Боюсь того, кто сидит под кроватью!

Содержание

Я работаю воспитателем в детском саду и готова рассказать 13 вещей, которыми не спешат делиться мои коллеги

Боюсь того, кто сидит под кроватью!

Не каждому дано работать с маленькими детьми. Надо иметь железные нервы, чтобы выслушивать просьбы и требования 25 (а то и больше) малышей и на все оперативно реагировать. Но порой железных нервов недостаточно.

Воспитатель одного из детских садов поделилась с AdMe.ru секретами своей профессии и рассказала, что происходит за закрытой дверью учебного заведения для малюток.

Мне нужно было устроить в детский сад свою дочь

© mgfoto / depositphotos  

Чтобы получить место в яслях для дочери, мне нужно было ждать в очереди еще несколько лет, а сил сидеть дома уже не было.Во время очередной прогулки я зашла в новый, только что достроенный сад во дворе и попросила взять меня на работу хоть кем-нибудь и Ксюшу записать в ясли. После моей просьбы у нас с заведующей состоялся такой диалог:

— У вас какое образование?

— Я, вообще-то, пиаром занимаюсь…

— Приходите, будете помощником воспитателя.

Я согласилась, устроила дочь и честно отработала 1,5 года. Засим решила откланяться, но не успела — меня пригласила заведующая и спросила, не хочу ли я стать воспитателем. Я подумала, что, может, и правда стоит задержаться: Ксюша еще маленькая, может часто болеть и лучше мне пока остаться в саду… Шел 3-й год школы моей дочери. Но обо всем по порядку.

С бандой один на один

© Paga_L / depositphotos  

Я довольно быстро подружилась с малышами, и вскоре они уже с радостью бежали обнимать меня утром и рассказывать последние новости. Дети заряжают позитивом, люблю с ними играть. Например, когда мы «угощаем куклу Дашу чаем», они могут миллион раз наливать и мне чай, приносить его с какой-нибудь резиновой булочкой. Они счастливы, когда я его «пью», им это вообще не надоедает.

По факту воспитатель со всей бандой один на один целый день. Часто не хватает нянь. Можно месяцами работать в одиночку — нужно одновременно детей после прогулки переодеть и умыть, обед получить, накрыть на стол. А ребята на месте не сидят — кто под кровать спрячется, кто уже обувь в унитазе топит, а с ними еще позаниматься надо, научить чему-то.

Как проходит день

© potatushkina.gmail.com / depositphotos  

Несомненный плюс моей работы — сменный график. Детский сад работает 5 дней в неделю с 07:00 до 19:00, но воспитатели сменяют друг друга. Если в один день я выхожу с утра и до обеда, то на следующий день буду работать вечером. В течение дня я детей кормлю, одеваю, гуляю с ними, купаю, играю, провожу занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, элементарной математике.

Обычно дети увлекаются чем-то на 15–20 минут, потом им становится скучно, и надо менять вид деятельности.

Педагог сам решает, чем заниматься с группой, но все должно быть в рамках стандарта. Иногда мы придумываем необычные развлечения — показываем опыты или вместе ставим сценки.

Сад закрывается в 19:00, но иногда воспитателям приходится задерживаться, пока родители не заберут всех домой.

Тихий час не для всех

© potatushkina.gmail.com / depositphotos  

Нам всегда есть чем заняться. Каждое занятие, прогулку, дополнительную работу нужно поминутно расписывать вручную. Во время сончаса мы постоянно что-то вырезаем, клеим, пишем конспекты и планы, пополняем картотеку игр, подбираем новые упражнения для гимнастики, неустанно ищем в интернете детские картинки и печатаем их, чтобы потом торжественно продемонстрировать малышам.

Как воспитывают воспитателей

© Dashutka161 / depositphotos  

У нас строгая заведующая, за все готова штрафовать. Знаю, что в других садах такого нет — там можно раздать детей родителям и уйти раньше домой. У нас даже если в 17:00 всех забрали, домой можно уйти только по графику, после 19:00. И так касаемо всего — дисциплина.

В любое время дня педагога могут проверить — посмотреть, как он проводит занятие, соблюдает ли режим, ведет ли документы, все ли оборудование у него работает. Утренние прогулки тоже испытание — из окон близлежащих домов ведут свою проверку родители. Происходящее они любят заснять на телефон.

Мы можем получить замечание за любое несоответствие требованиям

© p-i-r-a-n-y-a / depositphotos  

У нас за любые оплошности в работе снимают баллы, в деньгах это от 1 000 до 3 000 рублей в месяц. Замечания могут быть разные:

  • не провели занятие;
  • не вели документацию каждый день;
  • не обновили информацию для родителей на стенде — там размещены новости, памятки, полезные советы;
  • ушли с работы раньше на 10 минут и более;
  • не все родители вовремя сдали квитанции за оплату детского сада;
  • в течение месяца была низкая посещаемость и высокая заболеваемость;
  • не заняли место в каком-нибудь городском конкурсе;
  • а если у ребенка травма, то воспитателя могут на полгода лишить всех надбавок — это примерно 8–10 тыс. рублей в месяц.

Для детей нет никаких наказаний. Даже этого слова в садике быть не должно

© vodolej / depositphotos  

Если ребенок плохо себя ведет, то можно сказать: «Посиди на скамеечке, отдохни и подумай над своим поведением». Если он не спит и другим не дает, его могут «напугать» тем, что он пройдет спать в другую группу, и реально туда отвести. А если балуется за столом — бросает еду, крошит хлеб на пол, — то ему дают веник или швабру, чтобы убрал за собой.

И хотя воспитатели, конечно, бывают разные, я не встречала тех, кто бы обижал детей и бил, как иногда показывают в новостях. Но в садике некоторые ребята впервые узнают, что такое запреты.

Например, моя сменщица не разрешает малышам брать игрушки, пока все остальные ребята не закончат есть. Во время тихого часа запрещено все, даже книги.

Если ребенок не хочет спать, то он должен лежать с закрытыми глазами.

Сложности взаимодействия с родителями

© vodolej / depositphotos  

Отношения с родителями складываются по-разному. Я стараюсь быть серьезной, сдержанной и в то же время требовательной.Некоторые воспитатели любят тактику «нападение».

Например, ситуация: ребенок получил травму.

И педагог вместо того, чтобы позвонить и извиниться, вечером встречает родителя с хмурым видом и его обвиняет в том, что он не научил ребенка вести себя и тот добаловался — упал с горки и что-то себе повредил.

Я так не умею, и вот пример: у девочки были проблемы с подготовкой к письму. Мы с нею занимались, старательно выписывали буквы. И тут длинные выходные.

Я ее папе вежливо говорю: «Если вам не трудно, потренируйтесь писать дома, пожалуйста, чтобы не потерять навык».

Через полчаса меня вызывает заведующая — мама этой девочки решила позвонить и пожаловаться, что я их дочь считаю «дурочкой»,потому что дала задание на выходные. Меня лишили премии.

Нервные моменты

© potatushkina.gmail.com / depositphotos  

  • В сад постоянно приводят заболевших детей, ведь родителям надо на работу. Не останавливает ни температура, ни рвота, ни даже бронхит.
  • Родители за нами следят — на одного ребенка надели часы с прослушкой. Я не знала про это, а вот моя сменщица поняла, что это за прибор, и предусмотрительно снимала их с ребенка и закрывала в шкафу.
  • Любое неосторожное слово и действие (даже которого не было) — и ты виноват. Одна девочка сказала родителям, что ее закрывали в туалете в саду. Хотя это невозможно — туалеты не закрываются. Но все равно поверили ребенку.
  • Документацией нужно заниматься в нерабочее время, иначе за малышами не успеваешь следить.
  • Некоторые дети пытаются слинять. Как-то на прогулке я двух мальчиков успела остановить — они пытались вылезти сквозь прутья, чтобы сбегать в магазин. Так потом меня одна мама отругала, что я куртку испачкала, пока их вытаскивала. А я седею от одной только мысли, что они могли все-таки осуществить свой план.
  • Я переживаю на каждой прогулке: у нас есть горка, металлические карусели и я боюсь, что кто-то упадет. Люди скажут, что смотреть надо лучше, но я слежу одновременно за 25 детьми, а мамы дома за одним-двумя с трудом успевают. И все равно малыши успевают что-нибудь натворить.

Что должен уметь ребенок перед поступлением в детский сад — программа-минимум

© depositphotos   © depositphotos  

  • Проситься на горшок.
  • Самостоятельно есть, пусть неаккуратно, но хоть как-то уметь управляться с ложкой.
  • Одеваться-раздеваться. Хотя бы пытаться, а не сидеть и ждать воспитателя.
  • Вести себя прилично: не отбирать игрушки, не толкаться, не кусаться, не бросаться песком.
  • Знать, что забираться на подоконники нельзя.
  • Забыть о подгузниках.

Маленькие детки — маленькие бедки

© Paga_L / depositphotos  

У нас в группе был не по годам смышленый мальчик Вася. У него была мечта — побывать на космическом объекте, коим он считал здание в виде шара, которое находится недалеко от садика. В один прекрасный день он решил совершить побег.

Причем выждал момент, когда охранник уйдет на больничный. После прогулки, когда его уже посчитали, он незаметно спрятался за дверь, потом ушел вниз и выбежал за территорию. Его потерю обнаружили через 5 минут.

Стали искать, ноВасилия не было нигде — он сел в автобус и был таков.

Когда начали просматривать камеры и увидели, как он, словно агент 007, выглядывал из-за угла, приседал, кое-где чуть ли не перекатывался до ближайшего укрытия. Мы вызвали кинологов, маму с личными вещами. Собаки вышли на след, довели сотрудников полиции до остановки, откуда уехал мальчик. Его нашли спокойно качающимся на качелях в одном из дворов.

Дети такие разные

© p-i-r-a-n-y-a / depositphotos  

Малыши с проблемными родителями сами тянутся к новому и хорошему. Как-то утром пришел охрипший мальчик. На мой вопрос: «Что с горлышком?» — ответил, что вчера папа с мамой в очередной раз ссорились и он плакал сильно. Таких крох очень жалко, стараешься им больше внимания уделить, чтобы хоть в садике было хорошо.

А есть разбалованные дети, которых сами же родители научили тому, что всем им должны. Они относятся к педагогам как к прислуге, с ними тяжело взаимодействовать. «Ваша работа — воспитывать, — сказала мне как-то одна мама. — И вообще, мы Катей не справляемся, так что научите ее нормально себя вести».

Что могут дать родители своему малышу

© kikovic / depositphotos  

У современных родителей в голове одно — деньги. Им проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал.

А мы подумали: почему бы не подарить своему крохе время? И решили почаще устраивать дни, когда родители могут поучаствовать в наших занятиях: склеить что-то или нарисовать вместе картину бабушке.

Детей такое совместное времяпровождение делает по-настоящему счастливыми.

А у вас есть дети? Ходят ли они в детский сад?

Фото на превью vodolej / depositphotos

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/ya-rabotayu-vospitatelem-v-detskom-sadu-i-gotova-rasskazat-13-veschej-kotorymi-ne-speshat-delitsya-moi-kollegi-2219015/

Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

Боюсь того, кто сидит под кроватью!

Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.

Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.

Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается.

Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии.

Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.

Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)

Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.

С рождения младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.

В 6-8 месяцев дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки.

Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить.

Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.

С 1 года до 3 лет дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе.

Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности.

Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы.

4-6 лет — период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.

Ещё 4-7 лет –время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.

В 7-12 лет дети начинают бояться вполне реальных вещей: пожаров, террористических актов, укусов насекомых, змей, врачей, войны. Чтобы страхи не множились, лучше контролировать потоки новостей, которые обрушиваются на детскую психику.

Часто в этом бывают виноваты новости по телевизору, которые не пропускают родители (или бабушка). Там мир состоит из войн, убийств и природных катастроф.

И как тут понять, что реальность другая, если у тебя в жизни только школа и новости?

Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет.

Другими словами, если страх чудовища в канализации реален, то и чудовище есть! Младший школьный возраст — период социального развития, когда дети учатся общаться, работать в группе, понимать, какие они.

У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.

Как помочь ребёнку победить свои страхи

1. Покажите, что вы понимаете его страх (как минимум не считаете глупостью)

Первое, что мы должны сделать, это показать, что мы уважаем страх и готовы помочь.

Высказывания в стиле «Да нет там никого под кроватью!», «Не будь трусом, ты же мальчик!», «Тебе же сказали, что эта собака не кусается» — путь в никуда.

Это отрицание детского страха, история, при которой мы бросаем ребёнка одного в стрессовой ситуации. Неважно, что думаете вы. Важно, что чувствует ваш сын или дочь. Поговорите с ними, часто активное слушание работает само по себе.

2. Попытайтесь выяснить, что на самом деле его пугает

Шум от бормашинки, вид сверла или неприветливое лицо врача? Для этого тоже часто достаточно поговорить. Полезно научиться рейтинговать страх по шкале от 0 до 10. Это поможет ребёнку понять, что с ним происходит, и настроиться на работу с собой.

3. Объясните ребёнку, что он не должен скрывать свои страхи

Он может и должен говорить окружающим: «Я не могу это сделать, потому что это меня пугает!». Особенно если речь идёт о детях дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда отказ от какой-то деятельность воспринимается другими взрослыми как капризы.

Когда страхи названы и озвучены, взрослому (воспитателю, врачу, учителю, тренеру) становится понятнее, как себя вести, уходит и ненужное раздражение.

Если же взрослый реагирует в стиле «такой большой, а боишься» — бегите от такого человека как можно дальше, как минимум он не профессионал.

4. Не устраивайте сюрпризы, которые могут испугать

Для детей важна предсказуемость, особенно когда у них период иррациональных страхов. Рассказывайте, что планируется, куда вы идёте, что будет происходить.

Если случился переизбыток эмоций (большой и шумный праздник, дальняя поездка, поход в парк аттракционов), помните о важности контакта с вами: поддерживайте контакт глазами, держите за руку, просто позвольте опереться на вас спиной или боком, поглаживайте по голове.

5. Если ребёнок боится клоунов — не надо тащить его в цирк

Страхи можно и нужно приручать, но необходимо разбить задачу на маленькие шаги (как, впрочем, и в любом обучении, если дело касается детей). Например, ваш сын боится собак.

Сначала посмотрите на собак на картинках и видео, обсудите, как понять, что собака сердится (положение хвоста, поднятая шерсть на загривке, оскал).

Потом можно помахать знакомой собаке издалека, поговорить с хозяином, держа ребёнка на руках на безопасном расстоянии, почитать книги и посмотреть фильмы о собаках, которые дружат с детьми. Правда, тут важно, чтобы вы сами не испытывали страха. Иначе операция провалится.

6. Придумайте игру, где будет задействован страх (но не в лоб)

Есть такая вещь, как эмоциональная интеграция: когда одна эмоция, смешиваясь с другой, гасит предыдущую. В деле борьбы со страхами эта особенность человеческой психики может помочь. Хорошие эмоции дадут необходимый ресурс для интеграции плохого опыта в своё сознание.

Например, если ребёнок боится темноты, можно придумать совместные игры в темноте: почитать с фонариком под одеялом, пособирать в тёмной комнате светящиеся игрушки, поиграть с завязанными глазами. Главное, двигаться осторожно, ваша задача — дать положительный опыт.

7. Придумайте способы защиты (от монстров в том числе)

Вооружите сына или дочь: дайте волшебный фонарик, который будет лежать под подушкой и отгонять прикроватных монстров или пульверизатор с антидраконьей жидкостью. Можно подарить невидимый волшебный скафандр.

Попросите сына расслабиться, закрыть глаза и представить, что, когда вы нажимаете на «кнопку» на голове, вокруг него образуется непробиваемый защитный экран. Подробно обсудите, какого он размера, цвета, можно ли его увеличивать и уменьшать.

Против чего он работает? Против монстров и плохих и обидных слов? Такой экран поможет ребёнку, когда он придёт в новый коллектив, например. Напомните, что легче всего вызвать этот экран, если ноги твёрдо чувствуют пол, а тело — спинку стула.

8. Нарисуйте страх и обсудите его

Самое страшное — неведение. Зачем приходит подкроватный монстр? Какой он, что он умеет, может ли ребёнок показать его? Когда мы играем во что-то (даже в страх), мы начинаем управлять ситуацией.

Например, дочь в начальной школе пугает угроза учительницы отвести к директору или замечание в дневнике. Спросите, а что будет, если это произойдёт. Дочка будет плохо себя вести, её отведут к директору, а потом вызовут маму.

В конце концов, все дороги приведут именно к родителю, который всегда защитит — и от монстра под кроватью, и от директора.

9. Научите простым упражнениям, как успокоиться в критичный момент

Выясните, где именно живёт страх внутри ребёнка, и научите простым дыхательным упражнениям, которые помогут успокоиться. Например, визуализировать свои лёгкие, как воздушные шарики, которые сдуваются и надуваются при вдохе и выдохе. Можно попробовать практики внимательности (много упражнений в интернете).

10. Разговаривайте обо всём на свете

Как устроена канализация, почему люди боятся пауков, кто живёт в нашем шкафу, что будет происходить в кабинете врача, почему мы умираем, как меняется звук турбин в самолёте при посадке и взлёте, почему учителя разговаривают таким тоном, зачем люди дразнятся, что такое вербальная агрессия и многом-многом другом. Если называть страх — он перестаёт быть таким ужасным.

Если ребёнок совсем ничего не боится — вот тут стоит задуматься о помощи специалиста. Полное отсутствие страхов может говорить о нарушении привязанности, чувствительности или даже каких-то психиатрических заболеваниях.

Разные типы страхов не соответствуют возрастным нормам, не сменяют друг друга, а просто добавляются и сохраняются какое-то время. Если совсем не реагировать или делать это неправильно, всё может перерасти в фобию — неконтролируемый страх, который проявляется в одних и тех же ситуациях.

Страх — базовая эмоция человека. Тут важно решить, кто кем управляет: страх человеком или человек использует страх для адаптации и обучения.

Shutterstock (EKramar). Гифки: giphy.com

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/5103867-childhood_fears

Боюсь того, кто сидит под кроватью

Боюсь того, кто сидит под кроватью!

Все дети время от времени чего-нибудь боятся. Кощея, Бабу-Ягу, «чужого дядю», пожара, наводнения, собак, что мама с папой разведутся. Страхи могут быть ситуативными и постоянными, кратковременными и закрепляющимися на долгие годы, вплоть до зрелого возраста. Попробуем в них разобраться и посмотреть — что это за зверь такой ужасный?

Малышка и пылесос

Очень маленькие дети — лет до трех — боятся чего-то конкретного, того, с чем связаны неприятные воспоминания. Причем объект может смещаться на похожие предметы.

Например, если у годовалого ребенка медсестра брала кровь и сделала больно, он будет истошно орать и прятаться при виде любого белого халата.

Или в соседней квартире сверлили стены перфоратором, и малышка теперь боится пылесоса — потому что гудит похоже.

Малыши легко пугаются незнакомых звуков, особенно очень громких, хорошо запоминают места, с которыми связаны неприятные переживания. Вплоть до того, что совсем не говорящий двухлетка может наотрез отказываться идти в ту сторону, где находится поликлиника. А мама-то голову ломает, в чем дело. Она же давно забыла про ту злосчастную прививку.

Эти страхи ситуативны, они, скорее всего, пройдут сами со временем, особенно, если не получат подкрепления, то есть напугавший ребенка фактор не будет повторяться. Некоторые странные вещи могут исчезнуть при прояснении, то есть тогда, когда ребенок научится разговаривать настолько хорошо, чтобы объяснить вам, что именно его напугало.

“Страшный Бармалей с черной бородой” может со временем превратиться в горячо любимого крестного. Тогда и паника при виде бородатых мужчин испарится бесследно. Мой пятилетний сын боялся спускать воду в туалете, пока мы случайно не выяснили, что он мельком увидел кадр из «Матрицы», где главного героя засасывает в канализацию.

Сыну было тогда два года, и он воспринял увиденное как реальность.

Маленькие ревнивцы

Примерно в 3 года ребенок вступает в возраст, который в психологии называется «эдиповым», то есть связанным с переживанием ребенком первых сексуальных чувств. Ребенок начинает осознавать свой пол, идентифицирует себя как мальчика или девочку, и впервые в жизни влюбляется — обычно в родителя противоположного пола.

Можно как угодно относиться к построениям Зигмунда Фрейда, но факт остается фактом: именно около трех лет начинаются ночные блуждания ребенка между своей кроваткой и спальней родителей.

Каждую ночь на пороге вашей комнаты появляется маленькое привидение, которое жалобно повествует о том, что «ему очень-очень страшно, и он хочет к маме».

Он не обманывает, ему действительно очень страшно, а чего страшно — он объяснить не может.

Внутренний мир ребенка в этом возрасте населен чудовищами, порожденными ревностью.

Он нежно любит своих родителей, но маму немного больше (если это мальчик), и был бы не против, если бы папа на время куда-нибудь исчез, оставив маму в его полное владение. Например (страшно подумать!) умер бы. Понарошку, конечно… Дальше начинаются дебри: папа ведь наверняка догадывается о таких ужасных мыслях, и точно очень сердится, а, может, он тоже хочет, чтобы малыш куда-нибудь делся, например, умер? Начинаются сны, наполненные погонями и монстрами. В рисунках тоже преобладают страстные красные и желтые цвета, ребенок может начать мочиться в постель, даже если до этого он исправно ходил на горшок.

Я абсолютно уверена, что в таких выражениях никто из детей не рассуждает, но ведут они себя настолько откровенно, что все эти научные построения выглядят весьма убедительно.

Кстати, почему-то девочки переживают этот период гораздо менее болезненно, возможно, потому, что папам легче отвечать на наивные заигрывания дочерей, а мамы, видимо, представляют меньшую угрозу для девочек, чем папы для мальчиков.

Как бы то ни было, я бы советовала родителям выдерживать последовательную и четкую позицию: да, мы понимаем, что тебе страшно, давай я с тобой посижу, но спать ты будешь в своей кроватке. В таком случае, ребенок получает недвусмысленное послание: «граница на замке».

Родители сильные, взрослые люди, они смогут защитить меня от моих собственных монстров, а значит — и от тех чудовищ, которые прячутся за дверью. Ещё помогает обсуждение перспектив дальнейшей жизни: ты вырастешь, найдешь себе друга/подругу, вы поженитесь, и у вас будет своя собственная семья.

Неплохо повторять эту мантру лет до 15.

Вы удивлены? Но не зря же основная игра в детсадовском возрасте – «дочки-матери». Тема будущей семейной жизни самая что ни на есть актуальная у трех-четырехлетних детей, и лучше будет, если на этом этапе они её «отработают», то есть отыграют, переживут на своем уровне, заложат первые кирпичики взаимоотношений с противоположным полом.

Маме тоже страшно

Иногда случается так, что мама передает ребенку свой страх, как норму. Приведу пример: молодая мама, почти девочка, обращается за консультацией по поводу своей трехлетней дочери.

Малышка боится оставаться одна в комнате, не дает выключать свет, очень сильно стесняется чужих людей (а чужие для неё почти все). Мама, рассказывая об этом, сильно нервничает, смотрит в пол, сначала не знает, куда деть руки, потом прячет их под себя.

Через десять минут такого общения мне самой становится не очень удобно, я ловлю себя на том, что настороженно поглядываю по сторонам, прислушиваюсь к звукам в коридоре, в общем — боюсь. «А как вы сами чувствуете себя в темной комнате? А с чужими людьми?» – задаю я вопрос маме.

Конечно, оказывается, что она панически боится темноты, всего безумно стесняется, заговорить с человеком на улице для нее невозможно в принципе. «Мне все время кажется, что у меня за спиной кто-то стоит», – жалуется она.

В прошлом у этой мамы, скорее всего, имеет место сильный испуг, травма, возможно, даже насилие. Но она об этом не рассказывает, а пытается успокоить дочку, говоря дрожащим голоском: «Ну чего ты боишься, там же никого нет!». Глаза у неё при этом огромные, и она поминутно оглядывается, как будто там и правда кто-то стоит.

Девочка получает это противоречивое сообщение: на вербальном уровне «все в порядке», на телесном – «я очень боюсь». И пугается уже за двоих. В безопасном пространстве терапии можно вернуться назад и посмотреть, что же так напугало ту девочку, переиграть этот эпизод, победить свой страх.

После этого, я уверена, и у дочки наладится ночной сон, проблема будет решена.

Как победить Страшилу?

В одном из лучших романов Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» страшилы и всякая другая нечисть пугает детей, потому что взрослые твердо знают: их (страшил) не существует. И только гувернантка Сьюзен, внучка Смерти, видит всех этих чудовищ и бесстрашно с ними сражается.

Чем можно помочь вашему дрожащему чаду, когда ему не спится? Во-первых, продемонстрировать, что вы ему верите. Ведь для него и привидения, и Кощей, и Бармалей так же реальны, как для вас, например, террористы.

Вы их никогда не видели, но твердо знаете, что они есть и очень опасны. Поэтому, пожалуйста, никаких там «посмотри, под кроватью ведь никого нет!». И в шкафу тоже.

Лучше попросите подробно описать монстра, выясните его привычки и вкусовые предпочтения, узнайте, что он хочет от вашего ребенка.

Во-вторых, исполняйте ритуалы. Страшилы боятся, когда их голову накрывают одеялом. Привидения исчезают при свете. Если ваш малыш просит оставить свет в коридоре — сделайте это. Купите ночник, только не куклу со светящейся головой, она сама может напугать до икоты.

В-третьих, попробуйте догадаться, на кого похож пугатель. Может статься, что огромное рычащее чудовище — это просто папа, который ругался по телефону со своей сестрой. Или пьяный сосед. В любом случае, страх, который подвергся всестороннему рассмотрению и анализу, уже не так опасен, он становится более ручным.

И самое главное — не забудьте уверить малыша, что вы его сильно-сильно любите, не смотря на то, что он боится того, кто сидит под кроватью.

Источник: http://www.katryndemina.ru/article/59

Чудище под кроватью: детские страхи

Боюсь того, кто сидит под кроватью!

Что делать, если ребёнок боится темноты? Какие игры существуют? Как может помочь обычный фонарик?

Все малыши боятся темноты, кто-то больше, другие меньше. Нельзя смеяться над детским страхом. Гораздо лучше постараться помочь ребенку самому справиться с ним.

 Психологи говорят, что ни одни страх не появляется сам по себе, просто так. Это защитный механизм, помогающий выживать в определенных условиях.

Боязнь темноты сдерживает ночную активность, тем самым заставляя малыша быть более осмотрительным и осторожным.

Исследователи пришли к выводу, что подобный страх был запрограммирован природой еще в доисторические времена. Тогда ребенку было небезопасно выходить из пещеры, пока все спят – слишком велик риск повстречать какого-нибудь врага.

Получается, что бояться темноты – вполне естественно для детей. Но лишь при условии, что это не мешает жить ни малышу, ни его родителям. Если кроха каждую ночь просыпается от кошмара, и бежит к вам в кровать – это проблема. Не стыдите маленького трусишку, а постарайтесь успокоить, поддержать, зажгите в комнате ночник.

Воображение

Резко просыпаясь посреди ночи, ребенок может испугаться окружающей обстановки. Ему мерещатся страшные чудовища. Не в силах рассказать об этом родителям, малыш выдумывает, что у него болит живот или голова.

Посидите с ребенком, пока он не уснет. Не стоит каждую ночь позволять детям спать с родителями. Гораздо эффективнее поговорить о страхах и попытаться с ними справиться.

Малыши часто боятся непонимания и насмешек, поэтому и не делятся своими переживаниями со взрослыми. Нельзя смеяться или обзывать ребенка, это все равно не сделает его смелее. Наоборот, он может стать нервным, замкнутым, начать заикаться или мочиться в постель.

– Не приучайте малыша засыпать в одиночестве без освещения. Укладывайте его по вечерам: читайте добрые сказки, пойте колыбельные, сидите рядом и гладьте по голове. Не спешите уходить, едва кроха уснет.

Побудьте в комнате еще несколько минут. Поначалу сон ребенка очень чуткий, резко проснувшись и увидев, что мамы нет рядом, он может испугаться. Пусть кроха убедится, что вы все еще здесь.

Помните, что нельзя оставлять дошкольника одного дома, особенно по вечерам.

– Поделитесь с малышом своими детскими страхами, которые вам удалось преодолеть. Тогда у ребенка будет пример, уверенность и надежда когда-нибудь стать таким же храбрым, как его родители.

– Чаще хвалите своего ребенка за смелость, подчеркивайте, что всегда придете ему на помощь в случае необходимости.

– Иногда причиной страхов является дефицит витамина А, что приводит к куриной слепоте. Ребенок плохо видит в темноте, и больше пугается. Поэтому каждый день давайте ему морковный сок со сливками, чтобы насытить организм бета-каротином.

– По секрету сообщите малышу, что его любимая игрушка тоже боится темноты. Если в семье есть младшие дети, сообщите, что им еще страшнее, чем старшему брату или сестре. Защищая и успокаивая слабого, ребенок почувствует себя взрослым, сильным и уверенным в себе.

– Попросите малыша нарисовать то, чего он боится. Потом пусть нарисует себя. Подскажите ему, как можно справиться со страхом. Возможно, с помощью ружья или хлопушки? Или украсить монстра какими-нибудь смешными аксессуарами?

Игры

Хороший способ избавиться от страха, повеселиться и вместе укротить всех чудовищ!

– Вместе с ребенком войдите в темную комнату, приоткрыв дверь в помещение, где включен свет. Объясните, что наступила ночь, и путешественникам нужно построить шалаш, собрать хворост для костра, приготовить ужин и лечь спать.

– Попробуйте скакать на лошади через темный лес или вести самолет в сумерках. Реквизита потребуется минимум, зато польза будет ощутима. В качестве коня может выступать стул или табурет, самолетом окажется кресло или большая коробка.

Волшебный фонарь

Скажите ребенку, что стоит ему только включить карманный фонарик, как все чудовища немедленно исчезнут. Также можно придумать игры с фонариком – это будет отличной тренировкой координации движений. Если такой вариант не срабатывает, купите ночник. Но выбирать его лучше вместе с малышом.

Сказкотерапия

Придумайте сказку, в которой действие разворачивается ночью. Ваша история должна быть немного страшной, но обязательно с хорошим концом: мальчик или девочка, похожие на ваших детей, справляются со всеми монстрами и перестают бояться темноты. Попробуйте разыграть вашу сказку в лицах.

Источник: https://dc-logos.ru/articles/2018/04/07/articles_135.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.