Алгоритм успеха: как запрограммировать ребенка

«Тут хочется учиться». За что воспитанники «Алгоритма успеха» любят свою школу

Алгоритм успеха: как запрограммировать ребенка

«Алгоритм успеха» – экспериментальная школа с мобильным электронным образованием: вместо бумажных книг дети занимаются по цифровым учебникам.

Малыши пользуются электронными книгами, ученикам с 5 класса выдают планшеты, а старшеклассникам –ноутбуки. Все они подключены к цифровой образовательной платформе Lecta.

Домашние задания, в том числе индивидуальные, дети получают в системе «Мобильное электронное образование» (МЭО).

«Цифровые технологии заменили нам учебники, и это очень хорошо, – рассуждает десятиклассница Настя Егорова. – В портфеле мы носим только 2–3 тетради и канцелярские принадлежности – это большой плюс для спины.

Если ты заболел, можно дома зайти в МЭО под своим логином и паролем и выполнить домашнее задание, что тоже очень удобно. Некоторые задания автоматически проверяет программа, некоторые – учитель.

Наш педагог с помощью этой системы может отслеживать динамику каждого ученика».

Всю технику и зарядные устройства к ним выдают в школе, а после занятий дети оставляют её в классе. На уроке за гаджетами ребята проводят не больше 15–20 минут, чтобы не портить глаза.

Классическая библиотека с бумажными книгами в школе тоже есть, и дети могут ими пользоваться, при этом свыше 600 экземпляров русской классической литературы, к примеру, через кваркоды всё равно можно скачать на планшет.

2. Крутое оборудование

На уроках физики, химии и биологии школьники не только сидят за партами. Частично дети осваивают программу при просмотре образовательных фильмов в 3D-лаборатории в библиотечно-информационном центре.

«Как бьётся сердце человека, как устроена молекула ДНК – картинка настолько реалистичная, что создаётся ощущение, что до всего можно дотронуться рукой. Это очень круто! – делится Настя. – Такие 3D-уроки обычно длятся 10–15 минут, но это настолько наглядно и понятно, что учителю даже не нужно что‑то ещё объяснять».

Недавно школа включилась в федеральный эксперимент и получила для библиотеки «Темо-центр» – ещё один электронный ресурс, в котором собрана информация по самым разным предметам и дисциплинам – от анатомии до геологии. Продукт полностью лицензирован. Любой ребёнок может пользоваться этой электронной энциклопедией при подготовке домашнего задания, доклада или реферата.

«Наша школа сочетает лучшие традиции советской школы, традиций воспитания и доступные сегодня инновации», – заключает директор школы Инна Тяпугина.

3. Своя обсерватория

«Алгоритм успеха», пожалуй, единственная школа в Белгородской области, которая может похвастаться собственной обсерваторией.

На крыше здания установлен астрокупол с мощным электронным телескопом, с помощью которого можно наблюдать за движением небесных тел. Доступ на крышу есть только у педагога.

В правильную погоду учитель физики и астрономии включает на ночь телескоп и записывает, к примеру, движение Луны. А утром на уроке показывает запись детям.

«Второй вариант работы в обсерватории планируем сделать летом – это будет что‑то вроде «Ночи кино» или «Ночи в музее», – делится планами директор школы.

 – Примерно с 23 часов до часа дети смогут сами наблюдать за ночным небом не в записи, а в режиме онлайн. Разумеется, только с участием родителей.

Можно долго читать книжки и смотреть картинки в интернете, но лучше один раз увидеть жизнь в ночном небе и, возможно, увлечься изучением космоса. Наша обсерватория – отличная база для будущих исследований».

Уроки астрономии идут у 10-х и 11-х классов, а с 8-го класса – как внеурочка.

4. Шведский стол

Столовая в «Алгоритме успеха» работает по системе шведский стол. Это значит, что ученики могут сами выбрать, что они хотят съесть сегодня: в мясной день, к примеру, им предложат сразу три блюда из мяса, приготовленные разными методами (варёное, тушёное, котлета). Три разных блюда – в рыбный день. И так каждый день.

«У нас божественная столовая, – считает десятиклассница Алина Золотарёва. – Я ела во многих столовых, и могу сказать, что самый вкусный борщ – у нас. А запеканки! Всё рассчитано по порциям, по калориям, мы наедаемся, но не переедаем. А ещё мне нравится, что нам хватает времени на еду – мы можем быть уверены, что всё съедим, и на урок не опоздаем».

В школе постоянно экспериментируют с меню и корректируют его с нового учебного года. Повара гордятся тем, что научили ребят есть молочные каши на завтрак и даже брокколи, к которым поначалу дети были абсолютно равнодушны.

«Мы хотим показать детям, что в мире есть масса прекрасной еды, кроме привычной пюрешки и макарон, – объясняет заведующая столовой Алина Погорелова.

 – Мы стараемся рассказать им о новых сочетаниях продуктов, которые могут казаться классическими для профессоров рецептуры, но абсолютно новыми для детей.

Например, всю зиму мы практиковали рагу с тыквой, молочную кашу с тыквой – кто‑то пробовал такое дома, кто‑то нет».

Столовая вмещает 380 детей, поэтому едят они по расписанию: пока обедают 2–5-е классы, остальные гуляют на улице. И наоборот. 40-минутная прогулка каждый день – обязательная часть школьного дня.

5. Домой – без домашки

«Алгоритм успеха» – школа полного дня. После уроков дети не расходятся по домам, а остаются здесь до самого вечера. В 8:40 у ребят зарядка, в 9:00 начинается первый урок.

Занятия идут примерно до 15 часов. После четвёртого урока на большой перемене у всех – обязательная прогулка и игры на свежем воздухе.

Как провести оставшееся время (примерно до 18:00 или на секции до 20:00), каждый ученик решает сам.

«Оставшееся время даётся на самоподготовку, выполнение домашней работы или допобразование, – описывает свой обычный день в школе девятиклассник Руслан Горбанёв.– Мы можем заниматься в спортивных секциях или поплавать в бассейне.

Я после уроков сначала делаю домашку, потом занимаюсь английским и дополнительно хожу на робототехнику. Свободного времени мне хватает.

Уже в пятницу, например, у меня остаётся свободный вечер и полностью свободные выходные, ведь домой я иду с уже выполненными уроками, и на все секции тоже сходил».

6. Спорт, бассейн и другие бонусы

Школьный спортзал настолько большой, что заниматься здесь могут одновременно два класса. Футбол, волейбол, баскетбол, гандбол – площадки трансформируются для любых игровых видов спорта.

Кому мало, могут остаться на дополнительное образование: на базе школы работают тренеры из городских и областных спортшкол по 16 видам спорта – от гимнастики до настольного тенниса.

А раз в неделю у всех школьников физкультура проходит в бассейне.

«Бесплатный бассейн в школе – это сказка и мечта, – говорит Арина Коробкина из 10 «Б». – У нас есть и сауна, где можно погреться. После уроков в пять часов я плаваю и на 15 минут иду в сауну.

А ещё у нас есть соляная комната. У меня хронический ринит, и мне показано её посещать. Это дорогостоящая процедура, но в школе я хожу туда бесплатно. До «Алгоритма успеха» я думала, что моя прежняя школа – лучшая. Но теперь знаю, что нет.

Тут правда хочется учиться».

7. Стипендии

За хорошую учёбу и внеурочные активности школьники могут получить стипендию попечительского совета. Почти как в вузе, только претендентов на выплаты дети определяют сами. От каждого класса можно выдвинуть двух кандидатов по трём номинациям – талант, спорт и учёба – всего 50 учеников (с 4-го по 10-й классы).

«В этом году класс выбрал меня, – рассказывает Лиза Шевченко из 10 «А». – Я староста в классе, занимаюсь спортивными бальными танцами.

Меня заметили и в спорте: на районных соревнованиях 4четыре норматива ГТО я сдала на золото. Ну и я – отличница, участвовала в олимпиадах по русскому языку и экологии.

Так как я в вхожу в актив, я тоже заседала на выборах, но сама за себя ать не могла».

После того, как кандидатов утвердит класс, их должен одобрить большой детский Совет, в который учителя не входят. И только потом претендентов оценит педсовет. Стипендиаты каждый месяц в течение полугода получают на карточку по 3 тыс. рублей. А выплаты по 20 тыс. рублей предусмотрены и для пяти лучших педагогов.

8. Общение на равных

«Мы не боимся подойти к учителям или директору школы по разным вопросам. Это важно», – добавляет Арина.

Дети, которые входят в актив школы, могут общаться с завучем по самым разным вопросам, предлагать свои идеи и проекты. Совет детей, Совет учителей и Совет родителей – вот треугольник, через который решают все вопросы, связанные с жизнью школы.

«А ещё у нас есть общение по скайпу с учителями, – добавляет Лиза Шевченко. – Можем позвонить им или написать через мобильную образовательную систему с ноутбука и в любой момент узнать всё, что нам нужно».

Елена Байтингер

Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/26249.html

Как научить ребёнка программировать

Алгоритм успеха: как запрограммировать ребенка

В этой статье мы расскажем родителям, как самостоятельно обучить ребёнка основам программирования. Кстати, описанные ресурсы могут помочь не только детям. Поэтому любителям курсов «Java за 3 дня» тоже не будет лишним прочитать материал.

Прежде чем начать обучение, нужно понять, что объяснить что-то ребёнку часто сложнее, чем взрослому. Как минимум нужно быть усидчивее, терпеливее и сдержаннее. Иначе нервный срыв будет у всех участников учебного процесса. Также почитайте разные статьи об обучении детей программированию, например, интервью с заведующим отделом учебной информатики НИИСИ РАН А.Г. Кушниренко.

Примечание Если вы не планируете научить ребёнка программированию на 1C, то есть смысл отдать его на курсы английского языка, чтобы у него было хотя бы базовое понимание англоязычных терминов и текстов.

Перед началом обучения желательно поставить цель. Подумайте, чего должен достичь ваш ребёнок после освоения того или иного аспекта программирования.

Например, если вы хотите научить его пользоваться компьютером на продвинутом уровне, то вероятнее всего, не нужно углубляться в языки вроде C++.

Достаточно будет просто освоить Scratch, а также рассказать и показать, как работает Web. Уже на этом уровне ребёнок будет выделяться среди своих сверстников.

Если ваша цель — заинтересовать ребёнка в профессии программиста, то имеет смысл начать разрабатывать учебный план.

Для этого можно посмотреть, как преподносится материал на в видео с большим количеством положительных комментариев. Также стоит обратить внимание на Khan Academy.

Там есть множество материалов для детей и взрослых, и вы можете просто перевести их и использовать для обучения своего ребёнка.

Примечание Возможно, было бы рациональнее сначала научить ребёнка строить небольшие алгоритмы, потом обучить базовым понятиям английского, и только затем переходить к программированию.

Чтение по теме для подростков и взрослых: Подборка онлайн-ресурсов для тех, кто хочет научиться программировать

Scratch

Наиболее популярная среда для обучения как совсем маленьких, так и детей 10+. Программы создаются с помощью блоков с понятными для детей описаниями действий.

Детям нравится смотреть на результаты своего труда, здесь они увидят или интересную игру, которую сами сделали, или какую-нибудь анимацию. Ещё существует аналог Scratch для iOS — Hopscrotch.

Кроме того, есть версия для совсем малышей и называется она Scratchjr, однако разрабатывается не командой MIT.

Alice

В этой среде для разработки программ, анимаций и видео ребёнок сможет освоить базу объектно-ориентированного программирования. Всё полностью бесплатно и с открытым исходным кодом, так что можете даже внести свой вклад в проект.

StarLogo TNG

Программное обеспечение для моделирования и симуляторов. Позволяет создавать обучающие игры, на основе которых можно объяснять доступным языком функционирование сложных систем.

Snap!

Более продвинутый вариант Scratch. И выглядит, и работает сложнее, но ребёнок тоже растёт, верно? В Snap реализована возможность создания своих собственных блоков.

Gamefroot

Очередной блоковый редактор кода, позволяющий строить уже более масштабные алгоритмы, чем в Scratch.

Code.org

Отличный сайт, в том числе с русскоязычным контентом. Он сочетает в себе множество игр с разными уровнями. Игры построены таким образом, что приучают ребёнка искать самый короткий, но при этом выгодный путь для достижения цели. Более того, материал разбит на возрастные группы, что упрощает навигацию.

ПиктоМир

Полностью русскоязычная и российская разработка для обучения детей основам программирования. Отличается от предыдущих ресурсов тем, что программирование строится не путём использования блоков, а с помощью пиктограмм. Кроме того, ресурс, благодаря своей кроссплатформенности, позволяет использовать очень старые версии Android и iOS.

Чтение по теме: Бесплатные онлайн-игры, которые обучат вас программировать

Arduino

Когда речь заходит о программировании, то нельзя не сказать про Arduino. Такие игрушки подходят как детям, так и взрослым. Кроме того, программирование микросхем может заинтересовать ребенка роботехникой, что, конечно, не хуже, чем Web. А ещё Arduino работает со Scratch.

Raspberry PI

Raspberry PI — небольшой одноплатный компьютер под управлением Linux, который совместим с Arduino. Кроме того, он поддерживает язык программирования Python, что покажет ребёнку, как выглядит программирование у взрослых.

Lego

Lego, как Arduino, позволяет программировать свои конструкторы, но не все. Кроме того, Lego не может взаимодействовать ни с Arduino, ни с Raspberry, что уменьшает его шансы на популярность среди детей возраста 6+.

Примечание Чтобы заинтересовать ребенка миром IT еще сильнее, можете предложить ему почитать необычные статьи об устройстве тех или иных технологий. Например, обратите внимание на статью о том, как устроен Интернет под водой.

Заключение

Прежде чем делать из своего ребёнка высококлассного программиста исходя из своих интересов, попробуйте понять его характер и в соответствии с ним уже выбирать то, что больше подойдёт для обучения.

Не нужно пытаться реализовать в ребёнке свои мечты, чаще прислушивайтесь к его интересам и желаниям.

Если вы хотите больше узнать о психологическом аспекте обучения, то зайдите на Постнауку, а мы же предлагаем ознакомиться с нашими материалами уже взрослым программистам.

Не смешно? А здесь смешно: @ithumor

Источник: https://tproger.ru/digest/programming-for-kids/

10 игр, которые научат ребёнка программированию

Алгоритм успеха: как запрограммировать ребенка

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия.

Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры.

Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы.

Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий.

Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.
Разработчик: SurfScore, Inc

Цена: Бесплатно

Kodable

Lightbot

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, — спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя — объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

Lightbot

Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу — такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр.

Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях.

Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Разработчик: Bridger Maxwell

Цена: Бесплатно

Цена: Бесплатно

 Robozzle

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники.

Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго.

Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Разработчик: Two Lives Left

Цена: Бесплатно

CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игру CodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно.

Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока.

Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

 CodeMonkey

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot — игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot — игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями.

История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием.

Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

Сeebot

CodeCombat

CodeCombat — это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

 Сodecombat

Источник: https://Lifehacker.ru/10-igr-nauchat-programmirovat/

Как детей учат программированию и что из этого выходит

Алгоритм успеха: как запрограммировать ребенка

Несколько лет назад в России стали появляться секции, где дети занимаются программированием или робототехникой. Казалось бы, вот где и интересно, и полезно.

Но когда родители представляют, что в свободное время ребенок будет писать программы за компьютером, за которым и так проводит массу времени, начинают сомневаться, нужно ли детям такое хобби. Они переживают: не будет ли детям в секции по программированию скучно или сложно.

Но практика показывает – это совсем не трудно, а главное – полезно. Программирование увлекает, развивает и развлекает. Оно интересно и спокойным детям и тем, кому на месте не сидится.

Мы разобрались, как проходят занятия программированием у детей, а помог нам в этом Дмитрий Гаврилов – сотрудник IT-компании EPAM, волонтер программы EKids и папа двух девочек, которые ходят в секцию программирования.

Где детей учат программированию и что они изучают

Секции по программированию есть в некоторых средних школах (можно заниматься после уроков), в детских образовательных и развлекательных центрах, при вузах и в технопарках, во дворцах детского творчества. Кружки, где детей учат робототехнике и написанию программ, открывают и при крупных IT-компаниях.

В EPAM, где работает Дмитрий Гаврилов, действует программа EKids, где детей сотрудников обучают программированию. Курс идет два месяца, занятия длятся примерно полтора часа и проходят раз в неделю по субботам.

Учебные программы составляются в зависимости от возраста учеников.

Особых знаний математики или информатики для того, чтобы заниматься программированием, не требуется: на уроках ученики не решают математические задачи и не изобретают формулы.

цель такой программы – заинтересовать детей программированием и поддерживать этот интерес. Самые маленькие – дети 6-8 лет – в игровой форме узнают, что такое алгоритмы, циклы, условные команды и параметры, знакомятся со Scratch (это среда программирования, созданная специально для детей и подростков.

В ней можно делать интерактивные истории, игры, рисунки, анимацию и многое другое). Ребята 9-11 лет уже активно используют среду Scratch для создания собственной игры. В 11-12 лет дети изучают HTML и CSS и, используя их, делают собственные страницы. А подростки 15-16 лет осваивают Java.

Еще в EKids есть группа по английскому языку, где изучают слова и понятия, которые используются в программировании. У каждой группы свои особенности: в младшей, например, нужно, чтобы на одного педагога было не больше двух-трех детей.

Это связано с тем, что ошибки ребята допускают довольно часто, и нужно постоянно следить, чтобы они выполняли задание правильно.

Волонтер Дмитрий Гаврилов на занятии EKids

Зачем детям программирование

Чем программирование полезно детям, какие навыки оно развивает? Вот лишь некоторые из плюсов таких занятий:

  • Развивается логическое мышление. Программирование – это тренировка мозга. Ребенок на занятии делает игру: обучая персонажа выполнять команды, он начинает понимать последовательность работы программы и тренируется следовать этой очередности.
  • Развивается творческое мышление. Создавая персонажей для игр и сюжет, ребенок задействует свою фантазию и воображение, реализует придуманное. При выполнении заданий дети видят результат своего труда. Понимают, что могут своими руками сделать так, чтобы персонажи двигались и выполняли команды. Ребенок учится мыслить творчески и воплощать в жизнь свои идеи.
  • Формируются навыки решения проблем. На занятиях программированием проблем не избежать – у ребенка будут ошибки, и ему придется постоянно что-то переделывать, чтобы программа работала правильно. Он начинает легче воспринимать подобные трудности и проще их преодолевать. Ребенок учится видеть сами ошибки и то, к чему они приводят, старается избегать их или вовремя исправлять.
  • Ребенок учится учиться. Дети идут по программе, выполняют задания, готовят итоговый проект, защищают его. Они узнают, из чего состоит процесс обучения и могут следовать ему.
  • Развиваются навыки коммуникации. В группе дети общаются друг с другом, когда ищут ошибку, задают вопросы тренерам, если исправить проблему не получается, обсуждают результаты занятий.
  • Дети начинают лучше понимать иностранные слова и термины, потому что на занятиях часто их используют.

Как устроено обучение

Перед тем, как собирать группу, оргкоманда проводит большую подготовительную работу и составляет программу обучения. Тренеры решают, с какими приложениями дети будут работать, составляют планы уроков, придумывают, каким будет итоговый проект, нужны ли домашние задания, как будет проходить развлекательная часть уроков.

Перед стартом каждого курса в программе EKids дети проходят собеседование. С ними общаются тренеры: спрашивают, почему интересно программирование, чем ребенок увлекается. Конечно, смотрят и на то, как дети себя ведут, как разговаривают, насколько общительны. Если ребенок проходит по возрасту и заинтересован, если он может посещать занятия без пропусков, его зачисляют в группу.

Дети не сразу садятся за компьютер – на первом занятии для них устраивают тимбилдинг: проводят экскурсию по офису компании, игры и конкурсы, в которых ребята знакомятся друг с другом.

На этом вводном уроке тренеры стараются сформировать у учеников понимание того, что они вместе с педагогами – команда.

Это нужно, чтобы наладить взаимодействие в группе, чтобы дети привыкли друг к другу и к тренерам, готовым в любой момент помочь.

Самая масштабная часть обучения – занятия за компьютером. В начале каждого из них тренеры включают обзорную презентацию с планом урока. Чтобы увлечь ребят, им вначале показывают пример хорошо написанной игры со сложным кодом. Они видят игру, им она нравится, и тогда детям предлагают сделать что-то похожее.

Им раздают задания и базовые шаблоны, по которым и будет идти работа. На уроках часто проходят конкурсы, игры, а после – чаепития, где ребята могут поговорить друг с другом. Темы обсуждают разные, а чтобы направить беседу в нужное русло, ее модерируют педагоги.

Курс завершается выпускным – дети представляют родителям и тренерам свой итоговый проект, затем им вручают дипломы и подарки.

С какими проблемами сталкиваются дети?

Конечно, нельзя сказать, что детям программирование дается очень легко, трудности, как и в любом обучении, возникают. Ребенок может прослушать что-то важное или забыть выполнить какое-то действие.

В этом случае он сразу увидит, что что-то пошло не так: персонаж, с которым работает ребенок, начинает вести себя неправильно, не так как должен был по сюжету. Герой может неподвижно стоять, когда нужно идти, или двигаться не в ту сторону, фон может измениться, а какой-то элемент исчезнуть с игрового поля.

В этом случае ребенок стремится самостоятельно найти ошибку и исправить ее, а если не получается, зовет тренера.

Дмитрий Гаврилов рассказывает, что бывали моменты, когда ученики пытались отойти от учебной программы. Например, однажды ребенок не хотел выполнять задание, где надо сделать, чтобы по лабиринту за мышкой бегал кот.

Ему было интересно делать историю о том, как лошадка полюбила единорога и пошла к нему в гости, а по дороге злой волшебник их разлучил. Ребенку разрешили работать по своему сюжету, тренеры помогли создать эту историю.

Но сейчас в EKids стараются идти строго по программе, ведь если каждый ученик будет делать то, что ему хочется, нормального обучения не получится.

Бывают ситуации, что ребенок приходит на урок и показывает, что не готов работать, что он хочет веселиться. А развлекательной части в программе и так уделяют достаточно внимания. Но не всем этого хватает. Тогда тренеры беседуют с ребенком, стараются сфокусировать его внимание на задании, напоминают, как здорово он программировал на прошлых уроках, и что «делу время, а потехе – час».

Очень важно, чтобы родители учеников обращали внимание на то, как ведут себя их дети, на их успехи. Ведь в случае затруднений папа и мама, как правило, могут помочь ребенку понять непонятное (EKids открыта только для детей сотрудников EPAM, а они, в основном, программисты).

Как увлечь детей программированием

Дмитрий время от времени работает дома, и дочки часто спрашивали у него, что он делает за компьютером. Разобраться в этом сами они, конечно же, не могли: видели только большое нагромождение непонятно чего на экране.

В EPAM Дмитрий узнал про EKids и решил предложить девочкам попробовать позаниматься программированием у него на работе. Сначала заинтересовалась старшая. Потом младшая узнала, что в офисе есть машина, готовящая кофе и какао, и тоже захотела ходить в EKids. А когда пришла, увлеклась программированием.

Теперь обеим дочкам намного проще понимать, что он делает на работе и для чего это нужно.

Занятия девочки стараются не пропускать, и у них есть желание ходить в EKids, они ждут субботы. В перерывах здесь устраивают игры, за успехи дают конфеты, хвалят. Плюс, у каждого ученика есть финальная цель, к которой он идет каждый урок, и дети стараются, чтобы их итоговые проекты понравились тренерам и родителям.

Программирование в 8 лет

«Код – это такая штука, которую пишешь, пишешь, пишешь… и потом она работает», – рассказывает восьмилетняя Яна, участница EKids и дочка Дмитрия Гаврилова.

Она только что вернулась с занятия и обеспокоена, что написанный ею код не работает: «Мы делали задание, чтобы розовый котик начал прыгать. А у меня он почему-то не прыгает, а улетает вверх. Я так и не смогла эту ошибку исправить, буду доделывать дома с папой.

А один раз у меня получилось, что кот вправо бегал, а влево не мог. А еще было, что я случайно стерла весь пол, на котором стоят герои, и роботы парили в воздухе»!

Яна заинтересовалась EKids, потому что стало любопытно, где папа работает. Девочку взяли в младшую группу, и сейчас, как и другие ребята, она делает игру про кота. К программированию Яна относится серьезно. Ей нравится выстраивать очередность команд, видеть, что из этого получается.

Иногда она, конечно, переживает, когда персонажи работают не по сюжету или не выполняют заданные функции, старается найти ошибку и поскорее решить ее. Она увлечена, демонстрирует хорошие результаты, ее хвалят тренеры.

Занятия Яна старается не пропускать, ведь на уроках за успехи в программировании выдают части карты сокровищ, по которой на последнем занятии дети будут искать клад.

Яна утверждает, что уже определилась со своей будущей профессией – хочет стать программисткой и делать игры сама. В свободное время она любит играть в компьютерную игру Orion, но делать это часто не получается: родители контролируют, чтобы Яна не проводила у монитора все свободное время.

Дмитрий Гаврилов: «Недавно я поймал Яну за компьютером и подумал, что она опять играет в игры. Но оказалось, что она проходит курсы по программированию на сайте code.org. А спустя время я увидел, что она смотрит видео с логическими задачками.

К этим вещам у нее проснулся интерес в EKids. И программирует она увлеченно, не отвлекаясь ни на что. И ко мне редко приходит за помощью: со всеми заданиями неплохо справляется сама, кроме тех, где нужны знания по предметам, которые она еще не проходила.

Я горжусь ее успехами».

Программирование и волонтерство в 13 лет

«Раньше я играла на скрипке, Яна на фортепиано, а папа…на компьютере. От него я и узнала о том, что такое программирование, и что я тоже могу заниматься этим», – вспоминает тринадцатилетняя Света, старшая дочка Дмитрия Гаврилова, которая тоже хочет стать программисткой.

Света начала посещать EKids в двенадцать. Она попала в среднюю группу, где изучали Scratch. Свете очень понравилось работать с этой средой программирования. Не все задания давались легко – иногда требовалась помощь папы. Но по итогам курса педагоги были ею довольны.

Этой весной наборов в среднюю группу EKids, где занималась Света, не было. Тогда папа предложил ей стать волонтером в младшей группе, где работает он сам. Она захотела попробовать себя в роли помощника и ни разу не пожалела об этом.

  Света любит помогать ребятам, хоть и сделать это быстро получается не всегда – иногда самой приходится спрашивать совета у тренеров.

Девочка очень радуется достижениям своих подопечных из EKids и гордится ими, чувствует свою причастность к их успехам и говорит, что многие из ребят уже умеют намного больше, чем ее одноклассники, а еще – они более дисциплинированы:

Света Гаврилова: «Недавно я пыталась объяснить своей подруге геометрию и мне было сложно. А объяснять программирование в младшей группе – довольно легко. Участники EKids послушные и усидчивые, они занимаются с интересом, понимают, что делать вначале, а что потом.

Программирование развивает логику, и это здорово.  Да и вообще, программирование во всем: вот микроволновка, чтобы ее создать, трудились программисты, вот телевизор, вон едет машина.

Скоро роботы смогут делать многое за людей, но, чтобы робот что-то сделал, человеку нужно его собрать и запрограммировать. Сам себя робот не закодирует».

Дмитрий Гаврилов: «Сейчас EKids для Светы как клуб по интересам. Ей очень нравится общаться с детьми, с другими волонтерами. Я вижу, что у дочери сильно развились навыки коммуникации и теперь ей намного легче поддерживать разговор со сверстниками».

Старшая сестра помогает младшей программировать

Полезные ресурсы

Для тех, кто хочет попробовать позаниматься программированием с детьми, преподаватели рекомендуют следующие ресурсы:

  • code.org – платформа для бесплатного обучения детей от 4 лет информатике и программированию. Обучение проходит в игровой форме, пользователи изучают все базовые понятия языков программирования. В обучении используется язык blockly, благодаря которому детям не надо запоминать текстовые конструкции для написания кода. Им нужно просто перетаскивать блоки с командами в соответствующую область.
  • scratch.mit.edu – бесплатный и удобный ресурс. С помощью Scratch можно программировать собственные интерактивные истории, игры и анимацию, делиться созданным с другими пользователями.
  • Kodu Game Lab от Microsoft – визуальный конструктор, который помогает детям создавать трехмерные игры без знания языков программирования. Детей знакомят с логикой и алгоритмами процессов, способами решения проблем, что позволяет развить творческие способности и логическое мышление.

Источники фото: pixabay.com

Источник: http://klever.blog/child-programming/

20 игр, чтобы научить ребёнка программированию

Алгоритм успеха: как запрограммировать ребенка

Привет Хабр! Меня зовут Оксана Селендеева.

Я считаю, что лучше начинать программировать с юного возраста — 4-5 лет, потому что кодинг активно развивает у детей когнитивные функции мозга, и это впоследствии помогает им отлично усваивать точные науки.

А попробовать себя в программированию можно через обучающие игры. Мы с преподавателями школы программирования для детей CODDY составили такую подборку.

Для дошкольников

Box Island — мобильная 3D-игра, которая обучает основам кодирования через увлекательное приключение. Игроки путешествуют по острову Box и помогают персонажу собирать звезды, разбросанные по пустыне.

Через игровой квест дети изучают основы алгоритмов, последовательностей, циклов и условных выражений, а ещё игра развивает алгоритмическое мышление и распознавание образов.

CodeKarts — приложение для подготовки дошкольников к изучению кодинга. Головоломка развивает наблюдательность, концентрацию внимания и логику.

Действие игры происходит на треке: дети пишут код и составляют путь для гоночной машины. Игра доступна в двух режимах: с одним автомобилем без ограничений по времени или соревнование с самим приложением CodeKarts.

Игры в CodeKarts

ScratchJr — вводный язык программирования для детей, который помогает создавать собственные интерактивные истории и игры. Дети оживляют персонажей, чтобы они двигались, прыгали, танцевали и пели. Ребята научатся решать проблемные ситуации, разрабатывать проекты и творчески выражать свои мысли с помощью технологий.

ElChavo — бесплатная игра, разработчики которой призывают родителей учиться вместе с детьми, потому что в 21 веке программирование должно стать таким же обязательным предметом, как письмо или чтение. С помощью игры ребенок научится программировать инструкции для персонажа и управлять объектом в трёхмерном пространстве, а еще он зарабатывает очки и медали.

Константин Жучков, преподаватель курса «Программирование для самых маленьких»

FixThe Factory — головоломка с препятствиями от LEGO. Дети управляют роботом EV3RSTORM, который раскладывает батарейки на фабрике по правильным местам.

Игра развивает логическое и пространственное мышление, обучает основным операциям. Я советую игру FixTheFactory, потому что у неё красивое оформление и понятные задачи. Дети решают задачки словно щёлкают орешки.

А больше всего детей поражает, что в свои 4-5 они уже программируют.

SpriteBox — полномасштабная приключенческая игра, которая помогает быстро перейти к кодингу на реальном языке программирования. Обучение начинается с управления иконками, которые затем уступают текстовым командам. Дети решают головоломки и изучают последовательности, операции, циклы, а также.

Lightbot — мобильное приложение от создателей SpriteBox, которое учит программировать с помощью несложных головоломок. Ребенок пишет код и командует роботом, который может ходить, поворачиваться, прыгать и включать свет.

ПиктоМир — российская разработка для обучения детей основам программирования. В «ПиктоМире» ребёнок собирает несложную программу из пиктограмм и управляет роботом. Игра ориентирована на дошкольников, поэтому писать код не требуется.

Для школьников

Scratch — популярная игра по программированию для обучения детей от 8 до 16 лет. Она подходит для изучения алгоритмов, данных и переменных, освоения базовых понятий. Игра проста, понятна и приводит к быстрым результатам — ребенок создает мультики, анимацию, мини-игры с помощью новых навыков.

Scratch учит не только программированию, но и дизайну. Для начала работы достаточно посмотреть обучающее видео или прочитать книгу «Scratch для детей».

Minecraft — любимая игра детей по всему миру. Она вдохновила корпорацию Microsoft на создание образовательной программы на её основе.

Ребенок выбирает героя и пишет код, чтобы взаимодействовать с персонажем. В процессе он узнает базовые понятия программирования и научится использовать команды, чтобы управлять движениями героев в игровом мире. В Швеции Minecraft включен в школьную программу в качестве инструмента по развитию цифрового творчества.

Лучше разобраться в программировании с Minecraft можно с помощью книги Крейга Ричардсона.

Александр Цегенько, преподает курс «Программирование Майнкрафт»

Minecraft развивает воображение ребенка. Он помогает детям понять, из каких материалов сделаны инструменты и вообще весь наш мир.

Благодаря разделению игрового мира на кубики у детей развивается пространственное воображение. Также ребята учатся охранять природу, потому что в игре настоящие причинно-следственные связи.

Если начнется пожар, то лес может полностью выгореть. Если истребить класс животных, то они перестанут появляться.

CodeMonkey — веселая и познавательная игра, в которой дети научатся программировать на реальном языке. Они будет помогать обезьянке доставать бананы и взаимодействовать с другими животными. Игра развивает творческие способности, логику, критическое мышление и навыки решения проблем с помощью IT.
Tynker — платформа с множеством обучающих курсов и игр по HTML&CSS, JavaScript, Python и другим языкам программирования. Темы постепенно усложняются — от основ кодирования ученики переходят к дизайну игры, робототехнике и дополненной реальности. Всего в Tynker около 2000 игр для начинающих и продвинутых кодеров. Также игры делятся на универсальные, для мальчиков и девочек.

Kodu — игра для визуального программирования от Microsoft. У нее простое управление с помощью иконок, уроки разбиты на инструкции и действия. С помощью Kodu можно создать 3D-игру, например, на Xbox.

Алиса Петровская, преподаватель курса «Программирование Kodu Game Lab»

Я люблю Kodu Game Lab, потому что она позволяет наглядно показать ребёнку логику программирования, развивает объемное мышление и имеет красочное оформление. Дети легко могут создать собственную игру, в которую потом можно сыграть с друзьями.

Grasshopper — мобильная игра от Google для изучения JavaScript. Дети учатся разбираться в основных понятиях программирования через визуальные головоломки. Помогает им в этом веселый кузнечик.

Code Kingdoms — игра для изучения Java и Lua. Разработчики обещают, что ребята смогут создать собственные игры и проекты в Minecraft и Roblox.В игре интересные задачи и механики, хорошая визуализация результатов, есть библиотека видеокурсов и онлайн-поддержка.

Codecombat — это платформа для изучения информатики. Игры и курсы разработаны при поддержке учителей, чтобы изучение программирования было быстрым и качественным. Ученики пишут код, начиная с первого уровня игры, и видят, как их изменения обновляются в реальном времени. Это помогает быстро осваивать синтаксис и учит писать грамотный код.

Разработка игры в Codecombat
Андрей Фурлетов, преподает Unity 3D Python в Школе программирования для детей CODDY
Рекомендую CodeCombat — полноценный тренажер, оформленный в виде РПГ-игры, в котором плавно растет сложность, а интерес подогревается прокачкой персонажа. Ребята осваивают программистские инструменты через решение логических задач. После их выполнения становятся доступны новые, оформленные в виде лута, благодаря чему сразу хочется попробовать их в деле. Видно, что разработчики вложили в программу много труда и тестировали ее на реальных людях. Gamefroot — простой инструмент для разработки и тестирования игр с возможностью поделиться творением с друзьями. Ребенок научится создавать анимацию и игры с современной графикой.

Arduino — программное обеспечение, которое заинтересует ребенка робототехникой. Изначально разрабатывалось для создания прототипов студентами без опыта в программировании. Позже Arduino приобрел популярность у детей и подростков, и разработчики адаптировали приложение. Оно стало ещё проще, но увлекательности не потеряло.

Flexbox Froggy — игра для изучения современного способа верстки Flexbox. Ребенок научится кодом выравнивать объекты на странице, и в этом ему поможет лягушонок Фрогги. В игре есть инструкция, как перемещать лягушат на лилии.

Интерфейс игры Flexbox Froggy

Grid Garden — похожая на Flexbox Froggy игра, которая научит писать CSS-код, чтобы вырастить морковный сад. С помощью CSS-свойств поливают огород, и чем лучше получается, тем больше урожай.

Мы рассказали не обо всех играх для детей, только о самых интересных. Чтобы выбрать подходящую для ребенка, ориентируйтесь не только на возраст, но и на характер, и способности.

Источник: https://habr.com/post/440376/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.