Безумное чаепитие

Праздник в классе: «Безумное чаепитие» на четырех столах

Безумное чаепитие
Переключение меню



Я часто общаюсь с учителями и родителями, которые ищут идеи для школьных мероприятий. На какие-то праздники родительский комитет выделяет деньги, и тогда за дело берутся опытные организаторы. Чаще всего развлекать детей приходится своими силами.

Это сценарий праздника (набросок универсальных идей) для одного класса, который можно провести прямо в классе. Постараюсь давать разные варианты активностей, чтобы вы могли выбрать самые подходящие. Так можно отметить Новый год или конец учебного года, объединить 8 марта и 23 февраля. В качестве ведущего может быть учитель или кто-то из родителей.

Коротко суть праздника

Это будет безумное (креативное, веселое) чаепитие. Можно не цепляться за антураж и сюжет произведения Льюиса Кэрролла, так как нам важна только сама организационная форма — чаепитие. Безумное.

В классе обычно 20-30 детей. Делимся на 4 команды (5-7 детей) и организуем в разных углах класса 4 зоны.

За выполнение каждого задания команда получает от 1 до 4 очков. Это совершенно разные активности, в которых могут принимать участие все участники команды или отдельные представители.

В итоге считаем очки. Победитель получает право первым выбрать коробку или непрозрачный мешок с подарками (заранее раскладываем на 4 стульях такие коробки или мешки).

Проигрывать в таком соревновании совершенно не обидно, так как победитель случайно может выбрать шуточный сюрприз, а проигравшие получат что-то по-настоящему интересное.

Короче говоря, моральная победа никак не связана с материальным вознаграждением )). Естественно, ребят предупреждаем о правилах заранее.

  • Деление на команды за неделю до праздника

Поделить класс на 4 команды можно по-разному. «Кто с кем хочет» не всегда работает, так как могут остаться дети, с которыми никто не хочет.

Предлагаем тянуть жребий из «шляпы» (полоски бумаги четырех цветов, записки с номером команды). Можно просто разделить список фамилий на 4 равные части.

Конверт с заданиями даем ответственному представителю команды, пусть собирает всех остальных и начинает подготовку.

Сладости передают родители. Тут озвучиваем одно условие: все угощения должны хорошо делиться на 4 части, чтобы на каждом столе все было одинаковое. Тут никакого соревнования нам не нужно: особо помпезные яства на одном столе могут вызвать негативную реакцию на другом. Фруктовая тарелка, конфеты, печенье, выпечка — необходимый минимум. Все делим поровну.

Тут все зависит от бюджета, выделенного на подарки, поэтому я просто набросаю идеи. Суть в том, чтобы дети не могли догадаться по упаковке, что там лежит.

На дно огромной огромной подарочной коробки положите, например, билеты в кино. Другая команда может подумать, что в большом мешке ничего большого лежать не может, а вы набейте его пачками кукурузных палочек.

Еще делают многослойную упаковку или много коробок (одна в другой).

Идеально, когда на каждую команду выделяется одинаковая сумма денег. Просто кому-то попадаются кружки, кому-то билеты, кому-то по несколько пакетов кукурузных палочек, кому-то прикольные канцтовары или плитки шоколада.

Команда-победитель имеет право выбора первой. Сами указывают на упаковку, которая кажется наиболее «везучей».

Подготовка

Команды получают конверты с заданиями заранее. Минимум — за неделю. Без подготовки тоже можно провести безумное чаепитие, но азарт и вовлеченность детей гораздо выше, если есть возможность подготовиться. Да и на ведущего в таком случае нагрузка будет минимальная.

В списке с заданиями может быть продумывание концепции для оформления стола для безумного чаепития, съемка небольшого клипа, вайна или поста видеоблогера, дизайн костюма для безумного дефиле, подготовка вокального номера или стендап шоу, сочинение рэпа на заданную тему, публикация креативных фото с каким-то хэшетегом в группе «Безумное чаепитие»  и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=ymsWwwELvV4

Подготовку к празднику обязательно держите под контролем и помогите в назначении ответственных за задания внутри команды (кто за декор, кто за видео, кто за фото и т.д.). В противном случае могут оказаться неподготовленные команды, и суть безумного чаепития пропадает.

Проверьте работу компьютера, проектора и колонок. Все это понадобится для демонстрации подготовленных материалов.

Соберите заранее плейлист с той музыкой, которая нравится вашим детям. Не пытайтесь угадать, каждый год появляются новые Монеточки, нам не угнаться. Композиции для плейлиста могут собрать фанаты современной музыки, которые есть в каждом классе. Любимые песни пусть звучат фоном, детям так легче настроиться на праздничную волну.

Расчертите таблицу с названиями команд по горизонтали и перечнем конкурсов по вертикали. Напоминаю, за каждое задание команда получает 1, 2, 3 или 4 очка, в конце суммируем. Оценивать детей может один учитель или группа родителей. На баллы не скупитесь, у нас все шуточное. Можно какой-то раз всем по 4 очка присвоить.

Идеи для заданий

Соберите сценарий из подходящих блоков. Не нужно использовать все, так как это будет слишком долго. Выбирайте те задания, которые больше подходят для детей именно вашего класса по возрасту, интересам и внутренней активности.

Когда раздадите командам задания в конвертах, дайте пояснения к каждому пункту, чтобы ребята придерживались единого формата, иначе в видео-блоке кто-то снимет длинный нудный фильм, кто-то видео на 30 секунд.

Ко всем заданиями дети готовятся заранее, поэтому должно получиться интересно. Подросткам сложно участвовать в спонтанных конкурсах, которые обычно проводит ведущий, не будем экспериментировать. Пусть дети делают только то, в чем они чувствуют уверенность.

Название команды

Все придумывается заранее, просто нужен хоровой ответ по команде.

Вы:  — Вас приветствует команда номер один …
Дети:  — Хайп! (это я для примера, у ребят фантазия круче)

Декор (первые итоги)

Для каждой команды нужно организовать зону для чаепития и обсуждения заданий (4 зоны в разных частях класса, а «сцена» будет в центре. В 4-6 классах помощь родителей обязательна, 7-11 классы справятся самостоятельно. Первым делом предлагаю оценить старания и раздать очки за украшение стола.

Могу поделиться опытом. Мы закупали одноразовые скатерти, яркие картонные тарелки с рисунком, пластиковые кружки для горячих напитков и большие белые картонные стаканы (на 400 мл) для сока и воды.

Так вот на стаканах нужно было сделать рисунки фломастерами или красками по теме праздника (новогодние поздравления, стаканы-валентинки к 14 февраля, пожелания друг другу перед началом летних каникул, картинки-шутки, комиксы и т.д.)

Чем еще украсить стол? У детей бездонная фантазия. Настольные композиции из бумаги, веточек-елочек, изделия из пластиковых бутылок, оригами. Команда мальчишек лаконично поставила на стол огромную маску Дарта Вейдера.

Кто-то сделал центром композиции ананас с глазками и ротиком. Самые ленивые креативщики украшают стол высоким комнатным растением с ближайшего подоконника. Вспомнился еще LEGO-стол, на котором было много фигурок из Лего.

На Новый год у всех, естественно, еловые веточки-шарики-гирлянды. Свечи можно, но только со светодиодным пламенем. Некоторые успевали привесить к потолку бумажные помпоны и звезды. Можно все!

Не забываем быстро подводить итоги в табличке с баллами.

Интеллектуальный блок

Не берите больше 10 вопросов. Для того, чтобы команды могли отвечать одновременно, раздайте бланки для ответов (10 строк). Попросите написать название команды, на обсуждение — 30 секунд. Вопросы возьмите вот из такой викторины с ответами. Старшеклассникам лучше из этой викторины взять задания.

Соберите бланки, потом зачитайте правильные ответы. Этот момент вызывает много эмоций, будет шумно. Сразу итоги не подводите, чтобы не затягивать время, сделаете это во время дискотеки, например. Та команда, которая дала больше правильных ответов, получает 4 очка.

Блок с видео-заданиями

За неделю до праздника вы просили подготовиться. Снимать дети будут на смартфон, попросите, чтобы все делали горизонтальный кадр.

Еще нужны одинаковые требования. Например:

• это вайны (или это пародия на видеоблогера, шуточный музыкальный клип, реклама, «шпионская съемка», пародия на компьютерную игру или горе-игроков в компьютерные игры и т.д.)• длительность — до 2-3 минут• участвовать должны все участники команды

• видео нужно загрузить на облачный сервис и дать ссылку не позднее такого-то числа (или записать на флэшку, как удобнее)

В каждом классе есть дети, которые виртуозно монтируют и вставляют спецэффекты прямо с смартфоне. Уверяю, они вас удивят.

Если съемки видео кажутся слишком сложными, остановитесь на конкурсе командных селфи. Побеждает самая креативная команда. На фото должны поместиться все.

При этом можно выбрать одинаковую одежду, надеть какие-то аксессуары на голову, сделать похожие прически или сфотографироваться в карнавальных париках (ушках, очках).

Подобрать всем смешную гримасу, сделать аква-грим и т.д.

Арт-блок

Это создание командного арт-объекта. Нужно заранее сделать заготовки для сборки, а соединить воедино — на самом празднике за 10 минут. Что это может быть?

• арт-коллаж (сборка интересной картины с сюжетом из картинок и заголовков, вырезанных из журналов)• мобили из оригами (картинки ниже)• комикс с фотографиями участников команды (фото лица + рисунок туловища и интерьера + реплики в «облачках») или просто рисунки, как на картинке ниже

• общая картина из фрагментов (Очень интересная идея, но в этом случае подготовиться нужно учителю. Кладете рядом 4 листа формата А3 так, чтобы получился один большой лист.

На нем делаете разметку замкнутыми контурами (можно воспользоваться схемами простых витражей) и назначаете цвет каждой области. Получится раскраска по номерам.

Раздаете листы детям, они совместно раскрашивают свои части картины, а в финале просто соединяете магнитами на доске то, что получилось)

Вот несколько картинок, Арт-коллаж я выбрала очень сложный, но суть ясна. Это картина из нарезанных кусочков газет и журналов, подобранных по цвету. Можно вырезать и крупные детали — пальмы, флаконы духов, сумки, лица моделей, предметы гардероба, буквы разного размера и т.д.

Картина из фрагментов хороша тем, что до последней минуты бывает сложно понять, что именно получится при соединении четырех частей.

Ну и добрый комикс. Короткий сюжет (может даже из одного кадра), впечатляющая подпись. Все!

При создании мобилей из оригами командная работа особенно заметна! Все делают по 1-2 фигурки, которые потом украшают помещение в одном арт-объекте.

Творческий блок

В каждой команде найдутся таланты, ваше дело предложить, что можно представить в этом блоке:

• вокальный номер (поет один, остальные — бэк-вокал или в подтанцовке)• рэп (команда может создавать спецэффекты: дуть феном на полоски бумаги, создавать подвижный фон отрезом ткани, изображать фанатов с фонариками-смартфонами и т.д.)• мини-театр (сказка в современной обработке)• фокусы• выступление стендап-комика• шуточная хореография• пародия на звезд шоу-бизнеса

• пародия на поп-группу и т.д.

Дефиле «Мы с тобой одной крови»

Задание не требует подготовки — просто баловство под музыку. Снова нужно тянуть жребий, только это будет распределение ролей. Одинаковая роль достанется сразу нескольким детям (на одном листочке пусть будет роль для мальчика и девочки сразу, чтобы не тянуть жребий по отдельности).

Включаем музыку, выводим всех в центр класса потанцевать-размяться. Становимся в круг.

Сначала просто танцуют все на месте, а по команде: «Цари и Царицы» («Кикиморы и Лешие», «Зайчики и Снежинки», «Кинг-Конги и Годзилы», «Старики и Старушки», «Колобки и Ватрушки», «Малыши, которые только научились ходить», «Водяные и Русалки», «Гены и Чебурашки», «Лисы Алисы и Коты Базилио» и т.д.) выходят те, кому попались по жребию эти роли. Получается, что в центре танцующего круга оказываются дети из разных команд. Весело!

В финале, само-собой, танцуют все!

Меняемся!

Это тоже без подготовки. Пусть все сядут на свои места, поедят сладости, попьют чай. Зачитайте список из нескольких фамилий и задайте вопрос: «Что общего между этими одноклассниками?». Первому, кто даст правильный ответ, сразу вручите приятный приз.

Так что же общего? Создайте временные команды из тех, кто родился летом, зимой, весной и осенью. Снова получится 4 команды, но совсем другие. Детям такая идея всегда нравится, они вдруг начинают обниматься как близкие родственники)).

Для этих временных команд можно придумать простое задание: вспомните 3 песни про ваше время года (ну или где есть слово «лето», «осень» и т.д). Кстати, узнаете много нового — у этого поколения свои пристрастия. Первый круг — все называют по одной песне. Потом второй, третий круг. Очки за это задание не присуждаем или одинаково всем раздаем по 4 балла.

Диско-блок

К дискотеке готовиться надо. Каждая команда заранее подбирает по одной модной композиции этого года и по одному проверенному временем хиту.

Музыкальные подборки собирайте в один плей-лист, чтобы на поиск не уходило много времени. Ну так вот. Танцевать на дискотеке будут все, но под «свою» музыку солирует одна команда (показывает движения в центре круга).

Получится классная дискотека из 8 композиций (новая песня + старый хит).

В финале хорошо бы всех осыпать конфетти из безопасных пружинных хлопушек.

Есть идеи?

Источник: https://snova-prazdnik.ru/bezumnoe-chaepitie/

«Колорит»: «Безумное чаепитие» Алисы. Анализ иллюстраций Артура Рэкхема и Сальвадора Дали

Безумное чаепитие

«Алиса в Стране Чудес» по праву может считаться одним из самых цитируемых произведений в культуре ХХ столетия, а знаменитое «безумное чаепитие» – настоящим апофеозом абсурда, неисчерпаемым источником вдохновения и реминисценций. Concepture рассуждает о визуальном воплощении этой сцены в контексте книжной иллюстрации модерна и проводит сравнительный анализ работ Артура Рэкхема и Сальвадора Дали.

Книжная графика в современном понимании представляет собой результат совместного труда художника, дизайнера-оформителя и редактора. От того, насколько слаженной и профессиональной окажется их работа, в значительной степени зависит восприятие читателем литературного произведения, его персонажей, атмосферы и основной идеи.

Особенно важно это в области детской литературы. Так как сознание ребенка наиболее подвержено фасцинативным и суггестивным воздействиям, художник-иллюстратор должен быть предельно осторожен в выборе изобразительного языка.

Говоря об иллюстрациях к «Алисе в Стране Чудес», нужно принимать во внимание, что эта сказка изобилует политическими, социальными, психологическими подтекстами, разобраться в которых под силу далеко не каждому взрослому читателю. Это сложное, многоплановое, приправленное математическими ребусами творение Кэрролла, с момента первого издания в 1865 году стало источником вдохновения для художников по всему миру.

Однако наиболее показательны и интересны в качестве своеобразных маркеров основных философско-эстетических концепций XX века – работы двух непревзойденных графиков: Артура Рэкхема и Сальвадора Дали. На первый взгляд, помимо избранного сюжета, между ними нет и не может быть ничего общего. Но так ли это на самом деле? «Что общего у ворона и конторки?» Попробуем разобраться.

«Безумное чаепитие» Артура Рэкхема. Модерн в деталях

Артур Рэкхем, в отличие Сальвадора Дали, не слишком известен широкой публике. И это, к слову, довольно странно.

Преемник стилистической традиции прерафаэлитов [для прерафаэлитов было свойственно обращение к мифологическим и фольклорным сюжетам – прим.

автора], смелый экспериментатор в работе с линией и композицией, настоящий флагман «золотого века» британской книжной иллюстрации, Рэкхем до сих пор оказывает огромное влияние на творчество художников, дизайнеров и даже кинорежиссеров.

Джон Тенниел. Сцена «Безумного чаепития»

Младший современник таких титанов искусства модерна, как Обри Бердслей и Уильям Моррис, Рэкхем обладает стилем столь самобытным и чарующим, что Тим Бертон избрал бывшую квартиру художника своим офисом в Лондоне, а Гильермо дель Торо признавался, что черпал вдохновение для «Лабиринта Фавна» в его работах.

Иллюстрации Рэкхема к «Алисе…» датируются 1907 годом, когда по истечению срока действия исключительных авторских прав издательство Heinemann предложило молодому художнику занять место прежнего штатного иллюстратора – М.Нетеппапа. Большинство читателей благосклонно приняли его работы, хотя, как пишет Д.Хадсон:

 «Алиса… настолько прочно отождествлялась с рисунками Джона Тенниела, что многим критикам альтернативные варианты казались почти кощунственными».

Тут следует подчеркнуть, что авторитет Тенниела в качестве первого иллюстратора «Алисы…», который согласовывал каждую деталь с самим Льюисом Кэрроллом, действительно трудно переоценить. В непрерывных, часто весьма жарких спорах с писателем, он, тем не менее, сумел найти компромисс между видением автора и своей собственной интерпретацией сцен.

Опыт работы в качестве карикатуриста позволил ему воплотить тонкий сатирический подтекст произведения, а интерес художника к балету повлиял на танцевальную, отчасти неестественную постановку фигуры самой Алисы и других персонажей.

Это, а также искажение пропорций, вызывавшее чрезвычайное недовольство Кэрролла, тем не менее, создало кукольный, слегка гротескный, но органичный в контексте безумного мира Страны Чудес образ главной героини, который и поселился в воображении читателей на долгие годы.

Отдавая дань уважения работам Тенниела, Рэкхем, однако, подошел к трактовке основных героев и их окружения иначе. Как именно – рассмотрим на примере сцены Безумного чаепития из седьмой главы сказки Л.Кэрролла.

Иллюстрация прямоугольного формата, вытянутого по вертикали на отдельном листе (18 х 24 см.), выполнена в технике тоновой ксилографии.

Во главе стола, покрытого белой скатертью и заставленного по краям пустыми чайными приборами, изображена Алиса с распущенными по плечам русыми волосами. Одета она в светлое платье с розоватым цветочным рисунком.

Сложив руки на коленях, она спокойно сидит в большом кресле и, чуть повернувшись вправо, встречается взглядом с Болванщиком.

– Что-то ты слишком обросла! – заговорил вдруг Болванщик. До сих пор он молчал и только с любопытством разглядывал Алису.

– Не мешало бы постричься.

– Научитесь не переходить на личности, – отвечала Алиса не без строгости. – Это очень грубо.

Болванщик широко открыл глаза, но не нашелся, что ответить.*

*Здесь и далее пер. Н.М. Демуровой.

При всей кажущейся традиционности его образ, равно как и образ Алисы, трактован Рэкхемом достаточно оригинально. Первое, на что обращает внимание зритель, разглядывая персонажа, разумеется, серая шляпа-цилиндр с ярлыком «The Latest 8/11».

Подобная карточка присутствует и на головном уборе героя в иллюстрациях Тенниела. Там на ярлычке можно прочесть надпись «In this style 10/6», что буквально означает цену за шляпу «в этом стиле» – 10 шиллингов и 6 пенсов. Рэкхем оценил мастерство своего Болванщика чуть ниже. Его цилиндр предлагается приобрести за 8 пенсов и 11 шиллингов. Но это «последнее предложение!».

Затем мы рассматриваем голубой шейный платок в белый горошек, крупный, напоминающий птичий клюв, нос и гротескно-тонкие руки с длинными пальцами.

Последние две указанные черты сближают образ Шляпника с образами мистических человекообразных деревьев, характерных для иллюстраций Рэкхема ко многим литературным произведениям, в частности, к сказке К. Грэма «Ветер в ивах».

Правой рукой Болванщик опирается о стол, левой как бы указывает зрителю на Алису, подтверждая ее значимость в качестве главной героини и одновременно приглашая ее к беседе.

«– Бедная Соня, – подумала Алиса. – Как ей, наверно, неудобно!  Впрочем, она спит – значит, ей все равно».

В дальнем левом углу стола, между Алисой и Болванщиком изображены Мартовский заяц и Соня, причем последняя практически скопирована с иллюстрации Тенниела: при сравнении так же видна только крупная, чуть вытянутая опущенная голова с косыми черточками глаз, округлые уши – разве что Сони Рэкхема и Тенниела расположены зеркально относительно друг друга.

Внизу справа – подпись художника на стилизованном свитке. Фоном сцены служит угол низкого домика с окном под соломенной крышей, уходящий вдаль размытый пейзаж за забором и дерево прямо за креслом Алисы, протянувшее к нам над головами персонажей ветку с редкими листьями.

Этот прием вкупе с диагональной композицией – смысловой центр сдвинут относительно геометрического правее и выше – позволяет художнику зрительно углубить и объединить пространство, добиться эффекта «композиции-воронки», увлечь зрителя в иллюзорный мир.

Здесь Рэкхем, как и в подавляющем большинстве своих иллюстраций, не боится срезать предметы границами изобразительного поля. Так, за его пределами остается крона дерева, большая часть дома, пустые стулья и ближний к зрителю край стола.

Все это придает иллюстрации динамичность, долю спонтанности, как если бы сцена была запечатлена фотоаппаратом. Таким образом, зритель становится сопричастным происходящему и может в любой момент присоединиться к чаепитию.

Колорит иллюстрации весьма сдержан. Используя приглушенные матовые полутона – в основном серебристые и охристые оттенки – художник погружает зрителя в призрачную атмосферу полусна.

Бледный рассеянный свет, не имеющий единого источника, заполняет пространство так, что предметы не отбрасывают теней. Исключение составляет Алиса – на ее лице с нежным румянцем и на шее заметно слабое использование светотени.

Однако в общем Рэкхем графически подошел к лепке объемов, огромное внимание уделив линии как таковой.

Линия, на которой основано все искусство эпохи модерна, выходит здесь на первый план. Виртуозно владея ею, Рэкхем деликатно прорабатывает каждую деталь – рисунок коры дерева, листьев, складки кожи, мелкую замостку брусчатки. Он аккуратно меняет точку зрения на знакомую сцену, ненавязчиво заставляя читателя остановиться и неторопливо разглядеть иллюстрацию.

Работа Рэкхема удивительно гармонична как в композиционном плане, так и в отношении колорита. Персонажи, несмотря на всю их фантастичность, естественны, легко взаимодействуют друг с другом.

Алиса, безусловно, представленная художником как идеал не только ребенка, но и женской красоты по представлениям англичан эпохи модерна, кажется еще выразительнее по контрасту с грубым сучковатым деревом за ее спиной, Болванщиком, Мартовским зайцем и Соней, чьи пропорции намеренно сильно искажены.

Вышедшие изначально ограниченным тиражом в 1130 экземпляров, книги «Алисы в Стране чудес» с иллюстрациями Рэкхема быстро завоевали любовь читателей благодаря умелому сочетанию художником устоявшихся принципов и новейших приемов графики на тот период.

Иллюстрации Артура Рэкхема, порой пугающие таинственными, мрачноватыми образами, обращающиеся к подсознанию и насыщенные символикой, которую каждому зрителю хочется разгадать и трактовать по-своему, тем не менее, выполнены с большой любовью к ребенку.

Об этом свидетельствует хотя бы то, как удивительно изящно и трогательно Рэкхем изображает детей, в том числе Алису из Страны чудес, и необыкновенная популярность его работ, прошедшая проверку временем, о чем говорят многочисленные переиздания проиллюстрированных им книг в наши дни.

Взгляд Сальвадора Дали. Влияние теории психоанализа

Вплотную к искусству книжной графики Сальвадор Дали подошел 1934 году, познакомившись с известным коллекционером Пьером Аржилле.

В 1959 году именно по его заказу художник выполнил первую серию иллюстраций для совместного издания.

Через три года был заключен контракт, давший начало плодотворному сотрудничеству, продлившемуся до 1974 года, в результате которого свет увидели более двухсот офортов.

Именно Аржилле занимался продажей графических работ Дали, заключением контрактов с крупнейшими издательствами Европы и США. Благодаря его участию в 1969

Источник: https://concepture.club/post/rubrika_2021/vizualizacija-sjuzheta-alisy

Безумное чаепитие

Безумное чаепитие

Происшествие оказалось настолько многогранным, что противоборствующих лагерей возникло не два, как это обычно бывает, а гораздо больше.

Одних достали поборы в школах, других — те, кто в них не участвует, третьи ополчились против алчных родительских комитетов, только и думающих, как бы нажиться на других.

Особняком стоят морализаторы, винящие во всем бездуховность общества потребления, все эти пышные праздники, дорогие подарки и чаепития, вместо того чтобы сделать бумажные гирлянды и бесплатно почитать друг другу стишки. Кто прав? Да все понемножку.

То, что выгнавшие школьницу тетки из родительского комитета поступили отвратительно, отыгравшись на ребенке за «грехи» матери, сомнений не вызывает. Дискуссионным оказался другой вопрос: правильно ли поступила мать, отправив чадо на неоплаченный ею праздник?

«Нет денег — сиди дома, никто не обязан платить за твоего ребенка», — откровенно заявляют некоторые.

На первый взгляд, такая позиция кажется возмутительной: неужели капитализм полностью захватил сферу человеческих отношений, а братство и взаимопомощь остались в прошлом веке? Но, похоже, каждый родитель судит подобные ситуации исходя из личного опыта, в зависимости от того, приходилось ли ему оказываться по ту или другую сторону баррикад.

— Какие изверги, ребенку конфетку пожалели! — негодует одна из родительниц. — Небось не обеднели бы. В этих школах вечные поборы, я тоже обычно не тороплюсь в них участвовать. На все денег не напасешься.

— Самые активные халявщики обычно не малоимущие, а просто хитрые, — парирует другая. — У нас в классе есть такая принципиальная семейка — ни на что не сдают ни копейки и гордятся этим. Их отец однажды так и заявил: «Пусть лохи платят, а я не буду». Вот кого они из детей воспитают? Таких же любителей поживиться за чужой счет.

Оброк или барщина?

Пару лет назад наша газета писала о том, что в давлекановских школах с родителей принципиально не берут ни копейки, зато они вместе с детьми массово участвуют в общественно полезном труде на благо школ. Похвальная инициатива, но при желании есть к чему придраться.

— Заменили оброк барщиной,— съехидничал, прочитав об этом, знакомый папа двух школьников. — В СССР это тоже было: дети и родители сами ремонтировали классы, благоустраивали территорию, мыли окна… Словом, те же поборы, только не деньгами, а рабочей силой и временем. А ведь занятым людям часто удобнее и проще откупиться деньгами.

Школьные поборы давно стали притчей во языцех — их неутомимо разоблачают и пресекают на всех уровнях, на них модно жаловаться друг другу и в прокуратуру, о них бесконечно говорят и пишут.

Неудивительно, что многие заранее «подогретые» родители не успеют привести в школу своих первоклашек, а уже воинственно настроены: «Ну-ка, где тут эти ваши поборы, сейчас я с ними разберусь.

Ни копейки с меня не получите!» В результате порой доходит до абсурда: любую ситуацию, когда предлагается скинуться деньгами — на тетради, на подарки и поездки для детей, на платный кружок или те же конфеты к выпускному чаепитию — обязательно кто-нибудь сочтет тем самым школьным побором, с которым нужно активно и самоотверженно сражаться:

— У нас в стране среднее образование бесплатное. Форму и портфель я ребенку, так и быть, куплю, а на все остальное школам из бюджета немалые деньги выделяются.

Все так, но не мешало бы все-таки различать, на что собирает деньги школа, а на что — сами родители. В ситуации всеобщего пристального внимания к поборам школьная администрация сегодня чаще всего опасается быть причастной к каким-либо собираемым средствам и демонстративно держится в стороне.

Например, некоторые классные руководители даже покидают родительское собрание, когда начинаются обсуждения «на что нынче надо скинуться», подчеркивая, что отношения к этому не имеют.

Львиная же доля денежных сборов сегодня инициируется именно родителями в лице и под чутким руководством родительского комитета — подарки детям и учителям, праздники и мероприятия, необязательные учебные пособия.

Например, наш класс недавно покупал всем желающим дополнительные рабочие тетради, а кто не захотел — просто распечатывает задания из интернета. Но главным камнем преткновения обычно оказываются подарки и праздники. Обделить ими ребенка большинству взрослых представляется жестоким — это ж не какая-то там рабочая тетрадь по математике!

Ярмарка тщеславия

— В родительский комитет обычно пробиваются дамочки, не обремененные работой и материальными проблемами, — уверяет меня все тот же папа двух школьников.

— И давай соревноваться в своих тщеславных фантазиях: то евроремонт в классе необходимо сделать, то на какой-нибудь новомодный проектор или ионизатор воздуха скинуться, то праздник устроить с лимузинами и клоунами.

А сколько при всех этих сборах к их рукам денег прилипает — мало кто следит!

Такое мнение, конечно, многим кажется обидным и несправедливым: для работы в родкоме необходимо не только свободное время, но и бесконечное терпение и неконфликтность. Попробуйте-ка одновременно объяснить одной разгневанной маме, почему новогодние подарки куплены такие дорогие, а другой — почему такие дешевые.

Или уговорить родителей помочь в организации мероприятия, постоянно выслушивая в ответ: «Вы родком — вы и делайте, да смотрите, чтобы в тысячу рублей на класс уложились и всем понравилось».

Во всяком случае, в классе моей дочери желающих взять на себя эту почетную обязанность в начале очередного учебного года не нашлось совсем, и пришлось долго уговаривать то одну, то другую маму, обещая всячески помогать и не критиковать.

— Раньше все школьные праздники устраивались своими силами, без обдираловки родителей, — вспоминает пенсионерка Арина Михайловна.— Читали стихи, готовили творческие номера, печенье к чаю сами пекли. А сейчас что? Только деньгами и соревнуются: кто дороже праздник устроит или лучше подарок учителю подарит. Ярмарка тщеславия!

С одной стороны, она права: чересчур пышные празднества для детских коллективов нынче в моде.

С другой — после происшествия с выгнанной из-за стола школьницей многие уже готовы и простое классное чаепитие объявить «ярмаркой тщеславия», мероприятием, организованным ради родительских амбиций.

Недавно появилась информация, что администрация той школы поступила проще некуда — запретила чаепития вообще. Что ж, тоже выход.

В то же время из сочувствия к обиженной второкласснице инициативная группа организовала для нее большой праздник с аттракционами и подарками, и даже попросила любимого певца девочки записать видеообращение к ней. То есть сыграли в ту же игру, продемонстрировав, что можно устроить праздник еще круче, еще дороже. Интересно, какой же воспитательный момент для детей и взрослых в этом заложен?

В республике существует Башкирское общественное движение «Нет поборам». У них есть группа в «ВКонтакте», куда можно пожаловаться на такие случаи, обсудить их и получить советы

Источник: https://resbash.ru/articles/obrazovanie/Bezumnoe-chaepitie-35841/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.