Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

Содержание

Чтобы ребенок стал Читайкой! 7 секретов воспитания интереса к чтению

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

20.01.2012

      Как воспитать у ребенка интерес к чтению?  Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием?  Как развивать желание читать?  Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения  ребенка.

Для того,  чтобы ребенок наш стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные,  моменты.  Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.

Нам, взрослым, надо понять, что ребенок – это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.

Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Воспитывайте  его с  опорой на эту схему,  и вы  добьетесь хороших результатов  без лишних проблем.

Схема развития ребенка касается всех сторон его жизни.  Мы же сегодня отметим только те секреты, которые непосредственно влияют на чтение ребенка.

1 секрет. Читайте сами

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания.

Если  папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама  все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами.

Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего,  вырастет хороший читатель.  Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте   ребенку,  рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить.  Учите ребенка читать так, чтобы  ему было легко и интересно,  учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива.  Именно в игре   наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет.  Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4  секрет. Оформление книг

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и  снижается  способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля»

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу).

  В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам.

А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше.  Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать.  Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного  чтения, поможете лучше понять смысл текста.

Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка,  его мысли и желания.  А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность,  что способствует развитию взаимопонимания.

Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты.

Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств.  Ребенок понимает, что он читал не зря.

  Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Например: дети с детского сада знают, что  ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется  под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе.

А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге.  Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу.

 Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется,  что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку.  Пересказывайте  ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение.

  Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений,  о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где  это можно прочитать.

  Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов,  например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если Вы будете опираться на  эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением.  А читающий человек – это всегда интересный  и успешный  человек.

Сделайте доброе дело – поделитесь статьей с друзьями, кликните на кнопки соц. сетей.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/ychim/chitayka.html

Как приучить ребенка к чтению: 10 советов для родителей

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

Алена Лепилина

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей.

В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь.

Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу.

Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте».

Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира.

Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/07/19/kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-10-sovetov-dlya-roditelej/

Как учить детей говорить — Подробный план действий для родителей

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

Рождение деток всегда радость. Они растут, развиваются и у близких им людей, возникает естественный вопрос, как учить детей говорить.
В этой статье я хочу подробно рассказать, о самых важных моментах, которые родители должны учесть, чтобы речь ребёнка развивалась правильно.

Прекрасна речь, когда она как ручеекБежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Развитие речи зависит от многих факторов, таких как:

— Развитие органов чувств: слуха, зрения;

— Речевая среда, в которой растёт малыш;

— Зрелость коры головного мозга;

— Психофизическое здоровье;

Давайте рассмотрим, как развивается речь детей в разные возрастные периоды жизни и что должны делать взрослые, в каждый из них, чтобы речевая функция сформировалась полноценно и правильно.

Секреты развития речи малыша 0 до 1 года

Мозг малыша активно растёт в первый год жизни. Очень важно, в этот период как можно больше давать ребёнку положительных эмоций. Все члены семьи должны создавать благоприятную обстановку для общения. Ссоры и скандалы могут негативно отразиться в сознании малыша и спровоцировать торможение речевой функции.

Очень важно больше говорить с младенцем. Читать ему детские книжки, петь песенки, показывать картинки и рассказывайте, что на них нарисовано. Когда он немного подрастёт, играйте в весёлые и подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.

Есть в логопедии такое выражение: «Звуки рождаются на кончиках пальцев». И это, в буквальном смысле, так. Развивая мелкую моторику, мы помогаем развить речь. Это могут быть игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т. д.

Речь, более поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух более ранний процесс развития. Это восприятие на слух всего того, что нас окружает. Шум воды, ветра, звуки музыки, бытовые шумы. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая.

Развитию неречевого слуха, в этот период, должно отдаваться пристальное внимание взрослых.

Игры с погремушками, колокольчиками. С опорой и без опоры на зрение. Игра «Что звенит?», «Где стучит?», «Громко-тихо». Можно послушать аудиозаписи звуков природы, стучать, топать, переливать, хлопать.

К 6 – 8 месяцам у малыша появляются первые лепетные слова. Хвалите его, за каждое, пусть он чувствует, что для вас это важно.

Возможно, вам будет интересно Уход за ребенком в первые дни жизни — Что должны знать и уметь родители

К концу первого года жизни, при нормальном развитии фонематического слуха, малыш различает часто употребляемые слова.

План действий как учить детей говорить от 1 года до 5 лет

Начинается время мега активного развития речевой функции. Давайте рассмотрим каждый возрастной период более подробно.

Как учить детей говорить от 1 года до 2 лет

К году в словаре малыша, должно быть, 10-15 осознанно произносимых лепетных слов. В этом возрасте он уж готов воспринимать социальные правила и нормы поведения. Такие, как «нельзя брать чужие вещи», «бегать и громко кричать в магазине» и т. д. Проговаривая различные речевые конструкции, родитель показывает как нужно правильно строить фразу.

Лучше, если взрослый проговаривает фразы, особенно незнакомые, на уровне глаз малыша. Так дети не только на слух учатся воспринимать устную речь, но и зрительно. Это очень важно для формирования правильной звуковой стороны речи. Артикуляция звуков очень разнообразна. Например, для свистящих (с, з, ц) нужно широко улыбнуться, а для шипящих (ш, ж) губы округлить в широкую трубочку.

Поэтому зрительный контакт так важен.

Поощряйте любые попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не понимаете из сказанного. Если вам удалось понять, что хочет ваш ребёнок, четко и медленно повторите всё, что он сказал. Смотрите прямо на него.

Пусть он видит, как двигаются ваши губы и другие органы артикуляции. Повторяя за своим чадом сказанное, добавляйте еще пару предложений от себя.

Ведь именно вашей речью пополняется активный и пассивный речевой запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.

Детские книги с картинками, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ребёнком картинки, говорите о том, кто или что на них изображено. Пусть малыш отвечает на вопросы: кто это? Что это? Какой? Какого цвета? Какой формы? И т. д.

Существенное значение имеет и темп речи. Если взрослый произносит слова быстро, ребёнок просто не успевает увидеть его артикуляцию, уловить смысл сказанного. Говорите спокойно, чётко называйте предметы. В речи можно использовать как, «детские», так и «взрослые» слова. Например: «Это машина би-би», «кошка кушает ням-ням» и т.д.

Некоторые родители пытаются перенять трогательную, лепетную речь малыша. Делать это категорически нельзя! Близкое окружение ребёнка — это его источник обучения правильной речи. Ни один мультик не заменит детям живое общение.

Поэтому вы как родители, должны создать благоприятную почву для этого.
Больше бывайте ним в детских коллективах. Кружки по интересам, спортивные секции, творческие мероприятия.

Дети, которые имеют возможность много общаться с другими детьми, развиваются лучше и у них реже встречаются нарушения речи.

Для того чтобы добиться правильного произношения необходимо научить ребёнка воспринимать звуки. Только полноценное восприятие звуков, умение их различать позволит не допускать ошибок при произношении. Поэтому крайне важно развивать фонематический слух.

Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок говорит жестами, не нужно пытаться его понять. Сделайте вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его говорить словами.
Чем дольше будете понимать «жестовую» речь детей, тем дольше они будут молчать!

2-4 года — время активного развития речевой функции. Как помочь ребёнку в этот период

В речи крохи появляются предложения. Он пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. К трём годам из речи малыша исчезает так называемое физиологическое смягчение. Ребёнок правильно произносит свистящие звуки С, З, Ц.

Самое важное достижение четвёртого года жизни, возможность самостоятельно определять неверно произносимый звук в собственной речи. А также различать схожие по звучанию слова.

Если малыш плохо говорит в этот период, то нужно активно приступать к обогащению его словарного запаса, развивать умение различать звуки в словах.

Можно учить поговорки, скороговорки, стихи, песенки. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, проговаривая каждый звук, затем темп можно увеличить.

Прохлопывайте с ребёнком трудные слова по слогам, так вы научите его слышать каждый звук в слове.

В статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» вы сможете подобрать скороговорки на любой вкус.

Возможно, вам будет интересно Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей

Продолжаем активно тренировать пальчики. Подойдёт всё, что интересно малышу. Сейчас в магазинах огромное количество всевозможных развивающих игр: шнуровки, пазлы, кубики и т.д.

Подойдут и обычные пуговицы, из которых можно выкладывать различные картинки, по заранее нарисованным конторам. Особенно, детям интересно делать это если рисунок нарисован собственноручно.

Так что, смело давайте разгуляться детской фантазии.

Помогаем детям формировать правильное речевое дыхание. Под этим понятием подразумевается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, довольно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

 Как показывает практика, дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

Поэтому цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавновоздух на выдохе, а также увеличить жизненную емкость легких.

Делаем глубокий вдох носом, рот при этом закрыт и затем производим плавный выдох ртом. Плечи не должны быть подняты. Положите свои руки на плечики малыша, чтобы это контролировать.

Возможно, вам будет интересно Лучшие игры на развитие речевого дыхания

Для этой цели можно использовать обычные мыльные пузыри, вертушки. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите малыша дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, кусочки ваты, снежинки из бумаги (щеки раздувать нельзя!)

Артикуляционная гимнастика, также является неотъемлемой частью работы над развитием речи детей. Эта работа представляет собой несколько упражнений, цель которых укрепить мышцы органов артикуляции, привести мышцы языка, губ, щёк в нормальный тонус, необходимый для правильного звукопроизношения.

У разных авторов упражнения могут называться по-разному, но цель у них одна. На своих занятия я использую комплекс артикуляционных упражнений с музыкальным оформлением. Он составлен таким образом, чтобы проработать все мышцы органов артикуляции. Музыка помогает перевести рутинный процесс в весёлое развлечение.

Скачать комплекс, артикуляционных упражнений под музыку, вы можете во вкладке: «Материалы для скачивания».

Занятия по развитию речи с детьми от 4 — 5 лет

К 4 годам словарный запас детей достигает 2000-3000 слов. Это период придумывания новых слов (словотворчетво). В речи уже есть свистящие и шипящие звуки. До 4,5 лет допустимо отсутствие соноров, таких как Л, Р. Но к 5 годам они должны быть уже сформированы.

Однако в последние время наблюдается печальная тенденция ухудшения речи детей. И к 5 годам у 80% обследованных мною детей, были выявлены различные речевые нарушения.

О причинах, которые могут этому способствовать, вы можете прочитать в статье «Страшная правда почему дети плохо говорят»

Если в этом возрасте есть нарушения речи, взрослые должны активно включиться в процесс обучения.

Продолжаем учить детей говорить правильно. Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, различные задания для развития мелкой моторики, игры для развития фонематического слуха всё то, о чём говорилось выше, в обязательном порядке должно входить в логопедическую работу с вашим ребёнком.

Хочу рассказать вам, о таком уникальном методе, который применяется в логопедической практике, как Су-Джок терапия. Возможно, вы уже слышали и даже использовали «волшебные шарики» для оздоровления организма. В логопедии, Су-Джок массажёром, мы воздействуем на активные точки на руках, с целью стимуляции речевых зон в коре головного мозга.

Подробнее, о Су Джок терапии, вы можете прочитать в статье «Секрет Су-Джок терапии для развития речи детей».

Следующим, важным моментом, является обучение ребёнка шёпотной речи. Голосовые складки находятся в стадии формирования. Крик строго противопоказан в этом возрасте, так как может иметь самые негативные последствия.

Для обучения шёпотной речи, можно предложить задание «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука — у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к шёпоту без паузы).

Возраст 5-7 лет. Почему так важно развивать речь будущего школьника?

В 5- 6 лет, нормально развивающийся ребенок, правильно произносит все звуки родного языка. Он способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

С 7 лет начинается школьный период развития речи.

К сожалению, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс.

И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть” ребенка до 1 сентября.

А ведь, когда он молчал в 2,5 года — одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, занимался с чадом по часу в день. А результата почти нет». Занятия не принесли желаемого, так как взрослые нагружали ребенка непосильной работой. А малыш нуждается в строго дозированных занятиях.

Родители всегда должны помнить о «золотой середине» не упускать момента, когда ребёнку очень нужна ваша помощь, но и не перегружать его.

Продолжаем развивать мелкую моторику ручек, речевое дыхание, артикуляционную моторику. Также, в этот период, нужно продолжать работу по формированию фонематического слуха.

Часто дети, данного возраста, говорят по отдельности все звуки правильно, но в связной речи встречаются их замены, перестановки. Необходимо проводить занятия по развитию слухового внимания. Задание, может быть, такое: «Я буду произносить разные звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р». То же упражнение проводим дальше, но уже со слогами, а затем и со словами.

Играя с детьми, мы помогаем развить речевое и языковое внимание, память, логическое мышление и другие предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

                             

Заключение

Надеюсь, данная статья была полезна и у вас в голове сложился план действий того как учить детей говорить правильно. Ваша помощь, дорогие родители, очень необходима в таком непростом и важном процессе, как развитие речи.

Источник: https://algebrazhizni.ru/kak-uchit-detej-govorit/

10 ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

«Ребенок совершенно не хочет читать, чтение для него – как наказание», – жалуются родители школьников. Какие ошибки они совершают, мешая ребенку полюбить книги – рассказывает писатель и многодетный отец Дмитрий Емец.

К огромному сожалению, книга не выдерживает конкуренции с гаджетом и компьютерными играми, особенно у ребенка, который читает с трудом и огромными энергозатратами. Поэтому, пока у него есть планшет, телефон или постоянный свободный доступ к компьютеру, мальчик у вас читать не будет.

Девочка, может, и зачитает, они чуть менее зависимы от гаджетов, но с потерей многих значимых месяцев развития. Лучше раньше 13 лет гаджеты ребенку не покупать. А в 13 лет они, боюсь, сами уже в жизнь просочатся, но, может, у подростка уже успеет сформироваться какая-то воля.

Тут, правда, есть тонкий момент, с которым мы сами столкнулись.

Компьютер – это и развивающие мультфильмы, и кинофильмы, и познавательные каналы.

Мы для себя решили вопрос так. У нас несколько ноутбуков. У старших детей (примерно с 13 лет) свободный доступ, свои телефоны, компьютеры, пароль к вайфаю. Они вообще сами эти вопросы решают.

Для тех, кто младше – два ноутбука. Один подключен к интернету, но там стоит программа «Тайм-босс». Она ограничивает время пребывания в сети двумя часами в день. Причем для всех вместе. То есть, если один истратил больше времени, другому достанется меньше. Иногда мы выбираем игры, где несколько человек могут играть – один скорость жмет, другой стреляет.

А мультфильмы, фильмы мы скачиваем и смотрим уже на другом ноуте, который в сеть не выходит.

А вот смартфоны под запретом примерно лет до 13. И даже если бы им айфон последний кто-то подарил – я бы его в стиралку отправил купаться. Уже обжигались.

Чем чаще ребенок будет видеть вас с книгой, тем скорее он и сам зачитает. А то мы часто пропагандируем те ценности, которых сами не разделяем. Мама в телефоне сидит, а сын должен читать. С какой радости?

Хороший вариант, который всех спасает – это чтение вслух семейных книг. То есть таких, которые интересны будут и мамам, и детям, и всем. Например, «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик» Вестли, «Веселая семейка» Носова, где дети цыплят выводили, у нас идет на ура.

Если из моих – «Бунт пупсиков», «Таинственный Ктототам», «День карапузов».

Есть грустный анекдот, как мама и Ваня идут выбирать Ване питомца.

Ваня: Мам, купи мне хомяка!
Мама: Какой еще тебе хомяк?
Ваня: Купи мне птичку!
Мама: Тебя вообще не спрашивают! Ты хочешь иглистую мышь!

Примерно то же самое и в книжных магазинах происходит. Позвольте ребенку выбрать книгу самому. Пусть даже то, что лично вы не стали бы приобретать, но зато уже с условием, что это будет прочитано. Человек больше ценит то, что выбирает сам. Иногда причем выбирает что-то совершенно неожиданное, не по возрасту. Чуть не «Физику твердого тела». Ну и пускай.

Мальчики очень любят научную познавательную литературу. Книги с опытами, про насекомых, про танки и так далее. Но пусть выбирает сам.

Правда, есть еще вариант, что мальчик будет выбирать книгу с яркими картинками, где двести слов текста и цена, как у вертолета. Но тут уже можно объяснить: «Это дорого – ее мы в библиотеке возьмем лучше, давай еще поищем варианты». Обычно они находятся. А еще можно выбирать в интернет-магазинах – в некоторых цена пониже и много книг маленьких издательств, которых нет в обычных книжных.

Конечно, это неправильно, но многие читают именно так всю жизнь. И, кстати, это считается признаком одаренности. Вдруг, чисто случайно, у вас одаренный ребенок.

В библиотеках есть отличные читальные залы, куча развивающих программ, и в фонды пускают детей довольно свободно, чтобы они выбирали книги.

Умный ребенок быстро понимает плюсы библиотеки. К тому же там работают неравнодушные люди, которые могут заинтересовать даже не очень способного юного читателя и подобрать ему книги по интересам.

Да только долго придется ждать. Чтение ребенок начинает любить примерно через триста часов практики. Первые триста часов он его ненавидит.

Пока чтение не станет свободным, это очень мучительный процесс.

Можете завести себе блокнот и записывать:

1 января. 10 мин.
2 января. 8 мин.
3 января. 12 мин.
4 января. 21 мин. = ого, уже почти час! Осталось еще 299 часов!!

И пообещайте ребенку за 300 часов что-нибудь значимое, вроде черепахи. Или иглистой мыши, на худой конец.

Например, вы купили ребенку искусственный снег. А там инструкция мелкими буквами, которую надо прочитать. И всякие там сложные слова. Вот пусть и читает всю инструкцию сам до последней буквы. С лупой читает! Вы же видите, что ему интересно! Сами не читайте. И не давайте ему химичить, пока он все не прочитает. Потому что снег – дело важное.

Почти наверняка ребенок проводит у вас в машине не меньше часа в день. А некоторые и по три-четыре часа. Воткните в магнитолу флешку с аудиокнигами.

Лучше подходят полные тексты книг, начитанные одним актером, не аудиоспектакли! Один голос гораздо меньше утомляет, если слушаешь долго. И легче детьми воспринимается. Результат увидите примерно через месяц. И порадуетесь ему, скорее всего.

Моя бабушка говорила: «Делай уроки, а книги будешь читать на пенсии».

Чем больше ребенок читает ВНЕ ШКОЛЫ, тем проще ему дается школа. Человеку, который прочитывает за два-три вечера роман, «Отцы и дети» прочитать – это вообще не проблема. Учителя прекрасно знают, что чем больше ученик читает, даже и не по программе, тем легче у него идет и программное.

Уроки, конечно, никто не отменяет. Их делать надо. Но когда уроки совсем забивают всякое другое развитие, чтение, рисование – это не вариант.

Оптимальное время сделать чтение запойным – до седьмого класса. Золотое время – это 4-й, 5-й, 6-й классы. Не терзайте ребенка школой класса до седьмого. Очень многие успешные люди активно начали куда-то готовиться только класса с 8-го. А до восьмого читали, читали, читали в свое удовольствие. И, поверьте, это не в песок ушло, а стало фундаментом успешности.

1. Слоговые таблицы

Суть там в том, чтобы научиться читать бессмысленные слоги и буквосочетания, потому что часто дети только угадывают слова.

Занятия очень сильно увеличивают скорость чтения. Набор буквенных комбинаций велик, но не безграничен. Всякие вещи типа «здр» или «встр» – нужно учиться читать одним взглядом. После слоговых таблиц это не проблема.

2. Жужжащее чтение

Хорошие учителя начальной школы широко применяют этот метод. Он состоит в том, чтобы дети читали все разом и шепотом, а то если все и вслух, то можно будет оглохнуть.

Обычно в школах читают по 5-10 минут в день жужжащим чтением. Ну а кто вам может помешать читать жужжащим чтением в очереди в детской поликлинике? Это все идет в нашу копилку 300 часов.

3. Вспышечное чтение и отсекающее чтение

МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗКА – тут надо понять, где что заканчивается.

Печатайте предложения вроде:

«Ежик живет в лесу».
«Олень съел моржа».

Пусть они будут любой степени бессмысленности. Неважно, что олени моржей не едят. Показывайте их на 2-3 секунды, чтобы ребенок прочитывал их очень быстро. Это хорошо учит схватывать текст.

Пусть один ребенок пишет такую бессмыслицу для другого. Обычно это очень веселит детей, и они не замечают, что учатся.

4. Детские журналы с кроссвордами

Там, кроме кроссвордов, которые дети обычно любят разгадывать, много упражнений в стиле «Найди десять отличий между двумя рисунками» и разных упражнений на внимательность: лабиринт, следы и т.д. Детям обычно нравится. И навык чтения незаметно совершенствуется.

5. Игра «Найди текст»

Возьмите любую страницу текста. Найдите там какое-то предложение в любом месте. Например, «Маша пошла в лес и нашла гриб». Не показывайте ребенку, где оно. Засекайте время. Пусть ребенок его найдет. Ну и получит от вас какой-то приз, когда найдет 10 предложений на разных страницах.

6. Многократное чтение

Если ваш ребенок все время хочет перечитывать одну и ту же книгу, которую хорошо знает, ну и пусть перечитывает. Только все больше и больше страниц за один раз – это тоже большой плюс, даже если ребенок угадывает слова.

7. «Давай поврем!»

Дети часто не умеют пересказывать тексты, но зато порой охотно выдумывают то, чего на самом деле в книге нет. Ну и замечательно! Не мешайте! Это очень полезный навык.

8. Чукча не читатель, чукча писатель

Порой ребенок наотрез отказывается читать, но готов писать и переписывать тексты из книг – «секреты изготовления атомной бомбы», как наши мальчики, или что-то в этом духе. А разве это не чтение? Но только тсс!

9. Упражнение «Бросок»

Открываем книгу, ребенок кладет руки на колени и начинает читать по команде. Читает 30 секунд. Потом 10 секунд отдыхает. И снова читает. Суть в том, чтобы глазами – глазами! – быстро найти тот участок текста, где он закончил чтение. На начальной стадии это очень тяжело – но потому и упражняемся.

10. Скоростной минимум чтения – 120 слов в минуту

Многие читают по 200-300, но уже про себя, вслух речевой аппарат не потянет. 120 слов – это реально абсолютно для каждого среднего ребенка. Если скорость ниже, то много времени будет затрачиваться впустую на уроки, чтение учебных параграфов и попытку что-то понять.

Источник: https://www.pravmir.ru/10-oshibok-roditeley-kotoryie-meshayut-detyam-polyubit-chtenie/

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.

  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам.

Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем.

Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением.

Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.