Детская дружба: что почитать с друзьями и о них

Содержание

Литературные произведения о дружбе

Детская дружба: что почитать с друзьями и о них

Способность дружить — это навык, который можно и нужно развивать в человеке с раннего детства.

С раннего детства учите малыша делиться с друзьями игрушками, хранить секреты друга и уважать его личные границы.

Рассказывайте ребёнку о своих друзьях, рассуждайте вместе, что значит выражение «настоящий друг», и, конечно же, используйте возможности детской литературы — читайте малышу литературные произведения о дружбе.

Что почитать о дружбе самым маленьким

Малыши первых лет жизни пока не могут проникнуться столь многогранным понятием, как настоящая, верная дружба.

В силу незрелого эмоционального интеллекта они эгоцентричны и только-только, с помощью внимательных родителей учатся сопереживать и ставить себя на место другого человека.

Но уже в самом нежном возрасте мальчишки и девчонки с удовольствием слушают сказки и рассказы, в которых есть простые, но важные уроки приятельства и взаимопомощи. Главное — вдумчиво выбирать книжки для самых маленьких.

Русские народные сказки о животных

  1. «Теремок»;
  2. «Репка»;
  3. «Курочка Ряба»;
  4. «Зимовье зверей»;
  5. «Медведь и собака» —

в этих сказках заложена народная мудрость, столетиями передаваемая из поколения в поколение. Незамысловатый сюжет увлекает малыша, приковывает его внимание и помогает освоить первые уроки дружбы. Читайте ребёнку, рассматривайте красочные иллюстрации, объясняйте ключевую идею, мораль произведения.

Сказки Сутеева для самых маленьких

Владимир Григорьевич Сутеев — автор множества историй для дошкольников и ребят младшего школьного возраста. Узнаваемые герои и понятные ситуации помогают через сказку объяснить карапузам, почему надо помогать людям и животным, почему надо беречь природу, почему надо ценить и хранить дружбу.

  1. «Раз, два — дружно!»
  2. «Цыплёнок и утёнок»;
  3. «Палочка-выручалочка»;
  4. «Под грибом»;
  5. «Кот-рыболов».

Стихотворения Зинаиды Александровой

Эмоциональные, пропитанные жизнелюбием и неиссякаемым оптимизмом, детские песенки и стихи советской поэтессы Зинаиды Александровой неоднократно переиздавались и стали хрестоматийными произведениями для детей. Даже самые маленькие смогут с их помощью усвоить, что такое забота и помощь, как ведут себя настоящие друзья, а как вести себя не стоит, чтобы не обидеть и не потерять друга.

  1. «Мой мишка»;
  2. «Шарик»;
  3. «Мама недовольна»;
  4. «Прятки»;
  5. «Катя в яслях».

Книги о дружбе для 3–5 лет

В младшем дошкольном возрасте дети активно изучают окружающий мир. Они всё чаще заводят новые знакомства повсюду: в детском саду, на прогулке во дворе, на развивающих занятиях, в кружках и в спортивных секциях.

Помогите ребёнку освоиться с многообразием человеческих характеров, научите его правилам вежливого, здорового общения, заложите основы, которые в будущем станут крепким фундаментом для настоящей, многолетней дружбы.

Русская литература

В возрасте от 3 до 5 лет у детей стремительно развивается речь: обогащается словарный запас, формируется чуткое восприятие родного языка. Чтобы вырастить ребёнка грамотным человеком, искусно владеющим устным словом, надо читать ему хорошие детские книги, произведения русских классиков и современных отечественных авторов.

  1. А. Барто: «Подружки», «Я лежу болею», «Двояшки», «Есть такие мальчики»;
  2. С. Михалков: «Весёлое звено», «Песенка друзей», «Хорошие товарищи»;
  3. Л. Толстой: «Лев и мышь», «Два товарища», «Кто прав», «Лягушка, мышь и ястреб»;
  4. Э. Успенский: «Крокодил Гена, Чебурашка и другие»;
  5. В. Осеева: «Синие листья», «До первого дождя», «Обидчики».

Зарубежные авторы

Дружба — понятие интернациональное. В современной копилке детских литературных произведений вы наверняка отыщите интересные рассказы о настоящих друзьях. Предлагая ребёнку книги зарубежных авторов, вы расширяете кругозор малыша, знакомите его с образцами мировой литературы, прививаете любовь к чтению.

  1. Чеслав Янчарский «Новые друзья Мишки Ушастика»;
  2. Минарик Элси Хоумланд «Твой друг Медвежонок»;
  3. Стайг Уильям: «Амос и Борис», «Как Шлёп обиделся»;
  4. Йозеф Чапек «Приключения пёсика и кошечки»;
  5. Анни Шмидт «Саша и Маша»

Читаем с детьми старшего дошкольного возраста

Если вы много и с удовольствием читали малышу вслух, то к 6–7 годам у ребёнка наверняка появились любимые литературные произведения, сформировался свой вкус. А значит, выбирать новые книги лучше совместно.

Пусть юный библиофил приобщается к этому прекрасному занятию: наслаждается шелестом страниц новой книги, ощущает их приятную текстуру, рассматривает красочные иллюстрации.

Если ваш дошкольник уже овладел искусством самостоятельного чтения, выбирайте книжки с крупными буквами, хорошим шрифтом, качественными белыми листами. Чтобы чтением привлечь внимание ребёнка к теме дружбы, предложите ему произведения из нашего списка:

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»;
  2. В. Драгунский «Денискины рассказы»;
  3. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Затейники», «Фантазёры»;
  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  5. В. Ординарцева «Видимое-Невидимое»;
  6. Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все»;
  7. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует»; «Расмус-бродяга»;
  8. Кеннет Грэм «Ветер в ивах»;
  9. Редьярд Киплинг «Маленькие истории», «Маугли»;
  10. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса».

Книга — лучший учитель

  1. Выбирайте книги для чтения детям в соответствии с возрастом малыша. Сюжет должен быть понятен ребёнку, а язык повествования доступен для его понимания.
  2. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями. После чтения обязательно рассматривайте и обсуждайте картинки.
  3. С детьми постарше читайте и обсуждайте текст, задавайте вопросы, учите малыша пересказывать прочитанное своими словами.
  4. Прочитав историю автора, старайтесь подкреплять её примерами из вашей жизни. Рассказывайте ребёнку о своих друзьях детства. Расспрашивайте его о том, чем он занимается со своими друзьями, в какие игры они играют, о чём беседуют, как помогают друг другу.
  5. С помощью литературных произведений объясните малышу, что дружить можно с мальчиками и девочки, с людьми разного возраста, разной национальности и разных взглядов. А ещё дружить можно и нужно дружить с животными: они нуждаются в нашей заботе и щедро платят за неё своей любовью и преданностью.

Источник: http://nii-evrika.ru/literaturnye-proizvedeniya-o-druzhbe/

10 книг о добре и дружбе для детей, написанные советскими писателями

Детская дружба: что почитать с друзьями и о них

Советские авторы подарили нам огромное количество книг, которые мы читаем по сей день. Многие из произведений входят в курс школьной литературы, а дети по сей день увлеченно читают книги тех лет. 

Литература советской эпохи учила детей быть смелыми, честными и добрыми, на этих произведениях выросло несколько поколений детей и мы хотим рассказать, что стоит поставить на полку вашему ребенку, чтобы он не только научился чему-то новому, но и развивал вкус и любовь к литературе. 

1. Николай Носов, «Незнайка на Луне»

@_mamamorkoi_

Николай Носов написал множество детских рассказов, непревзойденную повесть «Веселая семейка», и, конечно, великолепные истории о Незнайке и его друзьях.

  Незнайка вместе с Пончиком отправились в космический полёт на Луну. Жизнь лунных коротышек очень сильно отличается от жизни на Земле. Незнайка познакомится с лунатиками и попытается жить в лунном обществе.

 По книге в 1997 году был снят мультфильм. 

2. Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»

@ast_deti

Знаменитые «Денискины рассказы» Виктора Драгунского открывают читателю неповторимый мир Дениски Кораблева и его друзей, где их детская непосредственность и готовность к веселым приключениям всегда одерживают верх над серой повседневностью и не дают скучать ни им, ни их родителям.

Вылить невкусную кашу за окно, променять дорогой игрушечный самосвал на маленького светящегося светлячка в коробочке, петь на уроке музыки так, чтобы было слышно на соседней улице, укоротить сигареты для портсигара отца по самые мундштуки, выпустить на свободу только что купленный красный шарик – все эти события переживете вы с Дениской Кораблевым и его семьей… 

3. Анатолий Рыбаков, «Кортик»

@labirint_vegas

«Кортик» — первое произведение советского писателя Анатолия Рыбакова, которое он написал для детей. Повесть сразу же возымела успех среди советских школьников. И сегодня, не смотря на откровенную идеологическую пропаганду «Кортика», приключения Мишки Полякова и его друзей остаются популярными среди читателей.

Главный герой повести находит во дворе таинственный кортик, в котором обнаруживает зашифрованное послание. Чтобы разгадать его, Миша и его друзья пускаются в очень увлекательное, но опасное приключение. Повесть «Кортик» наравне с другими произведения писателя («Дети Арбата», «Бронзовая птица», «Приключения Кроша») была экранизирована.

 

4. Вениамин Каверин, «Два капитана»

@adelaide_wonders

Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — одно из культовых произведений советской приключенческой литературы. Эта необыкновенная история о любви, чести и мужестве не оставляет равнодушными уже несколько поколений читателей.

 Саня Григорьев всю жизнь посвятил тому, чтобы отыскать следы пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова и восстановить доброе имя этого отважного путешественника и исследователя. В поисках истины ему пришлось принимать непростые, а порой и крайне тяжёлые решения.

Юношеская мечта привела Саню в ряды лётчиков-полярников.

Пройдя через множество суровых испытаний и потерь, капитан Григорьев сохраняет в себе душевную чуткость и человеческое достоинство, а его целеустремлённый характер помогает сдержать данную ещё в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

5. Аркадий Гайдар, «Тимур и его команда»

@neta1988

«Тимур и его команда» — повесть о пионерах довоенных лет. Она написана просто и увлекательно. Обыкновенные мальчишки и девчонки взяли на себя заботу о тех, чьи отцы, братья ушли на фронт. Движение, впоследствии названное тимуровским, началось со страниц повести Аркадия Гайдара.

6. Чингиз Айтматов, «Пегий пес, бегущий краем моря»

@valeriianova_

В этой книге известный советский писатель, лауреат Ленинской премии Чингиз Айтматов представляет читателям двух своих героев — подростков в момент их первого серьезного жизненного испытания, когда реальное восприятие мира еще накладывается на детское сказочное представление о нем. Обе повести учат человеческому достоинству, твердости нравственных принципов, ответственности человека перед обществом и перед будущим.

7. Эдуард Успенский, «Гарантийные человечки»

@marianna_hakobyan87

«Гарантийные человечки» и продолжение «Гарантийные возвращаются» — две веселые и поучительные повести Эдуарда Успенского, в которых рассказывается о маленьких человечках, живущих внутри всевозможных сложных приборов и обеспечивающих их исправность в течение гарантийного срока. 

8. Александр Беляев, «Остров погибших кораблей»

@nastelvegeco

«Остров Погибших Кораблей» — один из самых известных романов Александра Беляева, основоположника советской научно-фантастической литературы.

Мастерство автора открывает перед читателем мир невероятных приключений — безбрежное Саргассово море, хранящее под толщей дрейфующих водорослей множество опасных тайн и загадок, оживает на страницах книги. Морское путешествие на пароходе «Вениамин Франклин» обещало быть долгим и увлекательным, но жизнь распорядилась иначе.

После чудовищного шторма на палубе круизного лайнера остались только три пассажира: нью-йоркский сыщик Джим Симпкинс, арестованный им преступник Реджинальд Гатлинг и дочь миллиардера Вивиан Кингман. Судьба не просто столкнула вместе столь разных людей — она заставила их доверить свои жизни друг другу и не ошиблась.

В гиблом Саргассовом море, куда унесёт героев дрейфующий корабль, их встретит целый остров из останков погибших судов и его «губернатор» — коварный и жестокий Фергус Слейтон… 

9. Кир Булычев, «Приключения Алисы»

@an_filatova_an

Алиса Селезнева — любознательная и неунывающая девочка, которая живет в конце XXI века. В свободное время Алиса исследует загадочные планеты, путешествует в прошлое и дает отпор космическим пиратам. 

10. Владислав Крапивин, «Мушкетер и фея»

@cat_traveller

Кто из ребят не мечтал в детстве стать мушкетёром, или викингом, или просто героем незабываемых историй?! Вот и Джонни Воробьёв, мальчишка из подмосковного городка, окунулся по воле автора книги Владислава Крапивина в водоворот невероятных событий и увлекательных приключений. Вместе со своими верными друзьями Джонни открывает мир, узнаёт цену дружбе, постигает самого себя, преодолевая сложности, которые порой встают у него на пути, и незаметно взрослеет.

Фото на превью: @vasiliev_books

Источник: https://u24.ru/news/47117/10-knig-o-dobre-i-druzhbe-dlya-detey-napisannye-sovetskimi

10 детских книг о дружбе, верности, мечтах и надежде

Детская дружба: что почитать с друзьями и о них

Самый тёплый способ научить маленьких детей доброте, отзывчивости и вере в себя — чтение правильных сказок. В книжных можно найти много литературы: и детской классики, и новинок. Как определить, что точно понравится ребёнку? Наш постоянный книжный блогер Анна Федулова собрала подборку из десяти добрых книг.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мир жесток, но в нём всегда были есть разные оттенки. Основная задача взрослых — научить детей быть добрыми и отзывчивыми, не стесняться помогать другим и самим просить о помощи, видеть хорошее и не сдаваться даже в самых отчаянных ситуациях.

Всё это непременно делает наш мир лучше! Моя новая подборка книг поможет в этом.

Здесь верные друзья учатся делиться и доверять друг другу, маленькая девочка спасает животных при помощи чтения книг, звери строят новый дом прямо внутри сожравшего их чудища, а маленький китёнок находит родного брата посреди огромного бушующего океана.

1. «Марта и Джонатан», Пётр Горачек (1+)

Джонатан жил слева от дерева. Он был очень одинок. Марта жила справа от дерева. Она тоже была одинока. Однажды большая сочная груша упала на землю. Джонатан тут же захотел её съесть. И Марта захотела. Джонатан начал грызть грушу слева, а Марта начала грызть грушу справа. Они грызли её и грызли, пока не встретились!

Что было потом, наверное, догадается любой взрослый, а ребёнку придётся немного подумать. Ведь за простотой и лаконичностью текста скрывается глубокая идея о свободе и дружбе, одиночестве, взаимодействии с окружающими и, конечно же, об умении делиться весельем и радостью.

Эта книжка-картинка для детей полна философских мыслей и оптимистичных контекстов. Читать и рассматривать её можно бесконечно!

2. «Мэйделин Финн и собака из приюта», Лиза Папп (2+)

У Мэйделин Финн есть мечта. Как и многие дети, она мечтает о собаке. Мэйделин каждый день просит маму завести щенка. Наконец мама соглашается, и они вместе идут в библиотеку, ведь именно там живут Бонни и её новорождённые щенята. В ходе разговора с сотрудницей библиотеки миссис Димпл выясняется, что и сама Бонни попала к ним не случайно: её взяли из приюта для животных.

Теперь Мэйделин хочет помочь и другим собакам. Она уверена, что в жизни каждого пса или кошки должны быть игра, прогулка, тёплое одеяло и, конечно же, любящий хозяин.

Это добрая история о том, что с помощью друзей и хороших книг даже маленьким людям под силу творить великие дела.

3. «Герда. История одного кита», Адриан Махо (3+)

Герда была счастливейшим китёнком. Её любили мама, папа и брат Ларс. Затаив дыхание, она слушала загадочные истории папы о временах древних китов, когда животные и люди мирно жили бок о бок.

С замиранием сердца наблюдала, как мама поёт свои удивительные песни.

Но однажды случилась настоящая беда: Герда вдруг осталась совсем одна посреди огромного океана! Сначала она сильно испугалась, но потом, вспомнив слова из маминой песни, решила во что бы то ни стало найти своих любимых.

О, если бы Герда только знала, что ждёт её впереди! Если бы ей хоть кто-то сказал, что ещё немного, и она окажется в удивительной Лазурной бухте, там, где веками в мирном и спокойном соседстве живут самые разные киты, дельфины, косатки, белухи и даже кашалоты.

Впрочем, сейчас для Герды важно совсем другое: «Не думай о том, куда заведут тебя странствия и какие приключения встретятся на твоём пути, — всегда оставайся верна себе. Сердце укажет верный путь. Ведь сердце — это компас нашей жизни.

Слушай его, и обязательно найдёшь то, что ищешь».

Мудрая история, рассказанная не только словами, но и восхитительными иллюстрациями, о надежде, семье, потерях и поиске нового. С помощью этой книги можно обсудить с детьми одиночество, взросление и неизбежность расставания, дать понять, что, где бы ты ни был, куда бы ты ни приехал, ищи свою вторую половинку. Вместе вы всё преодолеете!

4. «Жил-был Бинг-Бонг», Крис Джадж (3+)

Высоко-высоко в горах жил Бинг-Бонг. Как и все чудища, жил он мирно, никого не трогал и лишний раз на глаза не попадался. Больше всего на свете он любил выращивать цветочки в саду. Ещё любил пить чай, читать книги, бегать по снегу, стоять под дождём. Иногда даже пёк торты, а потом сам уплетал их за обе щёки.

Однажды ему стало страшно одиноко, и он решил во что бы то ни стало найти себе друга, как две капли воды похожего на него!

Его путь был непрост и долог. Бинг-Бонг шёл через горы, моря и равнины, пока наконец не дошёл до большого города, где его встретили обычные люди. Не прошло и пары дней, как Бинг-Бонг стал местной знаменитостью. Что там! Теперь о нём говорил весь мир, но ему по-прежнему было грустно. Ещё он ужасно соскучился по своему саду. Бросив всё, Бинг-Бонг отправился обратно.

На своём родном острове Бинг-Бонг увидел огромное количество чудищ, как две капли воды похожих на себя. Здесь были и Бинги, и Бонги, и Бинг-Бонги, и Бонг-Бинги, и даже та самая Бинг-Боночка, на которой он незамедлительно женился!

Чудесная история о семье, мечтах и их реализации, путешествиях по миру, обманчивой внешности и друзьях, которых порой не замечаешь под собственным носом, написанная специально для маленьких детей и дошкольников, получившая почётную литературную премию Ирландии в категории «Детская книга».

5. «Пёс, проглотивший мир», Сандра Дикманн (3+)

Давным-давно в одной цветущей долине птица весело щебетала на ветке дерева с другими птицами, медведь рыбачил с медведем, а лис играл на скрипке для своей лисицы. Звуки музыки и беспечного смеха сливались с мирным шелестом листвы.

Но однажды в долину пришёл огромный чёрный пёс, который брал всё, что пожелает: вырывал цветы, ломал деревья, сворачивал леса и горы, опустошал реки и моря. Чем больше он ел, тем крупнее становился. Жители долины прятались в норах, пещерах и кустах. Лишь один лис осмелился подойти к зверю.

Он хотел усмирить его лютый голод и сыграл для пса самую нежную мелодию, но тот не стал его слушать и без раздумий проглотил лиса вместе со скрипкой. Та же участь постигла зайцев, лисицу и каждого, кто осмеливался подойти к ненасытному чудовищу.

Последним, что он проглотил, были солнце и небо. Больше ничего не осталось. Пёс съел весь мир.

Что же звери? Они развели огонь прямо в животе у пса и начали строить себе новые жилища. Кто-то рыл норы, кто-то вил гнёзда, кто-то собирал ягоды, а кто-то пел и танцевал. Жизнь продолжалась. В их цветущей долине снова кружил ветер и шелестела листва, светило солнце и переливалась радуга. В их новом мире было всё как прежде, за исключением одного — здесь не было большого чёрного пса!

Трогательная сказка от автора книги «Чудо».

Красочная история о дружбе и взаимовыручке, о волшебном мире природы и невосполнимости её ресурсов, о необходимости прощать и забывать всё плохое, о способности менять мир к лучшему и жить дальше, несмотря ни на что. Книга обязательно понравится всем, кто любит необычные форматы детской литературы, а также поклонникам философских сказок и ярких рисунков.

6. «Волшебный снежный сад», Трейси Кордерой (3+)

В одной далёкой холодной стране, где в воздухе танцуют сверкающие снежинки, жил пингвинёнок по имени Веллингтон. Он любил свой белоснежный мир, но больше всего на свете он хотел сделать огромный цветущий сад. Другим пингвинам эта идея казалась смешной, ведь всем известно, что цветы не растут на снегу, так же как пингвины не умеют летать.

Несмотря на это, Веллингтон был намерен добиться своего. Впрочем, во всех книгах, какие он успел прочитать, говорилось, что цветы вырастают из семян, а в их белой снежной бескрайней пустыне семян было не найти. Ни одного.

Что же делать? Ему в голову пришла отличная идея.

Несколько дней пингвинёнок был очень занят: он складывал пуговицы и скручивал, склеивал обёртки и посыпал их блёстками, копал ямки и сажал, пока они наконец не превратились в красивые цветы и ярких шмелей.

Вот только простоял этот сад совсем недолго: страшная буря обрушилась на пингвиний остров и разрушила всё, что было на её пути. Неужели Веллингтон больше никогда в жизни не увидит красочных цветов? Или всё-таки у него есть ещё один шанс?

Это история о дружбе и взаимовыручке, доказывающая маленьким читателям важность таких качеств, как упорство и вера в себя. Ведь действительно сложно узнать, что ты можешь, пока сам не попробуешь это сделать!

7. «Мышонок и Мишка в Большом городе», Тереза Хипей (3+)

«У тебя есть я, а у меня — ты. И если мы потеряем друг друга, ты позови меня, а я позову тебя!» — вот жизненный девиз двух верных друзей Мышонка и Мишки, героев книги.

Мышонок и Мишка жили в маленьком домике на краю тёмного леса. Мышонок всё время что-то придумывал, а Мишка любил заваривать чай.

Однажды Мышонок решил отправиться в Большой город, который привлекал его множеством огоньков, рассыпанных повсюду и уходящих далеко в небо.

Там они встречают хитрую кошку, которая любезно соглашается показать весь город, включая самой красивое и самое сверкающее место. Вместе они шли по неоновым улицам и переливающимся огнями переулкам.

Впрочем, Мышонку и этого оказалось мало, он хотел ещё больше огней и ещё больше блеска. И вот, поднявшись на самый высокий и самый яркий городской небоскрёб, Мышонок оказался в настоящей мышеловке! Но Мишка не даст своего друга в обиду, да и Мышонок помнит, что, что бы ни случилось, ему нужно только позвать своего спасителя.

Поучительная история о ценности дружбы рассказана Терезой Хипей и красочно проиллюстрирована Дэвидом Литчфилдом. Книга ненавязчиво объясняет детям, что не всё то золото, что блестит, и что не стоит верить всему, что говорят незнакомцы. Ещё это сказка о недоверии манящим и многообещающим городским благам и о радости возвращения к более простому, но привычному сельскому образу жизни.

Кстати, в конце книги терпеливого читателя ждёт сюрприз — подробная схема-инструкция по сборке бумажного самолёта, на котором можно улететь далеко-далеко, оставаясь при этом у себя дома!

8. «Океаны между нами», Ирина Зартайская (5+)

На далёком острове живут дети, каждый из которых верит, что именно его выберут родители, которые приплывают на парусных лодках. Кому-то из ребят везёт — они уплывают со взрослыми в большой город, — но есть и такие, как Тати. Она живёт на острове уже семь лет, и до сих пор никто не протянул к ней руки и не забрал с собой.

Быть может, с её родителями что-то случилось и они просто не могут приплыть за ней. Тогда Тати сама отправляется на поиски мамы и папы. В большом городе её ждут лишь отговорки и непонимание. Все взрослые заняты своими делами и не хотят брать на себя ответственность за чужую жизнь. Все, кроме одного. Тати назвала его Одуванчиком.

Эмоциональная и, безусловно, вдумчивая история от творческого дуэта Ирины Зартайской и Маши Судовых.

Несмотря на то что тема сиротства является болезненной и тревожной для общества, её можно и нужно обсуждать с детьми

Благодаря этой книге читатели поймут, что иметь ребёнка и родить ребёнка — это не равнозначные вещи, задумаются, что порой для того, чтобы твоё желание исполнилось, нужно сделать лишь единственный шаг навстречу.

9. «Слон», Питер Карнавас и Ирина Ющенко (7+)

Папа Олли всё время грустит. Он целыми днями пропадает в мастерской или неподвижно смотрит в окно, почти ни с кем не разговаривает, не веселится и не играет с дочкой. Ещё за ним повсюду ходит большой серый слон. Когда папа завтракает, слон стоит и ждёт у него за спиной. Когда папа уходит на работу, слон идёт за ним следом. Он даже спит в папиной комнате.

Олли видит этого слона каждый день и мечтает прогнать его, ведь только тогда папа станет весёлым, будет смеяться над её шутками и у них снова появится целый океан секретов. Но как прогнать слона, который тенью навис над папой? Хорошо, что рядом есть дедушка, друг Артур и маленький серый пёсик Фредди.

Они помогут девочке развеселить папу и навсегда прогнать его серую тоску.

Австралийский писатель Питер Карнавас нарисовал и придумал удивительно трогательную историю о девочке, которая представляет, что вся печаль — это серые животные, которые тенью следуют за её родными и за ней самой; историю о том, как девочка помогает папе пережить боль потери и утраты, и о том, как она сама переживает эту боль; историю о дружбе, любви, взаимопомощи и поддержке.

«Слон» — лауреат международных книжных премий и отличный подарок для всех, кто любит философское чтение и искренние и глубокие истории.

10. «Эффект Матильды», Элли Ирвинг (7+)

Матильде Мур двенадцать. Она живёт в Арнос-Ярм, скучной старинной деревеньке неподалёку от Кентербери. Матильда обожает дедушку Уилфа и бабушку Джосс, любит придумывать новые слова и изобретать. По правде сказать, именно изобретения для неё первичны.

На её синем комбинезоне множество карманов, за ухом торчит карандаш, а в рюкзаке всегда лежит рулетка.

Бывает и так, что Матильда ходит несколько дней нерасчёсанной, зато с новым изобретением в руках, а то и с двумя! Это неудивительно, ведь сам Эдисон в своё время говорил, что настоящему изобретателю нужны лишь фантазия и куча всякого хлама.

С четырёх лет Матильда придумала более десятка самых разных изобретений, среди них — пальцы-хватальцы, крутилка-серпантилка, палка-доставалка, а также обмотки от щекотки и домик для хомячка, сделанный из кухонного тостера.

Ещё Матильда знает биографии всех знаменитых (и не очень) учёных и часто цитирует их.

Жизнь Матильды текла своим чередом, пока в школе не объявили конкурс на лучшее изобретение, а перед самой изобретательницей не возник загадочный Томас Томас!

Приключенческая книга, написанная от первого лица в виде заметок об изобретениях, дружбе, вере в себя и сломленных стереотипах. В книге много цитат, биографий и описаний изобретений, без которых сегодня сложно представить наше существование. «Эффект Матильды» — идеальное чтение для всей семьи!

Также вам может понравиться моя подборка книг для современных детей «9 идеальных книг на лето, которые понравятся дошкольникам и их родителям»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Alena Ozerova)

Источник: https://mel.fm/blog/anna-fedulova/86543-10-detskikh-knig-o-druzhbe-vernosti-mechtakh-i-nadezhde

Детская дружба и роль родителей в ее понимании

Детская дружба: что почитать с друзьями и о них

Не отмахивайтесь от своих детей. Не прикрывайтесь детским садом и школой. Все равно ваши дети будут брать пример, в основном, именно с вас.

Детская дружба как она есть

Когда дети совсем маленькие, они объединяются по сходствам характера. Так, у шумного и шустрого ребенка, скорее всего, появится такой же друг.До школьного возраста игры между детьми отмечаются конфликтами.

Это касается игрушек. Пытаться вмешиваться, чтобы научить детей правилам добра или стараться не вмешиваться в их разборки? Второе дается для родителей труднее, но зато позволяет ребенку получать собственные опыты.

В детском саду, дети безостановочно меняют друзей. Это нормально, так как это – “исследования дружбы”. Роль родителей здесь, не пытаться заставлять их примириться, а успокаивать их и разъяснять, что жизнь, иногда, состоит из таких поисков.

Также в этот момент, они проживают свой “Эдипов период”: ощущение чувства любви к родственнику противоположного пола и враждебности по отношению к родственнику того же пола, они встревожены. В этот момент друзья служат для разгрузки их агрессивности, которая вытекает из этой тревоги.

Роль родителей состоит в том, чтобы уважать их попытки проявления самостоятельности. Самое удачное поведение родителей состоит в том, чтобы не пытаться все знать, но и не быть равнодушным.

Правила для родителей

Девять правил, которые надо знать родителям:

  1. Дружба – главное в жизни
    Важно приготовить своих детей к тому, чтобы они могли найти друзей, не боясь быть оставленными. Параллельно, надо позволить им найти свой способ поведения в дружбе (много друзей, мало друзей или два друга, или никаких друзей, и т.д.).
  2. Дружба не создается силой
    Надо позволить детям строить самим свою дружбу.
  3. Заботиться о равновесии их отношений
    Не надо вмешиваться в их дружеский выбор, но надо страховать качество их отношений: чтобы не было ни главарей, ни подчиненных, ни жертв. Если это случается, не требовать авторитарно, чтобы это прекратилось, а необходимо объяснить, что ощущается по отношению к такому поведению, чтобы ребенок смог понять.
  4. Давать им положительное изображение дружбы
    Чтобы у наших детей были друзья, им надо передать чувство, вызывающее желание идти к другим. Они будут общительны, если их родители являются таковыми.
  5. Отсутствие друзей тревожно
    Надо обращать внимание на отсутствие друзей в любом возрасте, какими бы ни были причины, и поощрять дружбу. Если это не происходит, несмотря на советы и поощрения, надо подключить психологическую помощь.
  6. Братья и сестры не являются друзьями
    Ребенок не может обойтись без друзей, даже, если у него есть братья и сестры. Дружеское отношение очень отличается от братского отношения.
  7. Принимать всерьез дружеские ссоры
    Надо успокоить ребенка, но не пытаться предохранять от этих неприятностей: они учатся отличать настоящую дружбу от не настоящей дружбы.
  8. Дружба не является любовью
    Когда дружба рождается между девочкой и мальчиком, не надо приклеивать ярлык “любовь”.
  9. Дети дружат по-своему
    Если дружба у взрослых длится многие годы, то детская дружба бывает краткосрочной.

Технология отношений

К сожалению, городская жизнь сегодня не может предоставить детям возможность осваивать азы приятельских отношений. Интересы дворовых компаний сводятся только к неким “шатаниям в поисках приключений”. Нет мест и условий, которые бы являлись центрами притяжения детей разных возрастов.

Частично можно надеяться на детский сад и школу. Но только частично.

Да, вроде бы и в детском саду, и в школе (например, в “продленке”) есть возможность свободной игры, но где уверенность в том, что в таком небольшом замкнутом коллективе найдется партнер для дружбы вашему ребенку.

Ну а присмотр взрослого человека с целью обеспечения безопасности детской дружбы нужен. Стоит максимально исключить возможность попадания вашего ребенка под дурное влияние.

Однако есть родители, которые принимают слишком активное участие в детской дружбе. Если им кажется, что что-то в дружбе не вяжется с их представлениями, то они пытаются навязать ребенку свое мнение. Это неправильно.

Психологи отмечают неосознанное подражание родителям. Поэтому вам нужно было бы просто демонстрировать качественную дружбу на своем примере, но не навязывать варианты ребенку. Только взрослые могут показать, как можно относиться к друзьям, как разрешать возможные конфликты, как помогать друзьям. Все эти детали постепенно отложатся в мозгу у ребенка.

Кстати о деталях. Обратите внимание на то, что детская дружба может быть представлена отдельными навыками, которым можно обучать целенаправленно.

Вот примерный перечень навыков, которые можно развивать:

  • умение знакомиться,
  • понимание как начать и закончить разговор,
  • как попросить о помощи и предложить ее,
  • как делиться и проявлять заботу о другом,
  • как поблагодарить и принять благодарность,
  • как оставаться одному, чтобы не чувствовать зависимость от дружбы.

Наблюдая за детской дружбой, родители не должны забывать о возможных неприятностях и конфликтах, которые могут возникать.

Психологи подчеркивают, что такие явления, как разочарование друзьями, ревность, разрыв отношений не стоит драматизировать.

Более того, эти явления “в малых дозах” полезны для укрепления духа и лучше было бы пройти этап становления в доподростковом возрасте, когда отношения между детьми еще находятся в более или менее спокойном состоянии.

Этапы детской дружбы

Изменения в понимании жизни в ходе взросления ребенка приводят и к изменениям в понимании дружбы. Этот момент родителям тоже следует учитывать при анализе дружеских отношений.

Вот как меняется отношение ребенка к детской дружбе с возрастом:

  • 3 года. Зарождается альтруизм (естественно не у всех, но у многих) – ваш ребенок пытается помочь другим, может поделиться своими игрушками (правда, часто тут же и отберет). Конфликты возможны, поскольку отданную игрушку можно и не получить обратно. Однако желание поделиться стоит поощрять.
  • 4 года. Начинает проявляться желание участвовать в совместных играх в детских садах. Однако это еще не дружба, поскольку дети не понимают необходимость поддержания дружбы, да и не знают, как это происходит. Для них друг тот, с кем они играют в данный момент времени.
  • 6-7 лет. В этом возрасте друзья уже выбираются по интересам. Чаще всего это те, кто не жадные и могут поделиться тем, что у них есть “вкусного” или игрушками. С друзьями должно быть весело и интересно. В этом возрасте становятся более очевидными предпочтения по полу. Мальчики стремятся больше дружить/играть с мальчиками, а девочки с “лучшими подругами”.
  • 10 лет. У детей проявляется избирательность к друзьям и появляется первое определение дружбы. Для “попадания” в друзья уже требуются такие факторы, как общие интересы, взаимное доверие, доброта, внимательность. Происходит более жесткий отбор.
  • 12 лет и старше. Современные дети рано взрослеют. Отношения со сверстниками для них значат больше, чем с родителями. Детская дружба приобретает конкретность. Взаимоотношения мальчиков с девочками могут рассматриваться как прелюдия к будущим романам. Детская дружба переходит на новый уровень. Более осмысленный, более требовательный и чувствительный к различного рода потрясениям.

Описанные изменения в понимании дружбы касаются отношений, в которых нет места дурному влиянию. Анализируя взаимоотношения вашего ребенка со сверстниками делайте корректировку на то, что в его окружении наверняка есть “друзья”, которые могут привнести долю неверного представления о взаимоотношениях.

Источник: https://azbyka.ru/deti/detskaya-druzhba-i-rol-roditelej-v-ee-ponimanii

Детская дружба

Детская дружба: что почитать с друзьями и о них

Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием. А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья?

Необходимость детской дружбы

Необходимость в крепких дружеских отношениях мы особенно осознаем в сознательном возрасте, понимая, что дружба – это одна из самых крепких привязанностей, которую в большинстве случаев мы проносим через всю жизнь.

Дружба обязательно откроет для ребенка новые возможности, поможет ему развить необходимые коммуникативные навыки и поспособствует его социальной адаптации.

Особо важную роль дружеские отношения имеют для подростков, поскольку в жизни взрослеющего ребенка будут появляться ситуации, которые он не сможет или не захочет обсуждать с родителями, и тогда возможность общения с ровесником, который его понимает, поможет ему справиться с проблемами.

Как научить ребенка дружить?

Научить ребенка дружить и рассказать ему о ценности и необходимости дружбы – важная задача родителей. Однако делать это необходимо постепенно, помня об особенностях разного возраста.

В раннем возрасте дети ещё слишком малы для понимания того, что такое дружба. Среди своего окружения малыши дошкольного возраста ищут не друзей, а скорее приятелей по игре, поэтому их выбор оказывается не сознательным, а интуитивным. Они охотно вливаются в общение с другими детьми, порой делая странный, с точки зрения взрослых, выбор.

К примеру, с соседским мальчиком ребенку играть оказывается интересно, поскольку тот охотно делится своими игрушками, которых у него очень много, а с другим сверстником в детском саду малышу дружить не хочется, потому что у того есть всего две машинки, и он не любит играть на улице.

Все это нормальные проявления, свойственные раннему возрасту.

Проводить с ребенком 2-5 лет серьёзные беседы о том, что такое дружба и почему она так важна, не стоит, поскольку в силу своего возраста он ещё многого не поймет.

Лучше всего постепенно и ненавязчиво приучать малыша к одной простой мысли, что дружба – это хорошо.

Для этого можно почаще читать с ним книги и смотреть мультфильмы, которые рассказывают о дружбе, и герои которых справляются с трудностями, благодаря дружескому участию и поддержке.

Если же малыш отказывается играть со сверстником, имеющим какие-либо внешние недостатки, к примеру, носит очки или имеет лишний вес, мотивируя это тем, что «он просто некрасивый», стоит ненавязчиво объяснить малышу, что внутренний мир намного важнее внешности.

Чтобы ребенок понял, о чем вы ему говорите, напомните ему какую-либо сказку, например, о гадком утенке, который превратился в прекрасного лебедя или сами придумайте поучительную историю.

Расскажите ему, что обращать внимание стоит в первую очередь на характер человека, а не на то, в какой одежде он ходит и как выглядит.

В раннем школьном возрасте дети уже начинают выбирать друзей по интересам, увлечениям и личным качествам, т.е. подходят к выбору друга сознательно. Именно в это время уже можно проводить серьезные беседы о дружбе. Расскажите ребенку о своих друзьях, о том, как вы познакомились и через что прошли вместе.

Чтобы подготовить ребенка к возможным сложностям, которые бывают в дружеских отношениях, стоит рассказать ему о том, как и почему у людей иногда расходятся интересы или меняются взгляды. Объясните, что такое преданность в дружбе, почему дружба должна быть бескорыстной и почему друга нельзя бросать в беде.

Главное – приводите примеры, подходящие его возрасту.

Первоклассник не поймет историю о том, как вы поссорились с лучшим другом из-за понравившейся девочки, зато такая история придется как нельзя кстати, если ваш ребенок учится в пятом или шестом классе, когда наступает время проявления первых симпатий по отношению к противоположному полу.

Очень важна поддержка родителей для подростков, поскольку именно в этом возрасте дети зачастую сталкиваются с первыми серьёзными расхождениями во взглядах с теми, кого считали своими друзьями. Главное – внимание и участие в решении проблем, с которыми столкнулся ваш ребенок.

Не стоит говорить ему «найдешь нового друга», поскольку в таком возрасте поиск новых контактов представляет собой уже не такую простую задачу, как раньше. Лучше всего откровенно поговорить с ним и вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, подсказать ребенку возможное решение проблемы и помочь понять поведение его друга.

Обратите внимание подростка на ошибки его поведения, если такие были и подскажите, как ему вести себя в дальнейшем, чтобы такая ситуация больше не повторилась.

Если же ваш взрослеющий ребенок не спешит откровенничать и делиться своими проблемами в общении с друзьями, помогайте ему ненавязчиво – посоветуйте фильмы и литературу, в которых хорошо показаны трудности подросткового возраста и их решение.

Главное, чего не стоит делать вне зависимости от возраста ребенка – это критиковать его друзей и помогать ему с их выбором.

Это естественное желание родителей, чтобы их ребенок дружил только с правильными и хорошими детьми, но стоит помнить о том, что детская логика очень отличается от логики взрослого человека, и ваши собственные ожидания могут совсем не совпадать с желаниями вашего чада.

Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей, ведь как известно, ненужные связи всё равно со временем пропадут сами собой. А тот ребенок, которого выбрал ваш в качестве друга, может быть на самом деле окажется верным и преданным, и эта детская дружба сохранится на всю жизнь.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/detskaya-druzhba/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.