Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

Содержание

Ребенок дерется и проявляет агрессию. Что делать родителям? | Воспитание ребенка

Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

С агрессией ребенка встречается, пожалуй, каждая мама, часто пребывая в растерянности, что делать в такой ситуации.

Если ребенок дерется, может ударить кого-то из близких или домашних животных, рвет бумагу, ломает игрушки, ругается, кричит — это признаки агрессивности, но не причина назвать самого ребенка злым. Чаще всего агрессия вызвана реакцией на какую-то ситуацию, особенно в период кризиса (в 3–4 года, в 6–7 лет и в 13–14 лет).

Родителям важно прочувствовать ситуацию и адекватно к ней отнестись, иначе такая реакция может стать привычным действием, а затем — чертой характера. В любом случае нужно демонстрировать искреннюю любовь и уважение, а также понимание, что причиной агрессии ребенка является страх.

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка?

Как же родителям вести себя с ребенком, проявляющим агрессию?

Для обучения ребенка в возрасте до 4 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультяшного героя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.

Для обучения распознавания эмоций и управления ими необходимо называть свои предположения, как он себя чувствует, а также принимать его состояния: «Вижу, что ты разозлилась!», «Тебе тоскливо? Понимаю тебя» и т. д. Действует простой закон: эмоция, которую ты разделил с кем-то, усиливается, а сила отрицательной — становится слабее.

Если мать или отец отругали детей или кого-то при ребенке, продемонстрируйте, какую досаду испытываете по этому поводу, раскайтесь и попросите прощения. Чем раньше это сделаете, признав, что были неправы, тем лучше. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье.

Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий.

Давно обнаружено, что, когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр.

), он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.

Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу.

Как отвлечь ребенка в момент агрессии?

Что лучше использовать для обучения ребенка переключению внимания в агрессивном состоянии? Знание физиологии поможет отработать методы воспитания: для угасания одного очага возбуждения необходимо создать второй.

Попробуйте практиковать следующие способы:

  • Сильный резкий сигнал: будильник, включение музыки на полную громкость, окрик, стук ложкой по тарелке во время приема пищи;
  • Неожиданное действие: выключить свет в комнате; выйти за дверь; поднять и опустить на ноги ребенка;
  • Предложение позвонить уважаемой ребенком знаменитости. Перед тем, как малыш поймет, что это розыгрыш, он станет спокойнее, а затем и посмеется с вами, разрядив накопившееся напряжение.

Как обучать ребенка управлению эмоциями?

Всем детям в возрасте от 7 лет следует учиться методам управления эмоциями. Можно предложить ребенку взять за правило в момент крайнего возбуждения:

  • Ущипнуть себя за локоть;
  • Сжать ладони в кулаки или резиновый мячик;
  • Крепко ухватиться за спинку стула;
  • Сделать несколько глубоких вдохов;
  • Поприседать или похлопать в ладоши;
  • Порвать в клочки бумагу, скомкать ненужную газету;
  • Побить подушку или боксерскую грушу;
  • Побросать в стену мягкие мячики;
  • Полепить из пластилина фигурки;
  • Написать всё, что хочется сказать;
  • Исчиркать ручкой лист бумаги или порисовать.

Еще несколько советов родителям агрессивных детей

Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.

Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?

Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.

Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви. Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях.

Хвалите ребенка, когда у него получается справляться с негативными эмоциями, закрепляйте положительный результат. Восхищайтесь им, говоря: «Мне понравилось, как ты себя повел в этой ситуации». Сосредоточьте усилия на формировании поведения, а не на избавлении от нежелательных качеств.

Запаситесь терпением, и у вас всё получится!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/vospitanie_rebenka/rebenok-deretsya-i-proyavlyaet-agressiyu-kak-vesti-sebya-roditelyam

Почему дети дерутся: причины, советы психолога

Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

Почему дети дерутся? Родителей это часто беспокоит. Вроде и в семье все спокойно, и воспитание дано должное. При этом ребенок периодически лезет в драку. Где была допущена ошибка? Почему дерутся дети? Каковы причины драки и как исправить ситуацию?

Основные причины

Прежде чем начинать воспитывать ребенка и учить, что драться нехорошо, нужно выяснить, почему малыш так себя ведет. Основные причины такого поведения могут быть следующими:

  1. Дефицит внимания со стороны родителей. Ребенок всеми способами пытается привлечь внимание папы и мамы. Если просьба “Мама, поиграй со мной” не действует, то ребенок начинает вести себя агрессивно. Иногда драка – это способ привлечь внимание.
  2. Постоянные унижения: как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. Есть дети, которые могут просто замкнуться в себе. А есть малыши, которые свою обиду выпустят при помощи кулаков.
  3. Сила – это власть. Побеждая в драке, ребенок пытается доказать свою силу перед другими ребятами. И делает это просто для того, чтобы выглядеть выше в глазах других. Порой выбор падает специально на ребят гораздо слабее, чтобы доказать свое превосходство.
  4. Неправильное воспитание. К сожалению, есть семьи, где папа поднимает руку на маму (но бывает и наоборот), и если это видит ребенок, то считает, что дракой можно решить любой вопрос. Или малыш капризничает (устал или просто привлекает внимание), но вместо ласки от родителей или знаков внимания получает по ягодицам (ладошкой, ремнем). Это делает малыша злее. И также дает понять, что применение силы – это выход из любой ситуации.
  5. Агрессия в семье. Драки между родителями могут полностью отсутствовать. Но постоянные скандалы накапливают в малыше злобу, а выплескивает он ее через драку.
  6. Поощрение с детства. Это не означает, что мама или папа погладили ребенка по голове за то, что он подрался. Но если малыш отобрал игрушку у другого или в порыве гнева стукнул рядом находящегося ребенка, то нужно действовать, а не спускать это с рук. Нужно спросить, почему малыш так сделал, и без криков, спокойно объяснить неправильность его поведения.

Другие причины

Выше описаны основные причины, но стоит также отметить второстепенные. Итак, почему маленькие дети дерутся?

  1. Неверный вывод после драки. Например, малыш не сам полез в драку, его втянули, и он сумел дать отпор. В ответ родители его хвалят и говорят, что им гордятся. Конечно, ругать ребенка не нужно. Важно, чтобы малыш мог за себя постоять. Но не надо акцентировать на этом внимание. Ребенок должен понять, что самому затевать драку без причины не стоит.
  2. Средства массовой информации. Дети много информации черпают из телевизора и интернета. И если папа часто смотрит боевики, а ребенок поглядывает, то уже на подсознательном уровне он запоминает, что драка поможет решить любую проблему.
  3. Ребенок некомфортно чувствует себя в детском саду или школе. Его там обижают или унижают. Драками малыш пытается показать, что больше не хочет посещать это заведение.
  4. Плохая компания. Друзья ребенка любят быть зачинщиками драки, и малыш пытается повторять поведение своих сверстников.

Выше описано, почему дети дерутся. Зная причины, можно найти выход из любой ситуации. Лучше искоренять подобное поведение в начале его проявления и не ждать, когда будет уже слишком поздно.

Драки в детском саду и школе

Почему дети дерутся в саду или в школе? Прежде чем начинать беседу с малышом по поводу драки, нужно обязательно поговорить со всеми участниками происшествия. Каждый ребенок выскажет свою точку зрения, и у каждого будет своя правда.

Не стоит ругать своего малыша, даже если он является зачинщиком и даже если он не прав. Ребенок должен знать, что драка – это не выход из ситуации; можно найти решение при помощи слов. Если малыш дракой хотел доказать свою правду, то следует дать ему понять, что лучше доказывать это делом. Это будет убедительнее.

Если после драки сразу наказать ребенка (так как выяснилось, что он виноват), то малыш только затаит злобу. А это станет поводом следующей ссоры и драки. Может быть и так, что ребенок просто перестанет давать отпор (будет бояться наказания) и на нем будет вымещать обиду любой, кто захочет.

Причины драк в детском саду

Частыми причинами драки является:

  • отстаивание своих интересов (“мой папа лучше”, “у меня телефон круче” и так далее);
  • попытка занять лидирующую позицию, быть главным в команде;
  • выплеск накопившейся агрессии;
  • просто для привлечения внимания.

Обстановка в семье и драки ребенка двух лет

Почему ребенок дерется в два года? Ответить на этот вопрос немножко сложнее. Малыш в таком возрасте еще не может полностью объяснить свое поведение. Здесь следует провести оценку обстановки в семье и проанализировать саму ситуацию, что привела к драке.

Почему дети дерутся между собой?

Основная причина ссор и драк – это желание показать свое превосходство. В обязанность родителей входит дать ребенку (в любом возрасте) понять, что драка не решит проблем. Малыш должен уметь постоять за себя, но быть зачинщиком драки не стоит. Нужно постараться выяснить причину ссоры и найти компромисс. Ребенок должен знать, что умные люди решают все проблемы делом, а слабые – кулаками.

Даже зная, почему дети дерутся, не всегда получается найти подход к ребенку. Иногда требуется помощь психолога. Возможно, ребенку просто нужно выплеснуть негатив и энергию. В этом случае лучше пропить успокоительные средства.

Драки с братом, сестрой, домочадцами

Почему ребенок дерется с родителями? Нередко бывает так, что родители просто смеются и находят это забавным, когда малыш (например, в полтора года) бьет маму, бабушку или сестру. А позже это выливается в серьезную проблему. С дракой нужно начинать бороться с самого рождения.

Это и является первой причиной драк с родными. Ребенок ощущает чувство вседозволенности. Раз родителей это веселит, то малыш рад поднять им настроение, ударив в очередной раз кого-то из родственников.

Вторая причина – это желание привлечь внимание родственников. Почему ребенок дерется в год? Не редкость, что мама и папа устают после работы. Кроме того, так много домашних дел, а на ребенка нет времени.

Малыш тоже устал быть без внимания, ему нужно выразить свою любовь и получить то же взамен от родителей. Порой время (30 минут ежедневно), выделенное на малыша, дает отличный результат.

Можно отодвинуть готовку, мытье пола и так далее – эти дела никуда не денутся, и не будет проблем, если ими заняться через полчаса.

Третья причина – у ребенка за день что-то случилось (не получился рисунок, сломалась любимая игрушка, просто плохое настроение), и он пытается выплеснуть негатив, нанеся удар кому-то из родственников. Наказание и ругань здесь излишни. Нужно вначале выяснить причину такого поведения и помочь разрешить проблему.

Узнав причину, почему ребенок дерется с мамой, папой, сестрой, нужно знать еще и правильный выход из ситуации.

Как себя вести, если ребенок начал драться?

Первое, что приходит на ум родителям, – это выпороть и поставить в угол (некоторые папы и мамы считают, что «телячьи нежности» только портят ребенка), разговоры бывают отодвинуты в сторону. Как правильно отреагировать на драку ребенка? Психологи советуют следующее:

  1. Не умиляться, когда малыш ударил кого-то из близких людей. А если ребенок нанес удар, то не нужно ругать его. Лучше попытаться дать понять, как маме/бабушке больно. Если ребенок этого не понимает, то можно на время игнорировать его, чтобы он понял, что с такими детьми никто не дружит и не общается.
  2. Неплохим вариантом считается просто обнять малыша в ответ на удар и не выпускать его из рук, пока он не угомонится. Только после этого можно начинать разговор и понять причину такого поведения.
  3. Если ребенок дерется, так как ему просто некуда девать свою энергию, то можно отдать его на секцию. Пусть вся энергия уходит в мирное русло.
  4. По возможности уделять малышу больше внимания. Можно заранее поговорить о таком поведении и рассказать, какими путями можно решать конфликтные ситуации.
  5. Стараться не смотреть при детях фильмы, содержащие негатив и злобу. Контролировать, в какие игры любит играть малыш.
  6. Если ребенка переполняет злоба за несправедливость (например, получил двойку в школе, и он не согласен с этим), то разрешите ему порвать бумагу, выплеснуть злость на подушку и так далее.
  7. Поддерживать и хвалить ребенка, если он нашел выход из ситуации и избежал драки.
  8. Научить действительно находить решение в спорных ситуациях без драки. И контролировать свои эмоции.
  9. Не допускать драк и ссор в семье. Если что-то и накопилось, отношения можно выяснить в то время, пока ребенок на прогулке, в садике, школе.
  10. Если обнаруживается, что малыш попал в дурную компанию, нужно постараться его из нее вытащить. Можно объяснить ребенку свою точку зрения, рассказать, почему вам не нравятся его друзья. Займите его свободное время кружками или другими развивающими занятиями.

Заключение

Получается, что в драках детей нередко бывает так, что виноваты и сами родители. Просто в нужное время ребенку не было уделено должное внимание. Главное при воспитании малыша – придерживаться правил поведения и быть готовым к тому, что малыш усвоит урок не с первого раза. Следует попросить бабушку и дедушку не баловать малыша.

Если ребенок дерется, вначале нужно выяснить, почему произошла драка, провести с ребенком беседу, исключить в семье все провоцирующие факторы. А главное – уделять внимание ребенку и его воспитанию.

Источник: https://FB.ru/article/404312/pochemu-deti-derutsya-prichinyi-sovetyi-psihologa

Драка в песочнице, или откуда берется детская агрессивность

Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

Малыш пошел, мы вышли с ним в песочницу, и что же оказалось? Наш кроткий ангел стучит малышку в кудряшках по голове лопаткой, пытаясь отобрать у нее приглянувшуюся формочку, а когда она формочку не отдает — собирается ее укусить. И все это с плачем или с утробным криком Тарзана.

Или вот еще: от большой любви наша годовалая крошка так сильно обнимает и сжимает ровесницу, что та начинает плакать от испуга. Мама в ужасе — неужели у нас агрессивный ребенок? Где и в чем мы ошиблись — вроде и голос на него не повышали и не шлепали никогда. В чем же дело?

А дело в том, дорогие мамы, папы, бабушки и няни, что наш ребенок подрос.

И нравится нам это или не нравится, но более 70 процентов детей в возрасте от 1,2 до 2 лет имеют «вспышки агрессивного поведения». Но это совсем не значит, что они вырастут агрессивными и неуправляемыми.

Для феномена агрессии годовалых есть отдельное название — возрастная агрессия.

Возрастная агрессия

Екатерина Бурмистрова

Возрастная агрессия — это как раз такое поведение малыша, по поводу которого у родителей впервые возникают сильные и противоречивые чувства: стыд, желание закричать, а может быть, даже ударить ребенка, который ведет себя так некрасиво.

У англоязычных психологов и педагогов есть термин «тоддлер» — это ребенок от 1 до 2. Он недавно начал ходить и вообще малоуправляемый, почти невменяемый и весьма непослушный.

Ребенок вдруг перестает слушать обращенную к нему речь и вообще что-либо. В этот момент он весь — сплошное желание или нежелание чего-либо. Он кричит и может бить, кусать или отчаянно размахивать ногами и головой. Он совершенно не замечает реакции на себя и свое поведение со стороны взрослых и даже своей мамы.

Он выдирает приглянувшийся совочек из рук стоящего рядом малыша, и может сделать это достаточно резко и грубо — например, толкнуть или укусить. Интеллигентные, приличные мамы нередко впадают в шок — если это первый случай. А потом может наступить отчаяние: «я не справляюсь!» или тревога: «с ребенком что-то не так!».

Хотелось бы более подробно рассказать об этом, таком распространенном, «феномене» поведения маленького ребенка.

Причины появления «агрессии тоддлеров»

Одна из причин в том, что наш малыш еще совсем не умеет общаться с другими детьми — в том, что он общаться очень хочет, но совсем не умеет.

Малыш хочет вступить в физический контакт, погладить, а вместо этого бьет по лицу ладошкой. Поцелуй в щечки плавно переходит в укус, а объятия — в сильный толчок.

В результате мамы на площадке начинают перешептываться, а то и вслух говорить, что малыш «какой-то агрессивный»

Просто это такой возраст, когда желаний у нашего ребенка много, а словарный запас недостаточен. Желания сильные, ждать их исполнения малыш почти совсем не может, а слова, могущие эти желания выразить, быстро кончаются.

Говоря научным языком, «вторая сигнальная система» развита слабо, и когда ее возможности исчерпываются — на помощь приходит «первая» (помните, что это такое ?) — правильно, крик и жестикуляция — то, как общаются друг с другом животные. А когда и эти возможности исчерпываются — в ход идут руки.

И происходить это может быстро — буквально в течение минуты. И вот уже драка.

«У нас приличная семья, а ребенок так себя ведет!»

Главное для родителей — не пугаться. Мы имеем дело с возрастным феноменом: само появилось, само и пройдет. Со временем. И если мы будем правильно реагировать.

Какая же реакция на агрессивное поведение ребенка этого возраста будет правильной?

Итак, правила поведения в песочнице:

Во-первых: если у вас есть физическая возможность, возьмите малыша на руки и «изымите» его из зоны конфликта. Обоснование тут простое: пока ребенок видит желанный предмет или сверстника, с которым только что сцепился — он не услышит ничего и никого.

Во-вторых: помните, что в тот момент, когда ваш малыш плачет, кричит, или просто сильно расстроен — он не воспринимает ваши слова. Любые, даже самые правильные увещевания, не достигнут цели.

Воспитывать дитя надо в «нейтральное время», когда буря чувств улеглась.

Поэтому все, что нужно в конфликтный момент — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом с ним и вы его не отвергаете.

В-третьих: постарайтесь не думать о том, как сейчас на вас смотрят другие родители и что они думают о результатах вашего воспитания. Сосредоточьтесь лучше на своем малыше. Ему важно услышать от вас правильные слова.

Не над говорить ему «ты плохой мальчик (девочка)! Мама тебя не любит!» — ведь это классика жанра, такое и сейчас еще можно услышать на детской площадке, правда, чаще все же из уст пожилых людей — бабушек или нянь.

Скажите ребенку максимум, «ты плохо сделал» или «как же ты, такая хорошая девочка, и так нехорошо сделала».

Надо разделять проступок и того, кто его совершил.

Помните также, что ребенок еще только-только осваивает социальные нормы, то есть только начинает понимать, что такое хорошо, и что такое плохо.

И наконец, в-четвертых: ребенку нужно в простых словах объяснить его же собственное поведение.

Есть даже такой психологический термин «интерпретация поведения». Дело в том, что малыш не очень понимает, что именно он сделал, а главное — почему это произошло.

Вот и надо в простых словах объяснить ему, что «Ваня (ты) очень расстроился из-за того, что Даша не хотела дать тебе совочек. И ты (Ваня) так рассердился, что даже толкнул Дашу. Это получилось не хорошо. Видишь, Даша плачет, бедняжка.

Давай теперь пойдем ее пожалеем, скажем «прости, больше не буду».

Подобный текст можно шептать на ушко даже не говорящему еще малышу. Обычно бывает так, что ребенок гораздо больше понимает, чем может произнести.

И главное — не отвергайте ребенка в момент негативного, неправильного поведения. Если малыш почувствует, что вы его в данный момент не любите — он не услышит никаких ваших слов и ничего не поймет. Все его способности понимания уйдут на то, что «мама меня сейчас не любит». А это состояние для ребенка невыносимо.

Бывают ли действительно агрессивные дети такого возраста?

Часто за агрессивных принимают детей слишком возбудимых, неуравновешенных, гиперактивных. Таких детей легко заметить на детских площадках — они очень быстро бегают, все время куда-то залезают, часто падают , двигаются как бы на повышенных оборотах. Агрессивность таких детей — лишь побочный продукт их общей высокой «разрушительности».

Еще по-настоящему агрессивными бывают дети, у которых серьезные неполадки в семье. Несчастный, загруженный взрослый кричит на ребенка или шлепает его — ребенок бьет ровесника в песочнице. Это так называемая отраженная агрессия. И пока не снимется источник напряжения у взрослого — ребенок не перестанет вести себя агрессивно.

Еще ведут себя более агрессивно те дети, родители которых разрешают им смотреть по телевизору и видео все подряд. Казалось бы — какая связь между телевизором и жизнью?

Дело в том, что дети до 3-4 лет многому учатся через подражание. Они не анализируют образцы поведения взрослых, а просто их повторяют. Агрессия, подсмотренная с телеэкрана — так называемая «масс-медийно наведенная агрессия».

По тому, как двигается ребенок на детской площадке, каким голосом он произносит слова, можно догадаться, что он насмотрелся боевиков или просто агрессивных мультиков… Если такой ребенок играет рядом с вашим — смотрите внимательно, т.к.

действия детей, часто и помногу смотрящих программы с образцами агрессивного поведения, могут быть непредсказуемы.

Уроки песочницы: первая школа общения

• Именно в песочнице осваиваются важнейшие понятия «мое», «твое», «чужое», «меняться».

В этих понятиях — залог нормальной жизни в социуме. И усваиваются они не вдруг. На это требуется время. От нескольких недель до нескольких месяцев. И ни в коем случае «плохое» поведение ребенка не должно становиться поводом к тому, чтобы в песочницу не ходить.

• Песочница развивает социальный интеллект ребенка:

Наши дети с огромным интересом наблюдают за сверстниками, особенно интересны им дети чуть постарше. Они учатся новым игровым действиям. Правда, могут подхватить и какие-нибудь вредные привычки.

Вместе играть годовалые и двухлетние еще не могут (по своим возрастным возможностям), но с большим интересом играют рядом.

В компании двухлеток уже видны лидеры и тихони, заводилы и аутсайдеры.

Деткам очень нравится просто смотреть, как играют другие. Ровесники говорят на одном языке. Им просто развлечь друг друга там, где взрослому нужно очень стараться.

Кроме того, мама (или бабушка, или няня) и малыш за день устают друг от друга, и прогулка в компании других ребятишек может очень неплохо разрядить напряженность.

• Песочница — клуб общения для мам. Маме маленького ребенка очень важно в течение дня общаться с другими взрослыми людьми, желательно имеющими сходные проблемы.

И для ребенка проще гулять в компании знакомых деток — так быстрее складываются игровые отношения. И для мам, зачастую сидящих в четырех стенах и томящихся от недостатка общения, это хороший способ «вдохнуть воздуха» во всех смыслах.

Известно, что русская психотерапия — это общение с друзьями. Возможность поделиться какими-то мыслями, или просто переброситься парой слов.

• Видя, что другие дети ведут себя похожим образом, вы можете понять, что ваш ребенок — не монстр.

Это очень важный урок для начинающей мамы. Ведь известно, что первый ребенок — мера всех вещей. И кажется, что он такой — один. Прекрасный или ужасный.

Важно гулять вместе с детьми, чтобы видеть, как ведут себя другие.

• Хорошо и на мир посмотреть, и себя показать. А в условиях жизни большого города единственное место, где это можно устроить для маленького ребенка — это песочница.

в журнале «Мой ребенок», 2007 год

Источник: https://www.pravmir.ru/draka-v-pesochnice-ili-otkuda-beretsya-detskaya-agressivnost/

Агрессивность к окружающим и аутоагрессия у ребенка: лечение

Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

На протяжение всей жизни ребенок активно растет, развиваются его личностные и поведенческие качества.

Иногда даже самый милый и воспитанный малыш внезапно демонстрирует агрессивное поведение, чем ставит в тупик родителей и окружающих.

Важно понять, что стало причиной подобного поведения, является ли оно разовым проявлением или следствием психических нарушений.

Ребенок бьет себя по голове, когда злится: что делать? Узнайте мнение психологов.

Основные понятия

С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.

Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.

Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.

После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия — достижение цели.

В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.

Агрессивное поведение выражается следующими способами:

  • экспрессия. Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется;
  • вербальный вариант. Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются;
  • физическое проявление: драки, побои и другие физические воздействия.

Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.

Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической.

В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.

Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.

Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.

Аутоагрессия может проявляться в разных формах:

  1. Нанесение повреждения себе. Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
  2. Патологическое пищевое поведение. Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
  3. Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
  4. Проявления аутизма. Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
  5. Попытки суицида. Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.

Причины

Почему ребенок агрессивный?

Патогенез обоих состояний заключается в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге вследствие недоразвития определенных мозговых структур.

После попадания раздражителя процессы торможения включаются с запозданием.

Несмотря на разницу в проявлении агрессии и аутоагрессии, причины подобного поведения практически идентичны. Они бывают физиологическими и психологическими. К физиологическим относятся:

  • серьезные заболевания нервной системы или сердца;
  • травмы головы;
  • опухоль мозга;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • родовые травмы.

Основная психологическая причина агрессии и аутоагрессии — это социальная дезадаптация. Обычно она возникает из-за неблагоприятного психологического климата в семье.

Провоцирующими факторами появления патологического поведения выступают:

  1. Страх физического наказания. Малыш не в состоянии отразить агрессию взрослых, поэтому он выплескивает эмоции на сверстников или на себя.
  2. Семейные конфликты. Дети постоянно наблюдают ругань, ссоры в семье, особенно сопровождаемые физическим насилием, у них возникает желание защитить обиженного. Но в силу возраста не могут этого сделать.
  3. Стремление привлечь внимание родителей. При помощи деструктивного поведения дети обращают внимание родителей на себя.
  4. Завышенные требования. Малыш не оправдывает ожидания учителей и родителей, у него формируется чувство вины.
  5. Наследственность. Если родители отказываются от пищи, закрываются в комнате, то и ребенок будет делать то же самое.
  6. Особенности психики. Обычно деструктивное поведение проявляют застенчивые дети, не умеющие выстраивать отношения со сверстниками, обладающие слишком подвижной психикой.

У маленьких детей до года причиной агрессии становится неправильное отлучение от груди. Малыш перестает чувствовать защиту мамы, пытается вернуть ее близость и внимание.

Более старшие дети (2-3 года) с помощью деструктивного поведения пытаются заполучить желаемое, например, игрушку, сладости. В возрасте 4-5 лет ребенок обычно начинает посещать детский сад, у него формируются навыки социального взаимодействия.

Если до этого он не научился общаться с детьми, то будет требовать внимания к себе с помощью агрессии. Такое поведение свойственно единственным детям, которых балуют родители.

В 6-7 лет причиной деструктивного поведения становится желание стать лидером в классе, самоутвердиться. У подростков причиной агрессии и аутоагрессии становится гормональная перестройка.

Скрытая агрессия

Одним из вариантов агрессивного поведения является скрытая, или пассивная агрессия. В отличие от явной, она выражается не в действии, а в бездействии. Например, отказ общаться с родителями, делать уроки, обидчивость и т. д.

Такие дети становятся искусными манипуляторами. Они удачно прячут свои намерения, но всеми способами добиваются поставленных целей.

Например, ребенок не хочет идти в школу и жалуется на боли в животе, голове, высокую температуру. Иногда он сознательно может подвернуть ногу, порезать палец и пр.

Обнаружить скрытую агрессию можно по следующим признакам:

  1. Вранье. Если проанализировать рассказ ребенка, то можно найти множество нестыковок.
  2. Отвлечение внимания. Манипулятор старается увести жертву в сторону, чтобы добиться своего.
  3. Попытки вызвать чувство вины. Например, подросток жалуется родителям, что с ним никто не дружит, потому что у него несовременный телефон или дешевые кроссовки.
  4. Перекладывание вины на других. Дети постоянно оправдывают свое агрессивное поведение тем, что их на это спровоцировал кто-то другой.
  5. Демонстрация невинности. Манипулятор утверждает, что любой его плохой поступок — это случайность, он не хотел ничего плохого и не ожидал, что так получится.

Что делать?

Как вести себя родителям? При первых признаках агрессии следует осознать, что явилось причиной подобного поведения. Возможно, малышу просто недостает внимания мамы.

Сначала необходимо наладить психологический климат в семье. Дети не должны видеть ссоры родителей, слушать крики и нецензурные выражения.

Второй шаг — это повышенное внимание к ребенку. Нужно поговорить с ним, выяснить, что его тревожит, чего он боится. Родители должны объяснить, что они любят сына или дочку и способны защитить его от всех проблем.

Обязательное условие — это единая линия поведения обоих родителей. Нельзя, чтобы один все запрещал, а другой — все разрешал.

Также родителям по возможности необходимо проводить как можно больше свободного времени с ребенком, выезжать на природу, посещать кафе, развлекательные центры и своим поведением подавать пример социального взаимодействия.

Как реагировать и подавить приступ гнева?

Как снять приступ агрессии у чада? Приступ гнева легче предотвратить, чем погасить.

Родители знают поведение малыша, поэтому легко заметят приближающиеся признаки деструктивного поведения.

Справиться с ситуацией можно при помощи следующих способов:

  1. Отвлечение внимания. При первых признаках агрессии следует переключить внимание ребенка на другой объект или деятельность.
  2. Осуждение поведения. Нельзя поощрять или оставлять без внимания вспышки гнева. Родители должны объяснить, что это плохо, предложить устранить последствия подобного поведения: убрать игрушки, пожалеть обиженного.
  3. Поощрение. Обязательно хвалить малыша за хорошие поступки.
  4. Предложение альтернативы. Это относится к словесной агрессии. Иногда ребенок не знает, как по-другому выразить свои эмоции. Родители должны рассказать, чем можно заменить нехорошие слова.

Отличный способ перевоспитать излишне агрессивного ребенка — это записать его в спортивную секцию. На занятиях его научат дисциплине, там он будет выплескивать лишние эмоции.

Советы психологов

Существуют некоторые психологические приемы, которые помогут справиться с агрессией:

  • битье подушек;
  • выражение эмоций с помощью рисунка;
  • упражнения на релаксацию;
  • выполнение физических упражнений, требующих значительных усилий, например, прыжки, кувырки;
  • пение песен громким голосом.

Большое значение имеет полноценное питание, режим дня ребенка.

Следует оградить сына или дочь от просмотра агрессивных фильмов, компьютерных игр, особенно перед сном.

На ночь можно почитать спокойную добрую книжку, поговорить о чем-то приятном.

Ошибки родителей

В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:

  • шантаж, угрозы;
  • физические наказания;
  • игнорирование деструктивного поведения;
  • поощрение агрессии;
  • перевод ситуации в шутку.

Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.

Это является самой главной ошибкой. У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.

Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется. При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя: «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Лечение

Иногда агрессия и аутоагрессия не поддаются коррекции воспитательными мерами. В этих случаях прибегают к помощи врачей.

Терапия будет эффективной при комплексном подходе и сочетании различных методик.

Для лечения патологии применяют следующие методы:

  1. Семейная психотерапия. Врач проводит сеансы вместе с родителями. Основной упор делают на беседу, обсуждение семейных конфликтов. Учат родителей и детей выражать эмоции и решать проблемы мирным путем, осваивают практические способы выражения агрессии: подвижные игры, пение, рисунки.
  2. Когнитивная психотерапия. Психотерапевт в индивидуальной беседе выявляет негативные личностные установки ребенка: заниженную самооценку, страхи, излишнюю ответственность, боязнь наказания.
  3. Тренинги в группе. Обычно применяются для тетей школьного возраста. Их учат взаимодействовать, решать конфликты, налаживать социальные связи. Положительные эмоции от других участников пзитивно влияют на ребенка, повышают его значимость и самооценку.
  4. Лечение медикаментами. Применяется в крайних случаях, когда вспышки агрессии и аутоагресии становятся опасными для ребенка и окружающих. Обычно назначают антидепрессанты, нейролептики и снотворное.

Деструктивное поведение среди детей встречается довольно часто.

Основной причиной является сложная психологическая обстановка в семье.

Если родители не будут обращать внимание на патологические проявления, то агрессия и аутоагрессия превратятся в черты характера, которые создадут множество проблем во взрослом возрасте.

Если психотерапевтические методики бессильны, прибегают к лекарственной терапии.

Как бороться с детской агрессией, направленной на других, как бороться с детской аутоагрессией? Советы психолога:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/autoagressiya-u-rebenka.html

Почему ребенок дерется в школе? И что делать родителям?

Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

Привет, друзья! С дошкольного возраста ребенка, многие родители замечают у него агрессию. И если у вас получилось переубедить ребенка в том, что нельзя обижать других деток в детском саду, то не исключение из того, что он не будет драться в школе. Сегодня я бы хотел поговорить о том, почему ребенок дерется в школе и как с этим бороться родителям.

Дети идущие в 1-ый класс, обычно уже знают друг друга с детского сада, и они как правило уже знают, как вести себя со сверстниками. Но на ряду с ними идут детки, которые вообще не ходили в детский садик или приезжие из других городов и поселков.

Поэтому группа в классе состоит из смешанного состава. И если одни дети заводят новых друзей, то другие — недругов.

Да и в детском саду, у детей не было такой возможности передвигаться по всей его территории, в отличие от школы.

И поэтому дети во время перемены пересекаются с другими классами и общаются не только со сверстниками, но и со старшими классами. Таким образом у детей меняется круг общения, а следовательно и поведение.

Почему дети дерутся в школе?

Чтобы знать, какие меры принимать, если случилась драка, сначала нужно выяснить причину конфликта. Думать, что дети сами разберутся, ошибочно. Не забывайте, что ваш ребенок растет, сила у него прибавляется. И может наступить такой день, в который он не рассчитает свою силу и попадет в кабинет инспектора по делам несовершеннолетних, а может и попасть в ряды поднадзорных.

Если вы думаете, что полицейские смогут объяснить вашему хулигану, как себя вести, — не надейтесь.

Так как до совершеннолетнего возраста ребенка, полицейские будут вести диалог с вами, потому что вы отвечаете за все его поступки и несете полную ответственность.

Вот чего делать точно не надо – это ругать, обвинять и рисовать будущее за решеткой. Также не стоит заявлять: «Мой сын / моя дочь это сделать не способен/способна, потому что это мой сын / моя дочь».

Другая крайность – если ваш ребенок не дерется, а его бьют другие. В такой ситуации последствия могут быть более плачевными: глубокие неврозы со склонностью к суициду.

Причины агрессивного поведения и что делать:

Причина No1

Если ребенок не ходил в детский сад, а дома жил в положении вседозволенности, он может просто не знать, что драка – не самое лучшее занятие. Особенно усугубляет агрессивные проявления реакция родителей: если отец гордился победами своего чада в драках в песочнице, а мать всегда считала его правым (даже если это было не так), у ребенка сформировалась твердая позиция «мне можно все».

Решение:

В этом случае родителям нужно пересмотреть и собственное поведение, и донести до сознания ребенка, что существуют и другие способы общения с одноклассниками.

Причина No2

Как ни странно, но дети, которые находятся под жестким контролем родителей, дерутся в школе чаще, чем дети других категорий. Это связано с тем, когда каждый шаг ребенка, к примеру: как он спит, размешивает чай и т.п. Рассматривается словно под лупой, критикуется и оценивается, то ребенок испытывает огромное внутреннее напряжение. Жизнь под присмотром озлобляет и ожесточает его.

Решение:
Если вы узнали себя именно таких родителей, то многого вам делать не надо – просто дайте ребенку воли, пусть он живет своей жизнью.

А вам следует заняться своей, если вы увлекались каким то хобби, то вернитесь к нему, сходите в гости к подруге (другу), которая (ый) давным — давно приглашала (ал) вас на чашку кофе.

А ребенок, пускай выполняет домашнее задание хоть на потолке, и одевает штаны через голову – он почувствует себя свободней, и напряжение пройдет.

Причина No3

Если в жизни ребенка произошло серьезное несчастье, выбившее его из колеи, он также может давать выход стрессу через агрессию. Возможно, вы развелись с мужем по непонятным для ребенка причинам, или любимый питомец вашего сына (дочери) внезапно скончался и его смерть причинила ребенку боль. И чтобы ее потушить, он желает принести ее другому, пусть до этого не дрался.

Решение:

Проведите беседу с ребенком, выясните, что на него так могло повлиять. Помогите преодолеть и пережить ему этот сложный в его жизни период.

Причина No4

Когда в семье происходят драки, то это обычное явление, ребенок дерется в школе потому, что не знает как можно поступить не применяя физическую силу, в общении с другими детьми.

Решение:

В этом случае смогут помочь психолог и спортивный тренер. Ну и родителям нужно тоже научиться сдерживать агрессию.

Причина No5

Весьма тяжелая ситуация заключается в том, когда ребенка вынуждают размахивать кулаками сверстники, иными словами специально его травят.

Решение:
  • В данной ситуации поможет переход в другую школу, где ребенок будет строить отношения с нуля и при этом учитывать свои прежние ошибки.
  • Проконсультироваться со психологом, который поможет найти выход из положения,выявив факторы его поведения, которые нужно категорически исключить и те которые развивать.
  • Но как же быть, если вы живете в поселке и в нем одна школа, тут так же поможет консультация и занятия со психологом.
  • Научите ребенка видеть в людях не только отрицательные черты, но и положительные. Если сказать задире: «У тебя такой классный телефон, где ты его покупал?», — у «противника» будет сломан шаблон, что его дезориентирует и, возможно, погасит агрессию.

Причина No6

Случается, что на ребенка оказывает влияние кто-то более сильный и уверенный в себе. В старших классах некоторых школ ученики разбиваются на «группировки», выясняющие кто сильней. Если ваш ребенок оказался в составе подобной группировки, в одиночку вывести его из-под чужого влияния будет очень сложно.

Решение:

Вам нужно объединиться с психологом и классным руководителем и сообща уговаривать и убеждать. Хорошо, если к вам присоединятся родители других детей, оказавшихся в той же компании. Если ребенок дерется лишь для того, чтобы показать себя в классе, то отдайте его в спортивную секцию, там он выплеснет всю агрессию и станет уверенным в себе.

Причина No7

Возможно, вы часто обижали своего ребенка и наказывали его даже, когда можно было обойтись и без этого. И теперь в школе обижая слабых, он испытывает удовольствие.

Решение:

В данной ситуации вам нужно срочно прекратить критику в отношении ребенка. А такие положительные моменты, как хорошие поступки, к примеру, за выполнения домашних дел, которые ободряют его — увеличить по максимум.

Что еще нужно учесть?

На переменах в школе дети в большинстве случаев предоставлены сами себе. Из-за чего произошла драка, кто первый ударил – об этом точно не можете знать ни вы, ни учителя. Разузнайте и поспрашивайте свидетелей драки, кто присутствовал от начала до конца (только не без своего ребенка). После этого в тихой обстановке поговорите с ним, спросите, что заставило его подраться.

Следите за его реакцией: если ребенок четко и уверенно рассказывает о случившемся – правда на его стороне, если же он мнется, отводит взгляд и пытается уйти от разговора, собирает все что попало – следовательно, драку затеял он. Если ваш ребенок дерется пару раз в год – тревогу бить не стоит. Но если вам каждую неделю сообщают о драках с участием вашего школьника – нужно заняться выяснением причин.

Когда без драки не обойтись?

Есть ситуации, когда драка является единственным выходом. Например, если ваш ребенок стал для кого-то объектом для самоутверждения. Лучше один раз дать достойный отпор, чем бесконечно взывать к совести задиры.

В наше время у всех школьников имеются мобильные телефоны. Телефон вашего ребенка может кому-либо приглянуться. И дело не столько в цене модели, сколько в том, что ребенок не производит впечатления сильного человека. Драка может отучить присваивать чужие вещи. Также не должно возбраняться желание защитить более слабого и защита чести и достоинства.

В таких случаях следует придерживаться некоторых правил:

  • не бить в висок или горло (смертельные удары),
  • прекратить драку, как только противник будет поражен (так, как свидетели могут принять вашего ребенка за психически нездорового),
  • не хвастаться тем, что вы победили,
  • проучить противника только один раз,
  • не ловить его после школы с целью, наподдавать еще.

Старайтесь больше общаться со своим ребенком, учить его находить правильные слова в различных ситуациях, владеть собой и тщательно продумывать свои действия. Если конфликт можно решить мирным путем – значит, так и нужно его решать. Агрессия свойственна каждому человеку, важно уметь ее контролировать и направлять в конструктивное русло.

А у меня на этом все. Надеюсь статья будет полезная для вас.

С уважением Алексей!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b73c8c1f43a0900a9f1263b/5b916b6446f39d00aa672847

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.