Искусно об искусстве: ребенок в музее

Содержание

Искусство + дети. Как изучать историю искусства с ребенком? + полезная шпаргалка

Искусно об искусстве: ребенок в музее

Наташа Кайя

Наш автор Наташа Кайя (книга «Играем в искусство») знает, как заинтересовать детей искусством. И сегодня она делится полезными советами. Слово Наташе.

Итак, вы решили приобщить ребенка к прекрасному, но не знаете, как к этой задаче подступиться. Для начала избавьтесь от сомнений, мешающих сделать шаг вперед.
За время работы в области искусства я часто сталкивалась с тремя типичными предубеждениями: искусство появляется из ниоткуда по прихоти художника, искусство скучное и искусство недоступное. Подчеркиваю, это предубеждения.

Предвосхищая сомнение начинающих изучение искусства, я написала три небольших пояснения:

1. Искусство это язык. Это художественный язык, на котором можно говорить и который можно понимать. Искусство решает определенные задачи, а не снисходит на художника в виде вдохновения или творческого порыва.

Сначала у художника появляется идея, затем он переводит ее на язык художественных образов с помощью техники, композиции, выбора определенного вида искусства, цвета и т.д.

Чтобы оценить произведение во всей полноте, нужно разобраться, как внутреннее (идея) связано с внешним (произведением, выполненном в некотором материале).

Разворот из книги «Играем в искусство».

Для наглядности приведу пример из истории искусства.

Он связан с появлением стиля барокко. Контекст: XVI век, у католической Церкви проблемы из-за Реформации, власть пошатнулась. Задача: показать могущество и силу католической Церкви, ее богатство. Задача понятна.

Какое решение? Художественное решение: огромные масштабы, динамичность и стремительность в композиции и рисунке, буйство красок, накал эмоций и любовь к кульминационным моментам в историях, обилие рельефов, резьбы и золота. Роскошь во плоти.

Впечатляет? Конечно!

2. Искусство доступно всем, вопрос только в глубине восприятия.

Первый уровень, базовый, — узнавание объектов (например, вы видите, что на картине изображены люди в комнате, у одного из них есть крылья, а в вазе стоит букет белых лилий).

Второй уровень — вы можете определить сюжет, жанр или направление, то есть поставить это произведение в ряд других (например, вы опознали в картине именно сюжет «Благовещение»).

Третий уровень профессиональный — вы можете поместить произведение в контекст (например, это не просто «Благовещение», а это работа художника Симоне Мартини, который работал в традициях поздней готики, хоть и был современником Джотто, потому что тогда в Сиене… и так далее). Вы находитесь как минимум на первом уровне восприятия искусства — то есть оно доступно и вам тоже.

3. Искусство это весело! Главное — превратить изучение в игру.

Как изучать искусство с ребенком дома?

Для начала определитесь, какими ресурсами для изучения вы обладаете. Самый минимум — интернет, время и большое желание. В ресурсы также входят: художественные альбомы дома или в библиотеке, детские занятия по истории искусства, музей. Идеально, если вы сможете сходить в музей и посмотреть произведения вживую.

Как рассказывать детям об искусстве. Шпаргалка-подсказка Наташи Кайя. Кликните по картинке — и она откроется в полном размере.

Должен ли взрослый разбираться в искусстве, чтобы изучать его с ребенком?

Желательно, но не обязательно.

С какого периода или с каких художников начать знакомство с миром искусства?

— Выберите, изучаете ли вы русское или зарубежное искусство. 
— Выберите одно направление или одного художника. В первое время придерживайтесь своего выбора, чтобы не запутаться. 

Лучше начинать с классического искусства (до ХХ века). Отлично подойдут передвижники или мирискусники. В зарубежном искусстве удобно начинать тоже с классиков — например, с постимпрессионистов. И начните с фигуративного искусства (изображен окружающий мир в узнаваемом виде). 

Как подготовиться к изучению искусства с ребенком?

1. Почитайте хотя бы немного об эпохе и художнике. Попробуйте найти пару интересных фактов, которые наверняка останутся в памяти вашего ребенка.

Например, мирискусник Александр Бенуа всю жизнь собирал коллекцию детских игрушек и хранил ее в разбросанном по комнате виде, чтобы игрушки были в естественном для них состоянии.

2. Постарайтесь найти фотографию художника, его мастерской или его в компании друзей — детям проще говорить о конкретном человеке. И так художники запоминаются лучше! 

3. Соберите несколько репродукций картин, которые вы посмотрите с ребенком (подойдет художественный альбом или распечатки из интернета).

Приступаем к изучению

Поиграем в искусство?

1. Немного расскажите ребенку об эпохе (Тогда были телефоны, самолеты, телевизоры? А огромные магазины? А на чем передвигались? Где жили?). Можете опираться на собственные знания.

Свои рассказы о художниках начала ХХ века я обычно начинаю словами: «Во времена, когда не было телевизоров, смартфонов, планшетов и жвачек, когда появились первые автомобили и лампочки были редкостью, жил-был художник..».

Все, в глазах ребенка этот художник превратился в почти былинного персонажа, а сказки — это всегда интересно!

2. Покажите ребенку фотографию художника, его мастерской или его друзей. Обсудите внешний вид художника (А сейчас люди так одеваются? Как думаешь, какой у него был характер?). Задайте ребенку такой вопрос, чтобы он мог на минутку перевоплотиться в художника (Покажите походку этого художника. Как он красовался перед зеркалом в этой шляпе? Какой у художника был голос?)

3. После этого самое время познакомиться с произведениями.

Основной принцип

Начинаем обсуждение с того, что сделано, затем как сделано, а в завершении пытаемся понять, почему сделано именно так. То есть через простой анализ пробуем отгадать, как идея художника связана с конкретными техническими приемами.

Страница из книги «Играем в искусство».

Примерный план обсуждения произведения:

ЧТО:
— Что ты видишь? (например, люди, вещи, природа и пр.)
— Что происходит? (например, люди бегут, едят и пр.)
— Видел ли ты еще похожие произведения? (например, видел другие натюрморты).

Задайте дополнительные вопросы, чтобы ребенок пофантазировал на тему произведения.

Например, такие: Что было до или после события, изображенного на картине? Чей это завтрак? Чья эта комната? Где такая природа?

КАК (о технике художника):
— Красиво/некрасиво
— Похоже/непохоже
— Спокойно или динамично
— Какие линии (прямые, острые, упругие и пр.

)
— Много ли различных цветов?
— Видны ли мазки?
— Картина с глубоким пространством или кажется плоской?
— Какое настроение в картине? (мрачно, возвышенно, радостно и пр.

)

В завершении переходим к десерту — пришло время поиграть в искусство и заодно запомнить увиденное.

Примеры игр в искусство

1. Мозаика
Распечатайте картинку на формате А4 и разрежьте ее на квадратики. Перемешайте их. Нужно собрать картину по принципу обычной мозаики. Можно наперегонки.

2. Угадайка
Распечатайте 8-10 картинок произведений и напишите искусствоведческий диктант. Показывайте ребенку картинку 3-5 секунды. Он должен написать название произведения. Можно устроить соревнование среди детей: кто дал больше правильных ответов, тот победил.

Из книги «Играем в искусство».

3. Рисование по памяти
Это задание можно превратить в конкурс для детей. Покажите картинку примерно на 10 секунд. Спрячьте. Обсудите, кто что запомнил. Каждый пробует по памяти нарисовать композицию картины. Кто больше вспомнил, у кого больше сходства — тот и выиграл.

4. Перевоплощения
— Попросите ребенка повторить позы персонажей.
— Как и о чем говорят герои?
— Какая походка у персонажей?

Эксперимент. Ради интереса запишите свои впечатления от художника (или направления) и через некоторое время после начала изучения истории искусства вернитесь к этим записям. Изменится ли ваше восприятие этого художника (или направления) по мере накопления знаний по истории искусства?

Обложка поста: шпаргалка Наташи Кайя.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/04/23/iskusstvo-deti-kak-izuchat-istoriyu-iskusstva-s-rebenkom-poleznaya-shpargalka/

Как познакомить ребенка с искусством: первые шаги дошкольника

Искусно об искусстве: ребенок в музее

Искусство и живопись в частности — развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие.
Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию?

«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве». Франсуаза Барб-ГалльЛучше.

Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором.

Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной.

В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.

С чего начать знакомство ребенка с искусством?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет. Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.

Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета.

Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра.

К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту.

В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями.

Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.

Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.

Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса.

Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

  1. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
  2. Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные  техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
  3. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Когда пойти в музей?

Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …».  И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом.

Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции. И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов. Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии.

Поделюсь своим опытом. Наше первое посещение музея состоялось, когда Игнату было около двух лет. Ровно на 15 минут ребенку хватило внимания рассматривать картины и находить по моему заданию предметы, животных. Потом сыну стало интересно лечь посреди зала и смотреть на картины именно из этого положения.

Мне ничего не оставалось, как стоять рядом и не мешать человеку наслаждаться прекрасным.

В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.

После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.

С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?

Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.

Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи.

Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.

В статье «Что рассказать о картине» (ссылка на статью) приведен пример беседы/ занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь»

Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.

Карл Павлович Брюллов
Девушка, собирающая виноград

Грез Жан Батист «Избалованное дитя» 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).

Доска, масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. Эпоха Возрождения (Ренессанс).

Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.

Картина «Водяные лилии», Клод Моне – описание

Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.

Воскресный день на острове Дж. Сера

Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.

Эдвард Мунк  Крик.

Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.

Иван Шишкин и Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» (реализм с элементами анимализма)

Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как  авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.

Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.

Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье 1909 год»

Букет цветов в сером кувшине
1908 год

Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали, 1931

«Слоны», Сальвадор Дали, 1948

Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.

Михаил ВрубельЦаревна-Лебедь. 1900

Модерн (Густав Климт,  Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.

Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр

Некоторые техники живописи

Масляная живопись  - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок.  Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.

Портрет работы Боровиковского

Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.

Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцем (Лита). Эрмитаж.

Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).

Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмаль

Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.

Альбрехт Дюрер «Носорог» (1515 г.)

Анри Матисс

Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.

О.Кипренский. Калмычка Баяуста. Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила/

А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, пастель, дублированный на холст (1810 – 1820 гг.).

Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.

Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. У Чжэнь (1280–1354).

Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.

«Добродетели и закон» Фрески Станца делла Сеньятура

Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.

Звездная ночь (А. Нагайцева, граттаж)

Карнация.  Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.

Пopтpeт Сиджиэмондо Малатесты. П. дела Франческа.

Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.

«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета

Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий.  Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.

Сграффито на греческом доме острова Хиос

Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».

В клеевой живописи для создания красок используют клей (животный или растительный). Такие краски наносят крупными мазками, и они получаются тяжелыми. Чаще всего эта техника использовалась для росписи саркофагов.

Изображение Будды, клеевая живопись (Монголия, XIX век)

Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.

Терри Дюваль Акварель

Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.

Источник: https://Razvivashka.online/blog/privivaem-lyubov-k-iskusstvu

10 топовых книг об искусстве для детей

Искусно об искусстве: ребенок в музее

Как познакомить детей со сложным миром искусства? Кто такой художник и какова его роль в обществе? Как «разговаривать» с картиной, написанной много лет назад? Что хотел сказать современник, взявший в руки кисть? Эти и другие вопросы не дают покоя заботливым родителям. Они все чаще ищут помощи у специалистов, обращаясь к педагогам детских художественных студий, музейным работникам, штудируя интернет и внимательно изучая полки книжных магазинов. Мы подобрали 10 книг, которые помогут родителям рассказать об искусстве детям.

www.materinstvo.ru

Дик Брюна: Миффи в музее

Это раньше в музеях детям было скучно и неинтересно, сплошные «нельзя», «не трогай руками», «не шуми»… К счастью ситуация меняется.

Музейные работники стараются не отставать от западных коллег и перенимают передовой опыт в организации увлекательных музейных квестов, интерактивных игр, лекций, семинаров и прочих «художественно-образовательных примочек», которые постепенно возвращают музеям утраченную популярность среди подрастающего поколения. 

Родителям тоже стоит немного помочь малышам. Чувство прекрасного присуще им с рождения. Между художником и ребенком много общего. Нужно просто почаще оставлять их наедине…

Малышам книга про Миффи будет интересна. Вместе с маленькой крольчихой Миффи мы окажемся в музее. Почему бы не исследовать разные предметы искусства?

Мари Селье: 10 моих первых картин

Книга для самых маленьких. Взрослым не стоит ожидать от нее энциклопедических знаний и серьезных рассуждений об искусстве. Издание с определенной долей юмора: разворот с отверстием, в которое выглядывает фрагмент картины и небольшое стихотворение. 

Угадали, чье произведение зашифровано? 10 картин, соответственно количество «дырочек» увеличивается с каждой страницей. Чего стоят глаза Моны Лизы, хитренько так подглядывающие за читателями… Или КЛАД из десяти звезд-огней Ван Гога.

Квадратный формат, плотная мелованная бумага, твердый переплет — достойное внимания издание.

Мари Селье: 10 картин и красный мяч

Уникальный альбом для малышей. Репродукции произведений М. Шагала, П. Пикассо, А. Матисса, К. Малевича и других откроют свои секреты. Следуйте за красным мячом! Стихи-загадки расскажут о художниках и их картинах.

Курто Сара и Дэвис Кейт: Рассказы о художниках 

Книга с наклейками. Творчество художников-импрессионистов оживает на глазах. Более 100 известных картин! Интересные факты из биографии художников и истории создания шедевров. Балерины Дега, стоги Моне — даже взрослый найдем чем воодушевиться.

Франсуаза Барб-Галль: Как говорить с детьми об искусстве

Книга адресована взрослым. Чтобы ребенок научился понимать и ценить произведения искусства, нужно, чтобы этому научились прежде всего родители!

Материал распределен по возрастам: каждому возрасту присущи свои особенности восприятия, поэтому автор дает рекомендации, но не устанавливает жестких рамок.

 Основной принцип: не каждому возрасту — своя картина, а любая картина — для любого возраста. Просто нужно грамотно преподнести.

 Автор объясняет, как «читать» картину, на что обращать внимание ребенка, как отвечать на его вопросы. Все, опять же, с учетом возраста.

Современные книги по искусству для детей — это не просто учебники, написанные понятным и доступным языком, это удивительные и необычные издания, которые могут помочь взрослым взглянуть на привычные вещи другими глазами. Возможно, поход в музей не будет казаться теперь для вас скучным и бесполезным…

«Голландский интерьер» (издательство ABCdesign, 2016)

www.moscowbooks.ru

Альбомный формат, хороший дизайн. Небанальная раскраска для детей старше 6 лет с фрагментами реальных произведений. На глубокие энциклопедические знания расчитывать не стоит, но полезное времяпрепровождение ребенку обеспечено.

«Айвазовский» (издательство ABCdesign, 2016)

static-eu.insales.ru

Книга аналогична предыдущей. Информационная часть слабовата, но для первого знакомства с творчеством художника этого будет достаточно. Юным морякам наверняка понравится искать различия между фрегатом «Флора» и линкором «Ингерманланд», дорисовывать картины художника, раскрашивать и клеить свой собственный корабль. 

«Мальчик, который укусил Пикассо» (издательство «Арка», 2016)

icanread.ru

Достаточно информативный текст, яркие цветные страницы, много иллюстраций, игра со шрифтами. Книгу приятно держать в руках и рассматривать. Много фотографий и сделанных специально для этого издания детских рисунков. 

www.labirint.ru

Однажды Пикассо укусил мальчик, а Пикасcо … укусил его в ответ. Этим мальчиком был Энтони Пенроуз, автор книги. Семья Энтони дружила с Пикассо, поэтому Тони захотелось рассказать о своем удивительном взрослом друге, который мог и умел делать много интересных вещей.

www.labirint.ru

Мы видим великого Пабло Пикассо глазами ребенка, совершенно иначе начинаем смотреть на его картины, скульптуры, страница за страницей погружаемся в удивительный мир. Узнаем о семье художника, о его окружении, увлечениях.

То, что казалось странным и нелепым начинает оживать, наполняться смыслом. Мы начинаем понимать художника, восхищаемся тем, как он умел видеть интересное и загадочное в простых вещах.

В разбитом горшке он увидел чудную маленькую детку, для которой позже придумал еще и маму с коляской. Машинка стала мордочкой обезьянки.

Писатель с такой теплотой и любовью рассказывает о своем друге, что просто невозможно не полюбить Пикассо.

«Долгие-долгие годы Пикассо продолжал творить. Когда он умер — а ему уже исполнился 91 год, — то оставил почти ДВЕ ТЫСЯЧИ картин, более СЕМИ ТЫСЯЧ рисунков, больше ТЫСЯЧИ скульптур и многое-многое другое. Сегодня его считают одним из самых знаменитых художников в мире… но для меня он навсегда останется моим самым удивительным другом, и я надеюсь, что теперь он стал другом и для вас».

Кристина Бьорк и Лена Андерсон: Линнея в саду художника (издательство «Белая ворона», 2016) 

oz.by

Девочка Линнея — вымышленный персонаж, от ее имени идет повествование. Читатель вместе с ней отправляется в дом-музей Клода Моне. Рассказ о жизни французского живописца сочетается с описанием его картин. Все это приправлено приключениями самой Линнеи.

labirint.ru

Иллюстрации, репродукции картин, архивные и сегодняшние фотографии делают книгу отличным пособием. Такую подачу материала можно взять на вооружение, чтобы интересно преподнести детям любой материал по истории искусств, рассказать не только о Моне, но и о любом другом художнике.

Книга переведена на 30 языков.

Сьюзи Ходж: Почему в искусстве так много голых людей? (издательство Ad Marginem, 2017)

cdn-static-garagemca.gcdn.co

Не стоит бояться названия, это просто провокация, ничего страшного внутри книги нет. Каждая из глав освещает одну небольшую тему, всего их около двадцати.

Почему некоторые картины имеют рамы, а другие выставляются без них? Зачем художники всех времен так часто изображают яблоки и апельсины, а также черепа и голых людей? Бывают ли статуи безобразными?  Надо ли быть умным, чтобы ходить на выставки?

www.knigograd.com.ua

Книга учит задавать вопросы и помогает найти ответы. Ценно то, что темы раскрываются на примерах древнеегипетских росписей гробниц, античных статуй, картин эпохи Возрождения. Почти в каждом случае наряду с «классиками» обсуждаются и произведения, созданные в ХХ‒ХХI веках. 

labirint.ru

Книга Сьюзи Ходж хороша для семейного чтения. Будет понятна детям старше 6 лет.

Книги об искусстве нужны не только для уроков МХК, они — инструмент самопознания. И осваивать этот «инструмент» нужно начинать с детства.

Часто ли вы посещаете художественные выставки с детьми, читаете книги на эту тему, листаете альбомы с репродукциями картин известных художников? Возможно, у вас есть свои советы, как рассказать детям об искусстве интересно и доступно?

Источник: http://rastishka.by/articles/10-topovyx-knig-ob-iskusstve-dlya-detej/

Маленькие искусствоведы: когда вести ребенка в музей?

Искусно об искусстве: ребенок в музее

Некоторые родители, возможно, спросят: зачем вообще ходить в музеи? Прежде всего – ради удовольствия. Очарование природы, красота человеческого тела, застывшие на холсте чувства, игра света и тени… Однако замечать эту красоту, увы, умеют не все.

Быть может, все дело в интенсивном ритме жизни. Но куда вероятнее, что равнодушных к искусству людей в детстве просто не научили понимать живопись или скульптуру. А обучиться этому в зрелом возрасте удается далеко не всем.

Поэтому важно заняться «музейным образованием» ребенка вовремя.

Когда начинать водить ребенка в музей?

Наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к искусству – это 4–5 лет. Раньше вести ребенка в музей классической живописи нет смысла.

Ребенку в возрасте активного исследователя (от 1 до 3 лет), когда ему надо все потрогать, везде залезть, вряд ли подойдет для этих целей Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и иже с ними.

С 4 лет наступает период сюжетно-ролевых игр – и тогда дети в принципе готовы к восприятию музеев.

Речь сейчас не идет о глубоком знании стилей и направлений. Главное, чтобы малышу нравилось простое созерцание и через картину ребенок пытался постичь красоту окружающего мира. Как ему в этом помочь?

Как рассказывать ребенку об искусстве? Помогут полезные книжки

Возможно, вы не являетесь большим знатоком живописи. В этом нет ничего страшного. И если вы не знаете, что и как рассказать ребенку об искусстве, с какими картинами познакомить в первую очередь, вам на помощь придут книги.

Сейчас в реальных и виртуальных книжных магазинах можно отыскать немало хороших изданий о живописи для детей, которые станут удобным подспорьем родителям.

Кстати, чтение таких книг и рассматривание качественных репродукций здорово поднимет культурный уровень не только ребенка, но и мамы с папой. 

Всем известно, что малыши лучше всего запоминают информацию в стихах. Для этой цели идеально подойдут «Прогулки по Третьяковской галерее» Андрея Усачева. Прочитайте стихи об известных картинах ребенку два-три раза, и вот он уже будет цитировать их на память. 

А заодно и картины ребенок запомнит, и имена художников. 

В стихотворной форме несложно освоить и жанры живописи. Можно воспользоваться старой песенкой на стихи Александра Кушнера из мультфильма «Пластилиновая ворона». В ней очень весело и понятно для ребенка рассказывается об основных жанрах живописи. 

Если видишь – на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, – Обязательно картина

Называется пейзаж.

А вот куплет про натюрморт:

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, –

Знай, что это натюрморт.

И о портрете тоже есть:

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, – Обязательно картина

Называется портрет.

А потом, когда ребенок в музее будет уже неплохо ориентироваться в жанрах, можно будет при виде любой картины играть с мамой и папой в веселую игру «Кто первый определит жанр?» Особенно интересно, если мама или папа «случайно» неправильно ответит и даст возможность малышу исправить ошибку. Неужели после этого можно утверждать, что художественный музей – это скучно для ребенка?  

Но вернемся к книгам. Нельзя обойти вниманием книгу известного искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» – там рассказывается, как воспринимают картины дети разного возраста, и на что обращать их внимание.

Время от времени отправляйтесь с малышом в «компьютерный музей»: просто садитесь с ним у монитора и просматривайте репродукции. Есть множество сайтов об искусстве для детей с тематическими подборками картин. Например, можно посмотреть полотна о конкретном времени года, о детях или о праздниках…  И просто поговорите об этих картинах по душам.

Ребенок в музее: первый опыт

Итак, к посещению музея ребенок готов морально. Пусть ваша экскурсия станет настоящим праздником для маленького любознательного человечка. Чтобы именно так и было, воспользуйтесь простыми правилами.

Основной принцип – только положительные эмоции! Ребенку в музее должно быть интересно и понятно то, о чем идет речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии. На какое-то время мама или папа должны стать гидом для своего малыша. 

Это факт
Разговор о правилах поведения в музее необходим. Не давите на ребенка всяческими «нельзя», а спокойно скажите, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать. Объясните, что это придумано для того, чтобы экспонаты сохранились как можно дольше.

Не нужно превращать каждое посещение ребенком музея в ритуал, чтобы это не связывалось у ребенка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз  сообщите малышу о прогулке заранее, может, даже подготовьтесь к ней, посмотрев репродукции картин.

Другой раз загляните с ребенком в музей или на выставку совершенно неожиданно.

Просто, гуляя по городу, скажите: «А давай-ка зайдем, посмотрим ту картину, которая  понравилась тебе в прошлый раз?»  Или: «Ух, ты! Смотри: новая выставка «Наш город в картинах художников»! Давай посмотрим!»

Ребенок в музее: показывайте доступные пониманию сюжеты

Для поддержания интереса ребенка в музее обращайте внимание на понятные ему сюжеты. Самые маленькие «искусствоведы» с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком («как у бабушки в деревне»), фрукты и овощи на столе, море, лес, играющих детей и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневности. 

Конечно, не все сюжеты будут интересны малышу. Вряд ли он станет долго смотреть на многочисленные портреты королевских семей средневековья. Хотя что-то из этого ему тоже можно показать: любопытно ведь, как выглядели короли и королевы, о которых написано в сказках… 

Четырехлетнему ребенку уже можно показать и исторические картины, и бытовые сценки, и картины на библейские, мифологические темы. Рассматривание картины – это же как путешествие на машине времени! Здесь застыли реальные картинки из прошлого, и можно увидеть, как выглядели города, как одевались люди, чем занимались…

Пять лет – лучший возраст, чтобы начать знакомить ребенка с мифами Древней Греции. Ребятишкам не только интересны хитросплетения мифологических сюжетов. Они еще и прекрасно запоминают всю родословную богов и героев. А потом радуются, если видят их в музее и сами узнают сюжет на картине. То же самое можно сказать и о библейской тематике.

Но сначала, если вы еще этого не сделали, прочитайте малышу детскую Библию. Картина не произведет на ребенка должного впечатления, если он не будет понимать, что на ней происходит. Дома можно закрепить полученные знания: посмотреть мультфильм или фильм по «теме», найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию.

4 игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее 

Чтобы малыш не заскучал, поиграйте с ним в полезные игры в музее. Они потренируют его мышление, речь, воображение.

1. Запоминалки 

Предложите ребенку рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует по памяти ответить на ваши вопросы. Например: «Сколько яблок лежит на столе?» или «Какого цвета платье у девочки?» Затем поменяйтесь ролями.

2. Рассказывалки

Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с ребенком подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чем разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ. 

3. Эмоции

Обращайте  внимание ребенка на те эмоции, которые выражают герои картины. Пусть маленький искусствовед постарается определить: герои – какие они? Может, радостные, веселые, счастливые, задумчивые, грустные, обиженные? 

4. Фантазирование 

Развитию воображения способствует абстрактная живопись. Подобные картины вызывают у детей любопытство. Непонятное зеленое пятно может показаться малышу лягушонком, а желтый мазок – Луной. Отыщите на выставке такую «непонятную» картину и спросите ребенка: «Что ты здесь видишь?» Возможно, вы будете удивлены его ответом…

Выход есть!

Важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать, и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребенка на достаточно высоком уровне. И в следующий раз он охотно согласится прийти в этот или другой музей снова, чтобы увидеть что-то уже знакомое или совершенно новое и необычное.

Возьмите за правило всякий раз после посещения музея покупать на выходе открытки с репродукциями картин: ребятишки очень любят всевозможные сувениры. К тому же открытки станут отличной «шпаргалкой» для вас и малыша. Их можно вешать на стены в детской, использовать как закладки.

Или просто коллекционировать, хранить в коробочке. И доставать время от времени, чтобы пересмотреть и вспомнить те самые картины, которые произвели на вас самое большое впечатление. Перебирая открытки, ребенок быстро запомнит и художников, и названия картин.

Для него покупка открыток может стать своеобразным ритуалом и повысит интерес к походам в музей.

Главное, чтобы ребенок понял, что искусство – это вовсе не скучно! И если он под впечатлением от увиденного захочет создать свой собственный «шедевр» – прекрасно! Пусть рисует «копии» с понравившихся картин, пусть творит что-то свое, развивается, умнеет, становится лучше… Ведь именно в этом и заключается основная роль искусства. 

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/stil-zhizni/svobodnoe-vremya/1882/malenkie-iskusstvovedy-kogda-vesti-rebenka-v-muzey

Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили

Искусно об искусстве: ребенок в музее

Сегодня музеи конкурируют не с другими музеями и даже не с телевизором, а с торговыми центрами — там тоже можно гулять и глазеть, а еще получать мгновенное удовлетворение от покупок — это хоть и дороже, но гораздо проще, чем потреблять культуру.

В борьбе с таким серьезным противником музеям приходится вертеться: отказываться от образа «храма знаний», куда просто так не зайдешь, и придумывать новые способы привлечь и развлечь посетителей — от интерактивных экспонатов до занятий йогой в залах.

Теперь музеи возлагают большие надежды на возрастные категории, которые раньше почти не замечали: детей, подростков и пожилых горожан.

«Сноб» попросил создателей программы «Музейный СтарТрек» Татьяну Гафар и Елену Собинову рассказать, как культурные институции привлекают и развлекают самые сложные категории посетителей

Andrii Leonov/Unsplash

Совсем недавно считалось, что детям в музее не место: якобы ребенок обязательно будет кричать, бегать и трогать руками экспонаты, а потом устанет, начнет капризничать и испортит взрослым всё удовольствие. Часто именно так и бывает.

Но теперь интересные детям программы и доступная для них среда — это главный музейный тренд: так они растят свою новую аудиторию.

Ведь если человек с младенчества привык ходить в музеи и связывает с ними приятные воспоминания, он и во взрослом возрасте о них не забудет.

Очаровывать посетителей можно буквально с рождения: в каждом уважающем себя музее есть комната, где можно спокойно покормить младенца, а многие неповоротливые старинные институции обновляют правила, чтобы мамы с колясками тоже могли спокойно ходить по залам, и устраивают для них специальные экскурсии.

Для детей постарше открывают специальные залы с интерактивными экспонатами, где всё (или хотя бы что-то) можно пощупать и подергать.

Первый музей, полностью предназначенный для детей, появился в 1899 году в Бруклине — и сегодня там жизнь кипит: сейчас, например, в музее проводят «медленный фестиваль», посвященный ленивцам и другим медленным животным.

Даже «скучные» музеи классического и современного искусства, которые не строились для детей, уже неплохо умеют с ними общаться: сегодня при каждом крупном музее есть как минимум один кружок для детей, а экскурсии ведут педагоги, которые не дают дошкольникам заскучать. Они не просто читают лекции, а вовлекают детей в разговор — с интересными вопросами, играми, рисованием и даже танцами. 

Для тех, кто просто пришел с родителями, тоже есть развлечения — для этого стоит перед визитом заглянуть в музейный магазин и на сайт.

Там, скорее всего, найдутся рабочие тетради с продуманными короткими маршрутами по экспозиции, музейные дневники, раскраски по мотивам коллекции или листы с заданиями вроде «найди на этой шпалере всех спрятавшихся животных» или «дорисуй человечка Малевича».

Только посмотрите, какую красивую интерактивную карту для детей нарисовали в музее Метрополитен в Нью-Йорке (еще на сайте можно познакомиться с экспонатами — в «машине времени»). 

Markus Spiske/Unsplash

Подростки

Подростки — самая трудная аудитория и для их собственных родителей, и для культурных учреждений. Если ребенка можно увлечь почти любой темой, то к язвительным, застенчивым и во всем сомневающимся тинейджерам нужен другой подход.

Лучше всего это понимают сами подростки, поэтому музеи обращаются к ним за помощью: например, в лондонской Национальной галерее ежегодно собирают комитет старшеклассников, которые изучают работу музея и создают собственные программы.

 

В проектах для подростков часто говорят на сложные темы, связанные с идентичностью, этикой, проблемами современного мира и историческими травмами: музейные экспонаты и произведения искусства могут стать отправной точкой для обсуждения сложных вопросов о мире. Например, в проекте Третьяковки «Суть вещей» две группы подростков с разным бэкграундом изучали и интерпретировали натюрморты XX века из музейной коллекции. 

Лучший способ покорить подростка — оставить его в покое и дать ему возможность заниматься тем, чем нравится.

Зацикливаться на музейной коллекции совсем не обязательно: по вечерам и в выходные во многих музеях проходят лекции, концерты, перформансы и вечеринки, на которые приятно прийти даже тем, кого травмировали многочасовым шатанием по музейным залам в детстве.

А еще подростки — главные любители соцсетей, и музеи под это подстраиваются: теперь вам зачастую не только разрешат фотографировать в каждом зале, но и предложат сделать селфи с экспонатом и выложить под специальным тегом #museumselfie (и даже проведут специальный инстаграм-тур!).

Redcharlie/Unsplash

Пожилые люди

Хотя сейчас музеи — не самое популярное развлечение среди пенсионеров, они хорошо относятся к культурным вылазкам (особенно в компании друзей или семьи), и музеи все больше интересуются именно аудиторией старшего возраста.

Ведь пожилых людей в мире становится всё больше, они здоровее и энергичнее, чем их родители в том же возрасте. Они бурно дискутируют об искусстве, придумывают выставки и ведут экскурсии, причем не только для сверстников, но и для внуков.

В практике западных музеев уже немало трогательных проектов для всей семьи: например, Национальный музей Ливерпуля устраивает мероприятия When I was little («Когда я был маленьким»), на которых бабушки и дедушки вместе с внуками 3–7 лет изучают музейные коллекции.

Пенсионеры часто становятся музейными волонтерами и медиаторами, которые помогают другим людям открывать искусство. А в Швейцарии есть технический музей компании «Заурер», который вообще полностью управляется волонтерами старшего возраста! 

Хотя современные бабушки и дедушки не менее активны, чем молодые люди, музеи поняли, что все-таки полезно учитывать их физические ограничения — и для начала поставить побольше диванов и складных стульчиков.

На этой идее основывается принцип универсального дизайна, который сейчас активно применяют и в музеях: если делать вещи, подходящие для пожилых, детей и людей с инвалидностью, то будет удобно и всем остальным.

 

Christian Regnan/Unsplash

В этом году в Москве запустился первый «Музейный СтарТрек» — это творческая лаборатория для горожан старшего возраста, которая завершится в марте 2020-го.

Организаторы выбрали для первого сезона четыре музея разной тематики: занятия пройдут в Третьяковской галерее, музее-заповеднике «Царицыно», Музее космонавтики и Государственном музее обороны Москвы.

Во всех этих музеях пожилые москвичи смогут не только познакомиться с коллекциями, но и разработать собственные проекты — стать кураторами, медиаторами и экскурсоводами.

«Это эксперимент: мы пока не знаем, какие именно проекты получатся у участников программы, — объясняет начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар.

— Это могут быть выставки, авторские экскурсии, семейные маршруты для походов в музей с детьми и внуками.

Главное — что люди старшего возраста примут активное участие в культурной жизни Москвы и смогут не просто узнать что-то новое о музее, а получить осязаемый результат, которым будут гордиться». 

Присоединиться к группам можно до конца ноября, а узнать больше о проекте — здесь.

Ксения Петрова

Источник: https://snob.ru/entry/185321/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.