Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 1

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

В первый раз в детский сад: что пригодится малышу?

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» — подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

«Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» — жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час.

Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет.

В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе.

Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику.

Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются.

Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» — говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала.

Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости.

Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» — рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 2

Источник: https://viline.tv/deti/article/nerezimnyj-rebenok-kak-priucit-k-rasporadku-dna-cast-1

Я и правила kids: учимся соблюдать правила

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

Запишитесь на первое занятие и получите промокод на скидку

  • С ним просто невозможно договориться?
  • Очень тяжело воспринимает проигрыш?
  • На него жалуются в школе?
  • Он требует к себе «особого» внимания и подхода?
  • Часто обижается или проявляет сопротивление?

Правила помогают ребенку во всех сферах жизни – в учёбе, общении с друзьями и родственниками. Благодаря им, хаос приобретает структуру, в которой происходит развитие, формирование и улучшение разных способностей. Правила помогают избавиться от тревоги, сформировать внутреннее спокойствие и эмоциональную стабильность.

Ребёнку, который не умеет соблюдать правила очень тяжело. 

Ему постоянно кажется, что «его обижают», и вообще «мир несправедлив». В будущем это может привести к формированию низкой самооценки, проблемам с учёбой, в общении с друзами и адаптации коллектива. То есть ему очень сложно буквально повсюду. 

Чтобы помочь ребенку, нужно научить его соблюдать правила. 

  • Умение соблюдать правила повышает уверенность в себе
  • Избавляет от тревог и создаёт ощущение безопасности
  • Правила помогают развиваться и достигать целей
  • Строить отношения и управлять эмоциями.

Как помочь ребёнку подружиться с правилами? 

Для того, чтобы правила вошли в жизнь ребенка и сформировался интерес к тому, чтобы их соблюдать, необходимо понять, для чего они нужны. Ребенок должен знать на собственном опыте, что в результате он приобретет хорошего, и с чем неприятным правила помогут справится.

Сформированное желания ребенка соблюдать правила, делает его жизнь успешнее во всех сферах!

Формат курса:

  • 4 занятия по 1 часу
  • Занятия 1 раз в неделю

Рекомендуем проходить этот курс как отдельную программу или как СТАРТ для последующих занятий. Чтобы в других тематических группах эффективней развиваться, не затрачивая на это время.

  • Понять, для чего нужны правила в жизни
  • Сформировать собственное желание соблюдать и создавать свои правила
  • Научиться лучше общаться и проще адаптироваться в мире
  1. Кто такие правила – зачем они нужны? Мы отправимся в путешествие по разным историям, где существуют правила, а где их нет – узнаем, что из этого получиться. Познакомимся с тем, что появляется благодаря правилам и с чем они помогают справится.
  2. Игры по правилам. Учимся играть по правилам. Знакомимся с собой и своими чувствами, возникающими на разные ситуации в игре, разбираемся, что с этим делать
  3. Развиваемся как игроки. Изучаем возможности и ограничения в играх и ситуациях. Узнаём, что получается благодаря правилам, а где они мешают общему результату. Учимся анализировать, корректировать, обсуждать, договариваться и вносить свои правила.
  4. Правила общения и уважения – границы. Учимся воспринимать себя отдельными, уникальными, индивидуальными, устанавливаем правила на своей территории. Разбираемся, что может произойти, если нарушать чужие правила и что такое уважение.
  5. Все что нужно – это просто соблюдать правила. Узнаем, какие правила есть в окружающей жизни, чему они помогают, и как можно благодаря им одерживать свою победу.
  • Дети поймут, для чего нужны правила, станут спокойнее относится тому, что их нужно соблюдать
  • Смогут лучше концентрироваться на задачах, удерживать тему обсуждения, им будет легче учиться в школе
  • Научатся устанавливать свои правила и воспринимать чужие
  • Поймут, что проигрыш – не катастрофа, а необходимая часть успеха
  • Станут увереннее в себе, смогут найти новых друзей, а конфликтов с окружающими станет меньше
  • Работа на результат: мы выходим на качественно новый уровень
  • Индивидуальный подход к каждому участнику
  • Мини-группы от 4 до 8 человек
  • Мы всегда на связи: по телефону или после занятий вы можете получать обратную связь ведущего об успехах вашего ребёнка
  • Каждый тренинг наполнен практическими заданиями и играми, все навыки отрабатываются легко и естественно
  • Сначала участники в интересной форме ребята получают новые знания, а после в увлекательной игре сразу же применяют их на практике
  • Обсуждая игры, мы вспоминаем реальные случаи и связываем полученный на тренинге опыт с жизнью
  • Мы индивидуально подходим к каждому ребёнку
  1. Для того, чтобы эффективность тренинга была выше, общайтесь с ведущим
  2. Возникли вопросы – задавайте их сразу, всё возможно решить
  3. Проявляйте искреннюю заинтересованность в занятиях ребёнка, узнавайте о том, что было тренинге
  4. Контролируйте (в ненавязчивой форме!) выполнение заданий дома
  5. После окончания программы получите индивидуальные рекомендации тренера

4 занятия по 1 часуПоддержка психолога

Индивидуальные рекомендации по развитию

Условия

  • Стоимость при оплате на месте в день начала пограммы + 500 рублей (при отсутствии аванса)

В стоимость включено: 

  • Занятия в мини-группах по возрасту
  • Материалы для проведения занятий
  • Кофе – брейки в перерывах
  • Диплом участника
  • Обратная связь от ведущего курса для родителей

Способы оплаты

  • Наличными в офисе 
  • Банковской картой в офисе
  • Безналичный расчёт (оплата по банковскому счёту)
  • Он-лайн оплата на сайте (правила приема платежей)

Пропуски занятий:

  • Компенсируются по болезни (с мед. справкой)
  • Варианты компенсации: индивидуальное занятие с ведущим или перенос средств на оплату других услуг центра

Источник: https://www.tren-kot.ru/course/a-i-pravila-kids-ucimsa-sobludat-pravila/

10 золотых правил дисциплины для ребенка

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

Немало современных мам и пап хотят воспитать детей максимально «свободными», уверенными в себе. И зачастую наивно полагают, что малыши такими станут, если будут расти в пространстве без правил.

Между тем вседозволенность вовсе не гарантирует воспитание из ребенка сильной личности. Скорее, наоборот. Если ребенку до определенного возраста все позволяли, он будет считать, что так продолжится и дальше. Но реальность все равно внесет свои коррективы.

Это может произойти в гостях, где ему сделают замечание за некрасивое поведение, или в детском саду.

Безусловно, родители могут до какого-то момента ограждать наследника от суровой реальности (выбрать частный детский сад, в школе записать на домашнее обучение), но все равно, рано или поздно, он с ней столкнется. И ему трудно будет с ней смириться. 

Дисциплина: когда начинать воспитание?

Желательно приучать ребенка к дисциплине как можно раньше, с младенческого возраста. Однако часто взрослые вспоминают о правилах, когда их жизнь с малышом уже напоминает хаос – накапливается взаимная усталость, многие дела «не успеваются».

Причем часто проблемой становятся элементарные режимные моменты (например, прием пищи или сборы на прогулку, не говоря уже о таких «сложных» вещах, как ожидание регистрации в аэропорту).

Когда неумение детей себя вести серьезно осложняет жизнь, тогда зачастую и встает вопрос – уже, к сожалению, ребром! – об элементарной дисциплине. Впрочем, никогда не поздно приучить к ней ребенка.

Начнем с того, что дети… любят дисциплину. Им нравится, когда события идут своим чередом. И чем малыш младше, тем для него это важнее. Правила делают жизнь ребенка предсказуемой, создают чувство безопасности, которое позволяет ему расслабиться и спокойно познавать мир.

Когда мама читает дошкольнику сказку, он готов слушать ее бесконечное число раз, хотя уже знает историю (например, про Колобка или про Золушку) наизусть. И только попробуйте изменить что-то в тексте – сразу же услышите: «Нет, ты здесь забыла…» или «Он сказал по-другому».

В общем, малыши любят стабильность и тех, кто им обеспечит ее.

Однако это не значит, что дети должны всегда «ходить по струнке». Определенная степень непослушания естественна для детей. Тревожный признак – когда ребенок начинает «диктовать» всем свои правила тем или иным путем.

Совет психолога
Признаки недисциплинированности схожи с «протестным» поведением. Оно бывает вызвано конфликтными отношениями в семье или в детском коллективе.

А еще они могут быть результатом гиперактивности ребенка или же, наоборот, следствием его интеллектуальной и «моторной» пассивности.

И потому желательно разобраться в причинах недисциплинированности малыша – это поможет быстрее начать его воспитание в нужном направлении.

В дисциплине главное – система! 

Родителям (впрочем, как и бабушкам с дедушками или же другим членам семьи, живущим с малышом под одной крышей) стоит придерживаться следующих основных правил воспитания.

  • Определитесь, что вы вкладываете в понятие «дисциплина». Может, это прежде всего правила поведения за столом или строгое следование режиму дня. Вспомните свои детские годы и методы воспитания, которые применяли к вам родители. Возьмите на заметку то, что вам кажется правильным.
  • Будьте примером для ребенка. Если вы будете недисциплинированными, то и ваш отпрыск вырастет таким же. Например, готовьтесь к уходу на работу заранее, чтобы не было безумной утренней суеты с поиском кошелька или пропуска. 
  • Не требуйте невозможного. Допустим, малышу, который еще не приучен к горшку, не нужно грозить наказаниями, если кроха не станет на него садиться «уже в ближайшие выходные». Подобные «приказы» могут ранить психику ребенка и привести даже к страху перед «туалетными делами».
  • Будьте последовательными. Вы сами должны придерживаться заведенных в вашей семье правил поведения. К примеру, у вас не принято смотреть телевизор за едой. А малыш настаивает: мол, без мультфильма не буду есть рыбную котлету. Что ж, скажите, не ешь, но знай, что до ужина еды больше не будет. Однако «правило телевизора» должно относиться и ко взрослым. То есть папа тоже не смотрит футбол, а мама – сериал за едой.
  • Используйте заведенный в семье распорядок и ритуалы. Они сами по себе могут обеспечить «нормальное» поведение малыша.  Он, к примеру, и без каких-либо понуканий привыкнет вместе со всеми садиться за обеденный стол.
  • Разъясняйте ребенку границы дозволенного. Не забывайте четко и максимально понятно рассказывать малышу, что можно и что нельзя. Объясняйте причины возможных ограничений (к примеру, почему ему нельзя выходить за пределы детской площадки – рядом дорога, по которой ездят автомобили и т.п.).
  • Выступайте «единым фронтом». Некоторые родители, насмотревшись зарубежных фильмов, начинают играть в «хороших и плохих копов». Это учит ребенка приспосабливаться и манипулировать другими: «Ах, мама не разрешила? Иду к бабушке».
  • Следите, как вы говорите. Тон родительского требования должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет для ребенка труден, а если он произносится сердито, то становится трудным вдвойне.
  • Учитесь спокойно выслушивать ребенка. Пускай и ваш малыш предложит путь выхода из конфликтной ситуации. После такого «разговора по душам» проведите хотя бы некоторое время с ним, почитайте ему, сыграйте с ним в какую-нибудь игру. Это укрепляет отношения, создает доверительность.
  • Не стесняйтесь признавать свои ошибки. Не бойтесь извиняться (пусть даже в слегка шуточной форме) перед малышом, если вы его «в пылу страстей» необоснованно наказали. Но при этом попробуйте объяснить ему, как вы будете действовать в другом похожем случае, и всегда держите это обещание.

Ведите себя по отношению к своим детям разумно, как доброжелательный взрослый, а не как приятель. Панибратство с родителями недопустимо. И всегда помните, что, как сказал кто-то из остроумцев: «Дети – это строгая оценка, выставляемая родителям самой Жизнью!» 

ТЕСТ: Умеете ли вы прививать дисциплину ребенку?

Источник фото: depositphotos.com

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/2575/10-zolotyh-pravil-discipliny-dlya-rebenka

☀ Какие существуют для детей ☀ правила поведения – этикет ☀

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками.

В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность.

А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив.

Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике.

А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д.

А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Особенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ.

Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно.

Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Поведение на улице — правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

    Правила общения для детей

  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

  5. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

    Правила поведения в общественных местах — для детей

  6. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  7. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  8. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

    Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

  9. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/etiket-dlya-detej-pravila-povedeniya.html

Возьми себе за правило… Как научить детей выполнять правила?

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

Никто не сомневается в том, что в семь лет ребенок в силах поздороваться с незнакомым человеком. В небольшой деревне особенно.

По обычаям и традициям нашего народа это должен уметь даже 2-3-х-летний ребенок! Но ведь большинство детей не умеет этого делать! Научиться здороваться, говорить «Спасибо» так же трудно, как научиться писать! Я берусь научить писать ребенка одна, без чьей-то помощи. Но научить ребенка вежливости одна я просто не в силах. Нужна постоянная, терпеливая помощь родителей, наши совместные действия.

Ученики не сразу, но приучаются говорить «Спасибо» за то, что я раздала конверты с геометрическим материалом или буквами, тетради, одолжила ручку, линейку, а я не забываю говорить «Пожалуйста». А когда мама пришьет пуговицу, всегда ли она услышит «Спасибо»?

Не сразу приучим мы бережно обращаться со своими и школьными вещами. Применяю игру «Что рассказал портфель». В начале года провожу игру сама — выбираю владельца вещи.

А ребята сами рассказывают, как живется в этом портфеле тетрадкам и книжкам, уютно ли им в этом доме, нужно ли замолвить за них словечко или похвалить хозяина.

Впоследствии ребята вызываются сами, кто-то сочинит стишок, сказку о своей вещи.

Во втором полугодии даю прямые задания — навести порядок в классе. Ставится ведро с теплой водой в классе, и все дружно вытирают парты и столы. Это первые шаги к тому, чтобы учились «беречь школьное имущество».

 Правило, если его можно «провести через руки», запомнится прочнее. С октября распределяемся по дням недели и вывешиваем график дежурства. Каждый день 3-4 ученика следят за порядком и чистотой в кабинете.

А если они забывают, заболел кто-то или не справляются, то всем классом помогаем им дежурить.

Не может быть, чтобы родители не порадовались такому пункту в Правилах: «Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах». Казалось бы, учителю проще привить эту мудрость, его ведь слушаются больше. Но это неверное представление.

Во время динамической паузы два мальчика испачкали брюки. Дала задание: приведите к завтрашнему дню брюки в порядок! Утром брюки были, конечно, чистыми. После расспросов узнала, что чистота добыта была по-разному. Одному мама ничего не сказала, отпустила гулять, брюки постирала сама.

Другого мама заставила самого стирать, хотя потом пришлось перестирывать.

Конечно, я не раз спрашиваю: «Что ты делаешь дома? Кто моет посуду? Кто забирает братика или сестренку из садика? Кто ходит за хлебом?» Беседы, классные часы на тему правил поведения ведутся постоянно.

Да и видим мы в деревне, кто помогает, а кто просто целый день гуляет на улице. Но и здесь никак не обойтись без родителей.

А мне как воспитателю и учителю приходится в тактичной форме направлять их усилия по пути правильного воспитания, чтобы не стали наши дети только потребителями.

К концу второго полугодия я рассказываю на собраниях не только об успехах в учебе, но и о тех шагах, которые сделал ученик на пути к тому, чтобы стать воспитанным человеком, о том, как он выполняет Правила для учащихся.

А у родителей спрашиваю: «А каковы ваши успехи? Кто из вас приучал ребенка каждое утро делать зарядку? Не опаздывать в школу? Уверены ли вы, что и в ваше отсутствие ребенок садится за уроки вовремя? Привык ли он заполнять свободное время интересными делами»? Приходим к выводу, что эти требования справедливы, и надо терпеливо, изо дня в день, не раздражаясь, учить выполнять эти правила. Немедленных результатов ожидать не следует. По опыту знаю, что только к третьему классу я могу решиться на такой шаг как поездка в город, когда дети прочно освоили правила безопасности и поведения в транспорте, в театре, цирке и других общественных местах. Тогда уж точно буду знать, что ученики моего класса не станут бессмысленно хохотать, кричать, дергать друг друга за рукава куртки, словом, вгонять меня в краску. А на экскурсии в музее — уметь слушать и рассматривать, задавать вопросы, благодарить экскурсовода за интересный рассказ.

Правила для учащихся распределены по ступеням. Самая трудная и самая важная — первая: «Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на уроке». Ох, как это трудно, как трудно и важно всякое начало! Но ведь отсюда, из этого возраста, перекидывается мостик к умениям и делам более серьезным.

В Правилах для учащихся всего девять пунктов, в них программа по поведению на четыре года. Не нужно забывать, что четкие формулировки основных обязанностей ученика позволяют нам, обоснованно оценивать поведение учащихся своего класса. Какая будет оценка, зависит и от родителей, от их участия в этом нелегком деле воспитания.

Правила для учащихся 1-4 классов

  • Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на уроке. Не опаздывай на занятия.
  • Участвуй в труде, делах своего класса, помогай товарищам лучше учиться и трудиться.

  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам и вещам товарищей. Оберегай растения и животных.
  • Ежедневно делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным.
  • Больше читай, занимайся в кружках.
  • Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время.

  • Примерно веди себя в школе, дома и на улице. Здоровайся с учителями, другими работниками школы, знакомыми и товарищами при встрече с ними. Уступай дорогу и место старшим. Соблюдай правила дорожного движения, правила безопасности во время прогулки, игры на улице.

  • Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах. Дружи с товарищами и заботься о малышах.
  • Выполняй требования учителей и дежурных учащихся.

Заповеди первоклассника

Писатель С. Соловейчик, известный многим учителям и родителям своими книгами о воспитании, в одной из них перечислил правила детского общежития. Следуя им, взрослые могут подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников в школе. Попробуйте и вы.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили — дай, попытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.
  • Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителями из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки добросовестно, и тогда отметки будут справедливые.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись! 

Об авторе: Ижбулатова Мухтарама Шагитовна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение Кузяшевская средняя общеобразовательная школа.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/158-1-0-5781

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.