход понятие «рабочий треугольник» и создала первые макеты кухонных гарнитуров линейного типа, используя личный опыт, зарисовывая перемещения по кухне всего своего немалого семейства.

Результатом ее работы являются образцы практичной кухни и первые мобильные элементы, созданные по всем законам эргономики.

Лилиан Гилберт также дополнила несколько существующих изобретений небольшими, но гениальными деталями, разработав полки на дверце холодильника, усовершенствовав дизайн консервного ножа и добавив к мусорному ведру ножную педаль.

Мысль о том, что надо что-то менять в самой обстановке, первой пришла на ум Катарине Бичер (Catharine Beecher). Свои соображения она описала в книге по домоводству, вышедшей в 1843 году.

Там же она разместила картинку идеальной так называемой «модельной кухни»: маленького компактного помещения с рядами навесных шкафчиков, где все под рукой и легко управиться в одиночку. Идея была списана с пароходного камбуза – мисс Бичер любила пароходные прогулки по Миссисипи. А в 1869 г.

вышла совместная книга сестер Бичер — «Дом американской женщины», где они продолжили развивать тему рационализации кухонного пространства.

Катарина Бичер (1800—1878) и ее проект «модельной кухни», подсмотренный на камбузе парохода.

Катарина Бичер (1800—1878) и ее проект «модельной кухни», подсмотренный на камбузе парохода.

Обложка книги и опубликованный в ней план идеальной кухни от Кристин Фредерик (1887-1970).

Помимо рекомендаций по быстрому и качественному мытью посуды, она много пишет о планировке кухни. И это не просто теории: миссис Фредерик организует целую лабораторию, где изучает перемещения хозяек по кухне с помощью нитяного длинномера (к ноге испытуемых привязывается нить, длина которой измеряется в конце дня или одного рабочего процесса).

В результате миссис Фредерик доказывает, что при более продуманной планировке кухни и делении ее на зоны: готовка, мытье, хранение, — хозяйка может сэкономить чуть ли не полкилометра шагов в день.

 Кристин Фредерик (1887-1970). И ее модель кухни.

Лилиан Эйлер Гилберт (1878 -1972) и книга о Психологии в менеджменте.

За свою долгую жизнь (93 года) талантливая Лилиан Гилберт внесла бесценный вклад не только в историю развития кухонного пространства, но и стала одной из самых знаменитых женщин-ученых Америки.

Все наработанные идеи в 1926 году выливаются в первый типовой проект функциональной кухни — так называемую “франкфуртскую кухню” архитектора Маргарет Шуте-Лихоцки (Margarete Schütte-Lihotzky).

Она уже узнала о системе научного подхода к затратам времени на рабочем месте и задумалась о том, как жилищное строительство может сократить работу домохозяйки.

Маргарет взяла секундомер, просчитала время, требующееся на разные кухонные дела, и поняла, что из-за нерационального устройства кухонного пространства много времени теряется зря.

Чтобы больше не было этих потерь, она и спроектировала свою “франкфуртскую кухню”, умещавшуюся на площади 6,5 кв. м, состоявшую из модульных секций и не имевшую ни одного пустующего квадратного сантиметра.

Кухня была разработана для домов типовой застройки во Франкфурте. Несмотря на малые размеры кухонь в домах 1.87×3.44 в них удачно вписались вся необходимая мебель и оборудование — плита, мойка, рабочий стол, шкафы. Все расчеты были сделаны исходя из средних размеров женщины на тот период времени – рост 150 см.

Электрическая плита располагалась вдоль одной из стен , а вдоль другой — шкафы для посуды и иных кухонных принадлежностей. С одного торца был вход в помещение, на другом — окно во всю ширину стены. Эта кухня предназначалась только для приготовления пищи. Небольшая ширина не только позволяла сэкономить площадь, но и минимизировала количество шагов, которые нужно было сделать хозяйке.

В 1969 году  появился запатентованный компанией DuPont искусственный камень Corian, из которого можно делать бесшовные поверхности любых размеров. Очень скоро он станет излюбленным материалом для кухонных столешниц, позволяя создавать самые разные комбинации, которые смотрятся как единое целое.

Усовершенствование кухонной вытяжки в 1980-х годах позволяет не отделять теперь кухню в закрытое помещение. В обиход входит кухня-студия, объединенная со столовой и гостиной. Теперь и на многие годы вперед кухня не просто помещение для готовки, но и объект престижа.

В 80-е годы 20 века впервые появились глянцевые лаковые фасады.

В 1988 году, то есть всего 29 лет назад, был представлен дистанционный профиль (безручечна  система) на кухне.

Грета Шутте-Лихотски родилась в конце 19-го века в Вене. Она стала первой в Австрии женщиной, получившей архитектурное образование. Находясь под большим влиянием стиля “баухаус” и лично – патриарха “баухауса” Вальтера Гропиуса, Маргарет создавала интерьеры, состоящие из простых прямых линий.

Еще во время учебы Шутте-Лихотски получала призы за свой дизайн. Она училась у Оскара Штрнада, который был одним из первых венских архитекторов, которые занимались строительством домов для рабочего класса.

Архитектор Маргарет Шуте-Лихоцки (1897-2000) и придуманная ей “Франкфуртская кухня”.

В Советском Союзе взяли на заметку идею массового домостроения. Но оставив неизменной высоту самого дома, увеличили количество этажей с 4 до 5, тем самым уменьшив высоту потолков.

Так же, не смотря на то, что размеры кухни были высчитаны, а кухонные приборы расставлены с учетом законов эргономики, в Советском Союзе этот проект кухни кардинально изменили. Оставив неизменной только площадь  самой кухни – 6 кв.м.

Но изменив ее пропорции и сделав ее квадратной, был потерян весь смысл, так как именно параллельная планировка кухни была и до сегодняшнего дня считается самой эффективной.

Причем, если площадь квартиры увеличивалась соответственно количеству членов семьи, проживающей в квартире, то площадь кухни оставалась неизменной…

Планировка “Франкфуртской кухни” придуманной Маргарет Шуте-Лихоцки.

Планировки типовых квартир в Советском Союзе в 60-е годы 20 века.

В послевоенные годы американцы развернули кухню и сделали её угловой. Появились полуострова и барные стойки. Мягкие угловые диваны. Зона употребления пищи.

Появляются элементы дизайна – открытые полки, угловые полки.  Обязательно должно было быть одно место для сидячей работы хозяйки – это выдвижная полка без нижнего ящика.

В начале 90-х годов 20 века произошла очередная революция. Появляются шкафы с большими размерами по ширине. Теперь шкафы могут быть не только 60 см, но и 90 см и 120 см. В настоящее время рекорд по ширине равен  240 см.

Основным моментом, который позволил изменить нашу жизнь – это объединение кухни и гостиной, что дает возможность всем членам семьи общаться не только за столом во время приема пищи, но и во время её приготовления.

В 60-е года 20 века появляются массивные рамочные деревянные фасады. Для немцев – это традиционные кухни. Но некоторые до сих пор считают , что  это классические фасады.

В послевоенные годы кухни продолжают меняться, но только с эстетической стороны. С появлением новых материалов, фасады начали менять цвет и материал. В 1950х годах кухни становятся цветными. На смену дереву приходят пластик, нержавеющая сталь, анодированный алюминий. Но говорить о дизайне еще рано. Не отстают и бытовые приборы – из утилитарных предметов они становятся украшением кухни.

Впервые появляется встроенная техника! А ручка становится элементом дизайна. Встроенная профильная ручка системы 6006 появилась в 1962 году.

В конце 60-х годов, когда немецкие компании сделали всё с технической стороны для создания современной и удобной кухни, появляются итальянские фирмы и вносят свой вклад в эстетику кухни. 

В 1967 году на выставке в Ганновере впервые был представлен кухонный  остров.

В 1969 году общеевропейский комитет вводит единые стандарты для кухонных модулей: высота нижних шкафов — 85 см, глубина — 60 см, глубина навесного шкафа — 35 см и т. д. Теперь производители начинают экспериментировать в основном с материалами и отделкой, не затрагивая габариты шкафов.

Современная кухня по-прежнему в процессе развития. В дизайне и технологиях постоянно появляются новые материалы и приборы, применяется новая гамма или ставятся эксперименты со стилем. Камень, песок, кожа, стекло или  бетон..? Сейчас нет никаких ограничений! Только фантазия!

Компания AM&CD готова помочь реализовать все Ваши мечты!

2006 г. В Милане прошла выставка “Salone del Mobile. Milano”. На ней был представлен проект ультра современной кухни архитектора Заха Хадид. Проект имел кричащее название: “Z.Island”. В качестве основного материала в проекте использован искусственный камень Corian компании DuPont. Кухня выполнена моноблоком с полностью интерактивной стеной для хранения.

Кухонный блок обладал мультимедийным оборудованием, позволяющим выходить в интернет, слушать музыку и создавать особую атмосферу на кухне посредством центральной панели управления.

В инсталляции было два “островка” – один с функцией “огонь” для приготовления пищи, другой – с функцией “вода”, а также модульная система для хранения продуктов и настенная конструкция со встроенными звуковыми и световыми устройствами.

Источник: https://www.amcd.pro/history-kitchen

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.