Агрессивный ребенок. Часть 2

Содержание

Почему ребенок становится агрессивным и что с этим делать – 7 простых способов

Агрессивный ребенок. Часть 2

Банальную вещь скажу: агрессивный ребенок – это результат неправильного воспитания и нездорового микроклимата в семье. Напряженное состояние ребенка, частые всплески негативных эмоций должны стать поводом для беспокойства родителей и послужить началом для перемен в повседневной жизни.

Каковы причины агрессии у ребенка, и что с ней делать, читатели узнают из этой статьи.

Причины агрессии и поведение родителей

В практической психологии существуют определенные причины, из-за которых ребенок ведет себя враждебно:

  • чувство страха и тревожности, который вызывает пока еще непонятный для малыша окружающий мир;
  • отстаивание собственной точки зрения и своих прав;
  • желание получить независимость и стать самостоятельным;
  • отсутствие возможности удовлетворить определенное желание;
  • запреты со стороны родителей или других взрослых.

Ребенок своим поведением отталкивает от себя, хотя в этот момент он наиболее остро нуждается в понимании и поддержке. Таким образом, он требует внимания, но недружественное отношение со стороны близких и окружающих, которое вызвано его поведением, порождает в нем страх и усиливает гнев.

Как правило, перед таким ярким проявлением агрессии ребенок пытается создать связь с близкими в приемлемой форме. Но если его просьбы остаются незамеченными, появляется враждебное поведение.

Влияние семьи

Образец поведения для ребенка – это окружающие его близкие люди. Психологи утверждают, что менее агрессивны те дети, в семьях которых нет враждебности и серьезных наказаний, где с детьми говорят на равных и пытаются помочь.

Если детей бьют, применяют к ним физическую силу, то они невольно копируют это поведение и считают его нормой. Дети понимают, что в присутствии родителей необходимо сдерживать свои эмоции, чтобы избежать физического наказания. Но стоит им выйти на улицу и скрыться от глаз взрослых, они находят себе жертву, на которой отыгрываются и выплескивают негативные эмоции.

Негативно влияют на психику ребенка издевательства, насмешки, пристыживание, злобные шутки и строгое наказание. Даже если родители считают какое-то прозвище безобидным и милым (например, «ушастик», «пышечка», « глупышечка») и периодически называют так ребенка, то у него такие ласковые дразнилки  вызывают обиду, ощущение собственной неполноценности.

Алкоголизм и дебоши в семье тоже накладывают негативный отпечаток на поведение малыша.

Ребенок может вести себя агрессивно, если испытывает ревность по отношению к определенному члену семьи. Например, когда в семье появился второй ребенок, родители обязаны построить отношения так, чтобы старший не чувствовал себя ненужным и не видел в новорожденном врага, который отнял у него маму.

Чтобы предупредить враждебность сына или дочери важно наладить в семье добрые отношения, создать мирную атмосферу. Ребенок должен ощущать присутствие родителей в своей жизни, их заботу и любовь. Должен быть взаимное доверие, так как его отсутствие провоцирует нервозность и агрессию. Относитесь внимательнее к малышу и его просьбам.

В процессе воспитания избегайте крайностей. Не предоставляйте ребенку полную свободу, но и не создавайте гиперопеку. Постоянный контроль и повышенное внимание, желания все решить и сделать за ребенка не дают возможности ему стать самостоятельным и научиться правильно вести себя в стрессовых ситуациях.

Гиперопека препятствует нормальному общению со сверстниками, так как ребенок чувствует себя неуверенно. И, как следствие, замкнутый дошкольник или школьник становится жертвой агрессии со стороны сверстников.

Признаки агрессии и её виды

Враждебность – это реакция детской психики на происходящее. Такое состояние позволяет почувствовать собственную силу и превосходство, дает возможность таким образом отстоять свои права и интересы близких. Если же агрессия сопровождается нападениями или разрушительными действиями, то это повод бить тревогу и обратиться к специалисту.

Агрессивное поведение может выражаться по-разному:

  • чувствительностью и частыми обидами;
  • обвинением окружающих в собственных неудачах и ошибках;
  • отказом подчиняться правилам и противостояние им;
  • открытым конфликта со сверстниками;
  • провокацией окружающих на ссоры и конфликты;
  • истерикой на замечания или действия.

В зависимости от темперамента агрессия у ребенка может быть в виде физических нападений в отношении человека, животного или определенного неодушевленного предмета. Она бывает инструментальной, то есть использоваться, как способ при достижении цели.

Вербальный вид характеризуется криками, истерическими визгами, ссорами, руганью. При враждебном поведении целью ребенка становится причинить телесную боль или моральный вред объекту.

Для косвенного вида агрессии характерны злые шутки, сплетни и ярость. Понимание того, что можно «ударить» словом приходит к ребенку по мере взросления.

Дети требуют внимания к себе по-разному, в зависимости от возраста. Груднички начинают плакать, а после – закатываются в истерике. В 2-х летнем возрасте агрессивные дети  кусаются, становятся жадными, не хотят делиться своими игрушками и вещами, сильно переживают из-за недостатка внимания.

В 3 года ребенок  может драться, бросается в других детей и даже в родителей  игрушками и другими предметами. После кризиса 3-х лет, 4-х летний малыш не пускает посторонних на свою территорию, пытается стукнуть каждого, кто его раздражает.

В 5 лет агрессия принимает уверенную физическую форму у мальчиков ( они дерутся), а девочки в этом возрасте начинают обзываться или игнорировать дружбу. Дошкольники способны мстить и обижаться, их агрессивность может проявляться в форме гневного поведения и вранья.

Как справиться с маленьким агрессором

Когда близкие люди и родители не реагируют на раздражительность и враждебность, это становится привычкой, нормой во время общения и манерой поведения в целом, а это обязательно вызовет трудности в подростковом возрасте.

Во время эмоциональной вспышки родителям следует сохранять спокойствие и оставаться сдержанными. Крики и скандалы только усугубят ситуацию, а наказание не всегда позволяет утихомирить бунтаря.

В этот момент поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, какие эмоции он переживает. Несмотря на свое поведение и враждебность, ребенок подсознательно ждет от родителей понимания, ему необходимо почувствовать заботу со стороны близких людей.

  1. Разговаривайте с ребенком, объясните ему, что так себя вести нельзя. Не просто отделывайтесь общей фразой, а конкретно расскажите, почему нельзя: некрасиво выглядишь со стороны, не получишь десерт, не заслужишь похода на качели, в зоопарк, в кино.
  2. Агрессивное поведение это следствие неправильного или нерационального воспитания с раннего детства. Психологи советуют либо полностью игнорировать агрессивное состояние, но активно поощрять хорошее поведение и поступки, или наказывать, если это приводит к угасанию гнева.
  3. Родители должны принять все возможные меры, чтобы создать теплую обстановку в семье, окружить малыша теплотой и заботой. Он должен быть уверенным, его любят и не дадут в обиду.
  4. Следите за поведением ребенка, эмоциональный всплеск можно предупредить, если своевременно отреагировать на обращение ребенка или отвлечь его от провокационной ситуации.
  5. Если не удалось предупредить яркое проявление эмоционального состояния, следует спокойно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво. Используйте суровое осуждение, если ребенок, например, разбросал игрушки, заставляйте его убирать за собой. Если объектом враждебности стал другой человек, то пожалейте обиженного. Это позволит ребенку понять, что своим поведением он отталкивает от себя в пользу другого человека. Со временем он станет внимательнее к советам родителей.
  6. Агрессивность ребенка можно победить с помощью игр. Позволяйте ему во время игры выплеснуть эмоции. Пускай он рвет бумагу на мелкие кусочки или покричит в «пакет для крика».
  7. Гуляйте с ним на свежем воздухе, дайте ему возможность много бегать и прыгать. Успокаивающе действуют игры с водой, переливанием жидкости из одной емкости в другую. Позвольте ребенку расслабиться в процессе игры и получить положительные эмоции.

Заключение

Все дети разные, поэтому и подход к ним не может быть одинаковым. Кого-то достаточно обнять и поговорить с ним, к кому-то необходимо применить наказание, а на некоторых не нужно обращать внимание.

В любом случае, родители обязаны создать благоприятный микроклимат в семье, где растет ребенок. Не всегда агрессия связана с возрастом, плохим настроением или плохим самочувствием.

Следите за ребенком и бережно относитесь к его неустойчивой психике.

Делитесь этой информацией с другими пользователями социальных сетей. Оставляйте свои отзывы и комментарии. Расскажите о своем опыте воспитания детей.

Источник: https://its-kids.ru/pochemu-rebenok-stanovitsya-agressivnym.html

Глава 2. Агрессивные дети

Агрессивный ребенок. Часть 2

Слово“агрессия” произошло от латинского“agressio”, что означает “нападение”,“приступ”.

В психологическом словареприведено следующее определение данноготермина: “Агрессия – это мотивированноедеструктивное поведение, противоречащеенормам и правилам существования людейв обществе, наносящее вред объектамнападения (одушевленным и неодушевленным),приносящее физический и моральный ущерблюдям или вызывающее у них психологическийдискомфорт (отрицательные переживания,состояние напряженности, страха,подавленности и т.п.)”.

Причиныпоявления агрессии у детей могут бытьсамыми разными. Возникновению агрессивныхкачеств способствуют некоторыесоматические заболевания или заболеванияголовного мозга. Следует отметить, чтоогромную роль играет воспитание в семье,причем с первых дней жизни ребенка.Социолог М.

Мид доказала, что в техслучаях, когда ребенка резко отлучаютот груди и общение с матерью сводят кминимуму, у детей формируются такиекачества как тревожность, подозрительность,жестокость, агрессивность, эгоизм.

Инаоборот, когда в общении с ребенкомприсутствуют мягкость, ребенок окружензаботой и вниманием, эти качества невырабатываются.

Настановление агрессивного поведениябольшое влияние оказывает характернаказаний, которые обычно применяютродители в ответ на проявление гнева усвоего чада. В таких ситуациях могутбыть использованы два полярных методавоздействия: либо снисходительность,либо строгость. Как это ни парадоксально,агрессивные дети одинаково частовстречаются и у слишком мягких родителей,и у чрезмерно строгих.

Исследованияпоказали, что родители, резко подавляющиеагрессивность у своих детей, вопрекисвоим ожиданиям” не устраняют этокачество, а напротив, взращивают его,развивая в своем сыне или дочеричрезмерную агрессивность, которая будетпроявляться даже в зрелые годы. Ведьвсем известно, что зло порождает толькозло, а агрессия — агрессию.

Еслиже родители вовсе не обращают вниманияна агрессивные реакции своего ребенка,то он очень скоро начинает считать, чтотакое поведение дозволено, и одиночныевспышки гнева незаметно перерастают впривычку действовать агрессивно.

Толькородители, которые умеют находить разумныйкомпромисс, “золотую середину”, могутнаучить своих детей справляться сагрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Почтив каждой группе детского сада, в каждомклассе встречается хотя бы один ребенокс признаками агрессивного поведения.

Он нападает на остальных детей, обзываети бьет их, отбирает и ломает игрушки,намеренно употребляет грубые выражения,одним словом, становится “грозой”всего детского коллектива, источникомогорчений воспитателей и родителей.

Этого ершистого, драчливого, грубогоребенка очень трудно принять таким,какой он есть, а еще труднее понять.

Однакоагрессивный ребенок, как и любой другой,нуждается в ласке и помощи взрослых,потому что его агрессия — это, преждевсего, отражение внутреннего дискомфорта,неумения адекватно реагировать напроисходящие вокруг него события.

Агрессивныйребенок часто ощущает себя отверженным,никому не нужным. Жестокость и безучастностьродителей приводит к нарушениюдетско-родительских отношений и вселяетв душу ребенка уверенность, что его нелюбят.

“Как стать любимым и нужным” —неразрешимая проблема, стоящая передмаленьким человечком. Вот он и ищетспособы привлечения внимания взрослыхи сверстников.

К сожалению, эти поискине всегда заканчиваются так, как хотелосьбы нам и ребенку, но как сделать лучше— он не знает.

Воткак описывает Н.Л. Кряжева поведениеэтих детей: “Агрессивный ребенок,используя любую возможность, … стремитсяразозлить маму, воспитателя, сверстников.Он “не успокаивается” до тех пор, покавзрослые не взорвутся, а дети не вступятв драку” (1997, с. 105).

Родителями педагогам не всегда понятно, чегодобивается ребенок и почему он ведетсебя так, хотя заранее знает, что состороны детей может получить отпор, асо стороны взрослых — наказание.

Вдействительности это порой лишь отчаяннаяпопытка завоевать свое “место подсолнцем”.

Ребенок не имеет представления,как другим способом можно бороться завыживание в этом странном и жестокоммире, как защитить себя.

Агрессивныедети очень часто подозрительны инасторожены, любят перекладывать винуза затеянную ими ссору на других.Например, играя во время прогулки впесочнице, двое детей подготовительнойгруппы подрались. Рома ударил Сашусовком.

На вопрос воспитателя, почемуон это сделал, Рома искренне ответил:“У Саши в руках была лопата, и я оченьбоялся, что он ударит меня”.

По словамвоспитателя, Саша не проявлял никакихнамерений обидеть или ударить Рому, ноРома воспринял эту ситуацию какугрожающую.

Такиедети часто не могут сами оценить своюагрессивность. Они не замечают, чтовселяют в окружающих страх и беспокойство.Им, напротив, кажется, что весь мир хочетобидеть именно их. Таким образом,получается замкнутый круг: агрессивныедети боятся и ненавидят окружающих, ате, в свою очередь боятся их.

ВППМС-центре “Доверие” города Ломоносовабыл проведен мини-опрос среди старшихдошкольников, целью которого быловыяснить, как они понимают агрессивность.Вот какие ответы дали агрессивные инеагрессивные дети (табл.4).

Эмоциональныймир агрессивных детей недостаточнобогат, в палитре их чувств преобладаютмрачные тона,

Таблица4. Понимание агрессивности старшимидошкольниками

Вопрос Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
1. Каких люден ты считаешь агрессивными? Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей) Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (63% мальчиков, 80% девочек)
2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым? “Начал (а) драться”, “Ударил(а) бы” (83% мальчиков, 27% девочек), “Обрызгала, испачкала бы” (36 % девочек) “Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)” (83% мальчиков, 40% девочек), “Позвала бы на помощь знакомых” (50% девочек)
3. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)? “Стал(а) бы драться” (92% мальчиков, 54% девочек), “Убежала бы” (36% девочек) “Ушел(ла) бы, убежал(а)” (83% мальчиков, 50% девочек)
4. Считаешь ли ты себя агрессивным? “Нет” — 88% мальчиков, 54 % девочек “Да” – 12% мальчиков, 46% девочек “Нет” 92% мальчиков, 100 % девочек. “Да” — 8% мальчиков

количествореакций даже на стандартные ситуацииочень ограничено. Чаще всего это защитныереакции. К тому же дети не могут посмотретьна себя со стороны и адекватно оценитьсвое поведение.

Такимобразом, дети часто перенимают агрессивныеформы поведения у родителей.

Источник: https://studfile.net/preview/2299041/page:11/

Агрессивный ребенок – причин и способы устранения

Агрессивный ребенок. Часть 2

Малыш всегда ассоциируется с маленьким доброжелательным, который охотно идет на контакт с окружающими. Каково же бывает удивление родителей, когда на их дитя поступают многочисленные жалобы, а в один прекрасный день мама и папа видят агрессию ребенка по отношению к другим детям. Почему происходят такие колоссальны изменения?

Агрессия у детей требует обязательной коррекции

Определение агрессивности у детей

Агрессия – деструктивное поведение, направленное на других людей, которое приносит физические и моральные страдания. От этого состояния страдают не только окружающие родители, но и сам ребенок, окружение отторгается от него, малыш начинает чувствовать обиду. Негативные эмоции растут, как снежный ком, непонимание окружающих порождает новые приступы агрессивного поведения.

Виды агрессии у детей

Отмечено, что агрессия активизируется, когда ребенок попадает в детский коллектив. Когда он находился в кругу семьи с мамой и папой он был центром внимания. В детском саду один воспитатель и минимум двадцать человек таких же, как он.

При агрессивном поведении следует исключить заболевания нервной системы. В общем количестве случаев агрессивного поведения эти причины занимают небольшой процент. Трудность состоит в том, что для работы с такими детьми без комплексного обследования и медикаментозного лечения.

Почему важно раннее воспитание?

В остальных случаях большинство проблем можно решить при помощи воспитания. Процесс взаимодействия с ребенком необходимо начинать с первой встречи. Доказано, что ребенок запоминает обращение с родителями с первых дней жизни. Когда у ребенка появятся собственные дети, он копирует поведение родителей.

Агрессивность может проявляться уже в раннем детстве

Замечено, почему дети, которых мало кормили грудным молоком, часто агрессивны. В истории развития агрессивного ребенка встречается ранее отлучение ребенка от груди.

Тесный контакт с матерью дарит ребенку ощущение защищенности и нежности, ребенок проносит их через все детские годы.

Возраст до года — агрессивный ребенок что делать?

Многие взрослые, считают агрессию врожденным качеством, ведь многие дети часто плачут и устраивают истерику. Но такая реакция новорожденного ни что иное, как умение выражать свои эмоции. Криком малыш выражает различные эмоции и потребности.

Агрессивность родителей передается детям

С возраста одного года ребенок начинает проявлять сильные эмоции. Малыш осваивает сидение, ползание, ходьбу, говорит свои первые слова. Если ребенок не получает желаемого, то выражает свое недовольство волной протеста.

Если малыш стремится получить это от взрослого человека, то по отношению к нему может возникнуть злость, ребенок может больно ударить, ущипнуть, закатить истерику. В этот момент старшие родственники стараются переключить внимание ребенка, поначалу это удается.

Почему нельзя ограничивать ребенка в желаниях и стремлениях?

Необходимо подготовить безопасное пространство для малыша, где он мог бы осуществить. Например, ребенку нравится доставать вещи с полки в комоде. Для его безопасности можно закрыть все остальные полки, а на самую нижнюю положить мягкие вещи без опасной фурнитуры. Так малыш осуществит свое желание, останется в безопасности.

Протест и недовольство ребенка – это еще не истинная агрессия, проблему могут появиться позже. Важно с ранних лет не расшатывать психику ребенка и не убивать в нем стремления к познанию мира.

Дети в промежутке от 2 – до 3 лет

Каждый ребенок развивается индивидуально, конкретно на этот возраст  не стоит. Ваш ребенок может приблизиться к этому кризисному этапу с полугодовалым опоздание или наоборот раньше. Необходимо четко отследить признаки агрессии в поведении ребенка.

С этого момента ребенок отличается себя от других людей, формируется его личность. Малыш начинает говорить: «Я сам, мое, дай!». Ребенок проявляет самостоятельность, пытается сделать все действия в одиночку. Нельзя пресекать желания ребенка в этом случае вы столкнетесь с сопротивлением и непониманием.

Агрессия может проявляться к вещам, родителям, посторонним людям

Проявление негодования могут начаться из-за незначительного события. Агрессивный ребенок потянулся за игрушкой, не сумел ухватить, вначале раздается громкий плач, все попытки успокоить чадо сталкиваются с непримиримым сопротивлением.

Почему ребенок реагирует на слова агрессией?

Приступы агрессии могут быть вызваны не только в ответ на действия, но и на слова. Зачатки этого состояния можно наблюдать, когда у малыша скудный словарный запас. При попытке объяснить свои желания и стремления он сталкивается с непониманием и смехом. Очень важно относиться с пониманием к любому вербальному выражению чувств ребенком, в противном случае у ребенка появиться злоба и обида.

Агрессия может проявляться словесно, в действиях и в истерике

Дети от 4 лет – до школьного возраста

С ростом и развитием малыша совершенствуется речь и чувство контроля над своими эмоциями и действиями. К этому возрасту дети умело начинают управлять своими действиями, как правило, реже дерутся, хотя некоторые дети продолжают физической силой выяснять отношения. Хотя некоторые продолжают отбирать игрушки, драться и кусать сверстников.

Агрессия у школьников часто направлена на сверстников

К возрасту 4-5 лет дети начинают вести активную полемику.

Они пытаются унизить достоинство непонравившего ребенка при помощи слов, начинают обзываться и ругаться.

Почему из уст маленького человечка можно услышать нецензурную брань? Такое поведение обычно ребенок впитывает из семейного общения. Очень важно не выяснять отношения при ребенке.

Если ваш ребенок замечен в таком виде агрессии, стоит с ним серьезно поговорить и изменить отношения в семье. Лучший пример – собственное доброжелательное отношение. Говорите ребенку, что нельзя унижать достоинство других детей.

Агрессивное поведение ребенка говорит об избытке эмоций и энергии. Возможно, есть смысл устроить чадо в секцию или кружок, где он будет физически и эмоционально задействован. Очень полезны в этом плане занятия на основе соревнования, единоборств, состязаний.

Подросток и агрессия

Почему трудно работать с этой возрастной группой?

Самый трагичный этап развития агрессии в возрасте 11-14 лет, если с ребенком работать проще, больший положительный отклик. То в случае агрессии подросшего отпрыска все намного сложнее. Корни проблемы по-прежнему в семье. Многие родители очень занятые люди, им не хватает времени сесть и просто поговорить с ребенком, все общение ограничивается дежурными фразами.

Агрессия подростка

Справиться с подростковой агрессией очень не просто, здесь нужна консультация психолога. Необходим обстоятельная беседа о важности вашей работы, ребенок еще не работает, уровень жизни всех членов семьи напрямую зависит  от вашей занятости.

Борьба предстоит нелегкая, но нужно стараться и верить в успех. Не существует безвыходных ситуаций, если не знаете, что делать ищите опыт других людей и специалистов.

Причины возникновения детской агрессии:

Пагубное влияние человеческого общества. Человек не может существовать в отрыве от социума. Однако люди, с которыми мы и наши дети взаимодействуют не всегда наполнены добром и позитивом. Ребенка в силу возраста и отсутствия опыта легко ввести в заблуждение.

Причина агрессии — отношение к ребенку

Проблемы в общении в семье с детских лет. Часто причина агрессии ребенка кроется в разладах в семье. Агрессивные дети часто копируют поведение взрослых членов семьи.

Некоторые родители при детях выясняют отношения, может дойти до ругани и драки. Необходимо научиться контролировать свои эмоции и учить этому ребенка.

В человеческом обществе есть множество способов решения проблем, агрессия ни в физическом, ни в психологическом виде не приветствуется.

Дискомфорт в обществе — одна из причин агрессии

Средства массовой информации.  Этот источник примера для поведения преследует ребенка постоянно. Так агрессивные дети постепенно превращаются в подростков.

С экранов телевизоров льется много сцен насилия, ругани, драк. Ребенок  с ранних лет ни чем не защищен от воздействия. Если бы между ребенком и компьютером, телевизором находился взрослый, но родителям постоянно некогда. Общение с любимым чадом они оставляют на потом.

Так ребенок средних лет усваивает уроки из средств массовой информации, как прописную истину. На сегодняшний день даже детские мультфильмы поменяли приоритеты. Уже в моде добрые мультфильмы, которые учили прописным истинам.

Сегодня молодежь делает ставку на бойкость и дерзость. Такой способ решения конфликтов до добра не доводит.

Психологи считают. интернет приводит к детской агрессивности

Методы борьбы с детской агрессией

  • У родителей должна быть единая позиция по базовым вопросам воспитания. К такому единству следует призывать и бабушек и дедушек. У ребенка не будет шансов балансировать на запретах и дозволенностях.
  • Родительский контроль должен осуществляться ненавязчиво, независимо от количества лет ребенка.
  • На агрессию и негатив ребенка нужно реагировать спокойно, по началу это будет очень трудно, но затем вы заметите, как ребенок начинает успокаиваться, страсти утихают.
      Советы, как помочь агрессивному ребенку
  • Проявляйте искренний интерес к ребенку. Уделяйте как можно больше времени, выкройте минутку из своего плотного графика. Поговорите с ребенком по душам, поинтересуйтесь школьными делами, делайте это не второпях.

    Со временем агрессивные дети проникаются такой родительской заботой, начинают проявлять чуткость и нежность. Вам просто необходимо растопить сердце вашего ребенка.

Наказывайте ребенка, если он только действительно этого заслужил.

Все проступки не должны оставаться без вашей оценки, ребенок не должен чувствовать безнаказанность. Если ребенок проявил себя с положительной стороны, то не оставляйте это без внимания, ваша любовь и забота найдут отклик.

Что делать с агрессивным ребенком

Какие ошибки не стоит допускать при борьбе с детской агрессией

  • Старайтесь не использовать злобный тон голоса во время разговора, негатив порождает агрессию.
  • Не выказывайте ребенку в независимости от количества лет, свою власть и превосходство, он будет этому сопротивляться увеличением агрессии.
  • Нельзя начинать разговор на повышенных тонах. До беседы следует успокоиться и освободиться от злобы.
  • Старайтесь не принимать угрожающую позу, ребенок будет чувствовать себя не комфортно, на такую ситуацию будет реагировать только агрессивно.Объяснительная беседа должна быть спокойной. без крика
  • Следите, чтобы в вашей речи не проскальзывала даже тень сарказма. Агрессивные дети очень тонко чувствуют эмоции. Если ребенок вместо понимания ощутит иронию, то новой волны недовольства и негодования вам не избежать.
  • Не применяйте физическую силу, правило вышибания клина другим клином явно здесь не работает.
  • Не вовлекайте в конфликт посторонних людей, со стороны ребенка это будет расценено, как предательство.
  • Если вы подготовили пламенную речь, то проверьте ее на наличие обидных высказываний. Ни одному человеку не будет приятно, если его будут долго и нудно отчитывать.
  • Не сравнивайте ребенка с другими ребятами разных лет, по вашему мнению благополучными, сравнение лучше или хуже здесь совершенно не уместно.Занятия с психологом помогут ребенку поменять настрой
  • Не вставляйте в разговор дежурные фразы, которые создают чувство обыденности.

Заведите домашнее животное. Дети, которые ненавидят весь мир, могут привязаться к щенку или котенку. Через это общение будет проще достучаться до сердца ребенка.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/agressivnyj-rebenok-pochemu-i-chto-delat.html

Агрессивный ребенок: почему дети ведут себя агресивно в детском саду и в школе, рекомендации по работе с ними и консультации психолога

Агрессивный ребенок. Часть 2

25.09.2019

«Ваш ребёнок грубый, агрессивный, ему не место среди нормальных детей», — вот что могут услышать про своего ребёнка родители. Слова эти больно ранят и огорчают, ведь как правило, нам не хочется слышать подобное о своих детях.

Какие рекомендации дают психологи родителям агрессивного ребёнка, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Агрессивный ребёнок — 15 рекомендаций родителям

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым.

В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность.

Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение.

И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Лучшие рекомендации психологов родителям агрессивного ребёнка

Психологи рекомендуют начинать коррекцию агрессивного поведения с простых и доступных методов и приемов, которые любой родитель может применить дома. Эти методы бывают, как физическими, так и творческими. Необходимо применять оба направления, для полноценной работы над проблемой:

  1. Побить подушки. Подушками можно выбить любую злость, при этом действии даже можно обзываться так, как предлагается в упражнение №3.
  2. Боксёрская груша, также является отличным средством для выхода своих отрицательных эмоций и естественного выброса адреналина. Лучше если эмоциональный ребёнок побьёт грушу, чем своего соседа по-парте.
  3. Если у ребёнка прослеживается агрессия в виде словесной брани. То есть, во время злости он говорит обидные слова. Предложите маленькому злюки игру в «обзывалки», только обзываться можно овощами, фруктами или предметами быта. — Ах, ты кабачок, ах ты сковородка и т. д. И не обидно никому и эмоциональная разрядка.
  4. На большом плакате написать или нарисовать самые гадкие слова, которые можно сказать в адрес обидчика, плакат нужно потом сжечь.
  5. Если ребёнок ругается плохими словами, кричит, мы можем ему предложить «Мешок криков». Это может быть любой мешочек, но его использовать для других целей нельзя. Можно договорить с ребёнком, что пока в руках у него этот мешочек, то он может ругаться в него сколько хочет. Но если мешочек уже завязан, то все бранные слова остались в мешочке. Он их больше не употребляет, а говорит спокойно о том, что ему не нравится.
  6. Обратиться к специалисту, если вы видите, что злость ребёнка изливается не на предметы, а на себя, так называемая самоагрессия. Когда ребёнок бьётся головой о стену или рвёт на себе волосы. Это пограничное состояние и при таком поведении необходима помощь специалиста. Родители маленького агрессора должны обратить пристальное внимание на следующие моменты в развитии ребёнка: насколько у него развита речь, принимают ли его сверстники, что он умеет делать. Таким детям можно и нужно помогать входить в сообщество, находить интересные дела. Когда о ребёнке говорят, что он злой, не воспитанный, агрессивный, часто здесь можно найти психологические проблемы, которые и лежат в основе такого поведения. Ребёнок становится «неудобным». Это могут быть дети с синдромом гиперактивности, дефицита внимания. Дети, у которых слабая конституция нервной системы. Этим детям нужна особенная помощь, с помощью которой ребёнок сможет взглянуть на мир другими глазами.
  7. Родителям нужно очень осторожно давать советы своим детям. Порой, они сами подталкивают детей на агрессивные действия, говоря им: «Тебя бьют, ты должен дать сдачи». Как ни странно, но причина, возможно, в том, что сам родитель испытывает большой страх, что его ребёнок вырастит слюнтяем, которого все бьют. Такими советами, они успокаивают себя, что с их ребёнком все будет хорошо. Однако, часто бывает всё совсем наоборот и такими советами родители лишь подкрепляют в ребёнке чувства злости и агрессии. И в другой раз ему лишь только может показаться, что на него кто-то нападает, а он уже пойдёт в оборону. Возможно, вам будет интересно Детская ревность при рождении второго ребёнка в семье. Ребёнок злиться на себя. Часто это может быть перенос некоторых родительских утверждений, неоправданных ожиданий. Смотря, по какому поводу он злится. Необходимо с ребёнком проговорить, о причине по которой он злится. Ведь причины могут быть разные. Не купили, что-то в магазине, друг пообещал и не выполнил обещанного и т.д.
  8. Не применять физические наказания. Наказания вызывают цепную реакцию. Если с ребёнком обходятся агрессивным образом. Шлёпают, ставят в угол, то он будет вести себя ещё хуже. Ведь мы хотим, чтобы ребёнок вел себя дружелюбно, контактно. Сами же прибегаем к таким способам воспитания, которые никак не вяжутся с задачей этого воспитания. Возможно, вам будет интересно 6 практических советов как перестать бить своего ребёнка. Иногда родителям всё же необходимо проявить твёрдость и остановить агрессивные действия ребёнка, но сделать это нужно не криком и битьём, а уверенным и твёрдым голосом. Взять его за руку и поговорить. Только делать это нужно с позиции — давай решим это вместе, а не с позиции давай тебя научу, я большой и умный, а ты маленький и глупый. Такое общение обычно воспринимается детьми как нравоучения. И такой разговор может вызвать у него новую вспышку агрессии. Злиться можно и нужно, ведь это обычная составляющая нашей эмоциональной сферы. Вот только как вовремя справится с этой эмоцией, не дать ей выйти из берегов. Этот вопрос и есть самый сложный.
  9. Ввести правила. Многие ситуации, в которых ребёнок ведёт себя агрессивно, можно уменьшить или избежать вовсе. Для этого, как не странно, необходимо ввести правила в семье. На самом деле, детям, с их хрупкой нервной системой, очень нужны правила. Так легче организовать ребёнка, выстроить с ним доброжелательные отношения. Можно придумать правила вместе с детьми. Записать их на листе бумаги и повесить на видное место. А за нарушения правил, нарушителю грозит какое-то шутливое наказание. Это может быть танец тумба-юмба, или прокукарекать 10 раз из окна. Тут всё будет зависеть от вашей фантазии.
  10. Необходимо переключать физическую агрессию ребёнка на что-то мирное. Например, это может быть езда на велосипеде, игра с мячом. Любой физический труд, который по душе.
  11. Контролируйте, что смотрит ваш ребёнок по телевизору. Или, какие передачи вы включаете в присутствии ребёнка. Если родители постоянно смотрят по телевизору криминальные фильмы, новости со страшными сюжетами насилия и позволяют ребёнку тоже это видеть и слышать. На эмоциональном плане ребёнок считывает такую информации, как социально приемлемую. Заряжается энергетикой негатива и затем это нужно куда-то выплёскивать. В детском саду и школе, на детских площадках.
  12. Проговаривайте с ребёнком возможные неприятные моменты для него, еще до их наступления. Походы, в поликлинику, детский сад, школу, могут восприниматься ребёнком как некое насилие. Он не хочет идти в поликлинику, толкаться в душном транспорте, слушать чужую тётю в детском саду, долго сидеть на уроке в школе. А взрослые его заставляют всё это делать. Вспышки гнева со стороны детей в таких случаях не редкость. Постарайтесь проговорить с ребёнком, еще до похода в поликлинику, зачем вы туда идёте. Для того, чтобы не болеть. Чтобы быть весёлыми и здоровыми, нам иногда приходится посещать врача. Расскажите ребёнку о своих чувствах. Что вам, возможно тоже не хочется идти в поликлинику. Примите его желания и нежелания одинаково положительно. Поиграйте с ним в детский сад дома. Возможно, вам станет ясно, почему именно не хочет ребёнок идти в детский сад, чего или кого он боится. Если его кто-то обижает, он может встать в роль обижающего его человека. Проговорив и проиграв дома какие-то эмоционально тяжёлые для ребёнка моменты. Он вытесняет, выплёскивает эти эмоции и негатив не остаётся внутри ребёнка.
  13. Не заставляйте ребёнка просить прощения, если ему не хочется. Но если вы чувствуйте, что он готов попросить прощение, у человека которого он обидел, то нужно это сделать обязательно. Ведь когда мы, просим прощение искренни сожалея о содеянном, то нами движут только светлые и добрые чувства. Если попросить прощение ребёнку тяжело, то вы можете ему помочь, написать открытку для того человека, которого он обидел. Если ребёнок еще не умеет сам писать, то это можете сделать вы. Что именно написать, в такой открытке, пусть решает сам ребёнок. Чтобы ребёнок просил прощения у других людей, родители должны научиться просить прощение у своего ребёнка, друг у друга в семье, если это необходимо. Ведь если, дома эта модель поведения не принята, то и от детей этого не стоит ждать. Задача родителей научить ребёнка справляться со злостью и агрессией самостоятельно, без кулаков, с помощью слов и самоконтроля.
  14. Развивайте в ваших детях чувство самоконтроля. Задания по развитию самоконтроля могут быть такие:
  1. «Сержусь, но улыбаюсь». В течении 1 минуты нужно топать ногами, сохраняя при этом улыбку на лице.
  2. «А зелёным не рисовать». На листе бумаги рисуем ель, огурец, крокодила. Условие только одно. Рисовать зелёным цветом нельзя.
  3. «Тихо, очень тихо, ещё тише». По сигналу «Тихо!» ребёнок начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо!» нужно сжать лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» ребёнок закрывает глаза и ложится.
  4. Не выхожу за рамки. Нужно заштриховать любой рисунок, не выходя за рамки. Делать это нужно левой рукой, стараясь не выходить за границы рисунка.

15. Коррекция агрессивного поведения с помощью цвета и музыки

Давно известно, что цвета влияют на нашу психику, как, и музыка. Так, при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости психологи рекомендуют использовать голубой и синие цвета. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс» (любой); Л. Бетховен « К Эльзе»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Пение птиц»; И.С. Бах «Искусство фуги».

Источник: https://ds10-lazorik.ru/sovety-psihologa/chto-delat-s-agressivnym-rebenkom.html

Агрессивный ребенок: понять и помочь. Часть 2

Агрессивный ребенок. Часть 2

Как отличить здоровую агрессию от патологической? И как помочь ребенку? Рассказывает детский психиатр Елисей Осин.

История третья. Агрессия как аффект

Маше восемь лет, и её боятся собственные родители. Бывают дни, когда Маша спокойна и дружелюбна, спокойно играет с ребятами, слушается родителей. Но бывают дни, в которые девочку как будто подменяют. Родители уже с утра замечают, что настроение девочки поменялось — по глазам, по походке, осанке. И ждут беды.

В такие дни нужен лишь повод, чтобы Маша взорвалась, как маленькая бомба: из-за слишком горячего чая, из-за брошенного на неё взгляда, из-за замечания она внезапно меняется в лице, краснеет, кричит, угрожает, оскорбляет. В школе детям достаётся ещё больше: Маша может налететь с кулаками, жестоко бить тех, кто, как ей показалось, её обидел.

Маша долго не успокаивается, убегает в свою комнату, там кидает книжки, игрушки, лишь через полчаса приходит в себя.

Нетрудно заметить отличительную черту этого типа агрессии — в основе лежит сильная, длительная, неконтролируемая эмоция — аффект. Такой тип агрессии связан с нестабильностью аффекта, внутренними колебаниями настроения, не связанными ни с какими внешними причинами.

Чтобы понять этот тип агрессии, представьте себе какого-нибудь до предела разъярённого животного — например, быка. Его глаза наливаются кровью, дыхание становится частым, сердце колотится. Этот бык уже не просто животное, он — настоящее орудие разрушения.

Аффект, чувство гнева придаёт ему силы и выносливости, он делает его бесстрашным и даже нечувствительным к боли. У людей гнев может делать всё то же самое. Хорошо, когда он возникает к месту — например, когда нужно прогнать хулигана.

Но плохо, когда это сильное чувство возникает само по себе, ведь даже близкие и дорогие люди начинают ощущаться как враги.

У людей так бывает при некоторых эмоциональных расстройствах, биполярном аффективном расстройстве (когда настроение легко и без причины меняется от повышенного до сниженного), последствиях травм головного мозга, расстройствах аутистического спектра.

При этих расстройствах нарушается способность регулировать собственные эмоции — их характер и выраженность. В каком-то смысле человек с таким нарушением становится рабом возникшего у него сильного чувства: чувство начинает руководить им, а не он чувством. Большой проблемой в этом случае, как и в случае импульсивной агрессии, будет то, что агрессивные действия оказываются направлены не на достижение какой-то специфической цели, а на нанесение вреда. Кстати, этот тип агрессии сильно связан с импульсивной, они нередко наблюдаются вместе, хотя всё-таки и являются разными по своей сути явлениями.

Родители обратились с Машей к детскому психиатру. После обследования девочке был поставлен диагноз биполярного аффективного расстройства. Доктор назначил лекарство, стабилизирующее настроение, и направил её к психологу на занятия по развитию эмоциональной сферы.

На этих занятиях Маша училась определять свои эмоции, говорить о них.

Благодаря лекарству вспышки гнева у Маши стали проявляться гораздо реже, а на занятиях с психологом девочка научилась распознавать моменты, когда она начинает выходить из себя, и говорить об этом детям и родителям, просить, чтобы её на некоторое время оставили в покое.

История четвёртая. Агрессия как страх

Володе десять лет. Он никогда не был простым парнем — очень подвижный, с неустойчивым настроением, склонный к страхам и тревоге. Первые два класса были очень сложные, мальчик то отказывался ходить в школу, то нарушал школьную дисциплину.

В конце первого класса Володю отсадили на последнюю парту за плохие успехи в учёбе, и у него развилась настоящая депрессия: ему казалось, что он хуже всех. В новой школе у другого учителя Володя, почувствовав заботу и ласку, расцвёл, завёл близких друзей, стал хорошим учеником.

Летом после третьего класса мальчик поехал в лагерь, поехал один. Этой поездки он очень ждал, ведь это было настоящее приключение! Но с первых же дней Володя начал звонить домой и просить маму его забрать. Он жаловался, что его бьют дети, отнимают игрушки, что он стал “козлом отпущения”, никто с ним не дружит…

Воспитатели по телефону успокаивали взволнованную маму, обещали, что мальчик привыкнет и адаптируется. Когда мама через месяц забрала своего сына, она его не узнала. Хмурый, напряжённый, он почти не говорил, лишь сквозь зубы проклинал мать за то, что она его туда отдала.

Володя стал очень беспокойно спать, ему снились кошмары, о которых он не хотел никому рассказывать. Дома Володя несколько раз устроил страшные истерики: вдруг ни с того ни с сего крушил мебель, кричал, плакал, набрасывался с кулаками на тех, кто пытался его держать.

Такой же эпизод однажды был и на улице, когда он увидел мальчика, с которым был в лагере: Володя начал орать, что он его убьёт, кидался камнями, пытался куда-то убежать. Истерики исчезали неожиданно — почти так же, как и начинались. Мама, испугавшись изменений в состоянии мальчика, госпитализировала его в психиатрическую больницу.

Когда немного позже психолог разговаривал с Володей о том, что с ним происходило, мальчик рассказал, что после произошедших событий он постоянно ощущал повышенную тревогу, а иногда и страх за свою жизнь.

И страх, и тревога — это адаптивные реакции организма на опасные ситуации, однако при некоторых расстройствах эти переживания достигают такой выраженности, что человек теряет способность их контролировать.

Вместо того, чтобы организовать поведение человека для защиты, они дезорганизуют его, вызывая ненаправленную агрессию, раздражительность, нарушения сна. Нередко эпизоды возбуждения несколько разряжают тревогу, дети могут испытывать облегчение, такое облегчение после странных истерик испытывал и Володя.

Подобное наблюдается при депрессиях, тревожных расстройствах, некоторых типах расстройств личности и очень часто при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

Суть этих расстройств именно в том, что тревога выходит из-под контроля человека, наблюдается без внешнего повода, и у детей очень часто приводит к возникновению агрессии. Это агрессия, связанная с чувством страха, по сути своей — защитная. Представьте себе загнанную в угол крысу.

Ей некуда бежать — и она набрасывается на противника, в десятки раз превышающего её в размерах. Как только появляется возможность убежать, она тут же ею пользуется. Проблема в том, что те, кто постоянно испытывает тревогу, не могут от неё убежать, как это делает животное, и вне ситуации внешней опасности раз за разом будут возбуждаться, пытаясь защитить себя. От такой агрессии тоже не поможет наказание, следует лечить те состояния, которые её вызвали: депрессию, тревогу, ПТСР.

Володя в момент госпитализации при расставании с матерью снова выдал страшную истерику — бегал по больнице, прятался под лавками, кричал так, как будто его собираются убить. Дежурный врач, не успев разобраться, пригрозил мальчику, что если он не успокоится, то его серьёзно накажут.

Это не просто не помогло — испуганный мальчик накинулся на врача с кулаками! Только через некоторое время лечащий врач распознал за выраженной агрессивностью глубокий страх: Володя был уверен, что родители его бросили (снова, как ему казалось), и оставят в больнице навсегда.

Неудивительно, что он занял оборонительную позицию. Доктор связался с родителями и попросил их приезжать к мальчику каждый день. Почувствовав расположение врача, безопасность, постоянно встречаясь с мамой, Володя стал гораздо спокойнее и смог посещать занятия с психологом.

На занятиях он долго не мог рассказать о том, что было с ним в лагере, лишь после некоторых встреч смог довериться и поведать свою историю. Оказалось, что тогда в лагере у мальчика были серьёзные причины опасаться за свою жизнь. Мальчику был поставлен диагноз посттравматического стрессового расстройства.

Понемногу тревога и страх уходили, психолог помогал обрести уверенность в себе и прожить тяжелейший опыт. Володя вернулся из больницы полностью выздоровевшим.

Конечно, редко когда бывает, что эти виды агрессии наблюдаются в чистом виде. Часто импульсивная агрессия наблюдается вместе с аффективной возбудимостью, инструментальная агрессивность нередко бывает у детей с импульсивностью и так далее.

Однако почти всегда можно выделить тип, который доминирует у этого конкретного ребёнка, и с ним работать. Патологическая агрессия — это не единая проблема, даже когда внешние проявления её одинаковы у разных детей.

Требуется много внимания и понимания для того, чтобы понять, из-за чего ребёнок ведёт себя опасно, понять, как ему помочь.

Елисей Осин

Статья предоставлена журналом “Родные люди”

Источник: http://xn-----6kcaca7c7abwb.xn--p1ai/deti/agressivnyy-rebenok-ponyat-i-pomoch-chast-2

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.