Что такое раннее развитие…

Содержание

Раннее развитие ребенка

Что такое раннее развитие...
Раннее развитие ребенка

Что предполагает раннее развитие ребенка, какие цели оно ставит? Зачем родителям заниматься ранним развитием детей.

Ранним развитие ребенка — что это такое

В отношении раннего развития нет единого мнения. Впрочем, нет и единого мнения о том, что это такое — раннее развитие, что под ним понимать сегодня.

Надо ли вообще заниматься ранним развитием ребенка и не окажет ли это отрицательное воздействие на здоровье ребенка.

Ведь в погоне за ранним развитием можно перегнуть и палку, когда интеллектуальное развитие идет в ущерб физическому развитию.

Многие согласятся с тем, что раннее развитие — это не есть специальное обучение ребенка в раннем возрасте чтению, письму, счету, музыке, запоминанию энциклопедических знаний при помощи различных методик.

Все-таки развитие и образование- это разные понятия. Развивающие игры развивают конкретные структуры мозга. А образование несет социально-просветительскую нагрузку. И это совершенно разные вещи.

Раннее развитие предполагает формирование предпосылок к успешной учебной деятельности в дальнейшем.

Оно способствует развитию логического мышления, речи, памяти, внимания, воображения, ведет к познанию мира, через творчество, игру.

Почему раннее развитие называют ранним? По отношению, к какому развитию оно является ранним?
Становится очевидным то, что сегодня относить к раннему развитию занятия, проводимые по различным методикам, не совсем верно. Помним, в какое время мы живем.

Объемы информации увеличиваются день ото дня. Ребенку необходимо успевать адаптироваться к таким условиям, а именно: учиться «навигации» в бурном потоке информации. Весьма часто перестраиваются и усложняются образовательные программы. Плохо это или хорошо, но так есть.

И в такой среде надо жить, учиться, работать, быть счастливым, здоровым, успешным. С этой позиции важно ребенка научить спокойно воспринимать все новое, уметь ориентироваться в этом информационном океане, не теряться, находить для себя нужное и полезное.

И раннее развитие уже не кажется ранним, а скорее своевременным.

Кто может помочь ребенку освоиться в потоке информации? Кто будет заниматься ранним развитием? Разумеется, родители. Ибо кто лучше них знает своего ребенка, его потребности, располагают большим временем для общения с собственным ребенком.

Переложить эту задачу на педагогов различных детских развивающих клубов и детских садов не удастся. Два-три занятия в неделю не смогут решить задачу раннего и полноценного развития ребенка. Ознакомить с тем, как заниматься развитием ребенка дома — это да.

Однако и сами педагоги отмечают, что цель их занятий состоит в том, чтобы показать родителям, как заниматься с детьми, а родители уже должны сами каждый день уделять внимание ребенку.

Поскольку большую часть времени мы с ребенком проводим вместе и дома, то соответственно и заниматься развитием ребенка необходимо дома тоже.

Многие родители сделали выбор в пользу раннего развития своего ребенка. Они знакомы с существующими методиками по развитию детей и стараются претворить их в жизнь, обмениваются мнениями и достигнутым опытом. Думается, что это нормальная ситуация. Почему бы и не воспользоваться знаниями и достижениями в обсуждаемой здесь области.

Занимаясь развитием ребенка, родители способствуют раскрытию его способностей и максимальной их реализации в будущем. Ребенка знакомят с разными видами творческой и интеллектуальной деятельности, уделяют внимание одновременно и физическому развитию.

Основные моменты в методиках раннего развития

Бывает часто такое, когда, не достигнув особых результатов при применении той или иной методики по раннему развитию ребенка, разочарованные родители подвергают критике авторов. В погоне за интеллектуальным развитием упускаются моменты, которые проговариваются авторами методик. Основными из них являются следующие:

  • предлагается не механическое заучивание информации и вдалбливание, а проведение занятий с ребенком в игровой форме, чтобы у ребенка был неподдельный интерес к таким игровым занятиям;
  • занятия должны приносить радость ребенку, проходить исключительно при хорошем настроении у ребенка;
  • отсутствие системы оценки ребенка в соответствии с какими-нибудь стандартами; каждый ребенок индивидуален;
  • раннее развитие — это физическое развитие наряду с интеллектуальным развитием;
  • напомним и то, что некоторые методики раннего развития разработаны были для детей, отстающих в развитии. Например, методика Глена Домана. Изначально стояла задача активизации умственной деятельности больных детей через обучение. По традиционной методике не получалось научить читать детей. Дети не понимали, как из букв получаются слова. Простым для понимания слаборазвитых детей оказалось запоминание целых слов. Занятия по методике Домана с детьми, отстающих в умственном развитии, приводили к тому, что дети догоняли в развитии своих здоровых сверстников. С этой позиции раннее развитие приносит, без сомнения, пользу.

Таким образом, целью раннего развития является не опережение своих сверстников на год или два, или даже больше. Не это главное.

Как соотнести раннее развитие ребенка с его потребностями и интересами

С самого рождения мы все не похожи друг на друга. У каждого ребенка свой темп развития. Каждый ребенок индивидуален и бесспорно обладает способностями и талантами в какой-то области.

Ребенок, в отличие от взрослого, стремится заниматься, прежде всего, тем, что ему интересно.

Поэтому в деле раннего развития ребенка нужно все-таки в большей степени исходить из интересов ребенка, его потребностей.

Как открыть эти способности и таланты, как понять потребности и интересы ребенка? Исходя из этого, для развития ребенка необходимо предоставить по возможности разнообразный материал для исследования и изучения.

И даже если ребенок, знакомясь с чем- то новым, не может повторить также или выполнить идеально,- это не так уж важно. Главное — это заронить интерес, чтобы ребенку было не скучно, показать ему разные направления и перспективы.

А дальше малыш сам будет ориентироваться и определять, что ему из предоставленного нравится или подходит.

Стоит отметить то, что в последнее время распространено проведение среди взрослых всевозможных тренингов и семинаров, где в попытках найти предназначение человека в этой жизни, раскрыть дремлющие способности и таланты — отправляют к воспоминаниям детства.

Ставится задача — вспомнить то, что человеку больше всего нравилось делать в детстве, какие виды деятельности приносили радость.

Так предпринимаются попытки выяснить наши способности и таланты, данные нам от природы, и в какой сфере деятельности можно их потом реализовать.

Все это помогает сориентироваться человеку и в выборе профессии, и в смене профессии, таким образом, чтобы наша профессиональная деятельность приносила нам радость и мы сами были бы востребованы.

К тому же человек только сам может определить, что ему подходит, что интересует. А для такого выбора должна быть подготовлена почва еще в детстве. Поэтому- то раннее развитие ребенка стоит родительского внимания.

Чтобы в будущем наши дети могли уметь делать выбор в соответствии со своими истинными потребностями и были счастливы.

Источник: https://moyamamma.ru/razvitie_rebenka

Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?

Что такое раннее развитие...

2015-03-07

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся.

Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства.

Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90%.

Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка.

И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась.

Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы.

Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет. Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное.

Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются.

Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
  • Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи.

Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать.

 Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

  1. Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается.

    Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы.

    Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

  2. Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку.

     Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие.

    Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят.

    Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

  3. Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

  4. Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

  5. Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать.

    Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  6. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство».

Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте.

Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте.

Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития».

На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/rannee-razvitie-rebenka.html

Что такое раннее развитие? Мой ответ в простых схемах

Что такое раннее развитие...

Ранее развитие, как быть с ним? Попробуй скажи в женском коллективе, что занимаешься с ребенком чтением, и в тебя тут же полетят помидоры от сторонников «отнятого детства».

В другом месте скажешь, что ничем особенным не занимаешься, «добрые» люди тут же посетуют на отсутствие необходимого развития у «несчастного» ребенка.

С одной стороны, все пишут о необходимости раннего развития, но другие авторы предупреждают об опасности и требуют от него отказаться.

Я хочу прояснить свою позицию и рассказать, что для меня — раннее развитие. Моя история тоже может показаться противоречивой: я занималась с сыном ранним развитием, в т.ч. и по специальным методикам, благодаря чему он умеет читать где-то с года.

В то же время, я сторонник рационального подхода к развитию без лишней шелухи, которую нам продает реклама и ушлые производители пособий для детей.

Развитие ребенка происходит практически каждую минуту, и можно развивать ребенка, используя совместные повседневные занятия, окружающую среду и все, что попадется под руку.

Начнем, как в школе, с определения:

Раннее развитие — удовлетворение познавательной активности малыша в игре к взаимному удовольствию ребенка и мамы.

На самом деле, можете смело убрать слово «раннее», ведь именно оно вызывает большинство споров.

Я выделила некоторые слова и расскажу подробнее:

  • активности — мы ожидаем, что ребенок будет активным участником (в силу возраста) собственного развития, а не пассивным поглотителем информации. Именно поэтому на мой взгляд нет смысла учить энциклопедию о всех животных или растениях мира, лучше понять, что именно вызывает интерес ребенка и следовать за этим интересом. Возможно, флора и фауна ребенка и не заинтересуют на данном этапе, зато влекут к себе технические устройства.
  • познавательной активности — малыши любят узнавать что-то новое и неустанно изучают новый для себя мир. Задача родителей — предоставить эти возможности для изучения вместо комментариев «Немедленно выйди из лужи» или «Хватит уже краски переводить, какая-то каляка-маляка только получается».
  • в игре — только так дети познают мир. Мы, взрослые, иногда склонны судить по себе, но ребенок не должен сидеть за партой и специально что-то изучать. Мало того, это и не эффективно! Дети любят играть, и сами того не замечают, как осваивают новые навыки и умения в игре.
  • к удовольствию — если то, чем вы с ребенком занимаетесь, ему не нравится — прекращайте. «Насильно мил не будешь» — это применимо и к любой игре. Настаивая на чем-то неприятном для малыша, вы портите свои отношения, а также внушает будущее отвращение к этой деятельности. Никто не любит, когда давят, даже самые маленькие личности.
  • к взаимному удовольствию — мама — тоже человек, если вам не нравится или не интересно рисовать зайчика, то и ребенок в большой доли вероятности не включится в игру. Занимайтесь тем, что нравится вам обоим, иначе надолго вашего жертвенного энтузиазма не хватит.

Общая парадигма раннего развития:

1) Основа — любовь.

В центре сердечко как символ того, что самое важное в развитии ребенка — это быть любимым своими родителями, чувствовать, что его принимают и любят безусловно, что с родителями безопасно не только физически, но и морально.

Это основа основ и по моему мнению, и по мнению всех психологов и педагогов, которым я задавала этот вопрос. Все они были поразительно единодушны в том, что самое важное для развитие ребенка — любовь родителей.

2) Первый слой: базовое развитие. Все то, что мы считаем нормой ухода и развития малыша, в т.ч. эмоциональный контакт с мамой, песенки, потешки, поглаживания, прогулки на свежем воздухе, общение даже с грудничком, совместное время вместе. Иногда ко мне на консультацию приходят мамы и говорят: «Я совсем не занимаюсь с ребенком.

Нет, мы конечно читаем книжки, лепим вместе, песни поем и танцуем, иногда готовим…» Это и есть развитие вашего малыша! Все игры и привычные занятия, все это вносит вклад в формирование навыков и умений.

И когда вы на прогулке остановились понаблюдать за гусеницей, и когда в кидаете камни в лужу, и даже когда малыш смотрит в окно — он анализирует и обрабатывает информацию, узнает что-то новое.

3) Второй слой: развитие по специальным методикам. Когда вы нашли методику, которая нравится вам и ребенку, и готовы заниматься системно. Это может быть Доман, Монтессори, Теплякова и другие.

Ключевое здесь то, что все эти занятия не заменяют предыдущий слой базового развития, а становятся дополнением к нему. Почему-то всегда противопоставляются методики и совершенно необходимые ребенку контакт с мамой, прогулки, развитие базовых навыков.

 Но это не вместо, это — дополнительно! Если вы показываете малышу карточки, это не значит, что вы теперь не будете рассказывать ему стишки и собирать вместе шишки.

Как будто есть хоть одна мама, которая после занятия с материалами Монтессори скажет: «Ну все, позанимались, можно больше на ручках не носить, не гулять и не играть». Я не одной такой мамы не знаю, а вы?

4) Третий слой: принципы развития. Для примера приведу принципы организации занятий, которых рекомендует придерживаться Глен Доман. В его методике есть принципы занятий, по которым видно, с какой любовью и уважением он относится к детям.

  • Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
  • Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
  • Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  • Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
  • Не проверяйте знания своего ребенка.
  • Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Опять же, большинство противников раннего развития приводят примеры, когда эти принципы нарушаются: ребенка дрессируют, устраивают «экзамен», заставляют заниматься.

В таком случае, можно не только навсегда отбить охоту изучать что-то новое, но и отношения с родителями испортить.

 Но если все ваши игровые занятия (не важно, из первого или второго слоя) проводятся в соответствии с этими принципами, но такое развитие принесет пользу и будет в радость.

Основные выводы из парадигмы:

1) самое важное в развитии ребенка — любовь родителей и качественное время вместе
2) специальные методики вводятся в качестве дополнения к базовым вещам, не вместо
3) любые занятия с ребенком стоит проводить в соответствии с принципами развития: с уважением к мнению ребенка, в удовольствие, без дрессуры и академических уроков.

Обсудили то, как развивать, теперь переходим к вопросу «Что развивать»? Следующее определение:

Гармоничное развитие — развитие всех важных жизненных сфер без перекосов в ущерб другим областям

Я выделяю следующие области:

  • Интеллектуальное развитие
  • Физическое развитие
  • Эмоциональный интеллект
  • Навыки самообслуживания

Для гармонично развитой личности требуются владеть навыками из всех четырех сфер жизни.

Вряд ли кто-то из нас хочет видеть своего ребенка гениальным математиком, но не способным коммуницировать с людьми, или обаятельного сильного юношу, который не может сам сварить себе макароны.

Часто противники раннего развития сетуют на то, что некоторые родители, стремясь вырастить самого умного малыша в мире, забывают о важности других сфер жизни, когда интеллектуальное развитие превалирует и наносит ущерб другим сферам.

И кстати, дети лучше усваивают информацию в движении, есть результаты соответствующих исследований. Поэтому даже занятия математикой и чтением можно совмещать с подвижными играми. Я — за сбалансированный подход, каждая из областей важна для дальнейшей жизни ребенка.

Эта схема также наглядно иллюстрирует мое убеждение, что развитие ребенка происходит в совместных делах с родителями, в каждодневных заботах, и для этого часто не требуется специальных пособий или умений (мы говорим про базовый уровень развития).

Эмоциональный интеллект развивается в вашем взаимодействии с ребенком и не только с ним. Каждый раз, когда вы вступаете в перепалку с кассиром или реагируете на случайный толчок в метро, когда вы разговариваете с подругой или мужем, ваш ребенок считает ваши модели поведения и скоро их отзеркалит.

Невозможно научить распознавать эмоции людей по карточкам с эмоциях (но с ними можно интересно поиграть в качестве дополнения) или научиться завязывать шнурки, просто читая об этом книги.

Зато за один поход в магазин можно потренировать все четыре сферы: помочь найти нужные продукты по списку, узнать все овощи на витрине, отсчитать три бутылки молока, проверить жирность сметаны, позволить выбрать себе вид хлопьев для каши или йогурт, обсудить диалог с продавцом, позволить сложить в пакет продукты, по дороге домой пойти пешком и дать ребенку понести маленький пакет с продуктами. Обратите внимание, вы не сидели за столом и не выделяли специального времени, но входе обычных домашних дел можно тоже проводить развивающих, и даже очень практические и актуальные занятия.

Выводы из основных жизненных сфер для развития:

1) Стоит развивать все важные сферы без перекосов
2) Для базового уровня развития не нужны дополнительные пособия и специальное время за партой, можно развивать ребенка в повседневных делах.

И в качестве завершения, мои убеждения в сфере раннего развития свела в сводную таблицу, которую можно назвать моим манифестом:

Манифест раннего развития от Ксении Ильянович

Источник: https://mamarada.info/chto-takoe-rannee-razvitie/

Раннее развитие детей дошкольного возраста. Польза и вред

Что такое раннее развитие...

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Ничто не происходит в отрыве от нервной системы. Все наши проявления в жизни, поведение, деятельность – это результат работы нашей нервной системы.

Значит, если мы говорим о развитии, значит, мы говорим в первую очередь об изменениях, которые происходят в нервной системе. В частности,  о тех изменениях, которые происходят в центральной ее части, представленной головным и спинным мозгом.

Ранее развитие детей дошкольного возраста – это изменения в нервной системе ребенка в самый ранний период его детства.

Развивать малыша, это значит, способствовать созреванию его нервной системы. Логично ставить вопрос – а что помогает созревать нервной системе  в самый ранний период?

Если мы начинаем заниматься ранним развитием, не зная, и не учитывая законы созревания нервной системы, наше влияние далеко не всегда может быть полезным.

«Современный» взгляд на ранее развитие

Когда малыш рождается на этот свет, его нервная система не зрела. Она лишь предуготована к тому, чтобы освоить все, что его окружает в этом мире. Разумеется правы те, кто утверждает, что в первые годы жизни ребенок осваивает огромные потоки информации.

И по утверждению авторов методик по раннему развитию,  до 3-5 лет можно обучить множеству слов, названий. Современный мир породил множество ранних методик обучению чтению, иностранным языкам, магазины заполнены множеством картинок с написанными словами.

Однако, основу раннего развития составляет не сама по себе информация.

Потоки речевой информации «затопляют» и чрезмерно активизируют функции левого полушария, обедняя процессы созревания правого полушария.

В результате чего многие процессы, которые должны сформироваться и созреть у ребенка в раннем возрасте «обедняются», оставаясь не зрелыми.

Ранее чтение, преобладание «учебной» деятельности над игровой в дошкольном возрасте приводит к мощному перекосу в формировании личности, обедняя многие возможности нервной системы.

Воображение, фантазия, способность решать задачи, связанные с общением становятся недоступными для детей, переполненных знаниями городов и иностранных слов. Обедненность двигательной, социальной, творческой составляющих интеллекта серьезно ограничивают возможности социальной адаптации повзрослевших интеллектуалов.

Истоки раннего развития. Историческая справка

К слову сказать, многие методики раннего развития в основу свою взяли коррекционные программы стимуляции детей с особенностями, когда специалистам приходилось находить «обходные» пути для того, чтобы запустить компенсаторные процессы в поврежденном мозге. Так, например, известная многим методика раннего развития Домана была создана американский нейрохирургом для развития малышей с травмами мозга с целью восстанавливать утерянные функции.

Более близкими к формированию функций нервной системы ребенка-дошкольника в норме являются игры методики Монтессори и Никитина. Монтессори разрабатывала свои программы в школах для сложных детей.

Никитин взял за основу разработки Сегена, Кооса, которые занимались исследованиями развития интеллекта у детей с особенностями в развитии.

Эти методики хорошо зарекомендовали себя в развивающей сфере, но для применения этих игр важно понимать закономерности развития познавательных процессов у детей.

Интересные и более близкие к развивающим играм современные разработки Даниловой и Борчан. Сегодняшние авторы все больше учитывают возрастные особенности созревания познавательной деятельности, закладывая в основу развития игровую деятельность ребенка.

Чтобы заниматься с ребенком дома и развивать его достаточно понимать, что в норме мозг ребенка развивается по иным законам, нежели в случаях, когда специалисты вынуждены искать «обходные пути» и способы стимулировать развитие нервной системы ребенка.

Развивая малыша в раннем возрасте лучше всего опираться на здравый смысл и наблюдения за тем, что важно для ребенка в разных возрастах. Ведь мы можем наблюдать именно то, что находиться в активном развитии.

Внешняя деятельность ребенка отражает процессы созревания, происходящие внутри его нервной системы.

Смысл Детства и его значение для развития

Сегодня отношение к раннему развитию меняется.  Специалисты и родители начинают понимать, что главным для раннего развития все-таки является то, что называют «Детством». В детстве ребенок должен много двигаться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Активно осваивать этот мир через предметную и игровую деятельность.

Принято выделять следующие периоды дошкольного детства, которые качественно отличаются друг один от другого. Ведущая деятельность ребенка отражает особенности формирования возможностей его нервной системы, а те возраста, которые отмечаются, как возрастные кризисы в первую очередь связаны с качественными скачками – изменениями в функционировании детского мозга.

Приоритетами в развитии нервной системы ребенка является то, что  соответствует законам ее физиологического созревания. Другими словами, что в данный период наиболее активно созревает, такая деятельность и важна. К чему у ребенка в большей степени проявляется интерес, то и созревает наиболее активно.

Период от 0 до 1 года

Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости.

Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис. Первое социальное отделение от мамы. Ребенок обретает возможности для самостоятельного передвижения и самостоятельных действий.

Качественно меняются отношения между ребенком и взрослыми.

От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка.

Именно  эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная восприимчивость, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности ребенка привязанность, также связана с созреванием подкорковых структур.

Развитие двигательной сенсомоторной системы в раннем возрасте является фундаментальным и основным.

Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.

Период от 1 до 3-х лет

В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.

С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать.

Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом. В период до 3-х лет активно созревают межсенсорные связи, обеспечивающие связь рука-глаз, слух-артикуляция и многие другие системы, обеспечивающие межсенсорную интеграцию.

Развитие сенсорики составляет важную часть раннего развития в возрасте от 1 года до 3-х лет.

Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы.

Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.

Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.

Период от 3 до 5 лет

3-5 лет — это обогащение возможностей. Время активного развития множества процессов, которые потом станут основой для учебной деятельности. Игра усложняется, становиться сюжетной, появляются ролевые игры, и социальная активность захватывает развитие ребенка.

Воображение, внимание, память, мышление, речь, моторные навыки находятся в периоды бурного созревания.

Этот процесс обогащения опытом продолжается вплоть до 7 лет, когда количество переходит в изменение качества и ребенок созревает для учебной и сложной произвольной деятельности.

В период от 3 до 5 лет в развитии преобладают функции правого полушария. Правое полушарие в норме активнее развивается у большинства детей, независимо от латерального предпочтения с рождения.

Когда родители наблюдают выделение предпочтения правой или левой руки – это свидетельствует о том, что левое полушарие у правшей начинает активизироваться, но функции правого полушария в норме, преобладают вплоть до 5 лет.

У левшей правое полушарие зачастую продолжает доминировать в дальнейшем. В этом возрасте Ребенок бурно фантазирует, придумывает, сочиняет, переживает окружающий мир в образах, которые наполняют его мир. В этом возрасте дети увлечены конструкторами, сюжетными играми.

Эти процессы очень важны для того, чтобы вырастая, человек был психологически подвижным и пластичным, мог легко воспринимать изменения окружающего мира и адаптироватся к ним.

В это же время закладываются основы социального взаимодействия со сверстниками. Происходит усвоение социальных правил и норм через чувства. Многие родители отмечают, что дети словно понимают друг друга без слов.

Лопочут что-то, говорят каждый свое, но при этом игра может продолжаться и развиваться. В этот период ребенок учиться решать свои первые конфликты и встречается с тем, что люди его окружают разные.

Одна из важных задач данного возраста — научиться находить общий язык с другими детьми, и со взрослыми. Уметь заявлять свою позицию и договариваться с другими.

Моторная сфера также продолжает свое развитие. Движения в игре обретают ловкость и точность. Дифференциация и усложнение моторных зон коры мозга открывают для малыша новые возможности. Активно созревает способность к графической деятельности.

Улучшение ловкости в движениях пальцев рук открывают для ребенка возможности творческой деятельности.

В этом возрасте многие дети с увлечением лепят, рисуют, рвут, мнут, ковыряют, закапывают, приклеивают… Когда мозг ребенка созревает, то малыш стремиться найти вокруг себя все, что ему становиться доступно и с упоением делает то, что у него получается.

Вывод: возраст 3-5 лет важно наполнять различными видами игр, двигательной и творческой активностью, общением со сверстниками. Раннее развитие детей дошкольного возраста — это в первую очередь создание условий для созревания множества межсистемных связей в нервной системе.

Период от 5 до 7 лет

К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают.

Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения. Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности.

Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях. Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции.

Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.

Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.

Роль взрослых в раннем развитии

На мой взгляд, ошибочно полагать, что ребенок «развивается сам», без участия взрослого. Мнение, что «взрослый должен не мешать, а лишь создавать условия» не в полной мере учитывает реальность.

Раннее развитие детей дошкольного возраста происходит в социальной среде, и жить ребенку в среде тех норм и правил, которые уже установлены социумом.

И осваивать этот порядок необходимо также, как и насыщать себя различными моментами, доставляющими удовольствие.

«Не мешать», грубо вмешиваясь и подавляя познавательную активность и самостоятельность ребенка – конечно важно. Позиция наблюдателя или просто «другого человека», который не вмешивается с гиперопекой и желанием «освободить» от всех «трудностей» очень нужна. Побыть с миром один на один – крайне важный опыт для развития.

«Создавать условия для развития» — обязательно. Среда вокруг ребенка может способствовать раскрытию его способностей, может подавлять их. И создавать среду, которая наилучшим образом поможет ребенку раскрыть свои способности надо уметь.

При этом важно понимать, что мозг также адаптируется к социальным нормам и правилам. Источниками их является мир взрослых, которые окружают ребенка.

Бережным к внутреннему миру чувств и ощущений и потребностей быть важно, но также важно, чтобы ребенок в глубокой чувственной привязанности переживал доминанту взрослого и осваивал правила жизни в социуме.

Трудно себе представить, что в  природе медвежонок будет командовать медведицей…

медицинский психолог Попкова Светлана.

Источник: https://psy-razvitie.ru/rannee-razvitie/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.