Безопасность детей в походе

Содержание

Инструктаж по технике безопасности в походе (пример)

Безопасность детей в походе

Костерев Н.А., Самохина Т.А. / 06 июля 2009 / 426

1.1. К туристским походам, экскурсиям, экспедициям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.2. При проведении туристского похода, экскурсии, экспедиции соблюдать требования «Инструкции по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования», утвержденной приказом МКО № 707 от 25.09.2001 г.

1.3. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций необходимо учитывать возможное воздействие на участников следующих опасных факторов:

  • потертости ног при неправильном подборе обуви;
  • травмы и раны при неправильном использовании острых и режущих предметов, огня и кипятка;
  • заражение желудочно-кишечными заболеваниями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;
  • самовольное оставление участниками места расположения группы.

1.4. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиции в группе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов.

1.5. При несчастном случае, признаках заболевания участник обязан немедленно сообщить об этом руководителю.

1.6. Все походы, экскурсии, экспедиции проводить по приказу директора школы, учреждения дополнительного образования.  Согласовать возможность прохождения дальних и многодневных туристских походов и экспедиций с маршрутно-квалифицированной комиссией (МКК).

1.7. Продолжительность и протяженность походов, график прохождения, естественные препятствия должны соответствовать возрастным возможностям участников и подготовке группы.

2. Требования безопасности перед проведением туристского похода, экскурсии, экспедиции:

2.1. Участник должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и представить руководителю справку о состоянии здоровья.

2.2. Участник должен выходить на маршрут в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

2.3. При разработке маршрута туристского похода, экспедиции предусмотреть запасные и аварийные варианты маршрута.

2.4. При закупке продуктов питания, медикаментов проверять срок их хранения.

2.5. При изменении состава группы, маршрута руководитель должен сообщить об изменениях администрации образовательного учреждения, маршрутно-квалификационной комиссии, поисково-спасательной службе.

2.6. При проведении туристского похода, экспедиции в районе, где действует поисково-спасательная служба (ПСС), руководитель группы обязан сообщить о своем маршруте подразделению ПСС, после окончания – снять группу с контроля.

3. Требования безопасности во время проведения туристского похода, экскурсии, экспедиции:

3.1. При совершении дальних походов, экскурсий, экспедиций руководитель группы обязан сообщить телеграммой в школу, учреждение дополнительного образования о начале и окончании маршрута, о состоянии группы, изменении маршрута, сроков, состава и т.п.

3.2. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций руководитель обеспечивает безопасность в транспорте, при прохождении маршрута, во время бивачных работ.

3.3. При движении по маршруту назначать замыкающего группы, проверять наличие участников группы.

3.4. Руководитель группы обязан контролировать работу учащихся с колющими и режущими предметами, с бензиновыми и газовыми приборами.

3.5. Строго соблюдать правила организации купания в походе.

3.6. Запрещается усложнение заявленного в МКК и согласованного с ПСС маршрута.

3.7. В случае резкого ухудшения погодных условий, физического состояния участников и т.п. принять меры к обеспечению безопасности и здоровья детей вплоть до прекращения маршрута, обеспечения выезда группы в населенный пункт.

3.8. В случае опоздания группы из похода к назначенному сроку руководитель группы обязан предупредить родителей об опоздании.

3.9. При получении травмы, заболевания оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в медицинское учреждение и сообщить об этом администрации школы, учреждения дополнительного образования.

Инструктаж участников правилам безопасности в туристском походе, экспедиции

Соблюдение правил безопасности – первое и главное требование к участнику похода, экспедиции.

Каждый участник ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности:

1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.

2. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки.

4. Во время переезда по железной дороге:

  • при приближении поезда не стоять у края платформы;
  • на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться, в тамбурах не стоять;
  • выходить из вагона только с разрешения руководителя;
  • садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

5. Строго соблюдать правила дорожного движения:

  • при движении вдоль дороги из строя не выходить;
  • идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;
  • при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.

6. При движении находиться в составе группы.

7. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.

8. При необходимости длительной остановки – замыкающий обязан остановить всю группу.

9. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.

10. Потертости ног не допускать, о возникновении потертостей немедленно докладывать руководителю.

11. О малейших признаках заболеваний немедленно докладывать руководителю.

12. Строго соблюдать питьевой режим.

13. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии.

14. Во время купания не нырять с мостков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время.

15. Свечи и спички в палатке без разрешения руководителя не зажигать.

16. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить.

17. На деревья без разрешения руководителя не залезать.

18. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

19. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять.

20. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте.

21. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело.

22. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер.

23. В местах бывших военных действий боеприпасы и оружие не собирать.

24. При обнаружении оружия и боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах необходимо сообщить в местные органы власти, милиции, военкоматы.

Костерев Н.А., Самохина Т.А.

Документы

Источник: https://strannik.kg/documents/the-safety-instructions-in-the-campaign

Как подготовить детей к походу? Безопасное поведение в природной среде

Безопасность детей в походе

Обучение проводится на уроках ОБЖ, однако в идеале это должно быть комплексное образование, при поддержке преподавателей физкультуры, биологии и других учителей.

Также можно обратится за помощью к станциям и центрам юных туристов, организовывать на базе школы совместные кружки с домами творчества. В школе можно попрактиковать с учениками упражнение «Лабиринт» с движением по схеме и преодолением препятствий.

Сам лабиринт выстраивается в спортивном зале, на спортивной площадке или в него превращается вся школа.

Основные этапы обучения поведению в природной среде

  1. Знания, умения, навыки поведения в природной среде в нормальных условиях

    1. Организация движения на маршруте: планирование маршрута похода, подготовка одежды и снаряжения, передвижение в составе группы, преодоление естественных препятствий, ориентирование на местности.

    2. Организация туристского быта: укладка рюкзака, установка палатки, разведение и поддерживание костра, приготовление пищи на костре.

    3. Оказание первой помощи пострадавшему.

  2. Знания, умения, навыки поведения в природной среде в экстремальных условиях

    1. Организация движения на маршруте: определение направления выхода, преодоление естественных препятствий без специального снаряжения.

    2. Ориентирование на местности: определение сторон света, ориентирование по местным предметам и признакам, сохранение направления движения.

    3. Организация туристского быта: изготовление укрытий, добывание и сохранение огня, поиск и добыча питания.

    4. Оказание первой помощи пострадавшему.

Поведение в походе

Рассмотрим подробнее, как данные темы внедряются в практику. Есть документ, своеобразное методическое пособие по подготовке мероприятия-похода: Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г.

№ 293 «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации».

В нем прописаны основные действия, связанные с времяпровождением на природе.

Итак, начнем с подготовки. Дети могут выбрать обычную одежду, в которой они гуляют на улице. Обувь должна быть удобной (лучше рифленой, чтобы исключить скольжение). Нехитрый набор снаряжения: палатки, спальные мешки, костровые принадлежности и принадлежности для приготовления пищи. Учиться ставить палатки лучше на простых «домиках».

Непосредственно в походе педагог должен следить, чтобы группа шла не очень быстро, выдерживая темп самого слабого участника (его ставят вторым, после направляющего ученика, ведущего группу по маршруту). Замыкающий ученик контролирует, чтобы никто не отстал. В случае необходимости замыкающий тормозит группу и предупреждает руководителя, что нужно сделать остановку.

Для походов выходного дня, как правило, не предусмотрены сложные препятствия. Возможно преодоление склонов, подъемов, мелких бродов. Главное для школьников — научиться ориентироваться по маршруту. Направляющий должен соблюдать направление, сличать карту и местность по характерным признакам.

Второй ключевой момент: дисциплина. Важно объяснить ученикам, что залогом успешного похода является подчинение своих интересов интересам группы.

Так туризм позволяет наглядно продемонстрировать, насколько благополучие всего коллектива зависит от поведения его участников, воспитать чувство ответственности.

Чтобы дети не уставали в походах, нужно делать регулярные привалы. Мнения педагогов по поводу графика расходятся: кто-то строго ориентируется на интервалы в 40-45 минут, кто-то — на наличие удобного места для отдыха. Что касается приготовления пищи, то в однодневном походе возможен простой вариант: взять еду из дома (чай в термосе, бутерброды).

Однако даже в однодневном походе можно организовать туристский обед по всем правилам, с крупами, тушенкой и сгущенкой. Конечно, поначалу приготовление пищи дается детям нелегко, ведь большинство не готовят дома. Однако со временем ученики получают нужные умения, усиленно стараясь сделать вкусный обед для себя и других участников группы.

Здесь важно, чтобы педагог не делал все за детей, дал им возможность научиться.

Переходим к изучению действий в экстремальных ситуациях. Первоочередная задача в сложных непредвиденных обстоятельствах: выйти к ближайшему населенному пункту. Однако возможны ситуации, когда есть тяжелобольные или когда участники не знают, куда им выходить — тогда группа остается на месте.

При движении в направлении выхода группе приходится преодолевать естественные препятствия, ориентироваться по сторонам света и окружающим предметам, вести сложный быт. В некоторых книгах встречаются мифы, сбивающие с толку: например, что стороны света можно определить по кроне деревьев. Важно давать детям только достоверную информацию.

Также необходимо донести до детей, что нахождение в экстремальной ситуации — это очень тяжело, поэтому лучше в нее не попадать.

Ошибки, которые приводят к экстремальным ситуациям

Существуют три группы причин экстремальных ситуаций: ошибки руководителя, ошибки участников группы, природные факторы/несчастные случаи.

Причины возникновения экстремальных ситуаций по вине руководителя

  1. Недостаточное изучение района и маршрута похода, тактически неграмотное построение маршрута.

  2. Слабый контроль за медицинским обследованием участников, их физической и технической подготовкой, психологическим состоянием.

  3. Включение в группы участников с недостаточным опытом, изменение состава группы.

  4. Слабая материально-техническая подготовка.

  5. Разделение группы без четких указаний действий.

  6. Изменение маршрута в сторону усложнения.

  7. Неверные и нечеткие действия по руководству прохождением сложных участков.

  8. Отсутствие контроля за ориентированием на маршруте.

  9. Неверная организация движения на маршруте.

Причины возникновения экстремальных ситуаций по вине участников группы

  1. Отсутствие дисциплины.

  2. Недостаточная физическая, техническая и психологическая подготовка.

  3. Самостоятельное выполнение приемов, без контроля руководителя.

  4. Конфликт с другими участниками группы.

  5. Слабые морально-волевые качества.

  6. Неумение оказания первой помощи пострадавшему.

Природные факторы и несчастные случаи

  1. Резкие изменения погоды.

  2. Камнепады, лавины, сели.

  3. Заболевая и травмы участников.

  4. Потеря или поломка снаряжения.

  5. Утрата продуктов.

Чтобы дети справились с самыми сложными ситуациями, нужно обсуждать с ними факторы выживания на природе. Данных факторов много, они объединяются в следующие группы: природно-средовые, экологические, антропологические, материально-технические, стрессоры, физическое состояние, психическое состояние и аварийный запас. Огромную роль, конечно, играют воля к жизни и практика.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/gotovimsya-k-letu-bezopasnoe-povedenie-v-prirodnoy-srede/

Безопасность детей в туристическом походе

Безопасность детей в походе

Рано или поздно, человек, который любит ходить в походы, решает взять с собой ребенка в лес. Но если вы приняли такое решение, то должны знать какие опасности могут подстерегать ребенка во время похода и как их избежать. В данной статье я вам расскажу о безопасности детей в туристическом походе.

Основные моменты

Первым делом, необходимо знать, что если вы берете с собой в поход ребенка, то должны иметь большой опыт походов без детей. Если опыта у вас недостаточно, то нельзя брать с собой ребенка, а лучше пойти с группой, которая имеет опыт в таком деле и уже много раз была в походе с детьми.

Если вы самостоятельно идете с детьми, то помните, что на вас двойная ответственность — за себя и за детей!

Прежде всего вам необходимо знать, что дети должны быть заняты все время пребывания в походе. Если детям скучно, они начинают искать чем заняться и часто это приводит к печальным последствиям. Детям постоянно нужно внимание, поэтому желательно чтобы с вами в походе был человек, который будет все время уделять внимание детям.

Такой человек должен все время развлекать детей разговорами, показывать и объяснять различные моменты, которые относятся к вашему походу. Например, вместе с ними участвовать в сборке хвороста, ягод и помощи в установке палаток. Лучше заранее придумать игры и развлечения для детей во время привала.

Снаряжение

При совместном походе с детьми, взрослый человек несет свои вещи и вещи детей. Поэтому нужно учесть, что рюкзак будет тяжелее, чем обычно.

Одежда и обувь у детей должны быть хорошей и качественной, а главное удобной. Лучше всего ребенка одеть в штаны и одежду с длинными рукавами, даже если погода теплая.

Иначе вам придется постоянно останавливаться после каждой царапины от ветки дерева или кустарника. Кроме этого, одежда детей должна быть яркого оранжевого, красного или желтого цвета.

Это позволит в экстренной ситуации быстрее обнаружить ребенка. Обувь должна быть закрытой и на жесткой подошве.

На привале и разбивке лагеря необходимо пристально следить за детьми. Топоры, ножи и прочие острые предметы держать в чехле и не на видном для детей месте. При валке сухостоя или рубке дров, нужно держать детей на безопасном расстоянии.

Аптечка

Как и с другим снаряжением, размер аптечки будет больше, так как кроме основного набора сюда будут входить медикаменты и на детей. Причем, если основной набор в аптечке рассчитан на группу, то часть для детей берется индивидуально на вашего ребенка, учитывая его особенности.

Необходимо взять средства для обработки укусов, ушибов и царапин. Пригодятся средства от насекомых и солнечных ожогов. Еще нужно взять больше активированного угля и средства для улучшения пищеварения и проблемам с желудком. Эти медикаменты брать в расчете использования на все время похода.

При разжигании костра

Еще до начала похода необходимо объяснить детям что можно делать, а что нельзя. Причем, объясняя надо приводить аргументы, почему этого нельзя делать. Особое внимание нужно обратить на обращение детей с огнем.

Ребенок должен участвовать в сборе хвороста для костра, а также помогать разжигать его и подкидывать собранный хворост в костер. Но с момента как огонь разгорится следует очень внимательно следить за детьми. Запретить вынимать ветки из костра, ковырять палками в нем и затем размахивать палкой с горящим концом. Так как это может привести к пожару или нанести вред другому участнику похода.

Также следует запретить детям самим снимать и ставить котелок или чайник на костер. А взрослые должны регулярно проверять крепления и устойчивость предметов при готовке еды. Более взрослым детям можно разрешить наливать самостоятельно чай, но только в специальных костровых рукавицах.

Ягоды и грибы

Во время сбора ягод и грибов смотреть за детьми надо очень внимательно. Ведь даже если им объяснить про несъедобные грибы и ягоды, они могут украдкой попробовать ядовитую ягоду. Во время сбора, детям необходимо рассказывать и показывать какие грибы и ягоды можно собирать, а какие нельзя.

Возле водоема

Во время стоянки на берегу водоема также необходимо следить за детьми. Тут их поджидает много опасностей, на которые с первого взгляда не обращаешь внимания. Основное это обрывистый берег или камни, с которых можно упасть в воду споткнувшись или подскользнувшись.

Если дети увлеклись бросанием камушков в воду, то им надо объяснить, чтобы не кидали камни, если на их пути кто-то есть, пусть даже и наклонился чтобы подобрать что-то. Ведь во время кидания, тот человек может встать и тогда камень попадет в него.

Да и вообще, всегда возле водоема, детей надо держать в поле зрения и не давать им баловаться возле воды. На этом все, удачного вам отдыха вместе с детьми!

Спасибо за внимание, если вам понравилось поделитесь этой статьей с друзьями в социальной сети. Вам не трудно, а мне очень приятно. И это будет хорошей мотивацией писать дальше для вас.

Это может быть вам интересно:

Источник: http://survival-zone.ru/bezopasnost-detej-v-turisticheskom-pohode/

Инструкция по безопасности в походе на ПоискПути

Безопасность детей в походе

Принимая решение отправиться навстречу новым горизонтам, необходимо убедиться в том, что безопасность в походе полностью соблюдена и все члены группы проинструктированы о правилах поведения.

Основные нормы и правила

Прежде всего, стоит отметить, что залогом безопасности в походе является безоговорочное следование ряду правил. Одним из ключевых требований является наличие лидера (инструктора или проводника).

Ознакомление с маршрутом и изучение потенциальных опасностей тура

Любой туристический маршрут может таить в себе опасность. Практический любой поход содержит сложные по проходимости участки или возможности встречи, например, с дикими животными, опасностями в виде камнепада, разлива реки и т.п.

Условно можно выделить 2 фактора:

  • Окружающая среда: животные, растения, насекомые, рельеф или природные явления.
  • Человеческий фактор: травматизм из-за невнимательности или недостаточной физической подготовки.

Для того чтобы обеспечить максимальную безопасность, при организации похода необходимо:

  • детально продумать маршрут и изучить пункты остановок, отдыха;
  • собрать как можно больше информации о климате, рельефе, жителях рассматриваемой местности (традициях, обычаях и законах);
  • изучить ранее существовавшие природные катастрофы или явления, способные навредить участникам тура, а также оценить вероятность их повторения;
  • подготовить список всех необходимых вещей и оборудования, предоставить участникам копию данного документа;
  • провести инструктаж по технике безопасности, учитывающий как общие положения, так и описание особенностей местности проведения мероприятия;
  • удостовериться в знании путешественниками перечня требований к туристу во время похода;
  • заранее обсудить с участниками план маршрута и прочие моменты, требующие всеобщего участия или осведомленности.

Физическая подготовка

Наряду с «капризами» природы и непредвиденными встречами с представителями животного мира, довольно часто безопасность в походе зависит от самого путешественника.

 Например, во время похода очень важны физические навыки, а также отсутствие острых и хронических заболеваний.

В силу состояния здоровья, необходимости постоянного контроля и употребления лекарственных средств, участие в туре или пребывание на территории определенного объекта будет затруднено.

Независимо от того, какой тур вы выберете (пеший, конный, водный или лыжный), он требует определенной подготовки. Наличие физической и теоретической подготовки, наряду с опытом участия в подобных мероприятиях, существенно снижает риск травматизма.

Перед тем, как принять решение об участии в походе повышенной сложности, рекомендуется заранее позаботиться о физической нагрузке и приобретении определенных навыков и умений. В качестве приобретения опыта можно рассмотреть:

  1. Туристические туры выходного дня: 1-2 дневные несложные маршруты в той или иной области активного отдыха, позволяющие выработать необходимые навыки.
  2. Занятия на тренажерах: приобретение физической формы, тренировка выносливости и быстрого реагирования на смену ситуаций.

Что взять с собой?

Очень часто меры безопасности при походе могут ограничиться правильным сбором рюкзака:

  1. Предметы гигиены и вещи, подобранные под погодные условия. Даже если регион жаркий, с собой всегда должна быть пара теплых вещей.
  2. Наличие аптечки, необходимых средств для оказания первой помощи, индивидуальных лекарств при наличии заболеваний.
  3. Продукты питания и питьевая вода.
  4. Карта (бумажный вариант или на девайсе, который вы взяли с собой), компас.
  5. Деньги, документы и средства связи.
  6. Походное снаряжение: посуда, спальники, палатки, инструмент для оборудования палаточного городка и прочее.

При выборе одежды нужно исключите темные цвета, воздухонепроницаемые, непрочные вещи. Помимо прочего, одежда должна быть закрытого типа, иметь светоотражающие элементы. Обувь должна быть закрытой, с просторной и растоптанной колодкой и ровной подошвой.

Весь инструмент необходимо хранить в специальных чехлах или мешках, на ночь принято укладывать под палатку у выхода, чтобы иметь возможность быстро использовать их в непредвиденных случаях.

Осознанность

Подойдите ответственно к процессу подготовки, сбору вещей и собственному поведению во время следования по маршруту.

Обратите внимание на свод правил безопасности в походе:

  1. Отсутствие веществ, которые способны вызвать интоксикацию организма (сигареты, наркотики и алкоголь).
  2. Повышенная дисциплина и выполнение всех требований руководителя группы.
  3. Избегать конфликтных ситуаций с другими участниками экспедиции.
  4. Просчитывать вероятность получения травмы: не подходить к обрывам, не трогать, тем более не есть, неизвестные виды растений, не ловить животных. Если вы решили совершить действие или отступление от тропы, не предусмотренное планом путешествия – сообщите о своем намерении руководителю группы.
  5. Всегда иметь при себе карту, компас, еду и воду. Если по пути следования предусмотрены источники питьевой воды, необходимо взять специальную тару.
  6. Иметь при себе защитные средства: очки от солнца, головные уборы, перчатки, а также средства, отпугивающие комаров, аптечку, полностью укомплектованную для оказания первой помощи пострадавшему.
  7. Предупреждать об опасности в том случае, если вы заметили ее раньше инструктора или раньше идущего рядом человека. К примеру, если вы спускаетесь со склона вниз и у вас из-под ног сорвался камень, громко и четко сообщите об этом, если нужно, то проговорите несколько раз.
  8. Не оставлять людей в беде. Речь идет, как о собственном желании отстать от группы, так и оставлении другого участника позади.
  9. При необходимости составить и соблюдать дополненный список правил заранее запланированного мероприятия.

Особые требования

Стоит отметить тот факт, что разные виды туристических маршрутов имеют индивидуальные особенности, требуют от участников повышенного внимания и выполнения особых условий для соблюдения техники безопасности. Максимальный интервал между участниками группы должен составлять не более 10 м.

Движение в походе должно проходить исключительно в дневное время, начинаться ранним утром и завершаться за несколько часов до наступления темноты, чтобы успеть устроиться на ночлег.

Через 30 минут после выхода осуществляется вынужденная остановка для проверки снаряжения, транспортных средств, удобства одежды и прочих факторов, влияющих на комфорт и безопасность туристов.

Пешие туры

Движение осуществляется строем с соблюдением техники безопасности на местности, по которой проложен маршрут. При появлении сильного ветра, метели или бури, лучшим решением будет привал в лесу, овраге или под склоном.

В зимнее время для согревания необходимо совершать широкие махи руками или ногами. Чтобы избежать обморожения открытых участков тела, наносите на них вазелин.

Перед нанесением убедитесь в том, чтобы кожный покров был чистым и сухим.

При разведении костра необходимо подобрать правильное место, которое не станет в будущем причиной пожара. Обычно выбирают каменистые или песчаные берега водоемов, большие поляны с зеленой травой, склоны сопок без растительности. Близость воды – обязательное условие.

Для пользования костром необходимо заранее позаботиться о таких вещах, как:

  • спички (хранятся в полиэтиленовом пакете, во избежание намокания) и сухое горючее, более известное среди туристов как «сухой спирт»;
  • посуда из неплавящихся материалов;
  • толстые костровые тросы;
  • специальные перчатки для избегания ожогов.

Обратите особое внимание на выбор растений, которые можно использовать в качестве еды. Не стоит употреблять ягоды, грибы, если не уверены в их безопасности.

Участие детей

Каждый маршрут разрабатывается под определенную возрастную группу людей. Для участия с ребенком рекомендуется остановить выбор на турах, разработанных для детских групп, либо воспользоваться услугами опытного проводника, который возьмет на себя заботу о прохождении маршрута, в то время как ваше внимание будет занято детьми.

Залогом сохранности здоровья детей и подростков является бдительность взрослых и вовремя проведенный инструктаж по правилам поведения в походе. Кроме того, желая обеспечить в походе безопасность для детей, позаботьтесь заранее об организации досуга.

В силу возраста дети быстро устают от однообразной деятельности, им надо дать возможность сменить роль – если долго шли, то посидеть и поиграть в игры, если сплавлялись по реке – то наоборот дать набегаться вдоволь. Дети, наравне со взрослыми, должны помогать в общественном труде (поставить палатку, подготовить место для костра и т.п.

, в зависимости от возраста и возможностей), что требует от взрослых особой бдительности и соблюдения мер предосторожности.

Водные туры

Безопасность водных походов разделяется на две подгруппы требований:

  1. Действия на суше. Включают в себя:
  • правила погружения в судно или байдарку;
  • нормы поведения во время привалов.

Во время сплава на туриста должны быть: каска, обувь и спасательный жилет. Жилет должен прочно прилегать к телу.

  1. Действия во время движения по воде. Требования:
  • соблюдение дисциплины;
  • знание правил подачи сигналов и использования передвижного средства;
  • соблюдение правил поведения во время «аварии».

Запрещено осуществлять движение без предварительной разведки по суше. Все необходимые вещи упаковывают в водонепроницаемые мешки и привязывают к последнему судну, на котором в обязательном порядке должно содержаться:

  • все необходимое для оказания первой помощи;
  • ремонтный набор.

При попадании в воду необходимо держаться за плавательное средство, а в случае переворота – буксировать его к берегу. Запрещено вставать на ноги в момент движения, перемещаться по судну или вытягивать его на берег в момент полной загрузки. Если речь идет о сплавах по судоходным водоемам, движение должно быть обеспечено вне фарватера.

Велотуры

Безопасность велосипедных походов может быть обеспечена при соблюдении таких факторов, как:

  1. Знание правил дорожного движения, как общих, так и касающихся велосипедистов.
  2. Знание условных сигналов, подаваемых велосипедистами (повороты, перестановка, торможение, опасность и т.п.).
  3. Использование защитной экипировки велосипедиста (шлем, перчатки и т.д.).
  4. Исправности средства передвижения, наличие ремнабора.
  5. Общих правил нахождения в туристическом туре.

Обратите внимание! В длительные велотуры не допускаются лица, которые не достигли 14 лет, а также граждане, не владеющие техникой езды, соответствующей требованиям местности.

Скорость напрямую зависит от маршрута. Для новичков она не должна превышать 11 километров в час. После начала движения через полчаса делается привал для проверки технической способности средства передвижения. Путешествуют в турах группами от 4 человек. Расстояние между туристами во время спуска должно составлять не менее 10 м. Перед съездом с возвышенности необходимо снизить скорость.

Движение на велосипеде по шоссе

У каждого велосипедиста должен быть ремонтный набор. Основное внимание уделяется исправности транспортного средства. Убедитесь в наличии специальных подсвечивающих полос на велосипеде, а также наличии фары или фонаря:

  • белого цвета – впереди;
  • красного цвета – сзади.

Во время движения по проезжей части соблюдайте требования:

  1. Расстояние от правого края дороги составляет не менее 100 см.
  2. Группа должна передвигаться только в один ряд.
  3. Движение по обочине допустимо лишь в случае, если данное решение не создает дискомфорта или помехи пешеходам. В прочих случаях, двигаться необходимо по обозначенной части шоссе – велодорожке.
  4. При обгоне или поворотах водитель должен опираться на существующие правила ПДД. Обгонять прочих участников группы или авто допускается исключительно с левой стороны.
  5. Перевозимый груз не должен превышать габариты транспортного средства более чем на 50 см (длина или ширина).
  6. Для перевозки пассажиров должно быть предусмотрено специальное сидение.
  7. Категорически запрещено пересекать трамвайную дорогу. Также это правило распространяется на шоссе с несколькими полосами движения в одном направлении.
  8. Недопустимо совершение буксира.
  9. Нельзя петлять и нарушать существующий строй.
  10. При интенсивном движении авто в обоих направлениях и минимальной ширине полосы, движение лучше всего совершать по обочине (правой).

В случае остановки одним из членов группы, остальные немедленно должны последовать его примеру. Движение прекращается за несколько часов до наступления темноты и не осуществляется в ночное время.

В данной статье мы рассмотрели основные правила безопасности и условиях поведения во время туров активного отдыха. Надеемся, что ваше путешествие будет увлекательным и не принесет негативных воспоминаний.

Источник: https://poiskputi.ru/articles/29/bezopasnost_v_pohode.html

Техника безопасности во время школьного похода (стр. 1 из 2)

Безопасность детей в походе

Введение

В настоящее время от педагогов, в частности классных руководителей, требуется не только проведение классных часов и бесед, но и умение организовать экскурсии, походы, поездки.

Во время этих мероприятий педагог должен в первую очередь думать о безопасности детей. Проводя экскурсии и походы, учитель сталкивается с рядом трудностей.

Например, как подготовить детей, как организованно перейти дорогу и добраться до места назначения и т.д.

Также при проведении таких мероприятий могут случаться различные неприятности такого рода, как травмы (вывихи, растяжения, ушибы и т.д.). Поэтому педагог обязан владеть хотя бы элементарными знаниями о безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи.

Предварительная работа

В первую очередь необходимо получить письменное согласие родителей на участие их ребенка в походе. Также нужно донести до сведения родителей о вещах первой необходимости, которые ребенок должен взять с собой. Так как наш поход длится всего несколько часов, то набор вещей должен быть минимальным. Лучше всего, если это просто будет небольшое количество воды и еды и средство от насекомых.

Перед походом необходимо провести с детьми беседу о правилах поведения на дороге, в автобусе и в лесу. Детям нужно напомнить о форме одежды и о том, какие растения являются ядовитыми. Также желательно поговорить о правилах оказания первой медицинской помощи.

Учителю заранее необходимо найти и осмотреть место похода и привала, обдумать сценарий или план проведения экскурсии.

Проще говоря, применительно к походу с детьми учитель должен осуществить:

· Выбор правильного порядка и графика движения на маршруте

· Определение режима группы

· Безопасность в походе с детьми

· Познавательные элементы в походе

· Организация детского досуга.

Общие требования безопасности

Вредные факторы (факторы риска) в походе могут быть классифицированы следующим образом:

– травмоопасность;

– воздействие окружающей среды;

– пожароопасность;

– биологические воздействия;

– психофизиологические нагрузки.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения, предметов и тел; вследствие сложного рельефа местности; неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (тесная спортивная обувь, узкие лямки рюкзаков и. т. п.); опасных атмосферных явлений (статическое электричество, молнии, град и т. п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается:

– соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

– упреждающим информированием школьников о факторах риска; мерах по предупреждению травм и о принятии экстренных мер в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха, резкими перепадами барометрического давления.

Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:

– выбором благоприятного времени года, суток для проведения похода;

– рациональным проектированием маршрута;

– учетом погодных особенностей района;

Биологические факторы (ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).

Воздействие данных факторов риска предупреждается:

– упреждающим информированием школьников об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Правила безопасной поездки на автобусе

Экскурсионные поездки осуществляется автобусами. Однако перевозка школьников является одним из опасных моментов любого путешествия.

Необходимо соблюдать следующие определенные правила переезда:

– передвигаться лучше в дневное время;

– стараться не ездить в часы “пик” (с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 19.00);

– пропускать переполненный общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) и не пытаться в них сесть;

– в автобусе садиться как можно ближе к водителю;

– если что-то произойдет в автобусе немедленно поднять шум и сообщить об этом водителю;

– не садиться в автобусе у открытого окна;

– следить в транспортном средстве за своими вещами, поместить багаж под сиденье;

Транспортные перевозки школьников во время экскурсий, походов должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.).

Требования к учителю во время похода

Во время похода учителю необходимо:

– после посадки в автобус перед началом поездки, а также после прибытия на место назначения провести перекличку;

– держать в поле зрения всех учащихся;

– не давать ученикам разбиваться на маленькие группы и уходить вглубь леса;

– следить за тем, какие растения разглядывают и трогают ученики;

– следить за соблюдением экологических правил и норм поведения в лесу;

– при разведении костра следить за пожаробезопасностью.

В пешем походе перед началом движения группы назначаются из взрослых ведущий и замыкающий, дети идут всегда между взрослыми или вместе со взрослыми.

Нельзя позволять детям идти впереди – ребенок с нетяжелым рюкзаком (или вообще без рюкзака) иногда может легко уйти вперед от медленно идущей основной группы и можно не уследить, где он свернул и куда пошел.

Ведущий должен точно знать, когда и где он должен остановиться для очередного отдыха или выбора места стоянки. При возможности ведущий должен оглядываться, что бы видеть, как идет вся группа и при необходимости останавливаться, чтобы дождаться отстающих.

Замыкающий ни при каких обстоятельствах не должен оставлять за собой отстающих детей и взрослых, а при сильном отставании должен подать знак – крикнуть или свистнуть, чтобы впередиидущие остановились и подождали.

Так как в пешем походе в большей степени детей утомляет не сам процесс передвижения, а монотонность и однообразие этого передвижения, необходимо планировать недлительные переходы по 25-30 минут с последующими остановками на 10-15 минут для коротких перекусов, осмотров интересных мест и наблюдений природы.

Во время похода можно провести викторину по ОБЖ, чтобы пополнить знания детей и повторить пройденное.

школьный поход безопасность

Викторина «Своя игра»

«СИНИЙ РАУНД».

1. Тема: Фольклор, продолжи вторую часть пословицы и поговорки:

10- Пришла беда -…

20- Искру туши до пожара, беду …..

30- Не зная броду,

40- Перемелется … 50- Ученье-свет, а …

Тема: Сказочные вопросы.

10- О какой чрезвычайной природной ситуации рассказывается в сказке «Волшебник изумрудного города?

20 – Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас.

30 – Почему Гассан Абдурахман ибн-Хаттаб на 3733 год жизни носил только тапочки?

40- Какое событие сближает зайчика с сереньким козликом?

50- Убив целую семью – супругов и их многочисленных детей, – он спас свою семью и заслужил любовь читателей. Кто он, этот симпатичный убийца?

Тема: Животные и наблюдения:

10- О какой погоде предупреждает кошка, сворачиваясь во сне в клубок?

20- Австралийская фирма «Холден» филиал « Дженерал моторс» создало манекен животного, распространенного на Зеленом континенте, по вине которого происходит большое количество аварий.

30- На острове Ява растет цветок, королевская примула, почему ее называют « цветком землетрясения».? 40- В какую сторону пингвины вытягивают свои клювы перед бурей?

50- По наблюдениям сибиряков, этот зверек клокочет перед ненастьем. Его название произошло от этого ненастья?

Тема: Чрезвычайные ситуации природного характера в произведениях искусства.

10- Назовите картину И.К. Айвазовского, где изображено природное опасное явление?

20- На этой картине И.И. Левитана изображено опасное стихийное бедствие, которое повторяется каждой весной. Как называется картина? Что за бедствие?

30- Как называется картина К.Брюллова, где изображена опасная чрезвычайная ситуация, которая произошла в 79 году? 40- Маковский написал картину, на которой изображены дети, бегущие от этого природного явления. Как называется картина?

50- Какое произведение А.С. Пушкина посвящено крупному стихийному бедствию?

Тема: Термины:

10- Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона.

20-Отрыв и катастрофическое падение масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

30-Область сильного атмосферного возмущения с пониженным давлением в центре. 40- Прибор, который записывает движение грунта при землетрясении.

50-Как называют кубинцы вытянутые в изогнутую трубку вихри?

«КРАСНЫЙ РАУНД».

Тема: Известные люди:

20 – Метеорологи часто вспоминают имя этого английского контр- адмирала, кто он и за какие заслуги он обязан воспоминаниям о нем?

40- Создатель шкалы магнитуды землетрясений?

60- Создатель шкалы интенсивности землетрясений?

80- Кто впервые обратил внимание в 1755 году на волновые колебания тротуара и его наблюдения положили начало науке – сейсмологии. 100- Этот китаец в 132 году создал первый сейсмограф. Кто он?

Тема: Города и страны, географические точки.

20- В какой стране было самое катастрофическое землетрясение?

40- В опасный для горожан день они бегали с подушками на головах. В каком городе это происходило?

60- Где находится Международная служба предупреждения о цунами?

80- Где на земном шаре в обозримом времени не шел, не идет и никогда не пойдет дождь?

100 – В 525 году до н.э. во время песчаной бури погибло пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза. Где это происходило?

Источник: https://mirznanii.com/a/298864/tekhnika-bezopasnosti-vo-vremya-shkolnogo-pokhoda

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.