Что такое воспитание?

Содержание

Воспитание определение, виды, принципы и цели

Что такое воспитание?

Из поколения в поколение переходят стили и методы воспитания: многие родители воспитывают своих детей похожим образом на тот, которым воспитывали их самих.

Другие родители поверхностно знают, что это такое воспитание, что подразумевает данное понятие, какие цели и задачи ставит, и какой результат можно получить, приложить все практические и теоретические знания.

Что такое воспитание

Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.

Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:

  1. В широком понимании оно означает процесс социального становления личности. Оно начинается с момента рождения и длится до самой смерти. воспитания зависит от природных и общественных факторов, зависит во многом от раннего возрастного периода и поведения родителей.
  2. В узком определении под этим понятием подразумевается приобретение ребенком положительных в конкретном обществе ценностей и норм поведения.

Воспитание детей

Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.

Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы. Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания.

Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.

Психология дает следующее определение: воспитанный человек это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.

Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.

Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.

Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно слепить как из пластилина желательную личность все гораздо сложнее.

Виды воспитания и воспитательные задачи

Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.

Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:

  • формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека,
  • прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе,
  • усвоение человеческих норм и ценностей.

Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.

При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.

Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым.

Второй важный аспект это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.

Современные принципы воспитания в педагогике

Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.

Вид воспитания Определение вида и задачи
Экологическое воспитание Подразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов. Задачи:1.       Донесение до ребенка информации об окружающей природе.2.       Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну.3.       Просвещение о методах сохранения природных ресурсов.
Правовой воспитательный процесс Означает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов. Задачи:1.       Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства.2.       Прививать активную позицию в политической сфере.3.       Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру.4.       Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием).
Умственное воспитание Подразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации. Задачи:1.       Руководство становлением познавательной сферы ребенка.2.       Одобрение попыток самостоятельности.3.       Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника.4.       Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно.
Физическое Означает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма. Задачи:1.       Четкое понятие о здоровом образе жизни.2.       Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Воспитание трудовой сферы Это формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности. Задачи:1.       Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией.2.       Выработка творческого подхода в трудовой деятельности.3.       просвещение в понимании значимости трудовой деятельности.
Экономический воспитательный процесс Определяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни. Задачи:1.       Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе.2.       Привитие принципов социальной справедливости в обществе.3.       воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях.
Нравственное воспитание Объясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие. Задачи:1.       Уважать свободу выбора ребенка.2.       Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей.
Эстетическое воспитание Означает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе. Задачи:1.       Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений.2.       Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного).3.       Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях.
Общественное воспитание Это выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки. Задачи:1.       Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству.2.       Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре.3.       Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т. д.

Цели воспитания в конкретных концепциях

Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.

Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.

Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.

Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.

воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.

Задачи воспитания в системе российского образования

Система российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе.

По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям.

Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа воспитательный процесс ребенка это забота его семьи и дома, а задача школы это обучение.

Как реализуются цели и задачи воспитания

Цели и задачи воспитательного процесса реализуются как в процессе пребывания ребенка в учебном заведении, так и в семье. Роль воспитания в жизни человека нельзя переоценить – как указывалось выше, оно зачастую передается из поколения в поколение.

Многие цели и задачи воспитательного процесса реализуются в наглядном примере окружающих ребенка взрослых людей: воспитателей, родителей и педагогов.

Это важно: нельзя забывать, что воспитывать ребенка это означает в первую очередь воспитать себя.

Роль воспитания в жизни человека

Воспитание в семье закладывает основы поведения, становления, восприятия и мировоззрения. Процесс воспитания, принятый в семье, определяет судьбу воспитуемого.

Воспитание и обучение неделимый, взаимосвязанный и совместный процесс. Общая центральная задача обучения и воспитания это правильно направить развивающуюся личность, влияя на все сферы ее жизни: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/vospitanie-opredelenie-vidyi-printsipyi-i-tseli

Воспитание в педагогическом смысле

Что такое воспитание?

Целивоспитания

Понятияи типы воспитания.

Воспитаниев социальном смысле

Вшироком социальном смысле воспитание —это передача накопленного опыта (знания,умения, способы мышления, нравственные,этические и правовые нормы) от старшихпоколений к младшим.

Вузком социальном смыслепод воспитанием понимаетсянаправленное воздействие на человекасо стороны общественных институтов сцелью формирования у него определенныхзнаний, взглядов и убеждений, нравственныхценностей, политической ориентации,подготовки к жизни.

Всовременном обществе воспитаниевыполняет три основных функции:   1) культурно-созидательную функцию(сохранение, передача новому поколениюи воспроизведение культурного наследиячеловечества);   2)  гуманистическуюили человекообразующую функцию (развитиепотенциала личности ребёнка);   3) функцию социализации и социальнойадаптации (подготовка воспитанника квхождению в систему общественныхотношений). Культурно-созидательнаяфункция воспитания является звеном,связывающим две другие функции на основеусвоения воспитанниками норм индивидуальной(гуманистическая функция) и социальной(функция социализации) культурной жизни.  Тесная связь воспитания с общественнойжизнью предполагает обусловленностьвоспитания особенностями культуры иисторической памяти каждого народа,сложившимися в обществе национальнымиобычаями и традициями, национальнымменталитетом. 

Вшироком педагогическом смысле воспитание —это специально организованное,целенаправленное и управляемоевоздействие коллектива, воспитателейна воспитуемого с целью формированияу него заданных качеств, осуществляемоев учебно-воспитательных учреждениях иохватывающее весь учебно-воспитательныйпроцесс.

Вузком педагогическом смысле воспитание —это процесс и результат воспитательнойработы, направленной на решение конкретныхвоспитательных задач.

Рольвоспитания оцениваетсяпо-разному — от утверждения его полнойбессмысленности (при неблагоприятнойнаследственности и плохом влияниисреды) до признания его единственнымсредством изменения человеческойприроды. Воспитанием можно добитьсямногого, но полностью изменить человеканельзя.

Важнейшаязадача воспитания —выявление склонностей и дарований,развитие в соответствии с индивидуальнымиособенностями человека, его способностямии возможностями.

Типывоспитания.

Умственноевоспитание.

Цельвоспитания —это то, к чему стремится воспитание,будущее, на достижение которогонаправляются его усилия.

Сегодня главнаяцель средней школы — способствоватьумственному, нравственному, эмоциональномуи физическому развитию личности,всемерно раскрывать ее творческиевозможности.

Физическое воспитание

Физическоевоспитание — неотъемлемаясоставляющая часть почти всехвоспитательных систем. Физическоевоспитание способствует выработкеу молодежи качеств,необходимых для успешной умственной итрудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовоевоспитание охватывает те аспектывоспитательного процесса, где формируютсятрудовые действия, складываютсяпроизводственные отношения, изучаютсяорудия труда и способы их использования. Труд впроцессе воспитания выступает икак ведущий факторразвитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническоеобразование направлено наознакомление с основными принципамивсех производств, усвоение знаний осовременных производственных процессахи отношениях.

Главные задачиполитехнического воспитания —формирование интереса к производственнойдеятельности, развитие техническихспособностей, нового экономическогомышления, изобретательности, началпредпринимательства.

Правильнопоставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие,дисциплинированность, ответственность,готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственноевоспитание— формируетнравственные понятия, суждения, чувстваи убеждения, навыки и привычки поведения,соответствующие нормам общества.

В основе нравственного воспитанияподрастающего поколения лежат какобщечеловеческие ценности, непреходящиеморальные нормы, выработанные людьмив процессе исторического развитияобщества, так и новые принципы и нормы,возникшие на современном этапе развитияобщества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое(эмоциональное) восстание —базовый компонент цели воспитания ивоспитательной системы, обобщающийразвитие эстетических идеалов,потребностей и вкусов у воспитанников.Задачиэстетического воспитания условноможно разделить на две группы —приобретение теоретических знаний иформирование практических умений.

Целивоспитания.

Цельвоспитания -это то, к чему стремится воспитания.Целью воспитания в педагогике принятосчитать конечный результат формированияличности. Вместе с тем, такое определениедостаточно условно, ибо конечногорезультата формирования личности несуществует. Человек формируется втечение жизни. 

Целивоспитания, как и цели любой человеческойдеятельности, являются исходным моментомв построении всей системы воспитания,ее содержания, методов, принципов.

Цель— идеальная модель результатадеятельности. Цель воспитания сетьзаранее определяемое представление орезультате воспитательного процесса,о качествах, состоянии личности, которыепредполагается сформировать. Выборцелей воспитания не может быть случайным.

Какпоказывает исторический опыт, целивоспитания формируются под влияниемизменяющихся потребностей общества ипод воздействием философских ипсихолого-педагогических концепций.Динамизм, вариативность целей воспитанияподтверждаются и современным состояниемэтой проблемы.

Современнаяпедагогическая практика руководствуетсядвумя основными концепциями целейвоспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическаяконцепция, утвердившаясяс начала XX в. в США и сохраняющаяся здесьдо настоящего времени под наименованием«воспитание ради выживания». Согласноэтой концепции, школа должна воспитыватьпрежде всего эффективного работника,ответственного гражданина и разумногопотребителя.

Гуманистическаяконцепция,имеющая много сторонников в России ина Западе, исходит из того, что цельювоспитания должно быть оказание помощиличности в реализации всех заложенныхв ней способностей и талантов, восуществлении ею собственного «Я».

Крайнимвыражением этой концепции являетсяоснованная на философии экзистенциализмапозиция, предлагающая вообще не определятьцелей воспитания, предоставляя человекуправо свободного выбора направлениясаморазвития и ограничивая роль школылишь представлением информации онаправлении этого выбора.

Традиционнойдля России, как это показано в гл. 2,является воспитательная цель,соответствующая гуманистическойконцепции, ориентирующейся на формированиевсесторонне и гармонически развитойличности.

Формально она сохранялась ив период советской власти.

Однакогосподствовавшая в этот периодмарксистская идеология жестко связывалавозможность достижения этой цели скоммунистическим преобразованиемобщества.

Гуманистическийидеал обнаружил свою устойчивость,сохранившись и в постсоветской Россиив условиях коренного изменения социальныхцелей, когда коммунистические установкисменились демократическими.

Вэтой обстановке в современной Россиипроизошло возрождение гуманистическихцелей воспитания, сформулированных внаиболее полном виде еще К.Д. Ушинскими развитых в творчестве лучших советскихпедагогов, таких, как А.С.Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодняцель воспитания формулируется какоказание помощи личности в разностороннемразвитии.

В Законе РФ «Об образовании»сказано, что образование служитосуществлению «задач формированияобщей культуры личности, ее адаптациик жизни в обществе, помощи в осознанномвыборе профессии» (ст. 9, п. 2.).

Образование,согласно Закону, должно обеспечитьсамоопределение личности, созданиеусловий для ее самореализации (ст. 14, п.1).

Такимобразом, вечную педагогическую проблемуо приоритете в воспитании интересовличности или интересов общества, Законрешает в пользу личности, заявляя оприверженности отечественной системыобразования гуманистической концепциивоспитания.

Посколькуцель воспитания отличается некоторойабстрактностью, чрезмерной общностью,она конкретизируется, уточняется спомошыо формулировки комплексазадач воспитания.

Средизадач воспитания в современной системероссийского образования выделяютсяследующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализацияцелей и задач воспитания обеспечиваетсясовместными усилиями всех его участников:

1.Преподавателей, консультантов, тренеров,руководителей всех уровней. Именно ониявляются субъектами воспитательногопроцесса, несут ответственность за егоорганизацию и эффективность.

«Воспитатель,поставленный лицом к лицу с воспитанником,— говорил Ушинский, — в себе заключаетвсю возможность успехов воспитания».

2.Но это не означает, что процесс воспитанияможет реализоваться без всякого участияего объекта, т.е. самого воспитанника.Сам воспитанник может или восприниматьвоспитательные воздействия, илисопротивляться им — от этого в огромнойстепени также зависит эффективностьвоспитательной деятельности.

3.Третьим участником воспитательногопроцесса является тот коллектив, вкотором, как правило, он осуществляется.Коллектив оказывает огромное влияниена каждого своего члена, причем этовлияние может быть как позитивным, таки негативным. Конечно, коллектив, учебнаяили рабочая группа сами могут бытьобъектом воспитания со стороныпреподавателя, руководителя.

4.И наконец, еще одним активным участникомвоспитательного процесса является табольшая социальная макросреда, в которойсуществуют учебные и трудовые коллективы.Социальная среда, окружающаядействительность, всегда выступает вкачестве мощного фактора, оказывающегоогромное влияние на результаты воспитания.

Итак,воспитание — это сложный, многофакторныйпроцесс. Характеризуя его, А.С Макаренкописал: «Воспитание есть процесс социальныйв самом широком смысле. Воспитываетвсе: люди, веши, явления, но прежде всегои больше всего — люди. Из них на первомместе — педагоги».

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm

Источник: https://studfile.net/preview/4283218/

Значение слова ВОСПИТАНИЕ. Что такое ВОСПИТАНИЕ?

Что такое воспитание?

  • ВОСПИТА́НИЕ, -я, ср.1.Действие по знач. глаг. воспитать. Воспитание детей. Коммунистическое воспитание трудящихся. Воспитание воли. Взять на воспитание.2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни. Хорошее воспитание.Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Пушкин, Евгений Онегин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. В английском языке отсутствует аналог русскому слову «воспитание». Русское слово «воспитывать» будет переводиться на английский множеством других слов – обучать, тренировать, ставить на ноги и т.д.С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев.При этом трудно говорить о социализации как о воспитании применительно к традиционным (первобытным) культурам.В современных обществах выработан набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти. Такие практики социализации детей носят системный характер и называются методами воспитания. Появляется профессия воспитателя или учителя, чья деятельность состоит исключительно в воспитании и обучении детей. Этим современные общества принципиально отличаются от традиционных культур, где социализация детей проводилась всеми членами племени или деревни просто как часть обычной жизни общины.Необходимо заметить, что некоторые начала воспитательных технологий существовали и в традиционных первобытно-общинных сообществах в виде института возрастных инициаций мальчиков.

Источник: Википедия

  • ВОСПИТА'НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. || перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком-н. отношении. В. масс. Политическое в.2. Обладание навыками, отвечающими требованиям, предъявляемым средой. Быть коммунистом — это значит давать пример воспитания и дисциплины. Лнн. || В буржуазном обществе — светская воспитанность. Человек без воспитания.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное вечный в отрывке: Все чувствуют себя ещё несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников.

Все ассоциации к слову ВОСПИТАНИЕ

Предложения со словом «воспитание»

  • Ему понадобилось вспомнить о своём хорошем воспитании, чтобы не обернуться.
  • Если этого не происходит, то подавленные эмоциональные реакции могут на подсознательном уровне спонтанно проявляться в семейных отношениях и воспитании ребёнка.
  • Оправдана ли английская система воспитания?
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «воспитание»

  • Распущенность ли наша, недостаток ли нравственной оседлости, определенной деятельности, юность ли в деле образования, аристократизм ли воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой – гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе. Герцен А. И., Былое и думы, 1856
  • – В тех формах, как она есть, политика идет мимо коренных вопросов жизни. Ее основа – статистика, но статистика не может влиять, например, на отношения половые, на положение и воспитание детей при разводе родителей и вообще на вопросы семейного быта. Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936
  • Это была, конечно, лишь дурная привычка дурного тона, свидетельствовавшая о низком воспитании, о пошло усвоенном с детства понимании приличного. Достоевский Ф. М., Братья Карамазовы, 1880
  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словом «воспитание»

  • Воспитание относится к сильно политизированным понятиям, поэтому его определения сильно зависят от той научной (или псевдонаучной) школы, которая его определяет.
  • Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей…
  • Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman ) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.
  • Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития

Что такое воспитание?

Развитие лучших человеческих качеств, умений невозможно без воспитания. Существует множество определений и концепций этого понятия. И это неудивительно, ведь общество, в котором формируется личность, отличается полиэтническим характером. Помимо этого актуальность различных общественных проявлений меняется и развивается в течение времени.

Так что такое воспитание человека? На чем оно базируется, какие составляющие определяют его содержание? Попытаемся разобраться с этим в нашей статье.

В современном обществе воспитание человека не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело непреходящую ценность и значение.

воспитательного процесса постоянно меняется так же, как меняется педагогическая наука и общество. В связи с этим специфика воспитания рассматривается с разных позиций.

В любом случае, главным действующим субъектом данного процесса является человек как предмет воспитания.

Главной особенностью воспитательного воздействия представляется стремление воспитателя оказать соответствующее влияние на воспитуемого. Таким образом, можно изменять сознание и поведение людей.

Данная деятельность направлена на преобразование мировоззренческих взглядов, изменение психического состояния и создание ценностных ориентиров воспитуемого.

Специфичность данного процесса обусловлена определением соответствующих целей и грамотно подобранных методов воздействия. При их реализации воспитатель должен учитывать врожденные, психические, генетические особенности. Не менее важен уровень социального развития, а также возраст и условия, в которых личность существует.

Воспитание может проводиться в различных направлениях и множественных уровнях, имея разнообразные цели.

Так, человек может оказывать воспитательное воздействие на себя самостоятельно, выбирая средства, которые подходят ему для саморазвития. В этом случае можно говорить о самовоспитании.

Последнее время гуманистическая педагогика использует аксиологический подход к воспитанию. Человек как предмет воспитания рассматривается при таком подходе с двух точек зрения:

  • Практической (повседневная жизнь индивида);
  • Познавательной (процесс развития и совершенствования личностных качеств).

При этом учитывается их тесная взаимосвязь, ведь главным аргументом аксиологического подхода является общественное развитие, которое происходит только благодаря личности.

Что такое воспитательный процесс

Чтобы понять и разрешить проблемы воспитания, нужно четко понимать, что собой представляет воспитательный процесс.

Он имеет свою структуру, которая состоит из целей, содержания, методов и средств. Туда также относятся результаты, которых удалось достигнуть в процессе воспитательного воздействия.

Так как работа по воспитанию предусматривает множество факторов (жизненные ценности, профессиональная сфера, общественные интересы и другое), то их необходимо учитывать при воздействии на личность.

Мы уже освещали ранее объективные и субъективные факторы, которые влияют на становление человеческой личности. Их воздействие бесспорно, однако не менее важно уточнение целей и уровней их реализации.

Так как человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, то и цели, поставленные перед воспитателем, должны содействовать всему спектру возможностей этого направления воздействия.

Формулируя цели воспитания, важно понимать реальность их достижения и гуманистическую направленность.

Воспитательные задачи основываются на инициировании активности личности. То есть задача воспитателя состоит в том, чтобы показать воспитаннику важность и необходимость тех или иных действий, подвести его к принятию самостоятельного решения по их выполнению.

Успех воспитательной деятельности базируется на постепенном переходе из совместной деятельности к самостоятельной. При этом воспитанник всегда может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Весь воспитательный процесс базируется на том, что под его воздействием должен «родиться» воспитанный человек.

Что значит быть воспитанным? Существует множество мнений на этот счет. Мы приведем лишь те критерии, которые, на наш взгляд, наиболее точно раскрывают это понятие.

Итак, воспитанные люди развивают в себе такие качества:

  • Они способны выслушать, понять и простить, так как с уважением относятся к личности другого человека. Снисходительны к слабостям других людей, так как понимают, что и сами не совершенны.
  • Они способны сострадать.
  • Они понимают цену материального богатства, поэтому не посягают на чужую собственность и способны вовремя отдавать долги.
  • Они не терпят ложь ни в одном из ее проявлений. Предпочитают промолчать, если нечего сказать.
  • Они не станут играть на чувствах других, пытаясь вызвать жалость и сострадание к себе.
  • Они не станут пренебрегать своими принципами только для того, чтобы познакомиться со знаменитостью или показать свою значимость.
  • Они никогда не станут жертвовать своим талантом и возможностями ради житейских утех.
  • Они всегда стараются воспитывать в себе чувство прекрасного. Им неприятно видеть неряшливость во всем, что их окружает.

Конечно, перечисленные качества воспитанного человека могут быть дополнены или изменены. Однако они отражают суть человека, который стремится развить в себе лучшие способности и возможности.

Воспитание гражданина через нравственность

Известный психолог Л. С. Выготский считает, что целью воспитания является создание условий для развития положительных интересов и максимальное устранение негативных. А вот Б. П. Битинас утверждает, что воспитание обязано служить социальному заказу, так как личность должна служить обществу.

Современная педагогика придерживается мнения, что эти цели нужно осуществлять комплексно. То есть обществу нужно воспитание в качестве возрождения гражданина, человека культуры и нравственности.

В современной школе происходят не только изменения в образовании, но и актуализация ценностей морали и нравственности.

Возрождение этих качеств связано с изменением общей ситуации в стране.

С одной стороны, среди детей и подростков часто наблюдается безразличное отношение к учебе, стремление к бунту и анархии. С другой стороны, прогрессивные родители проводят работу с детьми по поводу выживания в условиях современного общества. А условия эти обязывают не только иметь хорошее образование и прочную базу знаний, но и уметь общаться, подчиняясь законам общества.

Такие качества делового человека, как порядочность, умение контролировать свои эмоции, занятия саморазвитием, общая культура поведения смогут помочь достигнуть успеха на любом профессиональном поприще.

Педагог-новатор Е. В. Бондаревская считает, что концептуальная основа воспитания гражданина должна базироваться на таких положениях:

  • Социальная обстановка в стране должна быть проанализирована, и через ее призму выстроены цели воспитания;
  • Идеологические положения воспитания нужно постоянно менять и совершенствовать с учетом ситуации в стране и мире;
  • Воспитание требует выделения базового компонента содержания;
  • Методы и технологии воспитания должны быть обоснованы с точки зрения гражданских и моральных норм;
  • Критерии воспитанности детей должны опираться на социально-педагогическую обстановку в учреждении образования.

задача педагога состоит в направлении всего педагогического процесса в русло культуры, народных традиций, нравственных идеалов. То есть необходимо внедрение образования в культуру и искусство.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, основы которого были заложены в детстве, способствуют гармоничному развитию личности, ее стремлению к самосовершенствованию.

Таким образом, культура и воспитание человека – понятия, которые должны быть неразрывно связаны.

Образование призвано помочь развивающейся личности стать частью культурных традиций, истории своего народа. Гражданственность не может существовать без нравственности.

Идеология воспитания должна быть направлена на гуманизацию всего процесса.

Следовательно, все отношения между учащимся и педагогом должны быть естественными, «человечными». Время тоталитарного и диктаторского отношения к учащимся прошло. В современных школах педагог направляет свою деятельность на развитие личности ребенка, а также на признание за этой личностью права выбора и собственного мнения.

Воспитание в гармонии с природой

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде является важной частью развития личности, которая находится в гармонии с миром и самим собой.

Современная экологическая обстановка представляет собой плачевную картину. В связи с этим воспитательный процесс должен уделять большое внимание работе с этим направлением.

Выделяют следующие задачи экологического воспитания:

  • Привитие любви к природе;
  • Формирование базы знаний об экологии, ее специфике;
  • Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, стремления не только пользоваться ее богатствами, но и увеличивать их.

Осознание ценности природы и ее богатств начинается в семье. Только семья способна привить бережное отношение к окружающему миру, показать, что благодаря природным ресурсам продолжается жизнь на земле.

Вопрос экологического воспитания не менее тщательно должен решаться в учреждениях образования. На специальных занятиях, а также на обычных уроках преподаватель способствует комплексному рассмотрению аспектов экологических проблем.

Воспитание в семье

Воспитание начинается в семье. Этот бесспорный факт невозможно опровергнуть. Все, что малыш чувствует, видит и слышит, формирует его самосознание, внутренние потребности и желания.

От того, какие основы будут заложены в семье, зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Как правило, человек любит место своего рождения и воспитания. Ведь там начинался его жизненный путь, там его учили основам жизнедеятельности.

Жизнь взрослого человека является отображением его детских впечатлений, правил и установок, которые привили ему родители. На примере взрослых происходит становление личности ребенка.

Общение с родителями позволяет развиться всем качествам ребенка, как отрицательным, так и положительным.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к природе и окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре.

Известный психолог Джон Боулби в своей книге «Теория привязанности и воспитание счастливых людей» рассказывает о том, как влияют на развитие и поведение малыша взаимоотношения со взрослыми. Он детально описывает методы, с помощью которых эта теория помогает сделать детей счастливыми и успешными.

«Теория привязанности и воспитание счастливых людей» — путеводитель в мире взаимоотношений родителей и детей.

Автор дает советы, как правильно разграничивать личное пространство малыша и семейные традиции, как нужно расставаться, на какое время это делать, чем это расставание может быть полезно. Учит безболезненному переходу от одной стадии развития ребенка к другой.

Теория немецкого психолога позволяет использовать родительскую любовь с максимальной пользой для ребенка. Помогает научиться чувствовать счастье каждый день, находя его в обычных бытовых вещах.

«Двойное» воспитание

Человечество всегда искало пути воспитания совершенного человека. Вряд ли это возможно. Однако стремиться к идеалу необходимо каждому. Достичь этого можно через самостоятельное стремление к совершенству.

Дело в том, что у всякого человека бывает два воспитания. Первое обеспечивают ему родители, педагоги и общество. Второе он дает себе сам.

2 воспитание не уступает по значимости тому, что давали в детстве взрослые. Более того, именно с его помощью человек может приблизиться к тому идеалу, к которому стремится все человечество.

Только с помощью саморазвития работа, которая проводилась педагогами, сможет приносить плоды.
В чем суть воспитания самого себя?

Представим основные правила работы над собой, с помощью которых возможно приблизиться к идеалу:

  • Помните, что вы индивидуальность. Вы строите свою жизнь, несете личную ответственность за свои поступки.
  • Учитесь, развивайтесь, читайте. Но помните, что любая информация требует тщательного отбора. Не позволяйте кому-то или чему-то руководить вашей жизнью.
  • Тщательно обдумывайте свои решения, а после их принятия не сомневайтесь в их правильности.
  • Не перекладывайте ответственность за свои действия на других людей. Ищите ответ в случившихся неприятностях только в себе.
  • Материальное должно служить вам, а не вы ему. Деньги и блага не должны управлять вашим сознанием.
  • Общайтесь только с теми людьми, кто вам приятен. Помните, что каждый человек личность, и у него можно чему-либо научиться.
  • Прекращайте отношения, которые приносят в вашу жизнь дискомфорт.
  • Думайте критически. Из обилия информации выбирайте главное, то, что нужно именно вам для достижения цели. Ничего лишнего.
  • Не бойтесь быть непохожими на других. Эта способность дана далеко не каждому. Наслаждайтесь тем, что вы уникальны.
  • Верьте в свои силы. У вас достаточно сил, времени и возможностей, чтобы достигнуть всего, чего вы хотите.
  • Ставьте перед собой цели и добивайтесь их. Каждый день – новая цель.
  • Помните, что идеальных людей нет. Только от ваших усилий зависит, насколько близко вы сможете подойти к идеалу.

Осознанное развитие личности поможет найти свою нишу в этом непростом мире и не потерять индивидуальность.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/cheloveka.html

Воспитание детей

Что такое воспитание?

На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим.

В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса.

Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.

Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный.

Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях. Мы постарались раскрыть проблему детского воспитания со разных сторон и показать многочисленные подходы, объективно описав их преимущества и недостатки.

В этом уроке мы коротко расскажем про то, что представляется собой воспитание детей и опишем цели, задачи и структуру курса.

Что такое воспитание?

Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.

Воспитание (в широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.

Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.

Воспитание (в узком смысле) – это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленны процессом, который осуществляют родители и педагоги.

Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.

Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».

Задача каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.

Урок 1. Средства, методы и проблемы воспитания детей

Конечно, исчерпывающего перечня методов не существует, равно как и универсальной методики воспитания. Общим моментом, необходимым в воспитании всех без исключения детей является любовь и внимание, а все средства – это их проявления (в идеале).

В деле воспитания детей (дома, в садике, школе) требуется личностно-ориентированный подход и готовность работать над собой. В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания.

Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются. В этом уроке мы постарались структурировать всю эту информацию.

Урок 2. Физическое и трудовое воспитание

В этом уроке речь пойдет про трудовое и физическое воспитание. Гармоничное развитие предполагает заботу о душе и о теле воспитанника. Существует прямая связь между подвижностью и интеллектом ребёнка. В большей степени в уроке затронуты оздоровительные аспекты физического воспитания, такие как осанка, здоровое питание и закаливание.

Трудовое воспитание так или иначе присутствует во всех формах воспитания. Умение трудиться (готовность принять и преодолеть трудности) – это метанавык, необходимый во всех аспектах жизни (от общения с другими людьми до организации отдыха).

Кроме того, умение трудиться это добродетель, это средство, которое помогает преодолеть лень и цинизм, позволяет человеку развиваться.

Урок 3. Воспитание и образование. Умственное воспитание

Любой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов.

Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик никто не догадался, потому что он был очень воспитанным».

Или же быть умнее значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее в третьем уроке.

Урок 4. Социальное воспитание

Тема «личность и общество» актуальна не только для поэзии и психологии – она касается каждого, особенно родителя и педагога. Сегодня нас интересует социализация детей, как необходимое условие для счастливой и успешной жизни.

Воспитание нужно, чтобы уметь общаться, а обществу нужны воспитанные люди. Слово «дикий» значит «невоспитанный», «лишённый культуры», «выбивающийся из строя», «невозделанный и бессмысленный».

Связь воспитания и социализации отражена в законе об образовании: «Воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося …в интересах человека, семьи, общества и государства».

Как ни странно, социализация это одновременно аргумент и за, и против садика и школы. В уроке мы разберёмся, как там проходит социализация, вспомним несколько крылатых фраз и посмотрим, каких ролей и как следует избегать.

Урок 5. Нравственное, духовное и патриотическое воспитание

Кто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна.

Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд.

Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Авторы курса: Андрей Сухманов и Евгений Буянов

Желаем вам успехов в обучении!

Перейти к первому уроку.

Внешний авторЕвгений Буянов

_C1067

Источник: https://4brain.ru/vospitanie/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть