Детский аутизм

Содержание

Детский аутизм – способы раннего выявления и лечения

Детский аутизм

Малышей, у которых обнаружен детский аутизм, также называют «детьми дождя». Для некоторых родителей диагноз врачей становятся шоком, ведь многие из них даже не подозревают о наличии заболевания до консультации. Иногда характерные черты детского аутизма воспринимаются взрослыми, как проявление индивидуальности. Как же вовремя выявить недуг, и какими методами бороться с ним?

Что такое детский аутизм

Детский аутизм – это расстройство, появляющееся из-за нарушений в развитии головного мозга.

Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.

Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель.

Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» – демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме.

По одному симптому невозможно определить детский аутизм.

Для диагноза характерны:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаток взаимодействий социального характера;
  • повторяющиеся действия, ограниченность интересов.

Почему развивается аутизм у детей

Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения.

В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания.

В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций.

Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.

Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.

Примеры:

  • наличие родственников с аутизмом;
  • поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
  • заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
  • ДЦП.

Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.

По каким симптомам можно выявить нарушения

Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.

В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:

  1. скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;

  2. стереотипии в речи, поведении;

  3. коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.

  • отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
  • нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
  • редкий или отсутствующий зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
  • высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
  • отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
  • эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
  • тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
  • игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр;
  • привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.
  • Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
  • Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
  • Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
  • Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
  • Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.

В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

Выявление раннего детского аутизма

Последние исследования указывают на то, что первые признаки детского аутизма можно выявить у детей в 2-3 года. Грудным детям не характерен комплекс оживления в моменты появления родителей в поле зрения.

Также у них наблюдается отсутствие зрительного контакта, социальной улыбки, пониженная или повышенная чувствительность к тактильным, звуковым и шумовым раздражителям. Тем не менее, в этом возрасте диагноз «детский аутизм» ставится лишь при выраженной симптоматике.

Нередко родители могут обнаружить явные симптомы заболевания, если в их семье уже были дети с расстройством аутичного спектра.

Позже всего диагноз детский аутизм получают первые дети в семье из-за неопытности родителей, не замечающих явных отклонений в поведении малыша. В среднем диагноз ставится в возрасте 2,5-3 года.

Обычно этот период характерен нарастанием общих признаков нарушения, а также первыми контактами со сверстниками в детских садах, группах общего развития – на фоне прочих детей заметнее выделяются признаки нарушения.

К 3-м годам от малышей ждут появления определенных навыков, и у аутистов они запаздывают или не вырабатываются.

Детский аутизм – это нарушение в развитии, и раннее выявление проблемы позволит адаптировать ребенка с более высокой эффективностью. Важно не упустить время, необходимое для приобретения разных навыков и умений. Зарубежными специалистами рекомендуется в 1-1,5 года провести самостоятельную оценку малыша на наличие болезни, протестировав наиболее вероятные отклонения при аутизме.

Для этого ответьте на такие вопросы:

  1. Есть ли у ребенка интерес к прочим детям?

  2. Нравится ли ему быть на руках у родителей, ищет ли он тактильных контактов вовремя плача, перед сном?

  3. Имеется ли предметно ролевая игра (машинки, кормление куклы, укладывание игрушки спать)?

  4. Присутствует ли зрительный контакт и указательный жест?

  5. Нравится ли ему играть с родителями или прочими родственниками?

  6. Пытается ли ребенок найти глазами кошку или какую-либо вещь, если на нее указать пальцем и назвать ее?

Многие вопросы направлены на выяснение наличия контактов между ребенком и окружающим миром. Если большинство ответов в 1,5 года отрицательные, следует проконсультироваться со специалистом.

Методы лечения детского аутизма

К большому сожалению у медиков и родителей на сегодняшний день нет методик, способных полностью излечить от детского аутизма.

Отчаиваться не стоит: согласно современной статистике, при своевременном психологическом и педагогическом вмешательстве, ребенок сможет реализовать заложенный потенциал. Существует немало коррекционных центров, оказывающих помощь таким детям.

Изучите информацию о таких учреждениях в своем городе, посоветуйтесь с другими родителями аутистов (имеется немало специализированных форумов).

Рассмотрим популярные виды коррекции, реабилитации и терапии детского аутизма.

Сначала определим категории, на которые делятся методы лечения:

  • Биомедицинский метод коррекции.
  • Лечение медикаментами.
  • Терапии, корректирующие поведение и общение.
  • Альтернативная и комплементарная медицина.

Известные терапии, которые направлены на общение и коррекцию поведения.

Прикладной анализ поведения (ABA)

Методика АВА является одним из наиболее используемых видов поведенческой терапии. В ее основе лежат научные принципы, позволяющие сформулировать базовый социальный набор знаний и навыков малыша.

Основную роль в методике играет мотивация малышей, и система поощрения из достижений. «Правильное» поведение ребенка отмечается наградой – это побудит его демонстрировать желаемое поведение.

На сегодняшний день поведенческие методы коррекции детского аутизма являются научно доказанными. Они применимы по отношению к маленьким и взрослым аутистам.

Раннее вмешательство в течение детского аутизма, основанное на поведенческой терапии – наиболее эффективный метод коррекции расстройства. Очень важно внимательно отнестись к вопросу, чтобы не упустить важное время.

Родители, обратившие взор на АВА, способны обучить ребенка важным навыкам, пользованию речью, социальному взаимодействию. В особо успешных случаях ребенок может научиться катанию на велосипеде, правильному удержанию ручки и прочему.

Способы обучения, базирующиеся на поведенческой терапии, очень полезны – им следует находиться в основе помощи всем пациентам, страдающим от детского аутизма.

TEACCH

В лечении детского аутизма также эффективен TEACCH. Речь идет о методе под названием «Структурированное обучение». В его базе лежит понимание деталей процесса обучения, которые характерны для аутистов.

Используются наглядные пособия для успешного лечения детского аутизма и понимания информации.

Множество эмпирических исследований, направленных на исследования особенностей восприятия информации аутистами, поддержали подход TEACCH.

Упомянутая методика базируется на визуальных подсказках. Они могут показать ребенку, как вести себя в разных бытовых ситуациях – одеваться, мыть руки, чистить зубы, ходить на прогулку, покупать хлеб и тому подобное. Информация подается в доступном виде, разбиваясь на небольшие шаги.

Логопедия и речевая терапия

Почти у всех людей с аутизмом имеются трудности с речью. Порой эти проблемы очевидны. Детскому аутизму свойственно почти не использовать речь, не инициировать диалоги.

Нередко корни проблемы находятся не в грамматике или артикуляции, а имеют отношение к «прагматике речи» (пользование речью для установления социальных контактов).

Речевой терапией можно помочь многим детям, страдающим аутизмом.

Эрготерапия, трудотерапия, оккупационная терапия

В оккупационной терапии или трудотерапии внимание сфокусировано на формировании навыков, используемых в повседневной жизни.

Многие аутисты отличаются неполноценно развитыми навыками в области мелкой моторики, и им важна такая терапия. Опытные оккупационные терапевты нередко имеют знания в области сенсорной интеграции.

Речь идет о действенной технологии, помогающей детям-аутистам побороть высокую чувствительность к свету, звуку или тактильным контактам.

Терапия социальных навыков

Отсутствие коммуникативных и социальных навыков – серьезная проблема детского аутизма. Многим детям нужна помощь в формировании простейших навыков. Пример: общение с новым знакомым, ведение беседы, соответствующее поведение в детском парке и так далее. Терапевты, обучающие социальным навыкам, способны облегчить социальные контакты малыша-аутиста со сверстниками.

Игровая терапия

Многим это может показаться странным, но маленьким аутистам требуется помощь не только в построении социальных связей, но и в обычных играх.

Упомянутая терапия станет отличным инструментом для формирования коммуникативных навыков и построения речи. Особенно полезными станут игровые терапевты, имеющие опыт в области таких известных методов, как Play Project и Floortime.

Для положительного результата иногда бывает достаточным подключить игровую терапию к физической, речевой или оккупационной.

Визуальная терапия

Для многих аутистов характерно визуальное мышление. Некоторым из них удается неплохо взаимодействовать с системами связи, использующими иллюстрации (пример, PECS).

игры и моделирование, а также электронные системы коммуникации также направлены на работу с преимуществами существенных визуальных способностей аутистов.

В интернете можно ознакомиться с информацией о РЕСS и прочих системах альтернативной и вспомогательной коммуникации.

Пет-терапия

Такой терапией называют коррекцию с участием животных. Безусловно, она очень эффективна. Основное направление пет-терапии: развитие коммуникативных навыков малыша. При тесном контакте с животными, происходит явное улучшение состояния. Улучшается сон, полностью исчезают головные боли.

Чаще всего в терапии участвуют лошади и собаки, но в некоторых случаях специалисты рекомендуют общение с кошками или дельфинами. В общем, ипотерапия, канистерапия, дельфинотерапия – методы лечения с участием животных. Многие родители отмечают эффективность непосредственно этого метода.

Источник: https://PsyLogik.ru/53-detskij-autizm.html

Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма | Здоровье детей

Детский аутизм

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году.

Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение.

Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма:

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые три года жизни ребёнка.

Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до 2-х лет.

  Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов — коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром, называемый кататонией, проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации. У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи. Малыш не умеет говорить и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации — речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия. Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации. При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера. Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения — ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению. Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения — непереносимость музыки, прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка — первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом.

Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма.

Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма — влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции.

Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта.

Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США.

Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей.

США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса.

Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики — обучении языку, игре и привязанности.

Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии. Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения.

Работа начинается с имитирования — повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет.

Так развивается эмоциональный отклик — детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии — коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы.

Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации.

Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы.

С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение.

На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм — тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/zdorove_detey/autizm-u-detey-prichinyi-simptomyi-lechenie-i-profilaktika-autizma

Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение

Детский аутизм

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма.

Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями.

«Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.

Симптомы и признаки детского аутизма

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия.

В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает.

Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается.

Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха.

Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр.

Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение.

Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

Источник: https://psymedcare.ru/detskiy-autizm

Детский аутизм: что это за болезнь, как она проявляется и лечится?

Детский аутизм

О такой болезни, как аутизм, в обществе заговорили относительно недавно.

Аутизм: что это за болезнь, как с ней справиться, а главное — по каким признаками ее можно распознать? Ответы на эти и многие другие вопросы далее в материале.

Что это за болезнь?

Аутизм является психическим расстройством, которое выявляется в основном у детей. Во взрослом возрасте патология диагностируется в крайне редких случаях.

Большая часть родителей слышат подобный диагноз, когда их ребенок находится в возрасте от трех до пяти лет. Именно в этот период симптомы максимально заметны, и их невозможно спутать с другими видами психических заболеваний.

Хотя признаки начинают проявляться гораздо раньше указанного возраста. Существует множество определений, характеризующих аутизм. В переводе слово значит — «внутри себя». Большая часть специалистов признают патологию расстройством развития, характеризующимся максимальной погруженностью в собственный мир, а также выраженным дефицитом эмоций, интересов, социального взаимодействия и общения.

Со стороны может показаться, что внешний мир, со всеми его правилами и нормами, вообще не тревожит ребенка с подобным расстройством. Он живет в себе, и его это полностью устраивает, но вылечить патологию невозможно.

Мальчики страдают от патологического состояния гораздо чаще, чем девочки.

Врожденное или приобретенное заболевание?

Аутизм и причины, по которым он может возникать, пока не изучены до конца. На биологическом уровне патология развивается там, где есть какие-либо нарушения работы головного мозга. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в очень раннем возрасте.

Причины делят на несколько групп:

  1. сложное течение беременности (перенесенные инфекции, бесконтрольный прием некоторых медикаментов, сильный токсикоз и прочее);
  2. сбои на генетическом уровне;
  3. сложные роды, черепно-мозговая травма полученная малышом при рождении;
  4. негативное воздействие внешней среды (курение или алкоголизм мамы или папы, плохая экология, некачественные продукты питания и прочее);
  5. наследственный фактор. Если в семье уже есть аутист, риск рождения ребенка с подобным отклонением повышается в 3 раза.

Часто аутизм встречается у детей с такими врожденными заболеваниями, как ДЦП, фенилкетонурия и прочие. Однако, психическое расстройство в большинстве случаев возникает у абсолютно здоровых, с физической точки зрения малышей.

Как проявляется болезнь у детей?

Признаки хорошо изучены и зависят они от возраста ребенка. Первые “звоночки” мама и папа могут заметить уже до 6 месяцев. По мере взросления симптоматика становится все более выраженной.

Симптомы раннего детского аутизма

Первые признаки проявления расстройства у ребенка до достижения им возраста 12 месяцев:

  • нет выраженной привязанности к матери. Здоровые дети во втором полугодии жизни начинают плакать, когда мама уходит, тянутся к ней на ручки, а также проявляют прочие признаки любви к ней;
  • малыш не смотрит в глаза членам семьи, крайне редко устремляет взгляд на лицо;
  • ребенок неулыбчивый;
  • в год кроха не говорит ни слогов, ни простых слов;
  • другие дети малыша не интересуют либо он их боится/проявляет агрессию;
  • раздражители (неяркий свет, негромкие звуки, различные движения) могут вызывать страх или прочие необычные реакции;
  • часто малыш отдает предпочтение только одной из своих игрушек, на другие не обращая внимания.

Если у ребенка имеется несколько признаков из перечисленных, это повод для консультации со специалистом, однако, это вовсе не значит, что аутизм точно присутствует. Диагноз ставит не один, а целая группа врачей, которая должна состоять из педиатра, психиатра и невролога.

Признаки аутистического расстройства после года

Атипичное поведение в возрастной группе после года еще более заметно, разберем несколько важных аспектов:

  1. речь. Ребенок взрослеет, но его словарный запас остается скудным. В речи серьезно отстает от сверстников. Иногда малыш часами повторяет одно и то же слово или звук. В более старшем возрасте не способен поддерживать беседу;
  2. общение. Мимика и жесты отсутствуют, на имя почти не откликается, объятий не любит, зрительный контакт не поддерживает;
  3. эмоциональная сфера. Порог чувствительности занижен или завышен. Возможна беспричинная агрессия. Может работать только один из анализаторов (в какие-то моменты ребенок сосредоточен на зрительном восприятии, но будто не слышит, что происходит вокруг либо наоборот весь превращается «в слух»);
  4. обучение. Новые навыки осваивает с огромным трудом. Способность читать и писать может быть, как слабой, так и вообще отсутствовать. Иногда проявляется тяга к какому-либо одному виду деятельности — музыке, рисованию или прочему;
  5. поведение и социализация. Дети с синдромом не способны сочувствовать и сопереживать. Они не заводят друзей, а если это и случается, то теплые чувства проявляют только к кому-то одному. Проблемами не делятся даже с близкими. Заводят собственные ритуалы, например, берут одну и ту же игрушку, рисуют фломастером только определенного цвета или пр.

Один из основных вопросов, который интересуют родителей. По подсчетам экспертов, примерно треть людей с подобным расстройством страдает легкой формой патологии, при которой наблюдается частичная степень зависимости от родителей или других людей.

В этом случае во взрослом возрасте аутист может жить отдельно, работать, а также завести семью. Две трети страдают от более тяжелых форм, при которых зависимость полная, самостоятельная жизнь невозможна.

Диагностика проводится группой врачей в присутствии родителей. Как правило, применяются специальные тесты, опрос мамы и папы. В ходе общения специалисты оценивают модель поведения, эмоциональную сферу, мыслительные функции ребенка и многое другое.

Существует несколько тестов диагностики аутизма. Одним из основных является исследование под названием CARS. На каждую группу параметров можно дать один из четырех ответов, который оценивается по критерию: от «нормально» до «значительно ненормально». По сумме балов и определяют тяжесть патологии.

Параметры оценивания:

  • взаимодействие с социумом, навыки коммуникации;
  • имитация;
  • эмоциональный ответ;
  • владение телом, использование игрушек, степень активности;
  • реакция на изменения;
  • визуальные и слуховые анализы;
  • вкус, запах, осязание;
  • нервозность, чувство страха;
  • интеллект;
  • общее впечатление.

Чем более выражена степень отклонений от нормы наблюдается по всем параметрам, тем тяжелее степень аутизма присутствует у ребенка. Как правило, проводят не один, а сразу несколько тестов.

Если у группы наблюдателей есть сомнения или подозрения на наличие других заболеваний, могут назначаться дополнительные исследования: МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма или прочие.

Специалисты предпочитают не называть аутизм болезнью, ведь его нельзя лечить медикаментозными или прочими методами. Его получается лишь корректировать, однако, признаки этого расстройства все равно остаются с человеком на всю жизнь.

Методы лечения и коррекции

Родителям важно понимать, что помочь аутисту могут только специально обученные люди — они окажут поддержку и взрослым, которые часто просто не знают, как вести себя с собственным ребенком.  задача специалистов и родителей сводится к коррекции имеющегося состояния.Основные виды методик:

  1. речевая терапия. Как правило, проводится вместе с логопедом, который помогает наладить навыки произношения, улучшить функции речи;
  2. самообслуживание. Цель — научить ребенка простым вещам: чистить зубы, умываться и т.д. (детям с расстройством крайне сложно понять необходимость таких манипуляций);
  3. создание комфортной среды. Крики, ссоры, смена обстановки и прочие подобные факторы должны быть исключены из жизни малыша. Эта задача ложится на плечи родителей;
  4. социализация. В ходе занятий деток знакомят с новыми людьми, рассказывают о правилах, установленных в обществе, учат взаимодействовать с окружающими и т.д.;
  5. развивающие занятия. Здесь ребят увлекают логическими задачами, головоломками и прочим. В процессе игры специалист старается максимально вывести пациента на контакт;
  6. физические нагрузки. Легкая физкультура полезна всем, поэтому ее также проводят.

Перечисленные методики являются основными, кроме них существуют и альтернативные подходы к коррекции. Кроме того, в специальных школах и центрах к ребенку не будут относиться настороженно, ведь здесь они не отличаются от других, что крайне важно для его социализации.

Часто в дополнение назначаются медикаментозные средства для улучшения работы головного мозга, снятия агрессии или прочего.

Выбор лекарств зависит от результатов комплексного обследования ребенка.

по теме

о том, что такое аутизм и как проявляется болезнь у детей:

Основная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать черты аутизма у малыша. Чем раньше это происходит, и чем быстрее начинаются корректирующие мероприятия, тем выше шансы на нормальную и полноценную жизнь.

Источник: https://momjournal.ru/zdorove-rebenka/detskie-bolezni/autizm-chto-eto-za.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.